Топ химических вузов россии и москвы — рейтинг 2021
Содержание:
- Заработная плата
- Карьерный рост
- Профессиональные знания
- Известные химики-технологи
- Курсы
- Особенности профессии
- Академические журналы
- Боязнь уроков химии [ править ]
- Проходные баллы
- Боязнь уроков химии [ править ]
- Предметные рейтинги вузов России в мире
- Теории образования [ править ]
- Плюсы и минусы обучения в химических университетах
- Кто такой химик
- Преимущества профессии химик
- Ссылки [ править ]
- Правила приема
- Академические журналы [ править ]
- Теории образования [ править ]
- Факультеты, направления, специальности
- Химия при поступлении в медицинский вуз
- Плюсы и минусы
- Особенности
- Теории образования
- Недостатки профессии химик
- Академические журналы
Заработная плата
Доходы подобных специалистов зависят, в первую очередь, от места их работы. Важен также опыт и профессионализм, и наличие дополнительных знаний и навыков (например, управленческих, юридических, медицинских, экономических, а также знаний иностранного языка).
Карьерный рост
Начальной ступенью карьерной лестницы химика-технолога может стать даже должность лаборанта, а высшей – пост инженера-технолога. На промышленном предприятии, при определенных умениях менеджмента, подобный специалист может со временем занять один из руководящих постов. Также есть возможность развиваться в исследовательском направлении, получая научные звания и степени.
Профессиональные знания
- Принципы проведения научных исследований.
- Правила работы над созданием новых составов, веществ и продуктов.
- Технологии использования, настройки и ремонта технологического оборудования, а также работы с программным обеспечением.
- Правила юридически грамотного заполнения различной документации, в том числе, графиков работы, смет, заявок на поставки сырья и оборудования, и так далее.
- Основы экономических расчетов эффективности работы предприятия и целесообразности внедрения новых технологий/расширения ассортимента за счет производства новых продуктов.
- Принципы контроля качества производимой продукции.
- Основы управления коллективом и организации работы подразделений предприятия.
Известные химики-технологи
- Д.И. Менделеев, создатель гидратной теории растворов, открыватель периодического закона, автор периодической системы химических элементов, автор лучших учебников по химии второй половины девятнадцатого века.
- Н.Н. Смирнов, профессор, доктор технических наук, автор более чем двухсот научных работ (преимущественно – по реакторной технике).
Курсы
МАЭО
В этом учреждении можно пройти профессиональную переподготовку по курсу «Химические технологии». Обучение длится 3 месяца и включает в себя занятия продолжительностью 520 часов. По завершении прохождения программы студенты получают диплом установленного образца. Пройти курс можно при наличии среднего специального или близкого по профилю высшего образования. Занятия проводятся в дистанционном формате, поэтому обучаться в МАЭО можно из любой точки страны, без отрыва от работы и других занятий.
Вузы
Лучшие вузы для химиков-технологов
- МГУ им. И.В. Ломоносова
- МИРЭА
- РГУНиГ им. И.М. Губкина
- РХТУ им. Д.И. Менделеева
- СПбГХФУ Минздрава РФ
- СПбГУ
Особенности профессии
Химия — это наука о веществах и их превращениях: о строении элементов, их свойствах и механизмах химических реакций. Каждое вещество состоит из молекул, а те, в свою очередь, состоят из атомов. Химия изучает взаимодействие атомов, закономерности, по которым они складываются в молекулы. Химия — это довольно обширная область естествознания, тесно связанная с биологией и физикой. Химию принято делить на неорганическую и органическую, хотя это деление условное.
Сейчас в химии выделяют множество разделов, многие из которых имеют дело и с неорганическими, и с органическими веществами.
- Физическая химия исследует физические закономерности химических процессов.
- Математическая – занимается математическим моделированием теоретически возможных физико-химических процессов.
- Биохимия изучает химический состав живых клеток и организмов, а также и протекающие в них химические процессы.
- Нанохимия исследует свойства, строение и особенности химического поведения наночастиц.
- Фотохимия сосредоточена на изучении химических процессов под воздействием света.
Есть ещё множество отраслей химической науки, и наверняка будут появляться новые.
Академические журналы
Есть много журналов, в которых можно найти или опубликовать статьи по химическому образованию. Исторически тираж многих из этих журналов ограничивался страной публикации. Некоторые концентрируются на химии на разных уровнях образования (школы или университеты), тогда как другие охватывают все уровни образования. В большинстве этих журналов публикуются различные статьи, от отчетов об аудиторных и лабораторных занятиях до образовательных исследований.
- : Опубликовано Королевский австралийский химический институт и охватывает как школьное, так и университетское образование.
- Химическое образование, исследования и практика (CERP): опубликовано Королевское химическое общество (RSC) CERP публикует исследования, касающиеся всех аспектов химического образования. CERP публикует теоретические взгляды, обзоры литературы и эмпирические статьи, включая систематические оценки инновационной практики.
- Образование в области химии (EiC): опубликовано Королевское химическое общество с охватом всех направлений химического образования. EiC — это образовательный журнал RSC, а CERP — это рецензируемый исследовательский журнал.
- Основы химии (FOCH): Издатель Springer с освещением философских и исторических аспектов химического образования.
- Журнал химического образования: Опубликовано Отделом химического образования Американское химическое общество и охватывает как школьное, так и университетское образование. Основан в 1924 году.
- Химический педагог: Охват всех направлений химического образования.
- Список научных журналов по химии
Многие исследования в области химического образования также публикуются в журналах, посвященных более широкой области естественнонаучного образования.
Боязнь уроков химии [ править ]
Демонстрация на уроке химии
Курсы химии обязательны для многих студентов университетов, особенно для студентов, изучающих естественные науки. Некоторые студенты находят уроки химии и лабораторную работу стрессом. Это беспокойство получило название хемофобии . Страхи обычно связаны с успеваемостью, сложностью изучения химических уравнений и опасениями получить лабораторные химикаты в руки. Студенты-женщины были более обеспокоены, чем мужчины. Предыдущее изучение химии было связано с меньшим беспокойством. См. Также хемофобию как предмет отвращения к химическим соединениям, а не к химии.
Проходные баллы
Требования к результатам ЕГЭ для поступления в химические университеты можно назвать дружественными абитуриенту, но чтобы попасть в ведущие вузы страны, все равно придется постараться.
Вуз | Проходной балл |
---|---|
МГУ им. М. В. Ломоносова | 408 |
СПбГУ | 267 |
НГУ | 246 |
ТГУ | 228/238 |
РУДН | 240 |
КФУ | 212/265 |
СФУ | 169 |
УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина | 192 |
ДВФУ | 150 |
ЮФУ | 193 |
Университет Лобачевского | 193 |
СПбГГУ (горный университет) | 260 |
КНИТУ (Казанский Национально исследовательский технологический университет) | 192 |
Самарский НИУ им. С. П. Королева | 210 |
РХТУ им. Д. И. Менделеева | 246 |
СГУ | 172 |
ТюмГУ | 211 |
ДГТУ | 197 |
По традиции сложнее всего поступить в лучший вуз страны – МГУ. Чтобы пробиться на бюджетное место химического факультета, в прошлом году нужно было набрать не менее 408 баллов из 510 возможных (в зачет идут результаты трех ЕГЭ и дополнительного вступительного испытания, а также 10 баллов за личные достижения).
Минимальный порог для абитуриентов-химиков – в Дальневосточном федеральном университете (всего 150), хотя вуз тоже востребованный (17 позиция во всероссийском рейтинге Интерфакса и 541 – в международном топе QS).
Для Казанского и Томского университетов указано двойное значение проходных баллов, так как на их сайтах представлены показатели по разным уровням подготовки (в ТГУ химия для бакалавров – 228, фундаментальная и прикладная химия уровня специалитета – 238 баллов, в КФУ по аналогичным программам – 212 и 265 баллов соответственно).
Боязнь уроков химии [ править ]
Демонстрация на уроке химии
Курсы химии необходимы для многих студентов университетов, особенно для студентов, изучающих естественные науки. Некоторые студенты находят уроки химии и лабораторную работу стрессом. Это беспокойство получило название хемофобии . Страхи обычно связаны с успеваемостью, сложностью изучения химических уравнений и опасениями получить лабораторные химикаты в руки. Студентки были более обеспокоены, чем мужчины. Предыдущее изучение химии было связано с меньшим беспокойством. См. Также хемофобию как предмет отвращения к химическим соединениям, а не к химии.
Предметные рейтинги вузов России в мире
Британское издание Times Higher Education готовит международные рейтинги вузов по разным предметным направлениям:
- МФТИ, МГУ имени М. В. Ломоносова и НИЯУ МИФИ входят в сотню лучших физических университетов.
- МФТИ также в числе ста лучших по направлению «компьютерные науки», а МГУ — в разделе «искусство и гуманитарные науки».
- В разделе «инженерные науки и технологии» среди двухсот лучших — СПбПУ и МГТУ имени Н. Э. Баумана.
- В разделах «науки о жизни» также фигурирует МГУ имени М. В. Ломоносова, но лишь во второй сотне, а по направлению «клиническая и доклиническая медицина» — в третьей.
- КФУ — среди первой сотни лучших педагогических вузов.
- Во второй сотне вузов по направлению «Бизнес и экономика» есть НИУ «ВШЭ» и МГУ. НИУ «ВШЭ» занимает аналогичные позиции и по направлениям «право», «психология», «социальные науки».
Критериями для таких предметных рейтингов выступают:
- уровень преподавания;
- достижения в науке;
- индекс цитирования;
- международное сотрудничество;
- прибыль от производственной деятельности.
В целом международный рейтинг вузов России — один из важных показателей качества образования. В университетах, которые попадают в такие списки, квалифицированный преподавательский состав, хорошая материально-техническая база, комфортные условия для учёбы и развития.
Независимо от того, выбрали ли вы университет из мирового рейтинга или другой институт, учиться в нём на отлично помогут эксперты студенческого сервиса. Они научат правильно оформлять реферат или курсовую, объяснят непонятную тему или помогут подготовиться к семинару.
Теории образования [ править ]
Существует как минимум четыре различных философских точки зрения , описывающих, как осуществляется работа в области химического образования. Первый — это то, что можно было бы назвать перспективой практикующего врача , когда люди, ответственные за преподавание химии (учителя, преподаватели, профессора), в конечном итоге определяют химическое образование своими действиями.
Третья перспектива — исследования в области химического образования (CER). Следуя примеру исследований в области физического образования (PER), CER, как правило, использует теории и методы, разработанные в исследованиях доуниверситетского естественно-научного образования, которые обычно проводятся в учебных заведениях, и применяет их для понимания сопоставимых проблем в условиях послесреднего образования ( в дополнение к доуниверситетским настройкам). Подобно исследователям естественнонаучного образования, практики CER склонны изучать методы преподавания других, а не сосредотачиваться на своих собственных классах. Исследования в области химического образования обычно проводятся на местеиспользуя человеческие предметы из средних и послесредних школ. В исследованиях в области химического образования используются как количественные, так и качественные методы сбора данных. Количественные методы обычно включают сбор данных, которые затем могут быть проанализированы с использованием различных статистических методов. Качественные методы включают интервью, наблюдения, ведение журнала и другие методы, общие для исследований в области социальных наук.
Наконец, возникает новая перспектива под названием « Стипендия преподавания и обучения» (SoTL). Несмотря на то, что ведутся споры о том, как лучше всего определять SoTL, одна из основных практик для преподавателей основного направления (органические, неорганические, биохимические и т. Д.) — выработать более информированное представление о своей практике, о том, как проводить исследования и размышления о собственном преподавании и о том, что составляет глубокое понимание в обучении студентов.
Плюсы и минусы обучения в химических университетах
Если школьник, что называется, болеет химией, то ему прямая дорога в вуз, специализирующийся в этом направлении. Плюсами такого выбора станут:
- небольшой конкурс на бюджетные места;
- легко найти работу, так как специалисты-химики сейчас на вес золота;
- огромное количество грантов, исследований, образовательных программ и стажировок, в том числе зарубежных, по этому профилю.
Все это в совокупности дает хорошие перспективы для будущего карьерного роста и открывает дорогу к трудоустройству в других странах (за рубежом эта специальность так же широко востребована).
Довольно радужные перспективы омрачают негативные стороны профессии химика:
- огромные масштабы работы (нередко монотонной и утомительной);
- тяжелые условия труда (вредные пары, ядовитые вещества и сильная вибрация – частые спутники химиков).
Если ограничений по здоровью нет и присутствует живой интерес к будущей профессии, то следует подобрать учебное заведение, которое сможет не только пополнить багаж знаний, но и поддержит любовь к предмету.
Кто такой химик
Химик – это квалифицированный специалист, который изучает химические вещества и соединения, их свойства и особенности реакций. По сути, химиком можно назвать любого специалиста, который работает с химическими веществами – это может быть ученый, рабочий на химическом производстве, лаборант химического факультета или преподаватель химии в школе.
Единого мнения по поводу происхождения термина «химия» не существует. Однако точно известно, что впервые его употребил греческий алхимик Зосима Панополитанский в V веке нашей эры, используя его в смысле «наливание», «настаивание». Кстати, по официальной версии развиваться эта наука начала около пяти тысяч лет назад в Египте и Междуречье. Однако скорее всего первые химические опыты проводились еще на заре развития человечества (например, горение и кипячение).
Примечательно, что в Средневековье алхимики приравнивались к колдунам и жестоко преследовались инквизицией. И только в 17 веке общество признало химию, как науку в результате чего появились химики-ученые.
Современный химик производит химический анализ состава веществ, изучает их свойства, дает прогноз использования, синтезирует новые продукты, налаживает технологический процесс, контролирует соблюдение технологии и выполняет множество других задач. Что именно представляют из себя эти задачи, зависит от специализации химика. Наиболее распространенными специализациями являются:
- химик-инженер – контролирует качество сырья, которое изготавливается, и проводит анализ вспомогательных составляющих. В его задачи также входит работа над методиками производства, контроль химических процессов и заполнение документации;
- химик-лаборант – производит анализ веществ на химическом и физико-химическом уровнях: он устанавливает их химический состав и физико-химические свойства, вычисляет соотношение элементов и соединений, содержащихся в исследуемых образцах. Данные процедуры позволяют контролировать соответствие сырья и готовой продукции производственным нормативам;
- химик-технолог – разрабатывает новые и совершенствует действующие технологии, внедряет их в производство и производит контроль образцов продукции. В его обязанности также входит создание составов с заданными свойствами, расчет требуемого количества сырья, энергии и прочих материалов, анализ отходов и выбор оптимального варианта утилизации. При наличии брака технолог устанавливает его причины и ищет способ устранения проблемы. Современному химику-технологу полезно уметь работать с поставщиками, разбираться в экономике и ориентироваться на рынке химии – все это поможет продвинуться по карьерной лестнице и занять руководящую должность;
- биохимик – исследует протекание химических процессов в живых организмах, изучает и анализирует их реакции на лекарственные препараты и аллергены, в агрохимии занимается исследованиями по повышению урожайности сортов и так далее;
- химик-эколог – на предприятиях производит экологический контроль, устанавливает ограничения на природопользование, занимается разработкой нормативов безопасного воздействия на среду, производит инвентаризацию объектов, загрязняющих атмосферу, испытывает установки пылегазоочистки и системы переработки, проводит химическую экспертизу воды, продукции и сырья, ведет документацию.
Нельзя также не упомянуть о таких специализациях, как биофармахимик, химик-исследователь, радиохимик и фармацевт. Подчеркнем, что должностные обязанности специалиста напрямую зависят от места работы.
Преимущества профессии химик
Работа химика увлекательна и позволяет специалисту узнавать все тайны окружающего мира. К тому же эта профессия является социально полезной – ведь без химии современный образ жизни был бы невозможен. Благодаря химикам (ученым, исследователям, технологам и т.д.) люди делают мир таким, какой он есть: создают лекарства и новые материалы, строят дома, конструируют автомобили, и совершают научные открытия.
Химики востребованы практически во всех сферах жизнедеятельности человека: они могут работать в любой промышленной области, заниматься научной деятельностью, в том числе исследованием космоса, или преподавать.
У представителей данной профессии широкие возможности для карьерного роста и они достаточно хорошо зарабатывают. Согласно статистическим данным средняя зарплата химика в России составляет порядка 20-60 тысяч рублей в месяц (в зависимости от квалификации, региона, условий труда и т.д.).
Ссылки [ править ]
- Перейти ↑ Coppola, BP (2007). «Самые красивые теории…» . Журнал химического образования . 84 (12): 1902–11. Bibcode2007JChEd..84.1902C . DOI10.1021 / ed084p1902 .
- ^ Коппола, BP; Джейкобс, Д. (2002). «Является ли стипендия преподавания и обучения новой для химии?» . В Huber, MT; Морреале, С. (ред.). Дисциплинарные стили в науке преподавания и обучения: изучение точек соприкосновения . Американская ассоциация высшего образования. С. 197–216 . ISBN 978-1-56377-052-4.
- ^ Эдди, Роберта М. (2000). «Хемофобия в классе колледжа: масштабы, источники и характеристики учащихся». Журнал химического образования . 77 (4): 514. Bibcode2000JChEd..77..514E . DOI10.1021 / ed077p514 .
- ^ Табер, KS (2012). «Признание качества в отчетах об исследованиях и практике химического образования». Исследования и практика химического образования . 13 (1): 4–7. DOI10.1039 / C1RP90058G .
Правила приема
Каких-либо особых правил в отношении поступления в химические институты России нет (за исключением медицинских противопоказаний, о которых речь шла выше). Причем это ограничение весьма условно, так как многие вузы не требуют от своих абитуриентов особого врачебного освидетельствования, кроме стандартной справки 086/у. Но дальнейшая работа по специальности при наличии проблем со здоровьем будет практически невозможна.
Первое, с чего следует начать поступление, это выбрать те предметы ЕГЭ, которые требуются в намеченном вузе. Как правило, в число этих дисциплин входят:
- обязательный русский язык;
- математика профильного уровня сложности;
- ну и, конечно, химия.
МГУ и СПбГУ проводят дополнительные вступительные испытания по профилю подготовки. Если стоит задача поступить именно на бюджет, то для повышения шансов на успех следует подавать заявки сразу по нескольким направлениям в стенах одного учебного заведения (их по закону об образовании можно выбрать не более трех).
В стандартный пакет документов абитуриента входят:
- Заявление о приеме.
- Анкета (иногда она совмещается на одном бланке с заявлением).
- Удостоверение личности (копия).
- Диплом об образовании (оригинал плюс копия).
- Сведения о результатах ЕГЭ.
- Документально подтвержденные данные о персональных достижениях.
- Согласие на обработку личной информации о поступающем.
- Фотографии.
Список может быть дополнен, требования нужно уточнять в приемных комиссиях.
Академические журналы [ править ]
Есть много журналов, в которых можно найти или опубликовать статьи по химическому образованию. Исторически тираж многих из этих журналов ограничивался страной публикации. Некоторые концентрируются на химии на разных уровнях образования (школы или университеты), тогда как другие охватывают все уровни образования. В большинстве этих журналов публикуются различные статьи, от отчетов об аудиторных и лабораторных занятиях до образовательных исследований.
- : издается Королевским австралийским химическим институтом и охватывает как школьное, так и университетское образование.
- Исследования и практика в химическом образовании (CERP):издается Королевским химическим обществом (RSC). CERP публикует исследования, касающиеся всех аспектов химического образования. CERP публикует теоретические взгляды, обзоры литературы и эмпирические статьи, включая систематические оценки инновационной практики.
- Образование по химии (EiC): издается Королевским химическим обществом и охватывает все области химического образования. EiC — это образовательный журнал RSC, а CERP — это рецензируемый исследовательский журнал.
- Основы химии (FOCH): Издание Springer с освещением философских и исторических аспектов химического образования.
- Журнал химического образования : издается Отделом химического образования Американского химического общества и охватывает школьное и университетское образование. Основан в 1924 году.
- Преподаватель-химик : Охват всех областей химического образования.
- Список научных журналов по химии
Многие исследования в области химического образования также публикуются в журналах, посвященных более широкой области естественнонаучного образования.
Теории образования [ править ]
Существует как минимум четыре различных философских точки зрения , описывающих, как осуществляется работа в области химического образования. Первый — это то, что можно было бы назвать перспективой практикующего врача , когда люди, ответственные за преподавание химии (учителя, преподаватели, профессора), в конечном итоге определяют химическое образование своими действиями.
Третья перспектива — исследования в области химического образования (CER). Следуя примеру исследований в области физического образования (PER), CER, как правило, использует теории и методы, разработанные в ходе исследований в области естественнонаучного образования, которые обычно проводятся в учебных заведениях, и применяет их для понимания сопоставимых проблем в условиях послесреднего образования ( в дополнение к доуниверситетским настройкам). Подобно исследователям естественнонаучного образования, практики CER склонны изучать методы преподавания других, а не сосредотачиваться на своих собственных классах. Исследования в области химического образования обычно проводятся на местеиспользуя человеческие предметы из средних и послесредних школ. В исследованиях в области химического образования используются как количественные, так и качественные методы сбора данных. Количественные методы обычно включают сбор данных, которые затем могут быть проанализированы с использованием различных статистических методов. Качественные методы включают интервью, наблюдения, ведение дневника и другие методы, общие для исследований в области социальных наук.
Наконец, возникает новая перспектива под названием « Стипендия преподавания и обучения» (SoTL). Несмотря на то, что ведутся споры о том, как лучше всего определять SoTL, одна из основных практик — это для основных преподавателей (органические, неорганические, биохимические и т. Д.) Выработать более информированное представление о своей практике, о том, как проводить исследования и размышления о собственном преподавании и о том, что составляет глубокое понимание в обучении студентов.
Факультеты, направления, специальности
Химические институты проводят профильную подготовку студентов на комплексных естественно-научных или узкопрофильных факультетах, в некоторых вузах они выделены в отдельные подразделения, например:
- Школа естественных наук ДВФУ;
- факультет переработки минерального сырья (в Питерском горном университете);
- Институт химии СПбГУ или ТюмГУ;
- факультеты в РХТУ им. Менделеева:
- естественных наук; o химико-технологический;
- ВКХ РАН (Высший химический колледж Академии наук);
- химико-фармацевтических технологий и биомедицинских препаратов;
- технологии неорганических веществ и высокотемпературных материалов;
- нефтегазохимии и полимерных материалов;
- инженерной химии;
- химии и проблем устойчивого развития;
- промышленной экологии и биотехнологии;
- Институт материалов современной энергетики и нанотехнологии;
- факультеты естественных наук НГУ и РУДН;
- в МГУ факультеты:
- химический;
- наук о материалах и фундаментальной физико-химической инженерии;
- Химический институт им. А. М. Бутлерова КФУ;
- Химический факультет ТГУ;
- Естественно-научный институт СамГУ.
В зависимости от выбранного высшего учебного заведения студент может изучать не только фундаментальную или прикладную химию, выбрать можно:
- механику материалов и физику;
- медицинскую химию;
- теоретическую и экспериментальную химию;
- химическую технологию;
- функциональные материалы и наноматериалы.
Форматы образования разные: бакалавриат (4 года с перспективой последующего поступления в магистратуру – плюс еще 2 года) или сразу специалитет (5 лет и возможность продолжить исследования в аспирантуре для получения ученой степени).
Химия при поступлении в медицинский вуз
Для абитуриентов, подавших документы в медицинский вуз, химия – профилирующий предмет, по которому придется пройти вступительное испытание. Во многих университетах есть требования по минимальным результатам ЕГЭ, минимум 50 баллов.
Решение врачом/химиком/фармацевтом созрело давно? Нужно подумать о поступлении заранее – участвовать в олимпиадах, проходить подготовительные курсы. Это даст дополнительное преимущество при подаче документов и поможет на экзаменах.
Чем престижнее вуз, тем сложнее в него поступить. Те, кто выбирает университеты Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска или Курска должны быть готовы к большому конкурсу. Сибирские «вышки» в Томске или Хабаровске отличаются высоким уровнем преподавания, но из-за территориальной удаленности поступить в них проще.
Плюсы и минусы
Плюсы
- Интересная профессия (при наличии склонностей к химии), в которой можно регулярно открывать для себя, создавать что-то новое.
- Возможность работать практически в любых отраслях промышленности.
- Возможность заняться научно-исследовательской или управленческой деятельностью.
- Перспективность специальности, возможность приносить реальную пользу людям, экономике, экологии.
- Достойная заработная плата (при успешном трудоустройстве).
Минусы
- Вероятность работы во вредных для здоровья условиях.
- Необходимость справляться с большим объемом рабочих задач и разными видами трудовой деятельности.
- Высокая личная ответственность.
Особенности
Химик-технолог может работать на предприятии, но в рамках той же профессии он может заниматься научно-исследовательской деятельностью. Профессия появилась вместе с самой химпромышленностью. Еще в 15 столетии в Европе начали открываться мануфактуры, где производились соли и щелочи, кислоты для изготовления лекарств и красящих веществ. Каждое новое открытие в области химии становилось новой вехой в эволюции самой профессии.
Простой пример: в начале прошлого века было изобретено оборудование для синтеза аммиака в промышленных масштабах. И применение этого оборудования в агрохимической отрасли привело к возникновению крупного направления хозяйства – производства минудобрений. Ближе к середине прошлого века свет увидели теоретические работы по цепным реакциям, которые сумели найти практическое применение в изготовлении пластических масс, смол, искусственных волокон (синтетики).
Работа современного химика-технолога – это оптимизация уже действующего производства или же создание нового продукта в косметологии и фармакологии, целлюлозно-бумажной отрасли, на металлургических и нефтеперабатывающих заводах, на военных объектах и т. д. Специалист занимается созданием объекта для потребления либо производственного средства с определенными свойствами. Результат его работы должен обладать возможностями производства в промышленных масштабах по алгоритму.
Специалист должен знакомиться с различными образцами, изучать их состав, анализировать свойства, определять расходы и отходы, способы утилизации отходов производства. Сначала химик-технолог контролирует образцы поступающего сырья и расходных материалов, потом – качество уже готового продукта, его соответствие заявленным критериям. Химик-технолог может совмещать практическую деятельность с научной. Также он может быть частью административно-управленческого звена.
Описание профессии будет неполным без перечисления ее плюсов и минусов.
К плюсам специальности можно отнести следующие:
- интересная профессия для тех, кто искренне увлечен химией;
- работа не предполагает однообразия;
- профессия развивается, научные исследования продвигают промышленность, и с сегодняшним ориентиром на экологичность производства будут востребованы именно те компании, которые смогут двигаться в этом направлении;
- если человек хочет совмещать практику и научную деятельность, в этой профессии есть все возможности для этого;
- работа в большом коллективе, на крупных предприятиях;
- возможны командировки, участие в форумах, выставках, научных конференциях;
- хорошая заработная плата, если специалист востребован и работает, например, на крупном преуспевающем заводе или фабрике.
Но существуют и минусы:
- назвать их можно побочными эффектами работы – вибрации, шум, взаимодействие с реагентами, растворами (но риски минимизирует специальная экипировка и соблюдение техники безопасности);
- стартовые возможности должны быть высоки – нужно хорошо учиться в школе, скорее всего, даже выбирать профиль химико-биологический.
Теории образования
Есть как минимум четыре разных философские взгляды которые описывают, как выполняется работа в области химического образования. Первый — это то, что можно назвать точка зрения практикующего, где лица, ответственные за преподавание химии (учителя, преподаватели, профессора), в конечном итоге определяют химическое образование своими действиями.
Третья перспектива химическое образование (CER). По примеру физическое образование исследования (PER), CER имеет тенденцию брать теории и методы, разработанные в исследованиях естественнонаучного образования, которые обычно проводятся в школах образования, и применяет их для понимания сопоставимых проблем в учреждениях послешкольного образования (в дополнение к доуниверситетским настройки). Подобно исследователям естественнонаучного образования, практики CER склонны изучать методы преподавания других, а не сосредотачиваться на своих собственных классах. Исследования в области химического образования обычно проводятся на месте используя человеческие предметы из средних и послесредних школ. В исследованиях в области химического образования используются как количественные, так и качественные методы сбора данных. Количественные методы обычно включают сбор данных, которые затем могут быть проанализированы с использованием различных статистических методов. Качественные методы включают интервью, наблюдения, ведение дневника и другие методы, общие для исследований в области социальных наук.
Наконец, возникает новая перспектива, называемая В Стипендия преподавания и обучения (SoTL). Несмотря на то, что ведутся споры о том, как лучше всего определять SoTL, одна из основных практик заключается в том, чтобы преподаватели основных направлений (органические, неорганические, биохимические и т. собственное преподавание и о том, что составляет глубокое понимание в обучении студентов.
Недостатки профессии химик
Главный недостаток в работе химика – взаимодействие с опасными веществами. Нельзя полностью исключать вероятность несчастного случая в лаборатории – всегда присутствует риск, что во время эксперимента химическая реакция выйдет из-под контроля. Плохо закончиться может и банальная халатность, и небрежное обращение с химикатами.
Поскольку работа с опасными/вредными веществами предполагает высокий уровень ответственности, рано или поздно специалист начинает испытывать психологический дискомфорт. Ну и нельзя забывать о том, что вредные вещества также оказывают негативное воздействие на здоровье химика.
Академические журналы
Несколько журналов публикуют статьи, связанные с химическим образованием. Некоторые журналы посвящены конкретным уровням образования (школы или университеты), в то время как другие охватывают все уровни образования. Журнальные статьи варьируются от отчетов об аудиторной и лабораторной практике до образовательных исследований.
- опубликованКоролевским австралийским химическим институтом. Охватывает как школьное, так и университетское образование.
- Журнал химического образования (CEJ): охватывает все области химического образования.
- Исследования и практика химического образования (CERP):ИзданоКоролевским химическим обществом(RSC). Публикует теоретические перспективы, обзоры литературы и эмпирические статьи, включая систематические оценки инновационной практики.
- Образование в области химии (EiC):ИзданоКоролевским химическим обществом. Охватывает все области химического образования. (EiC — это образовательный журнал RSC, а CERP — это рецензируемый исследовательский журнал).
- Основы химии (FOCH):ИзданоSpringer. Охватывает философские и исторические аспекты химического образования.
- Журнал химического образования :публикуется отделом химического образования Американского химического общества. Охватывает как школьное, так и университетское образование.
- The Chemical Educator :издаетсяSpringer-Verlagс 1996 по 2002 год. Охватывает все области химического образования.
- Список научных журналов по химии
Исследования в области химического образования также публикуются в журналах, посвященных более широкой области естественнонаучного образования .