Информационный проект «профессия стеклодув»

Музеи

Выставка на стекольном заводе Канберры , Австралия

Исторические коллекции стекольного искусства можно найти в общих музеях. Современные произведения искусства из стекла можно увидеть в специализированных музеях стекла и музеях современного искусства. К ним относятся Музей Крайслера в Норфолке, штат Вирджиния , Музей стекла в Такоме, Художественный музей Метрополитен, Художественный музей Толедо и Музей стекла Корнинга в Корнинге, штат Нью-Йорк , в котором находится крупнейшая в мире коллекция произведений искусства из стекла и стекла. история, более 45 000 предметов в его коллекции. В Музее изящных искусств в Бостоне есть стеклянная скульптура высотой 42,5 футов (13,0 м), Lime Green Icicle Tower , работы Дейла Чихули. В феврале 2000 года открылся Музей витражей Смита , расположенный на военно-морском пирсе Чикаго , как первый музей в Америке, посвященный исключительно витражам. В музее представлены работы Луи Комфорта Тиффани и Джона Лафаржа , и он открыт ежедневно бесплатно для публики. Национальный центр стекла Великобритании расположен в городе Сандерленд, штат Тайн-энд-Уир .

Модели Blaschka

Часть коллекции Гарвардских стеклянных цветов.

Среди лучших — и, возможно, наиболее детализированных — примеров стеклянного искусства — Стеклянные морские существа и их младшие ботанические кузены Стеклянные цветы , научно точные модели морских беспозвоночных и различные образцы растений, созданные знаменитыми чешскими лэмпворками Леопольдом и Рудольфом Блашкой с 1863 по 1936. Стеклянные цветы — уникальная коллекция, созданная для Гарвардского музея естествознания и хранящаяся только в нем , а стеклянные беспозвоночные находятся в коллекциях по всему миру. Учитывая непревзойденную анатомическую безупречность обоих, многие полагают, что у Блашки был секретный метод работы с лампами, который они никогда не раскрывали. Это, однако, неправда, как отмечал сам Леопольд в письме 1889 года Мэри Ли Уэр (покровительнице «Стеклянных цветов»):

Образец моделей беспозвоночных Blaschka

В течение всей своей совместной жизни Леопольд и Рудольф создали до десяти тысяч стеклянных моделей морских беспозвоночных, плюс 4400 ботанических — стеклянных цветов. Слухи о секретных методах частично связаны с тем фактом, что семейное прикосновение, как описал его Леопольд, умерло вместе с бездетным Рудольфом, а это означает, что стеклянное искусство Blaschka перестало производиться в середине 20-го века. Тем не менее, их работы и сегодня остаются источником вдохновения для стеклодувов: «Стеклянные цветы» являются одними из самых популярных экспонатов Гарварда, а модели беспозвоночных запоминаются и заново открываются повсюду.

Трудоустройство

Отдельщик и резчик стекла – профессия востребованная и нужная. Выпускники учебных заведений I-II уровня аккредитации имеют возможность выбора предприятия, где и кем они бы могли работать. С дипломом, в котором указана данная специализация, можно устроиться на должность резчика или отдельщика выдувных изделий.

Учитывая, что данная профессия включает в себя работу с раскаленным стеклом, то без указанных выше знаний и умений, специфических и обязательных для данной профессии, специалист к работе не допускается. Техника безопасности при работе с горячим стеклом очень строга.

Обязанностями отдельщика и резчика на предприятии является:

  • контролировать качество резки стеклянного листа;
  • контролировать температуру в печи;
  • производить контроль погрузки и транспортировки изделий;
  • отделка горячих стеклянных изделий;
  • резка вручную полированного и неполированного стекла для витрин;
  • резка вручную листового стекла или при помощи специальных приборов.

Выпускники, которые получили диплом по данной специальности, никогда не останутся без работы. На данный момент на рынке труда имеется острая потребность в специалистах данного профиля. Любое предприятие предоставит работникам возможность карьерного роста, то есть повышения разряда, а соответственно и заработной платы.

9.1 Сущность стеклодувного способа изготовления художественных изделий из стекла

Стеклодувное искусство — это
искусство пластики малых форм, когда материалом в руках скульптора является
стекло, разогреваемое до пластичного состояния в пламени настольной газовой
горелки.

Стеклодувное искусство развилось на основе стеклодувной
техники  , которая широко применяется на предприятиях и в лабораториях для
изготовления различной аппаратуры, приборов и их деталей из стекла.

За последние годы стеклодувная техника шагнула далеко
вперед. С одной стороны, разработаны новые стекла, обладающие рядом
уникальных свойств, появились всевозможпые станки и приспособления,
позволяющие выполнять сложнейшие операции, с другой — значительно повысилось
мастерство и квалификация стеклодувов  . В настоящее время стеклодувное
искусство сформировалось как самостоятельный вид художественного творчества,
в то же время оно является и традиционным видом народного творчества.

Пластические виды и формы стеклодувных произведений разнообразны.
Это скульптура малых форм, декоративные сосуды, украшения и др. В истории
художественного стеклоделия в нашей стране и за рубежом известны случаи,
когда творческие биографии художников были сформированы только в рамках
стеклодувного искусства.

Особое значение имеет овладение ос-

новами мастерства стеклодувного искусства, студентами
художественно-промышленных вузов, специализирующихся в области
художественного стекла. Приобретенный при этом опыт помогает в дальнейшем в
творческой деятельности молодых художников. Стеклодувное искусство позволяет
сформировать у студента представление о пластике вещи, выполненной из стекла.
Стеклодувное искусство — одно из средств художественного моделирования в
стекле, причем можно моделировать в уменьшенном масштабе не только формы
сосудов, но также и приемы их художественной обработки, например приемы
гутного искусства.

СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ: Выполнение художественных изделий из стекла

Стеклодувную
трубку.
Только с 1900 г. нашли способ получать плоское стекло непосредственно из
расплава, а около 1920 г. этот процесс был механизирован.

Такой способ, когда стекломасса расплавляется в
небольших горшках или тиглях
Особой отраслью стекольной промышленности является стеклодувное дело.

Первые два способа применяют чаще всего при
выработке недорогих сувениров. Ручное выдувание в формы с помощью стеклодувной
трубки позволяет создавать…

К пустотелым изделиям относят посуду, промышленное
стекло, строительные стеклоблоки и изделия медицинского назначения, которые стеклодувы
выдувают с…

В ремесленном производстве: изобретение прозрачного
стекла и развитие стеклодувного дела
Общей кризис рабовладельческого способа производства.

Наконец, в середине I в. до н. э. был открыт способ
изготовления дутого стекла, на основе которого развилось стеклодувное
ремесло.

Эти приборы изготавливают в стеклодувных
мастерских по чертежам, имеющимся в
Важным преимуществом способа отбора проб на зерненые сорбенты является
его…

Методы и процессы

Стеклянная скульптура из печи » Единая Земля » Томаша Урбановича.

Некоторые из наиболее распространенных методов изготовления изделий из стекла включают в себя: выдувание , литье в печи, плавление, оседание, паштет, обработка пламенем, горячая лепка и холодная обработка. Холодная работа включает в себя традиционные витражи, а также другие методы формования стекла при комнатной температуре. Хрустальное стекло обрабатывают алмазной пилой или медными кругами, покрытыми абразивом и полированными для придания блестящих граней; техника, используемая при создании кристалла Уотерфорда .

Fine папье первоначально были сделаны квалифицированными рабочими в стекольных заводах в Европе и Соединенных Штатах в течение классического периода (1845-1870) . С конца 1930 — х годов, небольшое количество очень опытных художников использовали эту форму искусства , чтобы выразить себя, используя в основном классические техники миллефиори и лэмпворк.

Иногда искусство гравируется на стекле с помощью кислот, едких или абразивных веществ. Традиционно это делалось после выдувания или отливки стекла. В 1920-х годах был изобретен новый процесс травления формы, в котором искусство вытравливалось прямо в форму, так что каждая отливка выходила из формы с изображением, уже находящимся на поверхности стекла. Это снизило производственные затраты и, в сочетании с более широким использованием цветного стекла, привело к созданию дешевой стеклянной посуды в 1930-х годах, которая позже стала известна как стекло Депрессии. Поскольку типы кислот, используемых в этом процессе, чрезвычайно опасны, абразивные методы стали популярными.

Вязаное и валяное стекло

Трикотажное стекло — это техника, разработанная в 2006 году художницей Кэрол Милн , включающая вязание , литье по выплавляемым моделям , изготовление форм и . Здесь производятся работы, которые выглядят трикотажными, хотя целиком выполнены из стекла.

Китайские художники Чжэнцуй Го и Пэн И впервые представили технику войлочного стекла или «глелтинга», получив положительные отзывы критиков на фестивале искусств Ha You в 2015 году.

Процесс печати G3DP

Печать на стекле

В 2015 году группа и Glass Lab в Массачусетском технологическом институте в рамках своего проекта G3DP создали прототип 3D-принтера, который мог печатать на стекле . Этот принтер позволил создателям варьировать оптические свойства и толщину своих деталей. Первыми работами, которые они напечатали, была серия художественных сосудов, которые были включены в выставку Cooper Hewitt ‘s Beauty в 2016 году.

Печать на стекле теоретически возможна в больших и малых физических масштабах и имеет потенциал для массового производства. Однако по состоянию на 2016 год производство все еще требует ручной настройки и в основном используется для одноразовых скульптур.

Создание шаблона

Методы , чтобы сделать узоры на стекле включают caneworking , такие как Murrine , гравюры, эмалирование , Millefiori , flamework и золочение .

Методы, используемые для объединения стеклянных элементов и рабочего стекла в окончательные формы, включают лэмпворк .

5 вопросов стеклодуву

19 Ноября 2018

ПЯТЬ ВОПРОСОВ СТЕКЛОДУВУ. 

Ребята из детской школы искусств познакомились 

с одной из необычных творческих профессий.

Настоящим открытием для них стала профессия стеклодува, о которой юные художники многое узнали в студии Татьяны Тунис. Экскурсию по мастерской проводил сам мастер, которая рассказала о том, из чего получают стекло, особенностях ремесла, этапах производства и важных качествах, которые необходимы желающим приобщится к этому непростому, но очень интересному делу.

— Начнем по порядку. Как получать стекло?

— Основными компонентами стекла являются: кварцевый песок и сода.

— Кто такой стеклодув, в чем особенности профессии?

— Стеклодув – это мастер, создающий изделия из разогретой стеклянной массы путём выдувания. Как указывает название профессии, стеклодув выдувает стекло через специальную трубку, создавая всевозможные полые предметы: посуду, шары, предметы интерьера и пр. Однако этим ремесло стеклодува не исчерпывается, о чём свидетельствует большое количество инструментов, которыми он пользуется для формирования изделия: ножницы разных форм, щипцы, стеклодувная трубка, газовая горелка и другие приспособления. Надо отметить, что профессия стеклодува не прощает ошибок, эта работа вынуждает быть особенно собранным и надевать экипировку согласно технике безопасности, поскольку мастер находится близко к огню и раскаленному стеклу. На примере декоративного шара «Марбл» и элементом арт-объекта люстры «Медузы» детей познакомили с этапами производства.

— В чем заключаются эти этапы?

— Ребятам объяснили, что процесс начинается с варки стекломассы. Одни стеклодувы варят ее самостоятельно, а некоторые используют готовую. Для того, чтобы процесс производства был более быстрым и безопасным, используется застывшая стекломасса. Она попадают в тигельную печь более чем на 12 часов, при температуре 1100 градусов по Цельсию. Когда стекломасса расплавилась до нужной консистенции и вязкости, мастер подготавливает все инструменты к работе. Стеклодувная труба — это основной инструмент. Ее  перед использованием лучше продуть, чтобы отверстие не было засорено. Наматывается первый слой стекла, выглядит эта масса, как раскаленное тесто, далее прокатывается

Формовка стекла начинается на катальном столе, здесь важно получить форму пули, но, достигнув ее надо продолжать катать стеклодувную трубку, чтобы с нее не стекла стекломасса. Далее выдувается первый пузырь

Чтобы получить на выходе цветной шедевр, мастера используют так называемую фритту – дробленое цветное стекло. В нашем случае выбор цвета для нового произведения искусства лег на детей, что очень их обрадовало. После набора нужных цветов вся эта масса плавится в печи. Затем алгоритм повторяется до тех пор, пока мастер не достигнет нужных размеров и формы будущего изделия. Далее он ловко жонглирует стеклодувной трубой и использует специальные ножницы для предания нужной формы. Вытянуть форму можно до двух метров, главное, чтобы хватало печи отжига, в которой осуществляется последний этап производства стеклодувных изделий. 

— Где применять свое ремесло?

— Поскольку сейчас многие промышленные процессы полностью автоматизированы, стеклодувы в первую очередь нужны там, где делается ставка на нестандартность и креативность. Мастера могут специализироваться на разных изделиях, начиная от стеклянных приборов для лабораторий заканчивая эксклюзивными произведениями искусства. 

— Какие качества нужны для этой профессии?

— Профессия стеклодува немыслима без способности к кропотливому труду. Необходимы глазомер, хорошая координация движений, художественный вкус, креативность, физическая выносливость и стрессоустойчивость. Философия стеклодувного дела очень близка к философии жизни, главный принцип не торопиться и четко знать, что ты хочешь получить в итоге. Сотворить из стекла можно все, на сколько позволяет фантазия и опыт. Главное, не ограничивать себя традиционно-установленными формами.

Подготовила П.А. Никифорова, преподаватель отделения «Изобразительное искусство 

(газета «Арамильские вести» №57 от 14.11.2018)

История стеклодувного ремесла

История профессии стеклодува насчитывает около 2000 лет, хотя человечество открыло для себя стекло гораздо раньше. Еще в Древнем Египте в VI тысячелетии до нашей эры люди научились создавать стеклянные сосуды, украшения и пластины путем переплавки кремнезема в печах. Уже тогда мастера заметили, что цвет стекла можно менять путем добавления в него различных минералов. Чаще всего стекло использовали в производстве мозаики, а технологии держали в строжайшей тайне.

Только в I веке нашей эры на территории современной Сирии была изобретена первая стеклодувная трубка, которая претерпела минимальные изменения в течение последующих 20 веков. Новшество быстро распространилось по всей Римской империи, появились стеклодувные мастерские в разных ее уголках.

Но с падением Рима в V веке стеклодувное ремесло быстро пришло в упадок, а знания древних мастеров были утрачены. Его второе рождение состоялось спустя пять столетий благодаря усилиям небольшой группы художников, поселившихся на нескольких островах Венецианской лагуны. Здесь началось производство знаменитого муранского стекла, а местные стеклодувы быстро заслужили славу лучших мастеров Европы.

Чуть позже, в XIII веке начал формироваться другой всемирно известный центр художественного стекла, который и поныне находится в Богемии (на территории современной Чехии). С XVII века богемское стекло приобрело огромную популярность и стало основной причиной упадка производства в Венеции.

Бурный рост промышленности в конце XIX века оказал огромное влияние на производство стекла. Тогда же начали появляться первые промышленные линии по изготовлению бытовой стеклянной посуды (бутылок, стаканов, графинов). Но спрос на истинные произведения искусства из стекла всегда оставался высоким. Поэтому во многих странах Европы в течение последних 200 лет были созданы стекольные мануфактуры, успешно работающие и в наши дни.

Как отличить выдувное или прессованное стекло?

Поскольку пригодная для выдувания масса должна быть очень пластичной, то выдувная посуда оказывается прочнее формованной – она подвергается большему нагреву и соответственно является более закаленной.

Отличительными признаками выдувных изделий является небольшая толщина стенок (иногда менее 2 мм), высокая прозрачность, отсутствие следов от пресс-форм. Изделия из выдувного стекла имеют более легкий вес.

Узнать выдувное изделие поможет не только его «невесомость», но и отсутствие швов на стенках бокала и ножки и на соединениях ножки бокала с его основанием.

И, конечно, только технология выдувания позволяет создать посуду сложных неповторимых форм.

Вред

Близость к огню и раскалённому стеклу вынуждает быть особенно собранным, тщательно соблюдать технику безопасности. И всё же мелкие не редки. Например, при выдувании ёлочного шарика раскалённый стеклянный пузырь может лопнуть, и тогда стекло разбрызгивается и попадает на руки, оставляя мелкие ожоги. Работа стеклодува относится к разряду вредных: целый день на ногах, в мастерской обычно жарко, а зачастую — сильный шум вытяжки. Стекло становится податливым, когда накалено до 1300 о С. Кварцевое стекло требует ещё большего нагрева — 2000 о С.

В мастерской может использоваться стекловаренная печь и печь для отжига, которые излучают жар. В большом цеху печей может быть несколько. Но и газовая горелка серьёзно нагревает воздух. К тому же мастеру приходится целый день смотреть на её пламя. А сам процесс выдувания связан с напряжением лёгких. Например, стеклодув на фабрике ёлочных игрушек может выдувать до 250 шаров за смену.

В производстве стекла основными компонентами являются: кварцевый песок, сода, известняк и доломит, а также различные добавки, в числе которых и мышьяк.

При варке стекла мышьяк испаряется, и это дополнительный фактор риска, несмотря на обязательную вытяжку. Поэтому стеклодув имеет право на досрочную пенсию, хотя многие мастера не спешат уходить.

Применение художественного стекла

Художественное стекло сегодня находит широкое применение. Невозможно представить себе дом без элементов декора, изготовленных из этого красивейшего материала.

Художественное стекло применяется:

  • для создания мозаик;
  • для витражей;
  • для изготовления бусин, бисера и стекляруса;
  • для изготовления бокалов, ваз из особого вида граненого стекла – хрусталя;
  • для изготовления красивой подарочной посуды.

Стекло представляет собой уникальный материал, который можно обрабатывать самыми разными способами и получать красивые, завораживающие взгляд вещи. Преломление света в стекле – это одна из основных его особенностей.

Создание граней и гравировки дает возможность сделать это преломление по-настоящему чарующим.

Художественное стекло может иметь также разные цвета. Качество стекла определяется качеством и глубиной цвета – на нем не должно быть наплывов, разводов, пятен.

Еще один из критериев качества стекла – это равномерность по всей толщине, отсутствие пузырьков и другого брака. Неровная гравировка, кривые грани, неотшлифованные сколы, неровная форма изделия – все это некачественные заготовки, которые не должны попасть к потребителю.

Изготовление художественного стекла – это целое искусство. Для этого привлекаются не только новые технологии

Важно также проявить фантазию, разработать дизайн будущего изделия, ведь от этого напрямую зависит его успех на рынке

На выставке «Мир стекла» вы сможете ознакомиться с новыми видами художественного стекла, свежими дизайнерскими решениями. Это уникальное мероприятие, которое собирает специалистов отрасли со всего мира.

Промышленные виды стекла, оконные, огнеупорные, художественные – все это будет представлено в ЦВК «Экспоцентр» в июне этого года.

Выставка дает возможность не только ознакомиться с передовыми технологиями, но и найти новые рынки сбыта для своей продукции, наладить партнерские отношения с поставщиками сырья и оборудования.

Выставка «Мир стекла» за всю свою историю собрала представителей более чем двадцати стран со всего мира. Это уникальная возможность узнать новое и перенять опыт ведущих компаний мира.

Оплата труда

Оплата труда витражиста производится, как правило, после сдачи выполненного объема работ и составляет в настоящий момент от 20 тыс. рублей и более за 1 кв. метр витража в зависимости от витражной техники. Зарплата и регулярность заработка витражиста зависит от многих факторов. Важнейший из них – известность в определенных кругах и признание.

Интересные факты

Существуют различные техники витражного искусства:

Классический (наборный) витраж – самый древний способ витражной техники, при которой отдельные куски цветных стекол, вырезанных по рисунку, соединяют между собой профилем из свинца, меди или латуни. В местах стыков профили спаивают между собой, в результате чего образуется единая композиция. Роспись в данном случае выполняется специальными красками с обжигом, она не выгорает и не стирается на протяжении многих лет.

Псевдовитраж — современный способ создания витража, когда на матированное стекло наносятся специальные прозрачные витражные краски с помощью аэрографа, а затем с помощью самоклеящихся полос свинца создается иллюзия витража классического, спаянного из кусков разноцветного стекла.

Тиффани – паяный витраж, получивший свое название в честь Луиса Комфорта Тиффани — американского художника и ювелира, который изобрел этот способ в XIX веке. Он заключается в том, что каждый кусочек стекла оборачивается по краю в медную фольгу. Затем эти кусочки выкладываются на шаблоне в единую композицию и спаиваются между собой припоем, после чего витраж покрывается патиной. Витражное изображение получается изящным и тонким. Отдельные элементы можно делать вогнутыми или выпуклыми, тогда и витраж получится объемным.

Фьюзинг – это процесс спекания стекла в печи при температуре 800 °C. В результате такой высокотемпературной обработки витраж не имеет металлических соединений между стеклами, так как отдельные элементы становятся одним целым. Цветное стекло во время термообработки буквально вплавляется друг в друга.

3D-витражи — это витражные стеклопакеты со встроенным третьим стеклом.

Фотовитраж – это такая техника, при которой рисунок печатается на прозрачной пленке с клеевой основой и затем наклеивается на обычное или акриловое стекло. Стыки деталей проклеиваются свинцовой лентой, имитирующей паяный шов или свинцовый профиль.

Заливные (контурные) витражи – самый распространенный способ, наполовину автоматизированный. Контур на стекло наносит специальный принтер большого формата. Когда контур полностью высохнет, сегменты рисунка с помощью кисточки или аэрографа заполняются жидкими красками или лаком. Готовый рисунок обжигается или высушивается.

Пленочный витраж — это имитация техники «тиффани», которая выполняется с помощью витражной пленки и свинцовой ленты. Детали витража вырезаются из пленки и наклеиваются на обычное стекло.

Кастинг или «Муранское стекло». В этой технике используются специальные металлические формы с рельефными углублениями, в которые заливается расплавленное стекло. Сверху готовый витраж покрывается прозрачным стеклом.

Пескоструйная обработка стекла — это современная технология, в которой стекло матируется мощной струей сжатого воздуха или специальной жидкостью с частичками абразивного материала.

Художественная стеклянная мозаика – древняя техника, известная с античных времен Древней Греции, когда мастера составляли сложные композиции из морской гальки разных цветов и размеров. В настоящее время используются кусочки стекла для мозаики.

Витражная роспись стекла – это ручная роспись по стеклу витражными красками.

Фотопечать на стекле — нанесение изображения на стекло с помощью ультрафиолетовой печати.

Художественное моллирование – техника формования стекла по определенному рельефу или заготовленной матрице.

Гравировка на стекле производится путем нарушения или модификации структуры стеклянной поверхности. Есть несколько методов: шлифование, гранение, резание, выстукивание, а также лазерная гравировка.

Фацетный витраж – это обработка с лицевой стороны кромки стеклянной поверхности, то есть получение скошенной боковой грани на участке стекла или зеркала. Преломляясь через эту грань, как сквозь призму, солнечный свет распадается на радугу и придает особую изысканность витражу и интерьеру.

Применение ремесла

В прошлые годы труд стеклодувов применялся на промышленных предприятиях, например, в фармацевтике, где нужно было запаивать ампулы с лекарством. Теперь многие промышленные процессы полностью автоматизированы, а стеклодувы в первую очередь нужны там, где делается ставка на нестандартность.

Стеклодувы могут специализироваться на разных изделиях, однако, это всегда ручная работа.

Стеклодувы-выдувальщики создают с помощью выдувной трубки и газовой горелки елочные  игрушки,  неоновые лампы. Такие специалисты до сих пор весьма востребованы.

Стеклодувы-аппаратурщики создают стеклянные приборы для лабораторий, фармацевтических фирм и т.п. 

Стеклодувы-художники – эксклюзивные произведения: рюмки, сувениры, вазы.

Стеклянная мода

Ювелирные изделия

Несовершенное для вас , вязаное стекло от Кэрол Милн

Первое использование стекла было в бусах и других небольших украшениях и украшениях. Бусы и украшения по-прежнему являются одними из самых распространенных видов использования стекла в искусстве, и их можно обрабатывать без печи .

Позже стало модным носить функциональные украшения со стеклянными элементами, например, карманные часы и монокли.

Носимые устройства и мода

Начиная с конца 20 века, под стеклянной модой подразумевается создание эксклюзивной индивидуальной одежды из скульптурного стекла. Они сделаны на заказ по телу владельца

Они частично или полностью сделаны из стекла с особым вниманием к подгонке и гибкости. Результат обычно нежный и не предназначен для регулярного использования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector