Инженер-программист
Содержание:
- 1 часть – Что такое IT?
- Образование
- Общая специфика
- Направления, специальности
- Топ IT университетов России.
- Специальности
- Как стать программистом
- Константин Ян, сооснователь, технический директор платежного сервиса CloudPayments
- Комбинации предметов ЕГЭ, необходимых для поступления на программиста
- Проходные баллы
- Артем Кротов, cтарший архитектор приложений в «Райффайзенбанке»
- Важные личные качества
- Полоцкий государственный университет
1 часть – Что такое IT?
Информационные технологии (IT) – это совокупность методов и средств, используемых для сбора, хранения, обработки и распространения информации.
IT технологии глубоко проникли в нашу жизнь и окружила нас. Мы уже не представляем своей жизни без использования смартфонов, планшетов и их полезных приложений, без использования ПК со множеством программ, без интернета и различных веб-сайтов, веб-приложений, игр и т.д. Все это уже воспринимается, как часть нашей жизни.
Более того, сейчас, технологии IT позволяют упростить, оптимизировать работу инфраструктуры бизнеса и решение бизнес задач, с помощью, корпоративного программного обеспечения. К примеру, компания может организовать свои внутренние бизнес-процессы с помощью облачных технологий или организовать работу с базой клиентов, с помощью CRM-системы. И за каждой программой, системой, веб/моб. приложением стоят специалисты, которые работают в IT сфере. Именно они продумывают дизайн, функционал, разрабатывают код и последующую поддержку программного продукта.
В связи с этим, можно выделить 3 основных направления, в которых работают IT специалисты. Это:
- специалисты, занимающиеся компьютерным оборудованием и техническими разработками;
- специалисты, создающие программное обеспечение для компьютеров и других вычислительных устройств;
- специалисты, работающие с готовыми информационными продуктами.
Именно поэтому, в современном IT мире существует много специальностей в совершенно разных областях IT, о которых многие, возможно, даже и не слышали
И эти специальности одни из самых востребованных на сегодняшний день и на которые стоит обратить внимание, если Вы хотите стать айтишником
Образование
Знание компьютерного программирования — необходимое условие для того, чтобы стать инженером-программистом. В 2004 году компьютерное сообщество IEEE выпустило SWEBOK , который был опубликован как Технический отчет ISO / IEC 1979: 2005, в котором описывается совокупность знаний, которые они рекомендуют освоить дипломированному инженеру-программисту с четырехлетним опытом работы. Многие инженеры-программисты начинают свою профессию, получив высшее образование или обучаясь в профессионально-техническом училище. Одна стандартная международная учебная программа для получения степени бакалавра программной инженерии была определена Объединенной целевой группой по компьютерным программам компьютерного общества IEEE и Ассоциации вычислительной техники и обновлена в 2014 году. В ряде университетов есть программы на получение степени в области программной инженерии; по состоянию на 2010 год в Соединенных Штатах насчитывалось 244 программы бакалавриата по программной инженерии в кампусе , 70 онлайн-программ, 230 программ уровня магистра, 41 программа уровня докторантуры и 69 программ уровня сертификата.
Помимо университетского образования, многие компании спонсируют стажировки для студентов, желающих продолжить карьеру в области информационных технологий. Эти стажировки могут познакомить студентов с интересными реальными задачами, с которыми типичные инженеры-программисты сталкиваются каждый день. Подобный опыт можно получить во время военной службы в области разработки программного обеспечения.
Программы обучения программной инженерии
Половина всех практикующих сегодня имеет ученые степени в области компьютерных наук , информационных систем или информационных технологий . Небольшое, но постоянно растущее число практикующих специалистов имеют ученые степени в области разработки программного обеспечения. В 1987 году кафедра вычислительной техники в Имперском колледже Лондона представила первые три года разработки программного обеспечения степень бакалавра в Великобритании и мире; в следующем году Университет Шеффилда учредил аналогичную программу. В 1996 году Рочестерский технологический институт установил степень программы первого по разработке программного обеспечения бакалавра в Соединенных Штатах, однако, она не не получила ABET аккредитацию до 2003 года, в то же время , как Rice University , Университета Кларксона , Милуоки школа инженерии и Университета штата Миссисипи получил их. В 1997 году технологический колледж PSG в Коимбаторе, Индия, первым начал пятилетнюю интегрированную степень магистра наук в области разработки программного обеспечения.
С тех пор во многих университетах были учреждены степени бакалавра программной инженерии. Стандартная международная программа обучения программной инженерии SE2004 была определена руководящим комитетом в период с 2001 по 2004 год при финансовой поддержке Ассоциации вычислительной техники и IEEE Computer Society . По состоянию на 2004 год в США около 50 университетов предлагали степени в области разработки программного обеспечения, в которых преподаются как компьютерные науки, так и инженерные принципы и методы. Первая степень магистра программной инженерии была учреждена в Сиэтлском университете в 1979 году. С тех пор степени магистра программной инженерии стали доступны во многих других университетах. Точно так же в Канаде Совет по аккредитации инженеров Канады (CEAB) Канадского совета профессиональных инженеров признал несколько программ инженерии программного обеспечения.
В 1998 году Высшая военно-морская школа США (NPS) учредила первую в мире докторскую программу по программной инженерии. Кроме того, появилось множество онлайн-ученых степеней в области программной инженерии, таких как степень магистра наук в области программной инженерии (MSE), предлагаемая на факультете компьютерных наук и инженерии Калифорнийского государственного университета в Фуллертоне . Стив МакКоннелл считает, что, поскольку большинство университетов преподают информатику, а не разработку программного обеспечения, настоящих инженеров-программистов не хватает. IEEE поручил университету ETS (École de technologie supérieure) и UQAM (Université du Québec à Montréal) разработать свод знаний по программной инженерии ( SWEBOK ), который стал стандартом ISO, описывающим совокупность знаний, охватываемых инженером-программистом.
Общая специфика
Последнее время понятие «программист» все чаще соседствует со словосочетаниями «творческая профессия» или «интересная, принципиально новая работа», а сам компьютерщик трактуется не иначе, как «непризнанный гений, вдыхающий жизнь в кристаллы, разъемы и провода». Вынуждены вас разочаровать: профессия программиста достаточно однообразна, временами даже нудна, а уж бессонные ночи за монитором вряд ли можно назвать чем-то «принципиально новым». То же касается и процесса обучения. Все пять (а то и шесть) лет в вузе вам придется изучать математику, физику, статистику и множество языков программирования — от Basic и Pascal до Delphi и C++.
Стоит также сказать пару слов о самих вузах. Так уж повелось, что у нас в стране котируются только государственные вузы (к частным работодатель почти всегда относится с опаской), поэтому именно о них мы и поведем рассказ. Мы также постараемся осветить не только столичные, но и региональные обители знаний, потому что не всем под силу подорваться с насиженных мест и устремиться в Москву или Петербург. И, наконец, позвольте дать несколько общих рекомендаций
Независимо от того, найдете вы в нашем списке вуз мечты или нет, советуем обратить внимание вот на что:
— В первую очередь выбирайте вуз с хорошей репутацией и преподавательским составом. Одна только фраза «а лабораторные у нас принимал член-корреспондент РАН Евгений Иванович Моисеев» может устроить вас на работу.
— Обязательно уточните, какие машины стоят в компьютерном классе, и есть ли он вообще. Как бы «медиа-лаборатория, оборудованная по последнему слову техники» не оказалась душным чуланом с компьютерами середины 90-х.
— Постарайтесь навести справки о дополнительных курсах, тренингах и особенно стажировках за рубежом. Во-первых, даже после месячного обучения где-нибудь в США ваша ценность как IT-специалиста существенно повысится, заодно и язык подтянете. А во-вторых, если с вузом не хотят сотрудничать зарубежные партнеры, это подозрительно.
— Выясните, котируется ли диплом выбранного вуза на Западе (а то приедете в Electronic Arts, скажете «Вот он я, берите!», а они вас, как школьника, даже слушать не будут).
— Если собираетесь учиться на вечернем или заочном отделении, узнайте, большая ли у вуза библиотека. Как правило, самых нужных учебных пособий в интернете не бывает.
— Если поступаете на заочное, обязательно уточните, как будут проходить лабораторные и практические работы. Диплом без них выдадут, но специалист-теоретик никому не нужен.
— Сейчас распределение по окончании вуза не так уж и актуально (талантливого студента работа найдет еще на полпути к диплому), а вот о местах прохождения практики обязательно надо узнать.
— Для иногородних очень важно общежитие. Убедитесь, что в нем можно не просто существовать, но еще и учиться: есть где хранить вещи и куда поставить книги, можно подключить интернет
Еще неплохо, чтобы у компьютера и холодильника были разные розетки.
— Парням лучше подобрать вуз с военной кафедрой. Кто его знает, когда еще у нас появится армия на контрактной основе.
— Обязательно ходите на дни открытых дверей: это уникальный шанс взглянуть на вуз изнутри.
— Если вас все-таки тянет в некоммерческий вуз, убедитесь, что у него есть государственная аттестация и аккредитация. Посмотрите, кто учредитель — лучше, если это солидная общественная организация. Узнайте еще и год основания: чем раньше создан вуз, тем лучше.
И последнее. В выборе вузов мы руководствовались не только субъективными данными (преподавательский состав, оборудование, репутация), но и вполне объективными результатами ежегодного студенческого чемпионата мира по программированию среди команды высших учебных заведений ACM (International Collegiate Programming Contest of Association for Computing Machinery).
Данные о количестве человек на место — за 2007 год, дневное отделение, бюджетная форма обучения.
Где водятся лучшие программисты | |
Вслед за Microsoft в гонку за компьютерными талантами включилась и Google. В 2002 году компания организовала Google Programming Contest (www.google.com/programming-contest) и с тех пор продолжает проводить разнообразные соревнования для программистов. Тут, правда, призовой фонд поскромнее — всего $10 000, зато победителю обещают VIP-экскурсию в офис Google в Калифорнии и скорейшую реализацию проекта. А прославиться в составе Google, согласитесь, куда полезнее, чем развеять по ветру $180 000 от Microsoft. |
Направления, специальности
Владение навыками программирования требуется во многих областях, поэтому подготовка разработчиков ПО и комплексов в вузах ведется по нескольким специальностям:
- математическое обеспечение и администрирование информационных систем;
- фундаментальная информатика и информационные технологии;
- информатика и вычислительная техника.
Это три специальности, которые сами профи считают «чисто программистскими». Студенты этих профилей подготовки получают самую лучшую и глубокую базу для развития (а этим непременно придется заниматься всю жизнь) компетенций теоретического и практического разработчика, а учебные планы строятся так, чтобы из вуза выпустился именно программист.
В следующую группу можно отнести профили, выпускники которых, скорее, специалисты какого-либо направления с навыками программирования:
- программная инженерия;
- вычислительная математика и кибернетика;
- информационные системы и технологии;
- математика и компьютерные науки;
- информационная безопасность;
- бизнес-информатика;
- прикладная информатика;
- мехатроника и робототехника;
- инфокоммуникационные технологии и системы связи;
- наноинженерия и множество других, более специфических профилей.
Выбирая, в каком вузе лучше учиться на программиста, необходимо детально изучить предлагаемые направления подготовки. Несмотря на то что все они подразумевают обучение навыкам разработки компьютерных алгоритмов и кодов, будет иметься уклон в ту или иную предметную область. В частности, если есть тяга к практическому конструированию, то с большей вероятностью подойдет информатика и ВТ, как вариант – мехатроника и робототехника. Для тех, кто хочет заниматься вычислительными экспериментами и решать исследовательские задачи, лучший выбор – фундаментальная информатика и ИТ.
Топ IT университетов России.
Решили стать программистом и получить образование в области информационных технологий? Мы подготовили топ ВУЗов.
Топ 3 рейтинга стал МГУ им. М.В. Ломоносова, второе место у МФТИ, третье место у Университета ИТМО из Санкт-Петербурга.
В таблицу топ IT университетов России (топ-50) сильнейших вузов вошли учебные заведения из 27 российских городов.
Место | Название | Балл |
1 | Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова | 76.156 |
2 | Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) | 73.019 |
3 | Университет ИТМО | 62.132 |
4 | Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» | 59.958 |
5 | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» | 59.793 |
6 | Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) | 53.175 |
7 | Новосибирский национальный исследовательский государственный университет | 49.817 |
8 | Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» | 47.05 |
9 | Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого | 43.449 |
10 | Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина | 42.391 |
11 | Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) | 40.72 |
12 | Финансовый университет при Правительстве РФ | 35.84 |
13 | Национальный исследовательский Томский политехнический университет | 32.554 |
14 | Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова | 32.508 |
15 | Южный федеральный университет | 32.383 |
16 | Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского | 31.747 |
17 | Казанский (Приволжский) федеральный университет | 30.805 |
18 | Технологический университет | 30.802 |
19 | Сибирский федеральный университет | 30.765 |
20 | Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова (Ленина) | 30.531 |
21 | МИРЭА — Российский технологический университет | 30.269 |
22 | Новосибирский государственный технический университет | 29.387 |
23 | Уфимский государственный авиационный технический университет | 29.373 |
24 | Национальный исследовательский Томский государственный университет | 29.047 |
25 | Воронежский государственный университет | 28.332 |
26 | Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова | 28.114 |
27 | Российский университет дружбы народов | 27.585 |
28 | Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) | 26.65 |
29 | Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет | 26.105 |
30 | Московский технический университет связи и информатики | 25.463 |
31 | Волгоградский государственный технический университет | 25.397 |
32 | Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники | 25.384 |
33 | Белгородский государственный национальный исследовательский университет | 25.267 |
34 | Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова | 25.163 |
35 | Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва | 25.084 |
36 | Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова | 25.013 |
37 | Петрозаводский государственный университет | 24.996 |
38 | Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова | 24.704 |
39 | Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева | 24.605 |
40 | Кубанский государственный технологический университет | 24.552 |
41 | Алтайский государственный университет | 23.065 |
42 | Самарский государственный технический университет | 22.606 |
43 | Волгоградский государственный университет | 22.059 |
44 | Тюменский государственный университет | 22.027 |
45 | Воронежский государственный технический университет | 21.221 |
46 | Северо-Кавказский федеральный университет | 20.904 |
47 | Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта | 20.837 |
48 | Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева | 20.213 |
49 | Донской государственный технический университет | 20.19 |
59 | Дальневосточный федеральный университет | 19.753 |
Возможно вам будет интересно — Книги по программированию для детей.
Специальности
Список вузов где учат на Инженера-программиста в Санкт-Петербурге:
какие предметы сдавать, стоимость обучения на Инженера-программиста, проходные баллы и выбор специальности.
г. Санкт-Петербург, Кронверкский просп., д. 49Национальный исследовательский университет ИТМО
Мехатроника |
Мат Рус Инф |
Набора не было | Набора не было | |
Робототехника |
Мат Рус Инф |
255 | 193 | 226 000 ₽ |
Цифровое производство |
Мат Рус Инф |
252 | 244 | 226 000 ₽ |
г. Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 5Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова-Ленина
Мехатроника и робототехника |
Мат Рус Физ |
Набора не было | 199 | 179 000 ₽ |
г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 67, лит. АСанкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
Робототехника |
Мат Рус Физ |
242 | 170 | 180 000 ₽ |
г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Автономные роботы |
Мат Рус Физ |
232 | 169 | 191 000 ₽ |
Проектирование и конструирование мехатронных модулей и механизмов роботов |
Мат Рус Физ |
232 | 169 | 191 000 ₽ |
Мехатроника |
Мат Рус Физ |
Набора не было | Набора не было | |
Автоматизация технологических машин и оборудования |
Мат Рус Физ |
216 | 178 | 191 000 ₽ |
Автоматизация технологических процессов и производств |
Мат Рус Физ |
216 | 191 000 ₽ | |
Качество и инновации в машиностроении |
Мат Рус Физ |
204 | 184 | 191 000 ₽ |
Машины и технология обработки металлов давлением |
Мат Рус Физ |
204 | 184 | 191 000 ₽ |
Оборудование и технология повышения износостойкости деталей машин и механизмов |
Мат Рус Физ |
204 | 184 | 191 000 ₽ |
Оборудование и технология сварочного производства |
Мат Рус Физ |
204 | 184 | 191 000 ₽ |
Технологии виртуального прототипирования в машиностроении |
Мат Рус Физ |
204 | 184 | 191 000 ₽ |
Электрофизические и электрохимические технологии в машиностроении |
Мат Рус Физ |
204 | 184 | 191 000 ₽ |
г. Санкт-Петербург, ул. Лоцманская, д. 3Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
Информационное обеспечение робототехнических систем |
Мат Рус Физ |
227 | 145 | 189 000 ₽ |
Лазерные технологии |
Мат Рус Физ |
181 | 147 | 189 000 ₽ |
Оборудование и технология сварочного производства |
Мат Рус Физ |
181 | 147 | 189 000 ₽ |
196601, Санкт-Петербург, город Пушкин, Петербургское шоссе, 2, лит. АСанкт-Петербургский государственный аграрный университет
Агроинженерия |
Рус Физ Мат |
50 | 40 000 ₽ |
г. Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., д. 21Балтийский государственный технический университет ВОЕНМЕХ им. Д.Ф. Устинова
Мехатроника |
Мат Рус Физ |
205 | 159 | 185 300 ₽ |
Мехатроника (китайский проект) | Набора не было | Набора не было | ||
Машины и технология обработки материалов давлением |
Мат Рус Физ |
189 | 172 | 185 300 ₽ |
г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, 21 линия, д. 2Санкт-Петербургский горный университет
Автоматизация технологических процессов и производств в горной промышленности |
Мат Рус Инф |
231 | 178 | 260 000 ₽ |
Автоматизация технологических процессов и производств в металлургической промышленности |
Мат Рус Инф |
231 | 178 | 260 000 ₽ |
Автоматизация технологических процессов и производств в нефтегазопереработок |
Мат Рус Инф |
231 | 178 | 260 000 ₽ |
Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств |
Мат Рус Физ |
211 | 260 000 ₽ |
г. Санкт-Петербург, Московский просп., д. 24-26/49Санкт-Петербургский государственный технологический институт
Автоматизация технологических процессов и производств |
Мат Рус Физ Хим Инф |
209 | 187 000 ₽ | |
Проектирование технологических комплексов в машиностроении |
Мат Рус Физ Хим |
140 | 195 000 ₽ | |
Автоматизация технологических процессов и производств |
Мат Рус Физ Хим |
Набора не было | Набора не было |
г. Санкт-Петербург, Большая Морская ул., д. 18Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
Автоматизация технологических процессов и производств |
Мат Рус Физ |
216 | 163 | 174 000 ₽ |
Автоматизация технологических процессов и управления в многоотраслевых производственных комплексах |
Мат Рус Инф |
180 | 164 | 174 000 ₽ |
г. Санкт-Петербург, пр. Большевиков, д. 22, к. 1Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича
Алгоритмическое и программное обеспечение киберфизических систем |
Мат Рус Физ Инф |
233 | 145 | 204 000 ₽ |
Как стать программистом
Независимо от специфики деятельности, работа программиста предполагает наличие профильного образования – высшего или как минимум среднего специального. Поэтому получение профессии предусматривает обучение в вузе или ссузе. Первый вариант требует больших ресурсов – как финансовых, так и временных. Дополнительные трудности обычно связаны с необходимостью обязательной сдачи ЕГЭ, намного более поздним началом официальной трудовой деятельности, а также сложностью совмещения учебы и работы.
Логичным следствием настолько существенных недостатков становится популярность альтернативного подхода к построению карьеры в виде поступления в колледж. Такая возможность появляется после 9 или 11 классов школы и предоставляет сразу несколько серьезных преимуществ, включая:
- Быстрый старт профессиональной карьеры, который происходит в 19 или 20 лет. Он же означает получение молодым человеком определенной финансовой самостоятельности.
- Возможность дальнейшего профессионального роста посредством получения высшего образования. Причем ее реализация часто сопровождается совмещением учебы и обучения в вузе с активным использованием дистанционных технологий.
- Отсутствие необходимости в сдаче Единых государственных экзаменов. Зачисление в колледж происходит на основании данных школьного аттестата о неполном или полном среднем образовании. Избавление от связанных с ЕГЭ стрессов часто выступает главным аргументом для поступления в ссуз.
- Большое количество колледжей, предоставляющих услуги обучения на программистов. Речь идет не только о ссузах населенного пункта, где проживает абитуриент, но и о любых учебных заведениях, работающих в стране. Это стало возможным после активного использования дистанционных методов подготовки.
Одним из важных критериев выбора ссуза для последующего поступления становится работа учебного заведения при вузе. Главным достоинством подобных колледжей выступает получение льгот при приеме в головной университет или вуз. Например, выпускники КМЭПТ поступают в столичный ИМЭС на основании итоговых испытаний, то есть без ЕГЭ. Сегодня практически все серьезные и солидные вузы, включая московские или питерские, открыли собственные колледжи, что делает их приоритетным направлением для быстрого и качественного получения сначала среднего специального, а затем и высшего образования.
Константин Ян, сооснователь, технический директор платежного сервиса CloudPayments
Прохождения курсов может быть достаточно, если говорить о позиции стажера или разработчика в стартап. Потому что для работы на начальном уровне достаточно теоретической подготовки и базовых знаний.
К тому же в стартапах не всегда есть возможность платить высокую зарплату, зато присутствует свобода принятия решений и больше простора для получения практического опыта.
Фундаментальное образование помогает лучше понимать процессы разработки и принимать решения. Программисту нужен один основной навык: умение разбираться в процессах, раскладывать их на элементарные шаги и алгоритмы. Кроме того, ценится умение быть настойчивым и не сдаваться перед задачами, которые кажутся невыполнимыми. Второе — как раз то, что воспитывает высшая школа.
Мы отдаем предпочтение специалистам с высшим образованием, но это не будет весомым фактором при принятии решения о найме. Мы с удовольствием пригласим на работу и программиста-самоучку, который имеет необходимый уровень опыта для решения наших задач.
Комбинации предметов ЕГЭ, необходимых для поступления на программиста
Если ученик 11 класса твердо намерен обучаться на программиста и поступать в высшее учебное заведение, то ему следует заранее подумать об экзаменах.
К ним относится профильная математика, русский язык, информатика, физика и английский. В редких случаях дополнительно нужно также сдавать обществознание.
Чаще всего нужно будет сдавать либо русский, математику и информатику либо математику, информатику и физику. Иные комбинации требуются редко. То же самое относится и к внутренним экзаменам, который человек, окончивший профильный колледж или техникум, может сдавать непосредственно в том институте, в который он намерен поступать. Их можно сдавать наравне с ЕГЭ.
Будущему студенту следует заранее изучить требования института, в который он намерен поступать. Это можно сделать на его официальном сайте либо на дне открытых дверей. Если же ученик 11 класса намерен подавать документы в несколько ВУЗов либо же хочет иметь гарантии, то он может сдать все вышеперечисленные предметы. Количество дисциплин, которое можно сдавать на ЕГЭ, не ограничено.
После того, как ученик выпускного класса определится с выбором предметов на ЕГЭ, то ему необходимо уделить самое пристальное внимание подготовке к экзаменам. Программирование — как уже было сказано ранее — крайне востребованная специальность, и конкурс на нее тоже обычно большой, особенно если речь идет о крупных, престижных вузах
Поэтому, чтобы сдать ЕГЭ на хорошие баллы, нужно тщательно заниматься: в школе, самостоятельно, на курсах (лучшим вариантом будут курсы при предполагаемом институте) либо с частным репетитором. Без старательной подготовки добиться желаемого результата будет проблематично.
Что сдавать абитуриентам при поступлении в средне-специальное учебное заведение
Предметы для сдачи ОГЭ не сильно отличаются от тех, что нужно сдавать после 11 класса. Все абсолютно аналогично: необходимо узнать требования конкретного учебного заведения и готовится к экзаменам по необходимым для поступления предметам
Единственное отличие — это внимание на аттестат. Комиссии при средне-специальных учебных заведениях обращают внимание как на отдельные оценки в аттестате, так и на общий балл ученика в целом
Некоторые колледжи либо техникумы принимают исключительно по аттестату, поэтому ученикам 9-х классов важно нарабатывать хорошие оценки в целом и высокий средний балл в частности
К сдаче ОГЭ также нужно усиленно готовиться. Считается, что большинство людей, стремящихся стать программистами, сразу же настроены на то, чтобы окончить 11 классов и сразу целенаправленно поступить в ВУЗ, а значит, конкурс в профильный колледж или техникум будет не слишком большим. Однако на деле это не так
Многие выпускники девятых классов по тем или иным причинам решают оставить учебу в школе и начать получать профессию, соответственно, конкурс в средне-специальные учебные заведения также большой, а значит, подготовке к экзаменам нужно уделить особое внимание
Также, как и в случае с институтом, конкурс напрямую зависит от престижности колледжа или техникума. Чем они популярнее и востребование, тем сложнее туда попасть. Абитуриент всегда должен заранее оценивать свои силы, знания и возможности.
Проходные баллы
Это минимальное суммарное значение баллов абитуриента, занявшего последнее бюджетное место. Ежегодно высшие учебные заведения публикуют такие сведения после завершения отбора. Для повышения шансов на поступление в следующем году необходимо не только попытаться достигнуть указанного порога, но и по возможности максимально превысить его.
Проходные баллы лучших вузов России по программированию
№ | Вуз | Балл |
---|---|---|
1 | МГУ им. Ломоносова | 425 |
2 | МГТУ имени Н. Э. Баумана | 268 |
3 | НИЯУ МИФИ | 275 |
4 | СПбГУ | 259 |
5 | Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого | 217 |
6 | МГИМО | 262 |
7 | Национальный исследовательский Томский политехнический университет | 221 |
8 | Новосибирский национальный исследовательский государственный университет | 238 |
9 | МФТИ | 389 |
10 | НИУ ВШЭ | 296 |
Высокий проходной балл на направление «Прикладная математика и информатика» в МГУ им. Ломоносова обусловлен собственными требованиями, которые вуз предъявляет к абитуриентам. Одних рекордных баллов по ЕГЭ для зачисления недостаточно – проводятся дополнительные вступительные испытания (ДВИ) по профильной математике. Чтобы поступить на бюджет, необходимо получить результат, близкий к 100 баллам по пяти экзаменам:
- русскому языку (ЕГЭ);
- профильной математике (ЕГЭ);
- физике (ЕГЭ);
- информатике и ИКТ (ЕГЭ);
- математике (ДВИ).
Для поступления в МФТИ тоже придется преодолеть высокий порог. Итоговые результаты потенциальных студентов-программистов вуза складываются из ЕГЭ по четырем предметам:
- математике;
- физике;
- русскому языку;
- информатике и ИКТ.
Остальные представленные в таблице учебные заведения ограничиваются итогами 3 выпускных школьных экзаменов (2 обязательных, а также физика или информатика по правилам приема).
Рейтинг проходных баллов в лучшие вузы по программированию в России
Повысить личный рейтинг при поступлении на программиста в любой российский институт помогают персональные достижения абитуриента. В их число входят:
- победы или призовые места в соответствующих профилю будущей учебы олимпиадах (3–10 баллов);
- наличие аттестата с отличием (в среднем плюс 5 баллов);
- золотой значок ГТО (дополнительно 2–3 балла);
- оценка за сочинение (до 3 баллов) – вузы, где учат на программиста (обычно это технические университеты и институты), редко учитывают умение красиво излагать мысли как особое достижение.
В сумме за личные достижения может быть начислено не больше 10 баллов.
Артем Кротов, cтарший архитектор приложений в «Райффайзенбанке»
Для того чтобы стать программистом начального уровня, оканчивать вуз необязательно — достаточно выучить один или несколько языков программирования.
Большое количество базовых курсов можно найти на «ИНТУИТ», Coursera, GeekBrains, курсы разного уровня есть в HackerU, которые предлагают также последующее трудоустройство.
Однако тем, кто хочет стать по-настоящему первоклассным инженером, отсутствие базы — высшего технического образования — как раз может помешать. Конечно, вузовские программы подготовки инженеров не нацелены на получение передовых знаний и опыта в разработке ПО, но от академического образования этого и не требуется.
Его цель – дать фундаментальные знания и научить быстро анализировать большие объемы информации. Это расширяет кругозор и помогает смотреть на задачи комплексно, видеть проблемы в разных плоскостях.
При поиске наших будущих коллег мы в первую очередь ценим не «корочки», а непосредственно накопленный опыт, выполненные проекты и желание применить имеющиеся знания для развития в новых областях.
Здесь, кроме профессиональных характеристик, обретают важность так называемые soft-skills: общительность, презентационные навыки, эмпатия. Сегодня программист не работает в одиночку — в компаниях разработка обычно ведется в командах, и результат во многом зависит от слаженности их работы
Они также пригодятся для обмена опытом на митапах или конференциях и для обсуждения сценариев использования ПО с пользователями.
Чаще всего разработчики ПО обладают чертами интроверта, и это им помогает сконцентрироваться на решении сложных задач. Но это же мешает устанавливать новые профессиональные контакты и проявлять активность в сообществах. Студенту преодолеть этот барьер поможет участие в различных мероприятиях в качестве волонтера или организатора.
Важные личные качества
Программисты — это отдельная группа специалистов, состоящая из очень увлеченных людей, которые влюблены в свою работу. Программист может часами изучать чужие продукты, тестировать свои сайты или программы, искать ошибки в кодах, тратя на работу львиную долю свободного времени.
Важнейшие черты характера:
- любознательность;
- упорность;
- профессиональная ответственность;
- дисциплинированность;
- решительность;
- умение устанавливать социальные контакты;
- творческая жилка.
Если специалист желает достичь карьерных высот, то он должен уметь бороться со своей ленью и замкнутостью. Работать в этой сфере будет достаточно сложно людям, у которых наблюдаются проблемы со зрением, заболевания суставов, варикозное расширение вен и другие заболевания, обостряющиеся под воздействием пассивной работы за ПК.
Полоцкий государственный университет
В ПГУ есть факультет информационных технологий, где студенты получают знания по современным языкам и технологиям программирования, операционным системам для мобильных устройств, методам создания защищенных системных и прикладных приложений на базе мобильных операционных систем, базам данных, 2D- и 3D-графике для мобильных систем, программным и аппаратно-программным методам и средствам обеспечения безопасности мобильных приложений.
Где работать после вуза?
В компании-резиденты Парка высоких технологий, «Нафтан», Витебскую таможню, «Витебскэнерго», «Полоцктранснефть „Дружба“», информационные подразделения банков, министерств, БелЖД и другие организации.
В Витебской области ещё два вуза предлагают изучить айтишные специальности. Так, в БГАС есть «Программное обеспечение сетей телекоммуникаций». В ВГТУ преподают «Информационные системы в проектировании и производстве» и «Компьютерную мехатронику».