Высшее образование: 7 самых популярных мифов

Достойный уровень жизни, стабильное материальное положение

Многие выпускники связывают наличие высшего образования с возможностью достойным образом обеспечить себя и свою семью. Несомненно, что в современных условиях, это относится далеко не к каждой специальности, которую можно получить в институте или университете. И далеко не всегда даже наличие диплома юриста престижного ВУЗа гарантирует в будущем высокие доходы и стабильное материальное положение.

Карьерный рост

Возможность карьерного роста напрямую связана с наличием соответствующего образования. Это касается как государственных служб и организаций, так и коммерческих компаний. Даже если вы давно работаете в компании и показываете отличные результаты, для продвижения по карьерной лестнице может потребоваться наличие высшего образования. Именно поэтому многим людям приходится получать диплом в среднем возрасте, а это уже намного сложнее.

Самореализация

Получение высшего образования с целью самореализации — причина для тех выпускников, которые уже определились со своими интересами и предпочтениями и уверены в выборе специальности. Но в большинстве случаев этот выбор достаточно сложен и сразу после школы сделать его удается не многим.

Повышение уровня знаний

Далеко не все выпускники ставят перед собой определенные практические цели. Среди современных молодых людей немало и таких, кто хочет расширить свой кругозор и получить новые знания. Для них необходимость получения высшего образования заключается в самом образовании

В этом случае полученная специальность нередко не находит практического применения, но при этом способствует повышению самооценки, что для современного человека также очень важно

Другие причины

Также среди причин поступления в ВУЗ выпускники отмечают престиж, необходимость угодить родителям, возможность не служить в армии. Многих привлекает студенческая жизнь как таковая: расширение круга знакомств, возможность повеселиться, а также удачно выйти замуж.

В наши дни выпускники могут выбирать не только любой из отечественных ВУЗов, но и престижные зарубежные высшие учебные заведения. Широкие возможности выбора ВУЗа также повышают популярность высшего образования.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Нужно ли высшее образование: ох уж, эти примеры

Например, я встречала такие высказывания:

  • Сначала работаешь на зачётку, потом нигде
  • Сказки мамы на ночь: закончишь школу, закончишь университет, найдёшь хорошую работу и все будет прекрасно

В сети полно информации и статей о том, как многие именитые, известные люди, чаще бизнесмены, новаторы достигали высот. При этом в своё время они бросили университет или школу и высшего образования не получили. Мол, зачем оно нужно, зачем тратить годы на непонятное времяпрепровождение, если потом оно не нужно.

Мне тяжело и часто больно смотреть на эти высказывания

Ведь обращаются к молодёжи, на эти высказывания обращают внимание школьники, которым ещё предстоит делать выбор. И печально то, что такими мощными, запоминающимися, часто провокационными фразами и мыслями можно направить молодую не сформировавшаяся личность на ложный путь, сбить с толку

Почему?

1. Подумайте сами. В процентном соотношении, сколько историй таких успешных людей, которые, бросив ВУЗы, добились успеха? Сотые доли процента. А считал кто-то тех, кто закончил ВУЗ и стал успешным?

Об образовании этих людей никто не говорит. Это же не интересно, не провокационно! А сколько их? Часто приводят такие цифры (и кстати, неизвестно еще, откуда это взято), что около 30-40% успешных и богатых людей без высшего образования. Да, хорошая цифра! Но оставшиеся 60-70% с высшим, а не наоборот. Статистика-то в пользу образования.

Многие даже не задумываются, что успешные проекты образовались именно благодаря образованию.

Вот небольшой лишь список.

  • Google — результат научной разработки его основателей студентов Ларри Пейджа и Сергея Брина. Финансировались их разработки научным фондом, поддерживали юных разработчиков научные руководители. И представьте, что они не пошли туда учиться.
  • Но и наш отечественный интернет-гигант не отстает. Волож Аркадий Юрьевич — сооснователь и гендиректор компании Яндекс в свое время закончил Институт нефти и газа им. Губакина по специальности «прикладная математика». Во время студенчества занимался исследованием обработки больших объемов данных.
  • Уоррен Баффет. Крупнейший в мире и один из наиболее известных инвесторов. Баффетт обучался под руководством Бенджамина Грэма в Колумбийском университете, штат Нью-Йорк. По словам Баффетта, именно Грэм заложил в него основы разумного инвестирования с помощью фундаментального анализа, и описывает его как человека, оказавшего наибольшее влияние на его жизнь после отца.
  • Костин Андрей Леонидович. Президент-председатель правления ВТБ, банка, входящего в ТОП-3 Российских банков. В свое время с отличием окончил экономический факультет МГУ.
  • Авен Петр Олегович. Председатель совета директоров Банковской группы «Альфа-Банк». Закончил экономический факультет МГУ, а позже защитил диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
  • Дмитрий Гришин. Российский венчурный инвестор глава совета директоров Mail.ru Group. Окончил МГТУ имени Баумана с красным дипломом  по специальности «Системы автоматизированного проектирования».

Ну что ж, хотите быть главой банка, миллионером, создать новый Гугл или Яндекс — учитесь. Что-то не так интересно звучит, да? Не то что антипропаганда. (Я просто умолчу о врачах и ученых, они ВСЕ с образованием, и их… тысячи).

А каковы шансы, что именно этот школьник, который решил не учиться, достигнет подобного успеха? А каковы шансы, что с образованием достигнет? Неизвестно. Да-да. В том и другом случае нет никаких гарантий. Я не утверждаю, что образование сделает вас успешным. Гарантий никаких ни в том, ни в другом случае.

Образование поможет лишь тем, кому оно действительно нужно. Нужно ли высшее образование и как это определить? Поговорим ниже.

В вузах учат по устаревшим программам и технологиям, которыми никто не пользуется

Где тут правда. К сожалению, так иногда бывает, особенно в небольших вузах. Или там, где вуз в основном гуманитарный, а под IT выделяется один факультет или кафедра. Там вас вполне могут два года учить кодить на Паскале или рассказывать об азах схемотехники по учебникам времён СССР. Основы — это хорошо, но часто им уделяют много времени — и за ними не следует ничего.

Например, так выглядит программа обучению веб-безопасности на факультете информационной безопасности одного провинциального вуза. Здесь только основы, и местами уже устаревшие

Иногда промашки случаются даже в крупных вузах. У меня такое было с предметом «Мобильные сети» — преподаватель рассказывал нам о собственной уникальной технологии, которую он разработал ещё в девяностые. Правда, не патентовал, никак не продвигал, и технологию эту сейчас никто не использует.

Где ошибка. В современных вузах ситуация налаживается. Программы стараются пересматривать чаще, с учётом современных тенденций, — например, преподавать уже даже не С/С++, а Python или JavaScript.

Например, так выглядит программа курса для веб-разработчиков от РАНХиГС и Skillbox: здесь уже гораздо больше современных и актуальных технологий

Кроме того, в отличие от обычных курсов, вуз продолжает учить вас основам — базовым вещам, с которыми вам проще будет развиваться и не отставать от современных тенденций.

Время

Вы действительно хотите убить 4-5 ваших лучших лет молодости ради картонки с двумя листочками внутри? Удачи! Только помните, время не вернешь, а молодость тем более. Молодость, энергия, красота, драйв, огромный неизведанный мир, яркие эмоции, любовь… Все это менять на скучные лекции, неврозы, вечный недосып, ненависть к окружающему миру, на дергающий глаз? Вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО этого хотите?

Если вы все-таки не представляете себе жизнь без высшего образования, либо предки заставляют вас идти в универ, то переводитесь на заочное образование. Вы ничего не потеряете, а наоборот, даже приобретете. На заочке преподы охотнее берут взятки  и поэтому сдать любой экзамен намного проще. Заплатил – сдал. Можно конечно выучить, сдать, а потом забыть. Но опять же, время – деньги. Так что лучше дать преподу? Свое время или деньги? Если вы зарабатываете неплохо, то проще дать бабло, чем убивать лишнюю неделю на подготовку к экзаменам.

Решение: забыть про систему образования

ВЦИОМ участвует в совместном проекте ассоциации ведущих исследовательских компаний ОИРОМ и Высшей школы экономики — специальной образовательной программе по маркетинговым исследованиям и изучению общественного мнения. По их задумке все компании, которые в нее входят, смогут транслировать свои требования к выпускникам и к образованию, а также будут делиться компетенциями — то есть «подсаживать» в социальный лифт и сами давать некоторую часть образования. А если это будет происходить и в регионах, где таким образом станут не только трудоустраивать людей, но и решать региональные проблемы вместе с жителями, то это двойной успех.

«На наш взгляд, — продолжает Наталья Седова, — когда компании не обращаются к государству и системе образования, а пытаются сделать что-то сами — это решение, которое может работать».

Освоить профессию

Самый популярный ответ — получить знания и освоить профессию. Обычно так отвечают люди старшего поколения. Когда они учились в вузе, сложно было получить необходимые знания откуда-то извне — а сейчас все можно найти в интернете. Школьники и студенты уже реже верят в то, что университет дает актуальные знания. Студенты новых направлений (например, менеджмент или пиар) часто говорят, что преподаватели сами не совсем понимают, о чем рассказывают. Преподаваемый материал устарел, методы, которыми преподают, тоже.

Современное поколение все меньше ожидает, что вуз сможет дать уникальные знания, которые невозможно изучить самостоятельно. Однако не стоит мыслить радикально. Есть профессии, для которых высшее образование необходимо — например, врач.  А если студент заинтересован в обучении, любая информация для него будет полезна.

Преподаватели вуза дают базис, а уже от студента зависит, как его использовать.

Так нужен ли диплом в современном мире?

Сегодня часто и вполне справедливо говорят, что российский рынок сегодня насыщен кандидатами с высшим образованием, но правильнее говорить о пресыщении специалистами с дипломами, не гарантирующими возможность исполнения специалистом требуемых функций. В нашей стране значительное количество выпускников работают не по специальности, а значит их диплом влияет на общекультурные компетенции, но не на профессиональные навыки и умения, по сути, получаемые в первые годы работы.

Не удивительно, что работодатель дополнительно не расценивает время, проведённое в ВУЗе, считая позитивным только общий культурный уровень, желание и умение обучаться. Поэтому если работать по полученной в ВУЗе профессии, отдача будет выше, чем просто от высшего образования, которое сегодня рассматривается как необходимое, но не достаточное условие для успешной карьеры.

Потребность в компетентных работниках сохраняется и в условиях продолжающейся пандемии

Поэтому очень важно обеспечить студентам практико-ориентированные занятия, участие в них работодателей (пусть и дистанционно), привлекать их к совместных с ВУЗом проектам. Все это дает возможность выпускникам получить знания, мягкие компетенции, накопить необходимые рекомендации и знакомства

В ряде случаев можно и нужно использовать профессиональные стандарты для корректировки образовательных программ, а также внедрять сдачу экзаменов на профессиональные сертификаты для студентов, это позволяет быстро обновлять программы с учетом мнения профессионального сообщества, удовлетворить запрос работодателей.

Принимая решении о поступлении в тот или иной ВУЗ, нужно понимать, что полученный в итоге диплом точно будет рассматриваться не только как дополнительное преимущество, но и необходимое условие для работы во многих компаниях. А вот правильный выбор получаемой профессии увеличит отдачу от высшего образования, в этом случае можно рассчитывать на сравнимую с общемировые цифрами отдачу в 10-20%.

Как принять верное решение?

Вот несколько советов и рекомендаций:

Прислушивайтесь к себе. Не идите в вуз только потому, что это считается престижным или настаивают родители. Жить и работать потом вам.

При выборе профессии учитывайте не только ее престижность, но и свои способности и наклонности. С этим вам помогут тесты по профориентации.

Изучите рынок труда

Узнайте, какие специальности наиболее востребованы, обратите внимание на уровень зарплаты.

Не стоит выбирать чересчур популярные направления. При переизбытке специалистов могут возникнуть трудности с трудоустройством.

Если вы выбрали вуз, посетите его заранее, пообщайтесь с нынешними студентами

Изучите условия обучения, уровень преподавания и т. д.

Если вы до конца не определились с выбором направления, не спешите. Не поступайте, лишь бы поступить. Поступите в колледж или устройтесь на работу. Так вы не потратите время зря. Получить высшее образование никогда не поздно.

Получать высшее образование или нет, зависит от направления, которое вы выбрали. В любом случае, чтобы добиться успеха, вам придется много работать и постоянно самосовершенствоваться.

Нужно ли образование в наше время?

Какую ценность имеет образование? И в чём заключаются его функции? Таковых немало. Прежде всего, образование обеспечивает воспитание нового поколения специалистов, которые смогут продолжить и расширить использование научных знаний, а также культурных и духовных ценностей. Именно образование позволяет не только осваивать, но и передавать последующим поколениям наследия культуры, науки, искусства и др., т. е. налагает определённую ответственность за их сохранение и приумножение.

Кроме этого, образование способствует развитию. Это касается как развития общества, так и каждого отдельного человека. Благодаря ему молодые люди становятся способны лучше адаптироваться в обществе, входить в различные социумы, успешно заниматься карьерой и плодотворно заниматься созданием материальных и духовных ценностей. Образование в определённой степени помогает человеку найти собственное место в социальной среде и ощущать свою значимость.

Развитие любой страны определяется общим уровнем культуры населения, уровнем его нравственности, развития и стремлением к совершенствованию. А эти факторы зависят от уровня образования основной массы граждан, их взаимоотношений, которые и формируют облик каждого государства.

Но образование отдельных граждан важно даже не столько для общества и государства, сколько для них самих. При этом имеется в виду не только получение человеком определённой специальности или профессии, но также ещё и развитие его личности

Ведь хорошо образованные люди имеют гораздо больше возможностей. Они могут позволить себе быть независимыми, свободными, их жизнь гораздо стабильнее. Кроме того, они имеют более высокий социальный уровень, общественное отношение к ним значительно более уважительное.

Образование способствует повышению уровня толерантности и гармонии человеческой личности. В наши дни образование доступно абсолютно всем, кто пожелает, а не только избранным высокопоставленным членам общества. И все, кто стремится к самосовершенствованию, могут воспользоваться этим своим правом. Причём это в полной мере касается и самообразования. Каждый человек может вместо официального обучения в ВУЗе заняться самостоятельным освоением определённых навыков и умений, необходимых для получения подходящего рабочего места.

Образование на семинаре

Преимущества высшего образования

Сегодня высшее образование стало новым веянием моды. Однако, преимущества высшего образования остаются по-прежнему без изменений.

Профессия Высшее образование дает профессию и право работать в определенной сфере деятельности. Есть такие направления, по которым нельзя работать без диплома. Например, юриспруденция, медицина, педагогика, архитектура, наука, энергетика и т.д.. Также наличие диплома о высшем образовании дает возможность устроиться на высокооплачиваемые управленческие должности в различных компаниях и перспективу карьерного роста.
Проба пера Во время учебы в университете можно пробовать себя в различных отраслях деятельности, чтобы понять, какая сфера деятельности по душе. Студентам можно устроиться на работу, где опыт не учитывается. А после окончания вуза нежелательно часто менять место работы, так как работодатели сомнительно относятся к большому количеству записей в трудовой книжке.
Знания Университеты дают много знаний по выбранному направлению и учат самообразованию. Также получение высшего образования дает возможность повысить уровень образованности, узнать подробно о выбранной профессии и что нужно дополнительно знать, чтобы быть востребованным на рынке труда.
Распорядок дня Университет задает ритм жизни, учит самоорганизации и самореализации. В вузе можно найти новое хобби, приобрести талант ведущего, оратора, первоклассного танцора или выучить несколько языков. Учеба в институте учит писать конспекты, собирать и структурировать информацию, составлять планы, быстро ориентироваться на месте в различных ситуациях, а также умению пользоваться ПК.
Расширение связей Учеба в университете позволяет заводить деловые контакты. Институт сотрудничает с различными компаниями и другими учебными заведениями (внутри страны и за рубежом). Проходя производственную практику, уже можно показать свое желание работать именно в этой компании, получить максимальное количество практических навыков и умений. А в самом университете можно зарекомендовать себя как ответственного студента и остаться там работать.
Наука

Обучаясь в университете, можно с головой окунуться в научную деятельность:

  • писать научные статьи (которые публикуются в научных изданиях);
  • участвовать в олимпиадах и конференциях по разным дисциплинам;
  • вступить в программу по обмену студентами между вузами;
  • принимать участие в различных конкурсах и получать в награду стипендии и гранты.

Для того чтобы получить высшее образование, требуется много сил и терпения. Но оно также дает больше возможностей для самореализации и успешного трудоустройства.

Почему против

Среди тех самых 26% опрошенных людей, которые скептически относятся к высшему образованию, многие называют следующие аргументы.

Стоимость

Хорошо, если выпускник попал на бюджет и не платит за обучение, в противном случае семью ждут серьёзные затраты.

Время

Зачем нужно высшее образование, если можно сразу пойти работать. Любому молодому человеку хочется начать зарабатывать и обрести независимость от родителей как можно раньше, а не ждать 4-5 лет, кропя над учебниками.

Нерациональность образования

Высшее образование предполагает изучение множества ненужных и неинтересных предметов, которые никогда не пригодятся в будущем.

Количество ВУЗов

В наше время возросло количество так называемых коммерческих институтов. Низкие проходные баллы соответствуют качеству обучения. Квалификация педагогов в таких заведениях также оставляет желать лучшего.

Отсутствие практических навыков выпускников

В отличие от техникумов и колледжей, дающих рабочие специальности, ВУЗ даёт лишь теоретические знания в области профессии.

Отсутствие гарантий

Никто не может сказать с полной уверенностью, что получив долгожданный диплом, сможет устроиться на престижную работу по специальности. На первый взгляд, со многими утверждениями трудно не согласиться, ведь университет действительно не даёт никакой рабочей специальности, не учит, как заработать деньги или построить собственный бизнес. Но почему же тогда столько студентов сидит на парах, сдаёт курсовые, зачёты, лабораторные и дипломные работы? Может и в самом деле гонка за высшим образованием отнимает лишние 4-5 лет молодости, после которых придётся идти на низшую должность и получать копейки, вместо того, чтобы пойти работать сразу и стать богатым и успешным.

Аргументы за то, что высшее образование не нужно

1. В высших учебных заведениях преподают много ненужных дисциплин

Тоже верно, но такова программа обучения, и с этим ничего не поделаешь. Приходится посещать лекции и сдавать экзамены по предметам, которые совсем не понадобятся в будущем.

2. Качество знаний, всегда ли оно на уровне?

Тенденция открытия новых высших учебных заведений все растет, причем открываются как сами ВУЗы, так и их филиалы. Большинство из них – коммерческие с низким проходным баллом. Какого качества знания они предлагают большой вопрос.

Также и сами преподаватели могут предложить поставить отметку за «презент». Не все, конечно, но встречаются. Опять же, знаний от такого вида услуг не прибавится.

3. А если обучение платное?

Даже если студент желает учиться, но не поступил на бюджет, ему приходиться обучаться на платной основе. Стоимость обучения за пять лет существенно отразиться на бюджете семьи.

4. Зачем тратить время

Молодые люди, только что окончившие школу, часто грезят большими зарплатами и перспективной работой. Причем это все им нужно здесь и сейчас, смысла тратить пять лет на получение «не нужной» корочки они не видят.

6. А гарантий никаких

Многие люди работают не по специальности. Зачастую бывшие студенты просто не могут найти работу соответствующей специализации и работают там, где платят. Вопрос – зачем надо было учиться?

Преимущества и недостатки высшего образования

У высшего образования есть свои плюсы и минусы. Основные преимущества:

  • Возможность карьерного роста. В большинстве госструктур невозможно занимать руководящие должности без высшего образования.
  • Получение специальных знаний. Есть ряд профессий, которым можно научиться только в вузе.
  • Преимущество при трудоустройстве. Работодатели чаще всего хотят видеть у себя специалистов высшей квалификации.
  • Получение полезных навыков. В вузе вы научитесь быстро находить нужную информацию, а также систематизировать и обрабатывать ее. Выработаете способность к самообучению.
  • Расширение кругозора. Вам придется изучать много разных дисциплин, с которыми в обычной жизни вы бы не познакомились.
  • Приобретение коммуникативных навыков и полезных связей. Вы научитесь договариваться и находить общий язык с разными людьми. Вас ждет много новых знакомств, которые могут принести пользу в дальнейшем.

К недостаткам можно отнести:

  • Длительный период обучения. Вы проведете за партой 5–6 лет своей жизни. Все это время придется сидеть на шее у родителей, ведь не все могут учиться и работать одновременно. А если все же найдете работу, будет очень сложно совмещать.
  • Высокая стоимость обучения. Попасть на бюджет удается далеко не всем, поэтому будьте готовы выложить немаленькую сумму за весь срок обучения. Особенно если хотите поступить в престижный вуз.
  • Недостаточное получение практических навыков. Вузы дают больше теории, чем практики. В итоге приходится обучаться на рабочем месте.
  • Большие нагрузки при обучении. Поскольку вуз дает широкие знания, вас ждет много новых дисциплин. Большую часть времени придется обучаться самостоятельно. Плюс вас ожидают контрольные, курсовые, рефераты, зачеты, экзамены. Такой ритм не все выдерживают.

Не выбирайте слишком популярные направления, потом могут возникнуть трудности с трудоустройством по специальности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector