Русский как иностранный
Содержание:
Влияние русского языка в Узбекистане не нравится многим
Во время пресс-конференции в парламенте Узбекистана от депутата от оппозиционной «Народной демократической партии Узбекистана» Елены Бабенко один из присутствующих журналистов потребовал прекратить говорить на русском языке и перейти на узбекский. А если она его не знает, пользоваться услугами переводчика.
Депутат от партии «Миллий тикланиш», которая входит в правящую коалицию, Алишер Кадыров заявил, что обучение граждан страны русскому якобы способствует их превращению в мигрантов, презирающих свои традиции.
А в это время в Москве власти в метро устанавливают указатели на узбекском.
21 декабря 1995 года был принят закон «О государственном языке Республики Узбекистан», где статус русского языка определяется как «язык межнационального общения народов СССР».
А между тем президент Шавкат Мирзиёев 20 октября 2020 года подписал указ о дальнейшем развитии государственного языка, предусматривавший полный перевод узбекского на латиницу.
Указом правительству поручено в трёхмесячный срок создать рабочую группу по обеспечению полного перехода на алфавит, основанный на латинской графике, и разработать «дорожную карту», предусматривающую конкретные меры, источники и объёмы их финансирования.
Негативные факты есть, но есть и позитивные
Как сказал Pravda.Ru кандидат исторических наук, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин, негативные факты отношения к русскому языку в Узбекистане идут параллельно с позитивными.
Так, по словам эксперта, расширяется количество курсов и школ обучения русскому языку в рамках совместной программы с Министерством образования РФ. Алишер Усманов реализует большой проект по расширению преподавания русского под названием «Класс!».
Узбекистану необходим русский язык, потому что трудовые мигранты едут в Россию, наблюдается рост числа не русскоязычных узбекистанцев, желающих устроить своих детей в русские классы, численность учеников в них доходит до 35-40 человек в классе, сказал Pravda.Ru Андрей Грозин.
По словам эксперта, русский язык сохраняет позиции в столице и является действительно де-юре и де-факто языком межнационального общения.
Он уточнил, что на селе ситуация другая — там русским языком уже большинство молодого населения совсем не владеет.
Андрей Грозин «не рискнул» увидеть тенденцию «в стремлении сократить сферу применения русского языка» в Узбекистане, в отличие от Казахстана, где «она (тенденция) действительно широка и имеет значительные объективные и субъективные причины для сохранения».
А в Узбекистане проблема «мозаична», хотя бы потому, что процент русского населения в Узбекистане всего около 3%, подчеркнул Андрей Грозин.
Чем отличаются институт, университет и академия
По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.
Что выше
Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и его статус.
Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.
Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.
О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:
- Университет.
- Академия.
- Институт.
Иерархия вузов: институт – академия – университет
Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.
Ташкент хочет получать ото всех всё. А отдавать хочет?
Эксперт считает, что сейчас у России с Узбекистаном отношения складываются «весьма недурно».
- Ташкент вступил в ЕАЭС в качестве наблюдателя,
- «растут показатели внешней торговли,
- атомную станцию мы им ставить собираемся,
- наш оборонно-промышленный комплекс начинает осваивать проекты по модернизации боевой техники и вооружений узбекской армии,
- у нас готовятся узбекские военнослужащие,
- у нас квота на узбекских студентов увеличена до 30 тысяч».
Возможно, это и так. Но почему деньги не считает Россия и не ставит простые условия: нет русского языка в Узбекистане — нет узбекских трудовых мигрантов в России? Сравнение же с Казахстаном выглядит как сравнение плохого с очень плохим. Союзнические отношения это не дорога в одну сторону, если нет двустороннего движения, надо от них избавляться.
Читайте по теме:
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо
Переход на латинский алфавит: Казахстан и пантюркизм
Редактор: Елена Тимошкина, Куратор: Любовь Степушова
Высшее образование
Бакалавриат
Направление: 45.03.01 Филология Профили: «Отечественная филология», «Прикладная филология», «Преподавание филологических дисциплин».Форма обучения: очная дневнаяСрок обучения – 4 года Квалификация выпускника: «академический бакалавр», диплом государственного образца
Магистратура
Направление: 45.04.01 Филология (программы «Русский язык как иностранный», «Русский язык и межкультурная коммуникация», «Филологическое обеспечение СМИ», «Русская литература в полилингвальном мире»), 45.04.02 Лингвистика («»Общая и типологическая лингвистика и приложения в области языкознания»)Форма обучения: очная дневная, очно-заочнаяСрок обучения – 2 года (очная форма), 2,5 года (очно-заочная форма)Квалификация выпускника: «магистр», диплом государственного образца
Аспирантура
Специальности:
- 44.06.01 – Образование и педагогические науки (13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный)»);
- 45.06.01 – Языкознание и литературоведение (10.02.01 «Русский язык»);
- 45.06.01 – Языкознание и литературоведение (10.02.19 «Теория языка»).
Форма обучения: очная дневнаяСрок обучения – 3 годаКвалификация выпускника: «исследователь», «преподаватель-исследователь»
Также институт предоставляет возможность прикрепления для сдачи кандидатских экзаменов и для подготовки кандидатской диссертации без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров.
Программы дополнительного образования
Для иностранных граждан, планирующих поступление в российские вузы; для российских школьников; для специалистов индустрии туризма; для всех интересующихся русским языком и культурой.
Направления: современный русский язык, русский язык для делового общения, для туризма; подготовка к тестированию; дополнительные курсы по литературе, культуре, страноведению, экономике России; специализированные программы для школьников. Длительность программ – от 2 недель до 10 месяцев с различными уровнями сложности.
Подготовка к сдаче ЕГЭ
Для учащихся 10-11-х классов российских школ — курсы подготовки к Единым государственным экзаменам по русскому языку, литературе, английскому языку
Программы обучения русскому языку как иностранному
-
Вечерние курсы русского языка как иностранного
Для иностранных граждан и членов их семей, проживающих в Москве. -
Летняя школа
Для иностранных граждан, желающих повысить свой уровень владения русским языком в короткие сроки и провести время в Москве с пользой
Программы включенного обучения
Для студентов зарубежных вузов, желающих приобрести дополнительные знания в продолжение или дополнение курса обучения в национальном вузе (филология, экономика).
Отраслевые (специализированные) университеты
Факультеты специализированных университетов соответствуют приоритетным для вуза профилям направлений подготовки студентов и научных исследований.
Педагогический
Примерный перечень факультетов педагогического университета:
- дошкольной педагогики и психологии;
- начального и специального образования;
- биологии и химии;
- исторический, филологический или историко-филологический;
- математики и естественных наук – возможны варианты по отраслям: географический, физический, технологий и информационных систем и т. д;
- иностранных языков;
- физкультуры и спорта;
- психологии.
В зависимости от специализации и научных интересов вуза могут добавляться и более узкопрофильные факультеты, например: инклюзивного образования, социальной психологии и т. д.
Медицинский
Факультеты медицинского университета большим разнообразием не отличаются – во всех вузах они соответствуют направлениям подготовки врачей (специальностям):
- лечебный – для подготовки врачей общей практики (лечебников), а потом в ординатуре – узких специалистов;
- педиатрический – это альма-матер будущих детских докторов;
- медико-профилактический – выпускает санитарных врачей, эпидемиологов, гигиенистов;
- стоматологический – готовит зубных врачей общей практики; узкую специализацию, например ортодонтов или хирургов, они получают в ординатуре;
- фармацевтический – факультет для обучения провизоров, биоинженеров, биоинформатиков, биотехнологов, медицинских биохимиков и биофизиков.
В состав крупных ведущих медицинских университетов могут входить факультеты или отделения адаптивной физкультуры (АФК); спортивной медицины; клинической психологии (как вариант: психолого-социальной работы – ПСР); высшего сестринского образования (ВСО).
Политехнический
В этих университетах готовят специалистов по очень большому кругу технических (и не только) специальностей. Каждый политех специализируется на определенных отраслях, поэтому в структурах вузов могут быть совершенно разные факультеты – от теплоэнергетики и нанотехнологий до урбанистики и судебно-технической экспертизы.
Например, в Московском политехническом университете 7 факультетов:
- транспортный;
- ИТ;
- машиностроительный;
- химической технологии и биотехнологий;
- экономики и управления;
- инженерная школа;
- урбанистики и городского хозяйства.
Промышленный и графический дизайн, издательское дело студенты Московского политехнического университета изучают в Высшей школе печати и медиаиндустрии, в составе которой три института (фактически факультета):
- графики и искусства книги;
- принтмедиа и ИТ;
- издательского дела и журналистики.
В Санкт-Петербургском Политехе Петра Великого совершенно другие факультеты, они называются высшими школами и входят в состав институтов:
- Энергетики;
- Машиностроения, материалов и транспорта;
- Прикладной математики и механики;
- Компьютерных наук и технологий;
- Физики, нанотехнологий и телекоммуникаций;
- Передовых производственных технологий;
- Кибербезопасности и защиты информации;
- Биомедицинских систем и биотехнологий;
- Промышленного менеджмента, экономики и торговли;
- Физкультуры, спорта и туризма;
- Инженерно-строительного и Гуманитарного институтов.
Еще более узкоспециализированную профильную подготовку получают на факультетах академий и институтов, которые могут входить в структуру университетов или быть самостоятельными учебными заведениями.