Улыбаться, хмуриться и пережить зомби-апокалипсис: как учителю организовать дистанционное обучение и не сойти при этом с ума
Содержание:
- Дистанционное образование: как это происходит
- Стоит ли овчинка выделки
- Совет 4. Ведите конспекты
- Как сдавать промежуточную аттестацию
- Трудности дистанционного обучения
- eLearning Server и iWebinar
- Недостатки дистанционного обучения
- Дистанционная форма обучения: плюсы и минусы
- Преимущества дистанционного обучения
- ❌ Ошибка 4. Задавать тонны домашки
- Преимущества и недостатки дистанционного обучения
- Краткая инструкция: как перейти на дистанционное обучение
- Формы дистанционного образования
- Как перейти на дистанционное обучение
- ATUtor
- Структура интерактивного обучения
- Как учиться дистанционно
- Доступные направления дистанционного обучения
- Заключение
Дистанционное образование: как это происходит
Обучение, в основном, ведется удаленно через Интернет. Учащиеся получают материалы, которые могут быть записаны в виде текста, аудио, видео. После прохождения проводится контрольная или проверочный тест.
Как и обычные студенты-очники, дистанционщики регулярно сдают рефераты, курсовые, а итогом учебы становится написание диплома, который необходимо очно защитить.
Образование проводится с использованием личного кабинета на специальном сайте. Туда загружаются лекции, необходимая литература, методические материалы. Есть расписание, регулирующее сроки сдачи проверочных работ.
Общение с преподавателями и другими студентами ведется посредством мессенджеров, электронной почты, чатов. Чаще всего доступны и контактные телефоны учителей.
Итогом каждого семестра становится сессия, ее сдают очно.
Стоит ли овчинка выделки
Когда перед выпускником стоит выбор, в какое учреждение поступить, мало кто задумывается о том, насколько удобнее обучаться онлайн. В стране пока распространен стереотип, что только очная форма обучения является действительно правильной, и что конкурировать с ней не может ни одна другая, тем более какая-то там дистанционная, понаделали инноваций!
Но все больше студентов выбирают именно второй вариант, чтобы иметь возможность совмещать работу с учебой, самостоятельно распределять время, учиться там, где удобно, а не там, где заставляют обстоятельства. В конце концов, насколько приятнее слушать лекцию на природе, усевшись под деревом на зеленую травку, чем находясь в душной аудитории, с тоской поглядывая в окно, не правда ли? Использование дистанционных форм обучения принесет возможность комфортно получить высшее образование и успешно устроиться на любимую работу.
Совет 4. Ведите конспекты
Необязательно записывать за преподавателем слово в слово. Просто фиксируйте важные даты, определения, формулы или попробуйте метод Корнелла.
Для этого подойдёт любой блокнот: начертите жирную горизонтальную линию на 5 сантиметров выше нижнего края, добавьте жирную вертикальную линию на расстоянии 5–7 сантиметров от левого края. Должен получится лист, разделённый на три секции: правая — для заметок, левая — для основных мыслей и вопросов, нижняя — для резюме.
- Вверху листа поставьте дату и тему урока. В графу с заметками выписывайте ключевые моменты, а также вопросы, которые возникают по ходу занятия.
- Левую колонку необходимо заполнить чуть позже, когда знания немного улягутся в голове. Перечитайте написанное справа и зафиксируйте слева главные тезисы занятия и ответы на возникшие вопросы.
- В резюме запишите главную мысль урока, основные правила и формулы. Если сформулировать резюме не получается, занятие стоит пересмотреть.
- Чтобы закрепить знания, периодически устраивайте себе такой тест: закрывайте правую половину листа с заметками и объясняйте каждый тезис из левой графы.
Написание конспектов при дистанционном обучении задействует механическую память — материал лучше усваивается, а также это позволяет быстро «разархивировать» нужную информацию во время подготовки к экзаменам и контрольным.
Как сдавать промежуточную аттестацию
Письмо Минобрнауки РФ «Об организации получения образования в семейной форме» дает родители право участвовать в выборе вида и формы аттестации. При этом каждая школа, оказывающая услуги экстерната, должна иметь собственные локальные акты, где прописывается частота проведения и виды аттестаций для детей на домашнем обучении. При заключении договора с родителями именно на них опирается администрация школы.
Документы выкладываются на сайте образовательного учреждения для открытого просмотра. Родители перед заключением договора должны ознакомиться с ними, чтобы понимать, каким образом будут проверяться знания ребенка. Если таких актов нет, то родители вправе выдвигать свои условия.
В соответствии с договором контрольный материал можно сдавать один раз в четверть, в полугодие или сразу за весь учебный год. Время проведения аттестации может не совпадать с общепринятыми сроками. Все зависит от темпа освоения учебного материала.
Как проходит аттестация:
- Учащийся получает контрольное задание, делает его дома в письменном виде, а в день аттестации приносит и сдает учителю;
- В виде диктанта, сочинения, изложения, письменных тестов по математике;
- В форме собеседования, реферата, презентации по географии, истории, биологии, обществознанию, иностранному языку.
Трудности дистанционного обучения
В РФ дистанционное преподавание пока не развито, и потому некоторые трудности неизбежны.
И главное — даже не техническая сторона процесса, а сама организация занятий. Учителя уже сейчас предвидят, что им предстоит столкнуться с целым рядом проблем.
- Мотивация учеников. При обучении на дому у многих детей может возникнуть иллюзия каникул, которые начались на несколько месяцев раньше срока.
- Контроль. Учитель, который привык ходить между партами и смотреть, все ли ученики работают, не всегда понимает, как организовать контроль за классом при дистанционной работе.
- Проблемы с технологическими решениями. Преподавателям приходится в сжатые сроки осваивать онлайн-платформы и интерактивные инструменты — да еще и объяснять принципы их работы ученикам и их родителям. К тому же, не все сайты работают стабильно и надежно, и это лишь добавляет стресса.
-
Управление временем. Преподавателям приходится заново переизобретать расписание и осваивать тайм-менеджмент, чтобы поддерживать строгий школьный распорядок даже при дистанционном обучении.
Существуют полезные курсы для учителей, вынужденных быстро перестраиваться на удаленное преподавание. Эксперты онлайн-школы Skysmart и АО «Издательство „Просвещение“» проводят вебинары по темам, которые сегодня волнуют учителей сильнее всего: с чего начать организацию дистанционного обучения, как провести видеоурок, каким популярным платформам для дистанционного обучения можно доверять, как использовать социальные сети и мессенджеры в дистанционном обучении, как повышать уровень компьютерной грамотности среди педагогов. За несколько вебинаров любой учитель сможет сориентироваться в новой реальности — еще и получить сертификат за прохождение цикла экспертных мастер-классов Skysmart.
Переведите учеников в Skysmart Класс
Подробнее
eLearning Server и iWebinar
Платформа удобна для полноценной организации электронного обучения в школе, колледже, вузе
Также российская разработка системы дистанционного обучения. Она организовывает полноценное дистанционное преподавание академической программы. Подходит для создания частных и корпоративных онлайн-курсов.
Функционал: загрузка курсов, тестирование знаний, выставление оценок, организация тестирования, создание конференций, управление библиотекой материалов. iWebinar легко интегрируется с eLearning Server и помогает проводить вебинары онлайн. Возможность подстроить интерфейс под себя, создать форумы и чаты для общения.
Недостатки дистанционного обучения
Несмотря на очевидные плюсы дистанционной формы получения образования, имеются у него и недостатки, среди которых особого внимания заслуживает:
- отсутствие реального общения между учащимся и преподавателем;
- результат напрямую зависит от индивидуальных качеств студента (целенаправленность, самодисциплина, организованность);
- необходимость в постоянном доступе к сети;
- преобладание теории над практикой;
- отсутствие непосредственного контроля над работой учащегося;
- отсутствие 100% уверенности в компетентности преподавателей, качестве разработанных методических и учебных материалов.
Дистанционная форма обучения: плюсы и минусы
Обычный день в вузе: длинные лекции в просторных или не очень аудиториях, кипы исписанных листов бумаги, шумные коридоры, короткие перемены и очередь в столовой. Среднестатистический студент проводит в университете 34 часа в неделю и 2000 часов в год. При этом он может тратить приличное время на дорогу до учебного заведения. Да, в поездке можно повторить лекции, но вы пробовали их читать, повиснув на поручне в переполненном транспорте?
Дистанционное обучение отметает все эти недостатки:
- Занятия проводятся в интерактивном режиме, причем просмотр лекций можно вести в любое удобное время и даже «поставить» лектора на паузу в некоторых случаях.
- Что-то осталось непонятным, или вы отвлеклись? Не проблема: просто прослушайте лекцию заново.
- Благодаря удобному формату обучения имеется возможность совмещать учебу и работу. Вы сами распределяете время и выбираете место для занятий. Некоторые студенты умудряются учиться во время работы.
- Можно заниматься, даже используя смартфон, главное, чтобы был доступ в Интернет.
Популярность дистанционному обучению во многом придал Билл Гейтс, который бросил университет, в котором обучался, и стал грызть гранит науки самостоятельно. Каков итог? О нем, как об основателе Microsoft, знает каждый из нас. Билл финансировал развитие дистанционного обучения в Америке, внося по нескольку миллионов долларов в фонды образовательных порталов. И как после такого примера можно сомневаться в том, что этот формат обучения нерентабелен?
Однако есть один минус, на который следует обратить внимание: успех зависит от вашей личной ответственности. Ведь такая форма обучения подразумевает, что вы, как минимум, найдете время на просмотр лекций, и не будете отлынивать от тестов и пропускать контрольные
Среди студентов-очников, конечно, тоже есть прогульщики, но, занимаясь дистанционно, вы несете больше ответственности за свой результат.
Преимущества дистанционного обучения
Среди основных преимуществ такой формы обучения можно выделить:
- возможность получить образование в любом престижном ВУЗе России, не выезжая за пределы родного города;
- возможность повысить свою квалификацию без отрыва от производства;
- возможность получить сразу два-три образования (в том числе, и параллельно с очным обучением в другой образовательной организации);
- обучение с использованием современного мультимедийный контента;
- разнообразие форм проведения занятий (он-лайн конференции, веб-семинары, телемосты, тренинги);
- возможность дистанционно закончить прерванное ранее обучение;
- возможность непрерывного самообразования;
- возможность получить второе высшее, дополнительное образование без необходимости увольнения с основного места работы.
❌ Ошибка 4. Задавать тонны домашки
Пытаясь компенсировать отсутствие обычных занятий и не зная, как правильно организовать дистанционное обучение в школе, администрация заваливала учеников горами заданий. Детям приходилось осваивать программу практически самостоятельно, пытаясь поспеть за бесконечными домашками.
Если грамотно выстроить онлайн-занятие с применением электронных ресурсов, успеть раскрыть новую тему или повторить старую, то домашнее задание может быть небольшим. Задача ребёнка — закрепить полученные знания, а не изучить учебник за месяц.
Ещё одно правило дистанционного обучения детей в «Фоксфорде» — объём домашних заданий не заставляет учеников часами сидеть за уроками. Как правило, домашка состоит из 5–10 тестовых заданий или нескольких творческих. Если ребёнок был внимателен на уроке, то в среднем уходит не больше 30–60 минут.
Преимущества и недостатки дистанционного обучения
Рассмотрим со стороны учащегося и обучающего. В качестве учащегося не берем школьника, а самостоятельного человека, который имеет право принимать решения без родителей или опекунов. То есть, начиная с СПО.
