Библиотекарь
Содержание:
- Особенности
- Где можно работать
- «Дота» в тишине
- Плюсы и минусы работы
- Какими личностными качествами должен обладать библиотекарь?
- Где можно получить профессию библиотекаря?
- Обучение на библиотекаря
- Вы узнаете и научитесь
- Результаты и перспективы
- Применение результатов обучения
- Перспективы карьерного роста
- Описание
- Должностная инструкция
- Топ учебных заведений
- Примеры программ
- Суровая реальность
Особенности
В школе работают прежде всего преподаватели различных предметов — это знают все. И традиционно должность библиотекаря там считалась, скорее, подсобной, вспомогательной. Однако жизнь вносит свои коррективы, и в связи с ростом значимости таких моментов появилась новая профессия — школьный педагог-библиотекарь.
Конечно, педагог-библиотекарь хранит существующий книжный фонд, а по мере возможности расширяет его. Но при этом упор делается на совершенно другое — библиотека учебного заведения должна стать полноценным средством социализации обучающихся, а не просто местом, где они время от времени берут книги. Поставлена задача наращивать активность коммуникации и сделать библиотеку полноправным звеном информационного образования. В официальных распоряжениях подчеркивается, что должна вырасти значимость читательской инициативы со стороны самих детей, то есть их следует заинтересовывать и привлекать сознательно, а не просто ставить требования прочитать одно или другое издание.
Такой подход позволил:
- улучшить материальное стимулирование;
- добавить полномочий и льгот наравне с «обычными педагогами»;
- одновременно и повысить требования к самим кандидатам и сотрудникам, которые теперь должны проходить аттестацию и другие проверки.
Где можно работать
Когда мы задаёмся вопросом, куда пойти работать библиотекарем, на ум сразу приходят воспоминания из детства, студенческой юности. Действительно, школьные библиотеки, а также научные книжные фонды при ВУЗах нуждаются в компетентных работниках. Кроме того, многие гуманитарные специальности (историк, литературовед, журналист) занимаются изучением исторических источников. В библиотечных фондах хранятся подшивки газет, журналов, альманахов за позапрошлый век. Это значит, что бумажная книга не умрёт, несмотря на развитие высоких технологий.
Можно попытать счастья в смежных профессиях, став работником Дома культуры, Государственного архива или редакции литературной газеты. Библиотекарь — это специальность, работая по которой можно попробовать написать собственную книгу. В этом помогут знания, приобретённые при работе с произведениями известных классиков.
«Дота» в тишине
Фразу «Тише! Вы же в библиотеке!» я услышал от заведующей еще в тот день, когда мы с другом пришли впервые и стали шуметь. Проблемы с тишиной обычно бывают у ребят лет двенадцати. У нас стоят хорошие компьютеры, и дети собираются здесь поиграть. С ними можно действовать только как в школе: предупреждаешь, что сейчас выгонишь, а если продолжают орать — сразу на выход.
В компьютерный зал в основном приходят парни лет по 15–16 и рубятся в «Доту». Сначала с ними было тяжело. Но я сам в «Доту» играл довольно долго и с ними на этой почве нашел общий язык. Если я их прошу быть потише, они слушают и даже другим потом делают замечания за шум и разговоры.
Плюсы и минусы работы
Плюсы:
расширение кругозора, обогащение словарного запаса, знакомство с новой литературой;
творческая самореализация — специалист проводит литературные вечера, встречи с читателями, конкурсы, выставки, презентации;
общение с эрудированными людьми (просвещёнными читателями, научными работниками, писателями и поэтами);
низкая конкуренция при приёме на работу.
Минусы:
низкая оплата труда (особенно в сельских библиотеках, удалённых от центра страны регионах);
отсутствие карьерного роста, перспектив;
большая степень загруженности повседневными монотонными обязанностями.
Какими личностными качествами должен обладать библиотекарь?
Профессия библиотекаря подразумевает частое и непосредственное общение с самыми разными людьми, поэтому работник библиотеки, в первую очередь, должен быть вежливым, толерантным и коммуникабельным. Не менее важным в работе библиотекаря является опрятный внешний вид и грамотная речь. Кроме того, специфика работы требует от библиотекаря наличия таких личностных качеств, как:
- хорошая память – помогает легко ориентироваться в лабиринте стеллажей и книжных полок;
- внимательность и кропотливость – незаменимы при составлении каталогов и картотек;
- аккуратность и ответственность – необходимы при работе с редкими изданиями из библиотечных архивов.
Необходимо также отметить, что поскольку в современных библиотеках активно внедряются компьютерные технологии (в том числе, оцифровывание библиотечных фондов и каталогов) сегодня библиотекарь должен ко всему прочему обладать еще и склонностью к саморазвитию и освоению новых навыков и инструментов библиотечного дела.
Какие навыки нужны?
В ходе осуществления трудовой деятельности данному специалисту необходимо:
- ориентироваться в разных жанрах литературы;
- знать, как осуществляется каталогизация, учет и обработка книжного фонда;
- уметь работать в компьютерных программах, применяемых в библиотеках;
- обладать знаниями
- понимать информацию, содержащуюся в библиографических описаниях;
- иметь представление о порядке подготовки конференций, выставок,
- иметь навыки коммуникации с людьми.
Где можно получить профессию библиотекаря?
Курсы профессиональной переподготовки библиотекарей в МАСПК. Мы предлагаем пройти дистанционное обучение по индивидуальному графику с выдачей диплома установленного образца.
.
Чтобы получить профессию библиотекаря не обязательно поступать в ВУЗ. Будущие библиотекари могут освоить эту профессию как в профильном колледже или техникуме, так и в высшем учебном заведении, имеющем соответствующий факультет. Правда средне-специальное библиотечное образование накладывает определенные ограничения на карьерное продвижение, поскольку стать заведующим отдела или всей библиотеки можно только при наличии высшего образования.
Поэтому, если у Вас нет амбициозных карьерных планов, и Вы мечтаете просто пополнить ряды «хранителей книг» то Вы можете ограничится обучением в одном из профильных колледжей (например, пройти обучение в Московском Гуманитарном колледже информационно-библиотечных технологий или Сахалинском колледже искусств по специальности «Библиотековедение»). Если же вы рассчитываете в дальнейшем возглавить отдел или всю библиотеку, то лучше получить высшее образование в одном из таких ВУЗов, как:
- Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств
- Московский государственный университет культуры и искусств
- Алтайская государственная академия культуры и искусств
- Белгородский государственный институт культуры
- Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Московский городской педагогический университет
Москва
Социально-культурная деятельность
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 118 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 295 000,00 ₽ |
Арктический государственный институт искусств и культуры
Якутск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 268 680,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 50 000,00 ₽ |
Социально-культурная деятельность
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 50 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 268 680,00 ₽ |
Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей
Оренбург
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 223 897,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 30 757,00 ₽ |
Российский государственный социальный университет
Москва
Социально-культурная деятельность
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 220 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 50 000,00 ₽ |
Московский государственный лингвистический университет
Москва
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 208 200,00 ₽ |
Хабаровский государственный институт искусств и культуры
Хабаровск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 57 200,00 ₽ |
Социально-культурная деятельность
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 52 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 205 800,00 ₽ |
Сибирский федеральный университет
Красноярск
Социально-культурная деятельность
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 199 616,00 ₽ |
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Калининград
Социально-культурная деятельность
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 80 800,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 191 800,00 ₽ |
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Екатеринбург
Социально-культурная деятельность
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 191 800,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 65 800,00 ₽ |
Томский государственный университет
Томск
Обучение на библиотекаря
Есть несколько вариантов того, где получить профессию библиотекаря
Например, если речь идет о среднем образовании, то можно обратить внимание на специальность «Библиотековедение» (код 51.02.03). Для поступления в колледж достаточно аттестата об окончании 9 классов школы, абитуриенты отбираются по среднему баллу
Обучение длится от 2 до 5 лет в зависимости от года поступления и формы обучения (очной, заочной, вечерней).
В вузах для библиотекарей подходят специальности «Библиотечно-информационная деятельность» (код 51.03.06) и «Документоведение и архивоведение» (код 46.03.02). Для поступления необходимо сдавать ЕГЭ по русскому языку, литературе, истории, обществознании или иностранному языку. Обучение в очной форме длится 4 года, во всех остальных – 5 лет.
Курсы
МАЭО (Международная Академия Экспертизы и Оценки) (удалённо)
На этом курсе можно получить профессию библиотекаря дистанционно за 5 месяцев и 9 000 руб.: — Одна из самых доступных цен в России; — Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца; — Обучение в полностью дистанционном формате; — Сертификат соответствия профстандарту стоимостью 10 000 руб. в подарок! — Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России.
МАСПК (Межрегиональная Академия промышленного и строительного комплекса)
Межрегиональная Академия промышленного и строительного комплекса (МАСПК) предлагает учебную программу «Библиотекарь», предназначенную для широкого круга слушателей, имеющих высшее или среднее специальное образование. Образовательный курс позволит освоить эту профессию в оптимально короткие сроки, обучаясь в комфортном, дистанционном режиме.
Вузы
Оренбургский государственный университет
Документоведение и архивоведение (Факультет дистанционных образовательных технологий)
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Документоведение и архивоведение (Уральский гуманитарный институт УрФУ)
Российский университет транспорта (МИИТ)
Документоведение и документационное обеспечение управления (Юридический институт)
Российский государственный гуманитарный университет
Документоведение и архивоведение (Историко-архивный институт РГГУ)
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Документоведение и архивоведение (Институт гуманитарных и социальных наук)
Вы узнаете и научитесь
Программа курса предполагает изучение:
- Содержания и особенностей организации деятельности в библиотечной среде.
- Основ литературоведения, библиотековедения и библиографоведения.
- Теории и методики организации социально-культурной деятельности библиотекаря.
- Технологии повышения эффективности библиотечно-информационной деятельности
Результаты и перспективы
- Вы понимаете особенности стационарного и нестационарного обслуживания пользователей печатными и электронными документами.
- Вы знаете и умеете применять в своей деятельности методы поиска по классификационным индексам, предметным рубрикам, ключевым словам и элементам описания, а так же методы поиска в сетевых информационных ресурсах.
- Вы умеете организовывать и проводить культурно-просветительские и интеллектуально-досуговые мероприятия, литературные вечера и другие акции.
Применение результатов обучения
Библиотечное дело включает в себя работу по формированию и сохранению библиотечного фонда, организацию справочно-поисковой деятельности, справочно-библиографическое, информационное и библиотечное обслуживание пользователей, предоставление культурно-досуговых услуг, аналитическую и методическую работу, направленную на повышение эффективности функционирования библиотечно-информационного учреждения.
Пройдя дистанционное* обучение на библиотекаря, вы будете знать основные виды деятельности в библиотечном деле и сможете устроиться на работу в государственные, муниципальные, публичные или специализированные, учебные или научные библиотеки.
*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий
Перспективы карьерного роста
Как ясно следует из сказанного выше, библиотекарь – профессия не для карьеристов. Если вы будете жить и работать в крупном городе, то сможете устроиться в публичную библиотеку со множеством подразделений, и тогда кое-какие возможности для роста появятся. Что же касается жителей небольших населенных пунктов, то они, работая библиотекарями, вряд ли поднимутся выше должности заведующего. С другой стороны, если вы человек предприимчивый и активный, то сможете начать собственное дело, связанное, например, с книготорговлей, и тогда полученные в вузе или колледже знания вам, безусловно, пригодятся. Но если вы изначально нацелены на бизнес, пусть даже связанный с литературой, вам стоит выбрать другую специальность – например, «издательское дело».
Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия библиотекарь подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>
Описание
Профессия библиотекаря считается одной из самых старейших в мире. Ее прообраз возник задолго до нашей эры у шумеров — именно у них появились первые глиняные плитки, на которых специальными клиньями можно было выдавливать знаки. Это была первая письменность, а такие таблички стали первыми в истории библиотечными фондами. С изобретением папируса стала цениться работа хранителя таких свитков. У людей появилось больше возможностей для накопления, хранения и систематизации информации. Особенно высоко развитой была письменность на территории Древнего Египта (известно, что у Рамзеса II было порядка 20 тыс. папирусов).
Сперва коллекции были частными, поэтому функции их хранителей возлагались на рабов. Ситуация изменилась в VI веке до н. э. в Древней Греции, когда афинский тиран Писистрат создал самую первую публичную библиотеку. С этого момента позиция хранителя письменностей стала глубоко уважаемой и почитаемой в народе. В прошлые времена функции библиотекаря были гораздо шире, нежели в наши дни, не ограничивались лишь хранением изданий. Так, в Александрийской библиотеке эти люди выполняли обязанности экскурсоводов, а также смотрителей.
В средневековую эру профессия получила свое стремительное развитие. В то время роль церкви в жизни государства была велика, поэтому библиотечные фонды находились в основном при монастырях, а их учет вменялся в обязанность монахам. Священнослужители делали акцент на религиозных трудах — именно их собирали, систематизировали и переписывали вручную послушники. Во времена Возрождения появились сразу две большие библиотеки — Ватиканская и им. Лоренцо Медичи. Они получили известность благодаря уникальному собранию старинных рукописей. Там должность библиотекаря перешла в категорию светских специальностей.
На Руси библиотечное дело сформировалось намного позднее, чем в странах Старого Света. Хотя известно, что еще в 1037 году Ярослав Мудрый собрал писчиков для перевода и переписи старинных византийских книг — именно тогда и началось становление этой профессии у славянских народностей. Сами же библиотеки в России открылись гораздо позже, сразу же став универсальными, так как в них хранилась не только церковная, но также научная, художественная и документальная литература. Вплоть до начала ХХ столетия попасть в книгохранилище могли только представители дворянских семей.
Сегодня библиотекарь представляет собой специалиста, отвечающего за учет и хранение книг, а также их выдачу читателям. Библиотекарь должен хорошо разбираться в том фонде, которым он заведует, иметь познания в смежных направлениях книгоиздательства. К сожалению, в наши дни эта профессия не считается особенно престижной. С развитием интернета и совершенствованием компьютерных технологий работа сотрудника библиотеки становится всё менее и менее востребованной. После появления свободного доступа к периодическим изданиям и электронным изданиям читальные залы практически опустели. Библиотеки сохранились преимущественно научные, архивные, а также те, которые относятся к учебным заведениям. Скорее всего, профессия библиотекаря медленно уходит в прошлое, в лучшем случае не будет такой массовой, как ранее.
Чтобы вернуть утраченный интерес к чтению бумажных книг, Правительство РФ разрабатывает проект по изменению концепции библиотечных систем. Сегодня работа библиотеки заключается в культурно-просветительной деятельности, которая должна привлекать людей самых разных профессий и слоев обществ. Именно поэтому во многих библиотеках проводятся семинары, выставки, встречи с известными людьми и тематические вечера. В летнее время на открытых площадках проводятся литературные чтения и дискуссионные клубы. Библиотеки ведут активную работу со школами и детскими садами. Таким образом, помимо хранения, учета и выдачи книг, современный библиотекарь выполняет еще множество функций — готовит и проводит мероприятия, консультирует посетителей и даже ведет аккаунты библиотеки в соцсетях.
Должностная инструкция
Как гласит тарифно-квалификационный справочник, функциональные обязанности библиотекаря связаны с постоянным поиском книг, их сортировкой, работой с рубрикаторами и базами данных, в том числе электронными.
Спектр основных обязанностей библиотекаря включает самые разные виды активности. Перечислим основные.
- Поиск запрашиваемых изданий. Библиотекарь должен быстро ориентироваться в подконтрольных библиотечных фондах, точно знать расположение каждого раздела книг и каждого типа карточек.
- Учёт и категоризация — это довольно сложное дело, так как любая серьезная библиотека имеет десятки и даже сотни тысяч книг. Сотрудник учреждения должен уметь рассортировать их так, чтобы можно было быстро найти любое запрашиваемое посетителем издание.
- Внедрение системы библиографических указателей. Они представляют собой специализированные справочники, в которых все газеты, журналы и книги классифицированы по определенным категориям. Это облегчает поиск литературы, которой интересуются читатели.
- Контроль состояния фонда. Специалисты библиотеки должны обеспечивать сохранность и целостность изданий, а в случае необходимости осуществлять их легкий ремонт, к примеру, склеивать порванные страницы. Это монотонная, кропотливая работа, которая требует максимальной аккуратности и скрупулёзности.
- Обеспечение грамотной системы хранения книг. Известно, что любая бумага со временем разрушается. Именно поэтому библиотекарь должен обеспечить правильные условия хранения новым и старинным изданиям.
- Общение с читателями. В ходе работы сотрудник должен выявлять потребности читателей, чтобы суметь помочь им в поиске необходимой литературы. Для этого он обязан с легкостью ориентироваться во всем многообразии представленных книг, обладать высокими коммуникативными способностями и уметь строить диалог.
- Прием новых изданий. При пополнении книжного фонда библиотекарь вносит сведения о новых изданиях в картотеку, а затем размещает их на полках в соответствии с каталогом. Все это требует немало времени, поскольку каждую новую книгу следует корректно оформить.
Топ учебных заведений
Наиболее проработанные курсы предлагают вузы, занятые подготовкой работников культуры. Топ учебных заведений высшего и дополнительного образования, где библиотекари могут пройти программы повышения квалификации, представлен в таблице ниже.
Учебное заведение | Программы | Стоимость |
---|---|---|
МГИК (Московский государственный институт культуры) |
Форма обучения дистанционная. |
Зависит от количества слушателей |
СПбГИК (Санкт-Петербургский государственный институт культуры) | Рассчитывается индивидуально | |
Казанский государственный институт культуры | Информация предоставляется при подаче заявки | |
Кемеровский государственный институт культуры | Предлагается 10 тем на выбор. Заочная форма с применением технологий дистанционного обучения. | Информация предоставляется при подаче заявки |
Новосибирский государственный педагогический университет | 4 350 руб. |
Найти качественные курсы повышения квалификации для специалистов библиотечно-информационной среды можно в крупном учебном центре «Академия Рудомино». Он организован и курируется Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы и представляет собой площадку для непрерывного профобразования работников культуры. Здесь реализуются следующие программы:
- «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки»;
- «Информационная грамотность в библиотечной деятельности»;
- «Правовое регулирование библиотечно-информационной деятельности. Организационно-правовые основы деятельности библиотек»;
- «Библиотечный менеджмент на современном этапе»;
- «Проектная деятельность библиотек»;
- «Актуальные вопросы библиотечного дела за рубежом».
Существуют и образовательные онлайн-центры с хорошей репутацией, где сотрудники библиотек могут найти подходящие программы. Некоторые из них перечислены в таблице ниже.
Учебный центр | Программы | Стоимость |
---|---|---|
АНО ДПО «Институт современных технологий и менеджмента» |
Продолжительность 36 часов. Формат – дистанционный. |
2000–3000 руб. |
Трудоемкость – от 36 до 108 часов. Формат – дистанционный. |
108 часов – 2180 руб. 72 часа – 1890 руб. 36 часов – 1190 руб. |
Из-за высокой загруженности на работе многие библиотекари предпочитают проходить повышение квалификации дистанционно, поэтому услуги онлайн-центров пользуются большим спросом. Для некоторых это единственная возможность получить заветное удостоверение. Как при очном, так и при заочном обучении слушателям предоставляются методические и учебные материалы. В них содержится масса полезной информации, которая обязательно пригодится в работе.
Примеры программ
Учебные планы курсов для библиотекарей создаются на основе:
- Федеральных государственных образовательных стандартов по направлению «Библиотечно-информационная деятельность»;
- проекта профессионального стандарта специалистов в области библиотечно-информационной деятельности.
Разработкой программ повышения квалификации занимаются профильные вузы, образовательные центры и непосредственно библиотеки. Названия курсов могут быть разными:
- «Современные подходы к управлению библиотекой»;
- «Библиотечный маркетинг»;
- «PR-технологии в библиотечной системе»;
- «Современная общедоступная библиотека»;
- «Управление пространством в библиотеке»;
- «Электронно-библиотечные системы и электронные информационно-образовательные ресурсы»;
- «Организация информационно-библиотечной работы в помощь образовательному процессу в условиях реализации ФГОС» и т.д.
Программы регулярно обновляются и корректируются в соответствии с новыми требованиями к квалификации библиотечных работников.
Суровая реальность
Но не тут-то было! Оказалось, что работа библиотекарем подразумевает всего час посидеть во время обеденного перерыва, а то и меньше, потому что требуется много: обеспыливание книжного фонда (протирание пыли в хранилище книг), оформление книжных выставок, подготовка мероприятий и много чего еще.
Наше начальство не терпит, чтобы сотрудник просто сидел на рабочем месте. Приходится постоянно двигаться, выставляя книги по алфавиту, протирая обложки изданий или оформляя выставку.
Долгожданный отпуск
Первый отпуск был похож на дембель. Две недели без постоянных претензий, пыли и людей. В этот момент жизнь за городом показалась мне просто сказочной, так как была осень, и большинство жителей уехало в город. Соответственно, встретить человека во время прогулки – большая редкость.
Первые пару дней мне казалось, что я прогуливаю работу.
Плюсы работы
Они, несомненно, есть. Я как минимум работаю там, где мечтала: в окружении книг.
Налаживание связей присутствует: с помощью общения в библиотеке я нашла великолепного стоматолога, гинеколога и множество интересных людей, с которыми и по сей день поддерживанию отношения.
Минусы работы
Их тоже предостаточно.
Во-первых, график. Работаю я с 11:00 до 19:00. Да, я спокойно сплю до 09:00, но такое позднее возвращение домой не оставляет никаких шансов заниматься домашними делами по вечерам, а утром совсем не хочется мыть посуду и готовить ужин.
Во-вторых, я практически перестала читать. Проводя целый день с литературой, совсем не хочется брать ее в руки дома.
В-третьих, пыльно. Обеспыливая книгохранилище, я заработала себе страшную аллергию на пыль, на что начальство не реагирует.
Работа мечты не всегда оправдывает все ожидания. Даже не так. Зачастую работа мечты совсем не оправдывает ожиданий. Поэтому к выбору профессии надо подходить крайне осознанно.
Теперь, спустя 3 года, я это понимаю и усиленно ищу другую работу.