Лучшая семинария

Новейшая история семинарии

17 июля года Священным Синодом было принято решение об открытии в Белгороде Православной духовной семинарии с миссионерской направленностью.

Благодаря поддержке администрации Белгородской области за короткий срок были созданы необходимые условия для открытия семинарии. Торжественное открытие семинарии состоялось 28 сентября года при участии патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Преподавательский состав сформировался благодаря подготовительному отделению Курской духовной семинарии и коллегам епископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, среди которых, например, были С. П. Пискарев, О. Н. Воробьева (до октября 2011 года возглавлявшая канцелярию семинарии, затем заведующая отделом кадров Белгородской митрополии и преподаватель семинарии), а также выпускники первого выпуска Курской семинарии И. В. Кутепов (ныне старший помощник проректора по воспитательной работе семинарии), И.В. Борчук (с 2014 года — проректор по административно-хозяйственной части семинарии), С.Н. Веретенников, А.И. Тригер (преподаватель семинарии) и др. С первых лет после возрождения в семинарии трудились такие преподаватели как прот. Олег Кобец, прот. Павел Вейнгольд, прот. Сергий Пашков, прот. Александр Яровой, прот. Леонид Константинов, прот. Евгений Сапсай, прот. Сергий Шумских, прот. Сергий Клюйко, прот. Игорь Панкратов, прот. Николай Кацы, мат. Елена Кравец и другие.

В июне года состоялся первый пятилетний выпуск воспитанников семинарии.

В году был проведен капитальный ремонт фасада главного корпуса семинарии, а также благоустроена окрестная территория: к семинарии был сделан удобный автомобильный подъезд, устроена красивая клумба и установлен памятник святителю Иоасафу Белгородскому, который позже был перенесен на аллею возле Марфо-Мариинского женского монастыря, а на его место установлен памятник митрополиту Макарию (Булгакову).

В году в Белгородской семинарии была оборудована епархиальная телестудия «Просветитель».

В году было построено новое четырехэтажное общежитие — келейный корпус для воспитанников очного отделения.

В году в семинарии, в рамках общецерковной реформы высшего духовного образования, началась перестройка учебного процесса, связанная с переходом на систему бакалавриата по типу западной системы высшего образования, но с сохранением традиций православной высшей духовной школы.

С года в рамках реформы учебного процесса появились две кафедры – библейской теологии и миссиологии.

В году произошло выделение еще одной кафедры – общих дисциплин, позднее переименованная в кафедру социально-гуманитарных дисциплин.

С начала года в Белгородской семинарии открылась магистратура с миссионерской специализацией и начали работу 2,5 годичные курсы подготовки специалистов в области миссионерской деятельности, на первом курсе очного и заочного отделений семинарии был введен общий и обязательный для всех семинарий Русской Православной Церкви учебный план, семинария получила очередную лицензию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на осуществление образовательной деятельности в связи с изменениями в уставе.

В мае года в соответствии с решением Учебного комитета Русской Православной Церкви семинария приняла новый устав.

Известные выпускники

Большинство выпускников становились священнослужителями и учителями Пермской епархии, другие — продолжали учебу в высших духовных и светских учебных заведениях России. Среди известных выпускников:

  • Иона (Капустин) (не позднее 1809) — еп. Екатеринбургский
  • Антонин (Капустин) (1836, полностью не окончил, перевелся в Екатиринославскую семинарию) — архим., начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, археолог, публицист
  • И. М. Первушин (1846) — свящ., математик, член-корреспондент Санкт-Петербургской, Парижской и Миланской академий наук
  • Сщмч. Василий Победоносцев (1870) — прот.
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк (1872, полностью не окончил) — писатель
  • Сщмч. Михаил Киселев (1877) — прот.
  • А. С. Попов (1877) — физик и изобретатель радио
  • Сщмч. Николай Конюхов (1879) — прот.
  • Сщмч. Александр Преображенский (1882) — прот.
  • Сщмч. Петр Карелин (1883) — свящ.
  • Сщмч. Иоанн Будрин (1886) — свящ.
  • Сщмч. Михаил Денисов (1888, окончил три класса) — свящ.
  • Сщмч. Владимир Белозеров (1889) — свящ.
  • Сщмч. Владимир Сергеев (ок. кон. 1880-х) — свящ.
  • Антон Карташёв (1894) — церковный историк и обер-прокурор, министр исповеданий временного правительства
  • Софроний (Арефьев) (1899) — архиеп. Краснодарский
  • П. П. Бажов (1899) — сказочник, краевед Урала
  • Сщмч. Константин Черепанов (ок. кон. 1890-х) — свящ.
  • Сщмч. Григорий Гаряев (1900) — свящ.
  • Сщмч. Константин Юрганов (1900) — свящ.
  • Стефан (Знамировский) (1900) — архиеп. Вологодский
  • Сщмч. Аркадий (Ершов) (1901) — еп. Свердловский
  • В. С. Верхоланцев (1901) — педагог, пермский краевед
  • А. М. Присадский (1901) — православный священник в США
  • А. П. Серебренников (1903) — педагог, историк, музейный деятель
  • Афанасий (Малинин) (1904) — архиеп. б. Саратовский
  • В. А. Игнатьев (1909), преподаватель и бытописатель, автор воспоминаний о Пермской духовной семинарии
  • Лев (Черепанов) (1909) — еп.
  • Сщмч. Владимир Алексеев (ок. 1900-х) — свящ.
  • Сщмч. Павел Аношкин (1912) — свящ.
  • А. Ф. Шишкин (1917) — церковный активист
  • Сщмч. Виктор Никифоров (1917) — свящ.
  • Сщмч. Константин Богоявленский (1917) — свящ.
  • Сщмч. Николай Тохтуев (1919, семинария закрыта на 2-м курсе) — протодиак.
  • Палладий (Пьянков), еп. Олонецкий, духовный писатель, магистр богословия
  • Александр Луканин, прот., церковный историк
  • Иаков Шестаков, свящ., автор книги «История Пермской духовной семинарии»
  • В. М. Флоринский, один из основоположников генетики в России
  • П. И. Макушин, видный деятель народного просвещения, основатель Томского университета

Продолжительность учебы

С 2010 года в семинариях, расположенных в России, действует трехуровневая система получения духовного образования. Учеба на первом уровне займет у студента пять лет, на втором — два, на третьем — еще три года. Таким образом, чтобы дойти до высшего звания — доктора теологии, необходимо проучиться десять лет.

Первая ступень обучения подразумевает окончание бакалавриата. По окончании учебы, когда студент защитит дипломную работу, ему присваивается степень бакалавра богословия. Однако такое образование нельзя считать оконченным высшим. Пять лет учебы включают в себя четыре года по программе бакалавриата, а также один год практики в качестве пастыря. Некоторые семинарии проводят обучение своих студентов по иной схеме: сначала те оканчивают подготовительный годичный курс, а затем проводят четыре года, обучаясь по курсу бакалавриата.

На второй ступени студенты оканчивают магистратуру, что занимает еще два года. Получить звание магистра богословия можно лишь после защиты соответствующей диссертации. Система предполагает, что этот этап проходит уже в академии. Очень часто такие учебные заведения проводят подготовку по всем курсам: от бакалавриата до аспирантуры и докторантуры.

Третья ступень — это три года в аспирантуре, после которой студент пишет диссертацию. Защитив ее, он становится кандидатом богословских наук. При желании молодой человек может продолжить обучение, поступив в докторантуру и взявшись за докторскую диссертацию. Но эта функция необязательна, можно перейти к труду во имя Бога и не получая докторской степени. Ее можно отнести к дополнительному образованию.

Специальность, по которой студенты получают образование, внесена в официальный перечень специальностей профессиональной подготовки РФ и именуется «Теология».

Российские духовные семинарии
Желающие стать священниками могут попробовать свои силы, поступив в следующие семинарии:

  • Алма-Атинскую;
  • Московскую;
  • Рязанскую;
  • Хабаровскую;
  • Пермскую;
  • Ярославскую;
  • Воронежскую и многие другие.

Всего на территории страны действует 51 учебное заведение такого типа. Их двери открыты для поступающих со всей России.

Кроме того, существуют православные семинарии на территории других государств: США (например, Свято-Тихоновская духовная семинария), Болгарии, Грузии, Сербии, Греции, Израиля и других. Таким образом, поступить в духовный институт может каждый желающий, где бы он ни жил.

Другое использование термина

В некоторых странах термин семинария также используется для светских высших учебных заведений, которые готовят учителей; в девятнадцатом веке в Соединенных Штатах было основано множество женских семинарий .

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (также известный как LDS Церкви или мормонов) хостами семинарии классов для средней школы учащихся в возрасте от 14 до 18 лет, как часть системы церковного образования . В отличие от использования в других религиозных контекстах, слово «семинария» в контексте Церкви СПД не относится к программе высшего образования, предназначенной для обучения студентов, чтобы они могли сделать карьеру в церкви. Студенты семинарии СПД не получают кредитов средней школы за учебу в семинарии.

Духовная семинария в Жировицком монастыре (1839 — 1845, 1947 — 1963, с 1989)

Униатская Жировицкая духовная семинария была открыта стараниями униатского еп. Иосифа (Семашко) при Свято-Успенской Жировицкой обители в г. Ректором в ней стал уже упоминавшийся нами в связи с историей Слуцкой семинарии священник (впоследствии архиепископ) Антоний (Зубко). Как вспоминал сам отец Антоний, униатская, на тот период времени, семинария, была «оазисом в так называемых литовских губерниях. У нас вырабатывался и созревал независимый взгляд на жизнь, на Русь и Польшу, на Православие, на Римский католицизм и на нашу унию» Жировицкая семинария была устроена и преподавание в ней велось по образцу Санкт-Петербургской семинарии. Лучшие воспитанники отправлялись для завершения образования в Санкт-Петербургскую и Московскую духовные академии.

В году в связи с воссоединением униатов семинария стала православной.

В году, после освобождения Белоруссии, архиеп. Минский Василий (Ратмиров) получил согласие советских властей на открытие в епархии пастырско-богословских курсов. Местом их существования был избран Жировицкий монастырь, а руководство поручено игумену Леонтию (Бондарю).

В году курсы были преобразованы в семинарию. На территории монастыря для семинарии было отстроено новое трехэтажное здание.

В году, с началом «хрущевских» гонений на Церковь, был ограничен прием абитуриентов в духовные школы. В году Минская семинария не смогла провести вступительные экзамены, потому что власти не допускали абитуриентов в Жировицкий монастырь, отказывая им во временном пропуске. В гогу состоялся последний выпуск (5 студентов) и Минская семинария «угасла без официального закрытия»

Возобновлена 1 сентября года.

С / учебного года для священников, не имеющих систематического богословского образования, было открыто отделение заочного обучения.

Весной года семинария была переведена на пятилетний срок обучения с предоставлением ей статуса высшего учебного заведения.

Устав Минской духовной семинарии как высшего учебного заведения Белорусской Православной Церкви зарегистрирован 24 июня года Советом по делам религий при Кабинете Министров Республики Беларусь, перерегистрирован 11 октября года Комитетом по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь.

В году состоялся первый выпуск возрожденной семинарии.

В году Минская духовная семинария вступила во Всемирную православную молодежную организацию СИНДЕСМОС, членом которой является по настоящее время.

На базе действовавшего ранее Регентского класса с года открыта Регентская школа, в которой задействованы известные специалисты в области музыки и выпускники МинДС.

Выпускники Минской духовной семинарии могут продолжить обучение в Духовной академии, которая в настоящее время располагается по тому же адресу, что и семинария, а в перспективе будет перенесена в Минск.

В Минской духовной семинарии существуют следующие формы обучения (в скобках указан срок обучения):

  • Дневное отделение (5 лет).
  • Отделение заочного обучения (6 лет).
  • Регентское отделение (4 года).
  • Подготовительное отделение (1 год).

Статистика

кон. 2011 — профессорско-преподавательская корпорация Минских духовных академии и семинарии насчитывает 64 человека, из которых 37 имеют ученую степень (из них 6 профессоров, 8 доцентов); на богословско-пастырском отделении МинДС обучаются 328 студентов .

Преподаватели

  • Никифор Пономарев (1800 — ок. 1805)
  • Кротков Алексей Мартианович (10 октября 1846 — ?)
  • Александр (Добрынин) (31 октября 1847 — 30 марта 1849)
  • Галактион (Урываев) (12 июля 1850 — 10 апреля 1855)
  • Орлов Павел Алексеевич (1858 — 1860)
  • Знаменский Иван Дионисиевич (1858 — 1861)
  • Архангельский Николай Васильевич (1876 — 1877)
  • Гагинский Василий Алексеевич (1876 — 1880)
  • Юрьев Александр Николаевич (1879 — 1907)
  • Фаминский Валериан Александрович (1880 — 1913)
  • Зеленцов Николай Васильевич (1882 — 1884)
  • Тихомиров Александр Иванович (1885 — 1906)
  • Серебренников Павел Николаевич (1887 — 1917)
  • Кандауров Владимир Александрович (1892 — 1918)
  • Новосельский Иоанн
  • Дергачёв Алексей Иванович (1900 — 1918)
  • Добролюбов Алексей Иванович (1900 — 1918)
  • Спасский Сергей Павлович (1901 — 1902)
  • Миролюбов Александр Павлович (1902 — 1908)
  • Успенский Александр Федосеевич (1902 — ?)
  • Дроздов Арсений Алексеевич (1903 — 1906)
  • Струминский Василий Яковлевич (1903 — 1907)
  • Можгинский Виктор Михайлович (1903 — 1909)
  • Губкинский Иван Ермилович (1903 — 1914)
  • Стефан (Знамировский) (7 октября 1904 — 1919)
  • Андриевский Тихон Петрович (1906 — 1909)
  • Плетнёв Дмитрий Иванович (1906 — ?)
  • Зубарев Леонид Васильевич (? — 1919)
  • Соколов Михаил Михайлович
  • Колосов Николай Иванович
  • Хильтов Николай Николаевич
  • Рыбаков Александр Константинович (1911 — 1917)
  • Марк (Бакалдин) (15 октября 1914 — упом. 1917)
  • Мефодий (Немцов) (упом. ок. 2012) митр. Пермский
  • Александр Толокнов (упом. ок. 2012) прот.
  • Алексий Марченко (упом. ок. 2012) прот.
  • Андрей Сапсай (упом. ок. 2012) прот.
  • Игорь Ануфриев (упом. ок. 2012) прот.
  • Иоанн Патласов (упом. ок. 2012) прот.
  • Симеон (Минаков) (упом. ок. 2012) иером.
  • Андрей Гостинский (упом. ок. 2012) свящ.
  • Андрей Новиков (упом. ок. 2012) свящ.
  • Виталий Бойченко (упом. ок. 2012) свящ.
  • Григорий Гаврилов (упом. ок. 2012) свящ.
  • Константин Сандалов (упом. ок. 2012) свящ.
  • Сергий Голубев (упом. ок. 2012) свящ.
  • Сергий Дунин (упом. ок. 2012) свящ.
  • Сергий Костыркин (упом. ок. 2012) свящ.
  • Геннадий Вихарев (упом. ок. 2012) диакон
  • Агафонов Петр Николаевич (упом. ок. 2012)
  • Братухин Александр Юрьевич (упом. ок. 2012)
  • Вертинский Александр Владимирович (упом. ок. 2012)
  • Гоголин Николай Александрович (упом. ок. 2012)
  • Жохов Анатолий Владимирович (упом. ок. 2012)
  • Масалкина Людмила Викторовна (упом. ок. 2012)
  • Мишланов Валерий Александрович (упом. ок. 2012)
  • Моисеев Петр Алексеевич (упом. ок. 2012)
  • Россомагина Наталья Ивановна (упом. ок. 2012)
  • Рябова Людмила Анатольевна (упом. ок. 2012)
  • Сыромятников Олег Иванович (упом. ок. 2012)

Пение

Мне 20 лет. Я пою с детства, отучилась в колледже на отделении «оперное пение». Дальше логично было поступать в консерваторию, чтобы потом петь в театре. Но я решила идти в регентскую школу Московской духовной академии. У меня православная семья, здесь учился мой брат — он уже священник. Мои родители — музыканты-народники. Работали в профессиональном хоре в Омске, там и познакомились. После женитьбы переехали жить к папе и организовали свой народный коллектив. Мама, даже будучи беременной мной, постоянно проводила время с хором. Когда было совсем туго с деньгами, репетировали у нас в квартире.

Отец привёл меня в церковь, когда мне было лет восемь — петь на клироc. Голос был детский, не поставленный — скорее, всё это было ради воспитания. Ходить на клирос я бросила в переходном возрасте. Надоело до жути. Учишься шесть дней в неделю, ещё и по воскресеньям рано вставать!

Духовная семинария в Минске (1840 — 1918)

1 сентября года, при архиепископе Антонии (Зубко) семинария была переведена в Минск.

Интересно, что помимо традиционных предметов — таких, как богословие, философия, история, логика, языки и т. д., преподавались и новые — медицина, естествознание, сельское хозяйство. На принадлежащем семинарии земельном участке испытывались новые сорта зерновых, выращивались образцы луговых трав, культивировались аптечные, огородные и другие растения. Наставниками Минской семинарии написано немало научных трудов в этой области.

Многое сделано здесь и в деле изучения истории многострадальной Минской епархии. В году семинарией было издано «Собрание древних грамот и актов городов, монастырей и церквей Минской губернии» (в подготовке издания принял участие ректор, архим. Геласий). В году издано составленное ректором архим. Николаем «Историко-статистическое описание Минской епархии».

Питомцы семинарии обучались в Санкт-Петербургской, Московской, Киевской духовных академиях, в Варшавском и Томском университетах и других учебных заведениях.

В году, на основании декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», Минская духовная семинария была закрыта.

Духовная семинария в Минске (1840 — 1918)

1 сентября года, при архиепископе Антонии (Зубко) семинария была переведена в Минск.

Интересно, что помимо традиционных предметов — таких, как богословие, философия, история, логика, языки и т. д., преподавались и новые — медицина, естествознание, сельское хозяйство. На принадлежащем семинарии земельном участке испытывались новые сорта зерновых, выращивались образцы луговых трав, культивировались аптечные, огородные и другие растения. Наставниками Минской семинарии написано немало научных трудов в этой области.

Многое сделано здесь и в деле изучения истории многострадальной Минской епархии. В году семинарией было издано «Собрание древних грамот и актов городов, монастырей и церквей Минской губернии» (в подготовке издания принял участие ректор, архим. Геласий). В году издано составленное ректором архим. Николаем «Историко-статистическое описание Минской епархии».

Питомцы семинарии обучались в Санкт-Петербургской, Московской, Киевской духовных академиях, в Варшавском и Томском университетах и других учебных заведениях.

В году, на основании декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», Минская духовная семинария была закрыта.

Слуцкая духовная семинария (1785 — 1840)

Во время польского восстания — годах семинария прекратила свое существование. К июлю года, когда это случилось, в ней было около 100 студентов.
По освобождении из-под ареста в июле года ее ректор, преосв. Виктор (Садковский), еще до отъезда из Варшавы предписал своей консистории восстановить семинарию и собрать ее учеников. 8 января года она была вновь открыта под прежним названием: «Благочестивая Слуцкая, Преосвященного Виктора, семинария». В восстановленных пяти классах обучался 31 человек.

13 апреля года, по втором разделе Польши, семинария стала именоваться Минской, в соответствии с новым наименованием обширной епархии преосв. Виктора. Впрочем сама семинария не была переведена в Минск (что случилось значительно позже — в году) и продолжала находиться в Слуцком монастыре.

В период — годах, при архиепископе Минском Иове (Потемкине), Минская семинария была в соответствии с веяниями времени преобразована «сообразно прочим великороссийским семинариям». Преемник его на кафедре, архиеп. Серафим (Глаголевский) продолжил дальнейшее устроение Минской духовной школы «с целью возвести ее на высшую ступень совершенства».

Семинария значительно пострадала во время Отечественной войны года — хотя деревянные здания чудом уцелели, но многие книги были сожжены и расхищены. По изгнании французов школа возобновила свою деятельность (20 февраля года), однако ученики собирались крайне медленно. К сентябрю их насчитывалось лишь немногим более 80. Архиеп. Серафим предписал священникам отдавать своих детей в семинарию уже с 7-8 лет.

В году, при еп. Анатолии (Максимовиче), Минская семинария, состоявшая дотоле из восьми классов, была разделена на следующие три учебных заведения: приходское училище (объединило два начальных класса), уездное училище (низший и высший «грамматические» классы) и собственно семинария (с тремя отделениями — низшим, средним и высшим). Все они имели как общее управление, так и общие средства для содержания.

Духовные семинарии Москвы и Московской области

В столице есть несколько учебных заведений, где можно получить религиозное образование. Согласно правилам приема, поступление в духовную семинарию в Москве возможно только для мужчин определенного возраста (18-35 лет). Это относится и к другим семинариям страны.

Московская духовная семинария (Сергиев Посад)

Входит в состав Московской духовной академии. Позволяет получить образование на уровне бакалавриата и магистратуры по следующим направлениям:

  1. Теология.
  2. Подготовка служителей и религиозного персонала.

В академии также действует аспирантура.

Коломенская духовная семинария

Один из ведущих духовных вузов РФ, ведет свою историю с 1723 года. Благодаря строительству новых корпусов может принять достаточно большое число студентов: до 150 слушателей очного отделения и 700 — заочного.

Кроме обучения по основным специальностям, в семинарии можно также получить профильную подготовку на:

  • курсах повышения квалификации священнослужителей;
  • библейско-богословских курсах;
  • миссионерско-катехизаторских курсах.

Также семинария знаменита своим хором: он входит в хор духовенства Московской епархии.

Сретенская духовная семинария

Была открыта относительно недавно (в 1999 году) и находится на территории Сретенского монастыря. Одна из первых среди духовных семинарий в Москве перешла на Болонскую систему образования. Кроме основных направлений бакалавриата, здесь также действует магистратура по трем специальностям:

  1. Пастырское богословие.
  2. Христианское учение о государстве и обществе.
  3. Церковнославянский язык.

Здесь особое внимание уделяют встречам студентам с руководством семинарии: регулярно проходят пастырские беседы с ректором и духовниками, которые рассказывают семинаристам о пастырской жизни

Перервинская духовная семинария

В семинарии действует:

  • богословско-пастырский факультет;
  • катехизаторское отделение.

Преподаватели и семинаристы участвуют в научной жизни РПЦ, а также занимаются социальной и просветительской деятельностью.

Руководство семинарии активно использует информационные технологии: помимо удобного и информативного сайта с виртуальным 3D-туром у вуза также есть канал на YouTube.

Николо-Угрешская духовная семинария

Семинария, расположенная в Дзержинске, начала свою работу в 1999 году: до этого момента на базе монастыря действовало духовное училище. Действует бакалавриат (теология и подготовка служителей) и магистратура:

  1. Богословие.
  2. История Русской Церкви.

Также организованы духовно-просветительские курсы «Сокровенный мир Православия», где преподаватели и студенты помогают светским людям открывать для себя Священное писание, традиции и законы духовной жизни.

СПЕЦИАЛИСТ ПО ОБУЧЕНИЮ ВЗРОСЛЫХ

Программа позволяет расширить теоретические знания преподавателей для взрослых учащихся, способствует развитию ключевых компетенций, рефлексии уже имеющегося опыта преподавания, обогащению методическими наработками и созданию профессионального сообщества андрагогов.

Войти в программу можно с любого модуля. Возможно прохождение только одного модуля, который наиболее актуален для вас.

1 Модуль Методы преподавания: 22 января 2021 г. (модуль повторяется 10 сентября 2021).

2 Модуль Развитие взаимодействия в малой группе: 5 марта 2021 г.

3 Модуль Разработка занятий под потребности церкви: 16 апреля 2021 г.

4 Модуль Ученичество и душепопечительство в малой группе: 4 июня 2021 г.

  • Освоившим весь курс выдается документ установленного образца «Диплом о профессиональной переподготовке» (при наличии профессионального образования) или «Сертификат дополнительного образования» (в случае отсутствия профессионального образования) по программе «Андрагогика. Особенности обучения взрослых».

    Онлайн-обучение на платформе ZOOM по пятницам (18:00–21:00 мск) и субботам (09:00–16:00 мск).

  • Стоимость каждого модуля 4500 ₽.
2 МОДУЛЬ 3 МОДУЛЬ 4 МОДУЛЬ
5-6 марта 16-17 апреля 4-5 июня
12-13 марта 23-24 апреля 11-12 июня
19-20 марта 7-8 мая 18-19 июня
26-27 марта 14-15 мая 24 июня
2 апреля 21 мая 25-26 июня
10 апреля 29 мая

Записаться сейчас

ПОДРОБНЕЕ

Тел.: 8-495-730-35-80
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector