Знаменитые мультипликаторы
Содержание:
- Какие бывают режиссеры
- Мультипликация сегодня
- Общая информация
- Карьера и зарплата аниматора в 2021 — 2025 годах
- литература
- Какие навыки нужны аниматору
- Я ценю результаты своего труда
- Требования
- Куда сдавать экзамены на аниматора-мультипликатора?
- Создание анимации для игр
- Виды
- Мультипликатор P/B
- Важные личные качества
- Кто создал мультфильм «Ежик в тумане»?
- С кого всё началось?
- Что еще можно сдавать на аниматора-мультипликатора?
- Мультипликатор EV/EBITDA
Какие бывают режиссеры
Режиссер-постановщик
Режиссер-постановщик — это главное лицо, которое отвечает за все происходящее на съемочной площадке или на сцене. Ему подчиняются актеры, операторы, звукорежиссеры, сценаристы, декораторы и прочие специалисты — он их организует и отвечает за конечный результат. Потому слово «постановщик» в его отношении употребляется не всегда.
Режиссура и коммерция
Разумеется, все эти приемы прекрасно работают и в коммерческой съёмке, поэтому для создания семейного фильма или рекламы режиссер необходим. Пожалуй, единственное отличие режиссера коммерческих продуктов в том, что он, как правило, умеет работать с заказчиком, деликатно предлагая свое видение и прислушиваясь к чужому.
К примеру, чтобы реклама сработала, она должна цеплять. Съёмка рекламы это точно такой же процесс создания фильма, но сложность в том, что основную мысль нужно уместить в 1-1,5 минуты. Режиссер подскажет, на каких словах и планах нужно точно сделать акцент, поможет с выбором актёров и раскадровкой. Это не то, чем можно пренебречь при создании рекламного ролика, а значит, лучше довериться профессионалу.
В работе над семейным фильмом также требуется организация процесса. В таком фильма задействовано большое количество людей. И нужно не только скоординировать их взаимодействие, но и при монтаже понять, в каком порядке будут рассказаны их истории. Какова будет драматургия фильма, какой будет его атмосфера. Так семейный фильм получится трогательным и запоминающимся.
Нечто среднее – это съёмка блогера, когда необходимо презентовать его деятельность, но также и не забывать, что за этой деятельностью стоит личность. К тому же, в случае с блогерами хорошо бы снимать и в статике, и в динамике, использовать при этом экшн-камеру, и чтобы продукт в итоге не получился негармоничным из-за разности планов и скоростей лучше возложить работу по созданию такого ролика на режиссера.
Режиссер театра
В задачи режиссера театра входит организация и проведение всех мероприятий по постановке спектакля — от работы над текстом пьесы, подбора исполнителей и декораций до постановки произведения, синхронизации действий актеров и их соответствия и сюжетной линии, и художественному замыслу (причем как автору пьесу, так и своему).
Режиссер монтажа
Профессия режиссера монтажа (или киномонтажа) скрывает под собой обычного монтажера, который куски съемки сводит в одно произведение (фильм, телепередачу, рекламный ролик, клип). Конечно, это не обычный техник, который нажимает кнопки на компьютере, а специалист, работающий бок о бок с режиссером, знающий все тонкости и нюансы будущей картины и помимо этого умеющий выполнять все технические функции.
Главная задача режиссера монтажа сделать на выходе то, что ожидает главный режиссер.
Мультипликация сегодня
Сегодня само понятие «мультипликатор» очень широко и охватывает несколько специализаций:
- постановщик – он главный из всех художников, задаёт стиль мультика, руководит и контролирует;
- мультипликатор по персонажам – он создаёт визуальный образ героев;
- контуровщик – он переносит рисунки с бумаги на специальную целлуидную плёнку;
- фазовщик – создаёт рисунки героев с промежуточными движениями;
- прорисовщик – облагораживает начистовую ключевые рисунки, доводит их «до ума», чтобы они были максимально схожи с тем, что требует постановщик;
- фоновщик – отвечает за красивые фоны и панорамы, например, леса и реки, горы и степи, то есть за ту остановку, где будет в мультике жить герой.
А ещё когда создаются крупные проекты, мультипликаторов делят на тех, что:
- занимаются живыми героями;
- занимаются спецэффектами – дождем, снегом, водой и прочим;
- занимаются антуражем – автомобилями, механизмами и разными объектами, которые складывают общий фон.
Так что есть, из чего выбрать!
Общая информация
Первые мультипликационные рисунки начали появляться еще в доисторические времена, но максимального расцвета анимационная культура достигла в 19-м веке. После появления кино интерес к мультфильмам временно утих, но вскоре возродился. А когда появились компьютерные программы, популярность жанра еще больше возросла.
Художник-мультипликатор – специалист, который не только рисует образы, но и продумывает их до наиболее мелких деталей, вплоть до кадра, где они показываются. Обычно люди работают над созданием мультфильма целой командой, где каждый имеет свою роль: один прорисовывает образы персонажей, другой человек продумывает декорации и так далее.
Сегодня профессия преподается в Московском государственном институте кинематографии С. А. Герасимова на улице Вильгельма Пика. На эту специальность очень большая конкуренция. Но больше, чем в государственных университетах, никто профессионально не обучается мультипликации. Но можно обучиться созданию мультфильмов и в анимационных колледжах, после чего мастеров с удовольствием оценят и пригласят на практику для получения опыта. В Москве на Курской создан колледж – время обучения два года, конкурс простой, обучение проходит интересно.
От профессионального художника-мультипликатора требуется ощущение стиля, понимания правил динамики, способность видеть и передавать личность персонажа, пространственное воображение, ощущение времени, проведенного перед экраном (кинематика).
Часто, чтобы верно представлять эмоции и жесты в кадре, художник должен сам изобразить их. Для хорошей работы требуется работоспособность, ответственность, решительность, перфекционизм и эмоциональная устойчивость. Оптимизм и навыки командной работы тоже не помешают.
Карьера и зарплата аниматора в 2021 — 2025 годах
Получив диплом аниматора, можно начинать свою карьеру в мультипликационной студии или в компании, разрабатывающей видеоигры, можно работать на телевидении или в рекламном агентстве.
Заработок же зависит от того, какую именно должность вы будете занимать.
В 2021 году средние зарплаты в сфере анимации:
- Художник-мультипликатор — от 80 000 ₽;
- Моушн-дизайнер — от 90 000 ₽;
- 3D-визуализатор — от 100 000 ₽;
- Дизайнер видеоигр — от 100 000 ₽;
- VFX-художник — от 140 000 ₽.
К 2025 году прогноз востребованности профессии аниматора:
Количество мультипликационного контента и видеоигр год от года будет только расти.
— Современная культура и медиапространство требуют производства все большего количества разноформатного анимационного контента. Стремительный рост OTT-сервисов, digital-сегмента, расширение рынка онлайн-продуктов, а также поиск новых форм и техник в искусстве анимации сделали очевидной необходимость в большом количестве квалифицированных кадров в этой сфере», — делится своими наблюдениями за информационным рынком директор киностудии «Союзмультфильм» Борис Машковцев.
литература
- Клаус Роуз, Карлханс Зауэрнхаймер: Теория внешней торговли. 14-е издание, Verlag Franz Vahlen, Мюнхен, 2006 г., ISBN 3-8006-3287-X . 675 стр.
- Питер Бофингер: основы экономики. 3-е издание, Pearson Studium, Мюнхен, 2010 г., ISBN 3-8273-7354-9 . 618 стр.
- Николас Грегори Мэнкью, Марк Питер Тейлор; Адольф Вагнер, Марко Херрманн (переводчик): Основы экономики. (Оригинальное название на английском языке: Principles of Economics ) 4-е издание, Schäffer-Poeschel Verlag, Stuttgart 2008, ISBN 3-7910-2787-5 . 989 с.
- Пол Энтони Самуэльсон , Северный дом Уильяма Доубни : экономика. Международный стандарт работы по макро и микроэкономике. 4-е издание, mi-Wirtschaftsbuch (Münchner Verlagsgruppe), Мюнхен, 1998. ISBN 3-86880-089-1 . 1104 с.
Какие навыки нужны аниматору
Для поступления в официальное учебное заведение понадобятся навыки рисования и раскадровки. Их можно получить в художественных школах, на специальных курсах, детских студиях анимации или занимаясь с преподавателем индивидуально.
Для обучения 3D-анимации в дистанционной школе навык рисования желателен, но не обязателен. Объёмной компьютерной анимации можно научиться полностью «с нуля». А вот если есть желание освоить рисованную 2D-анимацию, начальные навыки рисования понадобятся. Особенно приветствуется в анимации умение рисовать скетчи — быстрые наброски.
Аниматор — не художник. Как говорил мой ментор, известный российский аниматор Александр Дорогов, который работал на студии Disney, а сейчас обучает студентов в России, «хороший рисунок не спасет анимацию, её спасет хороший тайминг». Для аниматора более важна не тщательная прорисовка, а умение видеть изображение в динамике.
Я ценю результаты своего труда
Профессия android-разработчик: кто такой, что делает, сколько зарабатывает, где учиться и как им стать
Вы нашли заказчика. Или вам поручили решение какой-то интересной задачи, в которой вы хорошо разбираетесь. И задают вполне резонный вопрос: «Сколько это стоит?».
Я знаю множество людей, которые пугаются этого вопроса так, как будто их попросили продемонстрировать личного скелета в шкафу. Почему? Да потому что большинство из нас склонно сомневаться в собственной компетентности. К сожалению, чаще это происходит именно с теми, кто действительно является спецом.
Что делать?
Никогда не должно быть стыдно оценить себя по достоинству. То есть назвать именно ту сумму, которой вы заслуживаете. Как это сделать? Изучить рынок и предложения от специалистов вашего уровня (ведь в глубине души вы его все равно знаете) и сложить цену.Если в вас заинтересованы, никто никуда убегать не будет. Просто заказчик либо согласится на ваши условия, либо предложит более приемлемую для себя сумму. И тогда решение будете принимать вы.
Требования
Мультипликатором может стать любой желающий. Однако необходимо ознакомиться с требованиями и навыками, а также стоит принять то, что если у кого-то нужных навыков окажется больше, то его путь к вершине мультипликационного искусства будет намного проще.
Знания и навыки
Преимуществами кандидата будут:
- чувства вкуса и стиля;
- понимание механики динамики и движения;
- уникальное видение мира;
- в некоторой степени психологизм (чтобы сформировать и передать характер персонажа);
- хорошее воображение;
- пространственное мышление.
Также необходим хороший глазомер, развитое чувство кинематики и наблюдательность. Пригодятся и актерские способности, потому что иногда, чтобы передать какие-то эмоции, необходимо срисовать их с живой модели, но не всегда под рукой будет человек, который готов помочь. Так что мультипликаторы часто срисовывают некоторые эмоции с себя. И главное – это умение рисовать.
К ключевым навыкам можно отнести и эффективное использование специальной техники (хотя бы знание компьютера и необходимых компьютерных программ). Цениться будет и пунктуальность, так как в современном мире все взаимодействие строится на дедлайнах, а потому просто необходимо уметь укладываться в срок.
Профессия мультипликатора требует постоянного развития, поступления новых знаний о существующих способах изображения, так как воплощение персонажа в разных техниках может выглядеть совершенно по-разному.
Личные качества
К необходимым личным качествам можно отнести:
- высокую работоспособность;
- умение брать на себя ответственность;
- целеустремленность;
- аккуратность, практически педантизм;
- терпение;
- чувство юмора;
- готовность к командной работе.
Многие студенты осваивают вышеперечисленные профессии вопреки собственному желанию заниматься творчеством. И совершенно напрасно – в настоящее время художники от голода не умирают. Они вполне комфортно чувствуют себя в роли дизайнеров, декораторов, мультипликаторов и т. д.
В статье мы расскажем, кто такой художник-мультипликатор и как им стать, специализации, профессиональные обязанности, какие нужны навыки и знания, средняя заработная плата, где можно работать, карьерный рост, преимущества и недостатки профессии, востребованность на рынке труда.
Куда сдавать экзамены на аниматора-мультипликатора?
Вот несколько вузов, куда можно сдавать экзамены на аниматора:
- Московский политехнический государственный университет – факультет графики, дизайна и связей с общественностью.
- Московский институт бизнеса и дизайна – факультет менеджмента и дизайна.
- Московский государственный институт В.И. Сурикова – факультет живописи и графики.
- Санкт-Петербургский университет технологий и дизайна – факультет менеджмента, графики и дизайна.
- Санкт-Петербургский институт кино и телевидения – факультет режиссуры и кино.
- Томский национальный университет – факультет прикладной графики.
- Рязанский государственный университет – факультет дизайна и прикладных искусств.
Создание анимации для игр
В высокобюджетных компьютерных играх анимация всегда на виду, так как игроки в первую очередь визуально оценивают увиденное. Помимо высокой кадровой частоты и сверхдетализированных текстур, особое место в хорошей графической составляющей видеоигры занимает реалистичная анимация.
Это может быть, например, лицевая анимация во время диалогов между персонажами. Или анимация движений и совершаемых действий (прыжки, приседания, бег и т. д.). В любом случае профессия имеет колоссальную перспективу в нашем постиндустриальном обществе уже сегодня. А что будет завтра? Риторический вопрос…
Виды
Для анализа финансовой деятельности предприятия используется набор параметров: различные виды доходов и расходов, разные классы вложений, а также иные потоки движения денежных средств. Возникла необходимость разделения понятия «мультипликатор» на виды, в зависимости от этих показателей.
- мультипликаторы денежных предложений;
- мультипликаторы инвестиционных расходов;
- мультипликаторы правительственных расходов;
- мультипликаторы потребительских расходов;
- налоговые мультипликаторы.
Значение эффекта мультипликатора подразумевает наличие различных условий, в этой связи и возникло такое разнообразие видов. Рассмотрим самые распространенные.
Мультипликатор P/B
Мультипликатор P/B (англ: Price to Book Value, аналог. P/BV, P/B ratio, перевод: Цена / Балансовая стоимость) – коэффициент, показывающий отношение рыночной стоимости акций к балансовой стоимости чистых активов (собственный капитал). Другими словами, отражает, что получит акционер в случае банкротства компании. В процессе ликвидации компании, ее имущество распродается и делится среди акционеров.
Формула расчета P/B показателя следующая:
Рыночная стоимость – рыночная капитализация (стоимость акций х количество).
Балансовая стоимость – имущество предприятия (чистые активы). Чистые активы представляют собой разницу между активами компании (Total Assets) и всеми его обязательствами (Total Liabilities).
Нормативное значение показателя PB
Рассмотрим нормативные значения для данного коэффициента ↓
Значение | Привлекательность |
P/B < 0 | Балансовая стоимость имущества отрицательная. У компании больше обязательств, чем сумма ее активов. Есть риск банкротства |
0 < P/B < 1 | Стоимость имущества компании недооценена. Инвестиционно-привлекательны |
P/B =1 | Компания оптимально оценена рынком |
P/B > 1 | Компания на рынке оценена больше чем ее имущество |
P/B > 5 | Акции компании переоценены |
P/B1 <P/B2 | Компания (1) более инвестиционно-привлекательна чем (2) |
Преимущества и недостатки P/B
(+) Устойчивость. Значение коэффициента P/B устойчиво, т.к. основывается на имуществе компании.
(-) Не учет нематериальных активов. Коэффициент оценивает только сколько денег готовы платить инвесторы за единицу имущества компании и не включают нематериальные активы, репутацию, бренд и другие, сложно оцененные факторы. Поэтому P/B сложно оценивать высокотехнологические IT-компании.
(-) Не учет потенциала роста. Коэффициент не показывает возможности у компании через свободный денежный поток от капитала (FCFE) у акционеров, который может быть направлен на увеличение рентабельности собственного капитала компании (ROE).
Более подробно про коэффициент P/BV читайте в статье: → P/B простыми словами. Формула. Пример расчета. Что показывает
Важные личные качества
- Желание узнавать что-то новое на протяжении всего времени работы.
- Умение анализировать и давать оценку, как сценариям, так и литературным произведениям.
- Наличие связей и умение подобрать специалистов, которые будут задействованы в творческом процессе.
-
Усидчивость и коммуникабельность.
- Отлично развитая фантазия.
- Способность генерировать новые идеи, отсутствие шаблонного мышления.
- Художественный вкус, приветствуется знание иностранных языков.
- Умение работать в коллективе, организаторские способности и коммуникабельность, ведь у режиссера в подчинении минимум 3 человека со своим видением творческого процесса.
- Желание искать новые темы и направления, которые заинтересуют потенциального зрителя.
- Умение слушать как коллег, так и заказчиков, готовность исправить практически готовую работу из-за того, что заказчик видит картину по-другому.
Кто создал мультфильм «Ежик в тумане»?
Один из известнейших мультфильмов не только в нашей стране, но и во всём мире. Он был выпущен в 1975 году на студии «Союзмультфильм». Уже в 1976 году он завоевал первые призы на всесоюзном фестивале мультипликационных фильмов, а также на Фестивале фильмов детей и юношества. По прошествии почти трёх десятилетий, уже в 2003 году он был признан лучшим мультфильмом всех времён и народов. Произошло это на Мультипликационном фестивале Лапута в Токио, в опросе участвовало 140 мультипликаторов.
Кто работал над мультфильмом?
Сценаристом мультфильма был Сергей Козлов, художником-постановщиком Франческа Ярбусова, а роли озвучивали знаменитые актёры Алексей Баталов, Мария Виноградова (Ёжик), Вячеслав Невинный (Медвежонок). Однако создателем мультфильма по праву считают режиссёра и аниматора Юрия Норштейна.
Юрий Борисович Норштейн родился в начале Великой Отечественной войны в 1941 году в Пензенской области в деревне Андреевка, где его родители в то время находились в эвакуации. Но детство его прошло в Москве. Юрий Норштейн окончил курсы мультипликаторов и вскоре в 1961 года устроился на работу на студию «Союзмультфильм». Первое время он работал художником-постановщиком вместе с известным режиссёром-мультипликатором Иваном Петровичем Ивановым-Вано.
Юрий Борисович Норштейн
Так как высшего образования он так и не получил, делать свои мультфильмы ему долго не давали. Первый его мультфильм «25, первый день» в сотрудничестве с Аркадием Тюриным вышел лишь в 1968 году. В нём был использованы работы советских художников 20-х годов.
Как Норштейн делал мультфильмы объёмными?
В создании мультфильмов Норштейн применил своеобразную технику многоярусной перекладки изображения. Это придавало мультфильмам эффект объемного трёхмерного изображения. Он абсолютно не пользовался компьютерной графикой. В работе над мультфильмами ему помогала жена – Франческа Ярбусова, которая является бессменным художником-мультипликатором его работ. Кроме «Ёжика в тумане», довольно известным является другой его мультфильм «Сказка сказок», также отмеченный призами на нескольких фестивалях. Юрий Норштейн является народным артистом России.
С кого всё началось?
Оказывается, первые попытки рисования мультиков были сделаны намного раньше, чем появилось кино. Ещё в первобытную эпоху люди пытались запечатлеть движения путём рисунков, а что-то отдалённо напоминающее рисованную мультипликацию родилось в далёких 70-х XIX века. Потом все увлеклись кинематографом, и мультики были незаслуженно «убраны» в дальний ящик.
Настоящие, но ещё примитивные мультики появились в первой половине 19 столетия, а именно в 1906 году. Тогда увидел свет первый рисованный немой мультфильм под названием «Комические фазы смешных лиц» американского кинорежиссёра Джеймса Блэктона. Наши соотечественники тоже не отставали, и в этом же году создали кукольный мультик о балете, главным мультипликатором которого выступил русский балетмейстер Александр Ширяев.
Спустя несколько лет у всех на слуху стал американец Уолтер Дисней, который на многие лета приковал нас к экранам телевизоров семейными мультсериалами про Микки Мауса, Белоснежку, оленёнка Бэмби и иных диснеевских героев. Всего в его режиссёрской работе 111 мультиков, а порядка 500 он спродюсировал, за что забрал 26 оскаровских статуэток.
Основанная им Walt Disney стала ведущей компанией в области мультиндустрии, породившей в своих стенах немало известных персонажей.
Известны в мировой мультипликации благодаря Скуби-Ду, Тому и Джерри и Флинстонам также Уильям Ханна и Джозеф Барбер.
Наша советская мультиндустрия тоже не отставала. Советско-российский «Союзмультфильм», начиная с 1936-го года, выпустил немало рисованных и кукольных шедевров из-под кисти талантливых соотечественников.
В их числе – Эдуард Назаров («Жил-был пёс»), Юрий Норштейн («Ёжик в тумане»), Фёдор Хитрук («Винни-Пух»), Борис Степанцев («Малыш и Карлсон»), Роман Качанов («Чебурашка») и, конечно же, любимый предшествующими поколениями Вячеслав Котёночкин («Ну, погоди!»).
Что еще можно сдавать на аниматора-мультипликатора?
Для тех, кто хочет стать специалистом в мире мультипликации, существуют и более узкие специализации. В зависимости от выбранного направления, сдавать экзамены на мультипликатора ЕГЭ придется с некоторыми отличиями.
Есть несколько направлений:
- Художник анимации и компьютерной графики – специалист по художественному изобразительному искусству с практическими навыками и знаниями компьютерной графики. На этом направлении обучают педагогике, так что став специалистом, появляется возможность преподавать. Экзамены ЕГЭ на художника-аниматора обычно состоят из русского языка и литературы. Дополнительные экзамены в вуз предполагают собеседование, творческий конкурс, рисунок по живописи и композиции.
- Художник мультипликации – специалист в области художественной анимации и мультипликации, обладает фундаментальными знаниями по графике, живописи, мультидвижению. Предметы и экзамены на мультипликатора остаются те же: русский, литература, творческий экзамен по рисунку и композиции.
- Режиссер мультипликации – специалист по режиссуре и созданию мультипликационных роликов, с использованием собственного сценария и возможностей анимационной графики. На режиссера сдавать экзамены по ЕГЭ следует в том же порядке: русский и литературу. Дополнительно нужно будет пройти творческий конкурс, собеседование и профессиональное испытание.
- Анимация и иллюстрация – профильное образование, бакалавр. Выпускник приобретает навыки компьютерной визуализации, создания игр, дизайна и рекламы, создания анимационных спецэффектов 3D. На протяжении обучения можно выбрать конкретное направление: мультипликацию или создание виртуальной реальности. Экзамены, которые сдают аниматоры – русский язык и литература, творческое испытание и собеседование.
Как видно выше, по всем направлениям, кроме художественной режиссуры требуется сдать одинаковые экзамены.
Если выбран профиль режиссера придётся сдать еще и профессиональное испытание.
Мультипликатор EV/EBITDA
EVEBITDA (англ: Enterprise valueEarnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) – коэффициент отражающий отношение справедливой стоимости компании к ее прибыли. Позволяет сравнить стоимость компании между собой. Данный показатель походит на коэффициент P/E и тоже показывает период окупаемости стоимости компании за счет прибыли до налогообложения и выплат на амортизацию.
Формула расчета показателя следующая:
EV (Enterprise Value или Firm Value) – стоимость компании.
EBITDA (Earnings Before Interest, Tax, Depreciation, Amortization) — прибыль компании до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации.
P — это рыночная капитализация компании.
Debt — обязательства.
Cash — денежные средства.
Net Debt — чистый долг компании.
Показатель EV/EBITDA решает один из недостатков P/E – влияние заемного капитала (финансового рычага). Так компании, привлекающие денежные средства, имеют более привлекательный P/E, но в тоже время больший финансовый риск. У мультипликатора EV/EBITDA долговые обязательства отражаются в стоимость компании – EV.Таким образом, EV/EBITDA позволяет сравнить компании с различной долговой и налоговой нагрузкой.
Нормативное значение показателя EVEBITDA
Рассмотрим нормативные значения для данного коэффициента ↓
Значение | Привлекательность |
EV/EBITDA < 0 | Компания не привлекательна из-за отрицательной прибыли |
0 < EV/EBITDA <3 | Компания недооценена рынком |
3<EV/EBITDA <7 | Оптимальное значение показателя |
EV/EBITDA > 7 | Компания переоценена рынком |
EV/EBITDA1 < EV/EBITDA2 | Компания (1) более инвестиционно-привлекательна чем (2) |
Преимущества и недостатки EVEBITDA
(+) Легко рассчитывается по отчетности.
(+) Меньшая волатильность изменения EBITDA нежели прибыли у P/E
(+) Учет финансового риска. Сравнение компаний с различным финансовым рычагом в отличие от P/E.
(+) Оценка устойчивых компаний с низкими капитальными затратами.
(+) Учитывает амортизацию и налоговую нагрузку.
(-) Не учитывают капитальные затраты
(-) EBITDA учитывает не все денежные потоки. Поэтому его применяют с коэффициентом P/FCFE.
Более подробно про мультипликатор читайте: → EV/EBITDA простыми словами. Формула. Пример расчета