Егэ по биологии 2020
Содержание:
- Группы заданий ЕГЭ по биологии.
- Будут ли изменения в ЕГЭ по биологии
- Основные проблемы этого экзамена по выбору
- Сайт ФИПИ с заданиями и вариантами в помощь выпускникам
- Подготовка к экзамену в 11 классе в школе и тренировочные варианты
- 2012 год
- 2020 год
- Результаты ЕГЭ: минимальные пороговые, проходные и максимальные баллы, срок действия сертификата
- Сдавать ли биологию?
Группы заданий ЕГЭ по биологии.
- Задания группы A: A1, A2, A3, A4, A5, A6, A7, A8, A9, A10, A11, A12, A13, A14, A15, A16, A17, A18, A19, A20, A21, A22, A23, A24, A25, A26, A27, A28, A29, A30, A31, A32, A33, A34, A35, A36 — это вопросы базовой сложности с 4-мя возможными вариантами ответов, и только один из этих ответов является правильным.
- Задания группы B: B1, B2, B3, B4, B5, B6, B7, B8 – это задания средней сложности, причем задания отличаются по типу ответов: выбор 3-х верных ответов из шести вопросов, нахождение соответствий, установление последовательности явлений, процессов, объектов в биологии.
- Задания группы C: С1, C2, C3, С4, С5, С6 — это задачи повышенной сложности, требуется привести развернутый полноценный ответ в виде нескольких предложений.
Будут ли изменения в ЕГЭ по биологии
Основные изменения в КИМах ЕГЭ Рособрнадзор провел в 2018 году и апробировал в предыдущем 2019 году. К счастью, теперь 11-классникам и учителям остается только привыкать к тем небольшим изменениям, которые коснулись экзамена по биологии.
Итак, результатом “косметического ремонта” государственной итоговой аттестации по биологии стали следующие новшества:
- Изменена модель задания 2. Теперь оно “стоит” меньше, всего 1 балл вместо 2, т.к. в нём нужно не выбрать два правильных ответа из пяти предложенных, а поработать с 3 таблицами. Это легче, поэтому и оценивается соответственно.
- В задание 6 добавлен тип новый задач по генетике на определение родословной.
- Теперь бланк ответов №2 строго односторонний, на пустую сторону нельзя ничего писать. Для продолжения нужно попросить еще один дополнительный бланк №2 и назвать номер задания, на которое выпускник собирается отвечать.
- Из-за изменения оценки задания 2 снизили максимальный балл за все задания с 59 на 58 баллов.
Эти изменения нельзя назвать ошеломляющими или влияющими на ход подготовки к экзамену. Конечно, от нашего Министерства Просвещения можно ожидать чего угодно, но скорее всего биологию трогать не будут. Есть непонятная ситуация с обязательной сдачей истории и иностранного языка. А с биологией все относительно достойно и с процентом несдавших (в районе 17%) и со средним баллом по стране (около 52 баллов).
Основные проблемы этого экзамена по выбору
ЕГЭ по биологии имеет несколько проблем научного и организационного характера:
- огромный массив учебного материала должен быть освоен за 6 лет, но уровень знаний, навыков и мотивации в 5, в 9 и в 11 классе совершенно разный;
- недопустимо малое количество часов на изучение программы в школе;
- определения и понятия не всегда согласованы в разных учебных линейках УМК;
- огромное количество логических и фактологических ошибок в самих КИМах;
- за время учебы могут быть внесены изменения в понятийную базу (например, с 5 по 11 класс за 6 лет может быть немного изменена или дополнена схема биологических видов и т.п.);
- существуют темы и задания, с которыми справляется минимальный процент экзаменуемых (например, если с большинством заданий КИМов не возникает проблем у 60-70% выпускников, то с заданиями блока 23-28 максимальные 3 балла получают всего 4-5%);
- специфика некоторых заданий (например, задачи по генетике) требует огромных самостоятельных усилий ученика, т.к. нужно закрепить навык решения этих типовых заданий;
- недостаточность просто крепких знаний, а обязательная необходимость “натаскивания” на формат экзамена, знакомство с формулировками и т.п.
Проблемы не решаются, а страдают от этого ученики, которые могли бы получить более высокие результаты на экзамене.
Сайт ФИПИ с заданиями и вариантами в помощь выпускникам
Школа не единственный доступный выпускникам инструмент подготовки. Для сдачи ЕГЭ на высокий балл необходимы дополнительные занятия. Каждая семья самостоятельно решает проблему доп подготовки:
- репетитор;
- репетиторские центры;
- курсы ЕГЭ при вузе;
- самоподготовка с помощью интернет-ресурсов.
Последний вариант вполне реально осуществить при наличии силы воли. Прежде всего ученик может опираться на демоверсии экзамена текущего года и предыдущих лет. “Демка” дает представление о структуре КИМов, их содержании, типичных и сложных заданиях. Кодификатор и спецификация знакомят с критериями оценивания (что оценивают эксперты в каждом конкретном задании, какие нюансы надо указать, последовательность и правильная запись размышлений) и баллами за них. fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory
В ЕГЭ обычно содержится часть очень схожих с демоверсией заданий, а часть немного шокирует или необычной подачей, или непривычностью формулировок, нетипичностью задачи и т.п. Готовит демо Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), который разрабатывает и КИМы.
Чтобы набить руку на типовых заданиях и подготовиться к сложным, нужно прорешивать варианты из открытого банка заданий на сайте ФИПИ. Туда попадают тысячи вопросов и задач предыдущих лет и задания текущего года. fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
Кроме этого ресурса есть сотни проверенных школьниками удобных “решебников”, где можно онлайн разбирать варианты, получать консультации. В ютьюбе есть каналы, посвященные сложным задачам и нетипичным заданиям. Существуют порталы видеоуроков, где можно посмотреть запись урока по той или иной теме.
Подготовка к экзамену в 11 классе в школе и тренировочные варианты
Сама структура работы осталась без изменений. Она по-прежнему представляет собой 28 заданий с разным уровнем сложности:
- 12 — базовый;
- 9 — повышенный;
- 7 — высокий.
Экзаменационное время для выполнения заданий ЕГЭ по биологии в 2020 году составит 210 минут или 3,5 часа.
Таблица заданий ЕГЭ по биологии:
Задание | Уровень сложности | Проверяемый навык | max балл |
Задание 1. Биологические термины и понятия. | базовый | Дополнение схемы. | 1 |
Задание 2. Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого. | базовый | Работа с таблицей. | 1 |
Задание 3. Генетическая информация в клетке. Хромосомный набор, соматические и половые клетки. | базовый | Решение биологической задачи. | 1 |
Задание 4. Клетка как биологическая система. Жизненный цикл клетки. | базовый | Множественный выбор (с рис. и без рис.). | 2 |
Задание 5. Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки. | повышенный | Установление соответствия (с рис. и без рис.). | 2 |
Задание 6. Моно- и дигибридное, анализирующее скрещивание. | базовый | Решение биологической задачи. | 1 |
Задание 7. Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. | базовый | Множественный выбор (без рис. и с рис.). | 2 |
Задание 8. Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. | повышенный | Установление соответствия (с рис. и без рис.). | 2 |
Задание 9. Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы. | базовый | Множественный выбор (с рис. и без рис.). | 2 |
Задание 10. Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы. | повышенный | Установление соответствия (с рис. и без рис.). | 2 |
Задание 11. Многообразие организмов. Основные систематические категории, их соподчиненность. | базовый | Установление последовательности. | 2 |
Задание 12. Организм человека. Гигиена человека. | базовый | Множественный выбор (с рис. и без рис.). | 2 |
Задание 13. Организм человека. | повышенный | Установление соответствия (с рис. и без рис.). | 2 |
Задание 14. Организм человека. | повышенный | Установление последовательности. | 2 |
Задание 15. Эволюция живой природы. | базовый | Множественный выбор (работа с текстом). | 2 |
Задание 16. Эволюция живой природы. Происхождение человека. | повышенный | Установление соответствия (без рис.). | 2 |
Задание 17. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. | базовый | Множественный выбор (без рис.). | 2 |
Задание 18. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. | повышенный | Установление соответствия (без рис.). | 2 |
Задание 19. Общебиологические закономерности. | повышенный | Установление последовательности. | 2 |
Задание 20. Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье. | повышенный | Работа с таблицей (с рис. и без рис.). | 2 |
Задание 21. Биологические системы и их закономерности. | базовый | Анализ данных, в табличной или графической форме. | 2 |
Задание 22 (С1). Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание). | высокий | Применение знаний. | 2 |
Задание 23 (С2). Задание с изображением биологического объекта. | высокий | Работа с информацией. | 3 |
Задание 24 (С3). Задание на анализ биологической информации. | высокий | Работа с информацией. | 3 |
Задание 25 (С4). Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов. | высокий | Применение знаний. | 3 |
Задание 26 (С5). Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях в новой ситуации. | высокий | Применение знаний. | 3 |
Задание 27 (С6). Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации. | высокий | Решение биологической задачи. | 3 |
Задание 28 (С7). Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации. | высокий | Решение биологической задачи. | 3 |
В каждой школе, как правило, выделяются часы на электив по биологии, и проводятся факультативные занятия силами учителей. На этапе школьной подготовки разбираются тренировочные варианты из открытого банка заданий ФИПИ и сборников, прорешиваются демоверсии и доступные задания предыдущих лет.
Особое внимание идет на сложные разделы: “Ботаника и зоология”, “Организм человека и здоровье”, “Клетка” и т.д. Идет отработка навыка решения биологических задач, особенно из раздела “Генетика”
Учителя помогают вспомнить и структурировать все понятия и определения. Для работы над заданиями высокого уровня тренируется навык логично и четко объяснять механизм работы того или иного явления и т.п., учат внимательно вчитываться в формулировку заданий.
2012 год
- Биология, Диагностические работы в формате ЕГЭ 2012, Лернер Г.И., Саленко В.Б.
- Биология, Диагностические работы в формате ЕГЭ 2012, Лернер Г.И., Саленко В.Б., 2012
- Биология, Диагностические работы в формате ЕГЭ 2012, Лернер, Саленко, 2012
- Биология, Подготовка к ЕГЭ 2012, Кириленко А.А., Колесников С.И., 2011
- ЕГЭ 2012 по биологии, 11 класс, 10 вариантов
- ЕГЭ 2012 по биологии, 11 класс, Тренировочная работа №3
- ЕГЭ 2012 по биологии, учебно-методические материалы, Калинова Г.С., Никишова Е.А., Петросова Р.А.
- ЕГЭ 2012, Биология, 11 класс, Диагностическая работа № 2
- ЕГЭ 2012, Биология, 11 класс, Диагностическая работа №1, 2011
- ЕГЭ 2012, Биология, 11 класс, Диагностическая работа №2
- ЕГЭ 2012, Биология, 11 класс, Диагностическая работа, 2011
- ЕГЭ 2012, Биология, 11 класс, Кодификатор
- ЕГЭ 2012, Биология, 11 класс, Пробный вариант
- ЕГЭ 2012, Биология, 11 класс, Спецификация
- ЕГЭ 2012, Биология, 11 класс, Тренировочная работа №3
- ЕГЭ 2012, Биология, 11 класс, Тренировочная работа №4
- ЕГЭ 2012, Биология, 11 класс, Тренировочные варианты
- ЕГЭ 2012, Биология, Актив-тренинг, Калинова Г.С., 2011
- ЕГЭ 2012, Биология, Актив-тренинг, Решение заданий А, В, С, Калинова Г.С., 2011
- ЕГЭ 2012, Биология, Анализ
- ЕГЭ 2012, Биология, Демонстрационный вариант
- ЕГЭ 2012, Биология, Демонстрационный вариант, 11 класс, 2011
- ЕГЭ 2012, Биология, Контрольные тренировочные материалы, Панина Г.Н., Павлова Г.А.
- ЕГЭ 2012, Биология, Контрольные тренировочные материалы, Панина, Павлова
- ЕГЭ 2012, Биология, Практикум, Калинова Г.С., Воронина Г.А.
- ЕГЭ 2012, Биология, Практикум, Реальные тесты, Калинова Г.С., Воронина Г.А.
- ЕГЭ 2012, Биология, Типовые тестовые задания, Калинова Г.С., Воронина Г.А.
- ЕГЭ 2012, Биология, Типовые экзаменационные варианты, 30 вариантов, Калинова Г.С.
- ЕГЭ 2012. Биология, Типовые тестовые задания, Воронина Г.А., Калинова Г.С.
- ЕГЭ 2012. Биология. 11 класс. Демонстрационный вариант. 2011
- ЕГЭ 2012. Биология. 11 класс. Кодификатор. 2011
- ЕГЭ 2012. Биология. 11 класс. Спецификация. 2011
- ЕГЭ 2012. Биология. 11 класс. Тренировочная работа №1. 2011
- ЕГЭ 2012. Биология. Демонстрационный вариант.
- ЕГЭ 2012. Биология. Самое полное издание типовых вариантов. Никишова Е.А., Шаталова С.П. 2011
- ЕГЭ 2013, Биология, 11 класс, Диагностическая работа №1, 2012
- ЕГЭ 2013, Биология, 11 класс, Диагностическая работа №1, Вариант 1-2, 2012
- ЕГЭ 2013, Биология, 11 класс, Диагностическая работа №1, Вариант 3-4, 2012
- ЕГЭ 2013, Биология, 11 класс, Тренировочная работа № 1, 2012
- ЕГЭ 2013, Биология, 11 класс, Тренировочная работа №1, 2012
- ЕГЭ 2013, Биология, Сборник заданий, Лернер Г.И., 2012
- ЕГЭ 2013, Биология, Сборник заданий, Лернер Г.И., 2012
- ЕГЭ 2013, Биология, Тематические тренировочные задания, Лернер Г.И., 2012
- ЕГЭ 2013, Биология, Типовые экзаменационные варианты, 30 вариантов, Калинова Г.С., 2012
- ЕГЭ 2013, Биология, Тренировочные задания, Лернер Г.И., 2012
- ЕГЭ, Биология, Оптимальный банк заданий, Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.С., 2012
- ЕГЭ, Биология, Практикум к выполнению части 2(В), Воронина Г.А., Калинова Г.С., 2012
- ЕГЭ, Биология, Практикум ФИПИ, Подготовка к выполнению части 2 (B), Воронина Г.А., Калинова Г.С., 2012
- ЕГЭ-2013, Биология, Типовые экзаменационные варианты, 30 вариантов, Калинова Г.С., 2012
- Репетитор по биологии, Готовимся к ЕГЭ и ГИА, Шустанова Т.А., 2012
- Репетитор по биологии, Готовимся к ЕГЭ и ГИА, Шустанова, 2012
- Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ 2012, Биология, Никишова Е.А., Шаталова С.П., 2012
2020 год
- Биология, Подготовка к ЕГЭ, Диагностические работы, Котикова Н.В., Саленко В.Б., 2020
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2020 года по биологии
- ЕГЭ 2020, 100 баллов, Биология, Самостоятельная подготовка, Каменский А.А., Соколова Н.А., Маклакова А.С., Сарычева Н.Ю., Богданов Н.А.
- ЕГЭ 2020, Биология, 11 класс, Демонстрационный вариант
- ЕГЭ 2020, Биология, 11 класс, Демонстрационный вариант, Кодификатор, Спецификация, Проект
- ЕГЭ 2020, Биология, 11 класс, Кодификатор
- ЕГЭ 2020, Биология, 11 класс, Методические рекомендации, Рохлов В.С.
- ЕГЭ 2020, Биология, 11 класс, Спецификация
- ЕГЭ 2020, Биология, 11 класс, Спецификация, Кодификатор
- ЕГЭ 2020, Биология, 11 класс, Спецификация, Кодификатор, Проект
- ЕГЭ 2020, Биология, 11 класс, Тренировочный вариант
- ЕГЭ 2020, Биология, 11 класс, Тренировочный вариант №1-16
- ЕГЭ 2020, Биология, 14 вариантов, Типовые варианты экзаменационных заданий, Мазяркина Т.В., Первак С.В.
- ЕГЭ 2020, Биология, 14 вариантов, Типовые варианты экзаменационных заданий, Мазяркина Т.В., Первак С.В.
- ЕГЭ 2020, Биология, Досрочный вариант
- ЕГЭ 2020, Биология, Методические рекомендации, Рохлов В.С., Петросова Р.А.
- ЕГЭ 2020, Биология, Экспер, Каменский А.А., Богданов Н.А., Соколова Н.А., Маклакова А.С., Сарычева Н.Ю.
- ЕГЭ 2020, Биология, Эксперт в ЕГЭ, Каменский А.А., Богданов Н.А., Соколова Н.А., Маклакова А.С., Сарычева Н.Ю.
- ЕГЭ 2020, Сборник заданий по биологии
- ЕГЭ 2020, Экзаменационный тренажёр, Биология, 20 экзаменационных вариантов, Богданов Н.А.
- ЕГЭ 2020, Экзаменационный тренажёр, Биология, 20 экзаменационных вариантов, Богданов Н.А.
- ЕГЭ 2021, Биология, Тематические тренировочные задания, Лернер Г.И., 2020
- ЕГЭ 2021, Биология, Экзаменационные варианты, Лернер Г.И., 2020
- ЕГЭ, Биология, Методические рекомендации по проверке, Рохлов В.С., Петросова Р.А., 2020
- ЕГЭ, Биология, Подготовка к ЕГЭ, Диагностические работы, Котикова Н.В., Саленко В.Б., 2020
- ЕГЭ, Биология, Сборник экзаменационных заданий, Прилежаева Л.Г., 2020
- ЕГЭ, Биология, Типовые экзаменационные варианты, 30 вариантов, Рохлов В.С., 2020
- ЕГЭ, биология, универсальный справочник, Садовниченко Ю.А., 2020
- ЕГЭ-2021, Биология, 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену, Прилежаева Л.Г., 2020
- Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по биологии, 2020
- Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году единого государственного экзамена по биологии
Результаты ЕГЭ: минимальные пороговые, проходные и максимальные баллы, срок действия сертификата
Результаты каждого предметного испытания дают определенное количество баллов. Существует несколько их категорий:
- пороговые (так называют минимальное количество баллов для успешной удовлетворительной сдачи экзамена);
- максимальные (это самое большое количество, которое можно получить, сдав экзамен идеально, т.е. получив максимум баллов по критериям оценивания каждого задания);
- минимальный проходной балл для поступления (образовательные учреждения сами устанавливают планку набранных баллов, с которой можно подавать документы на зачисление, так, в ведущие медицинские вузы минимальный балл по биологии колеблется от 45 до 100 в зависимости от платной или бесплатной формы обучения, для последней необходимо в среднем 70-80 баллов).
Для перевода первичных баллов в тестовые, по которым и определяется результат ЕГЭ по предмету, применяют таблицу:
Таблица перевода первичных баллов в тестовые:
Первичный балл | Тестовый балл | Первичный балл | Тестовый балл |
30 | 55 | ||
1 | 3 | 31 | 56 |
2 | 5 | 32 | 57 |
3 | 7 | 33 | 59 |
4 | 9 | 34 | 60 |
5 | 12 | 35 | 61 |
6 | 14 | 36 | 63 |
7 | 16 | 37 | 64 |
8 | 18 | 38 | 65 |
9 | 21 | 39 | 66 |
10 | 23 | 40 | 68 |
11 | 25 | 41 | 69 |
12 | 27 | 42 | 70 |
13 | 30 | 43 | 72 |
14 | 32 | 44 | 73 |
15 | 34 | 45 | 74 |
16 | 36 | 46 | 76 |
17 | 38 | 47 | 77 |
18 | 39 | 48 | 78 |
19 | 40 | 49 | 79 |
20 | 42 | 50 | 82 |
21 | 43 | 51 | 84 |
22 | 44 | 52 | 86 |
23 | 46 | 53 | 89 |
24 | 47 | 54 | 91 |
25 | 48 | 55 | 93 |
26 | 50 | 56 | 96 |
27 | 51 | 57 | 98 |
28 | 52 | 58 | 100 |
29 | 53 |
Пороговая разбалловка устанавливается распоряжением Рособрнадзора и для предмета биология составляет в 2020 году 16 первичных или 36 тестовых баллов.
Максимальное количество баллов, которые можно набрать по биологии на ЕГЭ в 2020 году, составляет почетные 100 баллов (доля таких выпускников не более 0,04% от всех участников ГИА).
Минимальный проходной балл по биологии для поступления в престижные вузы обычно начинается от 70-80 баллов для бюджетной формы обучения.
Сертификат ЕГЭ — это электронный результат в единой базе Рособрнадзора и Минпросвещения. Он действителен 4 года с момента проведения экзамена.
Сдавать ли биологию?
В 2020 году ЕГЭ по биологии будет в числе дисциплин по выбору. Предмет будет обязательным для тех, кто планирует подать документы на медицинские ВУЗы, а также хочет связать жизнь с экологией, биохимией, психологией, ландшафтным дизайном, агрономией, ветеринарией или палеонтологией.
В 2019 году данную дисциплину в качестве экзамена по выбору сдавали 160 000 человек среди которых 123 600 – выпускники 2019 года, что ставит предмет на уверенное третье место в списке популярности (после обществознания и физики).
При этом средний балл аттестата составил 52,2, а процент высокобальников, продемонстрировавших результат на уровне 80-100 баллов, всего 5,6%. Такая статистика говорит о том, что выпускники недооценивают сложность ЕГЭ по биологии, считают предмет достаточно простым и не уделяют должного внимания подготовке.
Тем не менее, для поступления в котируемые столичные университеты необходимо продемонстрировать результат от 90-95 баллов, а в менее популярные региональные ВУЗы России, не менее 65 баллов. При этом чаще всего необходима связка из химии и биологии, а в некоторых направлениях в паре с биологией хотят видеть сертификат по профильной математике.