Что такое кафедра, факультет и деканат в университете
Содержание:
- В чем разница?
- Задачи факультета
- Ускоренная программа
- Что такое факультет в современном понимании?
- Что такое специальность?
- Определение профиля обучения
- Кафедра
- Иерархия должностей в вузе
- Какой выбрать колледж (рейтинг лучших)
- Что такое программа обучения?
- Преимущества средних специальных учебных заведений
- Недостатки средне-специальных образовательных учреждений
- Кафедра ВУЗа
- Структура и деятельность вузовской кафедры
- Характеристика образования, полученного в колледже, преимущества
В чем разница?
На картинке – система профессионального образования в России:
Подростки часто задаются вопросом «А техникум – это ПТУ или нет?». Профессионально-техническое училище дает начальную профессиональную категорию образования. После техникума получают диплом о среднем профессиональном образовании. Также выпускники получают разную квалификацию – рабочий и техник соответственно.
Техникум или училище – это не колледж. Все эти учебные заведения имеют различные системы обучения, сроки учебного процесса. Выпускники имеют разные профессиональные квалификации.
Чем отличается колледж от техникума:
- Системой обучения;
- Сроками обучения;
- Уровнем подготовки (у выпускников колледжа он на порядок выше).
Колледж отличается от высшего учебного заведения (ВУЗа) сроками обучения. При выпуске из колледжа студенты получают диплом о средней категории образования. Учатся здесь три – четыре года, по окончании получая категорию старший специалист (старший техник).
Обучение в ВУЗе длится 4-6 лет, по окончании студент получает высшее профессиональное образование. Это главное отличие университетов и иных ВУЗов от других учебных заведений.
Если сравнивать, какое учебное заведение престижнее, то можно ответить так – это зависит от рейтинга учреждения и того, насколько выбранная вами профессия востребована на рынке труда.
- ПТУ дает начальное профессиональное образование с категорией рабочего. Техникум – среднюю профессиональную категорию с квалификацией младшего специалиста (техника). Колледж – среднее специальное образование со званием старшего специалиста (старшего техника).
- ПТУ обучает на протяжении трех лет, поступление происходит после 9 класса. Техникум обучает два-три года с поступлением после 9 или 11 класса. В колледже обучаются 3-4 года с поступлением после 9 или 11 класса.
- ПТУ и техникумы преподают по школьной системе, тогда как колледж установил систему обучения ВУЗа, на базе которого работает учреждение. Колледж дает возможность получить творческую специальность.
Задачи факультета
К подразделениям ВУЗа относится факультет. Он выделяется на основе административных и научно-учебных критериев, там подготавливаются учащиеся на несколько смежных профессий. Состоит он из кафедр. В его задачи входит координация их взаимосвязанной деятельности. Во главе факультета находятся научный совет и декан. Лицо, претендующее на последнюю должность, обязано иметь:
- большой опыт административной работы;
- звание профессора;
- степень доктора наук.
Научный совет решает многочисленные вопросы, включая определение срока защиты дипломных работ и диссертаций, проведение научной конференции и аналогичных мероприятий, организацию выступления ВУЗа по России, награждение авторов научных работ. Факультет вручает дипломы и документы, подтверждающие повышение квалификации. Процесс их оформления и выдачи входит в задачи канцелярии.
Факультет в качестве составной единицы присутствует не только в университетах, но и в колледжах. Количество отделений зависит от масштаба и типа учебного заведения. В специализированном, но небольшом ВУЗе насчитывается до десяти факультетов. В структуру крупного классического университета входят более 20 подобных отделений.
Так как институты готовят специалистов для разных отраслей и сфер деятельности, факультеты бывают разные. Их названия в любом ВУЗе отражают направления подготовки:
- юридический;
- экономический;
- исторический;
- математический.
В различных ВУЗах на одну специальность могут готовить различные факультеты. Сфера деятельности выпускника в будущем определяется выбранной специальностью и программой подготовки, но не факультетом, указанным в дипломе.
Ускоренная программа
Выпускник колледжа, в отличие от школьника, может претендовать на обучение по ускоренной программе. Это значит, что если в учебном плане вуза/факультета есть предметы, которые студент уже изучил в колледже, вуз может зачесть их как пройденные, после чего их не придётся посещать по второму разу. Однако решение о переводе на ускоренную программу остаётся за администрацией вуза/факультета.
Некоторые вузы, в частности МГУ, отказываются засчитывать предметы, аргументируя это тем, что уровень преподавания предметов в вузе намного выше, чем в колледже. Другие вузы смотрят на это проще и соглашаются зачесть пройденные предметы. Для перевода на ускоренную программу нужно написать соответствующее заявление и подать его в деканат.
Что такое факультет в современном понимании?
Факультет — это учебно-научное и административное подразделение высшего учебного заведения, цель которого заключается в подготовке учащихся по одной или нескольким схожим специальностям, повышении уровня знаний студентов в определенной области, а также контроле кафедр, входящих в его состав.
На территории России и стран бывшего Советского Союза факультетами в институтах/университетах/академиях и так далее управляют деканы. Их избирают согласно правилам, которые были установлены конкретным высшим учебным заведением. Утверждение декана происходит через соответственный указ ректора. У декана есть свои назначенные заместители, которые управляют отдельными направлениями деятельности факультета. Ключевые вопросы деятельности учебного подразделения рассматривает специальный совет. Каждый факультет разделен на кафедры, а в них, в свою очередь, могут формироваться отдельные секции.
Ответственность за организацию учебного процесса лежит на отделениях, входящих в состав факультета. Они отличаются либо по специальности, либо по форме обучения. Лаборатории и научно-исследовательские центры, в свою очередь, отвечают за ведение научно-исследовательской работы.
Что такое специальность?
Факультет и специальность – понятия неравнозначные. Специальность представляет собой некое направление профессиональной подготовки. Существует обширная отрасль теоретического знания, которая состоит из нескольких более узкоспециализированных секторов. Эту совокупность смежных секторов знания объединяет некая общая основа – база, от которой они все отпочковались. Эту базу обозначают термином «направление подготовки», а ее частные сектора – «специальностями».
Вот конкретный пример: специальность бакалавриата «Фундаментальная информатика и информационные технологии», номер 1.02.03.02.
Факультеты, на которых в разных вузах обучают этой специальности, не обязательно должны носить одинаковое название. Например, в МГУ стать экспертом в области фундаментальной информатики можно на факультете вычислительной математики и кибернетики, а в Московском государственном областном университете – на физико-математическом факультете.
Специальности, в свою очередь, делятся на профили обучения. В нашем конкретном примере это будут:
- интеллектуальные системы управления объектами;
- анализ производительности сетей телекоммуникаций;
- инженерия разработки программного обеспечения;
- сетевые технологии и вычислительные комплексы;
- интеллектуальные системы управления объектами;
- искусственный интеллект и экспертные системы.
Определение профиля обучения
Профилем обучения называют специализацию, которая входит в определенный сегмент профессиональных навыков и знаний с учетом данной отраслевой специфики. Базовый набор основных предметов у разных профилей по одной специальности всегда одинаковый. Отличия будут только на старших курсах обучения.
Профили имеют тот же код, что специальность, к которой они относятся, но их не нужно путать. Они отличаются по блоку базовых дисциплин, профессиям, принципам и формам обучения, набору практических навыков и т.д. Иными словами, выпускники разных профилей развиваются по-разному.
Пример: специальность «Прикладная математика» состоит из следующих профилей:
- Прикладная информатика в химии;
- Математические методы в информатике;
- Прикладная математика;
- Математическое моделирование в экономике и т.д.
При выборе профессии для обучения в университете абитуриент должен искать не специальность, а профиль обучения. Именно он определяет набор основных профессиональных навыков и знаний, которые в итоге получит выпускник, а также сферу его деятельности для последующего трудоустройства.
Кафедра
Узкопрофессиональной подготовкой студентов факультета занимаются кафедры. Это научно-образовательные подразделения, осуществляющие обучение в рамках одной специализации. Например, на гуманитарном факультете кафедра лингвистики готовит переводчиков, а филологии – преподавателей английского языка.
Вузовская кафедра не только обеспечивает проведение лекций и семинаров, но и занимается организацией производственной или учебной практики, исследовательской работы студентов (курирует написание курсовых, дипломов, диссертаций). На одном факультете может быть (и в большинстве случаев имеется) несколько кафедр.
Возглавляет кафедру заведующий, который избирается на пять лет голосованием преподавательского коллектива. Он подчиняется декану, который, в свою очередь, – ректору.
Межфакультетская
Кроме того, в вузе всегда есть межфакультетские кафедры. Их преподаватели читают лекции, проводят практические занятия, принимают зачеты и экзамены по «сопутствующим» непрофильным дисциплинам, общим для программ подготовки специалистов на разных факультетах учебного заведения.
Обычно во всех высших учебных заведениях это кафедры физического воспитания. В технических университетах – иностранного или русского языка, в гуманитарных или педагогических институтах – информационно-коммуникационных технологий, в творческих вузах – истории искусств и т. д. Часто преподаватели таких подразделений, независимых от руководства какого-либо факультета, привлекаются в качестве консультантов или рецензентов дипломных работ студентов различных факультетов.
Базовая
В последние годы в российских вузах активно создаются базовые кафедры. Их специфика заключается в ориентированности на интересы и потребности бизнеса и производственных компаний, работающих в разных отраслях. Поэтому к преподаванию привлекаются не только педагоги вуза – студентов обучают практикующие специалисты, причем обычно на базе предприятий.
Суть работы базовой кафедры – вовлечь студентов в специальность, повысить качество образования и профессионального обучения, открыть больше возможностей для будущей карьеры. Нередко подготовка специалистов ведется по заказу конкретного предприятия, которое после защиты диплома забирает к себе в штат всех (или наиболее успешных) выпускников определенной программы.
К примеру, базовые кафедры в МФТИ:
- Информационные системы на базе МАК «Вымпел»;
- Радиолокация, управление и информатика совместно с НПО «АЛМАЗ»;
- Теоретическая и прикладная информатика – с привлечением компаний Acronis, Virtuozzo, Runa Capital;
- Мультимедийные технологии и телекоммуникации – «Ростелеком»;
- Моделирование и технологии разработки нефтяных месторождений – «Инжиниринговый центр МФТИ по трудноизвлекаемым полезным ископаемым».
Предприятия, предоставляющие учебную базу, заинтересованы в высококвалифицированных молодых специалистах, поэтому охотно нанимают на работу студентов, начиная со второго курса.
Военная
Эти кафедры готовят рядовых, офицеров и сержантов запаса. Выпускники вместе с дипломами получают военные билеты с отметкой о прохождении срочной службы. Желающие могут во время учебы заключить контракт с Министерством обороны, по которому обязуются отслужить минимум три года после получения диплома.
Также по отдельным программам обособленные структуры гражданских вузов – учебные военные центры – готовили для Вооруженных сил кадровых офицеров по технологичным, инженерным и наукоемким специальностям. В январе 2019 года военные кафедры объединили с ними и преобразовали в военные учебные центры (ВУЦ).
Какие именно факультеты есть в вузе, узнать можно на сайте выбранного учебного заведения. Но и это еще не всё. Внимательно изучите кафедры и специальности, программы обучения, так как вполне может оказаться, что по стандартному, казалось бы, направлению экономический факультет конкретного вуза не готовит финансистов, а выпускает только бухгалтеров.
Иерархия должностей в вузе
Поможем разобраться во внутренней системе университета.
Ректор
Ректор — это руководитель учебного заведения. Он определяет стратегию его развития, ищет дополнительные источники финансирования, распределяет фонды. Именно от его успешной деятельности во многом зависит престиж университета или академии.
Проректор
Проректор — это заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах их несколько:
- по научной работе;
- по научно-педагогической работе;
- по учебно-воспитательной работе;
- по взаимодействию с иностранными партнёрами;
- по учебно-методической работе;
- по административно-хозяйственной работе.
Они помогают ректору решать текущие проблемы, один из проректоров замещает ректора на период его отпуска или болезни.
Директор и декан
Если в составе университета есть отдельные институты, их возглавляют директора. Эти структурные единицы существуют только в крупных вузах России, чаще всего в учебном заведении есть несколько факультетов, во главе которых стоят деканы.
Обязанности у директоров и деканов идентичны: они руководят институтом или факультетом, выполняют административные функции:
- Организуют и руководят научной, учебной, воспитательной, методической работой.
- Руководят работой стипендиальной и приёмной комиссий.
- Отчисляют студентов из-за «хвостов», долгов за контрактное обучение или другие нарушения.
- Укрепляют и улучшают материальную базу.
- Решают организационные проблемы.
У директоров и деканов есть заместители (по учебной, воспитательной, научной и методической работе), а техническую работу (набор документов, координация со студентами и преподавателями и пр.) выполняют методисты деканата.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Руководителей вуза, факультета и кафедры лучше знать в лицо
Заведующий кафедрой
Институты и факультеты состоят из нескольких кафедр. У каждого из этих структурных подразделений свой заведующий, в чьи обязанности входит:
- разработка образовательных программ и учебных планов;
- распределение учебной нагрузки между преподавателями;
- организация и руководство практикой студентов;
- проведение зачётов и экзаменов, защит курсовых и дипломных;
- организация научно-исследовательской работы педагогов.
У него тоже есть свои заместители по разным направлениям работы.
Преподаватели
У преподавательского состава кафедры тоже есть своя иерархия: некоторые должности стоят выше других. Вот как они располагаются в порядке убывания:
- Профессор — имеет степень кандидата или доктора наук, у него небольшая учебная нагрузка, обычно преподаёт у магистров и аспирантов, занимается научной деятельностью.
- Доцент — эту должность, как правило, занимают кандидаты наук, которые ведут профильные дисциплины.
- Старший преподаватель — часто на эти вакансии устраиваются совместители, у которых есть практический опыт работы в отрасли.
- Ассистент — стартовая позиция в иерархии педагогов. Они проводят лабораторные работы и семинары, но вести лекции им обычно не доверяют. Часто на должность ассистента устраиваются аспиранты, чтобы начать получать педагогический стаж.
Доцент и профессор — не только должности, но и учёные звания. Они определяют научные достижения работников высшего образования.
Техническую работу (оформление документов, обслуживание оборудования и пр.) на кафедрах выполняют инженеры или лаборанты.
Решить проблемы с преподавателями поможет студенческий сервис. Его эксперты знают, как подготовить учебную работу, к которой не придерётся ни один профессор.
Какой выбрать колледж (рейтинг лучших)
Как вы поняли, важно искать колледж прицельно по профессиональному направлению, которое вам интересно. Мы подобрали по 5 лучших московских колледжей каждого профиля, чтобы вы знали, с чего начать поиск
Творческий профиль.Чтобы узнать, подходят ли вам профессии творческого профиля, пройдите бесплатный тест.
1. Российская академия музыки им. Гнесиных
2. Колледж декоративно-прикладного искусства им. Карла Фаберже
3. Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26
4. Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского
5. Московская государственная академия хореографии Естественно-научный профиль.Чтобы узнать, подходят ли вам профессии естественно-научного профиля, пройдите бесплатный тест.
1. Колледж геодезии и картографии МИИГАиК
2. Московский гидрометеорологический техникум
3. Образовательный комплекс «Юго-Запад»
4. Медицинский колледж №1
5. Коломенский аграрный колледж Информационно-технологический профиль.Чтобы узнать, подходят ли вам профессии информационно-технологического профиля, пройдите бесплатный тест.
1. Университетский колледж информационных технологий
2. Колледж связи № 54
3. Колледж информатики и программирования Финансового университета при Правительстве РФ
4. Колледж МГУПИ
5. Колледж телекоммуникаций Московского технического университета связи и информатики
Социально-гуманитарный профиль.Чтобы узнать, подходят ли вам профессии социально-гуманитарного профиля, пройдите бесплатный тест.
1. Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»
2. Юридический колледж
3. Колледж МГИМО
4. Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского МГПУ
5. Гуманитарный колледж Российского государственного гуманитарного университета Финансово-экономический профиль.Чтобы узнать, подходят ли вам профессии финансово-экономического профиля, пройдите бесплатный тест.
1. Московский промышленно-экономический колледж Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
2. Колледж Русско-британского института управления
3. Колледж многоуровневого профессионального образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
4. Московский колледж железнодорожного транспорта Российского университета транспорта (МИИТ)
5. Финансовый колледж № 35 Инженерно-технический профиль.Чтобы узнать, подходят ли вам профессии инженерно-технического профиля, пройдите бесплатный тест.
1. Колледж архитектуры и строительства № 7
2. Московский издательско-полиграфический колледж им. И. Федорова
3. Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова
4. Колледж автоматизации и радиоэлектроники № 27 им. П.М. Вострухина
5. Колледж автомобильного транспорта № 9
Чтобы пройти путь от «Не знаю, кем хочу стать» до «Я точно знаю, кем я стану и где буду учиться», запишитесь на профориентационный тест с последующей консультацией «Профориентатор» или «Профмастер». За 2 часа вы выясните, какие профессии и какие колледжи подойдут именно вам.
Что такое программа обучения?
Программа обучения регламентирована конкретным высшим учебным заведением. Она подразумевает не только определенный профиль подготовки кадров, но и форму обучения:
- очное отделение;
- заочное;
- дистанционное;
- вечернее.
Кроме того, выбор программы предполагает выбор формата обучения и стоимости курса. Это программа обучения имеет платные и бюджетные места и проходные баллы, а не специальность или профиль. Каждый абитуриент поступает на нее, так что в итоге нужно искать для себя подходящую программу обучения в ВУЗе.
Если абитуриент собирается поступать на программу двойного диплома, то ему нужно заранее уточнить, какие конкретно специальность и профиль подготовки будут указаны в международном образце диплома.
Куда поступать?
- 10 лучших московских ВУЗов, о которых надо знать
- Рейтинг самых эффективных факультетов российских ВУЗов
- 10 критериев выбора ВУЗа и факультета
- Скидки на оплату обучения в ВУЗах Москвы
- Рейтинг самых востребованных ВУЗов для экономистов
- Сравнение ведущих технических ВУЗов России
Выбери ответ
Преимущества средних специальных учебных заведений
Некоторые из достоинств ПТУ или колледжа могут оказаться важными для принятия решения, но не всегда сразу очевидными. Давайте рассмотрим их.
- Не все профессии осваиваются в вузах. Например, не существует высшего образования у художников по гриму для кино и театра. В Новосибирске на гримера можно обучиться в Новосибирском колледже парикмахерского искусства. Так же дело обстоит с кондитерами и поварами. Конечно, можно стать технологом пищевого производства, получив высшее образование, но это другая профессия. На поваров и кондитеров учат, например, в Новосибирском колледже питания и сервиса, Новосибирском лицее питания. А на судового повара можно обучиться в Новосибирском речном колледже!
- Обучение в колледже даст ясное понимание, готов ли подросток посвятить свою жизнь именно этой профессии. Кроме того, он увидит профессию изнутри и поймет, совпало ли действительное с желаемым. Если вдруг нет, то, после окончания двух курсов, если ученик поступал после 9 класса, он может взять справку с оценками по школьным предметам и вместе с выпускниками школ сдать ЕГЭ. Но, кроме результатов ЕГЭ, нужен будет еще аттестат о среднем образовании. Имея его плюс оценки по ЕГЭ, можно подавать документы в любой вуз или колледж.
- Даже если учеба не оправдала ожиданий, в любом случае выпускник уже будет иметь профессию, а его сверстники в вузе только перейдут на третий-четвертый курс.
- Шансов поступить в вуз больше при обучении в колледже при этом же вузе. ЕГЭ в этом случае сдавать не надо, т.к. достаточно будет только самих вузовских экзаменов. В некоторых вузах предусмотрен сокращенный вариант обучения для тех, кто учился в колледжах при вузах — обучение сокращается за счет родственных специальностей.
- На современном рынке все больше ценится работник с опытом. А вот без практики сейчас сложно устроиться даже выпускнику вуза. Работодатели все чаще ищут специалистов, которые «потрогали железо» на практике, знают нюансы работы и могут пойти сразу на более высокую должность. А тех, кто пришел после вуза, просят сначала показать, что они умеют.
- На сегодняшний день мастера, имеющие высокую квалификацию, часто получают больше, чем менеджеры среднего звена. Например, в Новосибирске водитель автобетоносмесителя имеет зарплату 90 000 р., сварщик на крупном производстве – 107 000 р. Разрыв зарплат между выпускниками вузов и СПО постепенно сокращается.
Стереотипы восприятия «техникумов» остаются в прошлом. Современный мир иначе смотрит на обучение в средних специальных заведениях, а их выпускники ценятся не меньше выпускников вузов.
В 2012 году Россия присоединилась к проекту WorldSkills. Эта ассоциация повышает статус и стандарты профессионального образования рабочих профессий по всему миру. Она помогает учащимся и профессионалам выходить на такой уровень квалификации, который позволяет работать по профессии в любой точке мира. Это повышает престиж рабочих профессий.
Недостатки средне-специальных образовательных учреждений
Колледжи и техникумы имеют и свои недостатки:
- При поступлении на работу предпочтение отдается сотрудникам с высшим образованием.
- Престиж.
- Из техникумов чаще всего выпускаются специалисты рабочих специальностей. Но, с другой стороны, это способствует снижению конкуренции. Представителей рабочей специальности гораздо меньше, чем офисных сотрудников.
Таким образом, было рассмотрено, чем отличается колледж от техникума, и где лучше учиться. Необходимо расставить личные приоритеты и только потом принимать решение.
— (ПТУ) в РФ основное звено системы профессионально технического образования. ПТУ ведут подготовку квалифицированных рабочих кадров на базе общеобразовательной, неполной и полной средней школы. Срок обучения составляет 1 3 года в зависимости от… …
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (ПТУ)
— в РФ основное звено системы профессионально технического образования. ПТУ ведут подготовку квалифицированных рабочих кадров на базе общеобразовательной, неполной и полной средней школы. Срок обучения составляет 1 3 года в зависимости от уровня… … Юридическая энциклопедия
— (см. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ) … Энциклопедический словарь экономики и права
I Профессионально техническое образование форма профессионального образования, имеющая целью подготовку квалифицированные рабочих для отраслей народного хозяйства в профессонально технических учебных заведениях; совокупность… … Большая советская энциклопедия
Начальное профессиональное образование (НПО) начальный уровень профессионального образования. В основном, представлен ГОУ НПО (Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования) и НОУ НПО (Негосударственное… … Википедия
Московский государственный технический университет МАМИ (МГТУ «МАМИ») Девиз «Salus patriae suprema lex» («Благо отечества высший закон» лат.) Год основания … Википедия
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ТЕХНИЧЕС КИЙ, ая, ое. Относящийся к техническим профессиям. Профессионально техническое образование. Профессионально техническое училище (училище, дающее техническое образование, ПТУ). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКИЙ, ая, ое. Относящийся к техническим профессиям. Профессионально техническое образование. Профессионально техническое училище (училище, дающее техническое образование, ПТУ). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова
Книги
- Романовы , Сидоров А.Н.. Александр Николаевич Сидоров родился 28 июля 1961 года в Тюмени. В 1976 году закончил 8 классов. В этом же году поступил в профессионально-техническое училище № 4 при судостроительном заводе…
- Романовы , Сидоров Александр Николаевич. Александр Николаевич Сидоров родился 28 июля 1961 года в Тюмени. В 1976 году закончил 8 классов. В этом же году поступил в профессионально-техническое училище 4 при судостроительном заводе по…
Рано или поздно у каждого старшеклассника возникает вопрос о том, что делать со своей жизнью дальше. И получение специализированного образования напрямую связано с этим вопросом. Многие начинают интересоваться: «ПТУ — это какое образование?» Давайте разберемся.
Кафедра ВУЗа
Как уже было сказано ранее, понятие кафедра гораздо уже понятия факультета.
Разберем на конкретном примере.
В педагогическом ВУЗе существуют следующие факультеты: историко-филологический, физико-математический, биолого-географический, психолого-педагогический, физической культуры и спорта.
Факультет историко-филологический объединяет в общем смысле всех студентов-гуманитариев, они все подчиняются одному декану, занимаются в одном корпусе, но ходят на занятия с учетом того, к какой кафедре относится их специализация.
Это кафедры русского языка, кафедра литературы, кафедра истории и социально-гуманитарных наук.
Более узкий контакт между студентом и кафедрой происходит не на первых учебных курсах, а приблизительно на третьем, в момент написания первой курсовой работы.
К примеру, подготовительную деятельность по курсовой работе на тему «Особенности синтаксиса в произведении Л.Н.Толстого «Анна Каренина» (курсовая на знание основ русского языка) будет вести кафедра русского языка.
Более тесно сотрудничать с кафедрой студенты начинают с третьего курса, когда определяются со специализацией
Точно таким же образом решается вопрос с написанием, подготовкой и защитой дипломных работ, а также организацией практики.
Бесспорно, кафедра не является абсолютно автономным объектом образовательной системы, члены всех кафедр работают взаимосвязано, но делая акцент на собственной специфике.
Членами кафедры являются все преподаватели, работающие по направлению узкопрофильных дисциплин.
Кстати, перед начальником кафедры в одинаковой мере имеют равенство как рядовые педагоги, так и доценты, доктора наук.
Студенту необходимо помнить, что в случае каких-либо сложностей в процессе обучения первым лицом, к которому необходимо обратиться, является начальник кафедры, а уже после декан.
Структура и деятельность вузовской кафедры
В пределах факультета учебные дисциплины распределены по кафедрам. Это научно-исследовательское и методическое структурное подразделение, чья деятельность сконцентрирована на определенном конкретном направлении. Именно на этом уровне ведется воспитательная работа с учащимися, организуется их производственная практика, осуществляется повышение квалификации кадров.
Вот пример, наглядно демонстрирующий, в чем разница между факультетом и кафедрой. В Российском государственном институте нефти и газа им. Губкина есть факультет геологии и геофизики нефти и газа. Он состоит из следующих кафедр:
- моделирования месторождений углеводородов;
- геологии углеводородных систем;
- литологии;
- геоэкологии;
- геофизических информационных систем;
- теоретических основ поисков и разведки нефти и газа;
- разведочной геофизики и компьютерных систем;
- общей и нефтегазопромысловой геологии.
Именно при кафедре проводится защита курсовых, дипломных и докторских работ, а также диссертаций. Сюда, а не в деканат, должен в первую очередь обращаться студент, если в процессе обучения у него возникают какие-либо проблемы. Карьера преподавателей вуза тоже строится в рамках кафедры.
Кафедра характеризуется наличием:
- учебных подразделений;
- возможностью получить вузовский диплом по смежной специальности;
- производственных участков для организации практических испытаний;
- филиалов (не обязательно в пределах родного вуза);
- лабораторий для научно-исследовательской работы;
- библиотеки (не обязательно, иногда бывает достаточно общей вузовской библиотеки).
Возглавляет кафедру руководитель в статусе доктора наук, доцента или профессора. Его избирают на 5 лет (с возможностью повторного переизбрания) методом голосования всех сотрудников. Главными критериями для назначения на руководящую должность являются как минимум 5-летний стаж работы в вузе, а также хорошая репутация и высокий профессиональный авторитет среди коллег и подчиненных.
Глава кафедры не отрывается от преподавательской деятельности. Он ведет лекции и семинары, участвует в мастер-классах и прочих разовых мероприятиях. Однако, как правило, уделяет этому меньше времени по сравнению со своими подчиненными.
Приоритетом для заведующего кафедры являются научная и организационная работа. Именно под его контролем происходят все проверочные работы, тесты, зачеты и экзамены.
В дополнение к этому, кафедра является тем подразделением, которое отвечает за формирование расписания лекций и защиту дипломных работ. Таким образом, нагрузка руководителя достаточно высока, что, к счастью, компенсируется его повышенной зарплатой.
Характеристика образования, полученного в колледже, преимущества
Часто занятия ведут преподаватели из ВУЗа
Колледжи осуществляют углубленную подготовку по выбранной специальности. Обучение в них производится на срок от 3 до 4 лет, это одно из отличий от ВУЗа. Зачастую создаются на базе университета, и занятия ведут вузовские преподаватели. Поэтому выпускники, сумевшие окончить среднее специальное учебное заведение, считается, имеют намного больше преимуществ для поступления в ВУЗ, чем школьники.
Для поступления в техникум требуется аттестат, в котором важную роль для участия в конкурсе является средний балл. После зачисления бывшие школьники становятся студентами, где их ждут сессии, семестры и прочие атрибуты студенческой жизни.
Студентов ждет такое же расписание, как и при учебе в университете
Как и в ВУЗе, в колледже учеба организуется по семестрам, после чего сдается экзамен и наступают зимние или летние каникулы. Здесь проводятся лекции, семинары, сдаются курсовые и контрольные работы. В системе образования преобладают многопрофильные учебные заведения, где студенты получают гуманитарное, экономическое, техническое и другие виды образования.
Меньше конкурс на место
В стране около 1950 таких заведений, т. е. шанс поступить хоть в одно училище, высокий. По итогам 2018 года большой конкурс проходил при поступлении на экономические специальности 4 человек на место.
Конкурс при поступлении ниже
Средний балл аттестата для поступления должен быть от 3,% до 5, здесь все зависит от выбранной специальности и конкурса. В 2018 году большое количество школьников поступало с баллами от 4,5 до 4,9. С таким баллом поступают на востребованные специальности, среди которых — юридические, информационные направления, технические и медицинские.
Среди популярных колледжей с высоким статусом можно выделить:
- Кемеровский областной медицинский колледж;
- Московский колледж градостроительства, транспорта и технологий №41;
- Экономико-технологический колледж №22;
- Московский государственный колледж электромеханики и информационных технологий и др.
Техникум отличается широким выбором специальностей
Очень большой выбор самых разнообразных специальностей
В колледже производится подготовка студентов по многим специальностям:
- банковское дело;
- дизайн;
- флористика;
- правоохранительная деятельность;
- программирование;
- медицина;
- преподавание в начальных классах;
- экономика;
- туризм;
- реклама;
- парикмахерское искусство;
- юриспруденция и много других.
Студенты получают более углубленную подготовку при окончании учебы
Студентам колледжа легче поступить в ВУЗ. Объясняется это не только углубленной подготовкой по специальности, но и тем, что многие колледжи образованы на базе ВУЗов, и выпускные экзамены здесь приравниваются к вступительным в высшие учебные заведения.
Выпускникам колледжей легче поступить в университет, не сдаются вступительные экзамены
Процесс обучения построен аналогично ВУЗам, здесь 6-ти дневная рабочая неделя, занятия по 1 часу 30 минут. Предусмотрены маленькие перемены по 5-10 минут, и большая – 20 минут. Проводятся теоретические, практические, лабораторные занятия, самостоятельная подготовка, практика, курсовые и дипломные работы. В году проводятся две сессии, где студенты сдают зачеты и экзамены, после чего идут на каникулы. Проводится это зимой и летом, т.е., учебный процесс делится на два семестра.
Можно получить больше практики
Получение практических навыков
Колледж дает больше практики. Причиной тому ориентированность ССУЗов на получение практического опыта, нежели теоретического. При этом обязательна производственная практика, в результате, студент средне-специального заведения больше подготовлен к работе.
Закончить срок обучения можно раньше
Срок учебы короче на 1-2 года
При поступлении в колледж после 9 класса, срок обучения 3-4 года, а после 11 он уменьшается до 2-3 лет. Основное преимущество состоит в том, что по истечению короткого промежутка времени в 3-4 года, можно закончить обучение и выйти на работу по специальности, а также пойти заочно получать высшее образование.
Есть возможность учиться и участвовать во внеучебной деятельности
На базе ССУЗов создается большое количество спортивных секций, общественный организаций и прочего. Можно участвовать в соревнованиях и конкурсах от колледжа, при этом хорошо себя зарекомендовав.