Как написать дипломную работу с нуля: требования, рекомендации, оформление, образец

Содержание:

Российские (внутренние) программы двойного диплома

В России есть вузы, которые предлагают студентам сетевую форму образования. Это значит, что студенты одного вуза могут пользоваться ресурсами другого (лабораториями, библиотеками, научными центрами, оборудованием). В этом случае в дипломе выпускника указывают, на базе какого университета были изучены те или иные дисциплины. 

Сегодня студенты могут пройти такую образовательную программу в 9 вузах России:

  • БФУ им. Канта;
  • СКФУ;
  • ЮФУ;
  • САФУ им. Ломоносова;
  • КФУ;
  • СФУ;
  • СВФУ им. Аммосова;
  • УрФУ;
  • ДВФУ.

В этих вузах можно пройти следующие сетевые программы обучения:

  • «Реклама и связи с общественностью» САФУ – СВФУ – БФУ;
  • «Землеустройство и кадастры» САФУ – БФУ;
  • «Туризм» УрФУ – БФУ;
  • «Филология» ЮФУ – УрФУ – БФУ;
  • «Психология» УрФУ – БФУ.

Какие бывают дипломы

Сегодня университеты, институты и академии выдают своим выпускникам дипломы двух видов: государственного или установленного образца. И те и другие подтверждают получение образования определенного уровня, но все-таки отличаются друг от друга.

Диплом государственного образца выдается вузом или ссузом, получившим аккредитацию, документ установленного образца – учебным заведением, не прошедшим эту процедуру в целом либо по отдельным направлениям.

Государственный

Гарантирует, что уровень обучения и квалификации выпускника соответствует образовательным стандартам – ФГОС. Форма диплома государственного образца утверждается на федеральном уровне приказом Минобрнауки и кроме фамилии, имени и отчества выпускника, содержит:

  • наименование вуза, выдавшего документ;
  • информацию о специальности, степени квалификации выпускника;
  • индивидуальную серию и номер;
  • вкладыш с перечнем изученных дисциплин и оценками.

Все записи подтверждаются гербовой печатью, при оформлении страниц бланка используется официальная символика Минобрнауки.

Государственный диплом нового образца (выдается с 2014 года) выглядит так.

Стандартный цвет обложки – синий, «эксклюзивная» красная свидетельствует о том, что более 75 % предметов и итоговую аттестацию студент сдал на отлично.

Перед обладателями дипломов государственного образца открыты двери в аккредитованную магистратуру или аспирантуру, крупную компанию или госструктуру. Работодатели относятся к «гербовому» документу с большим доверием.

Абитуриенты, окончившие ссузы с дипломами государственного образца, имеют право на льготы при поступлении в вузы, студенты колледжей и вузов, поступившие на очную учебу по аккредитованным программам получают отсрочку от призыва на военную службу.

Установленного образца

Форму негосударственного диплома образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. Обычно она практически не отличается от федерального стандарта.

Но при оформлении страниц не используется официальная символика Минобрнауки. На подложке текста может быть изображен герб города, логотип университета – словом, все что угодно или вообще ничего, но не двуглавый орел.

С дипломом установленного образца выпускники бакалавриата и специалитета могут претендовать на трудоустройство в коммерческие структуры и поступать в магистратуру или аспирантуру государственных или частных вузов, но только на неаккредитованные направления и программы. Чтобы продолжить обучение на аккредитованном курсе подготовки, сначала для подтверждения уровня знаний и квалификации придется дополнительно пройти итоговую аттестацию в учебном заведении, имеющем госаккредитацию, – иначе документы не примут и абитуриента не допустят к участию в конкурсе.

Если в планах госслужба, то могут возникнуть проблемы с карьерой. В перспективе не стоит рассчитывать на руководящие должности – их может занимать только обладатель диплома государственного образца.

Несмотря на все недостатки, диплом установленного образца не бесполезная бумажка. Большое значение имеет имя и репутация вуза, который его выдал. К примеру, еще неизвестно, что принесет больше пользы выпускнику и произведет впечатление на работодателя: негосударственный «документ установленного образца», который с недавнего времени после лишения госаккредитации имеет право выдавать знаменитая Шанинка (МВШСЭН), или гербовый диплом экономиста, полученный в заурядном, но соответствующем всем федеральным стандартам и ничем не примечательном вузе. А к системе аккредитации сейчас много претензий, академическое сообщество выступает за ее пересмотр и изменение.

Как написать идеальный диплом?

Чтобы сделать дипломную работу идеальной, мало просто написать ее по всем правилам. Помните о том, что дипломная работа очень тщательно проверяется комиссией. Не забывайте о таких правилах:

Объем дипломной работы – 100-150 страниц. Не желательно делать меньше, вы не сможете полностью охватить ход исследования.

Обязательно делайте ссылки на список источников. Например: . Можно также делать сноски. Это зависит от требований вашей кафедры.

Уникальность дипломной работы должна быть не менее 70%.

Для достижения наилучшего результата воспользуйтесь нашими рекомендациями:

Не стоит сразу же после оформления работы в электронном виде распечатывать ее. Поверьте, опыт показывает, что вам придется перепечатать не менее 5 раз. Для экономии печатайте работу на черновиках по частям. Каждую часть показывайте научному руководителю, чтобы он одобрил оформление.

Чтобы написать качественную работу, посоветуйтесь с научным руководителем еще до начала исследования. Пусть он даст нужные материалы или ссылки на источники, которые вам пригодятся.

При изучении материала сразу же заносите ссылки на источники в список литературы.

После написания каждого раздела показывайте работу научному руководителю, чтобы он одобрил работу по частям. Если вы принесете уже готовую работу, вы рискуете начать переделывать ее.

Таким образом, написать дипломную работу – тяжелая задача, которая требует терпения, времени и предельной сосредоточенности.

Что такое диплом

Дипломная работа — это письменное научное исследование на относящуюся к специальности выпускника тему, в котором он демонстрирует соответствие освоенного объема теоретических знаний и практических умений федеральным образовательным стандартам.

ВКР, или диплом, специалиста, в зависимости от специфики направления обучения может выполняться в виде:

  • дипломной работы — ее в большинстве случаев пишут студенты, изучающие естественные, гуманитарные, общественные науки или осваивающие творческие профессии, с целью систематизировать приобретенный в вузе теоретический багаж и показать владение навыками, необходимыми для самостоятельной работы;
  • дипломного проекта — его делают, как правило, выпускники технических вузов и прикладных специальностей, так как он подразумевает выполнение расчетов, подтверждающих предложенное автором решение конкретных практических задач, или содержит элементы проектирования — разработку методик, моделей, инструкций, программ, технологий, бизнес-планов.

Написать дипломную работу могут и «технари», если исследование носит фундаментальный академический характер, к примеру, в области физики, и, наоборот, гуманитариям по силам сделать полноценный проект с образцом инновационного алгоритма проведения соцопроса или прогрессивной методологией сбора и обработки данных.

Думать о том, как писать диплом, не надо только студентам-медикам — для подтверждения квалификации они сдают госэкзамены и проходят первичную профессиональную аккредитацию (за редким исключением: например, будущие врачи и провизоры, осваивающие свои специальности на факультете фундаментальной медицины МГУ, все-таки пишут дипломы). Остальным выпускникам высших учебных заведений для успешного окончания обучения без написания ВКР специалиста (или бакалавра, магистра) не обойтись.

Презентация к дипломной работе

Компьютерная презентация простой и правильный способ быстро представить работу. Больше не нужно рисовать плакаты или часами рассказывать. Достаточно помести все важные изображения и тезисы на слайды. Комиссия и аудитория сама прочитает и сделает выводы. От студента потребуется только разъяснение.

На оформление презентаций нет особых требования. Слайды должны быть легкими для восприятия, читабельными и информативными. Есть рекомендации по созданию презентаций:

  • Шрифт — Times New Roman или Arial. Можно использовать 24 кегель.
  • Графика – делается расшифровка сокращений.
  • Таблицы – чтобы поместить в презентацию этот вид графики, то лучше переводить его в картинку. Изображение будет ровным и не сместится на другом компьютере.
  • Анимация – не рекомендуется на технических специальностях.
  • Музыка – подходят для творческих направлений.
  • Количество слайдов – не больше 25 слайдов. На одного человека в среднем отводится 10-12 минут. Этого времени должно хватить на выступление.

Рекомендуется создавать резервную копию на флешку и на онлайн диск.

Доклад и речь к диплому

Для написания доклада к работе нужно знать, что там должно быть. Пишут его на 3-4 листа А4. За основу берется теория и практика диплома, выводы, раздаточный материал, презентации. Студент упоминает такие нюансы:

  • Актуальность.
  • Характеристика объекта и предмета.
  • Методы исследования.
  • Цели и задачи.
  • Решение проблемы.
  • Предложения по улучшению предмета и объекта.
  • Факты научной и практической ценности.

Вместе с презентацией студент должен позаботиться о речи. Чтобы ее написать нужно разбираться в теме. Для составления качественной речи есть несколько советов:

  • Рассчитывать на 10 минут презентации.
  • Заранее подготовиться к вопросам.
  • Использовать информацию с введения и заключения.
  • Репетировать защиту.

Этапы введения для дипломной работы

Изложите общую тему и дайте некоторую предысторию
Предоставите обзор литературы по теме
Определите термины и объем темы
Опишите текущую ситуацию
Оцените текущую ситуацию (преимущества / недостатки) и выявите пробелы
Определите важность предлагаемого исследования
Сформулируйте проблему / вопросы исследования
Укажите цели и / или задачи исследования
Сформулируйте гипотезы
Обозначьте порядок информации
Опишите методологию

Топ 5 советов по написанию введения для дипломной работы

Определите своих читателей

Прежде чем даже начать свое первое предложение, задайте себе вопрос, кто ваши читатели. Ваш первый и самый важный читатель — это ваш преподаватель, оценивающий вашу работу, и люди, в конечном итоге ответственные за получение вами диплома. Вы также должны учитывать читателей вашей дипломной работы, которые не являются специалистами в своей области. Написание для них простым языком поможет вам быть максимально ясным для понимания ими, что сделает вашу тему более понятной для них.

Захватите читателя и привлеките его внимание

Первое предложение имеет решающее значение. Оглядываясь назад на свое собственное исследование, сколько статей вы пропустили только потому, что, прочитав первые несколько предложений, они не смогли привлечь ваше внимание? Обычно начинают с вопроса или цитаты, но эти типы крючков стали использоваться слишком часто. Лучший способ начать свое вступление — это широкое и интересное предложение, которое плавно переходит в ваш аргумент. Кроме того, если начать с более широкого заявления, это понравится более широкой аудитории. Подумайте, для кого эта тема предназначена, а затем подумайте о чем-нибудь, что привлечет их внимание. Составьте список того, что интересно по вашей теме. Есть ли какие-либо текущие события, к которым он относится, или связанные с ним споры, которые могут быть интересны для вашего представления? Начните с широкого, а затем сузьте до конкретной темы и ваших мыслей в тексте

Предоставьте соответствующую информацию

Хорошее введение также должно содержать достаточно справочной информации, чтобы читатель мог понять смысл и аргументы. Объем необходимой справочной информации будет зависеть от темы. Информации должно быть достаточно, чтобы не тратить на нее слишком много времени в основной части диссертации, но не настолько, чтобы она стала неинтересной.

Дайте читателю общее представление

Сообщите читателю, какова цель исследования. Обязательно укажите следующие моменты:

  • Кратко опишите мотивацию вашего исследования (если вы еще не сделали этого в первом предложении)
  • Опишите тему и объем вашего исследования
  • Объясните практическую значимость вашего исследования
  • Объясните научную ситуацию, связанную с вашей темой — вы можете включить наиболее важные научные статьи и кратко объяснить их и то, как они связаны с вашим исследованием

Предварительно просмотрите ключевые моменты

Введение в вашу дипломную работу должно предвосхитить то, что будет дальше, и заинтересовать читателя достаточным пониманием ключевых моментов, но все же оставьте лучшее для основной части. В то время как основная часть вашего смысла объясняет основной аргумент, вы можете перейти к его изложению, кратко упомянув несколько основных вспомогательных деталей.

Часто задаваемые вопросы при написании введения для дипломной работы

В чем секрет написания отличного введения к дипломной работе?

Не существует единого способа написать введение, которое всегда будет работать для каждой темы, но эти советы помогут вам написать отличное введение:

Определите свою читательскую аудиторию
Привлечь внимание читателя
Предоставьте соответствующую информацию
Предварительно ознакомьтесь с ключевыми моментами

Где неважен статус диплома?

В ряде отраслей работодатели не столь придирчивы. Например, среди менеджеров, помощников руководителя или секретарей важны практические навыки, а не наличие диплома.

Designed by pressfoto/Freepik

При собеседовании на некоторые профессии (PR-менеджер, психолог, программист) диплом вуза государственного образца будет играть какую-то роль, но далеко не решающую. Опять-таки гораздо важнее продемонстрировать реальные умения.

Кроме того, как правило, чем дальше год выпуска и чем больше портфолио, тем меньше работодателю интересен ваш диплом — гораздо важнее опыт и профессионализм. Документы об образовании изучают чаще у молодых специалистов.

Обращайте внимание на вакансии. Если компании принципиально иметь в штате сотрудников с вузовским дипломом, они оговаривают это отдельным пунктом

Проблема дипломов и вузов

Самая большая проблема вузов в этой теме – знания, преподаваемые в стенах Альма матер, сильно устарели и не соответствуют требованиям специальностей, к которым он готовит студентов.

Чтобы поднять престижность дипломов, вузам нужно не только обновить устаревшие данные и знания, но и перезагрузить логику образовательной модели. Нужно учить не столько знаниям, сколько умениям и навыкам, которые помогут эти самые знания добывать.

Вузы должны раскрывать творческий потенциал студентов, чтобы они потом приносили пользу обществу (креативная экономика, киберэкономика), раскрывать новые сферы труда, использовать новые форматы обучения. Ведь мы видим, что уравниловка больше не работает.

Важно использовать и новые технологии в процессе обучения: мобильные приложения, онлайн-курсы, игры, предметы дополнительной реальности и прочие ресурсы. Когда раньше была острая нехватка информации, люди шли получать ее в университет

Сейчас поколению миллениалов проще получить узкоспециализированные знания в рамках самообразования. Разве есть институты, где научат майнить крипту, расскажут про продакт-менеджмент или машин-лернинг? Вот и выходит, что получить более прикладные знания проще самому, чем тратить время и деньги на получение диплома, который не соответствует интересам и планируемой специальности

Когда раньше была острая нехватка информации, люди шли получать ее в университет. Сейчас поколению миллениалов проще получить узкоспециализированные знания в рамках самообразования. Разве есть институты, где научат майнить крипту, расскажут про продакт-менеджмент или машин-лернинг? Вот и выходит, что получить более прикладные знания проще самому, чем тратить время и деньги на получение диплома, который не соответствует интересам и планируемой специальности.

Как поступить

На большинство программ, разработанных по модели «двойной диплом», можно попасть после первого курса бакалавриата/специалитета или в начале учебы в магистратуре. То есть абитуриент поступает учиться на обычную программу, а уже потом подает документы на конкурс для участия в отборе кандидатов на учебу по обмену. В этом случае вступительные экзамены сдавать не надо: претендентов выбирают по успеваемости, портфолио, уровню владения иностранным языком и так далее – конкретные критерии устанавливают вузы-партнеры.

Но есть вузы, которые сразу при поступлении в бакалавриат/специалитет или магистратуру проводят конкурс именно на определенные программы двойных дипломов. Так делают, например НИУ ВШЭ, МГИМО, Ульяновский госуниверситет и некоторые другие вузы. На таких условиях зачисления придется сдавать такие же экзамены, как для поступления на обычные программы.

Внешние отличия диплома государственного и установленного образца (образец)

Главным отличием государственного диплома от диплома установленного образца является наличие государственной символики – герба Российской Федерации – на дипломе государственного образца.

На дипломе государственного образца в обязательном порядке должны присутствовать:

  1. Квалификация, присвоенная выпускнику (бакалавр, магистр, специалист);

  2. Регистрационный номер диплома, который вносится в базу данных университета;

  3. Дата выдачи документа;

  4. Ф.И.О. выпускника в именительном падеже;

  5. Полное название учебного заведения, которое выдало документ об образовании, и город;

  6. Наименование учебной программы и её код в ОКСО (Общероссийском классификаторе специальностей по образованию);

  7. Дата решения Аттестационной комиссии о присвоении квалификации;

  8. Ф.И.О. ректора вуза и председателя Аттестационной комиссии вместе с их подписями;

  9. Специальное звание, которое указывает на ступень в обучении и название специальности.

Образовательная организация, которая выдает дипломы установленного образца, не имеет права использовать символику РФ в его оформлении (герб или что-то стилистически его напоминающее). Вместо этого обычно на нем располагается логотип самой образовательной организации (учебного центра). В принципе, документ о квалификации и форму для его заполнения учебный центр выбирает самостоятельно. Однако это вовсе не означает, что он может вносить какие угодно данные. Есть специальные рекомендации Министерства образования и науки, изложенные в письме от 12.03.2015 года, где обстоятельно разъяснено, что должен содержать такой документ.

  1. Ф.И.О. выпускника в именительном падеже;

  2. Период (сроки) обучения;

  3. Название образовательной организации, выдавшей диплом;

  4. Полное наименование учебной программы;

  5. Дата решения аттестационной комиссии о выдаче диплома;

  6. Вид профессиональной деятельности, на которую переучивался слушатель, и наименование присвоенной квалификации, если таковая есть;
  7. Ф.И.О. руководителя учебного центра и председателя Итоговой аттестационной комиссии вместе с их подписями;

  8. Город, где был выдан документ;

  9. Регистрационный номер диплома по книге регистрации документов об образовании, которая в обязательном порядке должна быть у каждой образовательной организации.

Оформление дипломных работ: основные пункты

На сегодняшний день имеется несколько требований к оформлению дипломного проекта. Только в случае полного их соблюдения, работа будет принята в начале куратором, а в последствии и комиссией.

Ниже представлены главные требования к оформлению:

  • Для распечатки дипломной работы используются, исключительно, белые листы бумаги формата А-4.
  • Максимальный объем обсуждается с куратором. Обычно он не должен превышать 80 страниц.
  • Форматирование текста выполняется следующим образом: отступ слева – 3 см, справа – 1 см. Верхние и нижние отступы – 2 см.
  • При написании используется шрифт Times New Roman. Размер – 14, интервал между строк – 1-1,5.
  • Заголовки начинаются с заглавной буквы, выравнивание – по центру.
  • Каждый отдельный пункт диплома должен начинаться с новой страницы.
  • Наименование глав указывается заглавными буквами. Наименование параграфов – стандартными буквами, начиная с заглавной.
  • Все страницы дипломного проекта должны содержать порядковый номер. Исключение – титульный лист и страница с содержанием.
  • Порядковые номера страниц размещаются в правом нижнем углу.
  • Номер главы заканчивается точкой. Номер параграфа – нет.

Так и не нашли ответ на вопрос?
Просто напишите,с чем нужна помощь

Мне нужна помощь

Оформление списков и рамок диплома

К оформлению списков и рамок выдвигается ряд требований.

Требования к оформлению:

  • Допускается различное оформление с использованием пунктов и подпунктов.
  • Маркируются все новые перечисления. В случае ненумерованного списка, используются точка и тире.
  • Дополнить перечисления можно арабскими цифрами, т. е. создавать нумерованные списки. Чаще всего после каждой цифры проставляется закрывающая скобка. В таком случае дальнейший текст после нумерации пишется со строчной буквы.

Все перечисления пишутся с новой строки. Размер отступа для абзаца – 12,5 мм.

Основные правила для оформления рамок:

  • Отступ слева – 2,5 см.
  • Отступ справа – 1 см.
  • Отступ сверху и снизу – 2 см.

Студентам технических специальностей достаточно часто выдвигается требование по оформлению – ГОСТ 2.106-96 (форма 5 и 5-а). Это предполагает обрамление дипломного проекта в специальную рамку.

Оформление сносок и ссылок дипломной работы

При написании дипломной работы следует учитывать правила оформления ссылок и сносок

На этот пункт часто обращает внимание комиссия

Виды ссылок:

  • Подстрочные;
  • Внутри-текстовые;
  • Затекстовые.

Требования по ГОСТу строго регламентируют расположение ссылок – все они должны размещаться сразу под текстом или картинкой, либо в самом конце листа, на котором они находятся.

После подробного разбора правил оформления дипломной работы можно приступать к ее завершению. В нем также есть несколько правил.

В чем вопрос?

Российская Федерация – одна из немногих стран с таким огромным процентом образованных людей: у 60 процентов россиян в возрасте 25-34 года есть диплом о высшем образовании. Больше только в Японии и Корее – там дипломы есть у 61% населения.

Но говорит ли нам это о том, что у каждого дипломированного специалиста есть хорошая работа и достойный заработок?

Интересно, что 15 компаний полностью вычеркнули диплом о высшем образовании как необходимое требование к отклику на вакансию. С учетом этого попытать счастья на их позиции могут такие специалисты, как продакт-менеджер, налоговый специалист и аудитор, технический специалист и блокчейн-эксперт.

Как видно, речь идет о довольно перспективных и серьезных специальностях. Так стоит ли тратить годы учебы на то, без чего современный мир вполне может обойтись?

Ценность дипломов для работодателей

Работодатели как бы смотрят, но все же не учитывают диплом при поиске кандидата. 

Это не принижает важность получения высшего образования. Все эти герои современности хоть и бросили обучение в вузах, но все же оценили важность высшего образования, хоть и предпочли усердно трудиться и самообразовываться

А за дипломами все же вернулись, хоть и спустя годы.

Что нужно современному работодателю от соискателей: грамотность и эмоциональная зрелость, высокий уровень эмоционального интеллекта, умение концентрироваться, быть креативным, склонность к лидерству, умение принимать решения, работать в команде. С этими навыками любой специалист сможет быстро переключаться между задачами и моментально справиться с любым потоком информации. 

Чаще всего работодатель смотрит не столько диплом, сколько название вуза. МГУ, МГИМО, РУДН всегда в тренде и помогают учащимся со стажировками, более серьезно подходят к процессу обучения. А значит, соискатель будет уже готов к усердной работе в компании, если выдержали учебу

Как писать дипломную работу

И проектные, и исследовательские дипломные работы пишутся под руководством научного куратора — преподавателя выпускающей кафедры, который закрепляется за студентом после выбора темы. Ее можно отобрать из предоставленного вузом списка или предложить самостоятельно: главное, чтобы она соответствовала специальности и поддавалась максимально полному раскрытию в рамках исследования.

Следующий этап — комплексный и заключается в определении целей, задач, методов исследования, подборе и систематизации релевантной им литературы и параллельном составлении плана дипломной работы, который представляет собой предварительный набросок структуры и содержания будущего студенческого научного труда.

При знакомстве с источниками информации надо учитывать их новизну. Периоды устаревания учебной литературы устанавливает приказ Минобрнауки № 1623 от 11 апреля 2001 г.:

  • для общегуманитарного, социально-экономического профиля и специальных дисциплин — пять лет;
  • для общепрофессиональных, естественно-научных, математических предметов — десять лет.

Мерки актуальности не касаются источников углубленного фундаментального изучения вопроса. Не оговаривает приказ и сроки, после которых исследовательские публикации: статьи, диссертации, доклады и т. д. — считаются устаревшими, но вузовские нормоконтролеры при проверке дипломной работы на соответствие стандартам почти всегда ориентируются на требования, установленные для учебников. В ознакомительных целях никто не запрещает их использовать, но чтобы избежать отправки готового диплома на доработку, в список использованной литературы лучше включать только труды не старше пяти лет.

В январе 2017 года вступил в силу приказ Минобрнауки № 1651, отменяющий действие приказов № 1623 и № 133, регулировавших обеспечение вузовских библиотек научно-учебной литературой (именно в них и были прописаны сроки ее устаревания). Новый документ вызвал немало вопросов у экспертов академического сообщества, а официальные ответы ведомства на них ясности в ситуацию не внесли, поэтому преподаватели по-прежнему предпочитают придерживаться старых нормативов, определяя «срок годности» источников, использованных для написания дипломной работы.

Что такое инфляция дипломов

Несмотря на нашу слепую веру в то, что обладатель диплома из престижного учебного заведения практически обеспечен счастливой и безбедной жизнью, практика упорно доказывает нам обратное: молодым специалистам крайне сложно найти новую работу, вот почему часто им диплом не нужен. Что не так? Ведь вот же он, только что получивший заветный документ из вуза, на который вы так рьяно ссылаетесь в своей вакансии при поиске нового сотрудника!

То есть чем больше людей имеет диплом, тем ниже ценность высшего образования.

Получается замкнутый круг: диплом без опыта никому не нужен, но набраться опыта негде, потому что никто не берет людей только с дипломом.

Мода на отсутствие диплома в наше время лучше всего прослеживается среди разработчиков. Но у этих же людей часто плохо развиты софт скилы, поэтому нам знаком стереотип угрюмого и нелюдимого программиста. А ведь именно этим типам навыков часто учатся в вузе. Так нужен ли программисту диплом о высшем образовании при приеме на работу? Возможно и нет, но не стоит недооценивать силу общего развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector