Кто такой ректор
Содержание:
- История появления магистратуры
- Должностные обязанности ректора кратко
- Отраслевые (специализированные) университеты
- Обязанности
- Ректор и ректорат
- Бакалавр
- Органы и системы управления
- Высшее образование
- Топ-30 лучших вузов России 2020
- Южная Америка
- Ученые степени
- Что такое университет и зачем ему история
- Университет и город
- Кафедральная система и ее альтернативы
- Что главнее: кафедра или факультет
- Должностные обязанности и полномочия
- Кто может работать ректором
История появления магистратуры
Появление степени магистра в России связано с Болонским процессом, который направлен на создание однотипных систем высшего образования в разных странах. В 1999-ом году была подписана Болонская декларация, к которой, по состоянию на сегодняшний день, присоединились 48 стран (Россия сделала это в 2003-ем году). Процесс обобщения образовательных систем разных государств направлен на то, чтобы ученые степени, полученные специалистами в различных точках земного шара, были сопоставимыми и открывали широкие возможности для трудоустройства, сотрудничества, ведения научной деятельности.
Магистр – ученая степень или нет в России?
Несмотря на то, что формально в нашей стране применяется болонская система высшего образования, некоторые отличительные особенности по сравнению с другими государствами в ней есть.
Так, во многих европейских странах и в США выделяют три основных уровня ученых степеней:
- Бакалавр (в России эту степень можно получить в рамках программы бакалавриата или специалитета, то есть получив степень бакалавра или специалиста).
- Магистр.
- Доктор философии (в некоторых странах эта степень присваивается вне зависимости от изучаемой науки, в других она конкретизируется, например, «доктор медицины»).
В нашей стране первые две степени похожи (то есть магистр – это тоже ученая степень), а третья включает в себя два подэтапа. Так, сначала магистр должен стать кандидатом наук, а потом – доктором наук. Это две степени в рамках послевузовской системы образования, и степень доктора наук считается высшей. Соискание степени кандидата наук предполагает окончание аспирантуры и написание кандидатской диссертации, а степени доктора наук – докторской диссертации.
Прохождение аспирантуры в нашей стране гораздо менее популярно, чем магистратуры. И даже выпускники, окончившие аспирантуру, далеко не всегда защищают кандидатские диссертации.
При этом не стоит путать понятие «ученая степень», рассмотренное только что, и понятие «ученое звание», хоть они и взаимосвязаны. Ученое звание описывает определенный этап академической карьеры специалиста в научной, научно-исследовательской организации, либо в высшем образовательном учреждении. Сейчас в России присваиваются два ученых звания: «доцент» и «профессор». Как правило, для получения звания доцента нужно быть кандидатом наук и иметь профильный стаж научной работы. Для получения звания профессора нужно быть доктором наук и иметь определенный стаж (в том числе, в звании доцента).
Также не стоит путать ученое звание «доцент» с одноименной преподавательской должностью в вузах.
Любые другие статусы («ассистент», «научный сотрудник» и тому подобные) не являются учеными званиями.
Должностные обязанности ректора кратко
Обязанности ректора вуза перечислены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС).
Чтобы обеспечить качественным образованием студентов вуза, ректору требуется решать множество задач. Кратко в должностные обязанности ректора входит:
-
организация финансово-хозяйственной и производственной деятельности вуза (установка оклада сотрудников, размера стипендии учащихся и пр.);
-
руководство образовательной деятельностью;
-
выработка стратегии развития вуза;
-
руководство работой всех подразделений вуза, включая учебную и научно-исследовательскую часть;
-
издание приказов, утверждение правил приема абитуриентов в вуз;
-
прием и увольнение сотрудников, определение их должностных обязанностей;
-
утверждение расписания, структуры вуза;
-
обеспечение охраны труда и пожарной безопасности;
-
подготовка финансовых и иных отчетов о работе вуза и пр.
Деятельность ректора контролируется законом и не должна перечить Законодательству РФ, уставу вуза и должностной инструкции. Ректор несет ответственность за невыполнение или некачественное выполнение своих должностных функций и полномочий.
Отраслевые (специализированные) университеты
Факультеты специализированных университетов соответствуют приоритетным для вуза профилям направлений подготовки студентов и научных исследований.
Педагогический
Примерный перечень факультетов педагогического университета:
- дошкольной педагогики и психологии;
- начального и специального образования;
- биологии и химии;
- исторический, филологический или историко-филологический;
- математики и естественных наук – возможны варианты по отраслям: географический, физический, технологий и информационных систем и т. д;
- иностранных языков;
- физкультуры и спорта;
- психологии.
В зависимости от специализации и научных интересов вуза могут добавляться и более узкопрофильные факультеты, например: инклюзивного образования, социальной психологии и т. д.
Медицинский
Факультеты медицинского университета большим разнообразием не отличаются – во всех вузах они соответствуют направлениям подготовки врачей (специальностям):
- лечебный – для подготовки врачей общей практики (лечебников), а потом в ординатуре – узких специалистов;
- педиатрический – это альма-матер будущих детских докторов;
- медико-профилактический – выпускает санитарных врачей, эпидемиологов, гигиенистов;
- стоматологический – готовит зубных врачей общей практики; узкую специализацию, например ортодонтов или хирургов, они получают в ординатуре;
- фармацевтический – факультет для обучения провизоров, биоинженеров, биоинформатиков, биотехнологов, медицинских биохимиков и биофизиков.
В состав крупных ведущих медицинских университетов могут входить факультеты или отделения адаптивной физкультуры (АФК); спортивной медицины; клинической психологии (как вариант: психолого-социальной работы – ПСР); высшего сестринского образования (ВСО).
Политехнический
В этих университетах готовят специалистов по очень большому кругу технических (и не только) специальностей. Каждый политех специализируется на определенных отраслях, поэтому в структурах вузов могут быть совершенно разные факультеты – от теплоэнергетики и нанотехнологий до урбанистики и судебно-технической экспертизы.
Например, в Московском политехническом университете 7 факультетов:
- транспортный;
- ИТ;
- машиностроительный;
- химической технологии и биотехнологий;
- экономики и управления;
- инженерная школа;
- урбанистики и городского хозяйства.
Промышленный и графический дизайн, издательское дело студенты Московского политехнического университета изучают в Высшей школе печати и медиаиндустрии, в составе которой три института (фактически факультета):
- графики и искусства книги;
- принтмедиа и ИТ;
- издательского дела и журналистики.
В Санкт-Петербургском Политехе Петра Великого совершенно другие факультеты, они называются высшими школами и входят в состав институтов:
- Энергетики;
- Машиностроения, материалов и транспорта;
- Прикладной математики и механики;
- Компьютерных наук и технологий;
- Физики, нанотехнологий и телекоммуникаций;
- Передовых производственных технологий;
- Кибербезопасности и защиты информации;
- Биомедицинских систем и биотехнологий;
- Промышленного менеджмента, экономики и торговли;
- Физкультуры, спорта и туризма;
- Инженерно-строительного и Гуманитарного институтов.
Еще более узкоспециализированную профильную подготовку получают на факультетах академий и институтов, которые могут входить в структуру университетов или быть самостоятельными учебными заведениями.
Обязанности
Ректор отвечает за осуществление всех видов деятельности в учебном заведении. В его обязанности входит:
- руководство образовательной и научной сферами вуза;
- управление финансовыми операциями;
- ведение административно-хозяйственных дел;
- определение задач развития университета;
- разработка структуры вуза;
- утверждение педагогического состава и штата других работников;
- организация и руководство деятельностью ректората, учёного совета, научно-исследовательской и учебной отраслей;
- издание приказов;
- создание приёмной и государственной аттестационной комиссии;
- составление ежегодных отчётов для учёного совета;
- планирование деятельности учреждения на будущий год;
- представление своего вуза на мероприятиях государственного уровня.
Ректор обладает обширными познаниями в своей научной отрасли и педагогике. Ему также необходимы знания менеджмента и экономики. Руководитель вуза должен хорошо разбираться в законах и правовых нормативах, которые касаются высшего и послевузовского образования.
Ректор лично отвечает за качество образования выпускников, ведение научной деятельности сотрудниками и финансовую стабильность всего учебного заведения.
Ректор и ректорат
В российских университетах, как и в университетах заметного числа стран, первым лицом является ректор. Однако, в отличие от многих других стран, в российской модели университетского управления ректор вуза выступает сразу в двух ипостасях: первого академического лица и руководителя-организатора административной составляющей жизни вуза. То есть он отвечает и за академические, и за организационные решения, фактически сочетая должности провоста и президента, скажем, в стандартной модели американского университета.
И тогда возникает вопрос, на который, наверное, нет однозначного ответа: должен ли ректор быть сильной академической фигурой, или в первую очередь от него требуется быть эффективным менеджером, способным обеспечить все финансовые и инфраструктурные условия для развития и процветания университета? С одной стороны, академический бэкграунд необходим, поскольку ректор должен не только понимать разницу между университетом и коммерческой фирмой, но и ценить уникальные особенности университета. Необходим он и для того, чтобы бюрократическая логика не могла взять верх в организации академических процессов в университете. Наконец, вряд ли человек не из науки сможет организовать процесс производства научного знания.
Бакалавр
Диплом бакалавра — это диплом, подтверждающий успешное освоение второй ступени высшего профессионального образования.
Первой ступенью высшего профессионального образования является неполное высшее образование, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основным профессиональным образовательным программам не менее двух лет. После завершения обучения по данному уровню высшего профессионального образования студент может продолжить высшее образование (обычно это подразумевается по умолчанию) или, по желанию, без итоговой аттестации получить диплом о неполном высшем образовании. Объем и содержание неполного высшего образования отражаются в приложении к диплому.
Следует отметить, что редкий работодатель придаст серьезное значение факту получения вами неполного высшего образования.
«Бакалавр» должен изучить не только общеобразовательные, но и общепрофессиональные дисциплины, а также специальные дисциплины и практику, имеющую профессиональное значение. Изучение программы завершается итоговой аттестацией с присвоением выпускнику квалификации «бакалавр» и выдачей диплома.
Квалификация «бакалавр» дает полное право претендовать на должность, для которой квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего профессионального образования.
В действительности руководитель задумается о том стоит ли брать «недоученного» специалиста. Основания для отказа в приеме на работу всегда можно найти. Конечно, гораздо лучше принять дипломированного специалиста или магистра, которые прошли полный курс обучения в вузе.
Органы и системы управления
В университете существует несколько коллегиальных органов управления. К ним относятся, в первую очередь, ученый совет вуза и ученые советы факультетов. Коллегиальный орган, принимающий ряд ключевых решений на уровне факультета, — ученый совет факультета, в который входят в том числе заведующие кафедрами. Тем не менее на практике лишь около 40% преподавателей отмечают коллегиальность в процессе принятия решений в вузах (график 9.2). Около 70% убеждены в том, что для вузов более характерен стиль управления сверху вниз, и почти половина отмечает высокую степень бюрократизированности административного процесса. В то же время каждому второму преподавателю заметна ориентация руководства вуза на результаты преподавательской и исследовательской деятельности, а также на адекватный уровень взаимопонимания между руководством и профессорско-преподавательским составом
Почти две трети отмечают компетентность руководителей и их особое внимание к миссии вуза
Высшее образование
Высшее образование дает возможность выбрать хорошее место работы. Например, если обучение происходило на педагогическом факультете университета, то студент будет преподавателем определённого предмета, но не сможет занимать другие должности.
Если же обучение было на таком же факультете, но уже в институте, тогда можно работать не только преподавателем, но и быть экспертом в той области, в которой есть специализация. Специалист по психологии может быть не только учителем, но и психологом в крупной компании.
Теперь стоит сравнить заработную плату эксперта с институтским дипломом (например, психолога) на большом предприятии и учителя, окончившего университет. Поскольку уровень оплаты в Российской Федерации различен, у выпускника есть возможность получать 40 тыс. р. в крупной компании и максимум 12 тыс. р. в школе. Возрастание в доходах очевидно. Теперь становятся понятны различия между вузами.
Топ-30 лучших вузов России 2020
Место в рейтинге |
Название |
1. | Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова |
2. | Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) |
3. | Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» |
4. | Санкт-Петербургский государственный университет |
5. | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» |
6. | Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ |
7. | Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) |
8. | Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого |
9. | Национальный исследовательский Томский политехнический университет |
10. | Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ |
11. | Новосибирский национальный исследовательский государственный университет |
12. | Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина |
13. | Университет ИТМО |
14. | Финансовый университет при Правительстве РФ |
15. | Национальный исследовательский Томский государственный университет |
16. | Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова |
17. | Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» |
18. | Казанский (Приволжский) федеральный университет |
19. | Российский университет дружбы народов |
20. | Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения РФ |
21. | Сибирский федеральный университет |
22. | Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина |
23. | Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) |
24. | Национальный исследовательский университет «МЭИ» |
25. | Дальневосточный федеральный университет |
26. | Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения РФ |
27. | Южный федеральный университет |
28. | Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Министерства здравоохранения РФ |
29. | Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ |
30. | Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского |
Ознакомиться с полным списком Топ-100 лучших вузов РоссииRAEX
Южная Америка
Аргентина
Термин « ректор» используется для обозначения высшего должностного лица университетов и принадлежащих университету средних школ (например, Escuela Superior de Comercio Carlos Pellegrini ) в Аргентине . На каждом факультете ( исп . Facultad ) есть собственный декан.
Бразилия
Термин « ректор» ( португальский : Reitor ) используется для обозначения высшего должностного лица университетов Бразилии . Каждый факультет возглавляет директор, подчиняющийся ректору. В настоящее время, учитывая большие размеры некоторых университетов, должность проректора уступает позиции ректора. Проректор отвечает за управление определенной областью университета, такой как исследования или высшее образование .
Ученые степени
Какова же целесообразность получения ученой степени кандидата и доктора наук? По большему счету они абсолютно ничего не меняют, за исключением вашего авторитета и политического веса в рамках науки и образования.
Кандидат наук
Прежде чем решиться на защиту кандидатской диссертации, у вас на руках должна быть готовая работа, в обязательном порядке имеющая научную новизну. Иными словами, попытайтесь изобрести то, что еще не реализовал Google, Amazon, Samsung или Apple. Работа должна быть научно-квалификационной, логически законченной с точки зрения науки и практики.
Помимо хорошей, качественно написанной диссертации, которая соответствует паспорту специальности, вы должны иметь:
- ряд публикаций в научных изданиях;
- несколько выступлений на международных, всероссийских, научных, научно-практических конференциях;
- две публикации (как минимум) из перечня изданий, рекомендуемых ВАК при Министерстве науки и высшего образования.
Защита проходит в диссертационных советах. В настоящее время Министерство науки и высшего образования предлагает два пути развития событий для защиты кандидатской диссертации:
- Выбрать диссертационный совет при ВАКе (высшей аттестационной комиссии).
- Воспользоваться услугами диссертационных советов на базе университетов, которые имеют право самостоятельно присуждать ученые степени и звания.
Следует отметить некоторые нюансы, которые свойственны сегодняшним реалиям. С момента поступления в аспирантуру до вашей защиты может пройти 15 и более лет, так что не стоит ориентироваться на 4 года
Второе, на что следует обратить внимание – кандидатскую защищать гораздо проще, чем докторскую. Это связано с тем, что с ученой степенью доктора наук вы можете претендовать на ректорат, должность ректора и в определенных ВУЗах это вызывает некоторую озабоченность.
Доктор наук
После получения кандидата наук вам предоставляется возможность подняться по иерархической лестнице и получить ученую степень доктора. Следует отметить, что в большинстве европейских стран кандидат наук признается как PhD, то есть доктором и профессором. Однако на территории РФ, если у вас есть потребность в продолжении роста по карьерной лестнице, вы можете защитить докторскую диссертацию двумя способами:
- Поступить непосредственно в докторантуру и отучиться некоторое количество лет. При этом следует отметить, что в отличие от аспирантуры, ее можно закончить раньше.
- Получить разрешение от кафедры и ВУЗа защищаться самостоятельно, взять выписку и заключение по вашей работе.
Процедура защиты докторской диссертации аналогична той, которая проходит при защите кандидатской. Изначально нужно выбрать диссертационный совет. Следует также отметить, что количество требований формально выше. Например, кандидатам технических специальностей требуется от 10 ваковских публикаций, ряд объектов интеллектуальной собственности и так далее.
Кроме того, диссертационные советы, имеющие право самостоятельно присуждать ученые степени и звания, вправе отклоняться от требований ВАК. Также Министерство образования и науки дополнительно не рецензирует любые диссертации, которые защищаются в данных советах. Соответственно, формально они выставляют более высокие требования и ориентируются не на статьи Высшей аттестационной комиссии, а непосредственно на Scopus и Web of science первых, вторых квартилей.
Сам процесс защиты в диссертационных советах при ВАКе обычно состоит из нескольких этапов. На завершающей стадии вы выступаете перед членами диссертационного совета в составе 20-22 человек. Если речь идет о диссертационных советах с самостоятельным правом присуждения степени, то комиссия может состоять буквально из 5 членов.
Что такое университет и зачем ему история
Долгое время в Европе и России по каждому университету выходила своя историческая литература, приуроченная, как правило, к юбилею альма-матер, который праздновали раз в 50 или 100 лет. В преддверии годовщины начальство поручало профессорам написать книгу о героическом прошлом родного учебного заведения, снабдив ее яркими иллюстрациями и дорогой обложкой, чтобы не стыдно было дарить высокопоставленному чиновнику или августейшей особе — завсегдатаям юбилейных торжеств. В благодарность за труды авторы получали щедрые гонорары и привилегии
Нетрудно догадаться, что в праздничных изданиях такого рода всё внимание доставалось университету-имениннику
Писать историю всех университетов даже в рамках одной страны очень трудно — либо приходится упрощать, а для науки это вредно, либо штудировать многотомные юбилейные сочинения, где таится масса ловушек. Откуда?
В результате история университетов, как и любая другая, переполнена мифами, выявление и анализ которых лежат на плечах современных историков.
Самый продуктивный путь рассказать о прошлом университета — это сфокусироваться на каком-то одном аспекте его жизни и проанализировать его как можно глубже с разных сторон. В последние десятилетия популярностью пользуются такие темы, как борьба женщин и национальных меньшинств за право на высшее образование, соучастие ученых в геноцидах и государственном терроре (Холокост, сталинские репрессии), политическая активность профессоров и студентов, сексизм и расизм в научно-образовательной среде, культурное конструирование учеными времени и поколений, изобретение университетами собственных традиций и другие.
Членов этого сообщества так много, что все они никогда не смогут увидеть друг друга в глаза, никогда не смогут прийти к единому мнению и всегда по-разному будут воспринимать самих себя и место, в котором они учатся и работают. Поэтому университет — это очень абстрактная конструкция, внутри которой существуют сотни разных групп интересов (факультеты, кафедры, лаборатории, институты, студенты, преподаватели, администрация и пр.), отношения между которыми регулируются иерархиями, контрактами, репутациями, эмоциями и многим другим.
Зачем вообще вникать в эти тонкости и что полезного нам может дать история университетов?
Во-первых, это направление чрезвычайно важно для тех, кто интересуется производством знания в разные эпохи, поскольку без университетов новое знание было бы невозможно. Во-вторых, в нашем бурно развивающемся мире всё большую ценность приобретает образование, а дискуссии о том, где, как и зачем его получать, проходят всё чаще
К сожалению, профессиональное качество этих дискуссий оставляет желать лучшего.
Университет и город
Университеты — очень городское явление. Их появление отчасти вызвано результатом стремительного роста городов в эпоху высокого Средневековья (XI–XV века). Как же складываются отношения университета и города? На первый взгляд, неплохо. Университет выпускает новых юристов, медиков и прочих специалистов, чья работа идет на пользу горожанам; открывает новые больницы и исследовательские центры; создает дополнительные рабочие места; устраивает пышные юбилеи, привлекающие туристов; периодически обращается за услугами к частному бизнесу. Город снабжает университет всем необходимым (продуктами, книгами); разрешает пользоваться своими площадями, театрами и парками во время академических праздников; предоставляет место под новые учебные корпуса и общежития; создает студентам и профессорам комфортные бытовые условия.
Не забудем и еще об одной стороне в этом любовном треугольнике — государстве. Чем хуже становились отношения университета с монархом или правительством, тем сильнее ученое сословие сближалось с муниципальными органами власти. И наоборот. Например, в средневековой Англии университеты часто пользовались расположением правителей, а вот отношения с городами у них не складывались.
Доходило и до кровопролития. 10 февраля 1355 года в Оксфорде начался печально известный погром в День святой Схоластики: студенты, недовольные качеством вина, поданного в таверне, собрали своих сторонников, расправились с хозяином заведения, закрыли городские ворота и занялись грабежами и поджогами, правда, горожане быстро объединились и дали отпор. Со студентами-смутьянами расправлялись несколько дней.
Руководство Оксфордского университета, пытаясь защитить студентов, объявило виновником беспорядков городские власти. Король Эдуард III поддержал университет. Бургомистр и члены городского совета должны были каждый год 10 февраля ходить по улицам с непокрытой головой и платить университету штраф — по одному пенни за каждого убитого студента. Формально университет помирился с городом только в 1955 году!
Солидарность со своими студентами ректоры и деканы проявляли не всегда.
Кафедральная система и ее альтернативы
Кафедра — это базовая организационная единица и в то же время центр принятия решений по всем вопросам, связанным с учебным процессом (включая наем преподавателей). Имея немецкую кафедру в качестве прообраза и ориентира, кафедра в российской университетской системе все же отличается от нее. В частности, на кафедре может быть несколько профессоров, наделенных одинаковыми правами в принятии решений. Обычно кафедры формируются по отдельным, достаточно узким дисциплинарным направлениям. Они призваны координировать работу сотрудников (прежде всего их преподавательскую работу). На небольших кафедрах может быть 7–10 человек, а на больших — несколько десятков. По сравнению с департаментами американских университетов, кафедрам и факультетам российских вузов присуща большая концентрация власти. Кроме того, наши кафедры — это в первую очередь преподавательские единицы.
В России кафедра представляет собой строго иерархичную структуру. Ею руководит заведующий кафедрой, который принимает основные решения и несет ответственность за ее деятельность перед руководством. Однако, по сравнению со своими немецкими коллегами, заведующий кафедрой в российской традиции, скорее, координатор и организатор соответствующей части общеуниверситетских процессов, закрепленных за кафедрой, нежели идеолог содержательного развития определенного научного направления. Нового сотрудника принимают на одну из кафедр, а не на факультет в целом, и его непосредственным начальником становится именно заведующий кафедрой.
Кафедры выполняют четыре важные функции:
Во-первых, каждая кафедра отвечает за свою часть учебного плана. Для координации, планирования и контроля образовательного процесса кафедры используют индивидуальные планы преподавателей, в которых фиксируется объем и структура преподавательских обязательств на учебный год. Этот инструмент унаследован с советских времен — он был введен еще в 1956 г.. Совокупность нагрузок, зафиксированных в индивидуальных планах сотрудников, — это общая нагрузка кафедры, выполнение которой организует заведующий кафедрой. Годовой объем нагрузки вычисляется в часах. Нагрузка ассистента преподавателя — 750–1000 часов в год; нагрузка профессора — 600– 750 часов. Такой объем нагрузки означает, что сотрудник имеет по крайней мере три, а иногда и четыре дня, полностью загруженных преподаванием. Естественно, на исследования остается совсем немного времени. Вместе с тем у заведующего кафедрой есть возможность варьировать (в допустимых пределах) нагрузку сотрудников. Например, на время длительной командировки кого-то из преподавателей его нагрузка может быть передана коллегам по кафедре. Заведующий кафедрой может уменьшить нагрузку тем преподавателям, кто наиболее активен и успешен в исследованиях, и увеличить ее тем, кто в них не столь продуктивен. Иными словами, заведующий кафедрой может использовать дифференцированную нагрузку как элемент кадровой политики в отношении своего коллектива.
Что главнее: кафедра или факультет
Поступая в ВУЗ, студент задается вопросом, куда же он зачислен: на факультет или на кафедру?
Зачислены вы будете на факультет (это будет написано даже в так называемой «шапке» листа о зачислении), а внутри факультета вы автоматически будете определены под «юрисдикцию» отдельной кафедры, работа которой отвечает подготовке вас по специальности.
В вашем итоговом документе об образовании зачастую может совпасть наименование факультета и направления или специальности.
В дипломе будет стоять подпись не начальника кафедры, а декана факультета, равно как и на каждой странице зачетной книжки в качестве свидетельства о переводе на курс выше.
На практике декан также стоит выше по административной лестнице, нежели руководитель кафедры.
Должностные обязанности и полномочия
Деятельность главы вуза регламентирована законами, уставом и другими нормативными документами. Обязанности ректора университета четко прописаны в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС).
Основная задача главы вуза – управление образовательной деятельностью внутри учебного заведения. Ректор издает приказы, устанавливает правила приема абитуриентов, утверждает структуру вуза, а также расписание занятий. Будучи главой организации, он отвечает за прием и увольнение педагогов и других сотрудников, отслеживает ведение административной и хозяйственной деятельности. Руководитель следит за подготовкой финансовых и прочих отчетов о работе вуза, решает вопросы безопасности труда внутри учебного заведения. Кроме того, именно ректор занимается стратегическим планированием и определяет, в каком направлении учреждение будет развиваться. Традиционно у этого человека есть несколько заместителей, которые помогают ему.
Кто может работать ректором
Должность ректора является избирательной (подробные правила, как проходят выборы ректора, прописаны в уставе высшего учебного заведения). К кандидату выдвигаются следующие требования:
- высшее образование (педагогическое или в сфере «экономики», «управления»);
-
опыт работы более 5 лет в должности педагога или руководителя;
-
звание доцента (старшего научного руководителя) или наличие ученой степени кандидата наук;
-
ректор избирается на срок 5 лет, поэтому возраст кандидата не должен превышать 65 лет (в некоторых случаях ограничения определяются возрастом 70 лет).
Помимо этого ректор высшего учебного заведения должен обладать следующими знаниями:
-
государственных образовательных стандартов;
-
педагогики, включая знания современных научных достижений в этой области;
-
психологии;
-
теории и методов управления высшим учебным заведением;
-
экономики, социологии;
-
законодательной базы, необходимой для заключения договоров и пр.
Таким образом, чтобы получить должность ректора, необходимо соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым кандидату.