Для учащегося
Плюсы | Минусы |
Поступление круглый год из дома. Не нужно ждать сентября и лично подавать документы. | Сложно найти качественную программу обучения. Много мошенников и «для галочки» сделанного учебного контента даже в госвузах. |
Нет привязки ко времени, графику и месту. Доступно как из глухой деревни, так и с другого конца света. Не нужно два раза в год ездить на сессии. | Нет живого эмоционального общения. У кого-то это может снижать мотивацию. |
Неограниченный выбор университетов и курсов. Можно слушать лекции гарвардских преподавателей из дома в Перми. | Привязка к интернету, иногда к технологиям. Чтобы учить ПГС, нужно профессиональное ПО и компьютер, который его потянет. |
Стоимость в 1,5-2 раза ниже очного. Как гособразование РФ, так и тот же гарвардский курс будут стоить меньше, чем если платно и без грантов учиться на очном или заочном. | Платно. Бюджетную программу дистанционного обучения даже государственного университета найти очень сложно. Надежда только на работодателя. |
Нет зависимости от обстоятельств. Дистанционные занятия не отменят из-за коронавируса или из-за болезни преподавателя. | Низкий процент защит. Многие сами бросают учебу, до диплома доходят 25% от тех, кто начинал (по данным статистики courseburg – это вместе со всеми курсами). |
Нет привязки к количеству мест, возрасту, статусу. Места не ограничены, вузу все равно, сколько студенту лет, какой у него цвет кожи, взгляды, положение в обществе. | |
Тренировка надпрофессиональных навыков: самоорганизация, самодисциплина, поиск информации. | |
Адаптация к реальности: подготовка к удаленной работе. | |
Интересно и без воды. Если курс написан качественно, от него не устаешь; вовлеченность и погруженность достигаются сотнями методик и инструментов. |
Для обучающего
Плюсы | Минусы |
Экономия: помещения, коммунальные, материалы, аудиторное время преподавателей. | Время, специалисты, расходы на:
|
Охват: одновременно программу могут изучать неограниченное количество человек разной успеваемости, занятости, уровня владения материалом, компьютером. | |
Многократное использование материала, нужно только обновлять. | |
Учебный процесс дистанционного обучения работает в любых внешних условиях и обстоятельствах. |
Объективно о плюсах и минусах дистанционного обучения можно судить только по конкретному учебному учреждению, программам обучения или курсам, потому что различия могут доходить до того, что в одном месте какой-то параметр будет достоинством, в другом – огромным минусом. Например, если вуз выдает диплом государственного образца, это плюс, если никому неизвестный сертификат, минус.
Если система и методы дистанционного обучения организованы не под давлением обстоятельств, не «для галочки» или одного только заработка, а с заботой и вниманием к учащимся, чтобы дать знания, это всегда будет положительный опыт. Самое сложное – найти и распознать стоящее
Краткая инструкция: как перейти на дистанционное обучение
Процесс перехода на домашнее обучение занимает гораздо меньше времени, чем, вероятно, обсуждение и принятие самого решения. Проще всего будет выбрать приличную онлайн-школу: в таком случае вас сами «проведут за руку» и подскажут, какие бумаги куда отправлять, дадут готовые бланки, прикрепят к своей школе-партнеру и, в идеале, помогут разрешить возникающие трудности. Соблюдение такого механизма — признак качественного онлайн-заведения.
Если же вы решили все делать сами, то первым делом надо определиться, к какой школе прикрепить ребенка для сдачи проверочных работ, ЕГЭ и ОГЭ, получения итогового аттестата. Обязательно надо поговорить с директором или завучем и убедиться, что вы одинаково понимаете особенности процесса. Иначе это будет не спокойное обучение, а постоянное преодоление препятствий.
Формальные шаги на пути к семейному образованию выглядят так:
- Уведомить местный департамент образования о принятом решении перевести ребенка на семейное обучение;
- Написать заявление в школу, где он учится сейчас, о переходе на семейное образование;
- Прикрепиться к аккредитованной школе для прохождения аттестаций. Кстати, это может быть и та, в которую он ходит сейчас.
Надо учесть, что этот процесс может иметь свои региональные особенности, которые нужно уточнить в местном департаменте образования.
Формы дистанционного образования
Помните, мы уже говорили, что нормальная программа дистанционного образования должна иметь при себе огромный спектр методов доставки учебной информации студенту? На вооружение ДО уже сейчас стоят аудио/видео-конференции, интернет-чаты, электронная почта, телефоны/факс и так далее.
- Чат-занятие — учебные мероприятия, которые проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату и педагоги и учащиеся. Во многих дистанционных учебных заведений существуют, так называемые чат-школы и чат-кабинеты.
- Веб-занятие — уроки, лабораторные работы, семинары, конференции, деловые игры, практикумы и другие формы дистанционных учебных занятий с помощью возможностей сети Интернет. Возможно как синхронное, так и асинхронное взаимодействие учеников и педагогов.
- Телеконференция — проводится с использованием рассылок по электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Данный вид дистанционного обучения очень популярен в Европе для получения дополнительного (второго) образования жителей ЕС. Студенты, регулярно выполняя практические «домашние задания», получают навыки, совмещая теоретические знания с практическими упражнениями.
- Телеприсутствие — один из экспериментальных способов дистанционного обучения на базе формирования атмосферы присутствия. То есть у обучаемых, находящихся вне помещения класса, создается ощущение личного присутствия внутри аудитории.
Отметим также, что программы могут быть единовременными/синхронными – когда необходима совместная, одновременная связь студентов и их преподавателей, чтобы взаимодействовать в режиме реального времени (например, опрос по семинару, конференции и тому подобное). В таких случаях пользуются методами видеоконференции и интерактивного телевидения.
Также программы могут быть и «неодновременными», то есть асинхронными – в этом случае у студента есть возможность найти удобное для себя время, чтобы отработать материал программы обучения. Такой подход отличается большей эластичностью, а взаимодействие осуществляется с помощью интернет-ресурсов и отсылкой материалов лично преподавателю через электронную почту.
Как перейти на дистанционное обучение
Преподаватели онлайн-школы Skysmart успешно работают онлайн и добиваются поразительных успехов со своими учениками. В дистанционном обучении нет ничего сверхсложного и тем более невозможного. Главное — хорошо подготовиться. Вот несколько организационных советов для школьных учителей от тех, кто может считаться экспертом в организации удаленных уроков.
- Проверьте все доступы. Убедитесь, что ваше интернет-соединение достаточно устойчиво, компьютер соответствует требованиям приложений, что на него установлены все нужные программы.
- Продумайте альтернативы. В классе может оказаться ребенок, который по каким-то причинам не может учиться вместе со всеми онлайн. Заранее разработайте несколько вариантов для самостоятельной работы.
- Выделите время на организацию. Поначалу вам потребуется время на решение технических проблем, общение с учениками и их родителями, освоение новых сервисов и платформ, переформатирование обычных уроков в онлайн-уроки. Это требует времени, поэтому заложит в своем расписании часы на подобные дела. Не волнуйтесь о том, что нагрузка возрастет: на самом деле многие сервисы разгружают преподавателей. Например, некоторые платформы автоматически проверяют домашние задания и формируют статистику по классу.
- Продумайте взаимодействие с учениками. Сегодня нам доступны десятки инструментов для организации видеосвязи: групповые скайп-уроки, стримы в соцсетях, Zoom, функция связи на некоторых образовательных платформах, о которых мы расскажем ниже. Обратная связь очень важна: учитель не чувствует, что говорит в пустоту, а ученикам не кажется, что их никто не контролирует.
- Организуйте групповую работу. Онлайн это совсем несложно: дети могут работать над совместными проектами в Google Docs и обсуждать их в чате в WhatsApp. Помимо всего прочего, это поможет ребятам преодолеть последствия изоляции и не утратить контакт с классом. Не забывайте и про родителей — создайте чат для мам и пап учеников, если у вас такого еще нет (хотя кого мы обманываем, они есть почти везде). Родители помогут вам с техническими сложностями, проконтролируют подключение школьников к образовательным ресурсам, а вы, в свою очередь, сможете ответить на все вопросы про домашнюю работу, программу и подготовку к экзаменам.
-
Не беспокойтесь. Сейчас всем приходится срочно обучаться новому. Но программа на самом деле меняется очень мало, а онлайн-инструменты для удаленной работы с учениками проще, чем многим кажется. Совсем скоро все стороны процесса увидят, что обучаться дома можно не менее эффективно, чем в стенах школы.
И, хоть учителям никто и не предоставил универсальных и идеально комфортных решений, они всегда могут воспользоваться современными сервисами по своему выбору и оценить их удобство.
ATUtor
Образовательная платформа для организации частных курсов и академического обучения
Это бесплатная онлайн-платформа от канадских разработчиков с открытым программным кодом. Программа быстро устанавливается, легко изменяется под запросы учебного курса, а функционал значительно расширяется за счет подключения дополнительных модулей. Силами преподавателя возможен сбор, компоновка и отправка студентам нового учебного материала. Учащиеся получают удобную, интуитивно понятную, электронную учебную среду.
Функционал: инструменты контроля знания, ведения статистики, создания опросов и тестов, резервного копирования файлов. Есть возможность проводить вебинары, общаться на форуме, отслеживать активность студентов. Поддерживает стандарт SCORM.
Платформа удобна для оформления небольшого онлайн-курса. Но! Гибкие настройки позволяют «прикрутить» к себе другие открытые платформы и создать функциональный академический ресурс для освоения профессии.
Структура интерактивного обучения
Программа занятий дистанционного обучения построена таким образом, что студент большую часть времени должен самостоятельно изучать учебно-методические материалы в интерактивном режиме. Формами контроля выступают тестирование, итоговые работы, индивидуальные задания и научно-исследовательская работа. Учебным процессом руководит методист-организатор.
Несмотря на отсутствие очного взаимодействия, студент и преподаватель все время находятся на связи друг с другом, которая осуществляется посредством современных коммуникационных технологий. Благодаря этому учащийся ощущает постоянный контроль и поддержку куратора.
Отметим, что для удаленной учебы даже необязательно иметь дома компьютер. Учебные материалы предлагают в виде компакт-дисков, методических блоков по электронной почте, которые, кстати, можно найти в электронной библиотеке сервера учебного заведения. Поэтому при желании достаточно время от времени проводить несколько часов в интернет-клубе или за компьютером друга. Главный компонент успеха дистанционного обучения – желание достигнуть новых высот и доступ к сети.
Как учиться дистанционно
Дистанционное обучение имеет две разновидности:
- Электронное обучение на курсах онлайн — чаще всего безличного участия преподавателя;
- Дистанционное — когда педагог и ученик контактируют при помощи программ (видеосвязи, электронной почты, в режиме конференций).
Школы пользуются программой Skype, платформами Zoom, Яндекс.учебник, ЯКласс, Учи.ру. Если низкое качество интернета не позволяет пользоваться специализированными сайтами, ученик может получать задание на электронную почту и через мессенджеры. Выполненное домашнее задание тем же путем отправляется на проверку. Контрольные работы тоже могут проводиться и сдаваться онлайн. Оформляется дистанционное обучение так же, как семейное.
Доступные направления дистанционного обучения
Обучение на удаленной основе возможно по популярным гуманитарным и техническим специальностям.
Юриспруденция
Подготовка специалистов области правоведения. Универсальное направление, которое позволяет работать в правоохранительных органах, частных компаниях и государственных структурах.
Маркетинг и менеджмент
Направления ориентированы на подготовку специалистов по управлению экономической деятельностью предприятия. Бизнес-процессами компании на разных уровнях.
IT-специальности
Высшее дистанционное возможно по программе прикладной информатики. В рамках этой специальности студенты изучают управление информационными системами, программирование. Получают широкое образование, математическую подготовку.
Финансы и банковское дело
Подготовка специалистов, готовых к работе в финансовом, налоговом секторе. После получения диплома выпускники трудятся в банках, компаниях. Занимают экономические должности.
Гостиничное дело и управление персоналом
Специальности, которые дают подготовку в области организации, управления сферой гостеприимства. Также навыки набора персонала, управления сотрудниками компании. Выпускники, которые получили диплом, могут устроиться на должности менеджеров по персоналу, управляющих.
Дизайн и арт-бизнес
Дизайн — широкое направление, ориентированное на подготовку, обучение специалистов по оформлению окружающей среды, интерьера. Выпускники получают и общую художественную подготовку.
Заключение
Студенты удаленного обучения, которые получают образование в аккредитованных вузах с лицензиями, проходят все те стадии обучения, что очники и заочники. Взаимодействуют с вузом и преподавателями теми же средствами, но с помощью адаптированных под расстояние и условия форм и инструментов для организации дистанционного обучения.
Когда вы поступаете в университет с vuz24, за вами закрепляется личный менеджер, который поможет привыкнуть к платформе электронного вуза, разобраться с функционалом и возьмет на себя организацию и бюрократию. Уже через месяц вы освоитесь и начнете получать удовольствие от удобства и возможностей такого формата получения образования.
Все статьи и материалы, опубликованные на сайте https://vuz24.ru, являются объектом авторского права и защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Полное или частичное копирование материалов сайта без согласия автора запрещено. Использование материалов сайта https://vuz24.ru без согласия автора или без ссылки на первоисточник влечет административную ответственность
в виде компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей (Ст. 1250, 1252, 1253, 1301 ГК РФ).
При полном или частичном копировании текстовых материалов с письменного согласия автора, необходимо указать ссылку(для электронных изданий — активную гиперссылку) на сайт
https://vuz24.ru и имя автора.
Почта для обратной связи: info-vuz24.ru@yandex.by