Обзор крупнейших наукоградов россии

Открытость

Наука должна быть прозрачна, исследования — открыты всем уровням заинтересованного сообщества, вне зависимости от ученой степени. Это необходимо для свободного обмена наработками между различными научными школами и странами. Открытые ресурсы, источники и научные журналы способствуют тщательному рецензированию статей и дают опору новым исследованиям. Чтобы «оживить» науку и избежать стагнации, нужна постоянная дискуссия и обмен мнениями — представить такую картину без доступности и открытости научных ресурсов невозможно.

Еще одна задача — способствовать мобильности ученых, которая сегодня однонаправлена. Часто у нас работает схема «отучился в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре — пошел работать в вузовскую лабораторию». Но для налаживания связей и диалога научных школ, привлечения зарубежных кадров такой выход из зоны комфорта обязателен. В случае продуктивного и постоянного взаимодействия с внешним миром, обмена сотрудниками, научные исследования получат правильную «подзарядку».

Зачем поступать в аспирантуру российских и зарубежных вузов

История

Первыми подобиями наукоградов в России можно назвать города науки, созданные в середине прошлого века. Отличительно чертой этих населённых пунктов была пропускная система. Они были практически полностью закрыты от остального мира. Термин «наукоград» вошёл в употребление уже только после развала Советского Союза,несмотря на то, что некоторые из них просуществовали уже по несколько десятилетий.

Рассекречивание закрытых населённых пунктов активно происходило в 90-х годах. Разумеется, среди них были не только города, имеющие цель развития научной области, но и принадлежащие Министерству обороны, выполняющие функции обороны.

Определение городов для получения в будущем официального статуса «Наукоград» началось с 1991-го года. В этот же период производилось государственное рассмотрение направлений в научной деятельности для этих субъектов. Создан Союз развития наукоградов.

В 1999 году, Б. Ельцин подписывает 70-ый федеральный закон, который позволяет официальное присвоение городу статуса наукограда России. Он позволил не только закрепить название, но и содержал в себе положения по сохранению формы собственности комплексов наукоградов.

Город Обнинск первым удостоился официального звания Наукограда России в 2000-ом году 6-го мая.

Российская академия наук

Все они осуществляют свою непосредственную деятельность в системе Российской академии наук.

Она имеет государственный статус некоммерческой организации (учреждения), наделенной правами управления своим имуществом и деятельностью, включая и право на создание, преобразование, ликвидацию предприятий, учреждений, организаций, входящих в ее состав.

Российские научные организации создаются и ликвидируются в соответствии с действующим законодательством, либо по представлению Правительства РФ.

В академии есть научные организации и компании социальной сферы. Структуру академий, порядок их финансирования и деятельности определяет устав академии наук.

Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии

(ГНЦ РФ ФГУП «ГосНИИОХТ»)

Краткая информация

ГНЦ РФ ФГУП «ГосНИИОХТ» выполняет весь цикл работ от фундаментальных и прикладных исследований до разработки технологий, оборудования, организации опытных установок и многотоннажных производств, выпуска уникальной химической продукции, а также проектной и нормативно-методической документации.

ГосНИИОХТ является головным разработчиком всех технологий уничтожения химического оружия Российской Федерации.

Основными научными направлениями деятельности института являются:

— разработка технологий получения продуктов органического синтеза, лекарственных препаратов и биологически активных соединений, химических нанотехнологий;

— разработка технологий переработки промышленных отходов, в том числе высокотоксичных;

— выполнение комплексных химико-аналитических и физико-химических исследований веществ и материалов;

— испытания и токсикологические исследования продукции химико-технологического и оборонно-промышленного комплексов, включая доклинические исследования лекарственных препаратов;

— разработка технологий получения сверхчистых веществ из сырья природного и синтетического происхождения методом сверхкритической экстракции;

— разработка методологии прогнозирования аварийного и систематического риска;

— создание и эксплуатация химических производств.

Основан (создан)

Институт отсчитывает свою историю с 10 января 1924 года. В 1994 году институту присвоен статус Государственного научного центра Российской Федерации, сохраненный по настоящее время соответствующими нормативными актами Правительства Российской Федерации в 1997, 2000, 2002, 2004, 2007, 2009, 2011 и 2013 годах.

Работа по приоритетным направлениям  и критическим технологиям развития науки, технологий и техники

ГосНИИОХТ участвует в реализации пяти приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и девяти критических технологий Российской Федерации. 

Участие в реализации технологических платформ

Институт участвует в реализации технологической платформы «Новые высокоэффективные и дефицитные материалы и технологии малотоннажной химии с глубокой комплексной переработкой сырья».

Инновационные проекты

Создание федерального центра безопасных химических технологий. Создание GLP-лаборатории по изучению токсичности опасных промышленных отходов и определения их классов опасности. Создание федерального центра технологий переработки запасов полихлорбифенилов и агропромышленных ядохимикатов. Создание комплекса опытных установок для термической переработки шламов нефтехимических производств. Создание производства специальных жидкостей Д-2-06, Д-3-06М, Д-7-06, Д-8-06 на основе полиэфирных жидкостей ПЭФ. Создание производства инновационных фосфорорганических антипиренов для авиационной промышленности.

Исследовательская опытно-экспериментальная база

Центр научных испытаний и исследований продукции химико-технологического и оборонно-промышленного комплексов. Центральная аналитическая лаборатория по контролю за уничтожением химического оружия. Опытная база по разработке и испытаниям специального технологического оборудования для уничтожения химического оружия и суперэкотоксикантов.

Патенты, свидетельства

225 патентов и авторских свидетельств

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками

863 сотрудника, в том числе 23 доктора наук, 92 кандидата наук.

Базовые кафедры, научные школы

Создана одна базовая кафедра.

В институте работают семь научных школ.

Основные партнеры

ГНЦ РФ ФГУП РНЦ «Прикладная химия» (г. Санкт-Петербург), ГНЦ РФ ФГУП «ВИАМ» (г. Москва), ЗАО «Экрос-Инжиниринг» (г. Санкт-Петербург) и другие ведущие научно-исследовательские, проектные и производственные предприятия России.

Международное научно-техническое сотрудничество

Институт непосредственно участвует в выполнении обязательств Российской Федерации по Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения. 

Контактная информация

111024, Российская Федерация, г. Москва, шоссе Энтузиастов, д.23; тел. 8 (495) 673-75-30; факс 8 (495) 673-22-18

Интернет:  http://gosniiokht.ru/

Организационная структура

В настоящее время эффективно работает в нашей стране порядка 4500 институтов, которые относятся к четырем структурам:

  • 14% сотрудников и 16% институтов относятся к Академии наук;
  • 10% связано с учебными заведениями;
  • около 70 % относится к отраслевым НИИ;
  • 6 % принадлежит производственным лабораториям.

Во времена существования Советского Союза около половины научных разработок было направлено на выполнение заказов оборонной промышленности. И лишь 10% всех исследований и экспериментов проводилось для теоретических изысканий в различных отраслях фундаментальной науки.

Целью прикладных научных разработок является оказание технической помощи различных предприятиям, внедрение инновационных разработок, способствующих повышению производительности труда, а также адаптация зарубежных технических решений в отечественной практике.

Российский фонд фундаментальных исследований

Министерство образования и науки РФ ведет серьезную работу по выделению инновационных НИИ, на базе которых осуществляются определенные фундаментальные исследования. Российский фонд фундаментальных исследований вносит существенный вклад в финансирование научных экспериментов в области медицины, химии, физики, выделяя отдельным ученым и лабораториям граты в национальной валюте.

Благодаря программе конверсии научных исследований в некоторых институтах, например, органической химии, были достигнуты серьезные положительные результаты, которые внедряются в разные сферы промышленности.

Особое внимание лаборатории уделяют проблемам, касающимся разработки эффективных лекарственных препаратов, созданию альтернативных источников энергии

Электронная среда

Развитие электронной вузовской среды — приоритетная задача образовательных организаций. EdTech сегодня предлагает широкие возможности для дистанта и, как показывает практика, лучше адаптироваться к удаленному обучению в период пандемии смогли те университеты, которые уже давно начали внедрять цифровые технологии. А тем, кто приступил к этому в марте, пришлось наверстывать упущенное в условиях коронавирусного цейтнота на фоне недовольства преподавателей, учащихся и их родителей.

Факультет нужных вещей: какие кадры требуются цифровой экономике

Так, Массачусетский технологический институт (MIT) разработал собственный МООК (массовый открытый онлайн-курс) MITx с готовыми бесплатными онлайн-курсами от своих преподавателей по самым разным предметам, доступный во всем мире, а также открытый открытый ресурс с учебными материалами 2,4 тыс. учебных программ. Благодаря этим платформам учащиеся смогли безболезненно перейти на дистант, а преподаватели — почерпнуть новые форматы и идеи для онлайн-обучения, причем не только в самом MIT. Подобные платформы сегодня появляются и у нас — это, например, «Открытое образование», правда, они пока не настолько масштабны.

Бесплатные онлайн-курсы Гарварда и других университетов Лиги плюща

Отсутствие электронной среды или недостаточный ее уровень сегодня фактически ведут к профанации науки и студенческой практики. Но даже если многие исследования трудно реализовать в дистанте, это не значит, что на время пандемии их надо приостановить. Есть варианты, доказавшие свою эффективность в последние полгода, — в частности, это проведение удаленных исследований с помощью специального оборудования, как в уже упоминавшейся Бауманке.

В будущем, когда все эти вызовы станут средством, отечественные вузы смогут занять высокие позиции в мировых рейтингах по образовательной и научной составляющей, а престиж науки среди молодежи повысится.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Этичность

Сейчас в стране низкая правовая культура — считается, что нет ничего предосудительного в том, чтобы, например, скачать фильм с торрента или установить нелегальное ПО на компьютер. Примерно такая же ситуация с разными форматами научных работ. К примеру, по наблюдениям главного редактора «Юрайта» по контенту Александра Сафонова, около 70% всех публикаций, поступающих в электронное издательство, — плагиат.

«Со студенческой скамьи предполагается, что плагиат — это нормально, и потом сложно объяснить молодому ученому, что в науке надо действовать иначе», — считает Андрей Щербенок, директор-основатель Школы перспективных исследований (SAS) Тюменского государственного университета, PhD, Университет Калифорнии в Беркли.

Воспитание академической этики и неприятия плагиата, фальсификации, так называемого литературного рабства — то, с чего сегодня надо начинать готовить будущих специалистов любой области, в особенности же ученых. В мировом ученом сообществе и на законодательном уровне плагиат фактически приравнивается к интеллектуальному воровству, но в российских вузах все еще встречаются случаи покупки статей и других научных работ, публикаций в журналах для повышения публикационной активности.

Новости

О закрытии Всероссийской научно-практической конференции «Стандартизация оборонной продукции»

17 сентября 2021 года завершилась работа Всероссийской научно-практической конференции «Стандартизация оборонной продукции». Рассмотрен ряд вопросов по изменению законодательства в области стандартизации оборонной продукции, нормоконтролю, …

Н.Ф. Новиков награжден ведомственной наградой Минпромторга России – медалью В.В. Бахирева

85- летний юбилей Николая Федоровича Новикова

Приказом Минпромторга России от 15 сентября 2021 г. № 289п Николай Федорович Новиков — советник директора по проблемам развития ОПК НТЦ «Информтехника» — филиа…

Об открытии Всероссийской научно-практической конференции «Стандартизация оборонной продукции»

14 сентября 2021 года в г. Ялта, Республика Крым, состоялось открытие ежегодно проводимой ФГУП «ВНИИ «Центр» Всероссийской научно-практической конференции по теме: «СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБОРОННОЙ ПРОДУКЦИИ».

Об участии работников ФГУП «ВНИИ «Центр» в субботнике «Зеленая Россия»

В рамках Всероссийской экологической акции «Зеленая Россия» 11 сентября 2021 года работники ФГУП «ВНИИ «Центр» приняли участие в Юбилейном субботнике в РГАУ-МСХИ им. К.А. Тимирязева….

Разработан словарь-справочник «Основные термины и определения по стандартизации оборонной продукции»

С участием специалистов ФГУП «ВНИИ «Центр» разработан и выпущен словарь-справочник «Основные термины и определения по стандартизации оборонной продукции».

Словарь-справочник является первым отечественным фундамент…

Итоги научно-практической конференции «Современные требования к организации работ по ГОЗ при внедрении цифровых технологий и последних изменений в области менеджмента качества, каталогизации и метрологического обеспечения оборонной продукции»

Завершилась научно-практическая конференция, организованная ФГУП «ВНИИ «Центр» для представителей предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, работающих в области создания оборонной продукции.

В конференции пр…

О подведении итогов обучения в аспирантуре ФГУП «ВНИИ «Центр»

14 июля 2021 года на очередном заседании научно-технического совета ФГУП «ВНИИ «Центр» по подготовке научных и научно-педагогических кадров председатель НТС, заместитель генерального директора Гасанов Р.М. подвел итоги обучения в 2020…

Научно-практическая конференция «СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБОРОННОЙ ПРОДУКЦИИ» 14 – 17 сентября 2021 г.

Конференция ориентирована на руководителей организаций и структурных подразделений, специалистов в области разработки, испытаний, стандартизации и управления качеством оборонной продукции.

Тематические разделы конференции:

Изменения в…

Награждение почетными грамотами студентов базовой кафедры РТУ МИРЭА

17 июня 2021 года во ФГУП «ВНИИ «Центр»  в торжественной обстановке состоялось награждение почетными  грамотами студентов базовой кафедры РТУ МИРЭА – победителей VI-й научно-технической конференции студентов и аспирант…

22-04-2021 Конференция «Управление запасами в организациях оборонно-промышленного комплекса»

22 апреля 2021 года в ФГУП «ВНИИ «Центр» состоялась конференция под председательством заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации О.И. Бочкарева на тему: «Управление запасами в организация…

Российский ученый и российская наука: как они выглядят сейчас

Россия оставила заметный след в мировой науке, причем как в фундаментальной, так и в прикладной. Российская наука – это и периодическая таблица Д.Менделеева, и запуск человека в космос. Ученые из России причастны к созданию телевидения, вакцины от полиомиелита и графена. Сейчас, правда, наука в России выглядит не совсем так, как того бы хотелось.

Несколько лет назад одна организация провела социологическое исследование, в котором попросила ответить, каким должен быть настоящий ученый. Больше всего респондентов ответили, что это образованный человек, эрудит и интеллектуал, а также честный человек, работающий на благо общества. И еще – фанатик в своей области.

А в Высшей школе экономики обработали статистические данные по всем российским ученым и составили такой усредненный портрет:

  • мужчина 47 лет. Большая часть ученых приходится на группу 30-39 лет, хотя еще недавно это была группа с 50 до 59 лет;
  • занимается техническими науками (таких почти 2/3). На втором месте естественные науки, затем идут общественные;
  • имеет научную степень кандидата наук. Примерно каждый третий ученый имеет научную степень, 83,4 тысячи – кандидаты наук, а 28 тысяч – доктора наук.

В выборку попали те работники, которые профессионально занимаются исследованиями и разработками, и непосредственно заняты созданием чего-то нового.

Что же касается зарплат, если верить данным Росстата, ученые живут не так уж бедно:

  • непосредственно научные сотрудники получают 95 532 рубля в месяц (но в муниципальных учреждениях – всего 58 588 рублей);
  • преподаватели (которые часто тоже заняты наукой) получают в среднем 98 894 рубля в месяц, но если работают в муниципальных учреждениях – всего 47 643 рубля.

Как уже можно было понять из всего перечисленного, наука в России представлена преимущественно университетской наукой. Это значит, что научные сотрудники занимаются не исключительно исследованиями, а параллельно преподают. А еще чаще это преподаватели, которые время от времени занимаются научными исследованиями (или вообще делают вид, что занимаются ими).

Конечно, не все так ужасно – есть в России и научные учреждения, которые действительно что-то разрабатывают и внедряют, есть современные исследования и то, чем можно гордиться перед остальным миром. Сами ученые говорят о том, что в последние годы ситуация меняется, но медленно. Например, несколько опрошенных исследователей так рассказали о положении дел в их отраслях:

  • биофизика – есть интересные проекты, а в некоторых сферах (трансплантология, медицинская техника и т.д.) Россия имеет сильную практику и конкурирует на мировых рынках. Минус – почти все расходные материалы и аппаратура закупаются за рубежом за валюту, и с очередным падением рубля становится совсем сложно это делать;
  • астрономия – очень серьезное отставание по части техники. После окончания холодной войны в оборудование никто особо не вкладывается – последним достижением стал 2,5-метровый телескоп для МГУ, у которого есть сотни аналогов по всему миру. В итоге российские астрономы обрабатывают то, что получают со своих телескопов, например, американцы;
  • биология – проблемы обычные, бюрократия и недостаток финансирования. Есть и хорошее – финансирование от Российского научного фонда и Сколково, есть современные исследования в сфере биоинформатики. Но, например, в фармацевтике Россия продолжает отставать;
  • биоинформатика – теоретические исследования еще идут, но на практические нужны реактивы и оборудование, которые закупаются за рубежом на валюту. Как итог – финансирования не хватает, ученые увольняются и разъезжаются, а деньги часто идут на совсем посторонние проекты.

Как результат, молодой ученый чаще всего воспринимается в обществе как человек, который готов отказаться от материального благополучия и социального статуса в угоду науке, а также отказывается от куда более интересных перспектив за границей.

Научные фонды

Каковы особенности научных организаций подобного вида? Они характерны для университетов, которые, помимо образовательной деятельности, проводят важные научные исследования, ведут работы в области интеллектуальной собственности.

Финансовая проблема решается в подобных ситуациях с помощью системы грантов. Появилась такая поддержка в результате сложных экономических процессов, ориентирующих государство и частный капитал на создание полноценных финансовых инструментов.

Научные фонды являются некоммерческими организациями, которые занимаются предоставлением на конкурсной основе грантов, благодаря которым научные организации ведут инновационную и исследовательскую деятельность.

В настоящее время в нашей стране функционируют не только отечественные научные фонды, но и зарубежные организации подобного плана. Их основной задачей является стимулирование исследователей к решению актуальных технических, научных, социальных мировых проблем. Благодаря финансовому обеспечению, научные организации России справляются с поставленными перед ними задачами.

Заключение

Исследовательские организации, функционирующие на территории РФ в настоящее время, в основном являются структурными единицами Академии наук, либо ее ведомственных подразделений. На базе многих учебных заведений высшего звена разработаны программы, предполагающие проведение серьезной научно-исследовательской работы студентами.

Понимая важность и значимость вовлечения молодого поколения в проектную и исследовательскую деятельность, министерством образования и науки РФ были разработаны и внедрены новые образовательные стандарты в детские сады и школы. Их требования подразумевают проведение исследований и разработку проектов в школах как обязательный элемент образовательной и воспитательной работы государственных образовательных учреждений

Такая политика государства позволяет вовлекать ребят в фундаментальные исследования еще вовремя из обучения в школах, гимназиях, лицеях. Некоторые учебные заведения высшего звена сотрудничают с общеобразовательными организациями, привлекая старшеклассников к проведению экспериментов в специализированных учебных заведениях.

Ребята, которые сотрудничают с профессиональными лаборантами, квалифицированными академиками, получают не только дополнительные теоретические знания, но и навыки коммуникативного общения, формируют основу ведения научной дискуссии.

Заключение

Исследовательские организации, функционирующие на территории РФ в настоящее время, в основном являются структурными единицами Академии наук, либо ее ведомственных подразделений. На базе многих учебных заведений высшего звена разработаны программы, предполагающие проведение серьезной научно-исследовательской работы студентами.

Понимая важность и значимость вовлечения молодого поколения в проектную и исследовательскую деятельность, министерством образования и науки РФ были разработаны и внедрены новые образовательные стандарты в детские сады и школы. Их требования подразумевают проведение исследований и разработку проектов в школах как обязательный элемент образовательной и воспитательной работы государственных образовательных учреждений

Такая политика государства позволяет вовлекать ребят в фундаментальные исследования еще вовремя из обучения в школах, гимназиях, лицеях. Некоторые учебные заведения высшего звена сотрудничают с общеобразовательными организациями, привлекая старшеклассников к проведению экспериментов в специализированных учебных заведениях.

Ребята, которые сотрудничают с профессиональными лаборантами, квалифицированными академиками, получают не только дополнительные теоретические знания, но и навыки коммуникативного общения, формируют основу ведения научной дискуссии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector