Научно-исследовательская работа студентов
Содержание:
- Способы представления результатов исследования
- Основные требования к оформлению
- Как написать научную статью?
- На какие виды делится НИРС
- Виды научно-исследовательских работ
- Что такое научно-исследовательская работа
- Основные этапы
- План научной работы
- Методологические аспекты НИР
- Как его делать
- Пошаговая инструкция по оформлению титульного листа
- Как должна выглядеть научно-исследовательская работа
Способы представления результатов исследования
Помимо публикации научного труда, результаты исследования часто представляются коллегам и наставникам ученого, а также широкому кругу заинтересованных лиц. Самыми распространенными способами представления полученных результатов исследования являются презентация, доклад, рецензия, научный обзор и отчет.
Рецензия представляет собой критический разбор и оценку научной работы. Доклад является инструментом, отражающим результаты исследовательской деятельности и предназначенным для печати или прочтения перед аудиторией. Научный отчет обычно содержит описание методики исследования, его результат и выводы к теоретической и экспериментальной части.
Наиболее эффектным способом из вышеперечисленных является презентация. Тема презентации должна совпадать с тематикой исследования, а большая часть материала должна быть представлена наглядно.
Формирование навыков оформления результатов исследования поможет вам в дальнейшем обучении и научной работе, позволит получить признание коллег и продвижение по карьерной лестнице.
Основные требования к оформлению
При подготовке НИР необходимо придерживаться специальных правил. Они изложены в ГОСТе 7.32-2017 «Отчет о научно-исследовательской работе». Помимо этого, учебное заведение или организатор конкурса может вводить свои требования к оформлению. При их несоблюдении оценка может быть снижена или она возвращается автору для доработки.
Научно-исследовательская работа выполняется на бумаге формата А4. Все страницы, кроме титульного листа, должны быть пронумерованы. Номер делается арабскими цифрами и ставится в нижней части страницы без точки.
Основной текст
Стандарт для набора научно-исследовательских работ — Times New Roman 14-го кегля прямого начертания нормальной жирности. Курсив используют только для терминов на латинском языке. В таблицах большого размера шрифт может быть уменьшен до 12-ти пунктов.
Поля
Размеры, которых необходимо придерживаться: правое поле — 1,5 см, остальные — по 2 см. Для основного текста применяют выключку по формату, полуторный интервал. Абзацный отступ равен 1,25 см. Если исследование имеет значительный объем, то для сокращения числа страниц можно использовать одинарный интервал вместо полуторного.
Заголовки
Для них используется шрифт 16-го кегля полужирного начертания. Заголовки выключаются по центру. Названия разделов набираются символами ВЕРХНЕГО РЕГИСТРА и они отделяются от основного текста тремя интервалами.
Таблицы, рисунки, схемы, формулы
ГОСТ по оформлению рекомендует иллюстрировать экспериментальную часть различными иллюстрациями. Это могут быть таблицы, диаграммы, графики и др. Отдельные большие изображения могут быть выполнены с использованием формата А3. Весь иллюстративный материал, размещенный в научно-исследовательской работе, должен иметь соответствующие подписи и отсылки в основном тесте.
Сноски и ссылки
Различают:
- Сноски — сопроводительную информацию, дополняющую основной текст и размещаемую внизу листа. В этом случае в основном тексте ее оформляют как верхний индекс, к примеру, так — 3.
- Ссылки — указание на источник из которого была взята информация. Это может быть книга, научная статья или публикация в интернете. Ссылки могут оформляться в виде постраничных сносок или указание на конкретный пункт в списке литературы. В последнем случае, вместе с номером книги, часто указывают и страницу в книге, где находится интересующая информация, например, так — .
Для постраничных сносок используют шрифт в 10-12 пунктов. От основного блока они отделяются тонкой горизонтальной линией, шириной меньше, чем занимает текст.
Как написать научную статью?
Как и в любом другом деле при написании научной статьи с самого начала нужен план. Определитесь с тем, какую именно статью Вы будете писать. После этого:
Выберите тему и грамотно ее сформулируйте. Тема Вашей статьи – это ее визитная карточка, и от правильной формулировки зависит многое. Например, если статью будут публиковать в научном издании, формулировка темы напрямую повлияет на интерес читателей к вашей работе. После того как тема станет известной, продумайте структуру статьи. В ней обязательно должны присутствовать аннотация, введение, постановка задачи, теоретическая часть и вариант решения проблемы.
Определитесь с объемом будущей статьи. Научная статья – это небольшой научный труд, и в том, чтобы изложить всю информацию и уложиться в рамки, есть определенная сложность. Согласно правилам допустимый объем текста – от 10000 до 60000 символов, включая пробелы. Другими словами, средняя научная статья занимает около 10 листов формата А4, написанных шрифтом Times New Roman, 14 кегль.
Прочитайте несколько научных статей на смежные темы. Статья – это авторская работа, и несмотря на существующие правила не существует четкого шаблона для подготовки научной статьи. Ознакомьтесь с трудами других авторов, чтобы лучше понимать, какую статью Вы хотите получить в итоге.
Очень важно, как именно Вы будете излагать материал. Если Вы хотите написать профессиональную статью, избегайте заезженных штампов и банальностей
Статья, изобилующая этими вредоносными элементами, сослужит автору дурную службу, и ваши блестящие идеи с большой вероятностью так и не будут восприняты.
Используйте девиз: «краткость – сестра таланта». Если можно сказать о чем-то просто, так и говорите. Сложноподчиненные предложения, занимающие целый абзац, никому не нужны, а научная статья – не та работа, чтобы проявлять в ней свое красноречие. С другой стороны, нужно соблюдать тонкую грань и не упрощать все до абсурдного уровня.
Краткость — сестра таланта
Напоследок: проверяйте текст несколько раз. Досадные опечатки и ошибки, даже допущенные по случайности, могут повлиять на несерьезное отношение редакторов и читателей к статье.
На какие виды делится НИРС
В научно-исследовательской работе студента можно выделить только два основных вида:
- Научная деятельность, которая проводится во время учебного процесса по действующим учебным планам. Сюда относятся: реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа (диплом).
- Исследовательские работы, не предусмотренные учебным планом.
Реферат – это, пожалуй, самая популярная научная работа, которая касается не только студентов вузов, но и учащихся школ.
Под рефератом подразумевается краткое изложение на заданную тему или четко структурированный доклад.
Цель такой письменной работы – подбор и выделение наиболее важной и значимой информации по определенной теме, ее грамотное и лаконичное оформление. Брать данные для реферата можно как из нескольких источников, так и только из одного
В случае, если все сведения взяты из одного ресурса, работа будет называться монорефератом.
Курсовая работа в отличие от реферата уже сложнее в выполнении. Работая над курсовой, учащиеся стремительно движутся к научному творчеству, учатся искать нужную информацию в научной литературе и правильно с ней обращаться.
Во время работы с различной литературой студенты получают драгоценные навыки анализа информации и критического отбора. В разных вузах существуют разные требования к написанию курсовых работ.
В некоторых учащиеся начинают свою научную деятельность уже на первом курсе, некоторые только со второго. Общим остается тот факт, что на первых двух курсах выполнение курсовой не будет сильно тяжелым, так как кафедра выставляет минимальные требования.
Но на следующий учебный год требования повышаются, и вместе с этим растет уровень сложности и ответственности для студентов. Это делается для развития в учащихся навыков исследования и умения работать, учитывая все сроки.
Диплом или выпускная квалификационная работа – это последний рывок, после которого из стен учебных заведений выходят не просто студенты, окончившие вуз, а специалисты.
Цель написания дипломной работы – закрепление и развитие теоретических и практических знаний, а также полное исследование и изучение выбранной темы.
Преподавателям неинтересен диплом на неактуальную тему
Во время выполнения выпускной квалификационной работы предполагается, чтобы студент решил основные задачи профподготовки выпускника с высшим образованием:
- раскладывание всей теоретической информации «по полочкам» или ее систематизация;
- развитие навыков ведения научной деятельности и проведения практических исследований
Выпускная квалификационная работа выпускника вуза должна соответствовать ряду таких требований:
- затрагивать только актуальную тематику и соответствовать перспективам совершенствования и развития выбранной научной области;
- углубленное изучение поставленной проблемы и описание ее исторических предпосылок;
- изучение научной литературы на выбранную тему дипломной работы, ее полный анализ и изучение;
- грамотное и четко структурированное описание цели, задач, методов и предмета исследования;
- подробный анализ проведенного студентом опыта для возможности решения затронутой проблемы;
- формулирование выводов о проделанном научном исследовании и практических рекомендаций
На старших курсах многие учащиеся уже работают по специальности и получают драгоценный опыт, о котором они могут написать в практической части своей дипломной работы.
Таким образом это только сыграет на руку выпускнику вуза и повысит его шансы на увеличение научной ценности своей работы и получение отличной оценки.
Виды научно-исследовательских работ
Студенты вовлечены в исследовательскую работу с начала учебы. Уровень сложности НИР растет вместе со студентами. Назовем виды НИР.
Реферат
Письменный доклад или аналитический обзор, для подготовки которого автор изучает литературу на заданную тему. Студент осмысляет информацию, высказывает свою позицию, делает выводы.
Реферат представляет собой чисто теоретическую работу. При этом студенты учатся не только поиску и анализу источников, но и аккуратности в плане оформления — реферат, как и любую НИР, оформляют и защищают по правилам. На этот счет даются методические указания.
Эссе
Рассуждение студента по определенному вопросу. Тоже предполагает изучение литературы по теме, но здесь уже центр тяжести не чужое мнение, а соображения автора, собственные впечатления и мысли.
В эссе автор самовыражается, но при этом показывает, что разобрался в теме: четко изложил проблему, ориентируется в профессиональных понятиях и терминах, выдает факты и цифры, предоставляет аргументы, умеет ответить на вопросы.
Проект
Научные разработки студента во время самостоятельных занятий вне аудитории. Учащийся задействован в прикладном или исследовательском проекте.
Цель прикладного проекта — создание продукта, который решает проблему в профессиональной области. Например, приложение, сервис или аппарат. Разработку можно внедрить во «взрослой» компании.
Цель исследовательского проекта — подробный анализ проблемной или неизученной темы. Например, для подготовки научных выступлений на конференциях или прикладного проекта.
Курсовая
Итог работы студента за время курса. Предполагается, что он сумел погрузиться в интересующую тему.
В зависимости от года учебы, курсовые усложняются. Первокурсники занимаются теоретическими исследованиями. Студенты постарше, кроме анализа литературы, добавляют в НИР методы научных изысканий, практические наработки, объяснение научных данных.
В идеале студент несколько лет корпит над одной темой. Курсовые по этой теме объединяются в выпускную квалификационную работу.
Диплом
Заключительная работа студента-выпускника за время учебы в вузе, результат всего научно-исследовательского труда. Показатель готовности нового специалиста, демонстрация полученных навыков и знаний по выбранной профессии.
В дипломной НИР автор рассказывает, как всесторонне изучал интересующую проблему и какое решение предлагает.
НИР в аспирантуре
Некоторые выпускники идут в аспирантуру, где продолжают заниматься наукой. Следующая НИР в этом случае — кандидатская диссертация. Это труд, по итогам которого автор получает ученую степень кандидата или доктора наук.
За время учебы вузе студент сосредоточен на познании профессии. В аспирантуре исследователи углубляются в научную работу, стараясь решить современные проблемы своей области. Результаты изысканий аспиранты регулярно показывают научному сообществу — пишут статьи, выступают с докладами и презентациями.
Что такое научно-исследовательская работа
Итак, в узком смысле НИР – это описание исследований, предпринятых с целью обобщения имеющейся информации, проведения опытов и экспериментов, установления закономерностей, вытекающих из собранных данных. Общие требования к написанию унифицированы федеральными и межгосударственными стандартами. Так, порядок осуществления прикладных НИР, выполняемых по техническим заданиям предприятий или других организаций, регулируется ГОСТом 15.101-98, а оформление отчета – ГОСТом 7.32-2001.
Научно-исследовательские работы делятся на три категории:
Прикладные научно-исследовательские работы решают конкретную, узкую проблему. Обычно это разработка нового изделия, материала или программного продукта.
Поисковые НИР служат для пополнения багажа знаний студента, помогают углубиться в предмет. В работах этого типа обобщаются уже имеющиеся научные данные по определенной проблеме, намечается направление дальнейших разработок.
Задача фундаментальных исследований – выявление новых для предметной области научных данных. В ходе работы студенты проводят эксперименты или опыты, обобщают полученные сведения, апробируют нестандартные методы, принципы изучения – словом, пополняют академическую базу конкретной дисциплины.
Чаще всего научно-исследовательская работа студентов бывает прикладной или поисковой – ярким примером могут служить курсовые. Фундаментальные изыскания проводятся обычно уже состоявшимися «светилами» – докторами и профессорами.
Основные этапы
Независимо от того, кто выполняет работу, она предполагает научное исследование. Поэтому в план научно-исследовательской работы включают практическую часть. Она предполагает проведение предварительных действий, нацеленных на выделение общих контуров, программы, примерных сроков осуществления каждого этапа.
Индивидуальный план научно-исследовательской работы магистранта включает в себя:
- определение цели, предмета, проблемы исследования;
- анализ литературы по рассматриваемой проблеме, уточнение важнейших понятий, описание предмета, выбор конечного названия работы;
- формулировку задач, цели и гипотезы работы;
- подбор методов исследования;
- сбор материала;
- обработку результатов и их интерпретацию.
Остановимся подробнее на каждом из перечисленных выше этапов.
План научной работы
Перед тем как приступить к исследованию темы, надо составить план, который отразит основные этапы НИР:
- Постановка задачи.
- Анализ уже проведенных работ по выбранной теме.
- Конкретизация направления. Отобранные материалы изучаются более глубоко. Это нужно, чтобы сформировать, описать, оценить все возможные пути решения поставленной на первом этапе задачи и определиться, какой из них будет применяться в работе, при этом надо научно обосновать выбор.
- Проведение эмпирических или теоретических исследований. Они состоят из: разработки гипотез, моделирования ситуации, научного обоснования методик, эксперимента, получения и обобщения данных.
- Оценка результата, выводы, перспективы. На этом этапе анализируются все предыдущие шаги, обобщаются полученные данные, выявляется полнота решения задач, а также делается прогноз дальнейшего изучения темы.
Методологические аспекты НИР
Перед тем, как мы перейдем к разбору структуры научно-исследовательской работы, еще раз вернемся к вопросу о классификации НИР. Классификационными признаками могут служить:
характер связи с производством;
важность для экономики страны;
источники финансирования;
тип исполнителя НИР;
уровень проблемы с сопутствующими видами единиц научного управления;
степень включенности в инновационный процесс.
Классификация научно-исследовательских работ в РФ (нажмите для увеличения)
Хотя с позиции инноватики НИР не так часто применяются в фундаментальных исследованиях, тем не менее, и такая практика также получает распространение, в том числе и в крупных корпоративных научных центрах РФ. Взять, к примеру, фармацевтику, автомобилестроение, которое активно идет по пути создания беспилотных экипажей и электромобилей, способных конкурировать с ДВС, и т.п. Перейдем к рассмотрению последовательности мероприятий исследовательских работ и обозначим основные этапы НИР. Они по составу отличаются от этапов процесса НИР и состоят из восьми этапов научно-исследовательской работы.
- Формулирование проблемы, темы, цели и задач НИР.
- Изучение литературных источников, выполнение исследований, подготовка к техническому проектированию.
- Проведение работ по техническому проектированию в нескольких вариантах.
- Разработка и ТЭО проекта.
- Выполнение рабочего проектирования.
- Создание опытного образца с последующими производственными испытаниями.
- Доработка опытного образца.
- Испытания с участием государственной приемочной комиссии.
В свою очередь, процесс НИР состоит из шести типовых этапов.
- Уточнение проблемы, выбор направления НИР, формулирование ее темы. Начало работ по планированию научно-исследовательской работы, составлению ТЗ, предварительных расчетов экономической эффективности.
- Формулирование, постановка целей и задач НИР на основе подобранной литературы, библиографии, патентных изысканий, аннотаций и реферирования источников, анализа полученной информации. На данном этапе техническое задание на НИР окончательно согласовывается и утверждается.
- Этап теоретических исследований, в ходе которых изучается сущность рассматриваемого явления, формируются гипотезы, создаются модели, их математическое обоснование и анализ.
- Экспериментальные исследования, имеющие собственную структуру методологической разработки, планирования и исполнения. Непосредственное проведение серии экспериментов завершается выдачей заключения на основании обработки результатов экспериментальных исследований.
- Анализ и оформление результатов НИР, составление отчета по научно-исследовательской работе. В анализе задействуются: техническое задание на НИР, полученные теоретические выводы, модели, результаты экспериментов. Гипотезы получают подтверждение или опровержение, формулируются научные выводы как важнейший аспект отчета по НИР, теория получает развитие.
- Этап внедрения результатов НИР в производство, формирование предпосылок для коммерциализации создаваемого новшества, переход инновационного проекта в стадию ОКР.
Как его делать
Общие правила оформления приложения к диплому устанавливает все тот же ГОСТ 7.32–2001. Их немного, они достаточно просты и умещаются в пару пунктов:
- Каждое приложение начинается с новой страницы, вверху которой пишется слово «Приложение», указывается его обозначение – русская буква – и уточняется степень (А1, Б4, Г8 и т. д.).
- Для обозначения приложений можно использовать все буквы русского алфавита, кроме:
- непроизносимых «Ъ» и «Ь»;
- сходных по начертанию с другими буквами «Й», «Ё», «Ы»;
- «О» и «Ч», которые можно спутать с цифрами 0 и 4.
Допускается пользоваться и латинскими буквами (кроме O и I – тоже потому, что они похожи на ноль и римскую единицу). Если не хватает двух алфавитов, можно переходить к арабским цифрам, но в этом случае стоит задуматься, а не перебор ли это уже.
Кроме буквенного обозначения все приложения должны иметь еще и заголовок, который помещается на отдельной строчке (выравнивание – по центру).
ПРИЛОЖЕНИЕ Т5
Расчет энергопотребления узла М2
- На каждое из приложений в тексте дипломной работы дается ссылка.
- Приложения в разделе размещаются в порядке отсылок к ним в тексте.
- Фотографии меньшего размера, чем А4, наклеиваются на стандартные листы нецветной бумаги.
- Чертежи, схемы и графики для приложений в дипломе оформляются по требованиям ЕСКД.
- Если одно приложение (к примеру, таблица) не умещается на листе, то при переносе на следующих страницах делается пометка «Продолжение приложения К», на последней – «Окончание приложения К».
Возможен такой вариант (в верхнем углу справа, а не по центру):
Приложение Ж
Для нормоконтролера это может быть принципиально. В любом случае все заголовки надо писать в едином стиле и располагать в одном и том же месте страницы.
Принципа единообразия надо придерживаться и в стилистике графического иллюстративного материала: все диаграммы в приложениях к диплому должны быть выполнены в одной цветовой гамме (естественно, совпадающей с той, что используется в основном тексте работы) и без лишней пестроты. Для представления результатов этапов эксперимента, цепи каких-либо последовательных шагов или сопоставимых понятий рекомендуется не задействовать разные типы диаграмм (столбчатые, радиальные, 2D и 3D и т. д.). Дело не только в том, что при использовании визуально разнотипных графиков работа выглядит эклектично: однородные данные, представленные несходными способами крайне затруднительно сравнивать друг с другом – а это уже серьезный минус для исследования в целом.
Способы оформления
Если в методических рекомендациях вуза или выпускающей кафедры нет особых указаний, то приложения в дипломе правильно оформлять в виде продолжения работы после списка литературы, как вариант – брошюровать отдельно или прикладывать в папке.
Пример, как оформить приложения в содержании диплома.
Если приложения оформляются как отдельный документ, то комплект или буклет обязательно сопровождается титульным листом – абсолютно таким же, как и для основного текста, но на месте, где должно быть расположено название темы, надо написать: «Приложение к дипломной работе на тему…».
Нумерация
ГОСТ, опять же 7.32–2001, рекомендует использовать для нумерации приложений арабские цифры и буквы кириллицы (латиница тоже не запрещается, в случае если все разрешенные к применению русские буквы закончились).
Как нумеровать приложения в дипломе
- Иллюстрации и таблицы, размещенные на листах А3 и больше, считаются одной страницей.
- Таблицы нумеруются обособленно от тех, что имеются в тексте диплома, и в рамках каждого отдельно взятого приложения (А, Б, В и т. д.) – перед цифрой добавляется его буквенное обозначение: например: «Таблица Г.5». Если она единственная во всем разделе, то литеру можно не использовать, достаточно пронумеровать цифрой 1 – «Таблица 1».
- Формулы и иллюстрации в приложениях нумеруются так же, как и таблицы, – отдельно от имеющихся в тексте и в пределах одного приложения: например, «Рисунок Б.4», «Формула В.3».
- Текст объемных приложений может делиться на пункты и подпункты с иерархической нумерацией: А1; А1.1; А1.1.1; А1.1.2. В таких случаях уместно сопровождать приложение собственным содержанием.
- Приложения в дипломе нужно нумеровать вместе с листами всей работы, то есть по сквозному принципу: если библиография закончилась на 75-й странице, то первое (или единственное) приложение будет расположено на 76-й.
- Если дополнительные материалы представляются отдельной брошюрой, то нумерация в ней будет собственная – с первой страницы (титульный лист учитывается, но цифры на нем не ставятся).
Пошаговая инструкция по оформлению титульного листа
Правильно и без ошибок выстроить текст можно, если следовать следующему пошаговому плану:
На листе формата А4 следует выставить традиционные поля, которые соответствуют отступам и по всей работе: верхний и нижний отступ – по 2 см, правый – 3 см, левый 1,5 см.
По всему титульнику используется шрифт Time New Roman 14 кегля, кроме отдельно указанных моментов.
Вверху посередине заглавными буквами пишется наименование министерства или профильного департамента.
Ниже без пробела посередине размещается полное название учебного заведения – школы, колледжа или университета.
Следующий пункт актуален для средних профессиональных и высших учебных заведений: следует указать кафедру, по которой выполняется НИР.
Далее через несколько пробелов указать название НИР – реферат, курсовая или дипломная работа, магистерская диссертация или НИР; шрифт для обозначения типа работы, как правило, делается больше и выделяется полужирным шрифтом.
Следующей строкой пишется «по дисциплине:» и в кавычках указывается предмет; этот пункт актуален для рефератов и курсовых работ.
Далее следует указать тему
Важно заметить, что при написании темы следует очень внимательно относиться к точному ее воспроизведению в соответствии с ранее написанным заявлением, с темой приказа и другими смежными документами.
Блок с названием работы, дисциплиной и темой исследования располагается или по центру листа или чуть выше.
Следующий блок оформляется с правой стороны в нижней трети листа.
Пишется слово «Выполнил», после чего указываются данные исполнителя: класс, группа, факультет, после чего его фамилия и инициалы.
Написать «Научный руководитель:», после чего указать научную степень, должность и фамилию, имя, отчества научного руководителя.
Через несколько отступов вниз посередине указать город и год исследования.
После оформления необходимо взглянуть на страницу целиком – она должна смотреться гармонично.
Как должна выглядеть научно-исследовательская работа
Грамотно составленная готовая научно-исследовательская работа должна по итогу соответствовать нескольким параметрам:
- Грамотно сформулированная тема – не слишком обширная область, интересная и востребованная в текущее время.
- Оптимальный объем – зависит от уровня сложности проекта, школьникам будет достаточно 20-30 страниц, студентам 50-100 страниц.
- Уникальность материала – ранее ни один из авторов и специалистов не должен проводить такое же исследование, иначе в нем нет никакого смысла и ценности.
- Высокая актуальность – Нир четко выражает значимость темы, зачем автор взялся за разрешение определенной проблемы.
- Наличие целей и задач – если они прописаны и понятны, становится интересной и сама работа учащегося.
- Проработанная основная часть – здесь раскрыта тема и проблема внутри нее, промежуточные результаты исследования, эксперименты, опыты и наблюдения, предварительные прогнозы и выводы.
- Логичность работы – весь материал теории и практики структурирован и идет в правильной последовательности.
- Проработанное заключение – автор приводит заключения и вывод по проделанной деятельности, указывает преимущества своего проекта, предлагает рекомендации и дальнейшие пути в решении задач.
- Достаточный библиографический список – здесь представлены правдоподобные, свежие и авторитетные источники информации.
- Наличие наглядных материалов – все графики, таблицы, схемы, диаграммы и иллюстрации помогают в защите проекта, делают проект понятным для читателя и аудитории слушателей.
Пример НИР для студентов
Научно исследовательская работа пример для студентов:
Чем отличается Нир для студентов от проектов школьников? В первую очередь студент выбирает ту тему и проблему, решение которой поможет ему в дальнейшей профессиональной деятельности. К тому же в проекте большую значимость имеет практическая часть. Дисциплина должна быть той, которая соответствует будущей специальности. Объем составляет приблизительно 50-100 страниц.
Образец НИР для школьников
Научно исследовательская работа пример для школьников:
Школьникам предоставляется право выбора абсолютно любой дисциплины, внутри которой можно подобрать разные актуальные темы. Никаких ограничений и рамок не предусмотрено, если только преподаватель не назначает каждому ученику индивидуальное задание. Большая часть проекта направлена на изучение теории, и лишь малая толика отводится опытам, наблюдению, экспериментам. Объем работы в среднем составляет 20-30 страниц.
Источник статьи: http://obrazovan.online/blog/nauchno-issledovatelskaya-rabota.html