Задание 2
Содержание:
- Правописание приставок
- ↑ Как решать задание 4 ЕГЭ по русскому языку
- ↑ Правила ударения для 4 задания ЕГЭ по русскому языку 2022
- Теория: словосочетание и типы связей
- Подготовка
- ЕГЭ: ударение в глаголах
- Деепричастия
- Причастия
- ЕГЭ: ударение в наречиях
- Теория к заданию 9 из ЕГЭ по русскому языку
- ЕГЭ: ударение в существительных
- ЕГЭ. Русский язык. Задание 8. ШПАРГАЛКА. Примеры – ответы.
- Наиболее затруднительные случаи постановки ударения
- Что нужно знать, чтобы решить 4 задание ОГЭ по русскому?
Правописание приставок
Неизменяемые приставки
о- | обежать, остановка, одуматься |
у- | увести, убежал, успокоиться |
до- | дожить, дойти, доставка |
по- | побежать, подворье, посмотреть |
про- | прокатить, пробел, просмотр |
пра- | «отдаленная степень родства»: прабабушка, праязык |
на- | нападки, накрыть, надавить |
за- | закрыть, заключенный, запутать |
над- (надо-) | надкусить, надпись, надорваться |
под- (подо-) | подплыть, подсказать, подождать |
от- (ото-) | отдать, отодвинуть, открыть |
об-(обо-) | облететь, обтереть, обойти |
в- (во-) | вдоволь, вверх, вовлечь |
вы- | вылавливать, выход, выстоять |
с- (со-) | сдвинуть, сойти, сгибать (есть только приставка с-, нет приставки з-) |
дез- | дезинформировать |
контр- | контраргумент |
транс- | трансатлантический |
пост- | постмодернизм |
суб- | субкультура |
супер- | супергерой |
пан- | панъевропейский |
пред- (предо-) пере- |
предпочтение, предрешать, предостеречь перерыв, перелить, перекос |
Изменяемые приставки
1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующей согласной. Если после приставки из этой группы мы видим звонкий согласный, то на конце приставки пишем -з, а если глухой, то, соответственно -с.
Сюда относятся так называемые приставки на -з, — с, их ровно шесть:
- без-/бес- безработный, бессмертный
- раз-/рас- разрозненный, распустить
- воз-/вос- (вз-/вс-) возврат, восход
- из-/ис- избежать, испуг
- низ-/нис- низвергать, нисходить
- через-/черес- (чрез-/чрес-) чрезмерный, чересчур
2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.
Значения приставки ПРЕ: значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень. Например: прекрасный, преувеличивать, превосходить, преспокойный
значение, близкое значению приставки пере- (следует понимать, что не всегда в таких случаях приставку пре- можно заменить приставкой пере- , здесь важно сходство их значений). Например: прервать, преступник, преподаватель, преобразовать, преграда
Слова которые нужно запомнить беспрекословный преимущество преклонный прелестный пренебречь, пренебрежение знаки препинания преподнести Значения приставки ПРИ: «приближение» Например: приходить, приезжать. «присоединение» Например: пришить, приклеить. «недодействие» Например: прикрыть, присесть. «завершенное действие» Например: придумать, приготовить. «близость к чему-либо» Например: прибрежный, придорожный. Слова которые нужно запомнить: прибаутка прибор привереда привидение привычка пригодный придирчивый
3. Приставки, правописание которых зависит от ударения
рас-/рос (раз-/роз-)
- Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания -з/-с.
- Без ударения в них пишется буква А, а под ударением… — под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква О. Например: роспись, расписание, разговор, розыск. Исключение: розыскной
- Решай задание 10 по русскому языку с ответами
- Решай с ответами.
- Изучай теорию по заданиям ЕГЭ русского языка.
↑ Как решать задание 4 ЕГЭ по русскому языку
Алгоритм выполнения (план работы):
1) Внимательно прочитайте все слова.2) Среди предложенных в тесте слов выберите те, которые можно объяснить правилом, вспомните правила орфоэпии. Самые маленькие группы слов: прилагательные, деепричастия, наречия. Самые простые (практически не содержат исключений: причастия и деепричастия.3) Если после этого все еще остались варианты, то вспомните слова, которые не подчиняются правилам или являются исключениями (такие слова как клАла, послАла, откУпорить и другие)
Как запомнить ударения для 4 задания ЕГЭ?
1
Самое важное – выучить правила, данные ниже. Слова нужно учить не вперемешку, а группами, объединенными общим звучанием.2
Быстрее всего запоминается ударение в словах, если их произносить.3. Если какие-то слова никак не получается запомнить, попробуйте записать их на диктофон и прослушивайте в свободное время.4. Достаточно включить аудиозапись в свой привычный плейлист.
↑ Правила ударения для 4 задания ЕГЭ по русскому языку 2022
Правила ударения в СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Основное правило: Большинство существительных имеют неподвижное ударение на основе. Неподвижное ударение на окончании есть примерно у 7% слов: у существительных с суффиксами -Ак, -Арь, -Ач, -Ич, -Ун, -ствО, -ьЁ, -изнА, -отА, -отнЯ.
1) В существительных И.п. множественного числа ударение падает на -А: бЕрег — берегА, -Ам; вЕчер — вечерА, -Ам.
2)В заимствованных из других языков существительных (из французского, немецкого языков) ударение падает на последний слог:
жалюзИ, партЕр, эксперт, диспансЕр, дефИс, квартАл, портфЕль, цемЕнт, докумЕнт.
3) В существительных, оканчивающихся на
пОртывОд: лОг: НО: анАлог мЕтр:зЫв:Яр:
4) Слова с Ё и с суффиксом ЁР: : свЁкла, договорЁнность, стажЁр, шофЁр.
5) Неподвижное ударение в списке существительных от ФИПИ:бАнты, шАрфы, тОрты, срЕдства
Ударение в существительных: таблица
1 СЛОГ | 2 СЛОГ | 3-4…СЛОГИ |
бАнты тОрты тОртов шАрфы пОрты срЕдства Иксы крАны кОнусы кОнусов лЕкторы лЕкторов пОручни мЕстностей пОчестей чЕлюстей (НО:новостЕй) бОроду знАчимость нЕдруг нЕнависть нОгтя Отрочество свЁкла стАтуя цЕнтнер | анАлогбухгАлтеровграждАнстводосУгнедУГкорЫстькремЕньлыжнЯнамЕрениенарОстпридАноесирОтытамОжняцепОчка | вероисповЕданиеновостЕйеретИк |
Правила ударения в ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
1)лИваИ(только в рамках орфоэпического словаря ЕГЭ)НО: прожОрлива.
2) В кратких прилагательных ж.р. ударение чаще всего падает на последний слог: умнА, ловкА, сильнА, НО: красИва
Правило постановки ударения в краткой форме и сравнительной степени прилагательных:Если в краткой форме прилагательного ударение падает на последний слог, то в форме сравнительной степени ударение тоже будет падать на последний слог. Ударение на основе в краткой степени прилагательного сохраняется и в сравнительной степени. Если же ударение падает на корень, то в сравнительной степени оно остается на корне: красИва — красИвее.
Примеры:
Остальные прилагательные: таблица с ударениями
В таблицу не включены слова, которые подчиняются вышеперечисленным правилам.
1 СЛОГ | 2 СЛОГ | 3-4… СЛОГИ |
кУхонныйслИвовыйзнАчимый | оптОвыйпрожОрлива | мозаИчный |
Правила ударения в ГЛАГОЛАХ
Ить, Ать, Ять, ировАтьИсключения , в которых ударение НЕ падает на ИТЬ:опОшлить, озлОбить, клЕить, освЕдомиться, откУпорить, принУдить, дозИроватьИсключения, в которых ударение НЕ падает на АТЬ/ЯТЬ:чЕрпать, исчЕрпать, щЁлкать.
2) В личных формах глаголов на Ишь, Ит, Им, Ите: включИшь, включИте, обзвонИте, облегчИт и др.
-лА:Исключения: клАла, послАла, крАлась, укрАла.
Остальные глаголы: таблица с ударениями
В таблицу не включены слова, в которых ударение подчиняется вышеперечисленным правилам.
1 СЛОГ | 2-3 СЛОГИ |
чЕрпатьщЁлкатьклЕитьпрИбылпрИбылопрИнялпрИнялизАнялзАнялозАняли | клАлапослАлакрАласьукрАлаопОшлитьозлОбитьоклЕитьосвЕдомитьсяоткУпоритьзакУпоритьпринУдитьдозИроватьжилОсьисчЕрпатьдозвонЯтся |
Правила ударения в ПРИЧАСТИЯХ
1) В причастиях с суффиксом Т ударение будет падать на первый слог зАгнутый, зАнятый, зАпертый, нАжитый, нАчатый, прИнятый, снЯтый, сОгнутый.
2) В кратких причастиях с суффиксом Т ж.р. ударение будет падать на последний слог : занятА, запертА, заселенА, начатА, снятА
3) В страдательных причастиях с суффиксом ЁНН, ударение будет падать на Ё: включЁнный, решЁнный и т.д. (причастия с безударным ЕНН в орфоэпическом словнике ЕГЭ от ФИПИ не представлены)
4) В причастиях ударение падает на ЫВ/ИВ, АВ/ЯВ: нанЯвший, начАвший, налИвший, понЯвший, прожИвший
5) В причастиях ударение падает на суффикс ЯЩ: кормЯщий, кровоточАщий, молЯщий,
Необходимо запомнить слова: балОванный, избалОванный
Правила ударения в НАРЕЧИЯХ
1 СЛОГ | 2-3…СЛОГИ |
зАсветлозАтемнозАгодя(НО: завИдно)дОверхудОнизудОсуха(НО: донЕльзя, добелА)вОвремя | завИднодонЕльзядобелАкрасИвеенадОлгоненадОлго |
Теория: словосочетание и типы связей
Зачем идти по сложному пути, если есть классный алгоритм – простой и понятный?
Я обязательно поделюсь им с вами, но начнем с теории!
В словосочетании есть главное и зависимое слово. Главное слово — то, от которого задаём вопрос, зависимое слово — то, к которому задаём вопрос.
Например: кожаная куртка. Куртка (какая?) кожаная.
Куртка – главное слово.
Кожаная – зависимое.
Между этими словами может быть три типа связи: согласование, управление и примыкание.
В чем разница?
Согласование: в словосочетании при склонении меняются оба слова, зависимое слово – прилагательное (на ОГЭ будет так).
кожаная куртка, нет кожаной куртки
Управление: при склонении изменяется только главное слово, зависимое слово – существительное, между словами может быть предлог (фишка управления).
куртка из кожи, куртки из кожи
Примыкание: зависимое слово – неизменяемая часть речи (наречие).
готовила вкусно, готовят вкусно
Это всё, что вам нужно знать, чтобы выполнять задание! Честно-честно!
Подготовка
Многомудрый Литрекон подготовил Вам рекомендации, чтобы получить высокий балл при сдаче ЕГЭ по русскому языку 2022. Есть несколько основных направлений подготовки, которые нужно проработать, чтобы на экзамене не было мучительно больно за впустую потраченное время.
Теория
Вся теория, которая понадобится для получения ста баллов на ЕГЭ, размещена в кодификаторе. Для успешного выполнения заданий на ЕГЭ по русскому языку по русскому языку нужно повторить теоретические знания по таким вопросам:
- Ударения и паронимы. ФИПИ подготовили сборник, где собраны только те слова, которые будут на ЕГЭ. Это касается и паронимов. Ваша задача запомнить эти слова.
- Лексические нормы. Изучите лексические нормы, чтобы видеть некорректные формулировки.
- Морфологические нормы. Внимательно изучите правила, чтобы не было сложностей в образовании формы слов.
- Синтаксические нормы. Главное — разберитесь, что такое синтаксические ошибки и какие подсказки помогут обнаружить их.
- Орфография. Необходимо четко понимать, что такое чередующиеся корни и какие они бывают, разбираться в группах приставок, выучить все правила для правописания суффиксов. А также нужно вспомнить про спряжение, глаголы-исключения, правило написания двух НН. Нужно уметь отличать отглагольное прилагательное от причастия.
- Пунктуация. Стоит вспомнить правила постановки запятых, двоеточий и тире в предложениях.
- Типы речи. Нужно понимать классификацию типов речи и иметь навыки анализа текста.
- Языковые средства выразительности. Повторите языковые средства выразительности.
План сочинения
План сочинения на ЕГЭ по русскому языку, пример и описание каждого элемента этой работы Вы найдете в гайде от учителя «Как написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку». Универсальный алгоритм написания сочинения ЕГЭ по русскому языку выглядит так.
- Знакомство с текстом (стоит прочесть несколько раз, выделяя в тексте ключевые слова).
- Определение проблемы и главного вопроса, который поднимает автор в тексте.
- Подбор двух примеров-иллюстраций в исходном тексте. Они должны проиллюстрировать проблему, выбранную Вами, а Вы должны дать свой комментарий.
- Краткое описание позиции автора текста.
- Описание и аргументация своей позиции. Она может не совпадать с мнением автора. Подкрепить ее можно литературным аргументом, но дополнительные баллы за это Вы не получите.
- Подвести итог сочинения, а не исходного текста.
Пример сочинения ЕГЭ по русскому языку 2021 года по демоверсии ФИПИ находится тут.
Другие примеры по текстам прошлого года и из сборника Цыбулько Вы можете найти у Многомудрого Литрекона, используя поиск по сайту. Если чего-то нет нигде, но очень хочется, можете написать ему на почту или в вк группе. Он напишет!
Ваше сочинение не должно быть полностью пересказанным текстом. А также размышления ученика должны соответствовать предложенной проблеме. Если нарушить эти два условия, можно получить ноль за сочинение.
Самый главный совет всех педагогов — это как можно больше практики. Для получения высокого балла на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году не стоит надеяться только на просмотр заданий. Поверхностное ознакомление с примерами идеального сочинения не сильно поможет выпускнику получить максимальный балл. Главная Ваша задача — научиться писать сочинения, выделять главное из предложенного текста.
Передовые педагоги всегда дают полезные советы для успешного написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку:
- Сначала выполните задания No24—26, что поможет лучше понять предложенный текст.
- Выпишите в черновик все зафиксированные проблемы и выберите ту, которую легче всего комментировать. Все популярные проблемы в сочинениях кратко описаны в этой работе.
- Эксперты рекомендуют оставить 70 минут для написания сочинения. Чтобы уложиться в этот срок, нужно освоить алгоритм написания сочинения на ЕГЭ как свои пять пальцев. Поэтому практика, и еще раз практика.
- Объем текста должен быть 200—250 слов, но не более 400: чем дольше Вы затягиваете, тем больше шансов допустить лишние ошибки. Минимизируйте в тексте содержание «стоп-слов» (неправильных оборотов, излишних обобщений, ошибочного применения местоимений и др.). Помните: если не знаете, как писать слово или фразу, замените их тем, в чем Вы точно уверены.
- Написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку правильно помогают клише и шаблоны. Нужно больше формализма и зауми, чтобы покорить сердца проверяющих и преуспеть в этом деле не хуже песен Стаса Михайлова!
ЕГЭ: ударение в глаголах
В двусложных глаголах прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание -А. Место ударения сохраняется и при добавлении приставки и/или постфикса -СЬ.
- бралА – бралАсь — добралА – убралА — добралАсь
- былА – отбылА — прибылА
- взялА — взялАсь
- вралА — навралА
- гналА – гналАсь — обогналА
- далА – отдалА
- дралА — ободралА
- ждалА – дождалАсь
- звалА — позвалА — отозвалА – отозвалАсь — назвалАсь
- заперлА — заперлАсь
- лилА – полилА – налилА – перелилА —лилАсь – влилАсь – облилАсь
- лгалА — солгалА
- началА
- рвалА – сорвалА — нарвалА — рвалАсь — ворвалАсь — надорвалАсь
- создалА — воссоздалА
- снялА — занялА — понялА — принялА — воспринялА – обнялАсь
НО
- клАла
- крАла – укрАла
- крАлась — подкрАлась
- слАла — послАла
- стлАла — застлАла
В глаголах будущего времени 2 и 3 лица ударение падает на последний слог, как в инфинитиве.
- включИшь – включИт — включИть
- вручИшь – вручИт — вручИть
- наделИшь – наделИт — наделИть
- накренИшь – накренИт — накренИть
- насорИшь – насорИт — насорИть
- облегчИшь – облегчИт — облегчИть
- ободрИшь – ободрИт — ободрИть
- обострИшь – обострИт — обострИть
- одолжИшь – одолжИт — одолжИть
- окружИшь – окружИт — окружИть
- повторИшь – повторИт – повторИть сверлИшь – сверлИт – сверлИть
- сорИшь – сорИт — сорИть
- щемИшь – щемИт — щемИть
- убыстрИшь – убыстрИт — убыстрИть
- углубИшь – углубИт — углубИть
- укрепИшь – укрепИт — укрепИть
В глаголах на -ировАть ударение падает на последний слог, кроме дозИровать.
- опломбировАть
- нормировАть
- сортировАть
- премировАть
В глаголах с корнем -звон- ударение падает на окончание: звонИм, звонИшь, звонИт, обзвонИт, перезвонИт, дозвонИтся, дозвонЯтся, позвонИте.
Ударение неподвижное (не меняет место в разных формах) в следующих глаголах:
- закУпорить (=кУпор, т.е. штопор)
- исчЕрпать (=чЕрпать)
- принУдить (=нУдный)
- опОшлить (=пОшлый)
- озлОбить (=злОба)
- оклЕить (=клЕй)
- освЕдомишься (= вЕдать, в т. ч. вероисповЕдание)
- щЁлкать (=защЁлка)
- плодоносИть (=носИть)
Деепричастия
Ударение в деепричастиях такое же, как в глаголах, от которых они образованы.
- начАв (от начАть)
- начАвшись (от начАться)
- отдАв (от отдАть)
- поднЯв (от поднЯть)
- понЯв (от понЯть)
- прибЫв (от прибЫть)
- закУпорив (от закУпорить)
Причастия
- включЁнный — включЁн
- низведЁнный — низведЁн
- довезЁнный — довезЁн
- заселЁнный — заселЁн
- ободрЁнный — ободрЁн
- приручЁнный — приручЁн
- обострЁнный — обострЁн
- определЁнный — определЁн
- отключЁнный — отключЁн
- повторЁнный — повторЁн
- поделЁнный — поделЁн
В кратких причастиях женского рода ударение падает на окончание -А.
- занятА
- запертА
- заселенА
- нажитА
- налитА
- ободренА
- снятА
В причастиях с суффиксом -АЩ-, -ЯЩ- ударение падает на суффикс.
- кормЯщий
- кровоточАщий
- молЯщий
В причастиях с суффиксом -ВШ- ударение падает на гласную, стоящую перед этим суффиксом.
- нажИвший
- нанЯвшийся
- начАвший
- налИвший
- понЯвший
- прожИвший
В причастиях с суффиксом -Т- ударение падает на первый слог.
- зАгнутый
- сОгнутый
- нАжитый
- нАчатый
- прИнятый
В словах, образованных от глагола «баловАться», ударение на корень -бал- не падает! Кроме слова бАловень.
- балОванный
- избалОванный
- балУясь
- баловАть (-ся)
ЕГЭ: ударение в наречиях
В наречиях с приставкой ДО- ударение падает на приставку, кроме наречий донЕльзя и добелА.
- дОверху
- дОнизу
- дОсуха
В наречиях с приставкой ЗА- ударение падает на приставку, кроме наречия завИдно.
- зАгодя
- зАсветло
- зАтемно
И ещё наречия, которые могут быть на экзамене:
- навЕрх (= вЕрх)
- надОлго — ненадОлго (=долго)
- вОвремя
Теория к заданию 9 из ЕГЭ по русскому языку
Корень — это основная смысловая часть слова.
Корни можно разделить на три группы:
1) корни с безударными проверяемыми гласными
2) корни с безударными непроверяемыми гласными
3) корни с чередованием
Рассмотрим каждую из них.Корни с безударными проверяемыми гласными
Выбор гласной буквы в безударном положении в корне определяется способом проверки
Проверять необходимо формами того же слова или однокоренными словами, в которых проверяемый гласный находится под ударением.
Например: звезда — звёздный, скреплять — скрепка, смотреть — смотрит
Есть несколько особенностей, на которые следует обратить внимание при такой проверке:
1. Есть слова старославянского по происхождения с сочетаниями ра/ла, которые в русском языке имеют сочетания оро/оло.
Например: врата-ворота, глава-голова, бразды-борозда.
2
Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида.
Например: затопить-топка (а не затапливать), опоздать — поздно (а не опаздывать), проглотить — глотка (а не проглатывать).
3. При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-.
Например: бросать — бросить (а не набрасывать), топтать — топчет (а не вытаптывать) и т.п.
Корни с безударными непроверяемыми гласными
В русском языке есть множество слов, в которых нельзя проверить безударную гласную. Это, так назваемые, словарные слова. Их написание следует проверять по орфографическому словарю.
Например: винегрет, дирижабль, макулатура и т. п.Корни с чередованием1. Корни с чередующимися е//и завсисит от наличия/отсутствия суффикса -а-.
Если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишем -и-, если суффикса -а- нет, то выбираем -е-.
Исключения: сочетать, сочетание2. Корни с чередующимися о//аПравописание корней -гар-//-гор-, -зар-//-зор-, -клан-//-клон-, -твар-//-твор- зависит от ударения.
-Гор-, -клон-, -твор-, -плав-, -зар- — так пишутся эти корни без ударения.
и перед суффиксом -а- | е в остальных случаях | ||
-бир(а)- | собирать | -бер- | соберет |
-дир(а)- | обдирать | -дер- | обдерет |
-мир(а)- | замирать | -мер- | замереть |
-тир(а)- | обтирать | -тер- | обтереть |
-пир(а)- | запирать | -пер- | запереть |
-жиг(а)- | выжигать | -жег- | выжег |
-стил(а)- | расстилать | -стел- | расстелить |
-блист(а)- | блистать | -блест- | блестеть-чит(а)- |
-чит(а)- | вычитать | -чет- | вычет |
Исключения: выгарки, пловец, пловчихаПравописание корней -мок- //-моч-//-мак-, -равн-//-ровн- зависит от значения.
Без ударения | Под ударением | |
-гар-//-гор- | загорел, горелый | загар |
-зар-//-зор- | заря, озарение | зорька |
-клан-//-клон- | наклонять, склонение | кланяться |
-твар-//-твор- | творить,творение | тварь |
Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсьПравописание корней -кос-//-кас- завсисит от наличия/отсутствия суффикса -а-.
-мок-(-моч-) | в значении «пропускать жидкость» | непромокаемый вымокнуть |
-мак- | в значении «погружать в жидкость» | макать |
-равн- | в значении «равный, наравне, одинаковый» | приравнять, уравнение |
-ровн- | в значении «прямой, гладкий, ровный» | выровнять |
-кас- | касаться, прикасаться |
-кос- | прикоснуться, прикосновение |
Правописание корней -лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос-, -скак-//-скоч- зависит от последующей согласной корня.
-лаг- | полагать, прилагательное |
-лож- | положить, предложить, изложить |
-раст- | возраст, растить |
-ращ- | выращивать, приращение |
-рос- | заросли, вырос |
-скак- | выскакивать, скакать |
-скоч- | выскочить, перескочить |
Исключения: росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав, полог, скачок.
ЕГЭ: ударение в существительных
Чтобы запомнить произношение существительных, рифмуем их с другими словами или фиксируем неподвижное ударение.
- тОрты, тОртов (=шОрты, тОрт)
- бАнты (=фАнты, бАнт)
- бОроду (=смОлоду)
- свЁкла (=ФЁкла)
- знАчимость (=знАчить)
- Иксы (=фИксы, Икс)
- кОнусов (=бОнусов, кОнус)
- крАны (=рАны, крАн)
- пОручни (=сбОрочный)
- срЕдства (=дЕтство)
- стАтуя (=хвостАтая)
- цЕнтнер (=цЕнт)
- шАрфы (=у МАрфы, шАрф)
-
экспЕрт (=десЕрт)
- дефИс (=нарцИсс)
- досУг (=барсУк)
- квартАл (=сверкАл)
- корЫсть (=грЫзть)
- кремЕнь, кремнЯ (=ремЕнь, ремнЯ)
- лыжнЯ (=малышнЯ)
- нарОст (=рОст)
- недУг (=вдрУг)
- цемЕнт (=момЕнт)
-
сирОты (= в рОте)
- тамОжня (=мОжно)
- цепОчка (у дОчки)
- граждАнство (=прострАнство)
- докумЕнт (=момЕнт)
- еретИк (=велИк)
- новостЕй (=у гостЕй)
- договорЁнность (=вовлечЁнность)
Фиксируем неподвижное ударение в следующих существительных:
- аэропОрты (=пОрт)
- бухгАлтеров (=бухгАлтер)
- киломЕтр (=мЕтр)
- лЕкторов (=лЕктор)
- мЕстностей (=мЕстность)
- намЕрение (=мЕра)
- нОгтя (=нОготь)
- Отрочество (=Отрок)
- придАное (=дАть)
Запомните, что в существительных французского происхождения ударение падает на последний слог:
- диспансЕр
- партЕр
- жалюзИ
В неодушевлённых существительных, оканчивающихся на -лог, ударение падает на последний слог (кроме анАлог).
- каталОг
- диалОг
- монолОг
- некролОг
В существительных, оканчивающихся на -зыв, ударение падает на последний слог. Ударение в существительном ОтзЫв зависит от контекста.
- призЫв
- созЫв
- отзЫв (жалобы) НО Отзыв (на публикацию)
В сложных существительных, имеющих второй корень -вод, ударение падает на последний слог (на корень -вОд). Кроме электропрОвод.
- мусоропровОд
- газопровОд
- нефтепровОд
- водопровОд
В существительных на -яр ударение падает на последний слог.
- столЯр
- доЯр
- школЯр
ЕГЭ. Русский язык. Задание 8. ШПАРГАЛКА. Примеры – ответы.
Примеры – ответы.
Предлагаю таблицу с наиболее часто встречающимися типами грамматических ошибок на ЕГЭ.
Внимательно вдумайтесь в каждое предложение, поймите, в чём ошибка, посмотрите, как ВЕРНО нужно было составить предложение, прочитайте комментарий, в которых объясняется ошибка.
Думаю, что данная таблица поможет при подготовке к ЕГЭ.
Грамматические ошибки.
Предложения с ошибками. | Предложения без ошибок + комментарии. |
Она очень любит и заботится о своём четвероногом друге. | Она очень любит своего четвероногого друга и заботится о нём.
(Любит кого? Забоится о ком?) |
Писатель изобразил не только зрелые годы героя, а и его детство. |
Писатель изобразил не только зрелые годы героя, но и его детство. Запомните двойные союзы, в которых нельзя заменять слова: не только…, но и; как…, так и; не столько …, сколько. |
Писатель не только изобразил зрелые годы героя, но и его детство. | Писатель изобразил не только зрелые годы героя, но и его детство.
(Первая часть двойного союза должна стоять перед первым однородным членом. Здесь это «зрелые годы»). |
Те, кто знал Павла, не мог не заметить, как он изменился. |
Те, кто знал Павла, не могли не заметить, как он изменился. |
Те, кто знали Павла, не могли не заметить, как он изменился. | Те, кто знал Павла, не могли не заметить, как он изменился.
При подлежащем КТО сказуемое всегда в ед. числе). |
Молодёжь города приняли активное участие в субботнике. |
Молодёжь города приняла активное участие в субботнике. (Слово «молодёжь» — ед. числа, хотя с лексической точки зрения это много людей). |
Н.А. Некрасов писал о том, что «я лиру посвятил народу своему». | Н.А. Некрасов писал о том, что он «лиру посвятил народу своему»
(В косвенной речи местоимения употребляются в 3-ем лице). |
Солнце осветило всё вокруг и открывает необыкновенную красоту. |
Солнце осветило всё вокруг и открыло необыкновенную красоту. (Однородные сказуемые должны стоять в одном и том же времени и виде). |
Ирина не могла подобрать слов, передававшие всю глубину её чувства. | Ирина не могла подобрать слов, передававших всю глубину её чувства.
(Слов каких? передававшИХ). |
Ирина не могла подобрать передававших слов всю глубину её чувства. |
Ирина не могла подобрать слов, передававших всю глубину её чувства. (Определяемое слово должно стоять ДО или ПОСЛЕ причастного оборота, а не в середине оборота). |
В романе «Войне и мире» автор изобразил большой исторический период в жизни России. |
В романе «Война и мир» автор изобразил большой исторический период в жизни России.
(Если есть нариц. сущ, то название употребляется в им, падеже). |
Вопреки ожидания, туристы добрались до пункта назначения глубокой ночью. |
Вопреки ожиданию, туристы добрались до пункта назначения глубокой ночью.
(Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются со словами в дат. падеже- чему?) |
По приезду в город, он сначала поселился в местной гостинице. |
По приезде в город, он сначала поселился в местной гостинице.
(При предлоге ПО слова ставятся в предложном падеже: о чём? О приезде). |
Дети спросили, что нужно ли брать с собой тёплые вещи. | Дети спросили, нужно ли брать с собой тёплые вещи.
(Если есть частица ЛИ, что подчинительный союз не употребляется). |
Она так была рада встрече, что словно они не виделись целую вечность. |
Она так была рада встрече, словно они не виделись целую вечность. (В СПП в придаточном не должно быть разу два подчинительных союза). |
Создавая проект детской площадки, дизайнером не были учтены особенности местности. | Создавая проект деткой площадки, дизайнером не были учтены особенности местности.
(Подлежащее — особенности, этот предмет не может создавать проект). Верно. Создавая проект деткой площадки, дизайнер не учёл особенности местности. |
Двое подружек были очень рады встрече. |
Две подружки были очень рады встрече.
Собирательное числительное не употребляется с женским родом). Вспомните, когда можно употреблять собирательные числительные: Двое котят (детёныши животных). Двое ножниц (с сущ., которые имеют только мн. число). Трое мальчиков (со словами в мужском роде). |
Вопреки первоначальным планам, поездка затянулась на целых двадцать трое суток. |
Вопреки первоначальным планам, поездка затянулась на целых двадцать три дня. Запомните собирательные числительные: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе. Других не бывает. |
По обоим сторонам дороги росли могучие деревья. |
По обеим сторонам дороги росли могучие деревья. (Сторона- сущ. ж. рода, поэтому употребляется числительное женского рода). |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ
Наиболее затруднительные случаи постановки ударения
Их необходимо выучить наизусть!
Банты, новостей, бороду, местностей, бухгалтеров, кремень, гражданство, дефис, дешевизна, корысть, диспансер, конусы, договорённость, сантиметр, километр, документ, квартал, досуг, монолог, еретик, некролог, каталог, иксы, значимость, эксперт, намерение, контролёр, нарост, шофёр, свёкла, сироты, поручни, ненависть, недруг, недуг, отрочество, приданое, отзыв (на книгу), созыв и призыв;
Верна, ловка, мозаичный, оптовый, прозорлива, болтлива, прожорлива;
Дозировать, житься, жилось, закупорить, откупорить, опломбировать, опошлить, плодоносить, принудить, черпать, щёлкать, убыстрить, углубить;
Принятый, понявший, приручённый, согнутый, проживший, закупорив;
Вовремя, надолго, ненадолго.
В существительных, заимствованных из французского языка, ударение стоит на последнем слоге: кашпо, жалюзи, квартал, каталог и др.
В отглагольных существительных оно совпадает с постановкой в исходном глаголе: обеспечение – обеспечить, вероисповедание – исповедать, нефтепровод – проводит.
Некоторые слова сохраняют ударение в корне при изменении числа: аэропорт – аэропорты, торт – торты, лектор – лекторы, шарф – шарфы, кран – краны.
В прилагательных, образованных от существительных, положение ударения не изменяется: слива – сливовый, кухня – кухонный.
В глаголах женского рода в прошедшем времени ударение стоит на последнем слоге: поняла, воссоздала, отняла, переняла, загнала, отобрала, ворвалась.
Что нужно знать, чтобы решить 4 задание ОГЭ по русскому?
В этом задании нужно заменить словосочетание на синонимичное, выбрав правильный вариант. Для этого нужно знать, как устроено словосочетание и какие бывают типы связи между словами.
Мои ученики просто обожают это задание! Они говорят, что метод, который мы даём в MAXIMUM, в сто раз легче, чем то, чему их учили в школе. Многим дают теорию по теме «словосочетание» и «типы связи» очень объёмно и непонятно: разбирают ненужные тонкости, всевозможные способы выражения зависимых слов, огромные таблицы…
Самостоятельно подготовиться к ОГЭ непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы
Если хотите научиться решать все задания ОГЭ по русскому, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM! Наши специалисты уже проанализировали сотни вариантов ОГЭ и подготовили для вас вас максимально полезные занятия.Приходите к нам на пробный урок! Вы узнаете всю структуру ОГЭ-2021, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и узнаете, как устроена подготовка к экзаменам в MAXIMUM. Все это абсолютно бесплатно!