Дирижер
Содержание:
Примечания, ссылки и источники
Источники
- Олдос, Ричард (2001). Мелодии славы — Жизнь Малкольма Сарджента . Лондон, Англия: Хатчинсон. ISBN .
- Элькин, Роберт (1944). Королевский зал, 1893–1941 гг . Лондон, Англия: Райдер. OCLC .
- Хилл, Ральф, изд. (1951). Музыка 1951 года . Хармондсворт, Англия: Книги Пингвина. OCLC .
- Дженкинс, Линдон (2005). Пока пела весна и лето — Томас Бичем и музыка Фредерика Делиуса . Олдершот: Ашгейт. ISBN .
- Кеннеди, Майкл (1987). . Лондон, Англия: Хэмиш Гамильтон. ISBN .
- Кеньон, Николас (1981). . Лондон, Англия: Британская радиовещательная корпорация. ISBN .
- Лукас, Джон (2008). Томас Бичем — Одержимость музыкой . Вудбридж: Бойделл Пресс. ISBN .
- Мур, Джерролд Нортроп (1982). Филармония — Юбилейный 1932–1982 . Лондон, Англия: Хатчинсон. ISBN .
- Моррисон, Ричард (2004). Оркестр — LSO: век триумфа и турбулентности . Лондон, Англия: Фабер и Фабер. ISBN 057121584X.
- Павлин, Алан (председатель) (1970). Отчет об оркестровых ресурсах в Великобритании . Лондон, Англия: Совет по делам искусств Великобритании. ISBN 011981062X.
- Пируэ, Эдмунд (1998). Сладкие слышимые мелодии — История Лондонского филармонического оркестра . Хоув: Книжная гильдия. ISBN .
- Рид, Чарльз (1968). . Лондон: Хэмиш Гамильтон. ISBN .
- Рид, Чарльз (1961). Томас Бичем — независимая биография . Лондон, Англия: Виктор Голланц . OCLC .
- Саквилл-Уэст, Эдвард ; Шоу-Тейлор, Десмонд (1955). Руководство по записи . Лондон, Англия: Коллинз. OCLC .
- Симеоне, Найджел; Манди, Саймон (1980). Сэр Адриан Боулт — почетный товарищ . Лондон, Англия: Midas Books. ISBN .
- Стюарт, Филипп (1997). Дискография Лондонской филармонии . Вестпорт , Коннектикут : Greenwood Press . ISBN .
Сэр Томас Бичем
Сэр Томас Бичем родился 28 апреля 1879 года в Сент-Хеленс, графство Ланкашир. Семья была очень состоятельной — дед дирижера основал фармацевтическую компанию Beecham’s Pills. Томас учился в школе Росселл и собирался поехать в Германию, чтобы поступить в консерваторию. Но отец запретил мальчику думать о музыке и отправил его в колледж Уодхэм Оксфордского университета. Впрочем, в 1898 году, проучившись всего год, Бичем покинул университет. Он брал частные уроки музыки в Лондоне. Его можно считать дирижером-самоучкой. Впервые он принял участие в публичном концерте в октябре 1899 году, а в следующем месяце заменил Ганса Рихтера на концерте оркестра Халле.
Профессиональный дебют Бичема состоялся тремя годами позже в Лондоне. В 1906 году он основал Новый симфонический оркестр, который чаще исполнял современные сочинения, чем более знакомые и популярные. Через два год Бичем покинул НСО и в 1909 году основал симфонический оркестр Бичема. В том же году дирижер наконец помирился с отцом, с которым был в ссоре десять лет. Семейное состояние позволило ему осуществить целый ряд музыкальных планов, в том числе ставить оперы в Ковент-Гарден. Томас Бичем всегда был более авангарден, чем другие импресарио.
В 1920-е годы Бичем тесно сотрудничал с Лондонским симфоническим оркестром, но из-за возникших разногласий ему пришлось уйти. Тогда он вместе с Малкольмом Сарджентом создал Лондонский филармонический оркестр. Новый оркестр дебютировал в октябре 1932 года — с большим успехом. В 1930-е годы оркестр сделал более трехсот записей и дал огромное множество концертов. В 1936 году оркестр отправился на гастроли в Германию — весьма противоречивый шаг! — и на одном из концертов присутствовал Адольф Гитлер.
С 1941 по 1944 год Бичем находился в Австралии, а затем в Северной Америке. С 1942 года он совместно с Бруно Вальтером занимал пост главного дирижера театра Метрополитен в Нью-Йорке. Вернувшись в Лондон, Бичем вновь возглавил Лондонский филармонический оркестр. Но за время его отсутствия оркестр превратился в самоуправляемый коллектив. Хотя концерты под руководством Бичема проходили с большим успехом, отношения были испорчены, и дирижер ушел. В 1946 году он основал Королевский филармонический оркестр. Кроме того, в конце 1940-х годов Бичем дирижировал в Глайндборне.
С Королевским филармоническим оркестром Бичем сотрудничал всю жизнь, участвовал в нескольких международных турне и давал множество концертов в Лондоне. Помимо записей и выступлений со своим оркестром Бичем дирижировал исполнением опер в Британии и за рубежом. Он считался одним из лучших исполнителей сочинений Фредерика Дилиуса и Рихарда Штрауса. Последний раз Бичем дирижировал оркестром 7 мая 1960 года в Портсмуте. Он умер 8 марта 1961 года.
Лучшие вузы для обучения
Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:
- Российская академия музыки имени Гнесиных. Это самый знаменитый и востребованный творческий вуз России, поступить в него очень непросто из-за высокого конкурса. Его партнеры – 24 музыкальных вуза (консерватории, академии, университеты) из 18 стран мира. На дирижерском факультете здесь готовят профессионалов, способных работать с оперно-симфоническими и хоровыми коллективами, а также инструментальными ансамблями (духовыми, народными). При вузе работает музыкальное училище, где тоже можно получить специальность по управлению хором.
- Московский государственный институт культуры. Поступать нужно на факультет музыкального искусства, где есть кафедры оркестрового и хорового дирижирования. Студенты не только получают необходимую квалификацию и понимание того, в чем заключается работа дирижера, но и становятся преподавателями. Стажировку и практику они проходят в ведущих музыкальных коллективах столицы.
- Санкт-Петербургский государственный институт культуры – это старейший отечественный вуз творческого профиля, воспитавший множество выдающихся деятелей музыки, театра и кино. Дирижеров готовят на факультете искусств несколько кафедр: академического хора, духовых и ударных инструментов, народного инструментального искусства.
- Академия хорового искусства им. В. С. Попова в Москве – это вуз, созданный в 1991 году и специализирующийся на вокальном исполнении. Профиль подготовки – дирижер хора средней и высшей квалификации.
- Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – один из ведущих вузов страны с сильным преподавательским составом. На базе СПбГК регулярно проводятся международные научно-практические конференции и музыкальные конкурсы. Здесь можно поступать на факультет композиции и дирижирования. Студент узнает все тонкости управления хором или ансамблем, а также оркестровки и импровизации.
В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.
История профессии
Название профессии происходит от французского diriger, что означает «направлять», «руководить». Еще в давние времена (в Древнем Египте и Греции, средневековой Европе) использовались определенные приемы для управления музыкальными группами. Позже для синхронизации игры исполнителей отбивался такт ногой, специальной палкой (баттутой) или смычком. Однако в отдельное направление со своими особенностями и специфическими навыками дирижирование окончательно выделилось только в конце XIX века.
Увеличение численности музыкантов и усложнение произведений потребовало наличия во время их исполнения отдельного человека, отвечающего за гармоничную работу оркестра. Постепенно, начиная с конца XVIII столетия начала формироваться профессия дирижера, а в 1812 году впервые использовался привычный нам неизменный атрибут – небольшая палочка (хотя сейчас многие обходятся без нее). Знаменитые дирижеры, такие как Рихард Вагнер и Гектор Берлиоз, работали уже не только со своими коллективами, но и активно гастролировали.
В России изначально развивалось управление хоровыми коллективами, в частности церковными. Первыми профессиональными оркестровыми дирижерами были Николай Рубинштейн и Василий Сафонов.
литература
- Арне Штольберг и Яна Вайсенфельд (редакторы): DirigentenBilder. Музыкальные жесты — воплощенная музыка , Базель 2015, ISBN 978-3-7965-3478-2 .
- Дитфрид Бернет : Аргументы в пользу джентльмена в хвосте: все, что вы всегда хотели знать о дирижировании … Лимбус Верлаг (Австрия) 2008 ( ISBN 978-3-902534-14-9 )
- Джулиан Каскел — Хартмут Хайн (Ред.): Справочник дирижеров. 250 портретов, Кассель 2015
- Эльке Маша Бланкенбург : Женщины-дирижеры в 20 веке: портреты от Марин Олсоп до Симоны Янг , Europäische Verlagsanstalt, Гамбург 2003, ISBN 3-434-50536-9 .
- Ханс-Клаус Юнгхайнрих: Великие дирижеры. Важнейшие переводчики ХХ века, Дюссельдорф, 1986 г.
- Норман Лебрехт: миф о маэстро. Дирижер. Типология профессии , Atlantis Musikbuch 1993
- Илья Мусин : Техника дирижирования (Техника дирижирования), Издательство «Музыка», Москва, 1967.
- Эннио Никотра: Введение в технику оркестрового дирижирования Ильи Мусина (Введение в технику оркестрового дирижирования в соответствии с школой оркестрового дирижирования Ильи Мусина) . Книга и DVD (текст на итальянском, английском, немецком и испанском языках). Edizioni Curci Milano, 2007.
- Ален Пари: Классическая музыка в 20 веке. Инструменталисты, певцы, дирижеры, оркестры, хоры , Мюнхен: dtv 1997 ( ISBN 3-423-32501-1 )
- Вольфганг Шрайбер: Великие дирижеры , Мюнхен — Цюрих, 2005 г.
- Юлия Спинола: Великие дирижеры современности . С подробной энциклопедией, Берлин: Henschel 2005, ISBN 3-89487-480-5
- Анке Стейнбек: По ту сторону мифа о маэстро: женщины-дирижеры 21 века, Дор, Кельн, 2010, ISBN 978-3-936655-74-2
Значение
Существительное «дирижёр» в русском языке употребляется в прямом и переносном значении:
- Прямое изначальное – художественный руководитель оркестра или хора, в ходе управления его выступлением осуществляющий свою трактовку, аранжировку исполняемого произведения, звучанием выражающий дирижёрское видение данного опуса: «Эннио Морриконе прославился в качестве автора музыки к кинофильмам, но в музыкальной среде он известен как не менее выдающийся дирижёр». Частичные синонимы «капельмейстер» (дирижёр оркестра); «хормейстер» (хоровой дирижёр).
- Также прямое – распорядитель бала, балета, учитель танцев, в данный момент ведущий урок в танцевальной школе, студии (курсивом выделены синонимы). Синонимы «танцмейстер» (общий), «балетмейстер» (может быть ведущим артистом балетной труппы и выступать на сцене; не путать с режиссёром!); частичный «водитель» (просторечный: «водитель хоровода», и др.).
- Тоже прямое, устаревшее, в бумажном делопроизводстве – надзиратель, надсмотрщик, контролёр за правильностью документооборота: ”Святой” и “великомученик” Николай Второй и дирижёром-то в своём государстве не был, им самим со всеми присными заправляла “гессенская муха” императрица Александра вкупе с “мадам” дворцового борделя Анной Вырубовой, а затем и с общим их, и не только их, “котом” Гришкой Распутиным».
-
Переносное – неформальный единовластный руководитель, организатор, наставник, непререкаемый авторитет, идеолог, гуру: «Распад The Beatles был предрешён в момент замены Тони Шеридана Полом Маккартни, поскольку группа теперь оказалась фактически под руководством двух дирижёров – его и Джона Леннона»; «Даже и почивший в бозе Сальвадор Дали – и поныне несомненный дирижёр всего разнобоя и какофонии современного сюрреализма в живописи»; «Судя по первым публичным заявлениям и, главное, по действиям новой администрации США, Google Corp. придётся распрощаться с ролью дирижёра всемирного информационного ансамбля». Частичные синонимы «водитель», «заводила» (просторечные), «кукловод», «манипулятор», «пахан» (криминальный и сленговый), «распорядитель», «фронтмен» (преим. в рок-музыке).
- На техническом и управленческом жаргоне – то же самое, что главный или старший диспетчер, лицо, следящее за обращением обрабатываемых материалов (грузов, пассажиров, сырья, транспортных средств, готовых изделий, товаров) и распределением ресурсов системы для их обработки: «Капитан порта не дирижёр, он что-то вроде старшины роты, его дело следить за порядком, а непосредственно диспетчеризацией управляет начальник порта или же всего транспортного узла».
- В компьютерном сленге – часть аппаратных или программных средств, выделенная для распределения вычислительных ресурсов сообразно решаемым задачам: «Висишь? Жми Control + Alt + Del, вылетит задачное окно, посмотри, какой процесс дохлый, и вели дирижёру задавить его». Синонимы «супервайзер» (supervisor, общий, но преимущественно к управляющим аппаратным узлам мультипроцессорных систем и многоядерных процессоров), «диспетчер задач» (task manager, соответствующий модуль системного ПО).
Перспективы профессии
Классическая и народная музыка, а также хоровое пение – это развлечение не для широкой публики, а только для ценителей. Поэтому рассматривать дирижирование с точки зрения возможного заработка не стоит. В эту сферу стоит идти лишь тем, кто не может жить без музыки, и готов заниматься любимым делом даже за небольшие деньги. А при наличии истинного таланта и трудолюбия можно достичь высот мастерства и войти в элиту российской или мировой музыки. По меткому выражению Геннадия Рождественского «нет ничего проще, чем быть плохим дирижером, и нет ничего сложнее, чем быть дирижером настоящим».
Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия дирижер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>
История
Теодор Томас, отец-основатель и первый дирижер Чикагского симфонического оркестра.
В 1890 году чикагский бизнесмен Чарльз Норман Фэй пригласил Теодора Томаса основать оркестр в Чикаго . Под названием «Чикагский оркестр» оркестр дал свой первый концерт 16 октября 1891 года в Auditorium Theater . Это один из старейших оркестров США, наряду с Нью-Йоркским филармоническим оркестром , Бостонским симфоническим оркестром и Симфоническим оркестром Сент-Луиса .
Оркестровый зал , ныне являющийся составной частью комплекса Симфонического центра, был спроектирован чикагским архитектором Дэниелом Х. Бернхэмом и завершен в 1904 году. Маэстро Томас был музыкальным руководителем в течение тринадцати лет до своей смерти вскоре после того, как 14 декабря было посвящено недавно построенное здание оркестра. 1904. Оркестр был переименован в «Оркестр Теодора Томаса» в 1905 году, и сегодня в Оркестровом зале до сих пор на фасаде высечено «Оркестровый зал Теодора Томаса».
В 1905 году Фредерик Сток стал музыкальным руководителем и занимал этот пост до своей смерти в 1942 году. В 1913 году оркестр был переименован в Чикагский симфонический оркестр.
Последующими музыкальными руководителями были Дезире Дефау , Артур Родзинский , Рафаэль Кубелик , Фриц Райнер , Жан Мартинон , Георг Шолти и Даниэль Баренбойм . Шолти считал необходимым поднять международный авторитет оркестра. Он возглавил его в европейском туре 1971 года, играя в десяти странах. Впервые за свою 80-летнюю историю оркестр выступал за пределами Северной Америки. Оркестр получил одобрительные отзывы европейских критиков, а в конце тура его встретили дома с тикерными лентами .
5 мая 2008 года CSO объявила о назначении Риккардо Мути своим 10-м музыкальным руководителем, начиная с сезона 2010–2011 годов, с первоначальным контрактом на 5 лет. Его контракт был продлен еще на пять лет, до сезона 2020 года. Последнее продление контракта Мути с CSO, о котором было объявлено в январе 2018 года, касается сезона 2021–2022 годов. В январе 2020 года CSO подтвердило, что Мути завершит свое музыкальное руководство оркестром в конце сезона 2021–2022 годов.
Оркестр также провел много выдающихся дирижеров гостей, в том числе Томас Бичем , Леонард Бернстайн , Аарон Копленд , Эдвард Элгар , Мортона Гулда , Хиндемита , Эриха Künzel , Эрих Лайнсдорф , Чарльз Мунк , Юджин Орманди , Андре Превеном , Сергея Прокофьева , Сергея Рахманинова , Морис Равель , Арнольд Шенберг , Леонард Слаткин , Леопольд Стокски , Джеймс Левин , Рихард Штраус , Джордж Селл , Клаус Теннстедт , Майкл Тилсон Томас , Бруно Уолтер и Джон Уильямс . Многие из этих гостей также записывались с оркестром. Карлос Клейбер выступил в качестве гостя-симфонического музыканта только в Америке с CSO в октябре 1978 г. и июне 1983 г.
Три главных приглашенных дирижера оркестра — Карло Мария Джулини , Клаудио Аббадо и Пьер Булез .
CSO проводит ежегодный сбор средств, первоначально известный как Чикагский симфонический марафон, а в последнее время как «Радиотон» и «Симфонитон», совместно с чикагской радиостанцией WFMT . В рамках мероприятия с 1986 по 2008 год оркестр выпустил треки из своих архивов трансляций на двойных сборниках LP / CD, а также два больших набора радиопередач и раритетов (CSO: The First 100 Years, 12 CD, 1991; CSO в ХХ веке: Выбор коллекционера, 10 компакт-дисков, 2000).
Описание профессии
Разберемся подробнее, кто такой дирижер. Он отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные стороны и недостатки каждого хориста или инструментального исполнителя. Исходя из этого, он распределяет партии и выбирает репертуар. Общее звучание ансамбля и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера, не зря эта специальность считается наиболее сложной из всех музыкальных профессий.
У многих возникает вопрос, для чего нужен дирижер, и можно ли обойтись без него. В начале XX века были попытки создания музыкальных коллективов без управляющего исполнением, но все эксперименты не удались. Дирижер должен прочитать заложенную композитором мысль и провести ее сквозь чувственный поток музыки. Нередко авторский замысел воспринимается по-разному, и появляются разные трактовки одного произведения.
Можно выделить два основных вида дирижирования:
- оркестровое (управление инструменталистами);
- хоровое (работа с вокальными исполнителями).
Сегодня дирижеры работают не только в театрах и на концертной эстраде, но и на радио, в кинематографе, студиях звукозаписи и на телевидении.
Обучение на дирижера
Будущие дирижеры получают профильное образование в вузах, делая выбор в пользу следующих направлений подготовки:
- «Дирижирование» (код: 53.03.05);
- «Дирижирование военным духовым оркестром» (код: 53.05.07).
При поступлении необходимо хорошо сдать ЕГЭ по литературе и русскому языку – это обязательные предметы. В разных вузах требуются дополнительные результаты ЕГЭ по истории, обществу или иностранному языку.
Каждый абитуриент в обязательном порядке проходит собеседование, творческое испытание или экзамен, реализуемые на базе вуза. К будущим дирижерам выдвигают серьезные требования, поэтому профессию чаще всего выбирают люди, имеющие начальное (музыкальная школа) или среднее (колледж) музыкальное образование. Например, во время творческого испытания нужно успешно сдать устный экзамен по теории музыки или исполнить сольную программу на фортепиано.
Теодор Курентзис (р. 1972)
Этому 47-летнему греко-русскому дирижеру с готической внешностью нет равных в том, что касается озвучивания музыки, которую вы, вероятно, слышали тысячу раз. Курентзис получил стремительный рост известности после того, как в 2011 году был назначен музыкальным руководителем Пермского театра оперы и балета. Он применил нетрадиционный подход к репертуару и изменил отношения между классической музыкой и поклонниками 21-го века. Курентзис превратил Пермскую оперу в Мекку для любителей нестандартной музыки. В прошлом году он решил уйти, чтобы посвятить себяансамблю Musica Aeterna. Билеты на концерты его оркестра продаются, как горячие пирожки, и забронированы на несколько месяцев вперед. Новаторский дирижер может заново изобрести что угодно, от «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича до Реквиема Верди, сохраняя при этом яркую и насыщенную музыку.
За Курентзисом тоже интересно смотреть. Он либо почти непрерывно движется, либо пугающе неподвижен, как хищник, готовящийся к атаке. Его резкие хаотичные движения на подиуме и эмоционально заряженный подход к музыке превращают его концерты в шоу фейерверков. В настоящее время он является главным дирижером симфонического оркестра SWR в Штутгарте.
Курентзис родился в Афинах и начал брать уроки игры на фортепиано, когда ему было всего четыре года. В возрасте 12 лет он поступил на отделение скрипки в Греческой национальной консерватории. В 1994–1999 годах он изучал дирижирование в Санкт-Петербургской государственной консерватории и влюбился в Россию. В 2014 году Курентзис получил российское гражданство в награду за выдающийся труд. Яркий дирижер недавно произвел фурор в киноиндустрии. Курентзис сыграл легендарного советского физика Льва Ландау в фильме Ильи Хржановского «Дау», мировая премьера которого состоялась в Берлине в 2019 году.
Современность
Инструменты дирижёра — партитура и палочка
Поскольку не все завоевания «аутентистов» являются бесспорными, большинство современных дирижёров при обращении к музыке XVIII века (сочинения более отдалённых времён неаутентисты исполняют редко) ищут свою золотую середину между романтизмом и «аутентизмом», нередко при этом подражая и способам дирижирования того времени — управляют оркестром, сидя за фортепиано или со скрипкой в руке.
Исполнение симфонической музыки требует от современного дирижёра, помимо музыкальной одарённости, специально тренированного слуха (для дирижёра, как считал Бруно Вальтер, важнее абсолютного слуха восприимчивость к оттенкам динамики, к звуковым пропорциям между отдельными голосами) и чувства формы, основательной музыкально-теоретической подготовки и широких знаний в области музыкальной литературы. Более того, писал Бруно Вальтер, «только крупная исполнительская личность может понять и раскрыть великое в творчестве другого». Для оперного дирижёра необходимы ещё и драматургическое чутьё и хорошая осведомлённость в области вокальной технологии. Как художественный руководитель музыкального коллектива дирижёр должен быть психологом, педагогом, обладать организаторскими способностями и лидерскими качествами.
В настоящее время многие дирижёры отказываются от использования палочки — вообще или в медленных частях сочинений; без палочки ещё в первой половине XX века дирижировали Василий Сафонов (с начала 20-х годов) и Леопольд Стоковский. Лео Гинзбург отмечал, что в научной литературе с годами всё меньше внимания уделяется мануальной технике: она очень индивидуальна и на практике нередко опровергает любые теории. Здесь можно обозначить лишь общие контуры: самая сильная (первая) доля такта обозначается движением правой руки вниз, самая слабая (последняя) — движением правой руки вверх, остальные (если они имеются) распределяются между ними, образуя так называемую метрическую сетку. Кроме такого определения темпа и ритма, дополнительными движениями рук, головы, всего корпуса, а также мимикой дирижёр указывает характер исполнения музыки как для ансамбля в целом, так и для его отдельных групп и участников. В своё время Рихард Вагнер вызывал негодование публики тем, что симфоническими сочинениями дирижировал наизусть; в XX веке выступления в концертах без партитуры на пульте и даже без пульта стали нормой: «Хороший дирижёр, — говорил Ганс фон Бюлов, — держит партитуру в голове, а плохой — голову в партитуре». Если дирижёр не может оторваться от партитуры, писал Ф. Вайнгартнер, он не более чем отбиватель такта и не имеет права претендовать на звание артиста. Для Вагнера и Бюлова и для их многочисленных последователей важен был зрительный контакт с оркестром; с другой стороны, и Вайнгартнер в своё время напоминал, что публика «должна слушать музыку, а не удивляться хорошей памяти дирижёра», и часто можно наблюдать, как дирижёр перелистывает партитуру, почти не заглядывая в неё — не отрывая взгляда от оркестра; многие, во всяком случае, считали и считают демонстративное дирижирование наизусть дурным тоном.
Сфера применения дирижёрского искусства уже в XX веке существенно расширилась: к концертной эстраде и музыкальному театру добавились кинематограф, радио, телевидение и студия звукозаписи. При этом в кино, как и в драматическом театре, дирижирование носит прикладной характер, а на радио, телевидении и в студии утрачивается непосредственный контакт со слушателями: «Создаётся, — пишет Лео Гинзбург, — своеобразная продукция промышленного порядка».
Профессия дирижёра и в настоящее время остаётся преимущественно мужской, однако в XX веке стали появляться и дирижёры-женщины: на рубеже столетий открытыми концертами в Гётеборге дирижировала Эльфрида Андрее; успешным дирижёром была Надя Буланже; Жанна Эврар возглавила собственный Парижский женский оркестр в 1930 году. В СССР первой женщиной-дирижёром стала Вероника Дударова, впервые вставшая за пульт в 1944 году. Действующим дирижером женщиной в России сегодня является Сабрие Бекирова ученица Мусина Ильи Александровича
Герберт Фон Караян
Герберт Риттер фон Караян родился в австрийском городе Зальцбург 5 апреля 1908 года. Он был настоящим вундеркиндом — на рояле играл с самого раннего детства. С 1916 по 1926 год учился в зальцбургском Моцартеуме — университете музыки и драматического искусства. Там он впервые занялся дирижированием. Первой официальной должностью Караяна был пост капельмейстера городского театра немецкого города Ульм, который он занимал с 1929 по 1934 год. В 1933 году он впервые принимал участие в Зальцбургском фестивале. В том же году он вступил в нацистскую партию, что негативно повлияло на его карьеру в будущем. В 1934 году он впервые дирижировал Венским филармоническим оркестром и впоследствии часто был его приглашенным дирижером.
В 1935 году Караян стал самым молодым генеральным музыкальным директором Германии. Двумя годами позже он впервые дирижировал Берлинским филармоническим оркестром и руководил спектаклем в Берлинской государственной опере. В конце 1930-х годов он приобрел известность как лучший дирижер произведений Рихарда Вагнера — эта музыка пользовалась огромной популярностью у нацистской верхушки. В 1938 году Караян подписал договор со звукозаписывающей компанией Deutsche Grammophon.
Записи Герберта фон Караяна били все рекорды продаваемости в области классической музыки. Он одним из первых понял перспективы записи на CD. В 1980 году он дирижировал «Альпийской симфонией» Рихарда Штрауса — первым классическим произведением, выпущенным в продажу на CD.
Из-за связей с нацистами после войны Караян подвергся «денацификации». В период оккупации Австрии союзными войсками (в том числе советскими) ему было запрещено дирижировать на родине. Запрет сохранялся до 1947 года. Однако карьера Караяна продолжала развиваться. В 1949 году он стал художественным руководителем венского Общества друзей музыки, работал в театре Ла Скала, выступал с Лондонским филармоническим оркестром и принимал участие в Байрейтском фестивале.
В 1955 году он занял пост музыкального директора Берлинского филармонического оркестра, с которым был связан до конца жизни. С 1957 по 1964 год он занимал пост художественного директора Венской государственной оперы, дирижировал Венским филармоническим оркестром и участвовал в Зальцбургском фестивале. Герберт фон Караян питал особую любовь к композиторам XIX — начала XX века: Малеру, Сибелиусу, Нильсену. Берлинский филармонический оркестр он покинул лишь за несколько месяцев до смерти. Герберт фон Караян умер 16 июля 1989 года.
Примечания
- ↑ 12345678 Рацер, 1975, с. 252.
- Beaussant P. Lully ou Le Musicien du Soleil. — Paris: Gallimard/Théâtre des Champs-Élysées, 1992. — P. 789.
- Рацер, 1975, с. 252—253.
- ↑ 123456 Рацер, 1975, с. 253.
- ↑ 123Паршин А. А. Аутентизм: вопросы и ответы // Музыкальное искусство барокко. Сборник 37. — М.: МГК, 2003. — С. 221—233. Архивировано 14 октября 2013 года.
- Штейнпресс Б. С. Антонио Сальери в легенде и действительности // Очерки и этюды. — М.: Советский композитор, 1979. — С. 137.
- Кириллина Л. В. Бетховени и Сальери // Старинная музыка : журнал. — 2000. — № 2 (8). — С. 15—16.
- Рыцарев С. Кристоф Виллибальд Глюк. — М.: Музыка, 1987. — С. 67.
- Бэлза И. Ф. Мысливечек // Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 17.
- Адорно, 1999, с. 99.
- ↑ 12 Гинзбург, 1975, с. 614—615.
- Вейнгартнер. Дирижёр, 1975, с. 184.
- Гинзбург, 1975, с. 187.
- ↑ 12345 Рацер, 1975, с. 254.
- Корабельникова Л. З. Рубинштейн Н. Г. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
- Гинзбург, 1975, с. 164.
- Корабельникова Л. З. Сафонов В. И. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
- Адорно, 1999, с. 95.
- ↑ 12 Рацер, 1975, с. 255.
- ↑ 12Ямпольский И. М. Персимфанс // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
- Гинзбург, 1975, с. 186.
- Гинзбург, 1975, с. 381—390.
- Вейнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 167—176.
- Вагнер Р. Отчёт об исполнении Девятой симфонии Бетховена в Дрездене в 1846 году. — Л. М. Гинзбург. Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика. — М.: Музыка, 1975. — С. 135—137.
- Гинзбург, 1975, с. 390—391.
- Гинзбург, 1975, с. 391—392.
- Гинзбург, 1975, с. 186—187.
- Гинзбург, 1975, с. 389.
- ↑ 12 Аутентичное исполнительство // Большая российская энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, 2005. — Т. 2. — С. 496—497.
- Бруно Вальтер, 1975, с. 324.
- ↑ 12345 Рацер, 1975, с. 255.
- Бруно Вальтер, 1975, с. 318.
- Гинзбург, 1975, с. 7.
- Давтян А. О. Исторические анекдоты. — ОЛМА Медиа Групп, 2012. — С. 165. — 304 с.
- ↑ 123 Вейнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 177.
- Вейнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 176.
- ↑ 12 Гинзбург, 1975, с. 6.
- Poulet Christian. Jane Evrard(неопр.) . Сайт ристиана Пуле. Дата обращения 17 сентября 2020.
- Дударова В. Б. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1975. — Т. 2.