Ученые звания в россии — academic ranks in russia
Содержание:
- Обязанности на работе
- Что такое магистратура
- Кафедра ВУЗа
- Чем академия отличается от университета и института
- Специалитет
- Личные качества
- Академия из Древней Греции
- Чем отличаются дипломы
- Для кого подходит
- Что такое факультет в вузе
- Сокращения учёных степеней и званий по ГОСТу 2021
- Кто такой староста группы в ВУЗе
- Особенности профессии
- Чем отличаются дипломы
- Порядок получения степени
Обязанности на работе
Каждый педагог в университете или институте обучает студентов одной или нескольким академическим дисциплинам. В обязанности преподавателя входит:
- подготовка учебного материала по предмету на год, семестр и каждое занятие;
- проведение занятий со слушателями в разных форматах (лекции, лабораторные работы, семинары) с использованием самых эффективных и современных методов обучения;
- мотивация студентов к познавательной деятельности и формирование у них необходимых навыков, умений и знаний по изучаемой дисциплине;
- контроль успеваемости учеников;
- подготовка методических материалов, участие в модернизации образовательных программ;
- прием контрольных и практических работ, экзаменов и зачетов.
Кроме основной деятельности преподаватель руководит дополнительными секциями, факультативами, консультирует слушателей в индивидуальном порядке. Обязательным условием является научная работа и приобщение к ней студентов. Но у большинства российских вузов отсутствует необходимая база для глубокой научно-исследовательской работы, нет помещений, оборудования, сырья и т. д. Зачастую сотрудник приобретает требуемые элементы за свои деньги.
Учебная нагрузка педагога университета ограничена 900 часами в год, она регулируется администрацией вуза в каждом конкретном случае и может быть уменьшена за счет увеличения времени на научную деятельность. По трудовому законодательству рабочая неделя составляет не больше 36 часов.
Что такое магистратура
Образовательная сфера не стоит на месте и система образования постоянно развивается. В 2011 году Россия перешла на болонскую систему образования.
Теперь в российских вузах можно получить не только квалификацию специалиста (5 лет обучения), но еще бакалавра (4 года) и магистра (2 года). Магистратура – это второй этап в получении высшего образования, следующий после бакалавриата ( или специалитета).
Степень магистра получали еще в Российской империи при Александре I (с 17 века). В 1753 году магистерская квалификация впервые была присвоена ученикам М.В. Ломоносова в области философии. Она прочно заняла середину между кандидатом и доктором наук. Обладая званием магистра можно было быть титулярным советником.
Магистратура может быть использована в качестве:
- повышения квалификации специалиста;
- продолжения обучения бакалавра и углубления знаний по своей специальности;
- освоения новой профессии.
В магистратуре можно обучаться как платно, так и за счет государственного бюджета и также получать стипендию, если учиться без троек
Важно знать, что только те, кто окончил специалитет до перехода России на двухуровневую систему образования, могут обучаться в магистратуре бесплатно
Учиться в магистратуре придется 2 года (дневная форма) и 2,5 года (вечерняя или заочная форма). Проводят занятия высококвалифицированные преподаватели: доценты, кандидаты и доктора наук, профессоры. В конце учебы студент пишет магистерскую диссертацию, защищает ее и получает заветный диплом.
Студенты магистратуры имеют те же привилегии, что и бакалавры:
- стипендия;
- всевозможные льготы по студенческому билету;
- проживание в общежитии;
- участие в жизни университета.
Разница между магистратурой и бакалавриатом/специалитетом — высокий уровень самостоятельности магистрантов: очень много информации предлагается для самообразования по специальности.
Магистрант учится самостоятельно больше, чем бакалавр
Процесс обучения максимально нацелен на практику. У студентов чаще проводят практические занятия и семинары люди, работающие в области той профессии, которую осваивают магистры.
Таким образом, можно выявить следующие преимущества магистратуры:
- дает возможность занимать руководящие должности в различных компаниях;
- позволяет продлить студенчество еще на 2 года;
- интересная программа обучения;
- позволяет углубить знания по своей специальности или освоить новую;
- дает возможность проявить себя в качестве ученого;
- после окончания магистратуры можно поступать в аспирантуру;
- можно пройти практику в качестве преподавателя;
- диплом магистра позволяет повысить уровень своей конкурентоспособности на рынке труда.
Принимая решение получать магистерскую степень, необходимо понимать, что магистранты не учат основы профессиональной деятельности, они:
- ведут исследовательские проекты;
- приобретают аналитические умения;
- осваивают первичную базу навыков педагога (в рамках выбранного направления).
Степень магистра относится больше к научным кадрам и предполагает более широкое изучение области. Но не стоит забывать, что к поступлению в магистратуру нужно готовиться так же, как и к поступлению в бакалавриат или специалитет.
Если есть желание, время и возможность, можно поступать в магистратуру на другую специальность. Но для этого нужно посвятить много времени на освоение профессиональных дисциплин и вникание в специализацию.
Кафедра ВУЗа
Разберем на конкретном примере.
В педагогическом ВУЗе существуют следующие факультеты: историко-филологический, физико-математический, биолого-географический, психолого-педагогический, физической культуры и спорта.
Факультет историко-филологический объединяет в общем смысле всех студентов-гуманитариев, они все подчиняются одному декану, занимаются в одном корпусе, но ходят на занятия с учетом того, к какой кафедре относится их специализация.
Это кафедры русского языка, кафедра литературы, кафедра истории и социально-гуманитарных наук.
Более узкий контакт между студентом и кафедрой происходит не на первых учебных курсах, а приблизительно на третьем, в момент написания первой курсовой работы.
К примеру, подготовительную деятельность по курсовой работе на тему «Особенности синтаксиса в произведении Л.Н.Толстого «Анна Каренина» (курсовая на знание основ русского языка) будет вести кафедра русского языка.
Более тесно сотрудничать с кафедрой студенты начинают с третьего курса, когда определяются со специализацией
Точно таким же образом решается вопрос с написанием, подготовкой и защитой дипломных работ, а также организацией практики.
Бесспорно, кафедра не является абсолютно автономным объектом образовательной системы, члены всех кафедр работают взаимосвязано, но делая акцент на собственной специфике.
Членами кафедры являются все преподаватели, работающие по направлению узкопрофильных дисциплин.
Кстати, перед начальником кафедры в одинаковой мере имеют равенство как рядовые педагоги, так и доценты, доктора наук.
Студенту необходимо помнить, что в случае каких-либо сложностей в процессе обучения первым лицом, к которому необходимо обратиться, является начальник кафедры, а уже после декан.
Чем академия отличается от университета и института
Формальная разница между академией и университетом определяется по комплексу факторов, в который входят:
- квалификация преподавательского состава;
- число учащихся в аспирантуре;
- количество профилей обучения;
- ведение научной работы.
Отличие академии от университета и института определяется:
- Числом аспирантов на каждую сотню студентов: не меньше четырех в университете и двух – в академии и институте.
- Среднегодовым размером финансирования основных исследований: в университетах – не меньше 10 млн, от 5 до 10 млн для академий и максимум 5 млн рублей для институтов.
В случае если доля аспирантов, защитивших диссертации на протяжении двенадцати месяцев после завершения обучения, составляет 25 % и более, институт имеет право претендовать на статус академии или университета.
- Количество педагогов в штате: от тридцати человек для молодых вузов (3-5 лет); не менее сорока преподавателей, если возраст учебного заведения не превышает 9 лет; не меньше пятидесяти для вузов старше 10 лет.
- Академии и университеты должны основывать свою работу на инновационных технологиях и подходах, в таких вузах обязательно наличие электронной научной библиотеки.
Специалитет
Что касается специалитета, то тут говорится об основной проф. образовательной программе, в которую входит изучение гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных предметов общенаучной направленности, общепрофессиональные дисциплины, теоретическая и практическая подготовка по специализации и специальности.
Данная форма образования отличается от общепринятой в Европе. Специалитет – классическая форма образования в России, которая осталась в немногих вузах страны, в том числе, на медицинских, военных и инженерных факультетах.
Специалитет длится не меньше 5 лет, по прошествии которых студента ждет итоговая аттестация, в том числе – и дипломная работа.
Если выпускнику удается преодолеть все эти препятствия, ему присваивают квалификацию специалиста «учитель», «инженер», «экономист» и пр.
Личные качества
Интересуясь, как стать преподавателем в вузе, важно понимать, что эта профессия подходит не всем. Будущему специалисту для работы со студентами понадобится целый набор не только профессиональных, но и личных характеристик. Первое, что нужно, чтобы стать преподавателем в вузе – это стрессоустойчивость
Что скрывается за этим понятием? Надо сказать, что стрессоустойчивость требуется на многих вакансиях. Профессиональный преподаватель – не исключение. Этот специалист должен превосходно контролировать собственные эмоции и в любой ситуации сохранять спокойствие. Ведь в аудиториях могут возникать различные ситуации. Преподаватель должен оставаться спокойным и сохранять уважительное отношение к студентам
Первое, что нужно, чтобы стать преподавателем в вузе – это стрессоустойчивость. Что скрывается за этим понятием? Надо сказать, что стрессоустойчивость требуется на многих вакансиях. Профессиональный преподаватель – не исключение. Этот специалист должен превосходно контролировать собственные эмоции и в любой ситуации сохранять спокойствие. Ведь в аудиториях могут возникать различные ситуации. Преподаватель должен оставаться спокойным и сохранять уважительное отношение к студентам.
Академия из Древней Греции
Так же как и в университет, в академию могут поступить люди, уже имеющие высшее образование, и люди без него. Основателем учреждений по праву можно считать Платона.
Открыл он своё заведение в роще Академа, из-за чего и появилось это название.
- В академии студент получает исчерпывающие знания по своей специальности.
- В большинстве современных академий встречаются факультеты, сочетающие в себе несколько отраслей сразу, например, это могут быть искусство и точные науки, или экономика и юриспруденция.
- Часто при академии открывается также и университет, а основное её направление можно узнать из названия. К примеру — академия управления МВД, академия естественных наук или искусств.
- Хоть направлений обучения в академии куда больше, чем в институте, в университете их всё равно больше.
Разнообразные научные исследования, опыты и разработки наряду с выпуском методических материалов — такая же обычная часть жизни академий, как и лекции для студентов. Многие преподаватели имеют не только статус, но и высокие научные степени.
Чем отличаются дипломы
В дипломе бакалавра будет указано БАКАЛАВР такого-то направления. В дипломе специалиста будет указана определенная специальность: инженер, эколог, юрист.
Кроме того, отличается программа подготовки и глубина освоения материала. Выпускникам специалитета открывается больше возможностей для начала карьеры. Выпускник бакалавриата сможет перегнать специалиста только после окончания магистратуры.
Покажем разницу подготовки и компетенций на примере на популярных направлениях – юриспруденции и экономики.
Юридическое образование
Бакалавриат – Юриспруденция
Вы будете в общем и целом подкованы в законодательстве и сможете работать с документами, вести юридические консультации, сопровождать компанию или частное лицо в суде. Но получать какие-то специальные знания вам придется на практике или с помощью следующей ступени образования.
Специалитет – Судебная экспертиза
Здесь уже есть знания по узкому профилю. Вы можете сразу заниматься расследованием преступлений и проведением судебных экспертиз, ваш уровень образования это позволяет.
Экономическое образование
Бакалавриат – Экономика
Вы сможете осуществлять базовые экономические операции, вести бухгалтерский учет, разрабатывать бизнес-планы, планировать бюджет, проводить аудит компании и работать с финансовой отчетностью.
Специалитет – Экономическая безопасность
Это уже специалист более высокого уровня. Вы сможете выявлять и расследовать экономические правонарушения, проводить налоговые проверки и обеспечивать правопорядок в сфере экономики.
В дипломе бакалавра указано общее направление
Для кого подходит
Преподавать в университете может человек, который в совершенстве владеет своим предметом, увлечен им и постоянно профессионально развивается. Он обязан быть на голову выше по знаниям, чем все студенты, присутствующие в аудитории. Это вопрос авторитета как самого работника, так и учебного заведения. Если преподаватель найдет контакт с учащимися, то результаты его деятельности очень скоро станут заметны, в противном случае слушатели будут просто ждать окончания лекции.
Ассистент, доцент или профессор должны постоянно повышать свой уровень, читать самую актуальную специализированную литературу, знакомиться с новинками в своей области знаний, ответственно подходить к подготовке к каждому занятию.
Среди необходимых личных качеств можно выделить:
- ответственность и трудолюбие;
- увлеченность своим делом;
- коммуникабельность, умение найти контакт с аудиторией и изложить материал в интересной и доступной форме;
- тягу к научной и творческой деятельности;
- активную жизненную позицию;
- усидчивость и сосредоточенность;
- уважительное отношение к своим студентам и коллегам;
- четкую и ясную речь;
- терпение и хладнокровие.
Хороший преподаватель всегда ищет разные возможности повысить уровень знаний своих студентов. Приветствуется организация и участие в различных конференциях, круглых столах, социальных проектах, конкурсах. Для поддержки начинаний можно привлекать российские или иностранные гранты.
Что такое факультет в вузе
Иерархия в университете:
- Ректор;
- Проректоры и Ученый совет;
- Деканы факультетов;
- Руководители кафедр;
- Профессорско-преподавательский состав.
Декан — руководитель факультета
Работа факультета осуществляется под руководством декана. Он полностью за все сферы деятельности, несет ответственность за выполнение всех предписанных норм и правил, издает все распоряжения, касающиеся и студентов, и преподавателей. Назначение декана происходит на основании результатов выборов, чаще всего, их проводят в режиме тайного голосования членов Ученого совета вуза. После этого кандидатура должна быть утверждена ректором. Выборы на все руководящие должности факультета университета (в том числе и декана) проводятся каждые пять лет.
Ученый совет
Ученый совет, который проводит выборы и предлагает кандидатуру декана ректору, также переизбирается каждые пять лет. В него входят некоторые представители профессорско-преподавательского состава, студенты и сотрудники вуза. Председатель Ученого совета – ректор. Он назначает проректоров, которые помогают развивать университет в различных направлениях. Далее идут непосредственно руководители факультетов, т.е. деканы.
Кафедра — структурная единица вуза
Кафедра это объединение преподавательского состава учебного заведения по одной или нескольким специальностям. Заведующие кафедрами, так же как и прочие должности, выбираются путем тайного голосования Ученого совета, а затем утверждаются ректором.
Профессорско-преподавательский состав
Особенности факультета в университете
Следующая структурная единица – это непосредственно профессорско-преподавательский состав, который также выбирается на конкурсной основе. Требования к преподавателям вуза – наличие образования по специальности, обязательно должна быть окончена аспирантура. Только она дает право преподавать в высших учебных заведениях. Преподавательские должности в вузе бывают следующие: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор.
- Ассистент – самая младшая преподавательская должность. На ней работают те, кто еще не имеет ученой степени или те, у кого недостаточного опыта преподавательской деятельности. Чаще всего, в обязанности ассистента входит проведение лабораторных или практических занятий со студентами.
- Старшим преподавателем могут работать те, у кого есть большой педагогический опыт, даже если еще нет ученой степени, но они находятся на стадии ее получения. Старшие преподаватели могут читать лекции, проводить практические занятия и руководить курсовыми, а иногда и дипломными работами.
- Доцент – это не только должность, но и ученое звание. Доцент должен иметь ученую степень кандидата наук, а также большой опыт преподавания в вузе.
- Профессор – это высшая преподавательская должность в вузе и научное звание. Решение о присвоения этого звания принимается Ученым советом и ректором вуза. Профессоры могут заниматься любой деятельностью, в том числе ведут занятия в аспирантуре и докторантуре.
Сокращения учёных степеней и званий по ГОСТу 2021
На титульном листе любой учебной работы студент должен указывать ФИО, степень и должность преподавателя, который проверяет работу, или того, под чьим руководством она выполнена. В таких случаях используются сокращения. Они регламентированы ГОСТом 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке». Согласно этому документу:
- «Доцент» сокращается как «доц.».
- «Профессор» — «проф.».
- «Кандидат» — «канд.».
- «Доктор» — «д-р».
Теперь вы знаете, какие бывают учёные звания и степени и чем они отличаются и сможете оформить титульный лист учебной работы, не ошибившись в степени и должности преподавателя.
А если не уверены, что сможете подготовить реферат, курсовую или диплом, обращайтесь в сервис помощи студентам. Его эксперты не оставят вас наедине с учебными проблемами.
Кто такой староста группы в ВУЗе
Староста сегодня — кто это такой? Все тот же руководитель начального уровня.
Староста — это по сути руководитель начального уровня
Он должен решать основные вопросы, возникающие у учебной группы, выполнять отдельные функции администрирования ее деятельности, и являться посредником между студентами и администрацией учебного заведения.
Он может быть выбран самим коллективом или назначен руководством учебного заведения: школы, колледжа или ВУЗа.
Для человека, назначаемого на эту должность, конечно, будет лучше, если его выберет сама группа.
Мало кто любит, что бы им управляли, тем более, если бразды правления отданы сверстнику, поэтому если староста избран общим собранием, то проблем у него все же будет меньше, поскольку большинство было согласно с его кандидатурой.
Если же старосту назначают «сверху», его могут рассматривать как «засланного казачка» от руководства, да и при таком назначении может быть выбран не тот студент, которому доверяет большинство учащихся.
И в этом случае работать ему будет сложнее.
Но каким бы образом староста не был назначен, ему придется выполнять вполне конкретные обязанности.
Особенности профессии
Преподаватель является специалистом, который не только отлично знает свой предмет, но и обладает развитыми коммуникативными навыками. Работа направлена на обучение, а также на правильное психологическое, физиологическое, эмоциональное развитие учеников. Рассмотрим основные должностные обязанности преподавателя:
- разработка учебных планов и программ;
- обучение студентов в соответствии с нормами, регулируемыми законодательством;
- организация самостоятельной работы, контроль результатов;
- выбор форм и методов преподавания;
- поддержка дисциплины в коллективе;
- содействие развитию творческого потенциала студентов;
- ведение внеучебной работы, защита прав и интересов студентов.
Преподаватель занимается научно-исследовательской работой, постоянно расширяет круг знаний с помощью посещения конференций, семинаров, тренингов. Он принимает активное участие в мероприятиях, направленных на развитие образовательного учреждения, повышение качества обучения.
Чем отличаются дипломы
В дипломе бакалавра будет указано БАКАЛАВР такого-то направления. В дипломе специалиста будет указана определенная специальность: инженер, эколог, юрист.
Кроме того, отличается программа подготовки и глубина освоения материала. Выпускникам специалитета открывается больше возможностей для начала карьеры. Выпускник бакалавриата сможет перегнать специалиста только после окончания магистратуры.
Покажем разницу подготовки и компетенций на примере на популярных направлениях – юриспруденции и экономики.
Юридическое образование
Бакалавриат – Юриспруденция
Вы будете в общем и целом подкованы в законодательстве и сможете работать с документами, вести юридические консультации, сопровождать компанию или частное лицо в суде. Но получать какие-то специальные знания вам придется на практике или с помощью следующей ступени образования.
Специалитет – Судебная экспертиза
Здесь уже есть знания по узкому профилю. Вы можете сразу заниматься расследованием преступлений и проведением судебных экспертиз, ваш уровень образования это позволяет.
Экономическое образование
Бакалавриат – Экономика
Вы сможете осуществлять базовые экономические операции, вести бухгалтерский учет, разрабатывать бизнес-планы, планировать бюджет, проводить аудит компании и работать с финансовой отчетностью.
Специалитет – Экономическая безопасность
Это уже специалист более высокого уровня. Вы сможете выявлять и расследовать экономические правонарушения, проводить налоговые проверки и обеспечивать правопорядок в сфере экономики.
В дипломе бакалавра указано общее направление
Порядок получения степени
Работа над диссертацией обычно проводится в период аспирантуры, который называется аспирантура . Он выполняется либо в образовательном учреждении (например, в университете ), либо в научно-исследовательском учреждении (например, в сети институтов Российской академии наук ). Его также можно проводить без прямого подключения к академии. В исключительных случаях ученая степень кандидата наук может быть присуждена на основании опубликованных научных работ без написания диссертации. В области экспериментальных наук диссертация основана на независимом исследовательском проекте, проводимом под руководством профессора, результаты которого должны быть опубликованы как минимум в трех статьях в рецензируемых научных журналах.
Необходимым условием является прохождение курсов философии и иностранного языка, а также сдача квалификационного экзамена, называемого «кандидатский минимум». В Советском Союзе кандидатский минимум включал экзамены по специальности «диссертант», по выбору иностранного языка и по научному коммунизму . В постсоветской России и других постсоветских государствах последний экзамен был заменен экзаменом по философии , а недавно в России — по истории и философии науки ; в Украине это все еще философия.
Диссертация представляется («защищается») перед комитетом, называемым диссертационным советом, который аккредитован при образовательном или научном учреждении. Совет состоит примерно из 20 членов, которые являются ведущими специалистами (включая академиков) в области диссертации, которые были отобраны и уполномочены работать в Совете. Резюме диссертации должно быть опубликовано перед публичной защитой в виде «автореферата» тиражом около 150–200 экземпляров и распространено среди крупных исследовательских организаций и библиотек. Соискатель степени должен иметь официального «научного руководителя». Диссертация должна быть представлена вместе с официальными отзывами нескольких рецензентов, называемых «оппонентами». В процедуре , называемой «защитой диссертации» диссертация суммируются перед Комиссией, а затем выступлениями противников или чтением своих ссылок и ответов на замечания оппонентов и вопрос членов комиссии со стороны стремящегося .
Если защита будет успешной (66,6% голосов при тайном голосовании членов Совета), она рекомендуется, а затем должна быть одобрена центральным советом штата, называемым Высшей аттестационной комиссией или «Высшей аттестационной комиссией» или ВАК ( или аналогичным органом в других странах). Однако с конца 2010-х годов диссертационные советы, аккредитованные при некоторых всемирно известных образовательных учреждениях, таких как Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты или ведущие исследовательские центры, освобождаются от необходимости отправлять защищенные диссертации в ВАК для проверки. По состоянию на 2021 год таких организаций было 29 (см. Полный список ).