Как работает школьный психолог: о непосильной нагрузке

Этика и профессионализм

Безопасность и конфиденциальность — на этих принципах строится работа каждого профессионального психолога, в том числе школьного. Именно поэтому сведения о детях, учителях и родителях, полученные в процессе работы, должны храниться в специальном сейфе. Доступ к нему имеет только сам психолог — таково правило профессионального Этического кодекса. И, конечно, эти сведения специалист может использовать только для своей работы: разглашать их третьим лицам запрещено. Но есть исключение. Если психолог узнал о чем-то, что может навредить другим людям, — например, о подготовке преступления — он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.

Психолог — фигура беспристрастная. Это значит, что специалист должен рассматривать ситуацию с разных сторон, изначально не занимая какую-то из них. Непредвзятость исключает желание — иногда неосознанное — разрешить конфликт в чью-то пользу.

Чтобы начать работу с ребенком, нужно уметь создавать доверительную атмосферу. Это один из базовых профессиональных навыков школьного психолога: даже с самым сложным клиентов (в нашем случае — школьником) необходимо наладить контакт. Результаты любых исследований, которые проходят в процессе работы, психолог обязан сообщать ребенку. Это могут быть выявленные способности, которые имеет смысл развивать, или моменты, над которыми стоит поработать, чтобы они не переросли в проблему. К последним относится тренировка памяти и коммуникативных навыков, обучение правильно выражать негативные эмоции.

Организационно-методические

К организационно-методической документации относятся: график работы, годовой план, журнал, бланки, справки, отчет о проделанной работе за год и т.д. Указанные формы учетной и отчетной документации являются открытыми для проверок.

График работы педагога-психолога

Циклограмма рабочего времени и график работы должен быть составлен с учетом Письма Министерства Образования РФ «Об использовании рабочего времени педагога-психолога». Нагрузка расчитывается исходя из 36 часов в неделю (1 ставка), из них 18 часов отводится на методическую работу и 18 часов на остальные виды работ. График работы должен быть вывешен на двери кабинета психолога, в фойе школы и на сайте ОУ.

Годовой план работы

План работы педагога-психолога разрабатывается на учебный год. План работы составляется на периоды, принятые как отчетные в данном образовательном учреждении. Например, на месяц, квартал или на учебную четверть, на год.

Некоторые специалисты добавляют в план графу «ответственные», в которой перечисляют психолога школы, завуча, кл.руководителей и др.

Обратите внимание на 3 колонку

План является именным документов конкретного специалиста, то есть конкретного педагога-психолога. Соответственно, ответственный здесь только один человек — сам психолог и никто другой. Данная графа не нужна в плане.

В плане должны быть отражены все направления деятельности психолога. В новом профессиональном стандарте  появилось направление «экспертная работа». Учитывайте это при составлении плана работы. Трудовые функции по этому направлению прописаны в Профессиональном стандарте «педагог-психолог» (ссылка на документ есть выше).

Профилактическая работа также должна вестись по всем направлением: профилактика употребления ПАВ, профилактика суицида, профилактика агрессивного поведения, профилактика эмоционального выгорания, работа с детьми «группы риска»

Согласованный план в 2-х экземплярах утверждается у директора ОУ. Один экземпляр отдается директору, второй – хранится у педагога-психолога.

Рабочий журнал педагога-психолога

Рабочий журнал педагога-психолога в ОУ является основным рабочим документом специалиста. В нем фиксируются все виды деятельности педагога-психолога. На сегодняшний день в Воронежской области является обязательным ведение рабочего журнала в электронном формате.

Такой журнал представляет из себя документ в формате Excel, при его заполнении автоматически формируется статистический отчет за год. Электронную версию рабочего журнала можно скачать здесь. Бланки бумажной версии рабочего журнала здесь.

Информацию, которую мы вносим в журнал, необходимо кодировать для соблюдения конфиденциальности. В сети Вы можете найти ряд вариантов кодирования. Но общих для всех правил нет и код Вы можете придумать сами. Кодировать можно все аспекты психолого — педагогической практики. Так, кодировать можно аббревиатурой индивидуальную работу и групповую. Например: Гк-р (групповая коррекционно — развивающая работа). Примеры кодов: Р-родитель, П-педагог. Если речь идет об обучающемся, то необходимо иметь списки детей всех классов и присваивать каждому обучающемуся номер. Это может выглядеть следующим образом 2А/11 (ученица второго класса «А», 11 в списке, девочка). Таким образом, каждого ребёнка можно закодировать следующим образом: номер класса/ номер по списку, символ, обозначающий пол.

Дополнительные обязанности

Выше мы перечислили основные обязанности, которые ложатся на плечи школьного психолога, но по факту их значительно больше. Этот специалист должен пояснить учителям, что не бывает хороших или плохих детей, а бывают личности, которым необходимо помочь проявить себя. Этот специалист должен пояснить ученикам, как правильно вести себя в коллективе и реагировать на буллинг. Этот специалист должен помогать родителям справляться со своими чадами в момент полового созревания, когда характер человека меняется.

Кроме этого специалист также занимается диагностикой своих подопечных. Он проверяет, насколько гармонично и правильно развиваются дети, используя для этого тесты, наблюдения, разговоры и прочие методики. Диагностика психического здоровья проводится несколькими способами и по целому ряду направлений:

  1. Есть ли у ученика личностные проблемы и отклонения.
  2. Насколько хорошо развит интеллект у ребенка.
  3. Насколько хорошо развито у школьника процесс самопознания и познания окружающего мира.
  4. Может ли ребенок контролировать свое эмоциональное состояние и насколько хорошо он адаптируется в новом коллективе, в среде сверстников и учителей.
  5. Есть ли у ученика мотивация, умеет ли он правильно ей пользоваться
  6. Насколько хорошо молодой человек понимает, что ждет его в будущем, правильно ли он подбирает себе профессию и есть ли у него необходимые качества для ее освоения.

Цели и задачи деятельности педагога

Основная цель деятельности педагога-психолога в рамках социально – педагогической и психологической службы (СППС) учреждения образования – повышение эффективности деятельности учреждения образования посредством гармонизации психического развития учащихся, обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков, предупреждения отклонений в их развитии и поведении.

Для достижения этой цели педагогами-психологами учреждений образования решаются следующие задачи:

  • изучение личности учащихся и ученических коллективов в целях организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;
  • пропаганда среди учащихся, педагогов и родителей здорового образа жизни, содействие в преодолении школьных факторов риска утраты здоровья;
  • реализация программ преодоления трудностей в обучении, создание условий для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся школьникам, содействие в социализации, преодолении кризисных периодов на всех этапах обучения;
  • своевременное выявление детей и подростков, оказавшихся в социально-опасном положении, содействие созданию условий для формирования адаптивных социальных навыков; предупреждение семейного неблагополучия;
  • ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении, деятельности и общении несовершеннолетних;
  • содействие в приобретении обучающимися, педагогами и родителями психологических знаний, умений, навыков необходимых для успешного обучения, воспитания и развития;
  • оказание целенаправленного влияния на формирование благоприятного социально-психологического климата в учреждении образования, создание условий для социально-психологического развития классных коллективов;
  • создание психологических условий для реализации образовательных программ (профилизация обучения, работа с одаренными детьми, идейно-нравственное воспитание учащихся и пр.).

Документация по воспитательной работе → График работы занятий по внеурочной деятельности

Начальная школа → Технологическая карта по математике 1 класс

Начальная школа → Программа ВД для первого класса «Мои первые проекты»

Положения → Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

school-one.ru

Деятельность школьного психолога — заложника противоречивой системы

Мы предполагаем, что школьный психолог — специалист, он компетентен, разбирается в детской психике и в нужный момент подскажет, как нужно поступать родителям с ребенком. Что мы видим на самом деле?

Школьные психологи разводят руками, вызывают родителей, часами анкетируют ребенка. Почему так происходит?

Школьный психолог всегда заложник системы. Деятельность школьного психолога руководство оценивает по количеству проверенных тестов или анкет, а родители — по тому, как ребенок чувствует себя в школе. Вот тут и возникают противоречия системы.

При этом школьные психологи вынуждены тратить на эту работу время. А затем делать выводы по тестам и анкетам. По результатам своего «анализа» могут направить к психологу в поликлинику или специальный центр, или даже к психиатру. Родители и дети пугаются в итоге любого упоминания о школьном психологе.

Дети также обращаются к школьным психологам. Их обычно волнуют вопросы своей необычности и непохожести на других ребят. И вот с такими запросами им предлагают стандартные анкеты, где их, условно говоря, «причесывают всех под одну гребенку». На форумах подростки вообще очень жестко пишут о школьных психологах. Их запросы в большинстве случаев остаются без ответа, поэтому они ищут «утешения» в интернете и попадают в сомнительные группы.

Родители — дети — психолог: кто крайний?

Когда же родители на форумах обсуждают вопросы работы школьных психологов, всегда возникает две крайности. Одна — «никому нельзя верить», «все специалисты плохие», «ничего не знают о детях». И вторая — наоборот: верить всем на слово, раз сказал школьный психолог, значит так и есть и приговор обжалованию не подлежит.

На самом деле, в обоих случаях крайним остается ребенок, поскольку его взрослые воспринимают как объект психологического и педагогического воздействия. Этакий мячик для пинг-понга — его пинают, им играют…

А если взрослые проигрывают, то это мячик виноват — не туда полетел, не так отскочил или слишком высоко подпрыгнул.

Так и ребенок. Если по каким-то причинам он не «поддается» на разные методики, то делается вывод: значит, это ребенок плохой/непутевый/медлительный/гиперактивный/необучаемый и т.д.

И тут уже родителям совсем можно запутаться, потому что непонятно, что делать нужно.

А что если школьный психолог все-таки ошибается?

Что делать родителям, если школьный психолог не помогает

Ответ очевиден: нужно разобраться самим. Тем более что новейшие открытия в области психологии позволяют это сделать любому родителю. При этом не нужно тестов, анкет и долгих расспросов. Базовые моменты видны сразу. Открытие за открытием происходят прямо во время бесплатного тренинга.

Раскрываются как на ладони причины того или иного поступка ребенка. Становится понятно, как именно с ним нужно взаимодействовать, чтобы он учился с удовольствием. А это не показывают всевозможные тесты.

Нужны более глубокие знания о психике человека. Эти знания в полном объеме раскрывает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Где можно получить профессию педагог-психолог?

МАСПК приглашает Вас пройти курсы профессиональной переподготовки для педагогов-психологов. Мы предлагаем передовые технологии дистанционного образования с выдачей диплома установленного образца.

.

Российский институт профессионального образования «ИПО» — проводит набор учащихся на получение специальности Педагог-психолог, профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО — это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

Для осуществления профессиональной деятельности педагог-психолог должен иметь высшее психологическое образование. Можно вполне ограничиться обучением в ВУЗе и в дальнейшем прохождением курсов повышения квалификации.

Однако некоторые специалисты советуют сначала получить профильное образование в колледже/техникуме, где в учебной программе присутствует достаточный объем практических занятий. Для педагога-психолога важен опыт практической деятельности с первых шагов, так как профессия, ко всему перечисленному, обязывает к умению быстро ориентироваться в обстановке, импровизировать, даже проявлять актерские качества.

Получив профессию в среднем специальном заведении, можно продолжить обучение в ВУЗе по сокращенной программе. Лучшими ВУЗами в области педагогики и психологии на сегодняшний день являются:

  • МГУ им. М. В. Ломоносова;
  • РГГУ (Российский Государственный гуманитарный университет);
  • НИУ ВШЭ (Научно-исследовательский университет «Высшей школы экономики»);
  • Московский педагогический государственный университет (МПГУ);
  • Российский Государственный социальный университет (РГСУ).

Московский городской университет управления Правительства Москвы

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 20 500 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 20 500 000,00 ₽

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 598 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 598 000,00 ₽
Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 500 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 598 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 598 000,00 ₽

Национальный университет «Высшая школа экономики»

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 400 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 420 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 420 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 475 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 475 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 475 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 475 000,00 ₽

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 400 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 325 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 182 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 325 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 182 000,00 ₽

Международный еврейский институт экономики, финансов и права

Москва

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 360 000,00 ₽

Дипломатическая академия Министерства иностранных дел РФ

Москва

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 353 000,00 ₽

Финансовый университет при Правительстве РФ

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 324 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 350 000,00 ₽

Московский гуманитарный университет

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 180 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 82 000,00 ₽
Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 82 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 350 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 180 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 82 000,00 ₽

Всероссийская академия внешней торговли

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 340 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 340 000,00 ₽

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 340 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 105 000,00 ₽
Бакалавриат Очно-заочная 115 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очно-заочная 115 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 105 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 340 000,00 ₽

Мама, папа – к доске!

Когда в начале учебного года я рассказываю родителям о своей работе, то подчеркиваю, что мой «вызов» вовсе не означает «все плохо».

Когда психолог может пригласить на консультацию?

  • У ребенка в негативную сторону изменилось поведение или эмоциональное состояние. Задача – выяснить причину и своевременно помочь. У детей бывают и стрессовые ситуации, с которыми им сложно справиться, и неврозы, и страхи, и навязчивости, и депрессии. Ранняя диагностика и своевременная помощь очень важны, чтобы ситуация не ухудшилась.
  • Ребенок демонстрирует черты в поведении, которые затрудняют его нахождение в коллективе: агрессию физическую или словесную, застенчивость, лживость, воровство, низкий самоконтроль. Иногда, когда родителям рассказывают о том, что происходит, они «не верят» (кто искренне, кто фальшиво). Но названная проблема становится актуальной задачей. Разговор с родителями позволяет понять, что именно происходит и дает возможность действовать вместе.
  • Сообщить результаты диагностики. Это может быть и то, над чем стоит «поработать», и то, что является способностью ребенка, которую стоит развивать. Часто психолог может предложить помощь в виде цикла занятий с ребенком. Это могут быть занятия на развитие мышления, памяти, внимания, воображения (всего того, что помогает учиться), на развитие способностей к общению, на преодоление нежелательных проявлений (контроль агрессии), а также занятия с талантливыми детьми.
  • Если у ребенка период адаптации. Психолог может рассказать, как влиться именно в этот коллектив, и, узнав про особенности ребенка, может помочь ему «на месте».

Мой ребёнок здоров, зачем нам к психологу?!

Не беря во внимание специализированные коррекционные заведения, где этот человек просто обязан быть, отметим, что штатная должность педагога психологической направленности была введена в российское школьное образование порядка десятка лет тому назад. Они появились в ряде школ, и впоследствии многие учебные заведения, то ли чтобы не отставать и быть «в тренде», то ли действительно убедившись в положительном эффекте их работы, ввели в свои штаты эту единицу

Более того, некоторые учебные заведения в этом плане двинулись заметно вперёд и обзавелись целыми психологическими службами, насчитывающими не одного специалиста

Они появились в ряде школ, и впоследствии многие учебные заведения, то ли чтобы не отставать и быть «в тренде», то ли действительно убедившись в положительном эффекте их работы, ввели в свои штаты эту единицу. Более того, некоторые учебные заведения в этом плане двинулись заметно вперёд и обзавелись целыми психологическими службами, насчитывающими не одного специалиста.

Если раньше психологами в дружном школьном коллективе работали все – директор школы, завучи, учителя, и даже школьная уборщица баба Клава пыталась принять участие в нашем социальном развитии, то сегодня это ответственное дело поручено знатокам с профессиональным образованием.

Однако, российская образовательная система всё еще в большинстве случаев рассматривает такого педагога как формальность, а школьную администрацию зачастую интересуют лишь отписки в виде документальных отчётов.

Лишь когда в стенах учебного заведения происходит громкое ЧП, все сразу вспоминают про штатного психолога и заглядывают в глаза: «А почему Вы вовремя не обратили внимание на этого проблемного ученика?!»

Школьный педагог-психолог – это не медик. В отличие от работающего в клиниках, он не ставит диагнозы и не выписывает пилюли. Вообще, основная задача психолога – уметь вовремя найти проблему в развитии абсолютно психологически здорового ребёнка и устранить её не медикаментозным, а педагогическим методом. В школе этот человек – связующее звено в цепочке триады «учитель-ученик-родитель».

Очень важно выстраивание взаимоотношений в начальной школе, когда только происходит знакомство и притирка основных участников процесса обучения, когда происходит адаптация к школе и устанавливается уровень самооценки. Но не менее важна наблюдательная роль специалиста и в старшей школе, когда наступает так называемый «переходный возраст», всем известный своими эмоциональными всплесками и трудностями в поиске «общего языка»

Трудности в учёбе, проблемы с одноклассниками, ссоры с учителями и родителями, отсутствие учебной мотивации, тревоги и страхи – вот с чем сталкивается школьный психолог.

Обязанности школьного психолога

Педагог-психолог в школе — это специалист, который проводит психологическую работу с учащимися школы как на личностном уровне, так и на уровне коллектива. Другими словами, этот педагог может выявить индивидуальные проблемы ученика и помочь преодолеть конфликт со сверстниками или преподавателями. Кроме того, педагог-психолог общается с родителями и может проводить работу с педагогами, помогая им находить решения сложных педагогических задач или справляться с профессиональным выгоранием. Впрочем, главный фокус внимания этого специалиста всегда направлен на детей. В обязанности школьного психолога входят психодиагностика, психокоррекция, психоконсультирование, психопросвещение и психопрофилактика. 

Психодиагностика позволяет выявить нарушения или особенности, требующие коррекции. Проводится она планово, а также при приеме в школу новых детей. Особенно важна психодиагностика при приеме детей в первый класс: на этом этапе педагог-психолог может обнаружить не только проблемы психологического характера (агрессивность, тревожность, отсутствие мотивации), но и требующие коррекции проблемы с обучаемостью, дислексию, дисграфию, дискалькулию и пр. На специалиста возложена огромная ответственность, так как чем раньше ребенок с подобными проблемами начнет работу с дефектологом, тем более вероятно, что эти трудности удастся легко преодолеть. Психодиагностика может проводиться как индивидуально, так и в группе с помощью игр, тренингов, тестирований, творческих заданий.

Психокоррекция — это последовательная деятельность, во время которой психолог помогает учащимся работать над проблемами, выявленными в процессе психодиагностики, и развивать навыки, которые нужны для успешного продолжения учебы.

Психоконсультирование — это индивидуальная или групповая работа, помогающая улучшать и стабилизировать эмоциональное состояние детей и взрослых. Его особенность в том, что оно может оказаться очень полезным для всех школьников, в том числе для тех, у кого не было выявлено каких-либо ярких психологических проблем или особенностей развития. Групповое психологическое консультирование может проходить регулярно во время классных часов и других организованных мероприятий. В частном порядке школьный психолог может консультировать всех учеников и педагогов школы. 

Психопросвещение и психопрофилактика предполагают регулярную плановую работу с детьми, направленную на предотвращение вредного влияния различных тенденций, связанных с взрослением. К примеру, педагог-психолог может проводить с детьми беседы о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ. Как правило, именно специалист данного профиля обладает наибольшей компетенцией, чтобы выявлять признаки суицидального поведения у подростков, разговаривать с детьми об особенностях полового взросления и зарождения сексуальности, поднимать любые острые и щепетильные темы, замалчивание которых может обходиться слишком дорого.

Раздел «Должен знать»:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;
  • методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;
  • современные педагогические технологии: продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
  • теории и методы предотвращения «профессионального выгорания» специалистов, причины возникновения, методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (законными представителями);
  • правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
  • федеральные государственные образовательные стандарты общего образования;
  • принципы профессиональной этики и др.

Согласно законодательству должность педагога-психолога относится к должностям иных педагогических работников, и, следовательно, на педагога-психолога распространяются положения законодательства РФ об аттестации педагогических работников, в частности, нормы ст. 49 ФЗ «Об образовании в РФ», а также правовые акты органов, выполняющих функции учредителя образовательной организации, об аттестации педагогических работников и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector