В какой срок и каким работникам учреждения нужно проходить курсы повышения квалификации по оказанию первой медицинской помощи?

Учёт расходов

Затраты на обучение работника должны приниматься к налоговому учёту согласно нормам ст. 264 Налогового кодекса РФ. Но учёт может быть выполнен, только если расходы соответствуют следующим условиям:

  • образование сотрудников оплачивается в интересах предприятия, то есть затраты являются экономически обоснованными;
  • обучение персонала производится в организации, имеющей все необходимые разрешения и лицензии;
  • у работника с нанимателем заключён трудовой договор.

Для правильного учёта необходимо подтвердить все понесённые затраты. Сделать это можно при наличии таких документов, как:

  • договор, заключённый нанимателем с учебным заведением;
  • распоряжение руководителя предприятия о направлении сотрудника на обучение;
  • образовательная программа с указанием количества часов учёбы;
  • акт об оказании услуги;
  • копия документа, подтверждающего прохождение работником обучения, например, диплом или аттестат.

Если повышение образования специалиста производится в интересах самого человека, а не для увеличения экономической прибыли организации, то затраты, сопровождающие этот процесс, не должны учитываться при расчёте налога на прибыль. То есть уменьшать таким образом налогооблагаемую базу нельзя.

Чтобы налогооблагаемая база была снижена законно, необходимо доказать, что в учёбе работника присутствует экономическая выгода для организации и существует связь между образовательной услугой и производственной деятельностью предприятия. Например, если компания занимается оказанием транспортных услуг, а работник обучается на визажиста, то расходы на его учёбу не могут влиять на размер налогооблагаемой базы.

Чтобы предприятие успешно функционировало и развивалось, ему необходимы квалифицированные специалисты. Для этого наниматель оплачивает различные учебные программы для персонала, но обучение работников за счёт работодателя по ТК РФ предполагает либо последующую отработку потраченных средств, либо их компенсацию.

Виды

Приведем особенности классификации. В настоящее время выделяют несколько основных групп.

К первой относится начальное профессиональное образование, которое способствует подготовке служащих и рабочих (сотрудников квалифицированного труда) по разным направлениям общественно значимой деятельности в рамках основного общего образования. Получение его осуществляется в училищах.

Ко второй группе относят среднее профессиональное образование. Приведем его характеристику. Предполагается расширение и углубление знаний человека на основе среднего (полного) и начального профессионального образования. В настоящее время данная группа пользуется особой востребованностью у молодых людей.

В третью группу входит высшее профессиональное образование. Его цель заключается в подготовке и переподготовке специалистов определенного уровня, а также удовлетворение запросов личности в расширении и углублении знаний, которые получены в вузе.

Лица, овладевшие начальным либо средним уровнями, могут переходить на эту ступень обучения.

Формы

Учеба может проходить в разных формах:

  • очно;
  • дистанционно;
  • очно-заочно (по вечерам);
  • в смешанном формате – с сочетанием очной части и заочного обучения с использованием:
    • дистанционных технологий (когда слушатель курсов контактирует с преподавателями через интернет и другие каналы связи);
    • и/или электронного обучения (в этом случае занимающийся на курсах повышения квалификации пользуется для самостоятельной учебы цифровыми ресурсами образовательной организации – виртуальной библиотекой и тренажерами, обучающими видео, тренировочными тестами и т. д).

Соответственно, повысить квалификацию можно:

  • с отрывом от выполнения должностных обязанностей по месту работы;
  • без отрыва от трудовой деятельности;
  • с частичным отрывом от трудовой деятельности.

Варианты

Процесс повышения квалификации может проходить по модульным программам, в которых информация подается предметными блоками, после каждого из которых проводится промежуточная аттестация. Поэтому обучение может быть организовано не только непрерывным курсом, но и поэтапно (с небольшими перерывами между изучением модуля определенных дисциплин).

Повышение квалификации образовательные организации могут проводить своими силами, на собственной материально-технической базе или с использованием сетевой формы обучения. Ее суть состоит в том, что учебное заведение по договору о взаимодействии сотрудничает с одной или несколькими другими организациями – научными, культурными, спортивными, медицинскими, производственными – и использует их ресурсы для обучения, проведения производственной практики, стажировки и любой другой учебной деятельности, предусмотренной программой повышения квалификации.

  • самостоятельно работать с учебной литературой;
  • участвовать в планировании работы предприятия, совещаниях, деловых встречах, чтобы приобрести организаторские навыки;
  • изучать технологию производства;
  • составлять техническую и нормативную документацию;
  • выполнять функциональные обязанности сотрудника предприятия как дублер или врио – временно исполняющий обязанности.

По окончании стажировки выпускник курсов проходит итоговую аттестацию и получает удостоверение о повышении квалификации – такое же, как и после завершения обучения по программам, построенным иначе.

Формы повышения квалификации

Повышение квалификации специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации может проводиться:

  • с отрывом от работы;
  • без отрыва от работы;
  • с частичным отрывом от работы;
  • по индивидуальным формам обучения.

Поскольку курсы повышения квалификации рассчитаны на трудоустроенных людей, как правило, они проводятся без отрыва от работы. Хотя в некоторых случаях работодатель может направить сотрудника на обучение в рабочее время — разумеется, с сохранением заработной платы на весь срок учебного процесса. Однако чаще всего курсы повышения квалификации проводятся в выходные дни, в вечернее время или даже дистанционно.

Очные курсы повышения квалификации позволяют напрямую взаимодействовать с преподавателями и уточнять все сложные моменты, заводить новые профессиональные знакомства и обмениваться опытом. Такое обучение предполагает более систематический подход к повышению квалификации. Однако очные курсы стоят дорого и требуют четкого планирования своего расписания. Для достижения наилучших результатов их желательно не сочетать с профессиональной деятельностью, иначе может пострадать либо работа, либо учеба.

Очно-заочная форма предполагает комбинацию самостоятельных занятий и обучения под руководством эксперта. Обучающийся все также будет встречаться с преподавателями и коллегами, хотя и реже, чем при обучении по очной форме. Стоимость таких курсов, как правило, немного ниже очных и они станут неплохим вариантом для тех, кто хочет пройти обучение без значительного отрыва от рабочего процесса.

Дистанционное обучение требует от обучающегося высокого уровня самоорганизованности, дисциплины и ответственности, поскольку учиться придется преимущественно по индивидуальному учебному плану. Как правило, все необходимые материалы доступны в электронном виде (нормативные документы, презентации, видеоролики и т.п.).  Удобство дистанционного обучения в том, что работник может самостоятельно регулировать интенсивность занятий и выбирать комфортный для себя график.

Одним из разделов учебного плана при повышении квалификации может быть стажировка. Она проводится с целью формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Стажировка специалистов может проводиться как в внутри страны, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и органах исполнительной власти. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей, по согласованию с руководителем организации, где она проводится.

Ст 196 тк рф с комментариями 2021

Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

Условия и порядок осуществления работодателем профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников определяются в социально-партнерских актах — коллективном договоре и соглашениях либо в трудовом договоре.

Профессиональная переподготовка проводится в региональных аттестационных центрах дополнительного профессионального образования при образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку специалистов соответствующего профиля, имеющих лицензию в соответствии с законодательством РФ и программы, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Как его организовать

Обучающий процесс сотрудников производственного коллектива может быть организован различно, исходя из поставленной задачи и получения необходимого объема новых навыков:

  • Краткосрочное обучение, по продолжительности не превышающее 72 ч., обычно оно проходит без отрыва от работы и оканчивается сдачей профессионального теста или защитой научной работы.
  • Семинары по определенной тематике или проблеме производства, они проходят в пределах 100 ч., обычно на них раскрываются новые технологии, научные разработки, экономические и другие вопросы, касающиеся конкретной компании или отрасли в целом.
  • Длительная переподготовка. Для этого вида получения новых навыков необходим отрыв от производства, курсы организуются на базе специализированного учебного заведения.

Форма прохождения повышения уровня квалификации может различаться:

  • Сотрудник прерывает трудовую деятельность по специальности.
  • Обучение в условиях производственного цеха, подразделения или компании без отрыва от трудовой деятельности.
  • Частичным перерывом от своих должностных обязанностей.
  • По форме индивидуального учебного курса.

Учебный процесс может быть организован как в условиях самого предприятия, так и учебных лицензированных заведениях, к которым можно отнести:

  • Академию, как высшее звено получения знаний.
  • Институт отраслевого либо регионального значения.
  • Специализированные обучающие курсы, школа или центр.
  • Либо по программе личного обучения у конкретного специалиста подразделения.

Для направления работников в учебные подразделения необходимо оформление следующей документации:

  • Производственного учебного плана, в котором обоснована необходимость в повышении уровня профессионализма сотрудников.
  • Издание руководством предприятия приказа, в котором присутствует обоснование необходимости в ином уровне профессиональных знаний сотрудников – расширение производственных мощностей, приобретение нового технологического оборудования и т.п. Также необходимо в нем отметить, то направление проходит по распоряжению руководства компании или предприятия.

Необходимые документы

Основным документом будет являться заключаемый с учебным заведением договор на оказание конкретных услуг. В нем следует отразить:

  • Тип обучения: по очной, заочной или комбинированной форме будет проходить переподготовка.
  • Цену договоренностей.
  • Срок действия соглашения.
  • Название документа подтверждающего прохождение курсов повышения квалификации.

В качестве приложения следует отметить вид учебной программы и количество часов обучения, а также копию лицензии на осуществление подобной деятельности.

Образец приказа на обучение сотрудника вы можете скачать здесь, а тут — договор о повышении квалификации, на образовательные услуги по ПК — здесь.

Договор о повышении квалификации (семинар)

Договор на образовательные услуги

Образец приказа на обучение сотрудника

Ответственные органы

Контроль над проведением обучающих курсов может осуществляться как самим руководством компании, так и контролирующими органами, например, органами исполнительной власти в сфере образования РФ.

Алгоритм оформления

Руководство хозяйствующего субъекта заключает с работником дополнительное соглашение, в котором оговаривается специфика будущей трудовой деятельности по окончанию курсов. Кроме этого, в нем также указывается ответственность работника перед руководством, если им не будут выполнены основные условия договора по обучению, например, возмещение понесенных работодателем убытков, если курсы не будут надлежащим образом окончены, по причине отстранения от занятий в связи нарушением установленного учебного порядка.

Сроки и особенности

Срок учебного курса заранее обговаривается во время подписания соглашения с учебным заведением, если это краткосрочные курсы, то длительность учебы может продолжаться до 100 учебных часов. К особенностям можно причислить сдача тестирования, подготовка реферата по теме обучения или профессиональных экзаменов.

По окончанию переподготовки на руки сотрудник может получить:

  • Удостоверение об окончании учебного процесса по повышению профессиональных навыков.
  • Свидетельство, если длительного учебного процесса превышала 100 учебных часов.
  • Диплом о прохождении переподготовки и обучению другой профессии, при условии, что на занятия отводилось более 500 ч.

Ответ

Законом не установлен срок для прохождения педагогическим работниками курсов повышения квалификации по оказанию первой медицинской помощи. Представляется, что данное обучение организовывается в сроки, устанавливаемые образовательным учреждением с соблюдением периодичности обучения (1 раз в 3 года).

При этом обучение по оказанию первой медицинской помощи должны проходить все сотрудники образовательного учреждения.  Обучение проводится 1 раз в год для работников рабочих профессий,  1 раз в 3 года для руководителей и специалистов организаций в рамках специального обучения по охране труда.

Приказ Минобрнауки № 499 от 01.07.2013

Этот документ конкретизирует положения 76-й статьи закона об образовании:

  • устанавливает общий порядок повышения квалификации и профпереподготовки – условия приема на программы, требования к уровню образования слушателей курсов;
  • определяет минимальные объемы программ повышения квалификации (16 ч.) и профпереподготовки (250 ч.);
  • прописывает стандарты структуры и требования к содержанию программ допобразования;
  • регламентирует возможные формы повышения квалификации;
  • уточняет вид документов, которые выдаются после курсов.

Еще более подробные разъяснения законодательного и нормативно-правового обеспечения повышения квалификации и профессиональной переподготовки содержатся в письме Минобрнауки № 06-735.

Профессиональная подготовка

Целью получения профессионального образования является приобретение гражданином определенной квалификации.

Закон об образованиипредусматривает следующие виды образования: общее образование, профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

В соответствии с Законом об образовании первой ступенью профессионального образования является среднее профессиональное образование (СПО). Ее основной целью является подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Среднее профессиональное образование может осуществляться с отрывом или без отрыва от работы в образовательных подразделениях организации (работодателя), в учреждениях среднего профессионального образования

Важно отметить, что оно не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося

Наличие такого образования позволяет выполнять определенные трудовые функции, работать с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами.

Программы СПО включают теоретическое и производственное обучение, а также производственную практику.

Производственная практика включает в себя следующие этапы: практика по профилю специальности и преддипломная практика. Практика по профилю специальности направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта. Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм.

Учебная и производственная практика проводится в учебных, учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной организации либо в организациях в специально оборудованных помещениях на основе гражданско-правовых договоров. Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и (или) преподавателями дисциплин профессионального цикла.

В период прохождения производственной практики обучающиеся могут зачисляться на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы производственной практики. В этом случае на них распространяется трудовое законодательство, им выплачивается заработная плата.

По договору с организацией (работодателем) может проводиться ускоренная профессиональная подготовка.

Знания и профессиональные навыки рабочих при присвоении им квалификации должны соответствовать требованиям, установленным в тарифно-квалификационных справочниках. На основании справочников производится тарификация работ, присвоение квалификационных разрядов рабочим, составление программ подготовки и повышения квалификации во всех отраслях экономики, за исключением тех, где применяются уставы и специальные положения.

Освоение профессиональных образовательных программ может иметь несколько ступеней, число которых зависит от требований заказчика (работодателя). Каждая ступень заканчивается обязательной итоговой аттестацией. Лицам, успешно прошедшим курс профессиональной подготовки и аттестацию, учреждение профессионального образования присваивает соответствующую квалификацию по профессии (специальности) и выдает документ установленной формы.

Документ государственного образца об уровне образования выдается по результатам аттестации только теми образовательными учреждениями, которые имеют свидетельство о государственной аккредитации.

Работодатель может направить работников на обучение не только по программам среднего профессионального образования, но и по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения.

К освоению программ бакалавриата или специалитета допускаются только лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

Международные соглашения

В рамках формирования единого образовательного пространства стран СНГ в мае 2007 года Российская Федерация, Армения, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан подписали соглашение о сотрудничестве в сфере повышения квалификации и профпереподготовки специалистов, проживающих в Содружестве Независимых Государств. Через год к договору присоединился Казахстан.

Согласно договоренностям, закрепленным на уровне правительств стран – участниц соглашения, установлен минимальный объем курсов повышения квалификации – 72 часа (не меньше двух недель), профпереподготовки – 1 000 часов (минимум два семестра). Удостоверения и дипломы, в которых указаны эти сроки, признаются работодателями всех стран, подписавших соглашение. Кроме того, граждане любого из семи государств-подписантов, постоянно проживающие на территории другой страны, имеют равные с ее гражданами права учиться по программам допобразования.

В 2016 году отдельное соглашение о сотрудничестве в сфере основного и дополнительного образования по электроэнергетике подписали Россия, Беларусь, Молдова, Кыргызстан, Армения, Азербайджан, Туркменистан, Казахстан, Узбекистан и Украина. Его положения в целом повторяют содержание соглашения 2007 года, но дополнены пунктами о профессиональном обучении и образовании и касаются узкой сферы – электроэнергетики.

Полный список действующих международных законов в сфере основного и дополнительного образования (в том числе и повышения квалификации), принятых высшими уставными органами Содружества Независимых Государств, выложен на интернет-портале СНГ.

В каких случаях повышение квалификации обязательно?

Согласно ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности. В настоящее время законодательно закреплена обязанность по повышению квалификации:

  • водителей. Она установлена ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В соответствии с п. 3.4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.03.1995 N 27 (действовавшим до 28.03.2011), повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Никаким другим нормативным актом сроки повышения квалификации водителей не установлены;
  • научно-педагогических работников. В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» государство гарантирует создание необходимых условий для повышения квалификации не реже чем один раз в пять лет научно-педагогических работников государственных высших учебных заведений и государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования. Соответствующие гарантии для научно-педагогических работников муниципальных высших учебных заведений и муниципальных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, могут устанавливаться органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов. Повышение квалификации научно-педагогических работников может осуществляться также по договорам, заключенным физическими и (или) юридическими лицами с высшими учебными заведениями, за счет средств физических и (или) юридических лиц;
  • государственных гражданских служащих. В силу ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями;
  • медицинских и фармацевтических работников. Перечни специальностей и периодичность проведения повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием учреждений здравоохранения приведены в Приказе Минздрава России от 05.06.1998 N 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием». В свою очередь, правила повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, окончивших образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования по специальностям группы «Здравоохранение», занимающихся или претендующих на занятие медицинской или фармацевтической деятельностью, установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 09.12.2008 N 705н «Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников»;
  • специалистов в области физической культуры и спорта. Обязательность повышения квалификации указанной категории лиц закреплена в Федеральном законе от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
  • судей. Повышение квалификации судей федеральных судов осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года с сохранением на этот период заработной платы в форме обучения в учреждениях высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, осуществляющих профессиональную переподготовку и повышение квалификации судей, и стажировки в суде, а также в иных формах (ст. 20.1 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»);
  • прокуроров. Повышение квалификации является служебной обязанностью прокуроров. Отношение к учебе и рост профессионализма учитываются при решении вопросов о соответствии прокурора занимаемой должности, его поощрении и продвижении по службе (ст. 43.4 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Письмо Министерства образования и науки РФ от 2 сентября 2013 г. № АК-1879/06 “О документах о квалификации”

25 октября 2013

В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) Минобрнауки России информирует.

Частью 10 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что документ о квалификации подтверждает повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования.

В соответствии с частью 15 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ, лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

Частью 3 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что лицам успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Пунктом 19 приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный № 29444) определено, что документ о квалификации выдается на бланке, являющимся защищенным от подделок полиграфической продукцией.

В соответствии с пунктом 17 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации относится к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности.

Бланки удостоверений о повышении квалификации и дипломы о профессиональной переподготовке, являющиеся защищенной от подделок полиграфической продукцией, изготавливается в соответствии с Техническими требованиями и условиями изготовления защищенной полиграфической продукции, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 7 февраля 2003 г. № 14н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 марта 2003 г., регистрационный № 4271), с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 90н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 августа 2005 г., регистрационный № 6860).

Сведения о предприятиях-изготовителях защищенной полиграфической продукции находятся на сайте ФНС России по адресу: www.nalog.ru в разделе «Лицензии, разрешения, реестры» по адресу: http://nalog.ru/gosreg vd/licensing_poligraf/. Выбор предприятий-изготовителей бланков документов осуществляется образовательными организациями самостоятельно.

Использование бланков документов, утвержденных и изготовленных в соответствии с нормативными правовыми документами, действовавшими до 1 сентября 2013 г. не допускается.

Дополнительно информируем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 № 729 «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» утверждены Перечень сведений, вносимых в информационную систему, и Правила формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», определяющие, в том числе, порядок и сроки внесения в нее сведений о выданных в установленном порядке документах о квалификации после 31 августа 2013 года.

 
 
А.А. Климов
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector