Педагогический совет на тему «современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»
Содержание:
- Инженерно-технологический класс: задачи, преимущества и результаты проекта
- Международные достижения российских школьников
- Значение ранней профориентации в ДОУ
- Основные этапы
- Инженерное направление в школе
- Задачи и цели
- Принципы организации работы по ранней профориентации дошкольников
- Времена меняются
- Средства наглядности
- Обратная сторона
- Уроки самоопределения
- Профильные классы — успешная профессиональная подготовка учеников
- Возможные проблемы
- Ход собрания.
- Проект «Навигатум»
- Чек-лист: нужна ли моему ребенку ранняя профориентация?
- Ранняя профориентация: минусы
- Дополнительное образование в рамках национальных проектов
- Подведем итоги
Инженерно-технологический класс: задачи, преимущества и результаты проекта
Мотивацией старшеклассников для выбора инженерной специальности в качестве будущей профессии является внедрение в образовательном учреждении инженерно-технологического профиля.
Задачи проекта:
-
Заинтересовать учащихся научно-технической деятельностью и повысить спрос на инженерные профессии.
-
Вовлечь старшеклассников в процесс развития технических инноваций и раскрыть индивидуальные способности каждого ученика.
-
Развить навыки практического применения инженерных и творческих задач с учетом прогресса технологий.
Преимущества проекта:
-
Высокий уровень образования, отвечающий требованиям современного общества.
-
Развитие навыков индивидуальной и групповой деятельности.
-
Обширный перечень базовых и профессиональных знаний.
-
Развитие профессиональных компетенций и необходимых практических умений.
Результаты проектной деятельности:
-
Ученики получают полный объем знаний по дисциплинам естественно-научного цикла.
-
Приобретаются навыки, позволяющие решать инженерно-технические задачи и работать с современной техникой.
-
Формируется мышление, рассматривающее инженерию как направление практической деятельности.
-
Школьники учатся достигать поставленные цели в сжатые сроки, оценивая риски и минуя возможные ошибки.
Международные достижения российских школьников
Участие и победы российских школьников в масштабных соревнованиях по профессионально-технической подготовке свидетельствуют об успешной реализации образовательных инноваций в сфере предпрофессиональной подготовки. Доказательство тому — Чемпионат Европы по профессиональному мастерству EuroSkills Budapest, проходивший в 2018 году в Будапеште, где наша команда стала победителем по числу золотых наград.
Очень порадовали наших соотечественников результаты наших школьников, принимающих участие во Всемирной робототехнической олимпиаде (WRO), которая проходила в этом году в столице Венгрии. На счету сборной России пять медалей, две из которых золотые.
Но прежде, чем попасть на мероприятия международного уровня, дети принимают участие в российских соревнованиях научно-технического творчества, направленных на поощрение интереса к инженерной профессии. Они могут попробовать силы и проявить таланты на ежегодном фестивале «Робофест», где проходят всевозможные олимпиады, соревнования по робототехнике, мастер-классы, интерактивные лекции и много другое.
Значение ранней профориентации в ДОУ
Отношение к профессиям у человека формируется в ходе социализации личности, активизирующейся примерно с 2,5-3 лет. Как раз в этом возрасте ребенок начинает посещать детский сад, где впервые узнает о разных видах деятельности. Каким образом донести до него эту информацию и что входит в понятие «профессиональная ориентация дошкольников»? Это малоизученное сегодня направление в дошкольном воспитании. Оно представлено целостной системой мероприятий, которые помогают выявить особенности характера, интересы, склонности детей и создать базу для дальнейших осмысленных шагов в выборе вида деятельности в подростковом возрасте.
Знакомство ребенка с миром профессий не только способствует формированию у него теоретических (пассивных) знаний, но и дает возможность приобщиться к труду взрослых, обрести опыт коммуникации со специалистами в разных сферах. Дети расширяют и углубляют уже имеющиеся сведения о разных видах деятельности, пополняют свой активный словарный запас. Тематические беседы взрослых с дошкольниками развивают мышление, позволяют налаживать простые взаимоотношения, пробуждают интерес к труду. Проявление доброжелательности, неподдельной заинтересованности даже самыми странными вопросами малышей, а также поощрение диалога помогают детям справиться с нерешительностью, стеснительностью и замкнутостью.
Возраст с 3 до 7 лет считается самым благоприятным для учебно-воспитательного воздействия. Этот период оптимален, чтобы прививать любовь к труду и уважительное отношение к любому законному виду занятости, знакомить (в игровой форме) с основными чертами профессий, формировать навыки, которые будут в дальнейшем развиваться и оттачиваться во время учебы в школе.
Раннюю профориентацию детей дошкольного возраста осуществляют не только воспитатели ДОУ. Этим также занимаются музыкальные руководители, учитель-логопед, психолог, инструкторы по физкультуре и плаванию.
Основные этапы
Развитие ребенка очень быстро происходит в период от 2 до 7 лет. Ранняя профориентация дошкольников может быть разделена на три этапа:
- младший дошкольный возраст;
- средний дошкольный возраст;
- старший дошкольный возраст.
В эти этапы дети по-разному реагируют на информацию и воспринимают ее.
Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет). В этом возрасте они способны понять виды труда и трудовые операции. Они уже проявляют способность к определенному виду деятельности. Опираясь на способности и на психологическое развитие, можно спрогнозировать предпочтения в выборе профессии.
Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет). На данном этапе они хорошо воспринимают информацию о профессиях, учатся сравнивать и различать различные трудовые деятельности, учатся искать цели деятельности и выявлять пользу. В этом возрасте они хорошо анализируют полученные знания и выделяют для себя понравившиеся виды труда.
Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет). Появляется способность систематизировать полученные ранее знания, выявить результаты труда, расширяет знания о технике выполнения работы.
Он может получать знания о профессиях и их трудовых особенностях через совместную деятельность со взрослыми, через различные формы подачи информации:
- прочтение сказок,
- беседа,
- просмотр фильма,
- прочтение сказки,
- просмотр картинок,
- игра ,
- просмотр театрализованных представлений,
- экскурсии на предприятия и т.д.
Выбор формы подачи можно выбирать в зависимости от ситуации.
Инженерное направление в школе
Инженерное направление в школе реализуется поэтапно, его можно представить в виде нескольких ступеней:
-
Пропедевтика: учеников младшей школы учат наблюдать и исследовать явления окружающей среды, используя технические средства для сбора и обработки информации.
-
Формирование основ конструкторско-технологических компетенций учащимися 5-9 классов: приобретение опыта применения естественно-научных методов исследования объектов и явлений природы.
-
Профориентация, 10-11 классы: понимание принципов и алгоритмов решения творческих задач, моделирования, конструирования, прототипирования и программирования; наработка опыта проектно-исследовательской деятельности.
Варианты образовательных курсов на базе инженерно-технологического класса:
Целесообразность получения профессиональных навыков и знаний предопределила обширный перечень образовательных курсов для учеников разных классов:
-
5-6 класс. Факультативный курс «Простейшая робототехника».
-
5-9 классы. Интегрированный курс «Информатика и технология», факультативный курс «Основы электроники».
-
5-11 классы. Междисциплинарные курсы «Альтернативная энергетика», «Научные методы анализа», факультативный курс «Подготовка к участию в соревнованиях WorldSkills, VRC, WRO».
-
7-9 классы. Факультативный курс «Простые системы управления».
-
7-10 классы. Факультативные курсы «Проектирование цифровых устройств», «Сбор данных и измерительные системы».
-
7-11 классы. Факультативный курс «Мобильная робототехника».
-
8-11 классы. Факультативный курс «3D-моделирование и прототипирование»
-
9-11 классы. Элективные курсы «Основы инженерной деятельности», «Экспериментальная математика».
-
10-11 классы. Интегрированный курс «Естествознание», факультативный курс «Сложные инженерные системы».
Кроме того, на базе инженерного класса для учащихся предусмотрены различные практикумы по курсам таких дисциплин, как:
Задачи и цели
Дошкольный возраст самый благоприятный для педагогического воздействия. Поэтому очень важна работа воспитателей. С детьми проводятся интересные мероприятия, цель которых показать малышу, какие есть профессии. Рассказать о следующем:
- трудности, возникающие при выборе профдеятельности;
- какие достоинства у разных ремесел;
- какие качества нужны для определенной профессии;
- в чем суть работы и т. д.
Важно, чтобы малыш знал о профессиях, кем работают его родители и какие у них обязанности. В процессе профессиональной ориентации детям прививают чувство уважения к труду
Учат быть готовыми трудиться в будущем самостоятельно, а не надеяться на легкий заработок. Рассказывают, как можно развивать способности и умения для желаемой профессии. Целью профориентации дошкольников не является навязывание своего мнения касательно подбора профессиональной деятельности
В процессе профессиональной ориентации детям прививают чувство уважения к труду. Учат быть готовыми трудиться в будущем самостоятельно, а не надеяться на легкий заработок. Рассказывают, как можно развивать способности и умения для желаемой профессии. Целью профориентации дошкольников не является навязывание своего мнения касательно подбора профессиональной деятельности.
Все профессии важны
Нужно лишь определить направление и обязательно дать свободу выбора. Также не навязываются размышления о том, что есть престижные или малооплачиваемые специальности. Помните, каждая профессия важна и интересна по-своему.
Принципы организации работы по ранней профориентации дошкольников
Профориентация в ДОУ по ФГОС должна базироваться на таких принципах:
- Взаимодействие с ориентацией на личность (фундамент воспитательно-образовательного процесса – глубокое уважение к ребенку как к сознательному, полноценному его участнику, учет индивидуальных нюансов его развития).
- Доступность и достоверность информации о профессиях.
- Открытость (у каждого ребенка есть право на участие в профориентационной деятельности, демонстрацию результатов своей работы или отказ от всего этого, право предоставлять личные достижения по своему усмотрению, а также самостоятельно решать, продолжать ли работу или закончить ее).
- Диалогичность (обсуждение с детьми хода выполнения поставленных задач, полученных результатов, перспективности продолжения работы, а также разбор ситуаций, которые помогли или помешали достичь успеха).
- Активизация практической деятельности (предпочтение таких форм, как игра, развлекательное мероприятие, беседа, трудовое поручение, наблюдение и экскурсия).
- Рефлексивность (каждый ребенок должен осознавать себя субъектом собственных действий и взаимоотношений со сверстниками).
- Региональный компонент (при ведении профориентационной работы с воспитанниками ДОУ следует учитывать особенности региона их проживания, востребованность профессий на его территории и социальный запрос).
Времена меняются
С каждым десятилетием конкуренция на рынке ужесточается. Согласно Millennial Branding и Randstad US, поколение Z, родившееся в середине 90-х на Западе и начале 2000-х в России, сознательнее и целеустремленнее в вопросах будущей работы, чем их предшественники, поколение Y начала 80-х годов. 17% из них стремятся начать собственный бизнес, этот показатель на 55% больше, чем у поколения Y. Но многие родители продолжают следовать старой схеме, когда вплоть до старших классов ребенок предоставлен сам себе, а затем в 9-м или 10-м классе от него внезапно требуют профессионального самоопределения. Есть и счастливые исключения, когда ребенок рано осознает свое призвание, и далее уверенно развивается в выбранном направлении. Но всерьез надеяться на это можно не более, чем на выигрыш в лотерею.
Средства наглядности
Любая форма профориентационной работы с малышами требует применения средств наглядности. К ним относят техническое оборудование (интерактивные доски, мультимедийные проекторы, персональные компьютеры или ноутбуки, телевизоры), видеопрезентации, тематические картинки, фотографии и иллюстрации, книги.
Если наглядность грамотно подобрана и вовремя продемонстрирована детям, она позволяет расширить их кругозор, конкретизировать формирующиеся и систематизировать имеющиеся знания о профессиях. Кроме того, она стимулирует интерес к различным видам деятельности взрослых.
Техническое оборудование
Среди технического оборудования для профессиональной ориентации в ДОУ чаще всего используются:
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- телевизор.
На интерактивной доске очень удобно демонстрировать видео и анимированные фрагменты, создавать иллюстрированные слайды. Это устройство вносит разнообразие в занятия, придает им яркости и привлекательности, помогает более доходчиво донести важный материал до каждого воспитанника. К такой доске может одновременно подойти вся группа. Таким образом, взаимодействие с новой информацией получается активным и всесторонним. К тому же на ней с легкостью меняются и перемещаются объекты, позволяя быстро формировать логические связи.
Проектор обычно применяют, чтобы показывать дошкольникам мультимедийные презентации и заранее записанный или скачанный видеосюжет. К примеру, в ходе экскурсии на ферму, где разводят кроликов, детей знакомят с фермером и на слайдах показывают им весь процесс выращивания этих животных: кормление, уход, лечение.
Телевизор используется в основном, чтобы смотреть с воспитанниками фрагменты познавательных телепередач и профориентационные мультфильмы. После просмотра нужно обязательно обсуждать с детьми увиденное для закрепления полученных знаний. На заметку педагогу: хорошие отзывы получил мультсериал «Калейдоскоп профессий», созданный в рамках проекта «Навигатум».
Игровые комплексы
Для качественной профориентационной работы с детьми рекомендуется задействовать игровые комплексы. Они представлены отдельными тематическими модулями («мастерская», «фабрика», «пожарная часть», «полицейский участок», «лаборатория», «больница», «ресторан», «магазин» и так далее). Если нет возможности приобрести, можно изготовить их из подручных средств.
Применение такого средства наглядности помогает глубже познакомиться с профессией и перевоплотиться в ее представителя. В сюжетно-ролевых играх с использованием модульных игровых комплексов вначале участвует и воспитатель, а затем его подопечные переходят к самостоятельному моделированию ситуаций.
Познавательная литература и пособия
К познавательной профориентационной литературе для дошкольников относятся детские художественные книги, энциклопедии и периодика (газеты, журналы). Касательно наглядных пособий, воспитатели обычно пользуются картинками, иллюстрациями, фотографиями, альбомами и демонстрационными плакатами. Все это применяется для совместной и индивидуальной деятельности детей, связанной с получением интересной информации о разных профессиях.
Что именно оттуда можно почерпнуть? Стихи (в том числе для гимнастики – артикуляционной и пальчиковой); рассказы и сказки; загадки о занятиях человека и орудиях труда; пословицы и поговорки о работе и необходимых для нее личностных качествах; считалки и скороговорки. Все это можно с успехом применять, например, на физкульминутках, в ходе которых дети будут параллельно получать новые сведения о профессиях и закреплять уже имеющиеся знания.
Обратная сторона
Однако профессии, о которых вы рассказываете ребенку в детстве, могут уже исчезнуть, когда он вырастет. Исследований на тему перспектив замещения людей роботами с каждым годом проводится бесконечно много. Их выводы схожи: например, по исследованиям Карла Фрея и Майкла Осборна, в США к 2033 году из-за роботизации исчезнет 47% рабочих мест. По данным мирового банка, в Китае их доля составит 77%. Это не означает, что ребенку вовсе не нужно знать о разнообразии профессий на данный момент, его кругозор необходимо развивать, а интересы поддерживать. Ведь задача родителя помочь ребенку обрести вдохновляющее занятие, способное перерасти в профессию, гарантирующую получение удовольствия от работы, а также финансовый успех и признание.
Что ещё почитать?
Школа без мата. Профилактика использования детьми ненормативной лексики в школе
Как определять результаты дошкольного образования? Разработка национальной системы оценки качества НИКО
Учим дошкольников ориентироваться в пространстве: игры и упражнения
Почти первоклассник: чему должен научиться ребёнок и можно ли сменить школу
Уроки самоопределения
Подобная система занятий предназначена для детей 5-9 классов и направлена на изучение учащимися своих личностных качеств для формирования осознанного выбора. Важным элементом уроков признана самодиагностика, инструментами которой выступают надежные методики на основе постановки и решении проблемно-поисковых задач, реализации ролевых игр.
В ходе занятий рассматриваются важнейшие темы, затрагивающие личностное и профессиональное самоопределение:
-
Формирование знаний о личностных качествах.
-
Выявление личных стремлений и потребностей.
-
Эмоциональное развитие ребенка.
-
Выявление интеллектуальных способностей.
-
Уточнение определенных профессиональных склонностей
-
Знакомство с видами профессий.
-
Правила успешной профессиональной карьеры.
Правильно проделанная профориентационная работа — залог осознанного выбора образовательного профиля и успешной дальнейшей профессиональной деятельности ребенка.
Компания «Логия» предлагает комплексные решения для участников федеральных проектов НП «Образование» — центров «Точка роста», «IT-куб» и технопарков «Кванториумы». Кроме того, можно заказать оснащение профильных классов, кабинета психолога и купить необходимые средства обучения для внеклассных занятий, секций и кружков.
Профильные классы — успешная профессиональная подготовка учеников
Основой успешной профессиональной подготовки старшеклассников является формирование профильных классов и углубленное изучение отдельных предметов на базе общеобразовательной организации. В зависимости от потребностей регионов возможны различные направления:
-
физико-математическое;
-
физико-химическое;
-
биолого-географическое;
-
химико-биологическое;
-
филологическое;
-
социально-экономическое;
-
агротехнологическое;
-
социально-гуманитарное;
-
информационно-технологическое;
-
электротехническое;
-
оборонно-спортивное;
-
индустриально-техническое;
-
инженерно-технологическое;
-
медико-биологическое;
Возможные проблемы
Возникают по вине воспитателей или других работников дошкольных учебных учреждений. Они не заинтересованы в обучении детей новым профессиям, предпочитая делать рутинную работу. Их не волнует судьба малышей. Самые популярные проблемы профориентации дошкольников:
- работа педагогов не нацелена на современный рынок и актуальные профессии;
- возможности детей не могут реализоваться из-за отсутствия в детсадах нужного инвентаря для проведения игровых ситуаций или ролевых игр;
- нехватка понимания со стороны родителей необходимости в данной системе мероприятий;
- плохо отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий;
- нет приемлемой работы детского сада в этом направлении, отсутствие квалифицированных сотрудников, которые смогли бы это реализовать.
Некоторые сотрудники не желают проводить дифференцированный подход к обучению детей. В итоге у ребенка возникает отвращение, иногда даже ненависть к процессу обучения. Он не понимает, зачем нужно учиться, думая, что делает это ради родителей и хороших отметок. А при выпуске из школы теряется и не знает, куда пойти, кем хочет стать и чем собирается заниматься по жизни.
Ход собрания.
Взрослые иногда ради шутки,спрашивают детей: «Кем ты хочешь быть?» Но ответ не так и важен для них. К нему никто не прислушивается, потому что желания детей не постоянны. Тем не менее, мы должны к нему прислушаться.
Уже в 4 года ребенок может ответить на этот вопрос осознанно. Именно данный возраст и является подготовительным для самоопределения ребенка.
Дошкольной возраст впервые в истории отечественной педагогики признан первой ступенью образования на законодательном уровне. Потому как все закладывается с детства. И к выбору своей профессии ребенка необходимо серьезно готовить.
Ребенку нужно рассказать, кем работают его родители, бабушки и дедушки. Ренка необходимо познакомить со спецификой каждой профессии. И, естественно, интересоваться у него, кем хочет стать, когда вырастет.
Знакомство ребенка с трудом начинается с рассказа о различных видах труда. И ответственность за это лежит, в первую очередь, на родителях. Они должны поддерживать уверенность ребенка в своих силах. Говорить ему, что у него все получится. Чем больше разных умений приобретет ребенок в детстве, тем лучше он сможет оценить свои возможности и возможности других в более страшим возрасте.
В образовательной программе детского сада есть задача — знакомство с различными профессиями, воспитание положительного отношения к труду.
Для этого в группе создается определенная среда:
• Дидактические игры.
• Настольно-печатные игры
• Сюжетно-ролевые игры
• Картотека экскурсий
• Банк презентаций по ознакомлению с профессиями.
Знакомство с профессиями начинается с младшего возраста. Детей знакомят с профессиями,которые они видят каждый день: няня, воспитатель, повар, прачка. Основной посыл – забота о них, детях.
С возрастом границы расширяются, и детей среднего возраста знакомят с профессией шофера, почтальона, врача, а также с профессиями родителей. Для этого организуются встречи с родителями, которые могут принести фото с места работы.
В старшем возрасте диапазон профессий расширяется и становить трудно рассказывать детям опираясь на непосредственное наблюдение. Тут на помощь приходит банк презентаций.
Центральное место в работе отводится игре. A.M.Горький писал: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Сюжетно-ролевая игра позволяет детям «переварить» информацию о профессиях, структурировать ее. Игра позволяет не только конкретизировать и расширить представления, но и также сформировать качества личности, которые необходимы для совершения трудовых действий.
Еще одним методом знакомства с трудом является продуктивная деятельность. Ребенок является испытателем, и ему всегда интересно что-то сделать самому. Родителям необходимо поощрять и поддерживать данный интерес.
Для ознакомления с трудом взрослых лучше всего подходит проектная деятельность, которая включает все ранее описание методы. Миссия взрослых в проектах заключается в следующем — помочь каждому ребенку обрести мир взрослых на основе интеграции их личностных и профессиональных качеств, осознания значимости трудовой деятельности; ненавязчиво подвести к выводу о том, что правильным жизненным выбором профессии определяется жизненный успех. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время, каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось, могли смело вступить в самостоятельную жизнь.
Подводя итог, хочется еще раз сказать, что наша с вами, уважаемые родители, состоит в том, чтобы дети научились уважать труд людей, понимали, что это основа жизни, познакомились с различными профессиями и атрибутами этих профессий, понимали бы значимость труда в общества вообще и каждого человека в частности.
Проект «Навигатум»
Главные цели проекта:
- закладка информационного фундамента для полноценного знакомства с видами деятельности;
- формирование трудолюбия и его поощрение;
- ориентация на созидание и творчество.
Вот каких результатов достигают дошкольники, которые уже занимаются по «Навигатуму»:
- сформированное комплексное понятие о мире труда взрослых (знание устройства значимых сфер и видов деятельности, понимание взаимосвязи разных профессий внутри одной отрасли);
- хорошая осведомленность о функциях как минимум 200 профессий;
- узнавание профессии по орудиям труда, форме, аксессуарам;
- проявления трудолюбия, доброты, эмпатии, желания помогать другим и умения принимать помощь.
Игровая развивающая среда «Взросляндия: В мире профессий»
«Взросляндия» – это игровой инструмент, который дает возможность сформировать у ребенка комплексное понятие о мире профессий. Развивающая среда показывает отрасли и виды деятельности системно, демонстрируя взаимосвязи. Этим она отличается от стандартного подхода, когда знакомство с профессиями носит мозаичный характер.
Создатели «Взросляндии» предлагают формат профисказок– в игровой сюжет непринужденно вплетается рассказ об устройстве разных отраслей. Каждая профессия освещается изнутри процессов производства, с которыми она связана.
В развивающей среде широко задействована визуализация –карта сфер и видов деятельности, выполненная в форме огромного пазла. Это настоящая игровая площадка, которая превратит профориентационное занятие в увлекательный исследовательский процесс. На основе мира Взросляндии и профисказок разработаны сюжетно-ролевые игры, которыми может воспользоваться педагог.
Моменты воспитания трудолюбия и других ценностей органично вплетены в сюжеты профисказок и игровой процесс. Ко «Взросляндии» прилагаются методические рекомендации, где доступно описано, как приобщать к труду дошкольников, не вызывая негативной реакции. Такие «ритуалы труда», по мнению создателей продукта, – профилактика безработицы. Ведь человеку, который получает удовольствие от работы, никогда не придет в голову сесть на шею родителям или довольствоваться государственным пособием.
Применение игровой среды от «Навигатум» позволяет заложить фундамент для развития:
- трудолюбия;
- терпеливости;
- эмпатии;
- решительности и ответственности;
- самостоятельности;
- критичности в оценке того, что навязывает окружение;
- умения отличать хорошее от плохого;
- способности к саморазвитию и самообучению;
- умения оказывать помощь и принимать ее.
Мультсериал «Навигатум: В мире профессий»
Мультипликационный сериал «Навигатум: В мире профессий» представлен рядом познавательных мультфильмов о разных профессиях и труде. На основе стихов и песен из них педагоги уже разработали комплексные профориентационные занятия. К примеру, «Почему родители уходят на работу» – рассчитанное ориентировочно на 30 минут занятие в форме спектакля. Оно помогает детям перестать обижаться на своих мам и пап и пробуждает интерес к тому, кем и где они работают.
Каждый короткий стихотворный мультфильм посвящен одной профессии. Создатели позаботились о том, чтобы были четко различимы орудия труда, обустройство рабочего места, форма одежды. Обсуждение серий «В мире профессий» дошкольниками после просмотра – важный элемент не только профессиональной ориентации, но и познания мира.
Чек-лист: нужна ли моему ребенку ранняя профориентация?
Итак, вашему ребенку точно нужна ранняя профориентация, если вы:
- хотите, чтобы он выбирал будущую профессию исходя из своих способностей и желаний;
- заинтересованы в том, чтобы он уже с 12-13 лет знал о мире профессий и задумывался о своем будущем;
- не можете определиться с внешкольными дополнительными занятиями для развития вашего ребенка;
- имеете разные взгляды со вторым родителем на его будущее;
- сами в свое время пошли не по тому пути и не хотите, чтобы ваш ребенок повторил эту ошибку.
Иными словами, ранняя профориентация нужна, если вы хотите, чтобы ваш ребенок развивался гармонично и занимался тем, что ему по-настоящему нравится. В этом вам помогут специалисты нашего образовательного центра. Они знают психологию детей и хорошо понимают тенденции рынка труда. Благодаря этому они найдут ту самую специальность, которая подойдет именно вашему ребенку.
Ранняя профориентация: минусы
1. Ранняя профориентация может «зациклить» школьника на одной профессии
При знакомстве с миром профессий важно грамотно преподнести ребенку возможности выбора и особенности современного мира, где люди меняют профессии и во взрослом возрасте. Необходимо донести до школьника, что его компетенции и мировоззрение будут меняться на протяжении всей жизни, ровно как и желание работать по разным специальностям
2. Быстрая смена профессий в современном мире
В детстве ребята по-прежнему играют во «врачей», «поваров» и «водителей». Но одновременно, когда вырастут, хотят стать видеоблогерами и снимают тиктоки. Новые профессии сейчас появляются каждый год, некоторые из них уходят так же стремительно.
При этом множеству профессий, которые были востребованы десятилетиями – например, бухгалтер или корректор – пророчат скорую невостребованность. Поэтому ориентация в мире профессий со средних классов может оказаться просто неактуальной. К окончанию школы рынок специальностей может сильно измениться.
Дополнительное образование в рамках национальных проектов
Национальный проект «Образование» сформулировал стратегическую политическую цель государства, суть которой сводится к повышению качества образования и подготовке высококвалифицированных кадров, соответствующих требованиям современного общества.
В связи с этим разработано несколько федеральных программ, включающих конкретные направления, призванные обеспечить комплексное оснащение для реализации дополнительного и профильного образования в школах.
Центры «Точка роста»
Федеральный проект «Современная школа» нацелен на улучшение материально-технической базы сельских школ. С помощью центров «Точка роста» инновационные методы образования, включающие и профориентацию, будут доступны для детей в отдаленных уголках страны.
Центры «IT — куб»
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» ставит перед собой глобальную задачу — технологический прорыв страны. Центры цифрового образования «IT — куб» призваны обеспечить ускоренное обучение в сфере информационных технологий школьников разного возраста.
Детские технопарки «Кванториум»
В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» создаются специальные площадки с цехами и лабораториями, укомплектованные современным высокотехнологичным оборудованием. Подобные технопарки открываются во всех регионах страны. Задачей «Кванториумов» является развитие в научно-техническом направлении и формирование изобретательского мышления у детей, начиная с пяти лет.
Подведем итоги
Ознакомление малышей с трудом взрослых – одна из главных задач учебно-воспитательной деятельности педагогов ДОУ. Желательно, чтобы профориентационные занятия для детей проводились не однократно и вне общего контекста («для галочки»), а органично вплетались в комплексный процесс развития дошкольников.
Социализация ребенка до 7 лет происходит в основном посредством игры, поэтому сюжетно-ролевая ее разновидность лучше всего подходит для углубления и расширения уже имеющихся представлений детей о работе взрослых, их взаимодействиях с коллегами, о специфике разных профессий. Такая игра ценна тем, что отражает реальную жизнь. Кроме того, она способствует воспитанию уважительного отношения к труду, демонстрирует его пользу для общества, вызывает интерес детей к работе. Грамотно спланированная и организованная игра позволяет заложить основы для формирования личностных качеств, которые потребуются для успешной трудовой деятельности в будущем: ответственности, справедливости, взаимовыручки.