Как устроен вуз

Содержание:

Политехнический vs университет

Все мы знаем значение и важность университетов в высшем образовании. Университеты есть во всех крупных городах разных стран, но слишком много ожидать, что университеты будут обслуживать каждую часть населения из-за требуемых ресурсов

Хотя университеты делают все возможное, чтобы дать студентам образование в области искусства, науки, права, коммерции, бизнеса, инженерии и медицины, очевидно, что специализированные учреждения, созданные для предоставления образования в определенном направлении, несколько более успешны. из-за централизованных процессов. Именно по этой причине мы наблюдаем появление политехнических институтов в различных частях мира, где уделяется больше внимания техническому образованию, а курсы разработаны так, чтобы быть более практичными, чем теоретически ориентированные курсы в университетах. Есть еще много различий между университетами и политехниками, о которых и пойдет речь в этой статье.

Во многих странах политехникумы считаются инженерными школами, что верно лишь отчасти. Это образовательные учреждения, которые используются для передачи практических знаний помимо инженерных степеней; эти центры используются для предоставления знаний в области прикладных наук и промышленного искусства. Это очень помогает студентам, которые хотят получить ученую степень или диплом, позволяющий сразу же получить работу после завершения. Также есть разница в продолжительности курсов. В университетах курсы обычно более продолжительны, на их прохождение уходит 2-5 лет, тогда как политехнические школы славятся дипломами и сертификатами в области промышленного искусства, которые заканчиваются за 6-12 месяцев, и студенты сразу же погружаются в индустрию, таким образом решая проблема безработицы сильно.

Вкратце:

Разница между политехническим институтом и университетом

• Университеты имеют более широкий подход и преподают предметы с упором на передачу базовых знаний с большим количеством теоретических аспектов с небольшими проектами и лабораторными заданиями.

• С другой стороны, политехнические институты более практичны в своем подходе и изучают более мелкие курсы, которые относятся к отрасли и не преподаются в университетах.

• Таким образом, помимо инженерных степеней, в этих политехнических вузах предлагается множество других курсов, дипломов и сертификатов, которые имеют более короткий срок действия и помогают студентам получить работу в промышленности.

Минимум отличий

— Отличий между частным и госвузом, на самом деле, не так уж много, — рассказывает кандидат экономических наук Виктор Кудрявцев. — В негосударственных вузах, имеющих лицензию, тоже есть бюджетные места. Они распределяются по итогам открытого конкурса Министерства науки и высшего образования РФ. Участвовать в конкурсе могут все вузы, у которых есть лицензия. Если министерство устраивает учебная программа, материальная база, квалификация преподавателей — вуз получает бюджетные места. И вы вполне можете на них учиться — если пройдете по конкурсу.

Также, как пояснил эксперт, студенты негосударственных вузов имеют все обычные студенческие льготы. Например, отсрочку от армии, если учишься очно — по аккредитованной образовательной программе бакалавриата, специалитета или магистратуры. А еще — право на льготный проездной, более дешевые билеты в государственные музеи и театры.

— Больше того: студентам негосударственных вузов, которые учатся очно и на бюджетных местах, точно так же платят стипендию, — пояснил Виктор Кудрявцев.

Чем отличаются институт, университет и академия

По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.

Что выше

Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и его статус.

Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.

Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.

О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:

  1. Университет.
  2. Академия.
  3. Институт.

Иерархия вузов: институт – академия – университет

Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.

Роль профессорско-преподавательского состава вузов в обеспечении качества образования

Анализ существующих подходов показал, что преимущественно под термином «качество образования» понимается степень (мера) соответствия определенной совокупности характеристик образования (как системы, процесса и результата) установленным, предполагаемым или обязательным потребностям (ожиданиям). На этом основании, управление качеством образования есть воздействие на него, как на систему (процесс, результат) с целью перевода определенной совокупности характеристик из известного начального состояния в требуемое конечное состояние. Можно рассматривать два аспекта качества в образовании. Первый характеризует компетенции выпускников вуза в соответствии с запросами заказчиков и требованиям государственных стандартов. Второй, отражает системные возможности обеспечения квалификационных характеристик выпускников и подразумевает, что качество результатов определяется качеством процессов и ресурсов вуза. И если раньше превалировал первый аспект, то сейчас стремительно возрастает роль второго.

Система образования, реализуемая в отдельном вузе, являясь инерционной, и обладая отложенными последствиями от воздействий, должна стремиться к адекватному прогнозу своего развития и предупреждению возникновения процессов снижающих качество ее функционирования. В структуре системы образования можно выделить триаду: субъект-инструмент-объект. Субъектом являются руководители учебного заведения, как лица принимающие решения. В качестве инструмента будем рассматривать профессорско-преподавательский состав, объектом определим студентов, обучающиеся в вузе. К основным задачам обеспечения качества высшего образования относится соответствие профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов современным требованиям к преподавательской деятельности . Какие бы реформы не проводились в образовательной среде — они замыкаются на педагоге как исполнителе. По уровню педагогического кадрового потенциала судят о качестве деятельности вуза, одновременно он является одним из основных объектов управления в условиях модернизации высшего образования.

Согласно сложившейся в России вузовской структуре преподаватели распределены по кафедрам с закреплением дисциплин и учебных поручений, соответствующих его квалификации, и имеет возможность периодически проходить курсы повышения квалификации и самосовершенствоваться. Вуз также гарантирует, что в случае приема на работу новых сотрудников, они будут обладать высоким уровнем профессиональных знаний и необходимым спектром компетенций. Безусловно, большинство преподавателей обладают полноценными знаниями в предметной области, необходимыми умениями и опытом для эффективной передачи знаний студентам в рамках учебного процесса. Однако, успешность профессиональной деятельности преподавателя высшей школы обусловлена не только предметными знаниями, но и определенным уровнем общекультурных компетенций, соотношением личностных психологических факторов, выступающих в качестве компонентов единой системы его деятельности. С точки зрения В.И. Слободчикова, профессионал способен не только реализовывать деятельность, но и «рефлексировать ее основания и средства во всей полноте ее нормативной структуры». Профессиональная самореализация связана с социальной жизнью преподавателя, которая во многом определяется его квалификаций и профессиональным стажем. В ряду причин влияющих на снижение уровня личностно-профессионального развития можно указать:

  • отсутствие способности к прогнозированию собственного поведения;
  • низкая ответственность перед собой;
  • неспособность принятия адекватных ситуации решений;
  • незаинтересованность в результатах своей деятельности.

Разрешение указанных кризисов кроется в мобилизационных способностях педагога, его волевых качествах, ценностных ориентациях, компетентной реакции на ситуации в педагогической деятельности, способности вносить коррективы в повседневную практику. Эффективность педагогической деятельности зависит от психологических особенностей преподавателя, его ценностей и ценностных приоритетов, определяющих аксиологические и акмеологические аспекты его профессионализма.

Академия, университет, институт – что это такое?

Высшие учебные заведения – собирательное название всех академий, университетов и институтов. В этих образовательных учреждениях студенты приобретают знания, навыки и компетенции, необходимые для работы по выбранной специальности.

Высшими перечисленные ранее учебные заведения называются потому, что они принимают абитуриентов при условии наличия полного среднего школьного образования. Соответственно, участвовать в конкурсе на зачисление в вуз может только человек, получивший диплом после окончания 11 классов. Подростки, которые ушли из школы после 9 класса, поступают в колледжи/техникумы либо профессиональные лицеи. И уже после получения диплома о среднем специальном образовании можно поступить в вуз.

Университет, институт или академия?

Если вы думали, что разница между тремя вузами заключается в статусе
полученного выпускником диплома, то это не так. Если и проводить градацию между
учебными заведениями, то, действительно – самый высокий статус имеет
университет, затем – академия, и только потом – институт. Однако на выходе
дипломы всех вузов равноценны. Нужно учитывать, что не всегда институты будут
уступать университетам: вряд ли кто-то станет оспаривать престиж ИТМО и МФТИ. Разница
между тремя типами вузов заключается лишь в количестве образовательных
программ, которые они могут предложить своим студентам.

Например, университет может давать образование по самым
разным направлениям подготовки и в разных отраслях. Академия, как правило,
предлагает образование в одной области науки или искусства, и это чаще всего
отражено в ее названии. В институтах эта профессиональная область сужается еще
сильнее, и это также влияет на название. Помните о том, что всегда в любом
институте будут присутствовать несколько специальностей из другой сферы – как,
например, гуманитарные дисциплины в сельскохозяйственном институте.

Различия между типами высших учебных заведений регламентируются тремя критериями:

  1. Количество аспирантов на 100 студентов очной формы обучения.
  2. Количество аспирантов вообще.
  3. Статус профессорско-преподавательского состава: чем больше в вузе остепененных преподавателей, тем выше его статус. Увеличение этих показателей может превратить институт в академию, а академию – в университет.

Что такое университет?

Термин «университет» появился в Средние века. Тогда так называли группу учителей и их учеников, которые жили вместе и осваивали всяческие науки. Сейчас этот тип вуза не потерял своего первобытного назначения — он служит для того, чтобы студенты изучали самые разнообразные сферы под крышей одного заведения. Это то, чем отличается институт от университета — многопрофильность последнего.

Как правило, современный университет имеет сложную структуру. Он делится на факультеты, которые, в свою очередь, состоят из кафедр. Каждый факультет управляется своим деканом, а на кафедрах есть заведующие. При этом контроль за всем вузом, часто имеющим несколько корпусов, лежит на ректоре университета.

Требования к университету достаточно высоки. Например, 60% преподавателей должны обладать ученой степенью, а на сотню студентов-очников должно приходится не менее 4 аспирантов. Объем финансирования университета по сравнению с другими учебными заведениями очень большой — 10 млн. руб. на 5 лет. К слову, в институте это цифра в 5 раз меньше.

Что такое университет и институт

Университет – это ВУЗ, который занимается подготовкой сотрудников по ряду дисциплин, закладывая основу научных знаний. Термин университета появился в далеком двенадцатом веке, а институт – это понятие достаточно молодое.

Институт подготавливает студентов по базовой программе, которая соответствует высшему образованию.

Таким образом, из двух определений можно сделать вывод, что институт готовит узкоспециализированные кадры, а университет обучает специалистов широкого профиля. В обоих случаях, человек, окончивший тот или иной ВУЗ, становится обладателем высшего образования.

На практике это разграничение является достаточно условным. Ваш потенциальный работодатель вряд ли заметит такой нюанс в резюме.

Сегодняшний день сулит хорошую возможность устроиться людям, обладающим различными навыками. Нередко бывает, когда одной специальности мало, и найти хорошую работу просто нереально.

Если вы планируете далее работать не по специальности, тогда вполне будет достаточно наличие самого высшего образования. Все остальные нюансы просто не важны.

Оба типа ВУЗов подготавливают как бакалавров, так и магистров. Образцы дипломов практически не отличаются.

Каникулы

А вот это самый печальный пункт. Ученики школ могут балдеть 4 раза в год: неделя или чуть больше в осенние каникулы, очень много дней в зимние каникулы, неделя или чуть больше в весенние каникулы и целых 3 месяца счастья летом.

Студент – пограничное переходное состояние в мир взрослых. Он уже испытывает острую нехватку сна и отдыха, ведь ему выпадает возможность отдыхать только дважды в году – пару недель после зимней сессии и только 2 месяца летом.

Не забывайте, что некоторые специальности должны будут проходить летнюю практику, которая съедает львиную часть летних каникул. Так что выходных дней остается еще меньше.

Структура вуза

Традиционно, во главе вуза стоит ректор. По каждому крупному направлению работы – будь то учебная
или воспитательная работа, международные связи – у ректора есть заместители –
проректоры, они курируют работу вуза по своим направлениям.

Университет делится на институты,
а те – на отделения (опционально), факультеты и кафедры. Не путайте институт как структурное подразделение вуза и
институт как самостоятельное учебное заведение. Отделения объединяют
факультеты, а факультеты – кафедры со специальностями одной тематики. Например,
Институт биологии и химии Московского педагогического университета состоит из 8
кафедр: кафедры ботаники, общей химии, медицины и БЖД и других. Каждую кафедру
возглавляет заведующий.

Тематически образовательная часть делится по образовательным
программам, направлениям подготовки, специальностям
и специализациям. Например, в университете ИТМО есть программа
«Прикладная оптика», внутри нее – направление 551900 «Оптотехника», далее –
специальность 190700 «Оптико-электронные приборы и системы», внутри которой
есть две специализации – «Оптические приборы» и «Проектирование оптических
систем». Выпускники получат квалификацию инженера, ученую степень бакалавра
техники и технологий
или магистра техники и технологий. Специализация – это сам
вид профессиональной деятельности, а квалификация выпускника записана в дипломе
и отражает набор приобретенных знаний и умений.

Деканат (он же
учебный отдел) – это место, где концентрируется вся работа факультета со
студентами. Туда вам нужно будет обращаться по всем интересующим вас вопросам –
получить зачетку, студенческий, транспортную карту, социальную стипендию.

Кроме факультетов и кафедр, в университете существуют и
другие административные службы, которые могут помочь вам во время обучения в вузе.
Это может быть миграционная служба для помощи иностранным студентам, это может
быть поликлиника, военный учебный центр, стипендиальный отдел.

При поступлении вам будет назначена учебная группа – это аналог вашего школьного
класса. Она тоже будет носить свое название. Каждая специальность предполагает
определенное количество бюджетных и платных мест, и чем больше мест, тем больше
групп будет в потоке. Ваш курс или
поток, возможно, будет делиться на несколько групп: на лекции вы будете ходить
все вместе, а на семинары и практические занятия – только своей группой.
Расписание у разных групп будет тоже отличаться. Студенты из вашей группы
называются одногруппниками, а студенты из другой – однокурсники. На некоторых
занятиях вы будете присутствовать вместе с малознакомыми вам студентами из
других факультетов – например, на физкультуре, английском, или тем предметам,
которые вы изучаете параллельно.

Чем отличаются университет и академия от института?

Если университеты и академии занимаются подготовкой широкого круга специалистов, то институты характеризуются узкопрофильной направленностью. Т.е. авиационный институт обучает летчиков и конструкторов, институт психоанализа сконцентрирован только на психологах, а театральный институт отвечает исключительно за деятелей искусства.

К данным вузам Министерство образования выдвигает меньше требований, поэтому оснащенность кабинетов, учебных центров и библиотек там обычно хуже, чем в университетах. Преподавательский состав чаще всего скромный, методические программы обновляются с произвольной регулярностью, а научно-исследовательская деятельность не является для педагогов обязательной.

Еще одно отличие – соотношение аспирантов к студентам очного отделения. В университете должно быть более 4 аспирантов на 100 студентов, тогда как в институте допустимо всего 2. Кроме того, многопрофильные вузы субсидируются государством в гораздо большем объеме.

Исходя из описанных выше особенностей каждого учебного заведения, можно понять, как распределяется рейтинг академии, университета и института.

Первое место занимают университеты, поскольку они хорошо оснащены, обучают представителей многих профессий и позволяют студентам приобрести компетенции в разных областях. Далее следуют академии, а последние в списке – институты.

Сравнение

Таким образом, отличие вуза от университета заключается в том, что первое понятие является общим, обозначающим определенную категорию заведений, а второе подразумевает частный случай. Чтобы глубже раскрыть вопрос, рассмотрим подробней, что называют вузом.

Здесь имеется в виду любое заведение, ежегодно выпускающее специалистов с высшим образованием. Обучение происходит на государственной или частной основе. В любом случае вуз должен обладать официально подтвержденным правом давать знания по профессиям и вручать дипломы по завершении полного четырех-шестилетнего курса.

Собираясь поступать в такое учреждение, следует определиться с удобной формой обучения. Кто-то имеет возможность овладевать новым материалом, ежедневно посещая заведение. Для других подходящим вариантом является вечернее или заочное обучение. Кроме того, уже не редкостью становятся занятия, которые проводятся в более свободной, дистанционной форме.

Крупные вузы организуют свои филиалы в разных населенных пунктах. Это повышает доступность обучения. Обсуждаемые заведения имеют в своей структуре кафедры и факультеты, а также подготовительные отделения для абитуриентов. Как правило, в вузе есть обширная библиотека. Часто выпускается своя газета. Главным руководящим лицом высшей образовательной организации является ректор.

Университет – многопрофильный вуз, обладающий обширным перечнем учебных программ и проводящий исследовательскую деятельность. Ведущими здесь признаны объекты федерального уровня. Рассматривая, в чем разница между вузом и университетом, следует для сравнения назвать и другие виды учреждений, дающих высшее образование.

Так, чуть ниже рангом находится институт. Он обладает меньшими масштабами, чем университет. Кроме того, свое место в ряду рассматриваемых учебных организаций занимают академии. Каждая из них ориентирована на какое-то одно направление деятельности: экономику, искусство, сельское хозяйство или иное.

Мы говорим об учебных заведениях, каждое из которых относятся к категории высших. Институт ориентирован на подготовку студентов в узкой профессиональной области. Университет – многопрофильный ВУЗ, готовит специалистов по большому числу учебных программ. Академия ориентирована на подготовку широкого круга специалистов в определенной отрасли деятельности (экономика, образование, сельское хозяйство, военное дело и другие).

Какой ВУЗ выше по статусу? Сказывается ли статус учебного заведения на качестве образования? Поговорим об этом далее.

Академия

Академия немногим отличается от института. Требования, отраженные в регламенте, практически идентичны требованиям, предъявляемым институтам. Но научно-исследовательские работы в той области, в которой специализируется академия, отличаются большей полнотой и масштабностью. Кроме того, в академии разрабатываются методические программы, чего нет в институте.

Специальностей в академии много, но все они относятся к одной отрасли. Например, Академия сельского хозяйства или Академия физической культуры.

Своим названием академия обязана Платону. Первая школа, которую организовал знаменитый философ, располагалась в роще, посвященной богу Академу. В честь него Платон и назвал свою школу.

Может ли университет стать академией или институтом?

Реорганизация вуза из одного типа в другой – не такая уж редкость, как кажется на первый взгляд. Этот процесс затрагивает преимущественно университеты и институты, минуя академии.

Наиболее распространенный вариант – отделение определенного факультета от крупного вуза и реформирование его в самостоятельную учебную организацию. Такие преобразования наблюдаются, когда университеты имеют технически и методически оснащенные факультеты, способные к самоуправлению. Наблюдаются и обратные ситуации: институт не может расширить перечень предлагаемых к освоению специализаций, поэтому присоединяется к более крупному образовательному учреждению в качестве факультета.

Характерные черты института

Институт – ВУЗ, проводящий подготовку студентов по узкому кругу специальностей в одной области профессиональной деятельности. Этот ВУЗ можно назвать узкоспециализированным, из-за чего его статус кажется самым низким.

Что делать, если не поступил в ВУЗ?
Ответ на этот вопрос и подробную инструкцию о том, что делать в такой ситуации найдешь в нашей статье.

Ключевые черты:

  • Узкий круг специальностей.
  • Подготовка студентов в одной области профессиональной деятельности.
  • Преподавательский состав меньше, чем в академиях.

Интересно, что институты редко становятся факультетами университетов и академий. Гораздо чаще наблюдается обратный процесс – от университета отделяются факультеты, которые получают статус институтов и способность к самоуправлению. Такая практика распространена не только в России, но и во многих европейских странах.

Чем отличается академия от университета?

Разделение университетов, академий и институтов происходит по следующим параметрам:

  • Количество представленных в вузе образовательных направлений;
  • Квалификация профессорско-преподавательского состава (главным образом наличие научных степеней);
  • Количество аспирантов;
  • Проведение научных исследований.

Характерной чертой университетов является их многопрофильность. Будучи универсальными образовательными учреждениями, университеты предоставляют студентам учебный материал не по одной специальности, а по целому ряду направлений. Так, например, университет может выпускать единовременно:

  • Наноинженеров;
  • Маркетологов;
  • Психологов;
  • Экономистов;
  • Социальных работников;
  • Педагогов;
  • Лингвистов;
  • Юристов;
  • Специалистов по математическому обеспечению и администрированию информационных систем;
  • Политологов.

Приведенный выше список далеко не полный, однако он наглядно демонстрирует, насколько разнообразные кадры может готовить организации. Дополнительным требованием Министерства образования ко всем университетам является обязательное проведение научных исследований по минимум пяти профилям, представленным в вузах.

Что касается академий, они специализируются на какой-то конкретной области общественной деятельности, выпуская разнонаправленных сотрудников одного профиля. В качестве примера можно привести таможенную академию, которая обучает студентов 3 факультетов: таможенное дело, экономический и юридический.

Окончив образовательное учреждение, все выпускники (как таможенники, так и юристы с экономистами) трудоустраиваются на вакансии, предполагающие работу в области пограничного контроля.

Академии обучают студентов по программам, аналогичным университетским, однако имеют не такой широкий профессорско-преподавательский состав и меньшее количество аспирантов. Помимо этого, научные исследования академии проводят только по своему основному профилю.

Последипломное образование, включая переподготовку, доступно в обоих видах вузов.  

Universitas

Латынь гласит в переводе – «общность совокупность». Это учреждение высшего образования, которое обучает специалистов по прикладным наукам и различным фундаментальным. Численность факультетов должна быть большой, непременно не меньше семи, с огромным перечнем разнообразных специальностей.

Образовательная организация достойна звания университета при соответствии таких условий:

  • На более 100 человек, пришедших за знаниями, выходит по 4 аспиранта.
  • Требуется, чтобы четверти аспирантам были присвоены кандидатские степени, но не позже 1 года по завершении обучения.
  • Вуз обязан располагать высочайшей материально-технической базой не только для научно-исследовательской деятельности, но и практической её части по 5 разным научным направлениям. При этом имея возможность финансировать самостоятельно проводимые исследования.
  • Учебное заведение основывается на самых новых образовательных методиках, опираясь на инновационные технологии. Успешно модернизирует все программы и продолжает совершенствовать сам учебный процесс.
  • Вуз располагает более 7 направлений кадровой подготовки разного плана.

Какое выбрать высшее учебное заведение и какая разница между институтом и университетом рассказывает Павел Багрянцев.

Университет

Впервые этот статус получили образовательные заведения Австрии и Франции. Спустя время это новшество прижилось и в России. Университет происходит от слова универсальный. В итоге каждый ВУЗ с подобным статусом позволяет подготавливать студентов по широкому списку специальностей.

Оригинальное определение гласит, что университет представляет собой ВУЗ, который может обучать в двух областях:

  1. Высшее профессиональное.
  2. Второе высшее образование.

Таким образом, человек может по окончании курса лекций по одной профессии, затем получить второе образование. Для этого изначально подготовлена обширная программа по всевозможным направлениям. Помимо этого, университет позволяет работодателям направлять собственных сотрудников на повышение квалификации.

По специальностям абитуриент может поступить как на технический, так и на гуманитарный факультет. Один ВУЗ способен выпустить химика, юриста и программиста одновременно. По специализации университет выпускает студентов на должность от специалиста, до аспиранта.

Характерные черты института

Институт – ВУЗ, проводящий подготовку студентов по узкому кругу специальностей в одной области профессиональной деятельности. Этот ВУЗ можно назвать узкоспециализированным, из-за чего его статус кажется самым низким.

Ключевые черты:

  • Узкий круг специальностей.
  • Подготовка студентов в одной области профессиональной деятельности.
  • Преподавательский состав меньше, чем в академиях.

Интересно, что институты редко становятся факультетами университетов и академий. Гораздо чаще наблюдается обратный процесс – от университета отделяются факультеты, которые получают статус институтов и способность к самоуправлению. Такая практика распространена не только в России, но и во многих европейских странах.

Что такое академия?

Академия — высшее учебное заведение, которое занимается подготовкой специалистов преимущественно в одном направлении науки. Академии по численности студентов заметно уступают университетам, так как обычно выпускают до несколько тысяч специалистов в год. Связано это, конечно же, с узкой направленностью подготовки. Академии могут заниматься также переподготовкой специалистов, повышением квалификации специалистов. Для выпускников академий не требуется получения дополнительного образования для занятий научной деятельностью. В рамках академии обязательно ведется научная работа.

Требования к профессорско-преподавательскому составу – не менее 40% сотрудников должны иметь ученые степени. Например, Российская Академия Правосудия (ныне Российский Государственный Университет Правосудия) готовил специалистов судебной система по специальности «юриспруденция». В 2014 году казанский филиал академии выпустил около 2 тысяч выпускников.

Как правило, академии могут иметь филиалы в других городах, при этом ввиду небольшой численности студентов располагаются в одном здании.

Основные различия между университетом и институтом

К основным отличиям между университетом и институтом можно отнести:

1. Университет в буквальном смысле означает «универсальный», а институт — это узкопрофильное учебное заведение. Именно этот критерий является основным для получения ответа на вопрос о том, чем отличается университет от института.

2. Срок обучения в университете обычно составляет от 5 до 6 лет, в то время как в институте получить диплом специалиста возможно уже через 4 года обучения. Этот критерий нельзя считать исходным, однако он показывает уровень учебной подготовки в двух сравниваемых учреждениях.

3. Уровень подготовки. Многих будущих студентов интересует, насколько глубоко и профессионально будет происходить подготовка одинаковых дисциплин, которые предлагает институт и университет. Разница в данном случае существует, но не колоссальная. Это обусловлено престижностью, статусом и повышенными финансированием деятельности университета.

4. Количество дисциплин. Университет предлагает в одном направлении от 5 до 17 дисциплин, а институт — около 3-8. Этот критерий напрямую зависит от вида и суммы финансирования учебного заведения. Почти все московские институты и университеты предлагают обширное количество направлений исследования гуманитарных и естественно-математических наук.

Оцените каждый вуз отдельно

Руслан Ткаченко, председатель Московского городского Родительского комитета, рассуждает:

— Лично я советую выбирать не между частным и государственным вузом, а выбирать вуз в принципе, не особо обращая внимание на его форму собственности. Я сам преподавал в нескольких вузах и среди них был один частный

Он совсем небольшой, камерный, но очень дорожил и дорожит своим именем. Сдать экзамен или зачет за взятки — не говоря уже о покупке диплома — там было невозможно. Двух студентов, помню, просто отчислили за то, что они пытались подкупить преподавателей! Один мой студент — а он учился в трех вузах — помню, удивлялся: «это первое место, где я ничего не могу купить».

Эксперт также советует:

— При выборе вуза обращайте внимание на материально-техническую его базу. Если вы получаете сугубо техническую специальность, то, наверное, имеет смысл выбрать заведение государственное: там обычно лучше техническая база

Если же направление гуманитарное, то наличие какого-то современного оборудования особого значения не имеет.

Отличия ВШЭ от институтов

Описанная выше особенность МЭИ не является уникальной в своем роде — этим «грешат» и остальные ВУЗ-ы с низким финансированием. Рассмотрим другие различия  учебных заведений с разным рейтингом.

  1. В общежитиях МЭИ полно тараканов и крыс, которые бегают даже по верхним этажам. В комнатах же студентов ВШЭ вы не найдете ни одного жука или грызуна, разве что только студент принесет их из дома, но они не продержатся там долго, так как раз в год все помещения проходят дезинфекцию. Кроме того само здание «общаги» периодически ремонтируется, и все щели замазываются, так что животным просто технически не дают возможности плодиться и размножаться. В общежитиях МЭИ же дырки между комнатами настолько велики, что студенты зачастую передают через них друг другу разные вещи, например сигареты.
  2. Системы безопасности у этих двух университетов тоже существенно различаются. Во ВШЭ всюду камеры, так что и муха не проскочит, а в МЭИ всего одна камера на входе, поэтому в общежитии постоянно происходят драки, кражи, и пьянки.
  3. Душевые комнаты в общежитиях МЭИ расположены лишь в подвалах, поэтому студентам приходится каждый раз спускаться и подниматься по прокуренным лестничным клеткам. ВШЭ же устанавливает по две душевых на каждом этаже.
  4. Запах из мужского туалета способен отбить желание заходить туда у любого, а причина в том, что некоторые товарищи очень не любят за собой смывать. Во ВШЭ на каждом этаже стоят камеры, и поэтому можно примерно определить, кто в какое время ходил в туалет, сузив таким образом круг подозреваемых. В случае поимки «злоумышленника», ему светит выговор, а три выговора — это отчисление.
  5. Ну и напоследок стоит затронуть самую важную тему — стипендии. В МЭИ отличники получают 2400 рублей в месяц, хорошисты -1600. Вы уже отсмеялись? Тогда читайте дальше. Что такое 2400 рублей в месяц для Москвы, когда один обед в студенческой столовой обходится в среднем в 180 рублей? Не удивительно, что почти все студенты институтов начинают подрабатывать уже с первого курса, пропуская лекции и семинары, вместо того, чтобы убиваться за эти копейки. Стипендия во ВШЭ для хорошистов варьируется около 7-8 тысяч, а у отличников она может достигать 15 тысяч, что, конечно же, тоже мало, но на эти деньги можно, хотя бы, питаться.

Указанные различия являются результатом всего лишь разницы в финансировании, поэтому стоит задуматься: если такое творится в одном из ведущих технических вузов Москвы, то что же происходит в провинции?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector