Что такое психотерапия, кто такой психотерапевт и как делать выбор?

Сколько получают психологи в Москве

Психологи в Москве и в московской области в среднем зарабатывают 30000 рублей. Если практика будет проходить в частной клинике, то за 1 час работы можно получить от 500 рублей.

Опытные врачи с хорошей репутацией могут зарабатывать в столице более 100000 рублей в месяц, но только в частных клиниках. В государственных учреждениях эта сумма в несколько раз меньше. В среднем в госклинике оклад составляет не более 40000 рублей.

Однако, решив стать отличным специалистом, для начала необходимо набраться опыта работы в государственном лечебном учреждении. В это время можно найти постоянных клиентов, сделать себе хорошую репутацию.

В дальнейшем, при частной практике, это будет полезно. Во-первых, будет опыт, а, во-вторых, хорошая репутация поможет быстро найти первых клиентов. С получением опыта, можно подумать и о практике за границей. Зарубежные зарплаты отличаются от московских в десятки раз.

Доходы провинциальных специалистов

Средняя зарплата психолога в России зависит от уровня жизни в конкретном регионе.

Список по городам выглядит следующим образом:

  • в Казани – 25 000 руб.;
  • в Омске – 18 000 руб.;
  • в Волгограде – 25 000 руб.;
  • в Перми – 13 000 руб.;
  • в Уфе – 15 000 руб.;
  • в Новосибирске – 25 000 руб.

Нарушитель границ

Вы идете на еженедельные встречи к психологине, как к старой доброй подруге, чтобы перемыть все косточки вашим бывшим. Или старательно наряжаетесь для встречи с симпатичным психотерапевтом, потому что немного в него влюблены (кажется, он отвечает взаимностью: иначе к чему эти двусмысленные замечания?) — ну а почему бы и не совместить полезное с приятным?

Знаете что? Все эти замечательные люди — неважные профессионалы, если допускают подобное. За десятилетия практики профессиональное сообщество выработало этические нормы, которые четко регламентируют общение между клиентом и консультантом во время приема и вне его.

В России принят этический кодекс психолога. Работу психотерапевтов регулируют профессиональные ассоциации, в которых они состоят или проходили обучение: например, Ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии или Европейская ассоциация гештальт-терапии.

В деталях этические кодексы терапевтов разных направлений могут различаться, например, в психоанализе терапевт — это нейтральный наблюдатель, а в гуманистическом подходе он всегда на стороне клиента. Но есть и универсальные правила:

Недопустимо дружеское общение за пределами консультаций.

Прикосновения возможны в исключительных случаях.

Секс с клиентом — табу. Хотя такие истории случаются сплошь и рядом. Как должен вести себя профессионал, когда клиентка откровенно пытается его соблазнить, отлично показано в сериале «В терапии» (спойлер: абсолютно невозмутимо и при этом эмпатично).

Недопустимо, если психолог/психотерапевт — друг члена семьи и консультирует «по знакомству». Хотя на практике это тоже часто случается. Более того, если один из членов семьи уже ходит к специалисту, он не может параллельно консультировать кого-то еще из той же семьи (во избежание предвзятости). Исключение — семейная терапия, в которой семья рассматривается как единая система.
Этический кодекс считает подобные случаи «конфликтом интересов» или «использованием профессиональных отношений в личных целях». У консультанта или терапевта особая роль, и терапия перестает работать, если она подменяется какой-то другой ролью: друга, учителя, любовника. Задумайтесь, станете ли вы платить 5000 рублей в час за советы подруги?

  • Нарушение этики происходит, если психолог много и увлеченно говорит о самом себе. В гуманистическом направлении допустимо самораскрытие, но в очень умеренных дозах и с конкретной целью — например, поддержать клиента в его переживаниях. Рассказы о собственных страданиях психолога не должны забирать у клиента время.
  • Фривольное отношение к конфиденциальности — еще один вариант нарушения границ. Разглашение личных данных с позиции закона — преступление. Без согласия клиента недопустимо делиться информацией о нем даже с его родными. Многие психологи/терапевты ведут блоги, где делятся подробностями своей работы, — это тоже должно происходить с согласия клиента и без указания личных деталей, по которым его могут узнать (например, имени, места работы).

На грубое нарушения этических норм можно пожаловаться в профессиональную ассоциацию, в которой состоит ваш специалист. Она может приостановить его членство, а в самых серьезных случаях — инициировать судебное разбирательство.

Психолог и психотерапевт: в чем разница?

Психолог — это специалист, который оказывает помощь, не имея медицинского образования. Этот человек не работает с тяжелыми расстройствами психики, также он не имеет права назначать прием лекарств и выписывать рецепты.

Он работает с эмоциями человека и помогает ему их распознавать. То есть психолог может помочь человеку адаптироваться под ситуацию.

Стать таким специалистом может любой, кто получил психологическое образование в вузе, либо прошел курсы по психологии. Психолог имеет право проводить индивидуальные консультации. Несмотря на то, что психолог — это «урезанная» версия психотерапевта, его работа тоже называется психотерапией. 

Если сравнивать психологов и психотерапевтов, то первых представлено на рынке психотерапевтических услуг в десятки раз больше. Это связано с тем, что для становления психологом достаточно пройти даже трехдневные курсы.

Что делает психотерапевт?

Психотерапевтическая помощь — это целая система, разработанная для лечения психических расстройств.

Эта отрасль имеет два направления:

  • медицинское — где работают врачи психотерапевты;

  • немедицинское — помощь оказывается психологами.

С греческого языка слово «терапия» переводится как «лечение», а «психо» — это душа. То есть дословно эту область медицины можно назвать «лечением души». Люди с больной психикой часто сообщают о том, что они чувствуют не физическую, а именно душевную боль. 

Под психотерапией может подразумеваться не только взаимодействие со специалистом. Например, человек может избавляться от своей боли, рассказывая попутчику о своих неудачах, или, например, занимаясь агрессивным видом спорта, чтобы неосознанно «сжигать» негативные эмоции.  

Но гораздо правильнее обратиться именно к квалифицированному специалисту, так как он знает правильные техники выхода из кризисных состояний без вреда для пациента.

Существование этих двух направлений создает путаницу среди профессий психотерапевта, психолога и психиатра, хотя разница в образовании, принципах работы и типе пациентов у них весьма значительна.

Источник фото: cottonbro/pexels

Психологом можно стать и после гуманитарного, и после медицинского образования

Есть две возможных ветки обучения и профессионального развития психолога: гуманитарная и медицинская. Каждая ветка готовит специалиста для соответствующей области. Гуманитарные вузы готовят психологов общего профиля, которые потом находят себя, например, в роли школьного психолога, научного сотрудника в НИИ, HR в частной организации. Учиться 5-6 лет.

Медицинские вузы готовят специалистов для медицинских учреждений, то есть медицинских психологов. Насколько мне известно, в некоторых постсоветских странах сейчас разрабатывают (или уже приняли) закон, который запрещает гуманитарным психологам работать в медицинских учреждениях. Что логично: нет медицинской квалификации. Так же логично, что и учиться дольше — 7 лет: шире область знаний и больше ответственности в работе.

Теперь разберемся, что вообще дает образование? С практической точки зрения — ничего. Никакие вузы не готовят практикующих специалистов для классической индивидуальной работы, даже если так называется специальность в дипломе. А кого тогда готовят? Диагностов, научных сотрудников и теоретиков. В первую очередь, вуз готовит специалиста-диагноста, который умеет собирать информацию (анкеты, интервью, проективные методики), анализировать ее и на основе этого давать рекомендации. Причем чаще всего рекомендации адресованы администрации учреждения, которое обслуживает психолог.

Совет второй: живем настоящим

Научитесь жить «здесь и сейчас». Не ждите завтра, не откладывайте жизнь на «потом», насладитесь каждым мигом своей жизни:

  • Прошлое уже ушло безвозвратно, вместе с ним ушло и то, что с вами было. Не живите воспоминаниями.
  • Будущее ещё не пришло, нет смысла думать о том, чего нет и может быть никогда не будет. Не живите ожиданиями и иллюзиями.

Что же делать в этом настоящем? Конечно же, радоваться и быть реалистом! Удивительно, но среднестатистическому человеку проще найти повод для недовольства и выплеснуть наружу негатив, нежели поделиться хорошим настроением.

Если вы прямо сейчас выйдите на улицу, то наверняка заметите ворчливого прохожего, мамашу, на детской площадке ругающую за проступок своего ребенка, недовольного покупателя или продавца в магазине. А вот улыбающихся, смеющихся и позитивно настроенных прохожих придется поискать. А все потому, что умение радоваться, отыскивать малейшие поводы для улыбки и заливистого смеха — черта счастливых людей.

Важно

Тренируйтесь улыбаться. Начните с улыбки своему отражению, запомните своё выражение лица — расслабленное, непринужденное. Закройте глаза, вспомните приятный или просто смешной, милый момент из своей жизни. Улыбнитесь и, попробуйте задержаться на этом позитиве, в течение дня старайтесь как можно чаще вспоминать этот момент и свою улыбку. Улыбайтесь хотя бы внутри своих мыслей и совсем скоро вам не составит труда улыбнуться просто так — солнцу, слепящему глаза, проходящему мимо соседу, воркующим в парке голубям.

Улыбка имеет чудесное свойство притягивать позитив и добро. А они, в свою очередь, дарят нам ощущение счастья. Почему так происходит? Потому что, улыбающийся человек не вызывает отрицательных эмоций, он нейтрализует агрессию и хамство, тем самым снижая уровень негатива вокруг себя. А там, где негатива минимум, запускается цепная реакция добра и учтивости.

Конечно же, жизнь не состоит только из одного позитива. Научившись замечать хорошее и фокусироваться на нем, необходимо оставаться реалистом. Реалисты, сталкиваясь с трудностями, воспринимают их как вызов, некую игру в преодоление препятствия. Но в этой игре нет негативной подоплеки, потому что ее исход — это или победа, или опыт преодоления, с возможностью исправить неудачи, получить новые шансы, познать новые горизонты своих способностей.

Быть реалистом — значит уметь противостоять, восстанавливаться, не теряя самообладания и уровня самооценки.

Какие экзамены следует сдать

Если с профессией вы уже определились и теперь думаете, что нужно, чтобы выучиться на психолога – вам пора планировать поступление.

После 11 класса

Обязательный предмет — русский. Во-первых, это государственный язык, знание его – обязанность всех граждан. Во-вторых, специалисту данного профиля необходимо постоянно общаться с людьми. Без соответствующих навыков делать это будет непросто.

Второй экзамен — биология. Она напрямую связана с жизнедеятельностью человеческого организма. Не обладая достаточными сведениями о его устройстве, не стоит и мечтать об успешной карьере.

Третий — математика. Не нужно путать психологию с эзотерикой или астрологией и считать ее чем-то вроде развлечения. Это сложная в познании отрасль, где необходимо уметь вычислять и логически мыслить. Кроме вышеперечисленных предметов, может потребоваться и обществознание.

После 9 класса

Многие колледжи и училища принимают студентов по среднему баллу аттестата, который получают, сдавая ОГЭ. Из обязательных для сдачи предметов – русский, математика и два на выбор. Чтобы поступить на факультет психологии, выбрать необходимо химию, биологию или естествознание.

Вместо заключения

Для того чтобы развить частную практику, необходимо все время быть на виду, вести соцсети, выступать онлайн и офлайн. Поэтому первое время ты больше отдаешь, чем получаешь. И достойный доход возможен после нескольких лет активного вкалывания. Но эта история не про деньги, а про любовь к своему делу. Когда я вижу, что моя работа меняет чьи-то жизни к лучшему, каждый день приобретает смысл. А вообще, как сказал психотерапевт Виктор Каган: «Психотерапия — не про то, чтобы сделать человека лучше. Она — про то, чтобы он перестал стараться казаться лучше, а начал считать самым удобным — быть собой».

Здесь вы можете задать вопрос специалисту.

Фото: Unsplash.com

Какие бывают психологи

Разновидностей этой профессии несколько. Специалисты в этой сфере занимаются самыми разными проблемами, задействуют соответствующие методики, подходящие для достижения определенных целей.

Детский 

Его работа заключается в том, чтобы помочь взрослым разобраться, что происходит с их детьми. Как им преодолеть возникающие трудности в общении с ним, как наладить контакт и оказать благотворное влияние.

В терапевтический процесс детский доктор вовлекает не только ребенка, но и его родителей. Вся его деятельность в этом случае направлена на выявление проблем и на причины их возникновения. Он отлично понимает психологические особенности развития детей, знает все о возрастных кризисах, через которые проходит абсолютно каждый маленький человек. Ведь психика малышей совершенно другая, поэтому и подход к таким пациентам нужен особенный.

Школьный

Как правило, он работает в образовательных учреждениях, где наблюдает за развитием, адаптацией и поведением своих подопечных. Квалифицированная психологическая помощь очень важна в этот период. Сами родители не в состоянии справиться с многочисленными трудностями, неизбежно возникающими в юном возрасте.

Ведущая цель педагога-психолога — обеспечение психического здоровья учеников. Он помогает им развиваться в верном направлении, с учетом индивидуальных особенностей характера. Корректирует реализацию творческого потенциала, стимулирует заинтересованность в различных социальных сферах. В его обязанности входит обеспечение благоприятного климата для становления детей.

Военный

Этот специалист большую часть времени уделяет не научно-исследовательской работе, а практике. Он находится в постоянном контакте с военнослужащими и их близкими, поэтому прекрасно разбирается не только в своей профессии, но и обладает необходимыми знаниями о жизни офицеров и солдат. Свою деятельность осуществляет посредством постоянного наблюдения, проведения анкетирования, тестирования, опросов и анализа полученной информации.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Это очень ответственная специализация. Отличительными чертами такого врача выступают сдержанность и умение хранить сведения. Ежедневно ему предстоит решать множество вопросов и задач, ведь в обязанности военного психотерапевта входит:

  • психологический отбор, желающих поступить на службу;
  • разработка методик, способствующих укреплению дисциплины, патриотизма;
  • адаптация и реабилитация солдат, вернувшихся из зоны боевых действий;
  • подготовка тех, кому только предстоит отправиться в горячие точки;
  • противостояние негативному влиянию со стороны, которому может подвергаться личный состав;
  • проведение консультаций для военных и их родных.

Клинический 

Данный профиль подразумевает наличие дополнительного медицинского образования. Оно необходимо для работы с психосоматикой и оказания помощи физически больным пациентам. Этот доктор подкован в области патопсихологии, способен диагностировать механические расстройства. В его обязанности входит:

  • осуществление работ, направленных на восстановление здоровья;
  • устранение отклонений, затруднений в развитии личности;
  • обучение медиков аспектам социальной психологии и деонтологии;
  • оценка состояния клиентов и эффективности задействованных лечебных мероприятий;
  • проведение психодиагностических исследований и наблюдение за больными, которые подвержены появлению различного рода расстройств.

Как все начиналось

С этой точки и начались мои духовные поиски, чтение литературы, скупка оптом всех возможных курсов, тренингов, мастер-классов, ретритов, изучение психологии… Чего я только не делала! Даже заново проживала процесс собственных родов через ребефинг (дыхательная психотехника, цель которой — перепроживание собственного рождения. — Прим. ред.). Ездила на фестивали трансперсональной и интегративной телесной психотерапии на другой конец света, дышала под водой на уединенном острове (температура воды там равна температуре внутриутробной жидкости), чтобы войти в состояние измененного сознания и исцелить себя от травм прошлого… Перепробовала кучу практик и приемов: от кундалини-йоги и холотропного дыхания до расстановок по Хеллингеру и классического психоанализа и коучинга.

Но это было лишь началом пути. Я понимала, что для того, чтобы исцелить себя, мне необходимо стать психотерапевтом самой. Так я пошла обучаться одной из самых эффективных современных форм психотерапии — гештальт-терапии. Если очень упрощать, то гештальт-терапия изучает, как человек обходится со своими чувствами и потребностями: замечает их или игнорирует, удовлетворяет или бездействует.

Иногда человек вообще их не осознает и тем мешает себе их удовлетворить. А от неудовлетворенных потребностей возникают переживания, телесные блоки и проблемы. Гештальт-терапия помогает избежать их экологичным для себя и окружающих способом.

Как правило, этому учат не вузы, а профессиональные сообщества. Я обучалась в обществе практикующих психологов «Гештальт-подход».

Эссе на тему «Почему я выбрала профессию психолога?»

Эссе на тему «Почему я выбрала профессию психолога?»

У меня всегда был интерес к людям, к их индивидуальным особенностям. Я всегда любила общаться с людьми, говорить на разные темы, наблюдать за ними, изучать их реакции на разные события. И у меня всегда легко получалось понять состояние человека, его мотивы, его эмоции и чувства. Умела спокойно выслушивать близких мне людей, верно отреагировать на него, посоветовать, как-то помочь. Я, как ни странно, даже всегда любила этим заниматься. Всегда была «жилеткой» для своих близких подруг и друзей.

Каждая личность человека яркая, неповторимая. У каждой свои способности и дарования, таланты и позитивные стороны души, хорошие качества. Психолог может помочь человеку раскрыть эти качества, и внутренние таланты.

Из множества профессий я выбрала профессию педагога-психолога. Я много раз задавала себе вопрос «Верный ли путь я выбрала?». Став педагогом-психологом я многое для себя узнала, открыла и переосмыслила.

Главный принцип моей работы «Не навреди», ведь у детей дошкольного возраста ещё все только начинается.

Дошкольный возраст – это особый период в развитии ребенка, становление личности. За свой небольшой период работы я столкнулась с частыми проявлениями агрессивности, тревожности, гиперактивности, неуверенности у дошкольников

Тогда возник главный вопрос – Почему? Из-за чего? Наш современный динамический ритм жизни, появление все более новых усовершенствованных технологий оставляет нам меньше времени уделять внимание на семью, на детей. Родители большую часть времени посвящают не детям, а работе

И как итог современные дети недополучают внимание со стороны родителей. Отсюда вытекают проблемы в развитии, агрессивность, тревожность, замкнутость. Дети стараются привлекать внимание родителей всеми доступными средствами. Дети и родители нуждаются в психологической помощи.

Поэтому в своей профессии дошкольного педагога-психолога главным считаю создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребёнка. К сожалению, решить психологические проблемы только в условиях детского сада является недостаточным.

Без взаимодействия с родителями такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому в первую очередь желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолевать проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему. Только совместная работа даст положительный итог.

Детский сад – маленький отдельный мир. В нем я чувствую себя нужной, востребованной. Мне нравиться то чем я занимаюсь. И радость, которую мне приносит моя работа, не оценивается чем-то материальным. Чувствовать ответственность, свою сопричастность в развитии детей – это большое счастье. Несмотря на все трудности, главным в работе педагога-психолога остается умение пустить ребенка по жизненному пути честными, добрыми, порядочными людьми. А мы взрослые, должны быть для них примером. Работать педагогом-психологом это призвание. Я считаю, в нашей стране люди до сих пор не совсем понимают роль психологических центров, психологов-консультантов, психологов при дошкольных учреждениях.

Я думаю, что выбранная мною профессия педагога-психолога поможет мне воплотить в жизнь мои стремления и мечты, а именно: помогать детям в разрешении их проблем, дарить им тепло, ощущать их значимость и ценность. Я хочу, чтобы наши дети не боялись жизненных проблем, а смело смотрели им в глаза, чтобы они стремились к взаимопониманию и успеху. И я уверена, что у меня все получится, потому что я люблю свою работу и детей, живу их интересами и проблемами. А закончить я хочу словами: «Лучший способ сделать детей хорошими-это сделать их счастливыми» (О.Уайльд)

Как строить карьеру

Учась в медицинском университете или готовясь стать психологом в другом вузе, студент может посещать различные курсы и семинары, на которых преподают основы психотерапии и методики воздействия на пациентов посредством слова. Такая тактика принесет только пользу, ведь знакомиться с азами профессии будущий специалист начнет раньше.

Не будет лишним «напроситься» в ассистенты к практикующему врачу – таким образом можно набираться опыта и заранее оценить все плюсы и минусы будущей работы. Правда, эта возможности есть лишь у тех, кто находится в крупных городах, где существуют центры и клиники психологической помощи.

Вузы и направления

Второе высшее по клинической, когнитивной, консультативной, психологии, управлению персоналом можно получить дистанционнов частных и государственных вузах центраVuz24. По этим направлениям готовят:

  • Московский институт психоанализа (Управление персоналом, Психология, Психолого-педагогический профиль, Дефектология)
  • Тольяттинский государственный университет (Психология и педагогика дошкольного образования,Психология и педагогика начального образования)
  • Московский международный университет (Управление персоналом организации, Психологическое консультирование)
  • Белорусский национальный технический университет (Менеджмент (социально-административный))

Выпускники онлайн программ второго высшего получают диплом государственного образца

Все дистанционные программы второго высшего образования по психологии имеют государственную аккредитацию, соответствуют стандартам и нормам высших школ. Каждое направление включает стопроцентное освоение учебного плана вуза, полноценное развитие теоретических и практических навыков, несмотря на расстояние между студентом и университетом. МИП, например, организует обучение таким образом, что студент, даже находясь на другом конце планеты, постоянно «присутствует» в вузовской среде. За учащимся закрепляется тьютор, который постоянно на связи, вуз организует онлайн-конференции, гарантирует участие в международных и внутривузовских проектах, каждое исследование, которое проводится в клинике при вузе, записывают и публикуют в электронном университете, его можно посмотреть в удобное время.

Второе высшее образование психолога по дистанционным программам

Студенты психологических специальностей Vuz24 могут получить первое, второе высшее образование, ступень магистра дистанционно. Обучение по психологии такого формата комфортное: студент имеет доступ ко всем материалам в личном кабинете, занятия, сессии проходят онлайн; никаких ограничений по возрасту, состоянию здоровья, статусу, положению, географии.

Будущие клинические психологи, дефектологи, диагносты, консультанты, HR-ы в наших вузах изучают базовые и специальные дисциплины программ по удаленным технологиям:

  1. Онлайн лекции, вебинары.
  2. Электронные учебники и пособия с удобно структурированной теорией, инфографикой, практическими заданиями, задачами, упражнениями, симуляциями.
  3. Мобильные приложения, где контент доступен даже офлайн.
  4. Тренинги, конференции.

Студенты удаленных программ второго высшего по психологии проходят обязательные практики в профильных учреждениях

Каждая программа предполагает два вида практики: учебная и преддипломная. Все вузы имеют партнерские программы стажировок с разными учреждениями, это дает возможность начать работать со второго-третьего курса. Выпускники готовы с первого рабочего дня выполнять профессиональные обязанности, без адаптации и дополнительного обучения:

  • консультирование;
  • коррекционную и развивающую работу;
  • диагностику;
  • управление персоналом.

Плюсы и минусы профессии

Нередко решение поступить на факультет психологии принимается необдуманно. Не все понимают истинную суть вещей, с которыми предстоит столкнуться. Студенты часто глотают сведения из учебников, не принимая их всерьез, а напрасно. Прежде чем окончательно определиться, следует рассмотреть все «за» и «против» будущей деятельности.

Преимущества:

  • интересная работа, с точки зрения науки и практики;
  • возможность оказывать помощь людям;
  • вероятность стать успешным;
  • высокий доход;
  • способ разобраться в себе.

Недостатки:

  • низкая респектабельность;
  • невысокая зарплата у начинающих специалистов;
  • напряженность, стресс;
  • недостаток бюджетных мест в вузах.

Что нужно, чтобы стать психологом?

В сознании большинства людей засел стереотип, что психолог сидит в кресле напротив клиента и старательно записывает за ним, что он говорит, и дает рекомендации. На самом деле это далеко не так. Психология – обширная наука, и каждый специалист работает в своей сфере. Например, психолог в женской консультации будет помогать девушкам и женщинам пережить выкидыш или переубеждать делать аборт. Психологи в крупных организациях будут консультировать руководителей в способах эффективного управления людьми. Специалист, работающий в военных учреждениях, будет помогать вернуться военным к нормальной жизни после службы в горячих точках или новичкам адаптироваться. Это лишь несколько примеров из реальной жизни. И многие из них ведут частную практику.

В целом требования к психологу всего 2:

  1. Специальное образование.
  2. Опыт работы в выбранном им профиле.

Для начала необходимо определиться с тем, что вы хотите делать, то есть кого планируете консультировать. Например, это могут быть семейные пары с проблемами во взаимоотношениях. Или люди, страдающие табакозависимостью.

Плюсы и минусы профессии

Первый плюс – высокая востребованность специалистов. У хорошего психолога, который помогает решить людям их проблемы, никогда не возникает вопрос «где найти клиента?». Как правило, они ведут приемы по записи, а расписание составлено на месяц вперед. Ко второму плюсу можно отнести получение необходимых знаний для самого себя. Несомненный плюс – удовольствие и удовлетворение от проделанной работы.

К минусам относят постоянные стрессы, вызываемые тяжелыми ситуациями и поведением клиентов. Также Психологу нужно постоянно следить за своим состоянием, чтобы оно не влияло на качество работы и клиентов.

Как проходила учеба

Мои фантазии об учебе сильно отличались от реальности. В моем воображении я представляла, что будет много интересных лекций и практических заданий, на деле же каждая встреча стала настоящим моральным испытанием личности на прочность.

Тренинги проходили раз в полтора-два месяца и занимали вечер пятницы, всю субботу и воскресенье. Их еще называли трехдневками. Каждый тренинг был посвящен какой-то теме: работе с семьей и ребенком, телесными симптомами и психосоматикой, кризису и травме, отношениям между психотерапевтом и клиентом.

Занятия проходили в группе из 12–18 человек. За пять лет учебы группа будто прожила целую жизнь. Мы ссорились, мирились, боролись за власть и лидерство, соперничали, спорили, благодарили, поддерживали, становились ближе. Это происходило естественно, ведь каждый коллектив развивается по определенным законам групповой динамики. Мы учились на своем же опыте.

Помимо трехдневок было необходимо участвовать в выездных интенсивах, шаттлах, конференциях. А также ходить на личную терапию (минимум 50 часов) и супервизию. Личная терапия необходима психологу для того, чтобы узнать и решить собственные проблемы. Без личной психотерапии психолог может навредить своим клиентам, поскольку привнесет собственные непроработанные чувства в работу.

Во время обучения мне также нужно было пройти специализацию. То есть углубленно изучить какое-то направление в психологии: кризисы, травмы, психосоматику, сексуальные нарушения, зависимости, работу с подростками или семьями.

В качестве специализации я выбрала работу с зависимостями. Не то чтобы я мечтала работать с алкоголиками и наркоманами, просто меня привлекала сама мысль — научиться помогать людям становиться независимыми. Укреплять внутренний стержень, внутреннее «я» — делать его сильным настолько, чтобы никакие «костыли» не требовались: ни сигарета, ни бокал вина, ни другой человек (влюбленность).

Оплата труда

Важные качества

Профессия врача-психотерапевта  подразумевает способность к сопереживанию, честность по отношению к пациентам. Также важны хорошая память, острый ум, широкий кругозор, способность к постоянному развитию и самообразованию.

Обучение на Психотерапевта

Чтобы получить профессию врача-психотерапевта, нужно окончить медицинский вуз и пройти послевузовскую подготовку по специальности «Психотерапия».

Вузы

У врача-психотерапевта должны быть познания в области нейрофизиологии, психиатрии. При этом он должен владеть методами психотерапевтической диагностики, уметь разрабатывать тактику лечения и проводить это лечение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector