Как писать историческое сочинение? основные советы

Как грамотно составить план эссе

Эксперты Studently учли требования, описанные выше, и рекомендуют следующий план:

  • сделать краткое описание периода, который вы рассматриваете, выделив ключевые моменты;
  • полностью раскрыть первый значимый факт, раскрыв его причины и следствия, показать, с какой личностью оно связано и как;
  • раскрыть второй значимый факт по описанному выше сценарию;
  • раскрыть следующий значимый факт, если в тексте их больше двух;
  • оценить период.

Обязательно нужно указывать причины и итоги любого действия. При этом, явлений может быть столько, сколько необходимо для полного раскрытия темы. Не поленитесь, и поищите подходящий шаблон в сети.

Почему писать сочинения полезно

  • Сочинения учат размышлять. Для написания текста приходится много анализировать, искать информацию в книгах и интернете, обобщать свой или чужой жизненный опыт. 
  • Сочинения учат находить нужные факты, проверять и сопоставлять их.
  • Сочинения развивают логическое мышление. Тексты имеют структуру, все части которой должны быть связаны главной мыслью. Отслеживание логики повествования — важный навык, который пригодится потом и в студенчестве, и в работе. 
  • Сочинения пробуждают творческое начало. Писать по шаблону — скучно и вредно. Чтобы написать нечто по-настоящему интересное, придётся проявить фантазию. Любители сочинений в школе в будущем нередко становятся писателями. 

Эссе для ЕГЭ

Мини-сочинение обязательно входит в задания Единого государственного экзамена по русскому языку, литературе. Больше всего к жанру эссе приближается письменный ответ, который надо дать на 29-е задание КИМ по обществоведению:

В демоверсии КИМ содержатся и критерии оценивания эссе. На сегодняшний день их три:

  1. Степень раскрытия смысла высказывания (К1) – проверяющий должен увидеть, что идея понята правильно.
  2. Использование при раскрытии темы соответствующего понятийного и терминологического аппарата (К2) – тема излагается на основе общепринятой научной базы и терминологии.
  3. Качество аргументации (К3) – все факты, данные и т. д., должны быть достоверными. Примеры, подтверждающие выдвинутый тезис, могут быть почерпнуты из личного опыта.

К1 – главный из критериев оценивания эссе по обществоведению. Если высказывание понято неверно или его идея не раскрыта, за сочинение суммарно выставляется 0 баллов.

Именно требование блока К1, которое, по сути, сводится к необходимости «перевести с русского на русский» предложенный для анализа афоризм, обычно вызывает сложности. Как правило, любое из высказываний посвящается:

  • роли (кого или чего);
  • сущности…;
  • единству…;
  • взаимосвязи…:
  • отношению…
  • противоречивости…

Эти базовые проблемы и надо «примерять» к отрывку – одна из них обязательно подойдет – и начинать эссе, используя речевые клише:

  • Великий (русский, французский, английский и т. д. писатель, экономист, социолог, учетный, философ и т. п.) Имя Фамилия в своем высказывании выражает отношение к… Он считает, что…
  • Высказывание (кого?) открывает простор для размышлений о роли … в жизни общества/человека. Поднятая автором проблема актуальна и сегодня, ведь…

Как вариант можно перефразировать цитату, используя научную терминологию:

Смысл высказывания (кого? и обязательно добавить сферу его деятельности, научных интересов – это демонстрирует эрудицию) я вижу в том, что…

Для написания основной части эссе на ЕГЭ идеальной схемой считается ПОПС-формула (позиция – объяснение – пример – суждение).

В общем, при написании эссе на экзамене главное – не забывать о критериях оценивания и следовать шаблонам аргументации.

Знать историю — это значит путешествовать с удвоенным интересом

Памятник «Тысячелетие России» вызывает ещё больше эмоций, когда можешь рассмотреть известных исторических деятелей, зная их вклад в развитие государства, а Рюриково городище на берегу реки Волхов представляется не просто каменными развалинами — воображение рисует картины прошлого со знаменательными событиями.

Прогулка по Петербургу превращается в приключение — ведь мы не просто любуемся красотой города, мы видим каменных актёров, рассказывающих о той или иной истории, произошедшей здесь. Это очень увлекательно, чувствуешь себя избранным, которому открыто чуть больше тайн, чем остальным туристам!

Например, в Эрмитаже часть оконных стёкол не меняли более ста лет — они пережили две революции, войну и блокаду. И на одном стекле есть нацарапанная перстнем надпись, которую сделала императрица Александра Фёдоровна, глядя на своего супруга, проводящего на Дворцовой площади смотр гусарских полков.

И конечно, знать историю — это мечтать о новых путешествиях!

Вариант 3

Все исторические эпохи полны значительными событиями и выдающимися людьми. Новые поколения восхищаются искусством и архитектурой прошедших веков, пытаются сохранить культурное наследие предков. Люди помнят о том, что было в прошлом, для того чтобы построить светлое будущее. Лично для меня интереснее всего эпохи, в которые происходили перемены. Ведь именно тогда менялся мир, создавая наше настоящее.

Одним из произведений, в которых описывается время перемен, является роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Автор на примере конфликта между представителем старшего поколения Павлом Петровичем Кирсановым и представителем новых людей Евгением Базаровым продемонстрировал противостояние либеральных дворян и революционных демократов.

Дядя Аркадия был типичным представителем дворянства. В спорах с Базаровым он рьяно защищает аристократию, потому что не мыслит своей жизни без неё. Кроме того, он считает, что новое поколение разрушает общественные традиции, поэтому негативно относится к их идеям и стремлениям. А Базаров, будучи приверженцем философии нигилизма, отрицает сложившееся государственное устройство, считает, что аристократия уже давно изжила себя и только тормозит развитие. Взгляды «отцов» и «детей» совершенно противоположны. Это показано и на примере их отношения к искусству, природе, воспитанию и человеческим чувствам. У противостоящих сторон разные позиции даже в этих вещах. Именно эти противоположные мировоззрения и лежат в основе центрального конфликта романа.

И.С. Тургенев говорил, что его произведение «направлено против дворянства как передового класса». Это означает, что он был сторонником общественных изменений, необходимых государству, по его мнению. Но в то же время он не верил в действенность революционных способов, поэтому в романе происходит развенчивание теории нигилизма. Автор показывает несовершенство взглядов не только Петра Павловича Кирсанова, но и Евгения Базарова, представителя нового поколения, которое должно совершать преобразования.

Другим произведением, где описывается эпоха перемен, является пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад». В ней изображается конец 19 – начало 20 века, когда многие дворянские поместья приходили в упадок, и продавалась на аукционе в счёт долгов. Для дворян наступили неблагоприятные времена после отмены крепостного права, потому что ранее за них всю работу выполняли крестьяне, беспрекословно подчиняющиеся своим хозяевам. Знатные люди не были приспособлены к труду, они не знали, как преодолевать трудности и самостоятельно решать свои проблемы. Именно из-за этого помещики были настроены против перемен, они не понимали, что теперь им необходимо работать и беречь свои сбережения.

В пьесе дворяне представлены в первую очередь Раневской и Гаевым. В прошлом это была богатая семья, которая ездила в Париж и устраивала шикарные балы, на которых присутствовало всё светское общество, а теперь они медленно, но уверенно шли ко дну. Лопахин предложил способ спасти усадьбу: разделить вишнёвый сад на разные участки и сдавать в аренду под дачи. Но для Раневской это средство оказалось недопустимым, порочащим её дворянскую честь. Ей было проще лишиться всего имущества, чем поставить под сомнение свою репутацию. Любовь Андреевна характеризуется как безвольная, неприспособленная и легкомысленная натура, нежелающая думать о своём будущем. Она жила прошлым, и не собиралась менять мировоззрение, продолжая беспечно сорить деньгами.

Особенным персонажем в пьесе является слуга Фирс. Он необходим для более полного освещения поднятой автором проблемы. Фирс привык жить в крепостном государстве, любил предаться воспоминаниям о счастливом прошлом, потому что свободу, полученную после отмены крепостного права, он считал настоящим несчастьем. Его неизбежная смерть в заколоченном доме очень символична, вместе с гибелью вишнёвого сада она символизирует окончание целой эпохи. 

Подведя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что во все исторические эпохи находились люди, которые стремились изменить свою действительность. Иногда это приводило к войнам, иногда происходило мирным путём, тем не менее мир неизбежно менялся. Именно поэтому я считаю, что эпохи перемен – самое интересное время в истории человечества.

Правила написания исторического эссе

  1. Соблюдайте предложенную в задании композицию:

    • 2 события;
    • 2 личности и их роли в этих событиях;
    • 2 причины и 2 следствия описываемых событий;
    • влияние указанных вами событий на историю России.

    То есть в сочинении по истории на ЕГЭ надо:

    • Назвать минимум два (больше просто не успеть) события или процесса, которые относятся к описываемому периоду.
    • Рассказать о двух исторических персонах рассматриваемого периода – это значит с опорой на факты охарактеризовать их деятельность и роль, а не пересказывать биографии или просто констатировать факт их существования.
    • Раскрыть, если и не все, то хотя бы две, причины и указать два следствия событий, ставших темой сочинения.
    • Оперируя фактами или мнениями авторитетных ученых, исследователей, писателей оценить влияние событий, произошедших в описанный временной промежуток, на историю России.
  2. Точно выполняйте рекомендации разработчиков КИМ относительно содержания сочинения.

    К историческим событиям относятся:

    • провозглашение или распад государства;
    • революция; восстание;
    • война или отдельная битва;
    • проведение политики (коллективизации или ликвидации безграмотности, например);
    • принятие изменяющего общественные или экономические устои закона (отмена крепостного права);
    • создание политической партии и т. д.

    Главное – не промахнуться и указать именно то, что происходило в выбранный период, иначе за сочинение поставят 0 баллов.

    Характеристика личности заключается в указании конкретных действий политика, правителя, военачальника: принятие закона (какого именно), подавление бунта (какого и как), присоединение территории (какой) – которые существенно повлияли на ход или результат описываемых событий. То есть написать, что Кутузов командовал армией недостаточно, надо указать, какие битвы выиграл или проиграл и к чему это привело. Иначе такую характеристику не засчитают.

    Раскрывая причины и поясняя следствия, можно использовать примерно такие речевые конструкции:

    • причинами (чего?) послужили/стали…;
    • (что?) было обусловлено следующими причинами…;
    • к (событие – восстанию, войне, проведению политики) привело…
    • на развитие событий большое влияние оказали..;
    • в результате (чего? то есть указанного события) произошли изменения в…;
    • итогом проведенных реформ стало…;
    • (что?) послужило началом…

    Оценка событий предполагает «разжевывание» того, как именно они повлияли на развитие России. То есть написать, что с 1928 по 1941 годы были построены десятки/сотни/тысячи машиностроительных и металлургических заводов, недостаточно. Как соответствующее критерию оценивания будет засчитано утверждение такого рода: в период индустриализации был создан оборонно-промышленный комплекс, а его наличие послужило одним из ключевых факторов победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.

  3. Обязательно делайте вывод. Удачное заключение, и не только в сочинении на ЕГЭ по истории, всегда неразрывно связано со вступлением и, конечно же, с основным текстом.
  4. Пишите грамотно. Обязательно проверьте свое сочинение на наличие грамматических, орфографических, лексических и пунктуационных ошибок. За их незначительное количество оценку не снижают, но если из-за хромого правописания сложно уловить смысл текста, то эксперты имеют право снимать баллы. Перечитайте готовое сочинение несколько раз, чтобы убедиться, что не нарушена логика повествования и нет фактических или терминологических ошибок.

Выбор на войне

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» поступок Андрия. Николай Васильевич Гоголь затронул множество тем, которые до сих пор кажутся нам актуальными, в своём произведении «Тарас Бульба». Перед сыном Тараса, Андрием, встал выбор между любовью к девушке и любовью к родине, семье. И в его случае, первый вариант имел больший вес. Юноша думал, что благодаря любви к польской панночке, он сможет оправдаться перед отцом. Но его уверенность была излишней, так как Тарас никогда не смог бы простить предательства, и меньше всего он ожидал, что его сын способен на подобный поступок. Ведь перед Тарасом тоже стоял выбор: он мог сохранить сыну жизнь, но уронить собственный авторитет, что в условиях войны было подобно смерти. Поэтому он убивает Андрия, проклиная себя за то, что воспроизвел его на свет.

Л.Н. Толстой «Война и мир» — Андрей Болконский. В романе «Война и мир» можно найти ответы на любые вопросы. Как когда-то библия учила людей жизни, так и это произведение может служить проводником для тех, кто полон духовными исканиями. Личность Андрея Болконского в романе весьма многогранна. Вся его жизнь – это ежедневное столкновение с выбором. Но, наверное, главный вопрос для него состоял в том, как следует вести себя в тяжелое военное время? Болконский происходил из знатного рода, был богат, и вполне мог позволить себе отсиживаться в тылу, когда другие отдавали бы свои жизни на поле боя. Но этот человек знал, что такое честь и храбрость

Он всегда отважно шел в эпицентр сражений, вначале лишь за славой, но позже понял, что действительно готов отдать жизнь за Родину. Болконский бился на войне, не пытаясь спрятаться за чужой спиной

Он был человеком, который заслуживал звание героя, и совершал героические поступки до самой своей смерти.

Василь Быков «Обелиск» — Алесь Иванович Мороз. В своей героической повести «Обелиск» Василь Быков рассказывает нам историю простого школьного учителя, который стал героем во время Великой отечественной войны. Алесь Иванович Мороз относился к такому типу преподавателей, которые буквально жили своим делом. В его сердце всегда горело желание научить детей не просто запоминать глупые формулировки и правила, но и уметь мыслить. Естественно, что такой человек видел в своих учениках гораздо больше, чем просто школьников. И в критической ситуации, когда перед ним встал выбор о том, стоит ли защищать своих подопечных, он ни секунды не сомневался. Он знал, что их жизни находятся в его руках, и его долгом было их спасение.

Русская литература:

  • Андреев Л.Н. — «Иуда Искариот», «Красный смех», «Петька на даче»
  • Астафьев В.П. — «Царь-рыба», «Домский собор», «Изба», «Конь с розовой гривой», «Людочка», «Постскриптум», «Последний поклон»
  • Бабель И. — «Конармия»
  • Бианки В. — «Рассказы о животных»
  • Блок А. — «Двенадцать»
  • Булгаков М.А. — «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Роковые яйца»
  • Бунин И.А. — «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Темные аллеи»
  • Быков В. — «Облава», «Сотников», «Дожить до рассвета»
  • Васильев Б. — «А зори здесь тихие…», «Капля за каплей»
  • Воробьев К. — «Немец в валенках»
  • Галь Н. — «Слово живое и мертвое»
  • Гинзбург Е. — «Крутой маршрут»
  • Гоголь Н.В. — «Тарас Бульба», «Мертвые души», «Шинель», «Ревизор», «Страшная месть»
  • Гончаров И.А. — «Обломов»
  • Горький М. — «Старуха Изергиль», «На дне», «Детство», «Мать», «Сказки об Италии», «Мои университеты», «Коновалов», «Супруги Орловы»
  • Грибоедов А.С. — «Горе от ума»
  • Гроссман В. — «Жизнь и судьба»
  • Достоевский Ф.М. — «Преступление и наказание», «Идиот», «Белые ночи», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Мальчик у Христа на ёлке»
  • Дудинцев В. — «Белые одежды»
  • Есенин С.А. — «Песнь о собаке»
  • Железняков А. — «Чучело»
  • Жигулин А. — «Черные камни»
  • Закруткин В. — «Матерь человеческая»
  • Замятин М. — «Мы»
  • Ильф И. , Петров Е. — «Золотой теленок»
  • Кнышев А. — «О великий и могучий русский язык!»
  • Короленко В.Г. — «Слепой музыкант», «Дети подземелья»
  • Куприн А.И. — «Гранатовый браслет», «Тапер», «Поединок», «Олеся»
  • Левитанский Ю. — «Каждый выбирает для себя…»
  • Лермонтов М.Ю. — «Бородино», «Герой нашего времени», «И вижу я себя ребёнком…», «Стансы», «Тучи», «Я не унижусь пред тобой»
  • Лесков Н.С. — «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник»
  • Лихачев Д.С. — «Раздумья о Родине»
  • Маяковский В.В. — «Хорошее отношение к лошадям»
  • Некрасов Н.А. — «Кому на Руси жить хорошо», «Дед Мазай и зайцы», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда»
  • Никитин А. — «Хождение за три моря»
  • Носов Е. — «Трудный хлеб»
  • Островский А.Н. — «Гроза», «Свои люди — сочтемся!»
  • Пастернак Б.Л. — «Доктор Живаго»
  • Паустовский К.Г. — «Телеграмма», «Старый повар», «Повесть о жизни»
  • Пелевин В.О. — «Поколение Пи»
  • Петров А. — «Житие протопопа Аввакума»
  • Платонов А.П. — «В прекрасном и яростном мире», «Юшка»
  • Полевой Б. — «Повесть о настоящем человеке»
  • Приставкин А. — «Ночевала тучка золотая»
  • Пришвин М. — «Кладовая солнца»
  • Пушкин А.С. — «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Пиковая дама», «Няне», «Я Вас любил…», «19 октября», «Бог помочь вам, друзья мои», «Чем чаще празднует лицей», «Чаадаеву»
  • Распутин В.Г. — «Прощание с Матерой», «Уроки французского»
  • Рыбаков А. — «Дети Арбата», «35-й и другие годы»
  • Рылеев К.Ф. — «Иван Сусанин», «Смерть Ермака»
  • Салтыков-Щедрин М.Е. — «История одного города», «Семья Головлевых»
  • Солженицын А. — «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом» В. Солоухин «Черные доски», «Письма из Русского музея»
  • Твардовский А.Т. — «Василий Теркин»
  • Толстой Л.Н. — «Война и мир», «Севастопольские рассказы», «Детство», «После бала»
  • Трифонов Ю. — «Дом на набережной», «Исчезновение»
  • Тургенев И.С. — «Отцы и дети», «Муму», «Русский язык», «Бирюк», «Записки охотника», «Природа», «Разговор», Мои деревья», «Морское плавание», «Ася»
  • Тютчев Ф.И. — «Не то, что мните вы, природа…», «Последний катаклизм»
  • Улицкая Л. — «Дочь Бухары»
  • Успенский Г.И. — «Выпрямила»
  • Фадеев А. — «Молодая гвардия»
  • Фет А.А. — «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «На стоге сена ночью южной», «Заря прощается с зарею», «Сосны»
  • Фонвизин Д.И. — «Недоросль»
  • Чернышевский Н. — «Что делать?»
  • Чехов А.П. — «Вишневый сад», «Душечка», «Попрыгунья», «Анна на шее», «Ионыч», «Крыжовник», «Палата №6», «Студент», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Ванька», «Степь», «Тоска», «Унтер Пришибеев», «Невеста»
  • Чуковская Л. — «Софья Петровна»
  • Чуковский К.И. — «Живой как жизнь»
  • Шаламов В. — «Колымские рассказы»
  • Шварц Е. — «Дракон»
  • Шолохов М.А. — «Тихий Дон», «Судьба человека», «Бахчевник», «Родинка»

Сочинение №8

1689 – 1721 гг.

Период 1689 – 1721 гг. является временем правления Петра 1. Этот период характеризуется созданием военно-морского флота, образованием губерний, Северной войной, учреждением Сената и Синода, изданием указа о единонаследии, о престолонаследии, политикой меркантилизма и протекционизма.

В этот период был создан военно-морской флот. Причиной этого было то, что Россия на тот момент до сих пор не имела своего флота, вследствие чего отставала от других стран и что могло грозить поражениями, что и произошло после азовского похода 1695 г

Поражение в этом походе показало важность создания военно-морского флота. Важную роль здесь сыграл Петр 1

Он умел извлекать уроки из поражений, поэтому сразу после азовского похода 1695 г. отдал приказ строить флот в Воронеже. Для этого он выписал иностранных инженеров, прибыл в Воронеж и сам лично принимал участие в строительстве. Из-за недостатка средств Петр 1 инициировал богатых землевладельцев объединяться в кумпанства, которые также занимались строительством кораблей и их снаряжением. Следствием этого события стала победа в азовском походе 1696 года, а также победа в решающих морских сражениях Северной войны (Гангутское, Гренгамское). Заложенный Петром 1 флот стал основой для современного флота России.

Также в этот период был заключен Ништадтский мир со Швеций. Причиной этому стала необходимость закончить Северную войну и определить её итоги. Важную роль в этом событии сыграл Остерман. Будучи сподвижником Петра 1, он отправился в Швецию для заключения мира. Он вел переговоры со шведским дипломатом

Важной его заслугой стало то, что ему удалось удержать по условиям договора город Выборг за Россией, хотя Петр 1 считал, что его придется отдать шведам, чтобы закончить продолжительную войну. В итоге между российской делегацией в составе с Остерманом и шведской был заключен выгодный для России мир

Следствием заключения Ништадского мира стало окончание Северной войны, по условиям этого договора Россия получила во владение Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию, часть Карелии, то есть был получен выход в Балтийское море, и, таким образом, повышен международный авторитет, что сделало возможным провозгласить Россию – Империей, а Петра 1 – Императором.

Влияние этого периода на дальнейшую историю России состоит в том, что был издан указ о престолонаследии, по которому император сам мог назначать себе наследника, стал одной из ключевых причин начала эпохи дворцовых переворотов. Другой указ – о единонаследии, вызвал недовольство среди множества дворян и был отменен при Анне Иоанновне. Победа в Северной войне в этом периоде привела к русско-шведской войне 1741—1743 гг, так как Швеция хотела вернуть утраченные земли.

Смотреть в PDF:

Для просмотра установите Adobe Reader и обязательно вернитесь для просмотра файла :).

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Добавить комментарий

Критерии оценивания

2 балла
Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель 2 балла.
Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель 1 балл.
События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно 0 баллов.
2 балла
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) 2 балла.
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) 1 балл.

Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно.

ИЛИ Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).

ИЛИ Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно

0 баллов.
2 балла
(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) 2 балла.
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) 1 балл.
Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны 0 баллов.
1 балл
Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти 1 балл.

Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.

ИЛИ Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано

0 баллов.
1 балл
При изложении корректно использована историческая терминология 1 балл.

Все исторические термины, понятия использованы некорректно.

ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы

0 баллов.
3 балла
(1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки 3 балла
Допущена 1 фактическая ошибка 2 балла.
Допущены 2 фактические ошибки 1 балл.
Допущены 3 или более фактические ошибки 0 баллов.
1 балл
(1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) 1 балл.
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений 0 баллов.

Максимальный балл — 12

Решай по истории.

Историческое сочинение. 1598-1613

1598-1613 гг. — период социально-политического, экономического и династического кризиса в России, известный как Смута.

Смута произошла по целому ряду причин. Страна еще не оправилась после разорительной Ливонской войны, обострилась социальная ситуация вследствие процессов закрепощения крестьян. Пресеклась мужская ветвь династии Рюриковичей, вследствие чего усилилась борьба бояр за власть и появились самозванцы, выдававшие себя за царевича Дмитрия Ивановича.

Смута началась во время царствования Бориса Годунова. Падению его популярности способствовали неудачные действия властей во время голода 1601-1603 гг., репрессии против бояр. В октябре 1604 г. из Польши в Россию вторглись отряды Лжедмитрия. Посланное против них царское войско, узнав о смерти Бориса Годунова, перешло в мае 1605 г. под Кромами на сторону Лжедмитрия, и он вскоре вступил в Москву.

Царствование Лжедмитрия I продолжалось с июня 1605-го по май 1606 г. Недовольство из-за нарушения русских обычаев в одежде и быту, его расположения к иностранцам, женитьбы на полячке и затеваемой войны с Турцией привело к восстанию в Москве и убийству Лжедмитрия I.

Правление Василия Шуйского (1606-1610 гг.) было временем дальнейшего ослабления России, погружения ее в Смуту. Недовольство Василием Шуйским привело к восстанию И. И. Болотникова в 1606-1607 гг. В августе 1607 г. в России появился Лжедмитрий II. 1 мая 1608 г. царские войска были разбиты армией самозванца под Волховом. В Тушине возникла альтернативная столица с правительством Лжедмитрия II. Во время правления Шуйского Швеция и Речь Посполитая захватили большие территории на северо-западе и западе России. Страна разорялась бандитскими шайками и интервентами. В результате в 1610 г. Василий Шуйский был свергнут с престола и насильственно пострижен в монахи.

Правительство из семи бояр («семибоярщина») во главе с Ф. И. Мстиславским, правившее в 1610-1612 гг., 17 августа 1610 г. подписало договор с гетманом Жолкевским, согласно которому королем России становился Владислав IV, и пустило поляков в Москву. Это вызвало недовольство народа. В результате в 1611 г. возникло первое народное ополчение во главе с П. П. Ляпуновым, попытавшееся изгнать поляков из Москвы. После неудачи первого ополчения в Нижнем Новгороде образовалось второе народное ополчение во главе с К. 3. Мининым и Д. М. Пожарским, которое в октябре 1612 г. освободило Москву от поляков. В январе-феврале 1613 г. состоялся Земский собор, на котором был избран царем Михаил Федорович Романов.

Историки, в частности А. Н. Сахаров, оценивают период Смуты неоднозначно. С одной стороны, Смута привела к хозяйственному разорению центра страны, потере территорий на западе (Смоленск) и северо-западе (выход в Балтийское море). С другой стороны, Смута привела к подъему национального самосознания и патриотизма русского народа и сохранению национальной независимости и государственности России.

Правила написания эссе по истории

Чтобы получить за работу максимальный балл, следуйте таким рекомендациям:

  1. выберите период, который лучше всего знаете;
  2. выделите в нем 4-5 главных событий и подумайте, как отразите их в работе;
  3. подберите самых важных исторических персон;
  4. заранее заучите несколько оценок ученых-историков;
  5. указывайте только те даты, в которых полностью уверены;
  6. не допускайте грамматических и лексических ошибок: помните, что форма изложения также оценивается.

А если вдруг что-то пошло не так и возникли непредвиденные трудности, не паникуйте. Всегда можно положиться на сервис помощи студентам. Его специалисты прекрасно справляются с любыми работами, экономя ваши время и энергию.

История России в литературе

Наше государство имеет богатейшую историю, которая отражена в произведениях мастеров каждой эпохи. Мне хочется начать свой рассказ с легендарного выдающегося произведения древнерусской поэзии «Слово о полку Игореве», автор которого до сих пор неизвестен. Это повествование о походе князя Игоря на половцев, во время которого погибла вся его дружина. «Слово» по праву можно отнести к памятнику древнерусской литературы, образцу патриотизма русского народа, которое по словам поэта А.Н.Майкова, «сделало эпоху в нашем литературном мире». Хочу сказать несколько слов о произведении «История государства Российского» великого русского писателя Николая Михайловича Карамзина, ведь именно он был основателем публичного интереса к отечественной истории, с его подачи знание истории своей страны и своего народа стало модным в образованных кругах и обязательной частью светского образования. (цитата) «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом», — писал А.С.Пушкин. Говоря об историческом прошлом России в литературных произведениях, нельзя не упомянуть русского исторического беллетриста Валентина Пикуля, который так мастерски изобразил величие Екатерины II и Григория Потемкина — истинного героя «золотого века» в своем бессмертном романе «Фаворит». Вторым романом этого автора, отразившим самые важные вехи в истории страны с придворными и политическими интригами в период Семилетней войны, является роман «Пером и шпагой», справедливо считающийся классикой отечественной исторической прозы. Исторический роман Алексея Толстого «Петр I» — это один из шедевров российской прозы, признанный не только в нашей стране, но и широко за ее пределами, его художественная сила передается из поколения в поколение. Обилие точных исторических деталей той эпохи, красота и неповторимость языка автора, умело воссозданный образ Петра Великого делают роман бесценным. Раскрывая тему нашего сочинения, нельзя не коснуться произведения гения русской классической литературы Льва Толстого с его романом-эпопеей «Война и мир», в котором автор своим поистине золотым пером воссоздал великую духом Россию во времена гражданской войны 1812 года. Этот роман переведен практически на все языки мира. И, наконец, замечательная находка любого читателя, интересующегося историей своей страны — это романы Михаила Шолохова «Тихий Дон» и «Судьба человека». Читатель будто переживает все исторические события вместе с Григорием Мелиховым и Андреем Соколовым. Два русских характера, две войны, одно Отечество. В мае 1945 года война закончилась великой победой нашего народа. Это был самый счастливый день в жизни моей страны и тысяч солдат, прошедших тяжелые тропы военного лихолетья, они выдержали, выстояли, добились мира и солнца для своих детей, жен, матерей. В рамках одного школьного сочинения невозможно отразить все произведения, которые так или иначе раскрывают исторические вехи моей Родины, но сколько я буду жить, столько буду удивляться силе русского искусства и его великих мастеров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector