Огэ по русскому языку

Алгоритм решения каждого типа заданий

Об этом стоит сказать потому, что из-за стресса на экзамене многие ученики совершают глупые ошибки, даже если знают правильный ответ или записывают его, но неправильно. Ваш план подготовки к ОГЭ должен затрагивать и этот момент. Обязательно придерживайтесь этой последовательности действий:

  1. Прочитайте формулировку, выделите основное.
  2. Выделите, что именно нужно вписать в бланк: где-то просят округлить дробное число, где-то написать слово, а где-то цифру.
  3. Сформулируйте тему задания и вспомните принцип решения этой темы.

Обязательно перепроверяйте себя, чтобы не потерять баллы из-за пустяков.

Даты проведения ОГЭ в 2020 году

Даты проведения ОГЭ ежегодно остаются практически такими же, поэтому в 2020 году экзамены также будут сдаваться в 3 периода:

  1. досрочный этап (20-е числа апреля) и досрочный резервный (начало мая);
  2. основной этап (25 мая-начало июня) и основной резервный (вторая половина июня);
  3. дополнительный этап (вторая половина сентября).

Досрочная сдача экзаменов возможна для учеников, что будут проходить лечение во время основного этапа (при предъявлении соответствующих документов) и для спортсменов, занятых в основной период на соревнованиях. Дополнительный этап предназначен для тех учеников, что сдали более двух экзаменов неудовлетворительно и для учеников, не явившихся на ОГЭ по состоянию здоровья (при предъявлении документа).

Предметы, которые можно выбрать для сдачи ОГЭ

Список предметов для ОГЭ в 2020 году не должен подвергнуться изменениям. Ученики так же обязательно сдадут русский язык и математику, а из предметов по выбору будут иностранный язык, литература, география, информатика и ИКТ, история, биология, физика, химия и обществознание.

Задание 9. Сочинение-рассуждение

В данном задании нет изменений, кроме того, что в 9.3 появились новые понятия и кроме толкования слова нужно ответить на поставленный в задании вопрос.

Что нужно повторить?

  • Структура сочинения-рассуждения и правила его написания;
  • Значение основных понятий и терминов для заданий 9.1 и 9.3;
  • Критерии оценки сочинений.

Подробный разбор изменений, который вы прочитали, поможет правильно подготовиться к предстоящему экзамену. Распределите время на подготовку к каждому заданию, но и не забывайте о необходимости чередования труда и отдыха. Это поможет вам не истощить все силы и сохранить уверенность на экзамене.

Вторая часть – письменная

В письменную часть ОГЭ входят 3 блока:

  1. Изложение. На экзамене школьникам включают аудио с голосом профессионального актера дубляжа. Запись слушают дважды с интервалом в 3-4 минуты. Во время прослушивания можно делать пометки в черновике. Получившийся текст должен быть меньше оригинала – около 3 абзацев общим объемом 70-100 слов (проверяется умение сжимать текст без потери смысла).
  2. Анализ текста на синтаксис, пунктуацию, орфографию, средства выразительности и лексику. Ученики анализируют отрывок из произведения советского или современного автора. Задание состоит из 13 вопросов, на которые нужно дать краткий ответ (номер, последовательность чисел).
  3. Сочинение-рассуждение на одну из трех предложенных тем. Работа оценивается по следующим пунктам: грамотность, отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, фактическая точность.

Общее время выполнения всех заданий – 3 часа 55 минут. Разберем подробнее каждый блок из 2 части ОГЭ по русскому языку.

Изложение

Советы о том, как хорошо подготовиться к ОГЭ по русскому языку:

Развивайте навыки аудирования

Важно уметь на слух выделять главную мысль текста, микротемы, основные детали. Некоторые школьники пытаются записать текст под диктовку, поэтому тренируют скорость письма – это ошибка

Лучше научитесь делать пометки в черновике, которые помогут вам при составлении структуры текста.

В 2021 году список жанров, которые могут использоваться в письменной части ОГЭ,расширился. Учитесь писать изложения не только на повествовательные тексты, но и на дневники, очерки, научные статьи, рецензии и пр.

Изучайте приемы сжатия текста, поскольку у вас должно получиться не более 100 слов. Например, можно исключать вводные слова, использовать обобщение, заменять цитаты косвенной речью и т. д.

Тестовая часть и задание № 3

Рекомендации по подготовке к тесту на ОГЭ

Оцените уровень ваших знаний. В интернете есть пробники экзаменационных заданий, тренировочные тесты. Проверьте, в каких вопросах вы допускаете ошибки, какие темы знаете хуже всего.

Сначала разберитесь с теорией, затем приступайте к практике. В большинстве заданий нужно выбрать один или несколько вариантов из предложенных. Не стоит отвечать наугад. Сначала вспомните грамматическое правило, а уже затем ищите правильный ответ в списке.

В задании № 3 проверяется знание пунктуации – вы получите предложение, в котором нужно расставить запятые, тире, двоеточие и т. д

Как можно чаще делайте упражнения на расстановку знаков препинания, обращайте на них внимание при чтении текстов.

Сочинение

Как подготовиться к сочинению по русскому языку:

  • Начните подготовку к ОГЭ заранее – желательно за год. В этом случае вы сможете в спокойном темпе закрыть пробелы в знаниях, улучшить качество своих текстов.
  • Как можно чаще пишите эссе или сочинения на свободную тему. Только на практике вы научитесь составлять план текста, логично и последовательно выражать свои мысли, аргументировать точку зрения, приводить примеры на предложенное утверждение.
  • Найдите наставника (преподавателя, репетитора), который сможет оценить ваши тексты не только на грамотность, но и на стилистику, логические и фактические ошибки.

Мы собрали список онлайн-школ с курсами подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Как решать задание 2 из ОГЭ по русскому языку?

Рассуждаем так:1) Предложение 1 сложноподчинённое с тремя придаточными изъяснительными, к которым от главного слова в предложении можно задать вопрос: Все знают (что?)

а) что вода хорошо проводит электрический ток;б) что нельзя купаться в грозу;в) нельзя мокрыми руками работать с электроприборами (если придаточные однородные и соединяются неповторяющимся союзом И, то между ними запятая не ставится и второй союз что опускается, как в данном случае).

Таким образом, придаточные относятся к одному главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос — что? Каждое придаточное связано с главным союзом что. Это однородные придаточные предложения.

2) Во втором предложении грамматическая основа определена верно: вода проводит (что?) ток. Ток — это прямое дополнение.

3) Третье предложение простое с однородными подлежащими молекулы, ионы.

4) Действительно, четвёртое утверждение верно: вода — растворитель. Сказуемое растворитель — имя существительное в именительном падеже, а именительный и творительный падежи существительного — основные падежные формы именной части сказуемого.Следовательно, это утверждение верно.

5) В пятом предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова вода: Вода ( какая? ), очищенная от примесей,..

Значит, правильный ответ — 245 <или>любая другая последовательность цифр.

Вот резервные даты, в которые можно пересдать ЕГЭ в 2021 году

  • 28 июня (понедельник) – сдаются экзамены по географии, литературе, иностранным языкам (раздел «Говорение»), биологии, истории, русскому языку;
  • 29 июня (вторник) – обществознание, химия, физика, иностранные языки(исключая раздел «Говорение»), математика профильного уровня, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
  • 2 июля (пятница) – по всем учебным предметам;
  • 12 июля (понедельник) – география, литература, иностранные языки (раздел «Говорение»), биология, история;
  • 13 июля (вторник) – русский язык;
  • 14 июля (среда) – обществознание, химия, физика, иностранные языки (исключая раздел «Говорение»), математика профильного уровня, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Как видите, пересдача ЕГЭ в 2021 продлится почти до середины июля. За это время вполне можно успеть подготовиться, если воспользоваться нашим уникальным сервисом, основанным на осознанном повторении материала. Необходимо зарегистрироваться на сайте образовательной платформы и пройти бесплатное тестирование, чтобы определить, какие есть пробелы в знаниях. Затем нужно сосредоточиться именно на тех темах, которые даются с трудом. Всего за несколько дней вы прокачаете учебный навык, и пересдача русского языка 2021 или математики пройдет успешно.

Основные правила для сдачи ОГЭ по русскому

Чтобы получить допуск к итоговой аттестации, школьники обязаны соответствовать стандартным для всех требованиям:

  • Участник экзамена не должен иметь академической задолженности, а оценки в итогом аттестате по всем предметам должны быть не ниже удовлетворительных.
  • До 1-ого марта подаётся заявление с перечнем выбранных предметов для сдачи и с согласием на обработку персональных данных.
  • Если ученик по уважительной причине не может сдать экзамен в установленную дату, то сдача переносится на резервные дни. Уважительная причина должна быть подтверждена документально.
  • В день проведения экзамена участник должен явиться в ППЭ не менее, чем за 45 минут до начала ОГЭ с документом, удостоверяющим личность.
  • На экзамене можно пользоваться орфографическим словарём, который выдают организаторы ОГЭ. Своими справочными материалами пользоваться запрещается.
  • В бланках заданий ответы пишутся исключительно черной гелевой ручкой. Ее можно принести с собой.
  • Пользоваться шпаргалками категорически запрещено. За это могут удалить с экзамена, а результаты аннулировать.

Для начала нужно определиться с предметами

Перед тем, как составлять план подготовки к ОГЭ, нужно выбрать, что вы собираетесь сдавать.. Чтобы получить аттестат, нужно сдать четыре предмета:

  • Два обязательных — это русский и математика.
  • Два на выбор, которые, как бы странно не звучало, тоже обязательны.

Вариантов предметов для сдачи на выбор много:

  1. Химия
  2. География
  3. Биология
  4. История
  5. Английский язык
  6. Физика
  7. Литература
  8. Информатика
  9. Обществознание

Часто ученики пытаются выбрать среди этих предметов самый легкий. Это плохой план подготовки к ОГЭ, так как за много лет существования этого экзамена их все более-менее сбалансировали, чтобы у учеников не было способа пойти по легкой дорожке. Выбирайте предметы так, чтобы потом можно было использовать знания, которые вы выучили:

  • Хотите уходить после девятого класса — выберите специальность и готовьтесь, чтобы набрать хорошие баллы.
  • Хотите остаться в одиннадцатом классе — вы все равно должны продумать специальности, потому что в одиннадцатом классе вам предстоит еще более серьезный экзамен.

Не надейтесь, что все решится само собой. Этот экзамен — первый шаг на пути к вашему взрослению, поэтому отнеситесь к нему серьезно.

Что нужно знать для ОГЭ по русскому языку?

Для успешной сдачи ОГЭ достаточно знать программу русского языка за 9 класс обучения. Все задания разделяются на следующие разделы:

  • Фонетика
  • Лексика и фразеология
  • Морфемика и словообразование
  • Грамматика. Морфология
  • Грамматика. Синтаксис
  • Орфография
  • Пунктуация
  • Речь
  • Языковые нормы
  • Выразительность русской речи
  • Информационная обработка текстов различных стилей и жанров

Помимо обучения по основной программе, можно подготовиться самостоятельно, используя сайты «Решу ОГЭ» или похожие на него. Есть тренировочные варианты задания в бумажном варианте от Васильевых или Симаковой.

Хороший способ подготовиться к экзамену – методическое решение заданий из «Открытого банка заданий ФИПИ» — fipi.ru. Именно из этого банка берутся вся задания, которые используются в КИМах на экзаменах. В банке заданий можно выбрать задания по конкретной теме, которая у учащегося является проблемной.

Примеры сочинений ОГЭ

9.1

(199 слов) Известный лингвист И. Н. Горелов говорил: «Самое удивительное в том, что писатель — мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». Я понимаю это высказывания так: писатели могут с помощью слов создавать удивительные истории, рисовать живые картины. Владение словом – талант, с помощью которого можно в одной фразе выразить все чувства и мысли.

В предложении 7 таким ярким словом стало «поскуливали». Оно рисует объемную картину: совсем еще маленькие, слепые щенки чувствуют опасность (ведь их собираются топить) и тихонько поскуливают. Они так малы, что не умеют лаять, в этом поскуливании выражаются страх и покорность судьбе. Это чувство передалось и мальчику, он не может отнять жизнь у щенков, поэтому решил их спасти.

В предложении 49 слово «окрыленный» также скрывает множество оттенков смысла. Это метафора, ведь человек не может летать. Однако надежда на спасение щенят как будто подарила мальчику крылья, доставила ему счастье. Если человека радует возможность помочь другим, он заслуживает большого уважения. В одном метком слове выражается целая гамма чувств – надежда, счастье и воодушевление.

Мастерство владения слова заключается в том, чтобы уметь отразить чувства и эмоции, которые не каждый человек может сформулировать, но каждый испытывал хоть раз. В слове действительно заключается великая сила.

9.2

(151 слово) Смысл предложения из текста А. Никольской я понимаю так: Вадимка получил последнюю надежду на то, чтобы спасти щенят от смерти, ведь мальчик просто не может убить живое существо.

Вся горечь от возложенной на него матерью обязанности выражается в предложении: «Они хоть маленькие, слепые, а живые существа!». Они не могли убежать, даже не могли залаять, лишь тихонько скулили. Бедные, беспомощные щенята, которых нужно убить – от этой ситуации действительно разрывается сердце.

Мать заставила Вадимку идти топить щенков, женщины из сельпо посмеялись над мальчиком и разошлись – надежды практически не было. Ее подарил колхозный ветеринар Николай Егорыч, сказав, что охотник может взять щенков и спасти их от гибели. И эта возможность настолько обрадовала Вадимку, что у него будто выросли крылья.

Позиция мальчика вызывает уважение, ведь он искренне переживает за щенят, понимает их беспомощность и не хочет обижать слабых. Хоть герой еще маленький, но он уже умеет брать на себя ответственность за себя и за других.

9.3

(162 слова) Доброта – это открытое отношение к миру и людям, желание сделать для них что-то хорошее, помочь им. Добрый человек озаряет все окружающее его, даже если не осознает этого.

Эти качества в полной мере характеризуют Вадимку, героя текста А. Никольской. Он с добротой относится к щенкам, переживает за их судьбу, поэтому не может лишить их жизни. Переживания мальчика отражены в предложениях 8-9. Причем доброта Вадимки активная, он не просто жалеет щенков, но и пытается их спасти.

Доброта подкупает кого угодно. В рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» главный герой Жилин вел себя со всеми вежливо и по-доброму. Попав в плен, он не замкнулся в себе, хорошо относился к Дине, дочери своих «хозяев», делал для нее куколок. За это она носила ему молоко и лепешки, а потом даже помогла сбежать. На доброту люди откликаются добром.

Доброта – самое важное качество в нашем мире. Когда человек думает не только о себе, но и о других, он сам становится лучше

Это позволяет ему сохранить человечность.

Дополнительные формы ГИА-9

ГИА в 9 классе также может проходить в формате:

  • ГВЭ (государственного выпускного экзамена), который проводится как устное или письменное испытание с применением билетов, текстов, разного рода заданий для девятиклассников, обучавшихся:
    • в исправительных учреждениях закрытого типа;
    • за пределами РФ;
    • на территории Крыма в 2014–2018 гг.,

и для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

особой формы, установленной региональными органами исполнительной власти – в таком виде ГИА 9 проводится для тех, кто в рамках общеобразовательной программы изучал национальную литературу и язык и выбрал для итоговой аттестации экзамен по родному языку и/или литературе.

Задание 8

Наш язык настолько многогранен, что его лексика делится на много групп по разным факторам: сфера употребления, происхождение, значение и т.д. Повторите программу 5-6 классов, чтобы вспомнить все о лексике русского языка. Именно эти знания понадобятся для выполнения задания 8.

Алгоритм выполнения:

  • Внимательно прочитать задание.
  • Если нужно найти слово или выражение, вспомните, в первую очередь, значение указанного термина (синоним, фразеологизм и т.д).
  • Найдите в тексте указанные в задании предложения (может потребоваться работа с полным текстом).
  • Прочитайте, попытайтесь найти слово. Если вы ищите синоним, антоним, помните, что он должен относиться к такой же части речи, как и названное в задании слово. 
  • Если ищете слово по данному значению, найдите в формулировке ключевое слово. Что нужно искать: предмет, признак, действие, состояние и т. д.
  • Выпишите слово или сочетание слов в той форме, в какой они даны в тексте.

Критерии оценивания

На ОГЭ по русскому языку отдельно оценивают содержание и грамотность изложения — для них есть четкие критерии оценки, которыми руководствуются эксперты.

Баллы за ОГЭ
За содержание и сжатие текста можно получить максимум 7 баллов, за грамотность — 10 баллов. Итого общая оценка изложения — максимум 17 баллов. При этом грамотность оценивается вместе с сочинением.

Перед тем как написать изложение на чистовик, рекомендуем взглянуть на текст с точки зрения критериев оценивания и доработать его так, чтобы получить максимум баллов.

Оценка содержания

За содержание текста школьник может получить не более 2 баллов. Основной фактор, влияющий на оценку, — адекватное отражение микротем. В изложении их должно быть ровно столько, сколько в исходном тексте (за лишние или недостающие микротемы снимается балл). Поэтому лучше набросать план материала как можно раньше — во время перерыва между прослушиваниями.

Оценка сжатия

Все приемы сжатия текста стоит отработать заранее, чтобы в день экзамена не тратить на это много времени. По сути, как только ребенок научится выделять главную мысль текста, можно тренироваться в его сжатии, чтобы в 9-м классе легко написать сжатое изложение.

При оценке изложения эксперты учитывают использование компрессии в каждом микротеме. Школьникам нужно иметь в виду, что первый абзац текста обычно запоминается лучше остальных, и есть соблазн передать его с максимальной подробностью.

В то время как последняя микротема часто подвергается сильному сокращению, потому что хуже остается в памяти. Но залог хорошей оценки — равномерное сжатие текста.

Оценка связности

Готовый текст должен представлять собой связное высказывание, правильно разделенное на абзацы. Абзацы нужно четко отделять друг от друга, но использовать красную строку необязательно — в изложениях достаточно пробела.

Также важно не допускать лексических ошибок: соединение двух разнородных мыслей в одном предложении, нарушение последовательности событий

Оценка грамотности

Даже если все правила написания изложения соблюдены, существенно снизить баллы может случайная ошибка или описка. Чтобы этого избежать, стоит вычитать текст несколько раз и все спорные слова проверить по словарю.

Вместе с тем некоторое количество ошибок все же допускается:

  • 1 орфографическая;
  • 1 грамматическая;
  • 2 пунктуационные;
  • 2 речевые.

Но в чем точно нельзя ошибаться, так это в использовании терминологии. Если ребенок не уверен в значении слова, лучше его не употреблять.

Подробности о критериях оценки и указаниях, как писать сжатое изложение, можно найти в методических материалах (правила для 2021–2022 годов не изменились).

Подготовка к изложению ОГЭ

На сайте ФИПИ есть задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку — это набор аудиозаписей , подобных тем, что будут предложены на экзамене. Любое задание можно открыть, прослушать текст и потренироваться в написании изложения.

Для полного погружения в обстановку ОГЭ рекомендуем школьникам:

  • слушать текст два раза с перерывом на 4 минуты и больше не обращаться к нему во время работы;
  • заранее подготовить листочки для черновиков и еще один лист в качестве экзаменационного бланка;
  • засекать время, необходимое для написания изложения на черновик, чистовик и для переноса текста на бланк.

О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения

Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное

Вывод должен быть:

  • коротким, но ёмким по содержанию;
  • логически связан с предыдущим изложением; 
  • не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам;

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств  и т.д.

Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

Задание 5

Орфографические знания, полученные за годы обучения в школе, проверяются в одном задании. В этом и состоит его сложность: нужно вспоминать и повторять огромное количество правил орфографии. Особенно тяжело тем, кто привык писать интуитивно. Знаю, какую букву написать, но не могу объяснить, почему.

Порядок действий таков:

  • Прочитать первый вариант. Ответить на вопрос: есть ли такое правило? Если нет, перейти к следующему. Если да, анализировать дальше. 
  • Проверить соответствие частей речи. В этом задании могут быть подвохи. Например, все правильно, но указана не та часть речи, к которой относится предложенное слово. В таком случае вариант будет неверным.
  • Определить, верно ли указана морфема.
  • Определить, правильно ли указана форма слова: падеж, число, род, склонение, спряжение, вид и т.д. в зависимости от указанной информации. Это может быть и степень сравнения прилагательного, и краткая или полная форма, и способы словообразования.
  • Выписать ответы, в которых нет ошибок в объяснении написания слова.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector