Болонская система образования — характеристика, уровни и цели

Болонская система органична и естественна для Европы

Болонская система изначально задумывалась и создавалась для Европы и в интересах Европы в ее исторических культурных границах – Западной и Центральной – с целью построения единого образовательного пространства. Она – инструмент евроинтеграции, и в этом заключается ее неоспоримая ценность для региона.

Болонская зона. Wikipedia.org (CC BY-SA 3.0)

Страны Евросоюза – основные бенефициары этого процесса – получают безусловные плюсы от внедрения Болонской системы. Сюда входит: унификация и стандартизация образования; укрепление культурных, политических и экономических связей; возможность перемены мест учебы для студентов и работы для преподавателей; объединение рынка труда для выпускников вузов, широкий выбор специалистов для работодателей и т.д.

Vita nostra brevis est, brevi finietur…

Андрей Кортунов: Новая модель международного сотрудничества в сфере общественных и гуманитарных наукс

Сегодня, 20 лет спустя, приходится признать, что эти надежды во многом оказались романтическими иллюзиями. Расширение международного образовательного взаимодействия в рамках Болонского процесса не смогло предотвратить нарастание негативных тенденций в российско-европейских отношениях, вылившихся в итоге в острый кризис 2014 г. Межуниверситетское сотрудничество не смягчило политических конфликтов России с ее соседями — Грузией, Украиной, странами Балтии. В своих отношениях с западными партнерами университеты постсоветских государств чаще вступали не союзниками, а конкурентами друг друга,

В более общем плане приходится констатировать, что процесс интернационализации российского высшего образования, продемонстрировавший очень неплохую динамику на протяжении 20 лет, так и не стал драйвером интеграции России в глобальный мир. Россия в этом смысле сильно отстала от Китая, хотя и китайские успехи в сфере международного образовательного и научного сотрудничества сегодня выглядят не столь бесспорными, как еще два–три года назад.

И дело даже не в том, что университетское сообщество не вразумило самонадеянных политиков — на это, пожалуй, никто и не рассчитывал; но университеты, традиционно и не без оснований претендующие не только на научно-образовательные, но еще и на просветительские функции, оказались не в состоянии сколько-нибудь существенно повлиять на общественное мнение ни на одной, ни на другой стороне нового глобального политического раскола. Университеты не смогли излечить застарелые общественные фобии, покончить с национальными предрассудками и стереотипами, таящимися в темных глубинах общественного сознания.

Скорее, наоборот — университеты сами продемонстрировали свою уязвимость по отношению к вирусам общеевропейской, можно сказать, глобальной эпидемии информационной конфронтации и воинствующего партикуляризма. Все чаще из университетской среды раздаются призывы к созданию «национальной политологии», «суверенной теории международных отношений», к принятию собственных оценок и критериев эффективности университетов и пр.

Мне нередко приходится встречаться бывшими студентами, аспирантами и бывшими молодыми преподавателями, которые в начале двухтысячных стали первыми бенефициарами участия России в Болонском процессе. Судьбы этих людей сложились по-разному. Кого-то из них Европа за 20 лет успела фундаментально разочаровать, и я знаю немало убежденных российских западников, вернувшихся из европейских университетов домой не менее убежденными евразийцами. Кто-то, напротив, был настолько очарован Европой, что «проголосовал ногами», найдя свою нишу на европейском научно-образовательном рынке и превратившись из участника российских научно-образовательных и политических процессов в благожелательно или критически настроенного наблюдателя этих процессов со стороны. Кто-то вообще ушел из университетской среды и нашел себя в других сферах — например, в бизнесе или в госструктурах.

Но большинство былых энтузиастов единого европейского научно-образовательного пространства продолжают вести свою не всегда незаметную, но важную и нужную работу. Большинство из них уже занимают высокие административные посты в своих университетах, стали заведующими кафедрами, деканами и даже ректорами, обросли многочисленными учениками и личными проектами, достигли определенного социального и научного статуса. При всех, порой неожиданных, траекториях профессионального и управленческого роста поколения «нулевых», участие в международном университетском сотрудничестве осталось для очень многих из представителей этого поколения уникальным и крайне ценным жизненным опытом, определившим их судьбы, карьеры, да и мировоззрение на долгие годы вперед.

Эти люди едва ли приветствуют нынешний тренд на углубление пропасти между Россией и Европой. На баррикады они не пойдут, и было бы нелепо требовать от профессоров предпенсионного возраста максимализма юности. Их миссия иная — как монахи в средневековых монастырях сохраняли до лучших времен бесценные крупицы античного знания, так и университетское сообщество на Востоке и Западе обязано хранить вечные ценности научно-образовательного универсализма в сумрачные годы повсеместно наступающего политического партикуляризма. В ожидании неизбежного прихода Нового времени, когда эти ценности вновь окажутся востребованными обществом.

Эта миссия требует если не героев, то, как минимум, подвижников. И такие подвижники в наших университетах, к счастью, пока не перевелись.

Зачем России Болонская система?

Это звучало почти требованием из уст доморощенных еврофилов: «Хотим в европейский общий дом, и Болонская система – ключ к нему!»

Но прежде, чем слиться в экстазе со столь желанным Западом, нужно ответить себе на вопрос: «А зачем?» Желание войти в Запад предполагает нелицеприятное признание превосходства западной культуры над нашей и готовность раствориться в ней со всеми нашими образовательными потрохами. После этого разговор о русской цивилизации как таковой становится некорректным, поскольку теряет смысл все русское – история, литература, язык… Да, для верности надо бы еще перенять и чужой язык. Вассалы так делают всегда.

Интеграция России с Западом не является чем-​то необходимым и неизбежным. России вполне достаточно было бы учитывать его позитивный опыт и преумножать собственный, оставаясь при этом самой собой. Российскую ментальность невозможно втиснуть в европейскую, эти субстанции несовместимы. Такими, как мы есть, нас не примут никогда. Нас будут постоянно пытаться переформатировать, переделать под себя, выхолостить из нас все русское под предлогом борьбы с дикостью и отсталостью.

Перспективы образования

У Болонской системы свои плюсы и минусы. Она является балльной, и студенты во время обучения своими знаниями и активным участием в общественной жизни зарабатывают кредиты. Один кредит равносилен 25 учебным часам, которые тратятся студентами на лекции, сдачу сессий, практические занятия и самостоятельную работу.

Участие в олимпиадах, сессиях, научных проектах также оплачивается дополнительными кредитами. По окончании учебы выдается диплом единого образца, который уравнивает шансы молодых специалистов на получение хорошей должности.

О преимуществах Болонского процесса судят по практическим достижениям:

  • рост имиджа высшего образования;
  • возможность перехода в другой вуз или смены специальности в процессе обучения;
  • право самостоятельного выбора дисциплин студентами;
  • укрепление социального и научного потенциала стран, участвующих в процессе;
  • налаженный контроль качества образования;
  • рост конкурентоспособности европейских вузов.

Присутствуют и недоработки, одна из которых — выпуск бакалавров. Для многих стран этот статус приравнен к специалисту с неоконченным высшим образованием. Их принимают на работу реже, предлагают не такую высокую оплату труда, как специалистам.

В России Болонская система подорвала устои, сложившиеся в СССР. Двухуровневая система отразилась и на менталитете. Считается, что бакалавр — студент-недоучка. Однако магистратура в основном является платной, и только поэтому многие заканчивают обучение в статусе бакалавра. При этом прослеживается тенденция сокращения бюджетного финансирования образования.

Принятая система стала частью российского политического и экспертного дискуса. Проводятся регулярные встречи специалистов, осуществляется мониторинг качества обучения. Единое мобильное образовательное пространство находится в стадии развития. С его введением отмечен всплеск студенческой мобильности и рост рынка образования за пределами Европы. Наиболее привлекательными остаются учебные заведения США и Великобритании.

Положения

Существует ряд положений, которые должны утвердить в своих странах все государства-участники:

  1. Внедрение единой системы квалификационных категорий и научных званий (например, «доктор философии», или правильнее PhD, что на постсоветском пространстве включает и кандидата наук, и доктора наук).
  2. Внедрение системы кредитов (то есть часов, которые студент прослушал тот или иной курс). Это увеличивает мобильность студентов.
  3. Внедрение единой системы оценивания ECTS.
  4. Также предполагается, что ряд дисциплин студент выбирает сам, а также большая часть учебного времени выделяется на самоподготовку. Преподаватель выступает не как учитель, а как руководитель и консультант при освоении дисциплины.

Болонский университет начало истории

То, что мы сегодня называем Университетом, начало зарождаться в Болонье в конце 11 в., когда преподаватели грамматики, риторики и логики обратились к праву.

1088 можно считать годом начала свободного и независимого от церкви преподавания в Болонье. В конце 11 в. преподаватели грамматики, риторики и логики стали изучать право и первой значимой фигурой стал Ирнериус, чья деятельность по систематизации римских юридических материалов вскоре вышла за границы города.

Сначала студенты собирали деньги, которые компенсировали преподавателям их труд – так называемые сборы, на добровольной основе, так как наука, подарок Бога, не могла продаваться. Впоследствии такие пожертвования превратились в настоящие зарплаты. В любом случае, студенты не всегда могли позволить себе принимать участие в сборах, тогда в дело вступала Коммуна, обеспечивая продолжение обучения.

11-12 века характеризовались борьбой за влияние. Это был переломный период в европейской политике, когда решались отношения между государством и церковью. В этой борьбе вопросы права выступали основой, а изучение юстиниановского права стало основой для самосознания Империи. В 1158 четыре эксперта по праву, Булгаро, Мартино, Джакопо и Уго были приглашены к Федерико I Барбароссе на собрание, чтобы показать, как в Империи соблюдаются политические свободы. Трое из них (кроме Мартино) высказывались за Империю, а единственный закон – Римский, завещанный Империей. В итоге Федерико I Барбаросса принял Constitutio Habita, по которому каждая школа определялась как общество учеников во главе с учителем. Империя гарантировала такому заведению, а также преподавателям, защиту от любых политических вторжений. Университет законно стал местом, свободным от влияния каких-либо властей.

После смерти Барбароссы во время третьего крестового похода Болонский университет пережил падение своего защитника. Коммуна пыталась контролировать сообщество, а студенты, дабы противостоять этому, объединялись в соответствии со своим происхождением. В Болонье были цитрамонтаны (итальянцы, но не болоньезцы, ломбардцы, тосканцы и римляне) и ультрамонтаны (не итальянцы, живущие за Альпами французы, испанцы, провансальцы, англичане, бургундцы, норманны, каталонцы, венгерцы, поляки, немцы и т.д.). 13 в. был эпохой контрастов. Университет, преодолевая тысячи трудностей и вклиниваясь в политические диспуты того времени, боролся за свою автономию, а политическая власть, в свою очередь, пыталась использовать его как символ престижа. В то время в Болонье находилось более двух тысяч студентов.

А как вообще оценивается эффективность образования?

Со школой все ясно – эффективность обучения оценивается по результатам ЕГЭ, хотя сам уровень ЕГЭ является предметом больших споров и в средней, и в высшей школе.

Что касается высшего образования, то тут не все так однозначно. На сегодняшний день существует несколько способов оценки эффективности высшего образования.

При этом под оценкой качества понимается:

  • оценка качества образовательной программы по отдельному предмету
  • оценка учебной программы в целом
  • качество работы ВУЗа, работа преподавателей, исследовательская работа
  • качество или практика какой-либо образовательной программы, например, консультации студентов.

Стоит обратить внимание на оценку профессиональными экспертами, которая наиболее активно используется в Америке. Выглядит это следующим образом: ассоциации например, юристов или медиков (общественные организации), оценивают программы профильных ВУЗов

Делают это они весьма строгo, так как кровно заинтересованы в повышении престижа своей профессии.

Для справки, в настоящее время на рынке образования лидируют учебные заведения США. Это определяется двумя достаточно важными факторами:

  • высокая доля расходов на образование (7% от ВВП, приближается к 1 трлн. долларов, в России – порядка 3,5% от ВВП, в денежном выражении – 34 млрд. рублей)
  • объединение науки и образования, высшие учебные заведения являются главным сектором проведения фундаментальных исследований. В России и Европе центры образования и научных исследований разделены.

Индивидуальные доказательства

  1. В: iau-aiu.net. Международная ассоциация университетов, доступ к 3 августа 2019 .

  2. Мартин Кинцингер: Знание становится силой: образование в средние века . Thorbecke, Ostfildern 2007, ISBN 978-3-7995-0192-7 , стр.153–154 (без изменений оттиск первого издания 2003 г.).
  3. Вальтер Рюэгг: темы, проблемы, выводы. В кн .: Дерс. История университета в Европе. Том 1. Мюнхен 1993.
  4. Бернд Рок: Мировое утро . 1-е издание. CH Beck, 2017, ISBN 978-3-406-69876-7 , стр.253 .
  5. вся информация: статья в LexMA, см. Литературу.
  6. ^
  7. Моник Фриз: Смелые и храбрые. История женщин в науке и технике. University of Ottawa Press, Оттава 2009, стр. 100-101.
  8. на collegio.unibo.it.

Нужно ли это России?

Тему вступления России в Болонскую систему образования активно продвигали чиновники от образования, искренне убежденные в том, что все западное априори лучше и рациональнее. Да, и вообще, советская система – пережиток прошлого, тянущий Россию в сторону от столбовой дороги человечества, если не в исторический тупик. Так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.

Начать можно с пункта о взаимном признании дипломов. В Евросоюзе дипломы о высшем образовании юридически признаются только на территории самого Евросоюза. Это означает, что диплом выпускника российского вуза, входящего в Болонскую систему, не будет признан в ЕС. И наоборот: диплом, полученный в Евросоюзе, не будет признан в России.

Прием России в Болонский процесс. Источник_helpiks.org

На протяжении долгого исторического опыта общения с Европой – и последних трех десятилетий в частности – складывается впечатление, что россиян там как не ждали, так и не ждут. Только сами россияне тешат себя надеждой, что это-де не так, что все изменится в лучшую сторону, европейцы, наконец, прозреют и обнимут по-братски русского человека со словами раскаяния и любви. Но, навряд ли дождутся…

О взаимном признании дипломов

Рассмотрим две основных формы высшего образования в Европе. Это – бакалавриат, предполагающий базовое высшее образование за 4 года, и – магистратура со сроком обучения уже 6 лет и с углубленной специализацией в выбранной профессии.

Российскую магистратуру в Европе в лучшем случае признают, как бакалавриат, а уж тот, в свою очередь, и вообще – как среднюю школу. Утверждается, что бакалавриат – это полноценное высшее образование, а магистратура нужна лишь для будущих ученых или преподавателей. Но такое объяснение звучит, как попытка оправдания недоучек-бакалавров. После бакалавриата общество получает не творческую личность, способную мыслить и создавать что-то новое, а нечто вроде человека-функции с ограниченным образованием и кругозором, способным лишь функционировать в выделенных ему узких границах. Отпадет функция, отпадет и такой человек.

Кого в Европе действительно готовы принять, так это, пожалуй, российских физиков, математиков и айтишников, невзирая на их дипломы от вузов, которые могут даже и близко не входить в Болонскую систему.

Они подтвердили свою железобетонную квалификацию на полях незримого противостояния научных школ Запада и еще бывшего СССР. Остальные по логике просвещенной Европы – полуфабрикат.

О мобильности и свободе выбора вуза

Одним из тезисов Болонской системы обучения провозглашается свобода перемещения студентов и преподавателей по всем странам образовательной зоны. Однако, по факту лишь небольшая доля студентов действительно стремится основательно учиться за границей. Часто такая возможность рассматривается как форма туризма. Студент проводит в чужой стране месяц, ему надоедает, он не знает языка, у него кончаются средства, и он возвращается домой. Никаких знаний он за этот период своих похождений, естественно, не получает.

Болонский процесс в первую очередь ориентирован на блок экономически развитых стран и не учитывает интересы околоевропейской периферии, входящей в него. Например, таких стран, как Азербайджан, Казахстан или Россия. Действительно, преподаватели и студенты могут относительно свободно перемещаться по Европе, но вместе с этим идет активная утечка мозгов из РФ и других периферийных регионов в пользу богатых стран, где заработки существенно выше.

О пользе и бесполезности

Так есть ли польза для России от членства в Болонском процессе? Увы, никакой! Те немногочисленные студенты, которые учатся за рубежом, в большинстве своем, к сожалению, там и остаются. Россия, как государство и как общество, тратит огромные средства на подготовку будущих специалистов, но ничего от этого не имеет. Здесь возникают претензии к самому государству: оно не создает стимулов и условий для того, чтобы люди после учебы возвращались домой и трудились на благо отечества. Но это уже вопрос эффективности действующей власти и ее политических элит, вопрос государственного управления. В итоге, наша страна вместе с талантливыми людьми теряет и свой интеллектуальный потенциал, и авторитет.

После присоединения России к Болонскому процессу в стране началась активная перестройка системы образования в соответствии с его требованиями. Появилось множество негосударственных вузов, направленных больше на извлечение прибыли, нежели на само образование. В результате синергии от воздействия Болонской системы и разрушительного эффекта ЕГЭ уровень образования в России за последние 15-20 лет просто рухнул!

Что это такое

Дискуссии по этой проблеме привели к тому, что в 70-е годы исполнительный орган Евросоюза принял решение о разработке соответствующих мер по  сотрудничеству в этой сфере.  Спустя одиннадцать лет министры образования Германии, Великобритании, Италии и Франции подписали в Париже Сорбонскую декларацию. Она предусматривала выработку подходов к унификации европейского образования в вузах континента. В этом документе предполагалось:

  1. Стимулировать мобильность их студентов, в том числе завершивших учебу.
  2. Использовать возможности учебы и работы в разных странах в целях повышения квалификационного уровня.
  3. Гармонизировать квалификации согласно потребностям трудового рынка.

В июне 1999  г. в старейшем университете Европы в итальянской Болонье представители 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию. Она содержала их обязательства о повышении конкурентности высшего образования на европейском пространстве. Декларировалась полная самостоятельность и независимость университетов. Конкретных юридических обязательств в ней не содержалось. Согласовательные процедуры носили добровольный характер.

Документ ставил цель добиться максимальной схожести высшего образования в разных странах, его сравнимости и открытости, в то числе в части присвоения научных степеней.  Это предполагалось достичь с помощью систем обучения по модульному принципу и перезачета кредитов, модернизации планов обучения. Специальное приложение к единому диплому способствовало этому.

Процедура присоединения к процессу осуществляется в добровольном порядке. Для этого достаточно подписать специальную декларацию. Это, в частности, означало, что подписавшие ее страны обязывались без оплаты выдавать окончившим курс обучения магистрам и бакалаврам единого образца дипломы с приложениями  ним. Предполагалось также к определенному сроку реформировать в соответствующих странах их системы образования. Сегодня участниками этого процесса выступают полсотни государств, а также Еврокомиссия. Для участия новых стран в Болонском процессе никаких препятствий нет.

Координация совместных действий осуществляется посредством регулярно проводимых конференций министров, занимающихся вопросами образования, и организационных форумов.  В них принимают участие представители всех стран-участников процесса, а также других стран и неправительственных организаций. По итогам обсуждения актуальных образовательных проблем принимаются документы с оценкой процесса и соответствующими рекомендациями.

Библиотеки

Место, где магическая атмосфера будет чувствоваться буквально с порога – это университетские библиотеки.

https://www.youtube.com/watch?v=Ek1EKzNtxakVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Biblioteca Universitaria di Bologna — University of Bologna (https://www.youtube.com/watch?v=Ek1EKzNtxak)

В учреждении их расположено несколько, некоторые, например, на факультете экономики, внушительных размеров – занимает пять этажей. В Болонье множество библиотек, и большая часть работает до полуночи, в то время как магазины и бары закрываются в 9 вечера.

Чтобы пройти в библиотеку, достаточно захватить с собой паспорт.

Архигимназия

Вплоть до XVI века у Болонского университета не имелось собственных корпусов, где могли бы проводиться лекции. Преподаватели делились знаниями в тех местах, которые разрешал использовать город, порой занятия проходили в церкви или даже в домашней обстановке. Но в 1561 году Архигимназия (Archiginnasio) объединила под своей крышей все факультеты, существовавшие в то время.

На сегодняшний день здесь можно увидеть анатомический театр, а сама библиотека причисляется к наиболее интересным местам Болоньи. Ради того, чтобы посидеть на средневековых лавках за массивными столами, полюбоваться фолиантами и гербами стоит сюда прийти.

Университетская библиотека

Библиотека открыта в XVIII веке, здесь же расположен главный архив университета, который внешне легко можно перепутать с маленьким кусочком Хогвартса. Со времён Средневековья практически ничего не менялось – огромные стеллажи из орехового дерева, старые книги и расположенные по периметру бюсты.

Библиотека частично закрыта – в «запретную секцию» можно попасть только вместе с экскурсией. Для этого достаточно обратиться к сотруднику, который любезно проведёт по недоступным территориям, даже если вы не имеете никакого отношения к учреждению и не знаете хорошо итальянский язык.

Салаборса

Фактически, Салаборса (Salaborsa) не принадлежит университету, но местные студенты любят проводить здесь время. Помещение расположено в городской ратуше, под стеклянным полом легко увидеть раскопки древнеримского форума.

В библиотеке можно найти все, что угодно – от свежих выпусков газет до древних книг. Здесь постоянно проводятся лекции, выставки, а также курсы итальянского языка. Салаборса старается быть современной библиотекой, поэтому она оборудована специальными автоматами, в одном из которых можно положить ранее взятую книгу, а из другого взять новую.

Болонская система в России

Причины участия России в Болонском процессе: кратко

Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. Это решение приняли, исходя из нескольких причин:

  • советская система образования устарела и перестала соответствовать духу времени;
  • возникла необходимость в проведении реформ и поиске современной и востребованной системы образования;
  • появилась потребность в усилении уровеня компетенций, востребованных в мире;
  • появился запрос общества на открытие границ, сближение с другими странами;
  • правительство Российской Федерации определило курс на усиление участия нашей страны в глобальных процессах;
  • также выбрали цель повысить качество российского образования.

Требования для перехода на Болонскую систему

Присоединение России к Болонскому процессу не было простым. Внедрение основных положений документа потребовало значительной перестройки всей системы образования. Для это пришлось:

  • практически с нуля разработать педагогические программы, чтобы привести их к единым европейским стандартам;
  • ввести единый государственный экзамен в российских школах (ЕГЭ);
  • отказаться от специалитета, который готовил профильных специалистов, разделив его на двухуровневую систему: бакалавриат и магистратуру;
  • разработать квалификационные стандарты для оценки знаний учащихся;
  • внедрить кредитно-модульный принцип.

Критика участия России в Болонском процессе

Болонский процесс в России имеет свои особенности. Многие специалисты признают, что внедрение системы сложно привести к образовательным стандартам, которые прописаны в конвенции. Это связано с сильными традициями советской школы и трудностями быстрого перехода на новую систему.

Параллельно с функциональными вопросами, появились и идеологические. Ведь за 17 лет уже видны первые результаты. Поэтому Болонская конвенция об образовании в России — это постоянный предмет для споров. Критике подвергаются следующие положения:

  1. Самый главный недостаток — это диплом бакалавра. Многие работодатели воспринимают этих специалистов, как людей с неоконченным высшим образованием. Хотя в самой системе их оценивают как специалистов широкого профиля.
  2. Российские вузы, несмотря на участие РФ в Болонском процессе, всё равно не особо котируются на западе. А значит, у выпускников продолжают возникать вопросы и трудности с признанием дипломов.
  3. Очень много критики вокруг самого процесса обучения. Специалисты считают, что стандартизация знаний, введение тестирования и кредитной системы плохо сказывается на развитии критического мышления учащихся и их способности думать.
  4. Отсутствие полноты и системности знаний. Так как студенты сами должны выбирать обучающие курсы, на которые они будут тратить свои силы и время, они часто выхватывают лишь часть знаний вместо комплексного подхода. В идеале за этим должен следить куратор, который присматривает за студентом с первого курса и помогает ему составлять грамотную программу обучения.

В Европе разница между бакалавром и магистром видна не только в дипломе. Заработная плата у этих категорий специалистов также существенно различается.

История университета в средние века

С 14 в. рядом с юридическими школами появились так называемые «школы искусств», где изучались медицина, философия, арифметика, астрономия, логика, риторика и грамматика. С 1364 здесь также начали изучать теологию.

В Болонье учились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Гуидо Гуинидзелли, Чино Пистойя, Чекко д’Асколи, Энзо, Салимбене Пармский и Колуччо Салютати.

В 15 в. началось преподавание греческого и еврейского, в 16 – «природной магии», то есть экспериментальной науки. Философ Пьетро Помпонацци преподавал законы природы, несмотря на свои убеждения в теологии и философии. Представительной фигурой в этом периоде выступал Улиссе Альдрованди, который внес вклад в фармакопею, изучение животных, ископаемых и различных чудес природы, создав их классификацию.

В 16 в. Гаспаре Тальякоцци впервые занялся изучением пластической хирургии. Золотой период болонской хирургии совпадает с преподаванием Марчелло Мальпиги в 17 в., который использовал микроскоп в анатомических исследованиях.

Слава Болонского университета росла, еще в Средневековье распространялась по всей Европе: здесь были такие знаменитые личности как Томас Бекет, Парацельс, Раймунд де Пеньяфорт, Альбрехт Дюрер, Карло Борромео, Торквато Тассо и Карло Гольдони.

В Болонье также учились Пико Мирандола и Леон Баттист Альберти, изучая каноническое право. Николай Коперник, в свою очередь, изучал папское право до того, как начал исследования в области астрономии.

После промышленной революции в 18 в. Университет активно способствовал развитию науки и техники. В это время появляются работы Луиджи Гальвани, который, вместе с Александром Вольтом, Бенджамином Франклином и Генри Кавендишем, стал одним из основоположников современной электротехники.

Период зарождения единого итальянского государства стал эпохой большого подъема для Болонского университета и появлением таких фигур как Джованни Капеллини, Джосуэ Кардуччи, Джованни Пасколи, Аугусто Риги, Федериго Энрикес, Джакомо Чамичан, Аугусто Мурри.

В 1888 восьмисотлетняя годовщина Студиума объединила все университеты мира в чествовании Матери всех Университетов, так как все подтверждали, что именно оттуда тянутся их корни, их общие идеалы и их прогресс.

Университет продолжал занимать эту же позицию на мировой культурной сцене вплоть до периода между двумя мировыми войнами, когда реальность открыла новые пути для исследования и образования. Болонский университет тоже вышел на этот новый уровень европейского масштаба и принял необходимые инновации образовательной системы.

Литература[ | код]

  • Байденко В. И., Селезнева Н. А., Карачарова Е. Н. Концепция российского мониторинга Болонского процесса. — М. : Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. — 69 с. — ISBN 5-7563-0260-3
  • Болонский процесс в математическом и естественнонаучном педагогическом образовании: тенденции, перспективы, проблемы : сб. ст. междунар. конф., 9-11 сент. 2005 г., Петрозаводск. — Петрозаводск : Издательство КГПУ, 2005. — 442 с.
  • Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М. М. Лебедевой. — М.: Оргсервис-2000, 2006. — ISBN 5-98115-066-1.
  • Студенты в Болонском процессе и Болонский процесс для студентов : материалы для Всерос. молодеж. форума «Я участвую в реформе образования» (г. Москва, 31 марта 2006 г.) / под науч. ред. В. И. Байденко. — Москва : Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2006. — 55 с.
  • Социокультурное образование и Болонский процесс: проблемы, тенденции, опыт : материалы Международной научно-методической конференции, 27-28 февраля 2007 г. / . — Казань : КГУКИ, 2007. — 433 с. — ISBN 5-98180-382-7
  • Рыжова Н. А. Болонский процесс и библиотечно-информационное образование стран западной Европы // Библиотечное дело — 2007: современные технологии и ресурсы : материалы XII Международной научной конференции (18-19 апреля 2007 г.). — Ч. 1. — Москва: МГУКИ, 2007. — С. 207—210.
  • «Интеграция профессионального образования и Болонский процесс: плюсы и минусы», международная научно-практическая конференция (2008; Невинномысск). Материалы международной научно-практической конференции «Интеграция профессионального образования и Болонский процесс: плюсы и минусы», 14 ноября 2008 года. — Невинномысск : НГГТИ, 2008. — 357 с. — ISBN 978-5-9296-0456-0
  • Сборник европейских и российских документов по текущему курсу Болонского процесса. — 2008. — 135 с. — ISBN 978-5-94541-063-3
  • Тенденции развития Болонского процесса, его инструменты и опыт внедрения / . — 2008. — 118 с. — ISBN 978-5-94541-065-7
  • Болонский процесс: глоссарий : на основе опыта мониторингового исследования : научное издание / Федеральное агентство по образованию, Упр. международного образования и сотрудничества, Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов Нац. исслед. технологического ун-та «Московский гос. ин-т стали и сплавов»; ; под науч. ред. В. И. Байденко, Н. А. Селезневой. — Москва : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. — 146 с. — ISBN 978-5-7563-0373-5
  • Филиппов В. М. Болонский процесс и «Дорожная карта России — Евросоюз» / В. М. Филиппов // Молодежь России: Сборник рефератов статей из периодических изданий за 2008 г.. — Москва: Российская гос. б-ка для молодежи, 2009. — С. 152—155.
  • Диалог организационных культур в создании общеевропейского пространства высшего образования: Реализация принципов Болонского процесса в международных образовательных программах с участием России / С. В. Луков (руководитель), Б. Н. Гайдин, В. А. Гневашева, К. Н. Кислицын, Э. К. Погорский ; Моск. гуманит. ун-т, Ин-т фундамент. и приклад. исследований; Междунар. акад. наук, Отд. гуманит. наук Рус. секции. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. — 260 с. — 100 экз. — ISBN 978-5-98079-651-8.
  • Болонский процесс: итоги десятилетия / под науч. ред. В. И. Байденко. — Москва : ИЦПКПС, 2011. — 444 с. — ISBN 978-5-7563-0417-6
  • Свичкарева Н. Е. Болонский процесс: модернизация среднего профессионального образования в России // Россия и славянский мир в контексте многополярности: материалы VII Международной научной конференции, г. Славянск-на-Кубани, 6-8 августа 2010 г. : . — Ч. 4, разд. 5-6. — Славянск-на-Кубани : СГПИ, 2010. — C. 122—126.
  • Болонский образовательный процесс: теория, опыт, проблемы и перспективы: международный сборник научных статей / М-во образования и науки Российской Федерации, Российский гос. социальный ун-т, Каф. политологии и социальной политики. — Москва : Изд-во Российского гос. социального ун-та, 2011. — 139 с. — ISBN 978-5-7139-0875-1
  • Шанин, Теодор. Болонский процесс в российском образовании: движение от немецкой гимназии к английскому университету // Образование в XXI веке. Стратегии и приоритеты: Материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 26-28 мая 2008 г.). — М. : СФИ, 2011. — 360 с. — С. 179—200
  • Антонова Н. В., Шмелева Ж. Н. Управление болонским процессом: / М-во сельского хоз-ва Российской Федерации, Красноярский гос. аграрный ун-т. — Красноярск : КГАУ, 2012. — 109 с. — ISBN 978-5-94617-261-5
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector