Арт-терапия
Содержание:
- Коррекция арт-терапией
- Коррекция кризисных и стрессовых состояний в арт-терапевтической практике
- Материалы и средства в работе арт-терапевта: от ремесла к искусству
- Психосоматика: от болезни к исцелению
- Песочная терапия
- Кому поможет арт-терапия?
- Преимущества метода арт-терапии
- Виды арт-терапии зависимости
- Цели аот-терапии
- Методика исцеления по Бахтыбеку Талкамбаеву
- Особый мир людей с неизлечимыми болезнями
- Виды арт-терапии
- Как и с кем проходят сеансы?
- Принципы
- Задачи метода
- Формы арт-терапии
- Гуманистическое и экзистенциальное направление
- Когда проводится профилактическая арт-терапия?
- Что такое арт-терапия?
- История возникновения
- Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ)
- Арт-терапия
- Вегетативный невроз
Коррекция арт-терапией
Приемы данного направления могут применяться для детей с 4-летнего возраста. Сама методика является максимально экологичной, не травмирует внутреннее пространство личности, а направлена на наполнение и использование внутренних ресурсов.
Упражнения арт-терапии корректируют следующие проблемы:
- состояние стресса;
- депрессивные расстройства и тревожные состояния;
- последствия психотравматического опыта;
- эмоциональная неустойчивость;
- межличностные конфликты и непонимание;
- трудности самооценки и самоотношения;
- сложные семейные и детско-родительские отношения;
- психосоматические заболевания;
- страхи и фобии.
Также к методике прибегают при коррекции таких проблем у детей и подростков, как:
- истерики;
- агрессивность;
- тревожность;
- энурез;
- заикание;
- нарушение адаптации в детском саду или в школе;
- нежелание учиться;
- нарушение сна;
- трудность общения со сверстниками.
Метод арт-терапии подходит для работы с состояниями и переживаниями, которые человеку трудно описать вербально. В такие моменты появляется возможность выпустить скопившееся внутреннее напряжение через обозначения цветом, формой, движением или звуком. Кроме того, ассоциативные механизмы и творческая направленность помогают не оголять душу полностью и сразу – это мир образов, смыслов и тонких архетипических ассоциаций.
Все сеансы под руководством опытных специалистов центра Ember проходят в приятной атмосфере. Даже самые тяжелые переживания благодаря уникальности данного направления проходят в мягкой форме и быстро возвращают человека в ресурсное состояние.
Коррекция кризисных и стрессовых состояний в арт-терапевтической практике
Курс формирует представление о возможностях арт-терапевтической коррекции состояний, связанных с кризисными периодами и стрессами, помогает освоить техники и приемы арт-терапевтической работы с ними.
Подробно изучаются:
- эмоциональные, соматические, когнитивные и поведенческие проявления кризисных и стрессовых состояний
- особенности арт-терапевтической работы при коррекции кризисных и стрессовых состояний
- техники и средства при коррекции кризисных и стрессовых состояний: изобразительная деятельность, фототерапия, мандалатерапия, арт-терапевтические упражнения и т.д.
Материалы и средства в работе арт-терапевта: от ремесла к искусству
Курс знакомит с оригинальными художественными материалами и авторскими арт-технологиями, редко использующимися в арт-терапевтической работе. В процессе обучения слушатели осваивают новые материалы и средства для применения в арт-терапевтической практике.
Подробно изучаются:
- материалы, техники и темы для арт-терапевтической работы с объемными формами (фольга, проволока, картон, льняная нить, бумага с особыми свойствами)
- арт-технология трехуровневой личностной работы в арт-терапии (авторская арт-технология «Завтрак-Обед-Ужин»)
- цветоструктурирование фрактальных матриц
- технология создания арт-объекта: веер (авторская технология изготовления веера с применением бамбуковых палочек В. Кокоренко)
Психосоматика: от болезни к исцелению
Курс дает представление о возможностях арт-терапии в работе с психосоматическими расстройствами, знакомит с арт-терапевтическими приемами и техниками для оказания помощи и поддержки людям, у которых соматические нарушения связаны с психологическими причинами.
Подробно изучаются:
- психосоматические расстройства: базовые понятия, симптомы, механизмы развития нарушений, принципы помощи
- арт-анализ и арт-терапия в работе с людьми, имеющими психосоматические расстройства
- практическое освоение арт-терапевтических приемов, техник и средств на пути «от болезни к исцелению»
Песочная терапия
Это направление зародилось давно, и первым, кто заговорил о нём, был Карл Густав Юнг. В классической юнгианской песочной терапии достаточно строгие требования: клиенту предлагаются две прямоугольные деревянные песочницы определённого размера (одна наполнена сухим песком, другая – влажным), дно выкрашено в голубой цвет. Во время сеанса клиент имеет полную свободу действий – он может строить и разрушать какие-то свои миры, копать, пересыпать песок, использовать различные игрушки и т.п. Психотерапевт не вмешивается в процесс, он наблюдает со стороны и подмечает все, даже самые незначительные нюансы. В психотерапии нет мелочей, любое действие или бездействие можно интерпретировать (как человек обращается с песком, насколько ему приятно погружать в него руки, или он, наоборот, всё время хочет их отряхнуть; он больше созидает или разрушает; какие игрушки использует и проч.). Преимуществом песочной терапии является то, что человек может выражать себя творчески, не имея при этом никаких специальных навыков или талантов.
На сегодняшний день помимо юнгианской песочной терапии есть и другие направления: сказки на песке, реабилитационные, методические программы на песке, песочная терапия в контексте арт-терапии и др. В зависимости от целей и задач психотерапевт подбирает, какую именно терапию использовать.
Кому поможет арт-терапия?
Арт-терапия эффективна для той категории людей, которые не могут словами выразить свои переживания. Они не могут высказаться психотерапевту, потому что бояться говорить о пережитой травме, бояться говорить о своих переживаниях вслух. Чаще всего это люди, которые пытались совершить суицид. Арт-терапия им помогает, потому что она не подразумевает разговоры. Тем более, что рациональные разговоры в этом случае не очень эффективны.
Арт-терапия будет полезна для людей, которые больны хроническими или серьезными заболеваниями. Дело в том, что они очень часто чувствуют физическую боль, которая в какой-то момент начинает полностью контролировать их жизнь. Разум постоянно о ней думает, тело чувствует и в результате это становится невыносимо, боль полностью контролирует тело. Арт-терапия помогает отвлечься от боли, переключится и снова получить контроль над телом.
Эффективность терапии прослеживается и в исследовании состояния физического и ментального здоровья. Гэри Моллой больше 20 лет страдает биполярным расстройством, у него часто происходят скачки в настроении, из-за чего чувствует постоянную тревогу и напряжение. Справляться с этим помогает арт-терапия, он рисует свою боль, тем самым будто освобождая ее на бумагу и чувствует себя спокойнее. Это помогает справляться с радикальными перепадами настроения.
Преимущества метода арт-терапии
Позволяет сублимировать и выразить сильные негативные, деструктивные, агрессивные чувства в экологичной и безопасной форме.
Дает психотерапевту базу для диагностики и анализа, позволяет выстраивать различные интерпретации.
Поскольку арт-терапия позволяет людям выражать себя через творчество, а не через речь, она особенно полезна для тех, кто не чувствует связи со своими эмоциями или чувствами. Терапия искусством подходит клиентам, которые испытывают затруднение, обсуждая или вспоминая тягостный опыт.
Упрощается работа с глубокими и тяжелыми чувствами (утраты, травмы, страхи, внутренние конфликты, тяжелые воспоминания детства).
Позволяет выстроить раппорт (доверительный контакт), создать глубокие терапевтические взаимоотношения между участниками группы. Схожие сюжеты в работах членов группы помогают ускорить развитие эмпатии и доверия
Усиливает сенситивность – внимание к собственным чувствам. Вызывает у клиента чувство удовлетворения – от осознания собственных талантов, умений и их развития
Развивает самоконтроль.
Усиливает у клиента ощущение собственной ценности, уникальности.
Виды арт-терапии зависимости
В этой статье рассмотрен классический вид арт-терапии – изотерапия: это когда пациент использует краски и бумагу.
Но есть и другие виды арт-терапии.
1. Библиотерапия
Книги подбираются индивидуально, учитывая особенности состояния пациента. Иногда литература способна разрешить внутренние конфликты человека, благодаря отождествлению с главными героями и сопереживанию персонажам книги.
В библиотерапии популярны не только художественные произведения, но и научно-популярные. Например, если у пациента проблемы с выражением мыслей в слова, то литература по ораторскому мастерству поможет ему решить часть проблем.
2. Танцевально-двигательная терапия
Танец отражает состояние человека не хуже слов. С древних времен люди знали о целебных свойствах танца, но только в 20 веке танец включили в терапию зависимых людей и получили обнадеживающие результаты. Танец снижает напряжение, помогает стать увереннее, снимает психологические зажимы и избавляет от эмоционального панциря.
3. Скульптуро-терапия
Принципы скульптуро-терапии схожи с изо-терапией. Только пациент выражает себя не через краски, а через глину или пластилин.
4. Фото-терапия
Работа с фотографией позволяет пациенту взглянуть иначе и на себя, и на окружающий мир. Техник в фото-терапии много: от составления коллажа по заданной терапевтом тематике до создания семейного альбома.
5. Песочная терапия
Песок успокаивает человека. Недаром люди могут подолгу и с удовольствием наблюдать за движением в песочных часах.
Песочная терапия отличается от других тем, что автор может бесконечно менять формы, вплоть до полного разрушения основ. Осознание того, что любая форма временна и не исчезает, но перетекает в другую – дает пациенту свободу творчества и не зацикливает его в тесных рамках.
6. Кукло-терапия
Это когда в терапии используют куклы или фигуры для импровизационных или заготовленных заранее представлений. В таком виде арт-терапии присутствуют элементы психодрамы.
Через кукло-терапию пациенты как выражают свои внутренние переживания, так и обретают возможность отстраненно взглянуть на свои заблуждения или проблемы.
1
Диалектическая поведенческая терапия (ДПТ)
Следующая страница > Лечение солевой зависимости
Цели аот-терапии
Проходя курс лечения искусством, клиент осуществляет самопознание, самовыражение и самоанализ, что позволяет гармонизировать его психическое состояние. Терапия творчеством преследует цель улучшить психологический и эмоциональный фон, снять напряжение, избавиться от страхов и фобий, агрессии, тревожности, апатии, депрессии, повысить жизненный тонус и настроение.
Кроме гармонизации психического состояния занятия психолога с элементами арт-терапии преследуют следующие задачи:
- Раскрыть творческий потенциал человека, его таланты и способности.
- Ускорить выздоровление при многих заболеваниях.
- Наладить контакт между терапевтом и клиентом, установить между ними доверительные отношения.
- Помочь пациенту сконцентрироваться на внутренних переживаниях и научиться контролировать свои эмоции.
- Помочь человеку социально адаптироваться.
- Дать толчок к выражению своих чувств и мыслей, которые человек не может или не хочет выразить привычным способом.
Методика исцеления по Бахтыбеку Талкамбаеву
Исцеляющие картины от Бахтыбека Талкамбаева.
«Пусть рисует рука, а не ум!»
Уран. Исцеляющие картины от Бахтыбека Талкамбаева.
«чем мельче штрихи, закорючки, геометрические фигуры, тем тщательнее прорабатываются проблемы, тем качественнее меняется формула жизни»
Рисунки пациентов Бахтыбека Талкамбаева.
Рисунки пациентов Бахтыбека Талкамбаева.
«нормализовалось давление, исчезла усталость, ушел лишний вес, перестали беспокоить головные боли, поменялась реакция на негативные события, изменился психоэмоциональный фон, который позитивно повлиял на личную жизнь и другие сферы жизни, пришло душевное равновесие».
Особый мир людей с неизлечимыми болезнями
Арт-терапия в центре-студии Creativity Explored в Сан-Франциско (Калифорния, США).
Moses Brown за работой. Арт-терапия в центре-студии Creativity Explored в Сан-Франциско (Калифорния, США).
Thanh-Diep за работой. Арт-терапия в центре-студии Creativity Explored в Сан-Франциско (Калифорния, США).
Арт-терапия в центре-студии Creativity Explored в Сан-Франциско (Калифорния, США).
Vincent-Jackson. Арт-терапия в центре-студии Creativity Explored в Сан-Франциско (Калифорния, США).
Рисунок Vincent-Jacksonа.
Рисунок Vincentа Jacksonа.
Рисунок Daniel Michiels.
Рисунок Daniel Michiels.
картины в целом обладают исцеляющей биоэнергетикой
Виды арт-терапии
Арт-терапия для детей и взрослых является универсальным методом работы с возникшими вопросами или проблемами. В зависимости от предпочтений и склонностей, человек может выбрать тот ее вид, который нравится больше всего.
Видовое разнообразие ограничивается исключительно направлениями искусства:
- классическая арт-терапия – подразумевает использование рисуночных техник, создания коллажей;
- музыкотерапия, фото и фильмотерапия – используются готовые продукты творчества, после прослушивания или просмотра которых открывается дискуссия, или же человеку предоставляют возможность самостоятельно переработать материал;
- драматерапия и танцедвигательная терапия – выражение проблемной ситуации через театральную постановку или танец, причем в качестве исполнителя может быть как клиент, так и назначенный заместитель;
- библиотерапия и сказкотерапия – подразумевают глубокий анализ готовых произведений, а также сочинение собственных;
- песочная терапия и глинотерапия (при желании заменяется пластилином) — похожи по технике с рисованием, только образы получаются объемными, что открывает больше пространства для манипуляций и преобразований.
Поскольку арт-терапия находится на стыке психологии и всех видов искусств, невозможно ограничиться только знанием чего-то одного. Для полноценной реализации используются методы:
- психоанализа и архетипической проработки;
- семейных расстановок;
- гештальта и пр.
Главным в арт-терапии является не столько концепция, в рамках которой она используется, сколько искусство как ключ к познанию своего внутреннего мира и его преобразования через контакт с творчеством.
Как и с кем проходят сеансы?
По форме проведения можно выделить несколько видов:
- Индивидуальное консультирование.
- Групповая арт-терапия. Сочетает в себе индивидуальную и совместную творческую активность. Часто группа совместно обсуждает картины, проходят дискуссии по материалу, созданному членами группы.
- Семейная арт-терапия. В отличие от семейного консультирования, данная форма включает активное применение изобразительных средств. Они служат базой для анализа, обсуждения, выявления особенностей взаимодействия членов семьи, для диагностики и коррекции семейных отношений.
большой выбор различных изобразительных материалов
Арт-терапевты – профессионалы с образованием в сфере психологии. Они используют в работе психологические теории, информацию об особенностях развития психики, психологии личности и возрастных кризисах, духовных, исторических и художественных традициях, а также знания клинической практики. Такие специалисты понимают, как себя вести, чтобы сохранить экологичную и бережную атмосферу. Готовы к ярким чувственным проявлениям, в частности, к слезам, которые могут проявиться из-за инсайтов и осознаний во время практики. Арт-терапевты работают с людьми всех возрастов: детьми, взрослыми, парами, семьями, группами и сообществами.
Подробнее о том, как выбрать психолога, можно прочитать здесь
Принципы
А. Хилл утверждал, что терапевт при организации сессий по арт-терапии должен соблюдать следующие принципы:
- Принцип субъективного отношения. Терапевт должен относиться к каждому участнику сессии как к активному субъекту, как к личности. В ходе творческого процесса каждый участник группы является творцом, поэтому неуместно говорить об ошибках в рисунке или поделке человека. Руководитель группы не является учителем для участников, не навязывает им свое видение и свои идеи. Он всего лишь помогает людям познавать самих себя. Он не планирует учить клиентов работать по образцу. Метод арт-терапии заключается в создании уникальных работ, неповторимых образов, отражающих индивидуальность каждого участника группы.
- Принцип активности. Руководитель группы стимулирует инициативность и активность участников. Для того, чтобы у психолога была возможность помочь человеку разобраться с собственными эмоциями и чувствами, нужно, чтобы клиент активно принимал участие в творческой деятельности.
- Принцип чувственной наглядности. Данный принцип предписывает терапевту создать на занятии такие условия для творчества, в которых были бы задействованы все анализаторные системы.
- Принцип обратной связи. Важным этапом занятий является обсуждение процесса и результата творческого погружения. В ходе группового обсуждения психолог анализирует результативность данного занятия, отмечает динамику в эмоциональном состоянии участников группы, планирует дальнейшую работу с участниками.
Задачи метода
Задачи арт-терапии определяются запросом клиента. Основные задачи, которые позволяет решить арт-терапия, это:
- углубленная диагностика личности клиента;
- помочь человеку осознать проблему и выразить свои переживания с помощью той или иной техники;
- помочь справиться с фобиями и паническими атаками;
- помочь клиенту узнать свои личностные особенности и научить их использовать;
- совместно с пациентом определить причину подавленности, депрессии, личностной тревожности;
- обучать клиентов навыкам самоанализа;
- научить справляться с чувством вины, помочь отказаться от позиции жертвы;
- повышать самооценку индивида;
- научить человека прорабатывать негативные эмоции, формировать его стрессоустойчивость через освоение релаксационных техник;
- формировать у клиента эффективные модели поведения;
- способствовать гармонизации взаимоотношений пациента с окружающими, коллегами, членами семьи;
- развивать социально полезные черты личности клиента;
- развивать креативность и умение нестандартно мыслить;
- формировать эстетический вкус.
Примеры задач арт-терапии показывают масштабность этого направления в психологии. Этим обусловлено появление различных видов арт-терапии.
Формы арт-терапии
Практически с того самого момента, как Адриан Хилл ввел термин «арт-терапия», в среде специалистов появилось условное разделение данное техники на активную и пассивную формы. Первая подразумевает, что человек сам активно занимается определенным видом творчества. В процессе созидания его психика оздоравливается, а настроение – улучшается.
Когда арт-терапевтические занятия проходят в пассивной форме, их участники сами ничего не творят, они лишь изучают объекты искусства. Например, слушают музыкальные композиции, рассматривают картины или скульптуры и так далее. По-своему, такое занятие также полезно для психики. У многих оно вызывает умиротворение и покой, а это, в свою очередь, не может не оказывать позитивного влияния на общее психо-эмоциональное состояние человека.
Нельзя сказать, что пассивная форма «лечения искусством» совсем не предполагает никакого умственного труда. Человек не просто «потребляет» рисунок, мелодию или скульптурный элемент, он анализирует его, раздумывает о нем, а также подвергает его оценке. Объект искусства находит отклик в его душе, наталкивает на некие размышления и умозаключения. Это не всегда можно сделать при помощи других психологических техник.
Ситуаций, в которых бывает полезна активная или пассивная арт-терапия, существует великое множество, можно сказать, что список показаний для данного способа лечения или психокоррекции необычайно широк.
Гуманистическое и экзистенциальное направление
Гуманистическая психология полагает, что в каждом человеке заложена естественная потребность в развитии и самореализации, а проблемы возникают, если ей что-то препятствует. Специалист, работающий с этой методикой, предлагает в качестве помощи эмпатию, понимание и совместный поиск жизненных ценностей.
Гуманистическая школа очень разнородна. Фактически это «сборная солянка» методов, которые нельзя отнести ни к когнитивизму, ни к психоанализу.
Клиент-центрированная терапия
Карл Роджерс первым предложил считать опыт каждого человека ценным и уникальным, искать индивидуальный подход и общаться на равных. С его подачи обращение «пациент» (то есть больной) в психотерапии заменили на «клиент» (то есть равный партнер). Такая психотерапия предполагает самостоятельную возможность для человека понять, что для него лучше, а терапевт должен лишь создать условия принятия и поддержки для поиска пути к себе.
Логотерапия, или терапия смыслом
Еще одно известное направление, предложенное Виктором Франклом, психологом, пережившим заключение в концлагере. Франкл был уверен, что осмысленная жизнь для человека как мыслящего создания важнее, чем основные инстинкты, и, в отличие от животных, человек всегда свободен в выборе. Логотерапия проходит в формате философских бесед и предлагает клиенту понять смысл своей жизни и взять за него ответственность.
Гештальт-терапия
Она была создана Фредериком Перлзом и также относится к гуманистическому направлению. Эта терапия учит жить здесь и сейчас и прислушиваться к своим эмоциям, которые многие люди не осознают или подавляют. Терапевт помогает клиенту стать внимательнее к себе, осознать свои переживания и разрешить внутренние конфликты. Это не самое популярное направление психотерапии в других странах и не самое эффективное. Но в России оно получило широкое распространение, вероятно, благодаря активности гештальт-институтов и относительной простоте обучения.
Экзистенциальный анализ. Экзистенциальная психология считает, что страдания и кризисы в жизни неизбежны, более того, они необходимы для развития. Каждый сталкивается со смертью, одиночеством, внутренней пустотой и необходимостью выбора. Задача терапевта — помочь клиенту понять и принять этот опыт.
Достоинства гуманистической терапии: Поддержка, творческий поиск решений, общение с психотерапевтом на равных.
Недостатки гуманистической терапии: Отсутствие готовых рецептов и методов решения проблемы.
Когда проводится профилактическая арт-терапия?
Психотерапия очень часто проводится не только для лечения, но и в качестве профилактики. Она дает хорошие результаты и показана в групповой и индивидуальной терапии. Профилактическая арт-терапия проводится:
- при пережитых стрессах;
- после шоковых состояний;
- после перенесенной болезни;
- после развода и в других подобных жизненных ситуациях.
Специалисты клиники «IsraClinic» — это опытные профессиональные психотерапевты и психологи, которые хорошо умеют работать и успешно проводить психотерапию даже с самыми трудными пациентами. Обратившись к нам, вы можете быть уверены, что Вами и Вашими близкими будут заниматься опытные специалисты, которые не только проведут комплексное лечение, но и дадут ряд полезных рекомендаций касательно образа жизни и смены обстановки.
Что такое арт-терапия?
В буквальном смысле понятие «арт-терапия» означает лечение искусством. Через самовыражение человек находит спокойствие и возвращает власть над своим разумом. Большинство наших проблем идут из глубины, а не из поверхностного сознательного. Поэтому медицинские препараты часто не помогают, они не лечат проблему изнутри, а лишь приглушают боль на некоторое время.
С помощью арт-терапии человек только с помощью листа бумаги, карандаша или красок выплескивает свои переживания наружу, рисует свое состояние и постепенно переживания отпускают. Без чужих вмешательств, препаратов или специального массажа арт-терапия помогает создать своеобразное звено между нашим глубинным и сознанием.
Цель терапии не создать произведение искусства, а познать свое «Я».
История возникновения
Термин «арт-терапия» был придуман британским врачом и художником Адрианом Хиллом. Все началось с того, как в 1937 году он лечился от туберкулеза на курорте Мидхерст. Хилл проводил много времени в работе над своими пейзажами и заметил, что это его очень успокаивает и позволяет отвлечься от болезни. Каждый раз выплескивая на холст свои переживания, показывая свои эмоции, в результате он всегда был эмоционально стабилен и не давал болезни взять контроль на разумом.
Позднее, когда его пригласили преподавать живопись другим пациента курорта, он подтвердил свою теорию. Среди пациентов было много солдат, которые только вернулись с войны. Не трудно представить, какое эмоциональное напряжение они ощущали каждый день, и живопись действительно помогала снизить его. Свою работу с пациентами он описал в книге «Искусство против болезней».
Последовательница Адриана Хилла, Эдит Крамер, считала, что искусство исцеляет само по себе. Это она подтверждала, когда работала в Уилтвикской школе для трудных подростков.
Далеко не все поддерживают мнение о целительном свойстве искусства. Маргарет Наумбург, американская специалистка, считает, что нельзя считать живопись самоцелью, это только инструмент в терапии, лишь дополнительный способ диагностики.
Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ)
Этот метод терапии считает, что причина большинства психологических проблем — в ошибках в поведении и мышлении, которые человек усвоил в прошлом и автоматически повторяет раз за разом. Чтобы решить проблему, необходимо эти ошибки выявить и исправить, то есть обучить клиента более конструктивным стратегиям.
КПТ — пожалуй, самый прагматичный и научно обоснованный подход в психотерапии. Он стал результатом объединения двух очень разных методик: когнитивизма (от слова «мышление») и бихевиоризма (от слова «поведение»). Бихевиоризм появился в 1920-е годы как полная противоположность психоанализа, а его авторы ставили задачу максимально приблизить психологию к естественным наукам, изучать только то, что доступно объективным измерениям, то есть поведение. Бихевиористы вошли в историю серией спорных экспериментов на детях, которые показали: дети действительно не рождаются со страхами и тревогами, а приобретают их с жизненным опытом. Они подверглись жесткой критике профессионального сообщества за сведение человеческой психики к условным рефлексам животных и за методы терапии, больше похожие на дрессировку.
Но в 1960-е годы психиатр Аарон Бек разработал принципиально новое направление — когнитивное. Он продемонстрировал, что между внешним событием и реакцией есть еще одно звено: мысли человека о произошедшем, из-за этого на одни и те же вещи мы все реагируем по-разному. Проблемы возникают из-за искажений мышления, допускаемых человеком при трактовке событий. Именно эти ошибочные мысли, а не событие само по себе, и вызывают бурю негативных эмоций. А следовательно, помочь человеку можно, научив его выявлять и корректировать эти искажения. В результате скрещения этих двух подходов и появилась современная когнитивно-поведенческая терапия, которая предлагает предельно четкие техники для конкретных ситуаций: например, как пережить паническую атаку, как улучшить концентрацию внимания, как справиться со стрессом.
Пример: Проблема клиентки — страх завязывать новые отношения.
Ситуация: Классный парень после первого свидания больше не объявляется.
Мысли: «Как и всегда, у меня ничего не получилось. Видно, моя судьба — остаться одинокой».
Эмоция: безнадежность, отчаяние.
Ошибка мышления: сверхобобщение
Корректировка мысли: «Я не произвела впечатления на этого конкретного парня. Но мне может повезти в следующий раз».
В когнитивно-поведенческом направлении есть несколько авторских методик психотерапии со своей спецификой. Вот несколько известных в России:
Диалектическая поведенческая терапия (DBT)
Это методика, направленная на предотвращение импульсивного деструктивного поведения (в том числе самоповреждений, злоупотребления вредными веществами, переедания).
Арт-терапия
Буквально означает лечение искусством, творчеством. Этот вид психотерапии даёт человеку возможность выразить себя, свои тревоги и переживания в творчестве. Разновидностей арт-терапии существует столько же, сколько направлений в искусстве (музыкальная терапия, изотерапия, танцедвигательная терапия, фильмотерапия, глинотерапия, театральная терапия и др.). Арт-терапия позволяет человеку выплеснуть накопившиеся негативные эмоции, освободиться от страхов, научиться разбираться в своих чувствах. Глядя на результат своей творческой работы, клиент испытывает чувство удовлетворённости, у него повышается самооценка и настроение. Очень важный момент в арт-терапии – это катарсис (потрясение, переживание очень сильных эмоций). Катарсис позволяет освободиться от напряжения, а также пережить инсайт, то есть «озарение», переворот сознания, после которого человек может посмотреть под другим углом на ключевые жизненные вопросы.
Невербальные методы психотерапевтической работы позволяют корректно и деликатно помочь человеку в решении его проблем. Преимущество таких методов психотерапии в том, что они интересны и необычны, чем привлекают и располагают к себе даже самых недоверчивых и скептически настроенных клиентов, помогают клиенту и специалисту быстрее найти доверительный контакт, а также преодолеть действие психологических защит без вреда для клиента.
Вегетативный невроз
Это особая форма заболевания, провоцируемая нарушением работы вегетативной нервной системы. Как известно, последняя контролирует работу внутренних органов и участвует в поддержании нормального уровня жизнедеятельности.
Помимо особенностей характера, стрессорных факторов и переутомления, к подобному расстройству приводят травмы головного мозга, некоторые перенесенные инфекции, интоксикации.
Особенностью течения заболевания является то, что его симптомы схожи с таковыми при патологиях внутренних органов.
Так, сосудистый синдром проявляет себя скачками артериального давления, усилением или урежением сердечного ритма, головной болью.
Возможны изменения кожных покровов в виде сухости, жжения, покраснения и даже появлением трофических язв.
Вегетативный невроз способен проявить себя внезапным появлением аллергических реакций на ранее любимые продукты питания, растения, привычные медикаменты. Это могут быть кожные высыпания, риниты, носовое кровотечение.
Но чаще всего болезнь имитирует сбои в работе какого-либо органа. Возможны следующие симптомы:
- боли в сердце, ощущение сердцебиения, тахикардия;
- одышка, затрудненное дыхание, кашель;
- затрудненное глотание, запоры, диарея;
- учащенное мочеиспускание;
- боли в шее, спине;
- снижение остроты зрения.
Такие нарушения носят функциональный характер. При обследовании узкими специалистами (кардиологом, гастроэнтерологом, пульмонологом) никаких патологий не выявляется. Это важный диагностический нюанс, предшествующий постановке диагноза.
Вот типичный пример невротического вегетативного расстройства. Девушка получила повышение по службе. Работы прибавилось, и приходилось трудиться на полную мощь. Спустя несколько месяцев ее стали одолевать головные боли, появилась вялость и быстрая утомляемость. При нервном перенапряжении ей становилось трудно дышать, она не могла сделать вдох, из-за чего появлялась паника от нехватки воздуха. Сердце безумно колотилось и выскакивало из груди. Она прошла все необходимые обследования, но ни одно из них не выявило органической патологии.