Казанское танковое училище

Известные выпускники

Среди выпускников училища: один из первых советских маршалов Егоров Александр Ильич, генерал-полковник Клюев А. Л., замнаркома по военным и морским делам, видный военачальник гражданской войны Шорин Василий Иванович, а также многие военачальники нашего времени, такие как генерал армии Герасимов Валерий Васильевич, генерал-полковники Клишин, Ачалов Владислав Алексеевич, Трошев Геннадий Николаевич, Потапов, генерал-майор Тагир Кусимов и многие другие.

За годы существования училища 43 его выпускника стали Героями Советского Союза, 3 — Герои Социалистического Труда, а 14 выпускников последних лет удостоены звания Героя Российской Федерации. Более 300 стали генералами.

См. Категория: Выпускники Казанского высшего танкового командного училища

История создания КВТКУ

Дата создания училища – 22 февраля 1919 года. В этот день были основаны 1-е Казанские мусульманские пехотные командные курсы. Уже через два месяца ученики этих курсов были отправлены на Восточный фронт. Однако, боевые заслуги не сыграли роли в дальнейшей судьбе и в связи с сокращением численности вооруженных сил в России, пехотные курсы были расформированы в декабре 1922 года.

Спустя год, на базе расформированного учебного заведения была основана татаро-башкирская командная школа, через шесть лет она получила название Казанское пехотное училище им. Верховного Совета Татарской АССР. Обучать танкистов это образовательное заведение стало только в 1941. За успешное освоение новой техники и качественную подготовку кадров, в 1943 и 1944 году училище было награждено Боевым Красным знаменем и орденом Боевого Красного Знамени.

В феврале 2019 года, в честь столетия с момента основания учебного заведения, ему было вручен орден Жукова. Эту почетную награду начальнику училища и его курсантам передал Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.\

История КВТКУ

Дата создания училища – 22 февраля 1919 года. В этот день были основаны 1-е Казанские мусульманские пехотные командные курсы. Уже через два месяца ученики этих курсов были отправлены на Восточный фронт. Однако, боевые заслуги не сыграли роли в дальнейшей судьбе и в связи с сокращением численности вооруженных сил в России, пехотные курсы были расформированы в декабре 1922 года.

Спустя год, на базе расформированного учебного заведения была основана татаро-башкирская командная школа, через шесть лет она получила название Казанское пехотное училище им. Верховного Совета Татарской АССР. Обучать танкистов это образовательное заведение стало только в 1941. За успешное освоение новой техники и качественную подготовку кадров, в 1943 и 1944 году училище было награждено Боевым Красным знаменем и орденом Боевого Красного Знамени.

Начиная с 1966 года, училище стало обучать специалистов по программам высшего военного образования. Вплоть до 2004 году, оно входило в состав Челябинского танкового института, затем, до 2017 в академию Вооруженных Сил РФ. Только после 2017 года стало существовать как автономное высшее учебное заведение.

В феврале 2019 года, в честь столетия с момента основания учебного заведения, ему было вручен орден Жукова. Эту почетную награду начальнику училища и его курсантам передал Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.

Под грифом секретности

Как впоследствии выяснилось, училище образовано не на пустом месте. Еще в 1926 году под Казанью, в так называемом Каргопольском военном городке была создана совместная советско-немецкая танковая школа. Как известно, проиграв Первую мировую войну, Германия обязалась не развивать броневойска. Чтобы обойти Версальский договор, и было заключено секретное соглашение с правительством СССР. Советское командование, в свою очередь, хотело перенять опыт у немецких коллег, обладавших более совершенными технологиями и знаниями в данной области.

Школа обладала собственным полигоном, стрельбищем и полем для отработки навыков вождения. Для тренировок из Германии было доставлено 10 танков различных моделей:

  • 5 легких;
  • 2 средних;
  • 3 тяжелых.

Курсанты изучали тактику применения бронетехники, типы вооружения и боеприпасов, устройство и обслуживание танков. В 1930-х в распоряжение школы поступали новейшие советские танки. С приходом к власти Гитлера договор с немцами был расторгнут, а база и накопленный опыт послужили отличным подспорьем для организации танкового училища.

Какова учебно-материальная база?

Для реализации образовательного процесса и организации быта курсантов в учебном заведении имеются следующие составляющие материально-технической базы:

  1. Учебные классы, предназначенные для лекторских, семинарских и практических занятий.
  2. Тренажеры и симуляторы военной техники, в частности, мотострелкового оружия;
  3. Электронный тир.
  4. Комплексы связи и коммуникаций для отработки навыков владения ими.
  5. Спортивные объекты и сооружения: спортзал, открытый стадион, боксерский ринг, тренажерный зал, бассейн и полоса препятствий.
  6. Плац для строевой подготовки.
  7. Библиотека, оснащенная доступом к электронным книгам и документам.
  8. Общежития казарменного и блочного типа, обеспечивающие проживание курсантов в комфортных условиях.
  9. Столовая.

Казанское высшее танковое командное училище – единственное учебное заведение в стране, которое готовит специалистов для мотострелковых подразделений. Для поступления в это училище, всем юношам предстоит пройти конкурсный отбор: сдать вступительные экзамены по общеобразовательным предметам, выполнить нормы ОФП, пройти медицинское освидетельствование.

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34Россия: +7 (499) 755-96-84

Начальники училища

  • Тальковский, Искандер Османович, (февраль 1919 — июнь 1919)
  • Окнинский, Георгий Леонидович (июнь 1919 — февраль 1922)
  • Троицкий, Николай Мефодьевич (февраль 1922 — декабрь 1922)
  • Смирнов, Василий Николаевич (январь 1923 — ноябрь 1923)
  • Тальковский, Александр Александрович, комбриг (ноябрь 1923 — апрель 1931)
  • Уласевич, Семён Афанасьевич, комбриг (апрель 1931 — февраль 1934)
  • Кирпонос, Михаил Петрович, генерал-лейтенант (март 1934 — декабрь 1939)
  • Васильев, Андриан Васильевич, полковник (март 1940 — апрель 1941)
  • Ажгибков, Василий Васильевич, полковник (апрель 1941 — ноябрь 1942)
  • Живлюк, Владимир Исидорович, генерал-майор (ноябрь 1942 — февраль 1947)
  • Кобяков, Иван Григорьевич, генерал-майор танковых войск, Герой Советского Союза (август 1963 — июль 1975)
  • Соколенко, Алексей Лукич, генерал-майор танковых войск (июль 1975 — август 1984)
  • Турчик, Юрий Владимирович, генерал-майор (август 1984 — август 1987)
  • Тимашев, Геннадий Александрович, генерал-майор (август 1987 — ноябрь 1995)
  • Миронченко, Валерий Николаевич, генерал-майор (ноябрь 1995 — август 2014)
  • Майстренко, Владимир Викторович, генерал-майор (август 2014 — март 2017)
  • Кулаков, Кирилл Денисович, генерал-майор (март 2017 — н. в.)

Учебно-материальная база

Учебно-материальная база Казанского высшего танкового командного училища создана и поддерживается в соответствии с требованиями руководящих документов, количество и номенклатура учебного оборудования которой отвечает нормам снабжения и табелизации.

Элементами учебно-материальной базы (согласно Приказу МО РФ №670) являются:

  • вооружение и военная (специальная) техника;
  • учебно-лабораторная база;
  • тренажерная база;
  • полевая учебная база;
  • база для выполнения научных исследований;
  • база для общевоенной и физической подготовки;
  • база и средства информационного обеспечения;
  • объекты обеспечения образовательного процесса;
  • база для проведения мероприятий профессионального психологического отбора и профессионально-психологического сопровождения образовательного процесса.

Обеспеченность всеми видами ВВСТ (в том числе новыми образцами) составляет более 90 процентов. Их обслуживание и эксплуатация осуществляется в соответствии с требованиями нормативных актов Министерства обороны, других нормативных документов, определяющих содержание и обслуживание ВВТ. Имеющиеся образцы ВВТ активно используются при проведении всех видов учебных занятий.

Объекты полевой учебной базы, с размещенными на них комплексами боевой подготовки, оборудованы в соответствии с требованиями руководящих документов, обеспечены требуемыми образцами ВВТ, тренажерами, оснащены средствами управления, связи и контроля для реализации учебных планов и программ.

В КВТКУ имеются специализированные объекты, оборудованные и оснащенные в соответствии с характером и видом выполняемой научной (научно-исследовательской) деятельности.

Структура училища

Казанской высшее танковое командное училище имеет в своем составе три отделения, которые замещают в его структуре факультеты:

  • секретное;
  • строевое;
  • ОК.

Все курсанты разделены на пять батальонов:

  • батальон курсантов;
  • учебный батальон или курсы выживания;
  • учебная рота;
  • курсы подготовки офицерских кадров;
  • батальон обеспечения учебного процесса.

Для организации учебного процесса в составе училища имеются более 15 кафедр, отвечающих за свое направление в образовании курсантов. Вопросами материально-технического обеспечения заведуют службы и отделы. Общее руководство училищем возложено на начальника и нескольких его заместителей.

Танковое училище

Этот период характерен появлением и стремительным совершенствованием новых типов оружия (особенно танков и бронемашин), чье применение потребовало пересмотра традиционных тактик военных действий, базировавшихся на массовом использовании кавалерии в качестве основной ударной силы

Начало Второй мировой войны показало стратегическую важность танков на поле боя, применение которых позволило Германии за несколько месяцев разгромить великолепно оснащенную армию Французской республики

Советское высшее командование, ранее недооценивавшее возможности бронетехники, срочно нарастило разработку и производство танков. Однако для управления экипажами и механизированными частями не хватало командиров. По всей стране срочно открывались специализированные учебные заведения. И вот, 12 апреля 1941 года Казанское пехотное училище было преобразовано в танковое училище.

Спецификой заведения была подготовка специалистов, способных воевать на технике, поставляемой западными союзниками по ленд-лизу. До окончания боевых действий в его стенах было подготовлено 5000 экипажей. Заслуги коллектива не остались незамеченными: танковое училище в 1944 г. удостоено орденом Боевого Красного Знамени. Впрочем, после войны численность армии сократилась, и учебное заведение в 1947 году было закрыто из-за ненадобности.

История

Официальной датой образования училища считается 22 февраля 1919 года. В этот день был выпущен приказ РВС о создании 1-х Казанских мусульманских пехотных командных курсов. Уже в апреле курсы пришлось отправить на Восточный фронт. 25 июля 1919 года были созданы 2-е Казанские мусульманские пехотные командные курсы, а 1 октября 1920 года на их базе были сформированы 16-е Казанские мусульманские пехотные командные курсы. В декабре 1922 года в связи с сокращением численности вооружённых сил было принято решение о расформировании мусульманских курсов.

В 1923 году на базе расформированных курсов была создана 6-я объединенная татаро-башкирская командная школа. 16 марта 1937 года она была переименована в Казанское пехотное училище им. ЦИК Татарской АССР, а в марте 1939 года — в Казанское пехотное училище им. Верховного Совета Татарской АССР.

Приказом Наркома обороны СССР от 12 апреля 1941 года училище преобразовано в танковое и полностью перешло на подготовку специалистов для бронетанковых и механизированных войск РККА.

В ноябре 1943 года за успешное освоение новой техники награждено Боевым Красным Знаменем, а в 1944 году за выдающиеся успехи в деле подготовки командных кадров в ознаменование 25 годовщины со дня образования награждено орденом Боевого Красного Знамени. В годы войны в стенах училища было подготовлено свыше 5000 танковых экипажей.

В начале 1966 года училище переводится на высший профиль подготовки танковых специалистов и получает наименование Казанского высшего танкового командного Краснознамённого училища имени Верховного Совета Татарской АССР.

Монумент героям-танкистам на территории училища

До 2004 года являлось Казанским филиалом Челябинского танкового института, после чего приказом Министра обороны Российской Федерации стало самостоятельным военным вузом: Казанским высшим военным командным училищем — танковым университетом. Начиная с 2007 года является единственным в России военным училищем, готовящим офицеров-танкистов командного профиля.

С августа 2004 года училище переименовано в Казанское высшее военное командное училище.

В целях совершенствования системы подготовки специалистов для Сухопутных войск и оптимизации сети военных образовательных учреждений 1 января 2009 года на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года № 1199-р к Казанскому ВВКУ присоединено Казанское высшее артиллерийское командное училище.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 года № 1951-р и Приказом главнокомандующего СВ от 10 февраля 2009 года № 459/во/149 училище приобрело статус обособленного структурного подразделения в составе Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военного учебно-научного центра Сухопутных войск» Общевойсковая академия в качестве филиала. В марте 2017 года выведено из состава академии и получило статус самостоятельного военного учебного заведения.

Осуществляется подготовка офицеров по специальности «Управление персоналом (Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и приравненные к ним органы Российской Федерации». Выпускники получают высшее профессиональное образование по квалификации «специалист», срок обучения составляет 5 лет.

В день 100-летия образования 22 февраля 2019 года училище награждено орденом Жукова. Награду вручил Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Валерий Герасимов.

Получаемое образование

ВМА им Кирова по программе высшего образования обеспечивает обучение по 4-м основным специальностям: лечебное дело, фармация, стоматология и медико-профилактическое дело. Оно осуществляется в следующих факультетах:

  • подготовка врачей для ракетных и сухопутных войск. Основная учетная специальность «Лечебное дело в наземных войсках» с квалификацией «Врач». Отрабатывается организация медицинского пункта в полевых условиях в мирное и военное время;
  • подготовка врачей для ВВС. Изучаются проблемы медицинского обслуживания полетов, оценки влияния гипоксии, речевых навыков в кислородной маске, защитных функций высотного комбинезона и т.д.;
  • подготовка врачей для ВМФ. Изучаются вопросы организации медслужбы в морском походе, обеспечения радиационной безопасности, ликвидации опасности при авариях. В специальных центрах отрабатывается безопасность водолазов, проведение спасательных работ, в т.ч. на подлодках и при аварии на атомных установках.

Важно! Выпускники получают диплом о высшем образовании общегосударственного образца с присвоением квалификации врача или провизора, а также воинского звания лейтенанта медицинской службы. В колледже при академии производится обучение по программе СПО

Основные специальности: сестринское дело и лабораторная диагностика. По окончанию учебы выдается документ об среднем специальном образовании, присваивается квалификация фельдшер и воинское звание прапорщик. Факультет повышения профессионального образования работает по программе магистратуры, а офицеры, обучающие на нем, обучаются по специализации «Управление медицинскими службами и подразделениями»

В колледже при академии производится обучение по программе СПО. Основные специальности: сестринское дело и лабораторная диагностика. По окончанию учебы выдается документ об среднем специальном образовании, присваивается квалификация фельдшер и воинское звание прапорщик. Факультет повышения профессионального образования работает по программе магистратуры, а офицеры, обучающие на нем, обучаются по специализации «Управление медицинскими службами и подразделениями».

Выпускники военно-медицинских ВУЗов получают современное высшее образование и распределяются для работы в подразделения МО РФ на контрактной основе. Обязательная отработка продолжается 5 лет

Важно учесть, что военврач – это, прежде всего, офицер, а потому требования к абитуриентам аналогично требованиям к поступающим в военные высшие учебные заведения. Полученное образование дает возможность работы и в гражданских лечебных учреждениях

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34Россия: +7 (499) 755-96-84

Плюсы военного образования

Для начала без всяких розовых соплей разберёмся, какие у военного образования и последующей военной карьеры есть плюсы:

1. Возможность в 17-18-летнем возрасте «оторваться от титьки» и стать самостоятельным человеком. Оглянитесь вокруг – несть числа молодым людям, в 30-летнем возрасте живущим с родителями (или, что ещё смешнее, с родителями жены).

2. Романтика военной службы. Настоящих мужских приключений можно испытать сполна, если посчастливится служить в спецназе, ВДВ, морской пехоте, на действующей подводной лодке или летающем самолёте. Хотя попасть туда не так просто, как кажется.

3. Военная служба – одна из немногих сфер жизни, которая является работающим «социальным лифтом». Зачастую это единственный способ для молодого человека из глубинки, из простой семьи, получить более менее приличное образование, «стать на ноги», содержать семью. В то время как в остальных госструктурах, крупных банках, нефтяных компаниях процветает принцип «РЖД» (родственники, жены, дети), что по научному называемый «непотизм».

4. Бесплатное и качественное высшее образование. В то время, когда к системе образования в российском обществе есть масса претензий, в военно-учебных заведениях многие проблемы минимизированы. Главное – теория здесь приближена к практике, обучение адресное, конкретное, с прицелом на результат

Кроме того, самое серьёзное внимание, в отличие от гражданских вузов, уделяется воспитанию

А ещё в военно-учебных заведениях, хочешь – не хочешь, учиться заставляют. С первого курса над курсантом довлеет необходимость учиться, и учиться хорошо, в связи с чем уровень подготовки среднего курсанта несколько выше, чем у среднего студента в среднем гражданском вузе. Я, конечно, слышал, что есть ещё такие элитные СПбГУ, МГТУ, МИФИ и прочие МФТИ, но речь не о них, а про средний уровень по стране. На лекциях в военном институте не поспишь, и ещё есть самостоятельная подготовка, которая предусмотрена распорядком дня. Конечно, можешь в это время в мобильнике торчать, книжки читать и заниматься личными делами, но это всяко лучше, чем у студента, у которого в общежитии пьянствуют товарищи, нечего есть и надо срочно искать работу.

5. Стипендия (больше 15000 р. только за то, что тебя учат).

6. Регулярное бесплатное полноценное сбалансированное питание. Студенты гражданских ВУЗов питаются и хуже, и реже – проверено лично.

7. Отсутствие девушек. Как говорится, делу время – потехе час. К слову, девушки приходят САМИ: и на дискотеки, и на КПП, и к задним воротам. Иногда приходят даже С МАМАМИ, но это тема для отдельного разговора.

8. Денежное довольствие офицеров за последние годы существенно повышено. Если после училища попадешь «куда пошлют», будешь получать свои 50 000 рублей. Деньги совсем не сумасшедшие, но по состоянию на 2014 год – это выше средней зряплаты по Мособласти, и на «гражданке» их никто просто так не даст. Офицеры, которые служат в видах Вооружённых сил и родах войск, которые в мирное время выполняют боевые задачи по своему предназначению (и где к военнослужащим предъявляются повышенные требования), получают существенно больше и могут жить на денежное довольствие, ни в чём себе не отказывая. По странному стечению обстоятельств, служба в таких войсках приносит также приятный бонус в виде льготной выслуги годов.А на гражданке вы сами пойдете себе искать работу. И не факт, что она найдется быстро, будет по специальности, и зарплата будет достойной. Совпадение этих фактов на гражданке — из области фантастики.

9. Стабильность, как бы парадоксально это не звучало.

10. В обеспечении офицеров жильём за последние годы произошли заметные сдвиги, и  выпускники 2020 и последующих годов, я надеюсь, не столкнутся с теми жилищными проблемами, которые были у нас в 1990-х – 2000-х.

11. Военная пенсия в зрелом возрасте – очевидный серьёзнейший плюс.

Кроме того, выйдя на пенсию в 40-50-летнем возрасте, имеются хорошие шансы устроиться в государственную или муниципальную структуру, в банк или сырьевую компанию. Руководители этих структур (очень часто – сами бывшие «силовики») считают, что военный человек заведомо проверен и более лоялен. К тому же наплодилось много охранных структур, в руководстве которых некоторые военные профессии незаменимы.

Создание

В 1866 году император Александр II повелел организовать в Казани пехотное училище по подготовке юнкеров. За короткий срок учебное заведение среди подобных стало одним из лучших в России, подарив стране таких видных военачальников, как А. И. Егоров (маршал), А. Л. Клюев (генерал-полковник), В. Н. Шорин (герой Гражданской войны) и других.

С приходом советской власти на его базе 22.02.1919 произошло открытие Первых командных мусульманских пехотных курсов для национальных вооруженных формирований. Этот день впоследствии стал официальной датой образования Казанского танкового училища.

На страже мира

«Холодная война», охватившая две сверхдержавы в 1950-1960-х, не позволяла расслабляться. В любой момент мир мог скатиться к новой, еще более разрушительной войне. Бронетехника становилась более сложной, а тактика ведения боевых действий требовала от командира глубоких технических знаний и организационных качеств. В этой связи в 1966 году работа танкового училища в Казани была возобновлена. С целью повышения качества образования учреждение переходит на высшую форму обучения, а местом дислокации учебного заведения становится тот самый Каргопольский городок, обладавший необходимой инфраструктурой и просторным полигоном.

В непростое время 1990 годов Высшее танковое командное училище не только сохранило свой статус, но и усовершенствовало образовательный процесс. Учебная программа была переведена на пятигодичную форму обучения, а к танковому направлению добавилось мотострелковое. В 2008 году в структуру учреждения вошло Казанское артиллерийское училище. Таким образом, бывшее танковое училище сегодня представляет собой многопрофильное учебное учреждение в составе Минобороны РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector