Воронежское хореографическое училище

Дом на холме

В
начале XX века Воронеж стал активно застраиваться. Частный сектор нынешней улицы
Коммунаров (до революции – Мокрая улица) не стал исключением. В 1915 году
здесь, на высоком склоне, выросло огромное трехэтажное здание в стиле
неоклассицизм с чертами модерна. Строили его на деньги городской управы.
Предполагают, что по проекту главного архитектора города
Николая Замятнина. Именно тут, в отдельно стоящем новом здании, городская
управа решила разместить сразу два городских приходских училища – №5 и №10. В
них давали общее начальное образование.

С
тех пор на фасаде здания сохранился старинный декор. Например, маскарон с двумя
факелами. 


Эти
элементы называются светочами. Подразумеваются
«светочи
знаний».
Такой
декор часто делали на зданиях, которые несут просветительскую функцию. Кстати,
старожилы вспоминали, что на самом верху здания раньше была надпись: «Приходския
училища»,
– рассказала
краевед Ольга Рудева.

С
улицы Коммунаров к зданию был подъезд для экипажей. На заднем дворе нынешнего
училища до сих пор сохранился старинный краснокирпичный флигель, где, по всей
вероятности, стояли экипажи. Там же была конюшня. Сейчас флигель используется
по своему первоначальному назначению – здесь находится гараж, где стоит
школьный автобус.

А
в 1920-е годы в здании располагались средние учебные заведения. В годы войны
оно пострадало. На заднем фасаде до сих пор можно увидеть подлинную кирпичную
кладку, на кирпичах остались выщерблины от снарядов.

В
послевоенные годы здание восстановили под педучилище. С 1956 года там
размещался вечерний машиностроительный институт, а с 1959-го – хореографическое
училище.

Внутри
строения сохранились старинная кафельная метлахская плитка, «родные»
низенькие
ступеньки лестницы и металлические стойки перил. В подвале, где сейчас находятся
раздевалки, – старинные перекрытия, представляющие собой лучковые своды (своды Монье).

– Раньше здесь находилась котельная. Топили углем, – отметил
директор ВХУ Алексей Черемухин.

Спектакли училища

  •  — «Репка» на музыку Владимира Сокальского, балетмейстер Михаил Чернышов
  •  — «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Шарля Гуно, балетмейстер Константин Муллер
  •  — «Щелкунчик» Петра Чайковского, балетмейстер Константин Муллер
  •  — Гран па из балета «Пахита» Людвига Минкуса, хореография Мариуса Петипа, постановка И. А. Корнеевой
  •  — «Коппелия» Лео Делиба, балетмейстер Ксения Есаулова
  •  — «Шопениана» на музыку Фредерика Шопена, хореография Михаила Фокина, постановка С. Н. Сидорова
  •  — Картина «Тени» из балета «Баядерка» Людвига Минкуса, хореография Мариуса Петипа, постановка И. А. Корнеевой
  •  — «Коппелия» Лео Делиба, балетмейстеры Нинель Пидемская и Елена Быстрицкая

Хореографические корни

Преподаватели хореографического училища отсчитывают
историю своего учебного заведения не с 1959-го, а с 1938 года. То есть сейчас
учебному заведению 82 года. Но за рамками официального летоисчисления остается предыстория
– вехи становления воронежской хореографической школы.

Первые
попытки создать в Воронеже такое училище предпринимали еще в начале XX века. В
1918 году в городе появились Высшие театральные мастерские, где открыли
хореографическое отделение и балетный факультет. Преподаватели мастерских
приняли участие в создании оперно-балетно-драматического Воронежского
свободного театра.

Когда
в 1922 году институт преобразовали в среднее учебное заведение и балетный
факультет закрылся, балетмейстер Константин Трунов и балерина Юлия Барто на
свои деньги открыли в Воронеже балетную школу имени Анны Собещанской.
Просуществовала она недолго – до 1924 года. Но многие воспитанники Трунова и
Барто продолжили историю воронежского балета, сами стали преподавателями.

В
1920-х в Воронеже работала балетная школа под руководством Тамары Сапитон, а в
конце 1933 года танцовщица, балетмейстер, педагог Васса Васге открыла в
Воронеже «Школу балета».
Васса
была выпускницей Московской школы великой танцовщицы Айседоры Дункан. В
балетную школу брали девочек с восьми лет.

Одним
из выдающихся педагогов балетной школы была Клавдия Сахарова. В 1936 году под ее
руководством в Воронеже создали балетную студию, которую в 1938-м преобразовали
в Воронежское хореографическое училище. Через год учебное заведение получило
статус государственного. Но располагалось оно не на улице Коммунаров, а на
улице 11 Мая, 26 (сейчас – улица Театральная).

В
нынешнем же здании ВХУ, по словам его выпускницы, артистки балета и педагога
Ларисы Назаровой, до войны располагалось медицинское училище:


Моя мама была рентгенологом и училась здесь.

Летом
1941 года работу училища прервала война. Заново оно открылось уже по новому адресу
– на улице Коммунаров – в 1959 году.

О
том времени рассказала одна из первых выпускниц училища, артистка балета, заслуженный
работник культуры и педагог Лариса
Ефимова:


Училище
располагалось только в половине здания. Во второй половине находилась станция
юных техников. И в здание было два входа.

Художественным
руководителем учебного заведения и преподавателем классического танца был
Михаил Чернышов, а историко-бытовой танец преподавала Юлия Барто. Студенты
первого экспериментального курса – 13 девочек и 11 мальчиков – учились шесть
лет и выпустились в 1965 году. Большинство сразу пополнили труппу Воронежского
театра музыкальной комедии (позже преобразовался в Театр оперы и балета).

Во
время второго набора в училище, в 1960-1961 годах, было принято два класса – 42
человека. Тогда же здесь появилось народное отделение, которое готовило
специалистов для ансамблей народного танца и народных хоров.

За
почти полувековую историю училища в отделении работали крупнейшие мастера отечественной
хореографии: Константин Муллер, Леонид и Валентина Кадыковы, Набиля Валитова,
Виктор Савельев, Леонид Таубэ, Николай Орешкевич, Евгений Руденко, Валентина
Филиппова, Аза Кулаева, Инесса Корнеева, Валентина Слыханова, Ольга Шаройко, Петр
Силкин, Владимир Пак.

На
выходе в училище – мемориальная доска, посвященная выдающейся балерине,
выпускнице хореографического училища и ее педагогу Набиле Валитовой.


Она внесла большой вклад и в жизнь нашего Театра оперы и балета, и в жизнь
училища. Насколько Ваганова была значимой фигурой для Санкт-Петербурга,
настолько же Валитова – для Воронежа. Она была выпускницей Академии русского
балета и заложила традиции балета в Воронеже, – отметил Алексей Черемухин.

И французский, и музыка

Современное хореографическое училище – другой мир.
Кажется, что ты перенесся в институт благородных девиц. Девочки – стройные,
изящные, с безупречной осанкой – вежливо здороваются с посетителями и приседают
в реверансе.

Помимо общеобразовательных и специальных предметов,
воспитанники училища изучают французский – международный хореографический язык
(на нем построена терминология балета и танца), а еще пять лет учатся играть на
фортепиано. Преподаватели пояснили: это нужно, чтобы балерины и танцовщики умели слушать
музыку, разбираться в ее теории – знали, что такое «квадратность музыки», такт.

Фортепиано расположено в каждом из семи танцевальных
залов – дети разучивают балетные и танцевальные движения под живой
аккомпанемент. Трели пианино слышны повсюду.

Сегодня
Воронежское хореографическое училище относится к среднеспециальным учебным
заведениям. Дети приходят сюда после пятого класса общеобразовательной школы на
специальность «искусство балета»
и
в восьмой класс – на специальность «искусство
танца».


Дети проходят
и танцевальные дисциплины, и предметы основной школьной программы – математику,
историю, русский язык. С пятого по девятый класс дети учатся как в обычной школе,
после этого три года – как студенты. На момент выпуска кому-то 18 лет, кому-то
19, – пояснил Алексей Черемухин.

В
хореографическом училище 240 учеников в 13 классах. Уроки
начинаются в 8:30. Самые младшие учатся в «первом-пятом»
классе
(первый год, но в пятом классе общеобразовательной школы).

Девочки
проходят строгий отбор – принимают детей определенного роста и веса. Если
девочка физически не сложена для балета, педагоги считают своим долгом
предупредить об этом родителей – ведь это значит, что на сцену ее не выпустят.
Это может привести к психологической травме и комплексам.

А
вот мальчиками, которых в парных танцах, как правило, не хватает, в училище не
разбрасываются.

Окончить
училище удается не всем – девочки в подростковом возрасте часто набирают вес:
кому-то остаться миниатюрной и хрупкой мешают гормоны, а кто-то просто не
соблюдает диету. Не каждый ребенок выдерживает и серьезную физическую нагрузку.


Когда маленькие дети приходят сюда, они любят смотреть балет и сами повторять
движения. Но сначала нужно образовать тело. Не всем деткам это нравится – это и
больно, и нудно, каждый день одно и то же: нужно стоять лицом к станку,
выворачивать ноги, стирать ступни в кровь, ставить осанку и поворот головы. А
без этого дальнейшего обучения не будет. Не научишься держать осанку и голову –
у тебя не получится вращений. К выпускному классу остаются те, кто без сцены
свою жизнь не представляет, – рассказала художественный руководитель ВХУ Татьяна
Фролова.

Зато
те, кто доходит до «финиша» и выпускается из училища, востребованы. Выпускники
училища работают не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и за пределами
России. В Воронеже они могут устроиться в балетную труппу Театра оперы и балета
и танцевальную труппу Воронежского русского народного хора. Парни призывного
возраста поступают на службу в армейские ансамбли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector