Что такое заочное обучение?
Содержание:
- Виды
- Как совмещать работу с учебой на очно-заочном отделении
- Поступление
- Преимущества и недостатки заочной формы обучения
- Преимущества очно-заочного обучения
- Очная форма обучения: плюсы и минусы
- Аргументы в пользу заочного обучения в ВУЗе
- Отличие заочного от очного
- Заочная форма обучения с применением дистанционных технологий (дистанционное обучение)
- Что подразумевает заочное обучение
- Чем отличается очная форма
- Заочное обучение в колледже, кому оно подходит?
- Плюсы и минусы вузов с заочным отделением
- Преимущества дистанционного обучения
- Мифы о заочном обучении
Виды
Современный рынок образовательных услуг насчитывает 4 основные формы:
- классическую;
- сокращенную;
- дистанционную;
- модульную (смешанную очно-заочную).
Классическое заочное отделение
Классическое обучение описано чуть выше: 2 установочные сессии в октябре и феврале, 2 экзаменационные в декабре — январе и июне — июле. В остальное время студент занимается самостоятельно, выполняет контрольные, рефераты, практикумы, согласно учебному плану, который выдается на «установках». Длительность — от 4 лет 6 месяцев на бакалавиате до 6 лет на специалитете и 2,5−3 лет в магистратуре.
Сокращенная форма обучения
Сокращенный формат доступен выпускникам колледжей, которые хотят продолжать учиться по выбранной специальности. Благодаря тому, что на первом уровне профессию они уже освоили, сроки обучения для них сокращаются. Сам формат остается классическим, только некоторые предметы зачитываются из диплома о СПО. Сроки — от 3−4 лет (бакалавриат).
Дистанционный формат
Удаленный формат или заочное образование с применением дистанционных обучающих технологий (ДОТ) — самый современный продвинутый вариант. Не всегда предполагает проведение установочных сессий в офлайн-формате. Учиться можно из любой точки мира. Связь с наставниками — постоянная, в режиме онлайн. Явиться студент должен только на экзамены и выпускную защиту дипломной работы. Сроки — по аналогии с классической заочкой.
Очно-заочная (модульная) форма обучения
Еще один продвинутый формат обучения — модульный. Может предполагать использование ДОТ. В этом случае студенты посещают очные занятия не в стандартном порядке установочной сессии, а по выходным или вечерам. Курс разделен на модули: освоив один блок, студенты переходят к следующему.
Как совмещать работу с учебой на очно-заочном отделении
Вечерняя форма обучения в советское время была введена как раз для того, чтобы люди имели возможность получать образование «без отрыва от производства». И совмещать учебу с работой на полную ставку можно вполне успешно, но при соблюдении ряда условий:
- готовность студента к повышенным нагрузкам,
- сочетаемость графика работы с графиком учебы,
- готовность работодателя идти навстречу.
Студент очно-заочного отделения после работы сразу же отправляется на учебу, таким образом «рабочее-учебный» день, начавшись утром, заканчивается около 10 вечера – и так три дня в неделю. Кроме того, в выходные дни надо уделять время самостоятельной отработке материала, так что времени на отдых и восстановление сил остается очень мало.
При этом учеба на вечернем плохо «стыкуется» с ненормируемым рабочим днем, сменным графиком или работой в вечерние часы. Конечно, преподаватели «вечерников» обычно с пониманием относятся к проблемам работающим студентов и готовы «закрывать глаза» на опоздания или периодические пропуски. Но в то же время регулярное посещение занятий все-таки считается обязанностью студента, и большое количество пропусков может привести к проблемам в сессию.
Студентам очно-заочного отделения по закону должны предоставляться дополнительные оплачиваемые отпуска для сдачи сессии, прохождения практики и подготовки и защиты дипломной работы. Если работодатель заинтересован в том, чтобы его сотрудники повышали свой образовательный уровень – проблем не возникает. Но во многих случаях необходимость брать дополнительные отпуска становится жирным «минусом», снижающим ценность работника. Поэтому студенты-вечерники часто договариваются о том, что будут использовать во время сессии свой очередной отпуск. Или же сдают сессию «без отрыва от производства», отпрашиваясь с работы на несколько часов для сдачи экзамена или зачета.
Поступление
Для поступления на заочные направления не существует ограничений, в частности, по возрасту. Баллов ЕГЭ для поступления нужно существенно ниже, чем на очное. То есть поступить в этом случае значительно проще. К тому же есть шанс занять одно из бюджетных мест – они до сих пор имеются во многих университетах. Правда, таких мест из года в год становится всё меньше.
Конкурс при поступлении относительно небольшой. Необходимые документы можно принести лично в приёмную комиссию, отправить по интернету или почтой. Иностранцы, которые окончили школу или колледж в своей стране, могут быть приняты в вуз без сдачи ЕГЭ. Но, возможно, им нужно будет сдать внутренний экзамен.
Преимущества и недостатки заочной формы обучения
Среди плюсов заочного обучения можно выделить:
- эффективное совмещение с работой;
- доступную цену качественного образования;
- профподготовка с одновременным получением опыта (знания можно сразу применять на практике в реальной компании, где занят студент);
- работодатели часто готовы отправить сотрудника на такое обучение за свой счет;
- выбор видов (классика, дистанционная, вечерняя, школа выходного дня).
Есть и недостатки: ответственность ложится на ученика, от него требуется немалая самоотдача и целеустремленность. Двойная выгода (обучение + отработка на практике знаний) — это еще и двойная нагрузка (на все нужно найти время и силы).
Преимущества очно-заочного обучения
Впрочем, вечернее отделение тоже имеет немало достоинств. Во-первых, очно-заочный формат выбирают целеустремленные и ответственные абитуриенты, которые планируют ежедневно обучаться в вузе, получая достаточно глубокую подготовку и контакт с преподавателем, и при этом полноценно работать. Конечно, получать образование при таком плотном графике довольно тяжело, однако студент-вечерник пользуется такими льготами, как оплачиваемый отпуск на период сессии и на преддипломный период.
Во-вторых, вечернее посещение вуза выбирают специалисты, получающие второе высшее образование, в частности те, которым требуется аттестация на соответствие занимаемой должности. В обоих случаях учеба и работа одновременно — это крайне выигрышная стратегия и удачный жизненный план, обеспечивающий финансовую независимость, карьерное развитие и необходимое образование. Кроме того, обучение в очно-заочном формате существенно дешевле, чем на дневном отделении, что делает такое образование гораздо более доступным.
Поступление в университет
Адрес поступления:
Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.
Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.
Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01
График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;
Необходимые документы для поступления:
- Аттестат о среднем полном общем образовании
- Документ, удостоверяющий личность (паспорт)
- Заявление с указанием выбранной программы обучения
- 4 фотографии 3х4
- Копия трудовой книжки, заверенная по месту работы (для работающих)
Очная форма обучения: плюсы и минусы
Очное обучение именуют еще дневным и данная форма обладает как положительными, так и отрицательными сторонами. На дневном отделении обучение схоже со школьным процессом, ведь студенты должны посещать занятия около 5-6 раз в неделю в зависимости от расписания.
Привлекает очная форма обучения следующим:
- Обеспечивается получение информации в требуемых объемах, а также лучшее её усвоение, ведь студенты регулярно посещают занятия, согласно разработанному расписанию.
- Очная форма обучения способствует установлению более тесных контактов между студентами и преподавателем, который может ответить на интересующие вопросы, проконсультировать по выполнению поставленных заданий. Также не следует исключать контактирование со студентами старших групп, которые могут помочь в решении многих вопросов и облегчить адаптацию абитуриента в высшем учебном заведении.
- Только на очной форме обучения Вы сможете найти друзей по интересам. Очень часто такая дружба не заканчивается даже после завершения учебы, а также может стать основой для организации совместного бизнеса.
Но как уже было отмечено, не лишена очная форма обучения и недостатков.
Речь идет о следующих нюансах:
- Очень часто причиной выбора заочной формы обучения выступает её доступная стоимость в сравнении с очной формой. Тем студентам, которые не прошли тестирование на получение бюджетного места и бесплатного обучения, за возможность регулярного посещения занятий во многих ВУЗах вынуждены платить немалые деньги, что далеко не каждому родителю по карману.
- Выбирая очную форму обучения, нужно нацеливаться на то, что практически все время будет занято учебой. Как правило, дневная форма предусматривает довольно плотный график, при котором далеко не всегда находится время для отдыха, не говоря о подработках, к которым стремятся многие бывшие школьники.
- Поступая на дневную форму обучения, нужно быть готовыми к завышенным требованиям со стороны преподавателей, что может сильно затруднить процесс обучения более слабых абитуриентов.
Аргументы в пользу заочного обучения в ВУЗе
Чем же заочная форма обучения привлекает молодежь?
- Возможность получать образование и одновременно работать. Несомненно, это плюс: студент может задолго до окончания ВУЗа стать финансово независимым от родителей человеком, или же получаемая зарплата поможет оплатить «контрактное» обучение. Но есть и еще один положительный аспект – работающий заочник получает практический опыт, пока «дневные» студенты зубрят теорию! Ради этого стоит учиться заочно! Опыт — это особенно здорово, если речь идет о креативных профессиях, а также о современных специальностях, где инновации появляются очень быстро и в реальной рабочей деятельности имеют большее значение, нежели фундаментальные знания. Например, практический опыт незаменим в таких сферах, как PR и реклама, программирование, маркетинг, дизайн, и т.д.
- Возможность не тратить много времени на предметы, которые не особенно важны для овладения профессией. Подобные предметы есть везде, и бывает обидно тратить много часов на посещение лекций, которые вряд ли пригодятся в рабочей деятельности. А у заочника есть возможность сдать подобные предметы без просиживания штанов на парах!
- Возможность получить специальность, которой не обучают в ВУЗах вашего родного города. Далеко не у всех есть возможности (в том числе и финансовые), чтобы на 5 лет переехать в другой город и жить там, обучаясь на дневной форме. А вот две-три поездки в год на сессии – более приемлемый вариант для многих студентов и их родителей.
- Возможность учиться в двух ВУЗах одновременно! Да, некоторые молодые люди решаются на такой вариант: получить два высших образования не за 8-10 лет, а за 5! Конечно, это требует определенных усилий и энтузиазма, но есть те, у кого это успешно получилось!
Все это – существенные аргументы в пользу того, что стоит учиться заочно!
Отличие заочного от очного
Если про очный формат обучения все понятно, то вечерний нередко вызывает много вопросов. Есть ли желанная специальность, выбрать государственный вуз или коммерческий, как поступить, как сдавать сессию? На самом деле эти две формы отличаются по сути только тем, как часто приходится приезжать на занятия. Если очники вынуждены каждый день присутствовать в вузе, то заочники встречаются с преподавателями дважды в год — в сессионный период. Это может быть тяжело тем, кто не обладает достаточной мотивацией к тому, чтобы осваивать профессию. С другой стороны, когда человек учится, самостоятельно добывая знание из учебной литературы, не перекладывая ответственность на преподавателя, это знание и ценится выше, и надежнее откладывается в памяти. Впрочем, при активном желании студент может получить право являться на лекции и в течение учебного года. Хотя большинство заочников все же предпочитает больше внимания уделять практике: работа занимает большую часть личного времени, давая тем самым шанс получать истинное представление о выбранной профессии. А диплом будет един как для очников, так и для заочников, разница — только в форме обучения, которая в нем указывается.
Плюсы и минусы образования
Единственное ограничение касается выбора специальностей: действительно, не все направления деятельности можно изучать в режиме самообразования. Однако список профессий, которые нельзя освоить с помощью заочной формы, на самом деле не так уж велик, и речь идет скорее об исключениях. Еще один минус — отсутствие студенческой жизни, хотя и этот недостаток весьма спорный. При этом обучение на заочном более доступно для подавляющего большинства поступающих, поскольку обладает важными преимуществами, среди которых:
- отсутствие необходимости ежедневно посещать вуз. Хотя для кого-то это обстоятельство является недостатком, все же возможность учиться частично в удаленном режиме очень подходит некоторым будущим «заочникам» — например, молодым мамам в декрете или начинающим специалистам, которых затруднит перспектива постоянно отпрашиваться с работы, а также студентам из регионов, которые приезжают в столицу лишь на период сессии, и тем, кому состояние здоровья не позволяет совершать регулярные поездки в учебное заведение;
- более простые условия поступления. Будущим студентам не обязательно покорять вершины ЕГЭ — в том, что касается баллов: для заочного отделения их проходное количество значительно ниже, чем для других форм обучения;
- отсутствие возрастных ограничений: можно стать студентом на любом жизненном этапе;
- более выгодные условия обучения — если речь идет о платной основе. Тут все понятно: тем, кому финансово не потянуть очное отделение, «заочка» предоставляет реальный шанс получить высшее образование и не остаться в этой жизни без диплома.
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)
Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 09.00−20.00;
Сб — Вс: 10.00−17.00.
Заочная форма обучения с применением дистанционных технологий (дистанционное обучение)
Такая форма обучения предназначена для тех, кто не может, по разным обстоятельствам, или не хочет выезжать на сессии. Список тот же, что у обучающихся по классической заочной форме, но он значительно шире. Это молодые мамы, военнослужащие, работающие вахтовым методом, или часто выезжающие в командировки, живущие в сельской местности или в отдалении от вузов, параллельно обучающие на очном отделении, да и просто люди, которые ценят свое время и умеют планировать. Причины могут быть самыми разными: состояние здоровья, инвалидность, загранкомандировка, проживание за рубежом, наличие ограничений на передвижение или просто загруженность работой и желание сводное время проводить с семьей и друзьями.
С помощью дистанционного формата обучения человек, при наличии выхода в интернет, сможет получить необходимые знания в любой точке планеты и в любое время дня и ночи. У студентов отпадает необходимость корпеть над курсовыми работами в читальных залах библиотек, потому что все учебные материалы и лекции будут поступать к ним в электронном виде.
Значительный плюс в сторону обучения онлайн – это экономия денежных средств. Стоимость семестра при дистанционной подготовке стоит 14000, 17000, 24000 руб. Это значительно дешевле классической заочной формы, не говоря уже об очном обучении. Также не нужно тратить время и деньги на проезд к месту обучения, проживание, питание и т.д.
Обучающийся сам определяет и подходящие ему темпы, и сроки обучения. Он должен иметь возможность в любой момент получить у педагога полноценные консультации (онлайн или по электронной почте) по любому вопросу, касающемуся изучаемого предмета. В принципе, это обычное заочное обучение, просто процесс получения знаний и сдачи сессий, благодарю дистанционным технологиям, стал проще и удобнее для студентов.
Методические и учебные пособия при таком способе преподавания присылаются по электронной почте студентам или выложены в личном кабинете. Тут нет старых бумажных учебников, которые десятилетиями использовались в высших учебных заведениях, и которые трудно приспособить для дистанционной учебы, потому что они сложны для индивидуального изучения. Каждый вуз создает методики по разработке новых электронных пособий, выбора средств коммуникации и донесения знаний студентам при помощи интернет-технологий, а также выработке специальной стратегии обучения, связанной с принятием определенных решений административного и организационного порядка. Поэтому в лекционном материале вузов и колледжей, обучающих дистанционно, нет «воды», они интересны и доступны для изучения. Предлагаются заархивированные лекции, или запись вебинаров. Это можно распечатать или изучать на ПК и планшете. Огромный плюс в том, что отпадает необходимость присутствовать на лекциях в аудиториях и делать записи под диктовку. Студенты имеют доступ к бесплатной онлайн-библиотеке.
Небывалая до того в истории педагогики оперативность и интерактивность сетевых информационных ресурсов, применение электронных учебников, непрерывное общение или периодические контакты между всеми непосредственными участниками обучающего процесса, использование сетевых поисковых систем, постоянный контроль преподавателей за прогрессом и результатами обучаемых, наличие обратной связи в реальном времени сообщают обучению подлинно новаторский характер.
Если студенту необходимо общение с преподавателями и одногруппниками в реале, если есть желание и возможность приезжать два раза в год по 20 дней на сессии к месту нахождения вуза, то нужно выбирать классическую заочную форму обучения. А можно, находясь в любой точке земного шара, при наличии интернета, получить онлайн-образование в Екатеринбурге, Москве или любом другом городе по выбору
Жизнь станет более насыщенной и интересной, учащийся будет получать свежие знания, и каждый его день будет отмечен новыми достижениями на пути самосовершенствования, что важно уже само по себе
Что подразумевает заочное обучение
Заочная форма обучения в школе подразумевает то, что ходить в образовательное учреждение не нужно. Дети полностью обучаются в домашних условиях. Что касается проставления оценок, то данная процедура производится также заочно на основании контрольных и самостоятельных работ. Однако касательно осуществления итоговой аттестации существует два варианта. Знания ребенка оцениваются по текущим оценкам.
Годовые оценки также высчитываются, исходя из семестровых отметок, которые в свою очередь проставляются по четвертным оценкам. Помимо того, существует и второй способ – это сдача экстерном. По каждому предмету проводится экзамен, который дети могут сдать экстерном. То, по какой системе будет происходить оценивание, ребенок имеет право решать совместно с родителями.
Что касается положительных моментов очной формы, то данный метод удобен для детей с физиологическими ограничениями. Также существенно экономится время, которое было бы потрачено на дорогу в школу. Кроме того, ребенок может просыпаться и ложиться в максимально удобное для него время суток.
Однако есть и недостатки. Дети, обучающиеся на заочной форме, лишены коллективного общения. В некоторых ситуациях данный фактор в будущем вызывает психологические проблемы. Также в классе за счет вопросов других учеников иногда материал запоминается быстрее и становится гораздо более понятным. Помимо того, о заочной форме обучения стоит знать ещё несколько моментов:
- Как сдаются экзамены? То, как будет сдавать экзамены ученик, обучающийся заочно, также можно выбрать. Первый вариант – это очный способ. В данной ситуации все стандартно. Просто необходимо прийти в школу и пройти итоговую ситуацию. Также есть и второй дистанционный метод. Экзамены сдаются, не выходя из дома. На официальном сайте школы ученик заходит в соответствующий раздел в заранее утвержденное время и сдает экзамен по определенному предмету;
- Как проходит подготовка к экзаменам? Как правило, дети на заочной форме обучения готовятся к экзаменам самостоятельно. Однако консультации никто не отменял. Для заочников нет никаких ограничений касательно посещения консультаций. В связи с этим ребенок может приходить на общие консультации по определенным предметам, назначенные для его класса, и прояснять все непонятные моменты;
- Можно ли принимать участие в школьной жизни? Школа – это не только посещение уроков, но и различные мероприятия. Например, кружки либо олимпиады. Принимать участие в школьной жизни могут абсолютно все ученики. Форма обучения никакой роли не играет. Что касается книг из библиотеки, то действует точно такое же правило. Заочник может брать всю необходимую для его обучения литературу. Главное вовремя сдать книги в конце семестра в библиотеку.
Стандартная форма обучения
Очная образовательная форма является традиционной. Дети посещают школу ежедневно за исключением выходных и каникул. Руководство школ самостоятельно ставит в известность местные органы управления обо всех необходимых процессах. Программа обучения и расписание для каждого класса также утверждается школой. Детям обязательно посещать все уроки. Однако существует вариант индивидуально урегулировать расписание.
В школе сдаются различные аттестации на протяжении семестров, а затем дети проходят итоговые экзамены. Программа обучения утверждается на законодательном уровне. Данная форма получения образования очень хороша тем, что ребенок мгновенно может задавать вопросы учителю и соответственно не накапливать в голове целый ряд непонятных моментов. Помимо того, общение в классе приносит множество эмоций, радости и воспоминаний в последующей взрослой жизни.
Чем отличается очная форма
При очной форме студент посещает занятия регулярно в течение 5-6 дней в неделю. В различных ВУЗах длительность учебного времени разная. Оно подсчитывается в учебных часах.
Если сравнивать два ВУЗа между собой, то программа в одном из них может быть значительно насыщенней и глубже. По учебным часам, также могут быть различия более чем в два раза за одну сессию. Грубо говоря, за два-три года студент одного ВУЗа узнаёт столько, сколько студент второго не выучивает и за пять лет.
Логично поинтересоваться, а как ценятся дипломы ВУЗов, если их уровни подготовки разительно отличаются? Было бы справедливо, чтобы один диплом, где обучение шло серьёзней, ценился бы больше. В большинстве случаев преимуществ никаких нет. Часто на диплом вообще не смотрят, или ценят не более качественный ВУЗ, а тот, с которым знаком наниматель.
Внимание! Кроме лекций и семинаров, даются задания на дом. Так что говорить о совмещении работы и учёбы не приходится, хотя это и случается
Очное обучение на сегодняшний день самое распространенное у нас в стране.
Заочное обучение в колледже, кому оно подходит?
Обучение в колледже на заочной форме основано на самообразовании. Это значит, что 70% знаний учащийся осваивает самостоятельно. Студенты очного и заочного отделений имеют общий учебный план и одинаковый диплом об образовании. Информация о форме обучения указывается только в приложении к диплому.
Сегодня востребованность заочного образования обусловлена удобством и низкой стоимостью в сравнении с очным.
Вы можете поступить в колледж заочно после 9 и 11 класса, СПО и высшего образования. Этот вариант вам пойдет, если вы хотите совместить учебу с работой, уходом за ребенком, спортивной и творческой деятельностью.
Заочное обучение базируется на самоподготовке и дисциплине
Особенности заочного обучения. Какой колледж выбрать?
Далеко не в каждом колледже вы сможете учиться заочно. На начальном этапе убедитесь, что в этом формате можно освоить нужную вам специальность. Не все специальности предполагают заочное отделение. В большинстве государственных колледжей заочное обучение доступно после 11 классов по очень узкому перечню направлений. Например, медицина, изучение иностранных языков доступны только на очном отделении.
Более широкий перечень специальностей доступен в негосударственных колледжах. Перед выбором заочного отделения следует изучить информацию о колледже на официальном сайте
Обратите внимание на квалификацию преподавательского состава, техническое оснащение, стоимость обучения
Плюсы и минусы вузов с заочным отделением
Прежде всего каждый абитуриент должен понимать, что на заочном обучении на него ложится больше ответственности — он должен искать материалы и выделять время на изучение тем. В связи с этим существует опасность отвлечения от учебы и ухудшения оценок. Есть определенное ограничение в выборе специальностей и вузов — не все они доступны для заочной формы
И, что не менее важно, обучение в вузе на заочной форме не дает отсрочки от армии
Всё об отсрочке от армии по учебе в 2020 году
16 апр
146032
92
Читать позже
Однако заочка может и облегчить вашу жизнь, если вы ищете возможность работать и параллельно получать образование. Так, после окончания университета у вас на руках будет и диплом, и опыт работы. Чтобы поступить в вуз заочно, требуется намного меньше баллов ЕГЭ, чем на очные, поэтому не обязательно отказываться от вуза или профессии мечты или пережидать еще год ради пересдачи экзамена. Даже если не хватит баллов для бюджета, заочное обучение на договорной основе все равно обойдется гораздо дешевле «классического».
Преимущества дистанционного обучения
Как уже было отмечено выше, дистанционный формат приобретает популярность. Оно входит в образовательные программы всех серьезных российских вузов. ИМЭС не являются исключением из этого правила, активно применяя «дистанционку» и в очном, и заочном обучении.
Немалую роль в широком распространении нового формата подготовки студентов играет не только пандемия коронавируса, но и другие очевидные достоинства:
- минимальные расходы и, как следствие, низкая стоимость учебного курса;
- удобный график подготовки, который определяется самим студентом;
- прозрачные и понятные правила тестирования знаний;
- сотрудничество с преподавателем в формате кураторства, что повышает эффективность обучения;
- отсутствие привязки у студента к месту пребывания;
- возможно совмещать образование с профессиональной деятельностью;
- равные возможности для абитуриентов из любого региона страны.
Мифы о заочном обучении
Заочное всегда платное. Нет, не всегда. Если учебным заведением предусмотрены бюджетные места, на них вполне реально попасть. Например, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя в 2018 году выделил 170 бюджетных мест на заочное обучение при проходном балле 189.
Заочное хуже очного. Согласно учебному плану, студент очник и заочник получают практически одинаковое образование. Разница состоит только в том, что очники получают больше образовательных часов по каждой дисциплине, но при этом перечень дисциплин остается неизменным.
Учиться легче. На самом деле, не всегда. Если в очном формате объем знаний распределяется по всему учебному году, то в заочном формате объем становится концентрированным. Вместо лекций и потребления готового материала придется добывать и изучать его самостоятельно. Преподаватели помогают вырабатывать самодисциплину: они дают график сдачи контрольных работ. Так, до январской сессии вам нужно будет отправить все работы на электронную почту преподавателям.
Требовательность педагогов ниже. Тоже не всегда. Студенты ведь не просто отсиживают часы – им еще потом и курсовые, дипломные работы перед комиссией защищать. Так что поблажки обычно бывают редко. Кто-то из педагогов наоборот стремится дать как можно больше знаний, дотошно проверяя работы.
Нет практики. Как правило, студенты-заочники уже работают по специальности и всю практику проходят на работе. Если это не ваш случай, придется искать предприятие самостоятельно. В любом случае, в учебном плане практические занятия прописаны. На время обучения можно устроиться в российскую компанию на стажировку – бесплатную или оплачиваемую.
Труднее найти работу. По законодательству компании не имеют права отказывать в устройстве на работу по причине получения заочного образования. Но по факту некоторые работодатели неохотно берут таких специалистов. Отказ обосновывают недостаточной квалификацией. Есть и другие компании, которые наоборот охотнее берут студентов-заочников: так они «воспитывают под себя» специалиста, постепенно увеличивая круг его обязанностей. Тем более, начав работать на 1–2-м курсе, вы одновременно будете получать теоретические знания и применять их на практике. А если что-то будет непонятно, всегда можете спросить преподавателей на сессии.
Иногда вузы тоже помогают студентам в трудоустройстве. Например, ХГУ (Хакасский государственный университет) им. Н. Ф. Катанова создал автоматизированную информационную систему трудоустройства. Там студенты получают информацию о стажировках, вакансиях, вебинарах. НГТУ (Новосибирский государственный технический университет) сотрудничает с Региональным центром трудоустройства и адаптации выпускников к рынку труда, а также с центром развития профессиональной карьеры.