Приказ минпросвещения рф от 26.08.2020 n 438
Содержание:
- Обоснование
- Профессиональная переподготовка – альтернатива второму высшему образованию
- Нюансы обучения на курсах профессиональной переподготовки
- Обзор документа
- 5 отличий двух видов дополнительного профобразования
- Как выбирать вторую профессию
- Почему люди идут получать дополнительное образование
- Где проходит
- Определение и возможности
- Документ о профессиональной переподготовке
- В чем же разница?
- Что дает
Обоснование
Согласно пункту 11 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) Охрана здоровья обучающихся включает в себя обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Образовательные организации обязаны организовать обучение педагогических работников навыкам оказания первой медицинской помощи в рамках дополнительного профессионального образования (в соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, а также ст. 196 ТК) либо в рамках обучения по охране труда (в соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»).
Согласно части 2 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Как рассматривается в Путеводителе по кадровым вопросам. Охрана труда. Требования охраны труда, обучение оказанию первой помощи пострадавшим организуется работодателем или уполномоченным им лицом для всех лиц, поступающих на работу, и работников, переводимых на другую работу (ч. 2 ст. 225 ТК РФ). Порядок, форма и оформление результатов этого обучения определяются работодателем (Письмо Минтруда России от 06.04.2017 N 15-2/ООГ-963).
Работники рабочих профессий должны проходить обучение оказанию первой помощи пострадавшим не реже одного раза в год. Вновь принимаемые на работу лица проходят такое обучение в срок, установленный работодателем или уполномоченным им лицом, но не позднее одного месяца после приема на работу. Это предусмотрено п. 2.2.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 (ред. от 30.11.2016) «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее — Порядок обучения).
Руководители и специалисты организаций проходят обучение оказанию первой помощи пострадавшим в соответствии с п. 2.3.1 Порядка обучения один раз в три года в рамках специального обучения по охране труда (Письмо Минтруда России от 07.07.2017 N 15-2/В-1755).
Полагаем, что специальное обучение по охране труда в рамках должностных обязанностей, которое проходят руководители и специалисты организации в течение первого месяца с момента поступления на работу, включает обучение оказанию первой помощи пострадавшим. Такой вывод следует из совокупности норм абз. 8 ч. 2 ст. 212, ч. 2 ст. 225, абз. 4 ст. 214 ТК РФ, абз. 1 п. 2.3.1 Порядка обучения.
Профессиональная переподготовка – альтернатива второму высшему образованию
Профессиональная переподготовка – это вид дополнительного профессионального образования, позволяющий за короткое время (программа включает только профильные модули) получить дополнительные компетенции (знания, умения, навыки, а также личностные качества), необходимые для выполнения функций новой профессиональной деятельности. Обучение проводится с учётом квалификационных требований к конкретным профессиям и должностям.
Приравнивается ли диплом о профессиональной переподготовке к высшему образованию?
Диплом о профессиональной переподготовке свидетельствует о соответствии его обладателя новой квалификации и дает ему право на ведение нового вида профессиональной деятельности в определенной сфере. Тоже самое дает диплом о высшем образовании.
В обоих случаях после обучения выпускается специалист, обладающий определенной квалификацией и имеющий право заниматься деятельностью в определенной сфере. Главное отличие диплома о профессиональной переподготовке от диплома о втором высшем образовании – срок обучения. Таким образом, Вы тратите меньше времени и, соответственно, финансовых средств для получения образования. В обоих случаях после обучения выпускники могут претендовать на одни и те же вакансии.
Кто может пройти профессиональную переподготовку?
Профессиональная переподготовка проводится на базе высшего или среднего профессионального образования.
Профессиональная переподготовка является дополнительным образованием взрослых, особенностью которого является то, что слушатели не изучают общеобразовательные дисциплины (они их уже прошли при получении высшего или среднего профессионального образования).
Нужно ли сдавать экзамены при поступлении?
В отличие от второго высшего образования при поступлении на программы дополнительного профессионального образования сдавать вступительные экзамены не нужно, достаточно заполнить заявление, предоставить необходимые документы и подписать договор.
Преимущества профессиональной переподготовки
К основным преимуществам профессиональной переподготовки можно отнести:
- полное соответствие существующему российскому законодательству;
- разработку программ обучения с учетом профстандартов и квалифицированных требований;
- максимально сжатые сроки обучения;
- возможность расширения знаний по базовой специальности и получения дополнительной профессии, смежной с основной;
- увеличение конкурентоспособности на рынке вакансий;
- более высокий уровень практической подготовки специалистов;
- возможность развивать личностные качества, которые необходимы для карьерного роста;
- доступность обучения с финансовой стороны;
- отсутствие общих дисциплин, не относящихся к изучаемой области;
- удобную форму обучения: очно-заочная, без отрыва от основной работы (занятия проводятся в удобное для слушателей время).
Нюансы обучения на курсах профессиональной переподготовки
Дополнительное образование отличается от классической подготовки меньшимколичеством теории, продолжительностью, приемными требованиями.
Кто может реализовывать программы переподготовки
Правом обучать работников обладают лицензированные организации:
- Государственные аккредитованные ВУЗы.
- Многопрофильные учебные центры.
- Частные университеты.
При выборе образовательной площадки, нужно проверить лицензию. А также формат аттестации, проверки знаний. Уточнить, выдают ли сертификаты, удостоверения, дипломы по результатам обучения. Официальные документы удостоверяют квалификацию, котируются на рынке труда, подтверждают полученные знания, навыки, готовность к практической деятельности.
Кому доступно прохождение профессиональной переподготовки
Условия поступления по направлениям профессиональной переподготовки два:
- У потенциального слушателя есть оконченное образование (высшее или среднее специальное).
- Слушатель — студент ВУЗа или колледжа. Закон не запрещает получать специальность и обучаться дополнительной профессии.
Повышение квалификации нужно действующим сотрудникам. Требование — наличие высшего или среднего специального образования. Характер программы должен быть смежным. Врач не может повышать квалификацию как маркетолог. А юрист — как менеджер.
В каких случаях нужна переподготовка
Профессиональная подготовка становится выходом, если человек не способен работать по специальности. Виной могут быть житейские ситуации, объективные факторы:
- Состояние здоровья.
- Особенности рынка труда конкретного региона, города. Когда вакансий недостаточно или нет.
- Сокращение штата компании, организации, где человек работал.
- Банальное нежелание продолжать прежнюю деятельность.
- Переезд.
Существуют более сложные случаи. Например, сотрудник работает проектировщиком конструкторского бюро, имеет высшее образование по направлению экономика. Чтобы повысить квалификацию проектировщика, сотруднику придется пройти переподготовку по смежной программе. Диплом экономиста для этой цели не подойдет. Это вопрос сохранения рабочего места, карьерного роста.
Кто разрабатывает программы, и по каким направлениям можно пройти обучение
Стандарты утверждают профильные органы исполнительной власти. Зависит от конкретного направления. Это положение закреплено п. 7 ст. 76 Закона об образовании. Разработка учебных планов ложится на плечи образовательной организации, университета или центра на месте. Закон оставляет за ними право корректировать образовательные программы (п. 6 ст. 76). Количество специальностей подготовки зависит от размеров центра или ВУЗа, на базе которого проводится обучение.
Наш университет предлагает более 200 программ ДПО по 10 направлениям:
- Менеджмент.
- Реклама и PR.
- Индустрия гостеприимства.
- Производство.
- Проектная деятельность.
- Игровая индустрия, киберспорт.
- Программирование.
- Бухгалтерский учет и налогообложение.
- Интернет и IT-технологии.
- Управление персоналом.
Формат обучения — дистанционный. Работник может получить дополнительную специальность, повысить квалификацию без отрыва от практической деятельности. Обучающийся смотрит лекции, выполняет практические задания. Нарабатывает необходимые навыки. А постоянный контакт с преподавателем, обратная связь по результатам позволяет закрепить знания.
Какие документы выдаются после прохождения курсов
По результатам профессиональной переподготовки, слушатель курса получает диплом государственного образца. С ним можно найти работу по новой специальности.
Обучающиеся, закончившие программы повышения квалификации, получают удостоверение, которое также служит формальным подтверждением профессионального уровня.
Дополнительное образование повышает мобильность работника, востребованность, актуализирует знания и навыки
Это важно в условиях жесткой конкуренции, постоянного наплыва молодых выпускников ВУЗов
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.
Обзор документа
Прописаны правила организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. Речь идет о программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
К освоению указанных программ допускаются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное или высшее образование. Между слушателем (лицом, оплачивающим его обучение) и образовательной организацией заключается договор об образовании.
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательные программы. Приведены требования к их структуре и содержанию.
Для определения трудоемкости программы может использоваться система зачетных единиц.
Установлены минимально допустимые сроки освоения программ. При повышении квалификации — 16 ч, профпереподготовке — 250 ч.
Дополнительные профессиональные программы могут реализовываться в форме стажировки (как частично, так и полностью). Допускаются также модульные, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Разрешены сетевые формы обучения.
Предусмотрен широкий спектр видов учебных занятий и работ (лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, тренинги, выездные занятия и др.).
При обучении по дополнительным профпрограммам возможен зачет ранее освоенных предметов (курсов, дисциплин).
По окончании обучения проводится итоговая аттестация. Ее форму образовательная организация определяет самостоятельно. Успешно прошедшим аттестацию выдают документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке. Эти документы дают право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции.
Те, кто не прошел аттестацию, получают справку об обучении.
Для оценки качества освоения программ проводятся внутренний мониторинг и внешняя независимая оценка качества образования. На добровольной основе могут применяться процедуры профессионально-общественной аккредитации дополнительных профпрограмм и общественной аккредитации организаций.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 г.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
5 отличий двух видов дополнительного профобразования
Так, с высоты описанной выше информации уже можно вывести 5 главных отличительных качеств между двумя видами дополнительного последипломного образования:
- длительность;
- документ, удостоверяющий окончание курсов;
- цели обучения;
- результат учебы;
- источник финансирования профессиональной подготовки специалиста.
Так, переобучение всегда занимает больше времени — от 6 месяцев до 2 лет. Причем дольше длится не только сам курс, но и каждое занятие (потому что человек осваивает новый для себя профиль, что требует более глубокого погружения).
Квалификационные курсы проходят за 1−2 месяца, а конкретные занятия длятся не больше часа. С этим, кстати, связан еще один отличительный момент — цена. Профподготовка обойдется дороже.
Выпускники курсов повышения квалификации получают удостоверение — подтверждение факта, что они информацию усвоили и готовы применять на практике. Результат переподготовки — диплом государственного образца.
Цели учебы тоже разные: в первом случае человек обновляет и актуализирует знания в имеющейся сфере, во втором — осваивает новую специальность. Соответственно, после квалификационного курса можно подняться по карьерной лестнице, не меняя профиля, но нельзя перейти работать в другую нишу. А переобучение дает возможность сменить и направление, и место работы.
В связи с чем, кстати, во втором случае учебу часто оплачивает сам учащийся. Или работодатель, но с закреплением гарантий того, что его сотрудник отработает потраченные средства. А за повышение квалификационного уровня обычно платит наниматель. Он же обязан следить за периодичностью такого обучения своих кадров.
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.
Как выбирать вторую профессию
Вторая профессия должна выбираться исключительно в соответствии с собственными интересами и природными задатками. Например, идти трудиться в экономическую сферу лучше всего тем, кто с детства был в ладах с математикой и хорошо управляется с цифрами. Коммуникабельным людям с развитым художественным вкусом и эстетическим мышлением показана работа, например, в салонах красоты, в качестве дизайнера, парикмахера либо художника-декоратора. Любовь к собственному делу — самая сильная мотивация и лучший стимул к профессиональному росту.
Если с желаемой сферой деятельности определиться никак не удаётся либо какие-то конкретные творческие способности отсутствуют, следует выбрать одну из так называемых нейтральных профессий, для которых узконаправленные умения и знания обычно не требуются. В качестве примера можно привести кассира, секретаря, администратора либо косметолога.
Тем, кто никак не может сделать выбор, можно попробовать начать с профессий, не предполагающих долгого обучения. Например, попробовать стать телефонистом, оператором call-центра, санитаром или водителем. Если в процессе обучения или работы вы поймете, что это не ваше, потеря времени и денежных средств на обучение будет не столь велика и вы быстрее сможете вернуться к поискам своей сферы.
Почему люди идут получать дополнительное образование
Все мы знаем людей, которых можно назвать хорошими специалистами и любящими свою профессию работниками. Но уровень доходов у них при этом оставляет желать лучшего. Именно они часто прибегают к «прокачиванию» навыков путём профессиональной переподготовки. Ведь это — реальный шанс кардинальных изменений в профессии!
С получением новой квалификации сфера деятельности человека значительно расширяется. Что такое профессиональная переподготовка в «родственной» области? Смежную профессию получают в самых разных сферах путем совмещения. Она должна быть близкой к основному виду деятельности. Например, токарь может дополнительно переучиться на слесаря, парикмахер — на визажиста, медсестра может освоить навыки массажа, а водитель — стать попутно экспедитором. Врач-терапевт, пройдя дополнительную переподготовку, может получить квалификацию педиатра и трудиться в этом качестве. Данное расширение собственных компетенций поможет в случае кризиса сохранить драгоценное рабочее место.
Прежде чем определиться, какую профессию выбрать дополнительно, следует проанализировать ситуацию на рынке труда и вспомнить о собственных стремлениях и предпочтениях, имеющих отношение к нынешней деятельности. Например, бухгалтеру достаточно легко переквалифицироваться в аудитора, налогового консультанта, экономиста или финансового менеджера. Педагог, пройдя профессиональную переподготовку в образовании, без проблем вольется в коллектив реабилитационного центра либо сможет работать в частном детском саду, органах опеки или заниматься репетиторством. Юристу по плечу оказание консалтинговых услуг, работа в должности риелтора или HR-менеджера.
Порой бывает, что рано или поздно в ходе трудовой деятельности человек понимает — изначально профессия была выбрана неосмотрительно. Работник не может оставаться, например, в педагогике или медицине из-за расшатанной нервной системы или начинает ненавидеть бухгалтерию, так как устал от цифр и сидячей работы. И в этом случае профессиональная переподготовка специалистов может стать эффективным средством успешно поменять свою жизнь.
Где проходит
Многие крупные компании, холдинги и даже федеральные агентства открывают собственные корпоративные университеты и академии, которые занимаются лицензированным обучением и переподготовкой работников разных подразделений. Несколько примеров:
- Корпоративная система обучения Роснефти (11 полигонов практического тренинга и 63 учебных центра и класса);
Обучение и переподготовка персонала организации в корпоративных университетах ведется с учетом особенностей производственного процесса и по собственным образовательным стандартам. В систему развития кадров включаются сотрудники всех категорий – от рабочих и линейных служащих до топ-менеджеров. Такой подход к обучению можно назвать подготовкой и переподготовкой кадров на предприятии.
И все-таки большинство компаний, организаций и предприятий для переподготовки кадров пользуется услугами учебных заведений, специализирующихся на дополнительном профессиональном образовании, – центров, школ, факультетов вузов и подразделений колледжей.
Определение и возможности
Диплом о профессиональной переподготовке – это официальный документ, выдающийся специалистам, которые прошли соответствующее обучение с целью изучения новой профессии или повышения квалификации. Он приравнивается к диплому о втором высшем образовании.
Дипломные программы переподготовки разрабатываются ведущими преподавателями и предоставляются как в государственных, так и коммерческих учебных заведениях. Освоение этих программ может быть очным или дистанционным. Данное обучение доступно:
- людям, имеющим законченное высшее или среднее профессиональное образование;
- студентам, параллельно обучающимся в ВУЗе по основной образовательной программе.
Документ с присвоением новой квалификации выдается учащимся, которые занимались установленное количество учебных часов, досконально изучили программу дополнительного профессионального обучения и успешно сдали итоговую аттестацию.
Диплом о профпереподготовке позволяет в сравнительно короткие сроки:
- повысить квалификацию;
- освоить новую специальность;
- приобрести базовые знания и умения;
- развить соответствующие навыки, необходимые для работы в той или иной сфере.
Срок обучения строго не регламентирован, однако, как правило, общая продолжительность программы составляет минимум 250 академических часов.
Срок действия такого документа не ограничен, при этом некоторые специальности имеют собственные периоды, по истечению которых специалисту необходимо подтвердить свою квалификацию. К примеру, согласно российскому законодательству, судьи обязаны проходить переподготовку каждые три года.
Документ о профессиональной переподготовке
По закону о дополнительном профессиональном образовании (ДПО) документы, которые выдаются учащемуся после успешной сдачи экзаменов, могут делиться на два вида:
-
диплом;
-
удостоверение.
Диплом как раз касается профессиональной переподготовки. Студенты, которые прослушали лекции (до 100 часов), получают удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. Свидетельство о повышении квалификации выдается тем, кто отучился более 100 часов.
При этом диплом о профессиональной переподготовке – бессрочный, а вот удостоверение о повышении квалификации необходимо обновлять. Для педагогов и медработников – не менее чем один раз в пять лет.
Все документы – установленного образца. Они выдаются после прохождения аттестации и подтверждают квалификацию и специальность.
В чем же разница?
Давайте теперь рассмотрим основные отличия, которые имеются между профессиональной переподготовкой и вторым высшим образованием. Таковых можно выделить четыре:
1. В нашем случае речь идет о сокращенных сроках обучения. Ведь ещё одно высшее образование потребует от вас полноценного обучения в течение трех-, четырехлетнего срока в зависимости от выбранной формы и специальности. Не каждый может позволить себе потратить столько времени. Именно в этом случае следует обратиться к варианту повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Ее срок не может быть менее 250 академических часов. Разные виды ее предполагают количество часов от 500 или от 1000. Подобный резкий контраст по срокам обучения объясняется отсутствием в случае профессиональной переподготовки обучения объёмным теоретическим массивам, не несущим практического применения, что в разы сокращает время учебы. Вам дают лишь проверенные практические знания.
2. Такие же существенные отличия и в стоимости обучения. Если возможности получившего диплом о профессиональной переподготовке ничем не отличаются от возможностей того, кто обзавелся вузовской корочкой, то цена вопроса здесь в несколько раз (обычно в 2-3) ниже.
3. Наличие вступительных экзаменов. Без них в вуз вас не примут. В той или иной форме (письменной, устной, тестирования, личного ответа) экзамен обязательно будет. Это порой становится препятствием для неуверенных в своих силах абитуриентов. На курсах переподготовки вступительных экзаменов не предполагается, что в разы расширяет возможности выбора подходящей программы.
4. Предлагаемый нами вариант позволяет вести освоение новой профессии в максимально комфортных условиях с составлением индивидуального графика, подобранного под ваши конкретные потребности. Вы не зависите от жесткой учебной программы, принятой в вузах, и регламентированных учебных рамок.
В заключение следует упомянуть, что профессиональную подготовку и переподготовку стоит назвать возможностью с минимальными денежными и временными затратами повысить собственную рабочую компетентность и сделать решающий рывок в достижении желанной карьеры на выбранном поприще.
Что дает
Стандартный путь переобучения на другую специальность – поступление в соответствующий профильный вуз или колледж и получение второго образования. Но такая траектория занимает несколько лет, и далеко не всегда значительная трата времени целесообразна. Поэтому во многих случаях более логично пойти более короткой дорогой.
Продолжительность профессиональной переподготовки во многом зависит не только от объема программы, но и от интенсивности занятий. В целом на переобучение уходит от 3 до 12 месяцев. В редких случаях, когда программа особенно насыщенна, оно занимает 1,5 года (3 семестра, примерно 1 000 часов).
По итогам аттестации слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке с присвоением новой квалификации. Это полноценный документ установленного образца, который равноценно заменяет диплом о втором высшем или среднем образовании. Срок его действия неограничен.
Таким образом, профессиональная переподготовка дает возможность сменить специальность с минимальными временными и финансовыми затратами. Наличие дополнительного диплома значительно повышает конкурентоспособность на рынке труда, а в некоторых случаях может даже повлиять на размер заработной платы. Например, бухгалтер с дипломом налогового юриста будет «стоить» выше своих обычных коллег.