Художественные вузы россии 2021

Факультеты, направления, специальности

Профильные художественные университеты максимально дифференцированно подходят к подготовке будущих специалистов. Поэтому обучение проводится на базе узконаправленных факультетов или мастерских:

  • скульптуры;
  • живописи;
  • архитектуры;
  • графики;
  • теории и истории искусств.

Эти же направления и специализации будут указаны в дипломах выпускников.

Есть и более специфические направления, такие как художественная обработка металла, станковая живопись, декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, монументально-декоративное искусство, реставрация, народная художественная культура. Ну и, конечно, редко какой многопрофильный вуз обходится без широко востребованного дизайна.

Стать дипломированным художником можно, обучаясь как очно, так и заочно. В зависимости от выбранного университета и направления учеба займет от 4 до 6 лет (4 года бакалавриата плюс 2 года магистратуры или 5 лет специалитета). Сроки обучения надо уточнять в выбранном художественном вузе. Так, например, в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина период очного обучения на специалитете составляет 6 лет вместо стандартных 5.

Как поступить и почему это сложно?

Многие абитуриенты ошибочно полагают, что главное при поступлении в художественный вуз — результаты ЕГЭ, однако в данном случае самым главным является творческое испытание. Притом ЕГЭ тоже никто не отменял. Обычно в художественные вузы сдается русский язык и литература, на некоторые специальности — математика. 

Как уже упоминали выше, основное — это творческое испытание. Его наполнение и требования вузы диктуют сами. Дополнительные внутренние испытания вуза могут быть следующими:

Рисунок 

Например, в художественной академии имени Сурикова, творческое испытание состоит из рисунка по заданным параметрам и оценивается по заранее известным критериям. Максимальное количество баллов — 100.

Творческое испытание в художественной академии имени Сурикова

В других художественных вузах вас могут попросить нарисовать разные объекты, например, рисунок гипсового слепка античной головы, аналитический рисунок и т. д.

Черчение

Поступающим может быть необходимо сдать экзамен по черчению. Например, в МИРХИ, это часть дополнительного вступительного, минимальный проходной балл — 20 баллов. 

Дополнительное вступительное испытание по черчению в МАРХИ

Живопись

Живопись также может быть одной из составляющих вступительного испытания. Детально, что именно нужно рисовать, поясняет сам вуз. Например, в Российской государственной специализированной академии искусств, необходимо выполнить этюд головы человека с плечевым поясом. 

Дополнительное вступительное испытание по живописи в Российской государственной специализированной академии искусств

Композиция

И наконец последняя и самая распространенная часть творческого испытания при поступлении в художественный вуз — это композиция. Пример задания также взят из Российской государственной специализированной академии искусств. 

Дополнительное вступительное испытание по композиции в Российской государственной специализированной академии искусств

Чтобы лучше подготовится к творческому испытанию следуйте следующим советам:

Посещайте курсы подготовки при вузе, если они есть – это поможет вам лучше погрузиться в среду и узнать все тонкости экзамена.

Распределяйте время равномерно, уделяйте его и подготовке к ЕГЭ по профильным предметам, и дополнительному испытанию.

Обращайте внимание на разбалловку. Вы знаете, сколько максимально вы можете набрать за дополнительные вступительные? Некоторые вузы (например, Академия имени Сурикова) ставят также минимальную планку в 40 баллов для прохождения экзамена. 

Несколько раз проверьте требования к вступительному в вузе: приемная комиссия может вносить изменения, будьте внимательны!

Попробуйте найти в социальные сетях выпускников выбранного вуза, пообщайтесь, уточните, как проходит экзамен

Вам будет спокойнее, а выпускникам и студентам — приятно поделиться опытом и впечатлениями.

Проходные баллы

Учитывая разное количество вступительных испытаний, разброс проходных баллов в художественные вузы очень высок. Поэтому зацикливаться на этом вопросе вряд ли стоит, а лучше посвятить больше времени оттачиванию собственных изобразительных навыков.

Для справки прошлогодние проходные баллы на бюджет отражены в таблице и на диаграмме.

Название вуза Проходной балл
РАЖВиЗ И. Глазунова 730
СПбГУ 447/336/305*
Академия Андрияки 406
ВШНИ 383
СПбГАИЖСА 352/342**
МГУ им. Ломоносова 325
НГУАДИ 315
СПГУТД 308
ЮФУ 293
СФУ 292
УрРАХУ 285
МГХПА им. Строганова 284
НИУ ВШЭ 274
АмГУ 271
РГГУ 258
РГУ им. Косыгина 249
МГАХИ 222

*Проходной балл по специальностям «графический дизайн» 54.03.01, «реставрация» 54.04.04 и «дизайн среды» 07.04.03. **Проходной балл по специальности «живопись» 54.05.02 и «графика» 54.05.03.

Самая высокая проходная планка – в Академии живописи Глазунова, что неудивительно, так как испытания абитуриентов проводятся в 9 этапов, за каждый из которых можно получить до 100 баллов.

Правила приема

Чтобы стать студентом художественного вуза России, одной успешной сдачи ЕГЭ недостаточно. При отборе живописцев, скульпторов, реставраторов и архитекторов, намеренных получить высшее художественное образование, в приоритете всегда талант и способности, поэтому абитуриенты обязательно сдают в институте вступительные творческие испытания.

Набор предметов единого госэкзамена для поступления у каждого художественного института свой. Например, для поступления в Сибирский федеральный университет необходимо наличие результатов ЕГЭ по истории, русскому языку и обществознанию. А в МГАХИ требуют баллы по литературе, истории и русскому языку (при поступлении на направление «Теория и история искусств») или русский с математикой (если в качестве будущей профессии выбраны скульптура или живопись). Поэтому стоит заранее уточнить, какие именно предметы нужны по выбранной специальности.

В отношении творческих испытаний почти все художественные институты придерживаются многоэтапного подхода. Так, чтобы попасть в академию Глазунова, придется пройти проверку по следующим параметрам:

  • знания русского языка (ЕГЭ);
  • литература (ЕГЭ);
  • общая профессиональная подготовка;
  • творческое испытание по живописи;
  • проверка рисунка фигуры и полуфигуры;
  • изобразительные способности к отображению на бумаге головы с плечевым поясом;
  • композиция на заданную тему;
  • композиция на свободную тему;
  • собеседование по общепрофессиональным вопросам.

В МГАХИ несколько иные правила. Сначала студенты проходят вступительные испытания в форме устного собеседования, в ходе которого отвечают на вопросы из профильной сферы (их перечень размещен на официальном сайте института) и демонстрируют собственные авторские работы. Затем идет черед экзаменов профессиональной и творческой направленности. Первый включает в себя:

  • портретный рисунок, который абитуриент должен выполнить за 8 часов графитным карандашом на бумаге (формат А2);
  • портретная живопись (с руками): время написания – 12 часов; размер – до 80 см; материал – холст, масло или акварель (в зависимости от специальности, выбранной абитуриентом).

Испытание творческой направленности подразумевает создание жанровой композиции по заданию экзаменатора за 6 часов. Выполняется на холсте или бумаге, в цвете (маслом или акварелью). Формат готового рисунка – до 50 см в длину и ширину.

Таким образом, художественные институты России не устанавливают единого набора требований к потенциальным студентам. Неизменно лишь одно условие, обеспечивающее поступление на бюджет, – наличие хорошей профессиональной подготовки и таланта.

Словарь терминов

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ы
Э
Ю
Я
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВА­НИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВА­НИЕ (англ. arteducation, нем. Kunsterziehung) — процесс усвоения знаний и навыков в области искусст­ва в определенной системе. Резуль­татом его является подготовка обуча­ющегося к занятию профессиональ­ным художественным творчеством;<?xml:namespace prefix = o ns = «urn:schemas-microsoft-com:office:office» />

X. о. — также система подготовки квалифицированных специалистов всех видов пластических искусств и искусствоведов. Она обеспечивает подготовку художников высшей и средней квалификации. В систему X. о. входят: высшие учебные заведения (академии, университеты, институ­ты), средние специальные (художест­венные училища, училища искусств), а также детские художественные школы и школы искусств.

В России первым государствен­ным художественным учебным заве­дением стала Академия художеств (1757). В <?xml:namespace prefix = st1 ns = «urn:schemas-microsoft-com:office:smarttags» />1832 г. в Москве при Худо­жественном обществе возник худо­жественный кружок, который в 1843 г. переименован в Училище жи­вописи и ваяния. В 1865 г. к учили­щу была присоединена Архитектур­ная школа. В 1918 г. училище преоб­разовано в Государственные свобод­ные художественные мастерские. Аналогичные учебные заведения были созданы на базе художествен­ных училищ в Петрограде, Казани, Саратове, Харькове и др. В 1920 г. путем слияния 1-х и 2-х свободных художественных мастерских и Стро­гановского училища (основано в 1825) в Москве создается Вхутемас (Высшие художественно-технические мастерские) с факультетами: худо­жественные — живописи, скульпту­ры, архитектуры и производствен­ные — полиграфический, текстиль­ный, керамический, деревообделоч­ный, металлообрабатывающий. В 1926—1927 гг. преобразован во Вху­теин (Высший художественно-технический институт). Ранее (1922) подо­бное учебное заведение было созда­но в Петрограде. Оба учебных заве­дения со временем эволюционирова­ли от принципов художественного конструирования (дизайна) к тради­ционным формам обучения и стали готовить преимущественно художни­ков-станковистов. На основе Вхуте­ина в 1939 г. в Москве создан Мос­ковский художественный институт (с 1948 г. — им. В. И. Сурикова), а в Ленинграде в 1932 г. — Институт живописи, скульптуры и архитек­туры.

В 1950— 1980-е гг. в России за­метно расширяется сеть высших и средних художественных учебных заведений, а также детских художе­ственных школ. К нач. 1994 г. кадры художников высшей квалификации готовили: Санкт-Петербургский госу­дарственный академический институт живописи, скульптуры и архитекту­ры им. И. Е. Репина Российской ака­демии художеств. Московский госу­дарственный академический художе­ственный институт им. В. И. Сури­кова Российской академии худо­жеств, Российская академия живопи­си, ваяния и зодчества с филиалом в Перми, Московское высшее художе­ственно-промышленное училище им. С. Г. Строганова, Санкт-Петер­бургское художественно-промышлен­ное училище им. В. И. Мухиной, Красноярский художественный ин­ститут Российской академии худо­жеств с отделением в Якутске, а так­же художественные факультеты в Дальневосточном (Владивосток) и Уфимском институтах искусств. Спе­циалисты средней квалификации обучаются в 59 художественных учи­лищах и на 38 отделениях при учи­лищах искусств. Начальную подготов­ку и обучение основам пластических искусств обеспечивают около тыся­чи детских художественных школ и более трехсот отделений при детских школах искусств.

ХАДАК
ХАЙГА
ХАЙ-ТЕК
ХАММАМ
ХАН
ХАН
ХАНАКА
ХАНИВА
ХАРАМ
ХАРАМЛИК
ХАРИМ
ХАРМИКА
ХАТАИ
ХАТОРИЧЕСКАЯ КОЛОН­НА
ХАТТ МАНСУБ
ХАУЗ
ХАЧКАР
ХАШАН
ХЕПЛУАЙТ
ХЁМОН
ХИАЗМ
ХИЙД
ХИМЕРА
ХИРАНИВА
ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗНАЯ КОСТЬ
ХОЛОДНЫЙ ЦВЕТ
ХОЛСТ
ХОЛУЙСКАЯ МИНИАТЮРА
ХОР
ХОРОМЫ
ХОРОС
ХОРУГВЬ
ХОРЫ
ХОТЬКОВСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ
ХРАМ
ХРАМ В АНТАХ
ХРИСОЭЛЕФАНТИННАЯ СКУЛЬПТУРА
ХРОМАТИЗМ
ХРОМОЛИТОГРАФИЯ
ХРУСТАЛЬ
ХУА-НЯО
ХУДЖРА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДАРОВА­НИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУ­ИРОВАНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВА­НИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЫНОК
ХУДОЖНИК
ХУРДЭ
ХУРЭ
ХЭППЕНИНГ

версия для печати

Сложности выбора

Высшие художественные учебные заведения России условно можно разделить на 3 группы:

  1. Узкоспециализированные художественные институты. Это академические вузы с богатой историей и мировыми именами (Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина (год основания – 1757), Художественно-промышленная академия им. Строганова (год основания – 1825) и др.).
  2. Художественно-педагогические вузы (Институт изящных искусств Московского педуниверситета; Институт музыкального и художественного образования Уральского педуниверситета и др.).
  3. Отделения дизайна и искусств в классических университетах (факультет искусств МГУ, Институт архитектуры и дизайна СФУ и др.).

Несмотря на то что первая (она вне конкуренции) и вторая категории заведений располагают более сильным профессорско-преподавательским составом и имеют лучшую техническую оснащенность для ведения образовательного процесса по сравнению с многопрофильными вузами, выбор между ними не так очевиден. Определяющим становится формат деятельности, которым в будущем предполагает заниматься студент. Если стоит задача приобрести безупречные изобразительные навыки, то прямая дорога в художественный институт или академию. Однако стоит учесть, что последующее трудоустройство часто требует знаний основ бизнеса и торговых отношений, программных или инженерных навыков. Этот аспект подготовки учитывают многопрофильные вузы, поэтому при обучении студентов принимают в расчет возможную специфику их будущей профессиональной деятельности.

Где работают выпускники

Вариантов последующего трудоустройства у студентов, окончивших художественные университеты России не так много. Основная причина кроется в относительно невысокой востребованности выпускников и скромной оплате их труда (по крайней мере на первоначальном этапе).

Всех выпускников художественных институтов можно условно разделить на 3 группы:

  1. Люди, перешедшие в смежные профессии (места трудоустройства – дизайнерские бюро, рекламные и креативные агентства, PR-компании).
  2. Выпускники, решившие связать профессию с педагогикой (они остаются преподавать живопись или другие предметы в вузах, художественных школах и прочих учебных заведениях). Минус – маленькая зарплата, плюс – отличный шанс наработать связи, которые в будущем помогут в организации выставок и продаже картин.
  3. Свободные художники – выполняют работы на заказ, участвуют в выставках. Плюс – занятие позволяет максимально раскрыть свой творческий потенциал и заниматься тем, что действительно нравится, минус – сложность наработки авторитета и общественного признания.

Вообще же, любой выпускник художественного института может работать у себя в мастерской, в частных компаниях и на государственных предприятиях, в музеях, художественных галереях, издательствах, общественных организациях, учебных заведениях основного и дополнительного образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector