Как писать план реферата: образец, правила составления

Как и где составить план

В вопросах планирования важно найти “свои” инструменты. Пробуйте разные способы ведения плана — бумажный, электронный, списки, таблицы, майнд-карты

Сегодня я веду план в бумажном ежедневнике + Trello. Некоторые задачи для наглядности я планирую через майнд-карты на сайте www.mindmeister.com.

В бумажном ежедневнике я использую систему Bullet Journal. Она претерпела некоторые изменения, но в общем, очень мне нравится. Также у меня есть мини-блокнот, в который каждое утро перед работой я переписываю цели и записываю список дел на день.

В дни, когда я не чувствую высокой концентрации, я начинаю планирование с фрирайтинга. Пишу свои приоритеты и спрашиваю себя, что я могу сделать сегодня, чтобы приблизиться к желаемой цели. Сначала со скрипом, но дела появляются, а фокус становится четче.

В Trello я веду несколько досок, они носят стратегический характер. Туда я записываю все идеи и дела, которые мне нужно обдумать, задачи на дальнее будущее. Там же у меня имеется список клиентов, доработок по сайту и прочее.

Майнд-карты для меня достаточно новый инструмент, но он позволяет по некоторым задачам прописать последовательность действий. Я не использую его повседневно, но для сложных задач он помогает мне наметить главные составляющие и разделить дела по категориям.

Никто не сможет дать вам идеальный рецепт того, как именно вам стоит составить план и вести свою систему планирования, однако без опробования разных методик, прийти к своей собственной будет практически невозможно.

Пробуйте, экспериментируйте с разными методами, планируйте и, конечно же, действуйте! Я надеюсь, что статья «Как составить план» станет вашим помощником на пути к желаемому результату.

Что такое план текста и зачем он нужен?

План статьи – это список, состоящий из основных мыслей статьи, которые изложены в логической последовательности. Главная задача – раскрыть содержание. Идеальной структурой считается та, при взгляде на которую вспоминается весь текст.

Каждый пункт списка – ориентир, помогающий понять суть статьи.

Зачем копирайтеру составлять и продумывать план:

  • избавиться от каши в голове, разложить всю информацию по полочкам;
  • сделать материал полезным, увлекательным для читателя;
  • благодаря продуманной структуре, читатель легко найдет нужный ему блок информации;
  • количество клиентов, восторженных отзывов вырастет вместе с вашим доходом.

Умение структурировать помогает готовиться к экзаменам, анализировать статьи конкурентов.

Виды и формы проведения учебного занятия

Каждый преподаватель должен знать о том, что существуют конкретные виды теоретических уроков, которые определяют его форму:

  • Ознакомительный. Такие занятия удобнее всего проводить в форме беседы, лекции, разговора. Здесь ученики познают новое, следовательно, нуждаются в дополнительных разъяснениях.
  • Закрепление материала. Простой опрос является наименее эффективной формой повторения. Рекомендуем вам включить в структуру занятия КВН, конкурсы, аукционы, игры, спектакль либо иного рода работу.
  • Применение теории на практике. Приоритетными в данной форме являются лабораторные работы, творческие задания, соревнования и так далее.
  • Обобщение знаний и практических навыков, их систематизация. Форма проведения – свободная.
  • Контроль. Традиционный вариант предполагает проведение контрольных работ, тестов, зачётов, диктантов, срезов и иных форм контроля.

Виды планов

В понимании большинства людей план – это тезисное изложение материала. На самом деле это всего лишь один из видов. Существуют другие, каждый из них решает свои задачи и имеет конкретные цели.

Через тезисы

Тезис – главное предложение из нескольких абзацев. Отражает одну мысль. Состоит из 4–6 слов, иногда допустимо увеличение до 8-10 слов. Тезисы плана – это подзаголовки будущей статьи. Примерная схема составление подзаголовка такая: о чем идет речь (существительное) + действие с главным предметом (глагол), вспомогательные части речи.

Через вопросы

Этот метод подходит для создания обучающих статей. Каждый пункт раскрывает по порядку главные вопросы относительно предмета обсуждения, проблемы. Например, план может включать такие вопросы:

  1. Что это такое (конкретизируем то, о чем идет речь)?
  2. Зачем это нужно?
  3. Каким бывает?
  4. Как сделать?
  5. Как оценить результат?
  6. Другое.

Часто авторы используют смешанный тип плана: тезисы + вопросы.

Через схему

Подходит для составления обзоров, описаний, анонсов, пресс-релизов. В этом случае нужно зафиксировать отдельные слова, факты, цифры, даты. Можно соединить их стрелками или другими символами. Строгих критериев для схемы нет, каждый автор составляет план так, как ему нравится.

Виды плана

Итак, наша задача — передать суть текста. Однако записать ключевые мысли можно по-разному: своими словами или с помощью цитат, односложно или более развёрнуто. С учётом этого принято выделять 5 видов плана текста.

Тип Особенности Пример
Тезисный Сжато передаёт смысл каждой части текста. Содержит большое количество глаголов.
  1. Три поросёнка построили себе по дому.
  2. Пришёл волк и сдул домики из соломы и хвороста.
  3. Поросята спрятались у брата, который не ленился и сделал дом из камня.
  4. Волк не смог сломать третий дом, обжёгся в дымоходе и убежал.
Назывной Основан на коротких тезисах с большим количеством существительных и прилагательных.
  1. Дома трёх поросят.
  2. Нападение волка. Уничтожение домиков из соломы и веток.
  3. Спасение в каменном доме.
  4. Победа над волком.
Вопросный Каждый пункт представляет собой вопрос к определённой части текста. Ответив на них, можно полностью восстановить содержание.
  1. Какие домики были у трёх поросят?
  2. Почему волк легко сломал два дома?
  3. Как поросятам удалось спастись?
Опорная схема Мини-конспект из ключевых слов и отрывков предложений, которые помогают передать смысл текста.
  1. Три поросёнка строят домики: из соломы (Ниф-Ниф), веток (Нуф-Нуф) и камня (Наф-Наф).
  2. Встреча с голодным волком в лесу, погоня.
  3. Волк ломает дома из соломы и веток (дует).
  4. Убежище в каменной “крепости” Наф-Нафа.
  5. Волк не может сломать, хочет пролезть в дымоход.
  6. Победа над волком (нагревают котёл, волк обжигается и убегает).
Комбинированный Объединяет несколько типов.
  1. Поросята строят домики (солома, хворост, камень). Почему Ниф-Ниф и Нуф-Нуф смеялись над Наф-Нафом?
  2. Встреча с волком.
  3. Что произошло с домами Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа?
  4. Поросята убегают к Наф-Нафу и прячутся у него (“Никакой на свете зверь не откроет эту дверь”).
  5. Волк не может разрушить каменный дом и решает: “Проберусь в дом через трубу”.
  6. Поросята нагревают котёл. Волк обжигается, вылетает обратно и убегает в лес.

Говоря о том, как составлять план текста, в первую очередь нужно определиться с его видом. Для устного пересказа, например, больше подходят тезисы и опорные схемы, а для сочинения или анализа можно смело использовать вопросы.

Чем чревато отсутствие плана статьи

А теперь давайте расскажем, как отсутствие плана влияет на будущий текст и какие ошибки совершают авторы:

  • Хаотичная структура пунктов — она нарушает логичность и плавность повествования.
  • Некоторые подзаголовки перекликаются друг с другом, повторяя одну мысль несколько раз.
  • Нет четкого разделения на ключевые тезисы — читатель при беглом взгляде на текст не понимает, какую пользу он может извлечь из материала.
  • Пункты расписаны в разных стилях, из-за чего создается путаница — и текст плохо воспринимается читателем.
  • В статье нет полного раскрытия темы, некоторые важные факты упущены или о них упоминается вскользь.

Какие виды планов существуют?

План помогает нам не запутаться, четко сформулировать, изложить свою мысль. Существует множество вариантов. Сейчас мы рассмотрим наиболее известные методы.

Каждый раздел представлен тезисом. Тезис – краткая формулировка основной идеи 1 – 3 абзацев. Отличительная черта: много глаголов. Он состоит из подлежащего, называющего тему, и сказуемого, раскрывающего ее. Без сказуемого теряется основная мысль.

Как найти тезис? Новичкам сложно выделить основное, отбросив детали. Иногда подзаголовок структуры растягивается на 10 – 15 слов, хотя это недопустимо. Задайте вопросы к абзацам. Но помните: ответ должен состоять из 4 – 8 слов и не более.

Для примера я взяла сказку о золотой рыбке А. С. Пушкина:

  1. Жил старче небогато со своей старушкой.
  2. Старик поймал волшебную рыбку и отпустил ее.
  3. Старче рассказал все старухе, она потребовала корыто.
  4. Недовольная старуха послала старика за избой.
  5. Сварливой старухе недостаточно избушки, она захотела стать царицей.
  6. Надоело быть царицей старушке, захотелось ей стать владычицей морской.
  7. Рыбка не вынесла алчности старухи и исчезла.
  8. Старик и его жена остались с разбитым корытом.

Вопросительный

Этот вид структуры построен на вопросах к смысловому блоку текста. Лично мне проще именно так прорабатывать статью. Вопросы возникают еще во время изучения материалов, обдумывания темы.

Как он выглядит, я снова покажу на примере сказки про золотую рыбку:

  1. Что сделал старик, когда выловил волшебную рыбку впервые?
  2. Как старуха отреагировала на рассказ о золотой рыбке?
  3. Что старуха заставляла мужа просить у рыбки?
  4. Как рыбка ответила на последнее желание старушки?
  5. Что произошло со стариком и его женой в конце?

Задавайте вопрос с помощью слов: как, когда, почему, чей, сколько, кто. Избегайте вопросительной части “ли”.

Назывной план состоит из тезисов, выраженных существительными, прилагательными. Глаголы не нужны. Он очень краткий. Максимальный размер одного заглавия 2 – 4 слова.

Вернемся к нашей сказке о золотой рыбке, чтобы увидеть назывной план на практике:

  1. Встреча старика и золотой рыбки.
  2. Прихоти старухи.
  3. Старик и старуха у разбитого корыта.

Вспомнили классику детства? Значит, все верно. Если только одного взгляда на план хватает, чтобы вспомнить содержимое статьи, вы на правильном пути.

Вот как я вижу правильно написанный опорный план знаменитой сказки:

  1. Первая встреча старика и золотой рыбки.
  2. Три желания старухи.
  3. Отказ рыбки.
  4. Разбитое корыто.

Опорную структуру составляют для публичных выступлений, презентаций, новостных статей и кратких обзоров. Чтобы не упустить главную мысль, но и не смотреть постоянно в листок. Указывайте факты, цифры, названия предметов, действующих лиц.

Это микс из разновидностей планов. Ставьте вопросы, выписывайте тезисы – никаких ограничений.

Для наглядности покажу комбинированную структуру сказки о золотой рыбке:

  1. Старче попалась волшебная рыбка, которую ему стало жалко. Он ее отпустил.
  2. Как повела себя старуха, услышав о необычной рыбке?
  3. Три желания старухи.
  4. Почему золотая рыбка отказалась выполнять последнее желание?
  5. Старик и его жена вернулись к прежней жизни.

Можете им пользоваться для любых целей.

Простой и сложный

Какой план вам нужен: развернутый или простой

Чтобы сделать правильный выбор, подумайте, насколько важно описать детали или можно обойтись назывными предложениями?. Простая структура – это 3 – 5 заголовков без подробностей, состоящих из 2 – 5 слов, а сложная – более 5 заголовков с подзаголовками и важными деталями

Простая структура – это 3 – 5 заголовков без подробностей, состоящих из 2 – 5 слов, а сложная – более 5 заголовков с подзаголовками и важными деталями.

Например, сказку “Колобок” можно представить так:

  • Лепка колобка.
  • Колобок встретился с зайцем.
  • Колобок встретился с волком.
  • Колобок столкнулся с медведем.
  • Колобок попался лисе.
  • Лиса съела его.
  • Появление колобка.
    • Кто испек колобка?
    • Когда ожил колобок?
    • Что сделал оживший колобок?
  • Путешествие колобка.
    • Как ушел колобок от зайца?
    • Встреча волка и колобка.
    • Колобок столкнулся с медведем.
    • Чем закончилась встреча колобка и лисы?

Как видите, упрощенный вариант указывает только на ключевые моменты, сложный помогает понять поведение героев, развитие сюжетной линии.

Утверждение проекта для начала строительства

Необходимость корректировки проекта. Даже в том случае, если вы сами смогли изобразить на бумаге дом своей мечты, необходимо будет перед началом строительства дома все-таки проконсультироваться со специалистами – мнение грамотного прораба или же архитектора лишним не будет. Как минимум, необходимо будет согласовать следующие моменты:

  1. Проведение электрики;
  2. Проведение собственной канализации;
  3. Проведение водоснабжения;

Необходимо понимать, что все указанные выше вопросы не являются художественной или архитектурной частью проекта. Это все — самые рутинные вопросы, грамотный подход к решению которых обеспечивается только профессионалами своего дела. В крайнем случае, любой недосмотр при самостоятельном составлении проекта дома, который допустил человек, не имеющий профильного образования, может быть подкорректирован грамотным прорабом, который практическую сторону любой идеи понимает намного лучше. Хотя даже в том случае, если проект составляется профессиональными архитекторами, то также не исключаются чисто практические недочеты.

Самостоятельная работа над проектом дома и ее преимущества

Проект своего дома вы можете создавать сами – для того, чтобы разработать чертежи взаимного расположения тех или иных помещений, а также определиться с местом дома на участке, не потребуется специальных знаний. Грамотный и ответственный подход к делу обеспечит вам успех мероприятия. Однако в плане проведения коммуникаций надо будет обязательно проконсультироваться с профессионалами. Таким образом можно будет правильно спланировать дом, который прослужит вам верой и правдой.

Бизнес-план: почему он необходим?

Отсутствие бизнес-плана говорит не только о неорганизованности, но и отсутствии желания достигать результата

Так как составить правильный план на месяц, на квартал, на год для своего дела непросто, важно уделить внимание следующим целям:

  • Определить задачи и передать их в виде поручений менеджерам.
  • Составить наглядный проект бизнеса.

При составлении плана важно продумывать каждую деталь. Зачастую руководители придерживаются одной цели, не обращая внимания на детали, однако результата так и не достигают

Подобный конфуз происходит из-за того, что многие начальники забывают, что большое дело складывается из ряда небольших задач, казалось бы, незаслуживающих пристального внимания.

Как сделать жизнь в детском лагере интересной

Для того чтобы понять, как составлять план мероприятия в летнем оздоровительном лагере, приведем конкретный пример. Практически в любом отечественном общеобразовательном учреждении в летнее время организуется детский оздоровительный лагерь дневного пребывания.

Для того чтобы дети проводили в нем время весело и познавательно,составляется предварительный план тех мероприятий, которые будут организованы педагогами в течение двух недель.

1-й день. Открытие лагеря:

2-й день. Операция «Икс»:

3-й день. Открытие лагеря «Радуга»:

4-й день. Акция «Мы за здоровый образ жизни»:

5-й день. Погружение в творчество:

6-й день. Погружение в науку:

7-й день. Погружение в музыку:

8-й день. Погружению в дорожную азбуку:

9-й день. Погружение в спорт:

10-й день. Закрытие лагеря «Радуга»:

Ошибки, которых нужно избегать во время составления тезисного плана

Наиболее распространенные ошибки, совершаемые во время составления тезисного плана:

Люди не разграничивают понятия тезис и цитата

Очень важно отделять понятие «тезис» от понятия «цитата». Тезисом называют краткое подтверждение либо отрицание чего-либо

Цитата – точное выражение из текста, имеющее определенного автора и заключающееся в кавычки.
Нежелание полностью ознакомиться с текстом. Данная ошибка довольно распространена, так как частичное ознакомление с текстом приведет к неверным тезисным пунктам.
Слишком длинные тезисные предложения. Основная черта тезиса – краткость.

Подготовка к ОГЭ

После успешного прохождения собеседования можно сосредоточиться на основном экзамене. Здесь важен системный подход, чтобы школьник смог подтянуть свои знания и практические навыки по всем темам.

Демоверсия

Чтобы получить представление о структуре экзаменационной работы, предлагаемых заданиях и их сложности, лучше всего воспользоваться демонстрационным вариантом испытания. Это своего рода тренажер, который поможет научиться правильно и полно записывать развернутые ответы, а также наглядно покажет, что ожидает ученика на экзамене.

В разделе «Система оценивания экзаменационной работы» размещен текст для прослушивания, который используется для выполнения первой части ОГЭ по русскому языку – сжатого изложения. На реальном экзамене используется аудиозапись, но при подготовке можно попросить родителей или друзей дважды прочитать его вслух.

Кодификатор

Демоверсия дает школьнику возможность потренироваться на реальных примерах, однако полный список экзаменационных тем и требований можно увидеть только в кодификаторе. Документ состоит из двух частей. В первой размещены требования к освоению школьниками учебной программы:

  • умение анализировать (различать стили речи, языковые единицы, определять основную мысль и тему текста);
  • чтение и аудирование (восприятие информации на слух, чтение текстов в различных стилях и жанрах);
  • письмо (умение строить текст, соблюдение грамматических, лексических норм).

Вторая часть содержит перечень элементов, проверяемых в процессе испытания. В список включены разделы фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, грамматики, пунктуации, орфографии и языковых норм. Также учитывается выразительность речи.

Кроме того, в кодификаторе содержатся специфические требования к проведению ОГЭ в школах с родным (нерусским) языком обучения

В них акцентируется внимание на моментах, которые не проверяются на стандартном экзамене:

  • умение вести диалог и переводить тексты с родного языка на русский;
  • способность выявлять ошибки в словоупотреблении и произношении.

Таким образом, кодификатор дает полное представление обо всем, что нужно знать учащемуся для получения высокой отметки.

Полезные ресурсы

Обычно подготовка к ОГЭ по русскому языку состоит из повторения пройденного материала, выполнения заданий из демоверсий и домашних «репетиций». Есть специальные курсы, на которых необходимые навыки оттачиваются в условиях, максимально приближенных к «боевым». Дополнительные возможности предоставляет интернет.

Порядок работы

Рассмотрим, как составить план рассказа (2 класс), чтобы в нем нашли отражение все требуемые учителем элементы. Выделяется несколько этапов работы:

  • Прочитать само произведение.
  • Определить его основную идею, о чем говорится в тексте. Какие события описываются автором, чем начинается и чем заканчивается текст.
  • Разделить текст на смысловые части (позднее будет приведен пример). Каждая из них должна быть законченной по смыслу.
  • В выделенных частях обозначить самое главное, основные действия персонажей.
  • Повторное чтение каждого из фрагментов, придумывание ему подзаголовка и главных (ключевых) слов. Их не должно быть очень много, вполне достаточно выписать собственные имена и 2-3 важнейших существительных или прилагательных.
  • Подробный пересказ.

Такова последовательность работы, позволяющая ответить на вопрос, как правильно составить план рассказа. Далее приведем конкретный пример, разберем текст из программы второго класса Л. Н. Толстого «Лев и собачка».

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.

Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала, махать хвостиком.

Лев тронул ее лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собаку, и пустил к нему в клетку живую собаку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

Что такое тезисный план

Каждый день мы видим разнообразные тексты

Текст окружает человека везде. Текст является понятием не только лингвистическим, но и философским, а также общим и частным.

Но в нашей жизни огромное количество людей сталкиваются с лингвистической текстуальной стороной.

То есть определенной последовательностью символов, которые связаны единым смыслом, задачами и формой.

С некоторыми процессами, которые касаются текста, сталкиваются школьники средней школы в рамках изучения языков и литературы.

Ценность полученного навыка очень высока, ведь он помогает лучше понимать и оставлять в памяти большое количество информации.

В таком случае необходимо использовать навыки составления плана, так как форма плана помогает закрепить в памяти содержание прочитанного.

Планом называют список основополагающих смысловых элементов текста.

Правильное структурирование плана играет огромную роль во время написания текста.

Пункты – это смысловые ориентиры, которые помогают автору в логичной последовательности двигаться к цели, которая стоит перед текстом.

Существует несколько видов плана:

  1. Вопросительный (записывается в форме вопроса к тексту, во время составление данного вида необходимо использовать вопросительные конструкции).
  2. Назывной (план-тезис номинативного строя).
  3. План-опорная схема (план, который состоит из отдельных частей предложений, несущих сильную смысловую нагрузку).
  4. Тезисный.

Подробнее о тезисном плане. Что такое тезисный план? Тезисный план – это один из видов структурирования текста. Тезисом называют кратко сформированное содержание нескольких абзацев текста.

Тезисы помогают понять не только структуру текста, но и главные идеи, которые будут объяснены в каждой последующей части текста.

Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что тезисный план текста – это опорный материал, который состоит из основополагающих тезисов. Для того, чтобы выделить главные тезисы текста, необходимо прочесть и выявить основную мысль текста, а после кратко сформулировать тезис.

Тезисный план текста основывается на том, что в определенном тексте присутствует структура, а его составляющие части логически связаны между собой. Но каждая отдельная часть текста несет в себе мысль, которая дополняет общую идею текста, но в то же время разрешает делить его на подразделы.

Каждый пункт тезисного плана представлен двусоставным предложением и зачастую передает главную мысль всей части. Смысловая основа текста – базис для составления тезисного плана.

Выводы и еще пара советов

Подытожим все сказанное. Теперь вы знаете, что такое контент-план и как его сделать. Вы можете воспользоваться одной из универсальных формул, готовым шаблоном или разработать свою стратегию продвижения. Так или иначе, не забывайте о том, что это нужно сделать. Контент-план экономит время и силы. С ним вы ничего не пропустите и не забудете, не надоедите аудитории, не потеряетесь на фоне других блогеров из вашей ниши, лучше изучите свою аудиторию, повысите качество постов, сможете регулярно анализировать эффективность стратегии продвижения и т.д.

В общем, контент-план – вещь крутая и нужная. А насколько серьезно и профессионально вам заниматься этим – решайте сами. Мне вот, например, хватает простого подбора тем на несколько недель вперед. Кстати, я рекомендую всегда записывать идеи относительно вашего проекта. Даже если что-то пришло в голову не в то время и не в том месте, постарайтесь хотя бы сделать пометку в телефоне. А уже потом (когда будет время) детальнее подумайте над этим и над тем, нужно ли включать тему в свой план.

И еще один совет: если вы ведете один и тот же проект в разных сетях, да еще и на своем сайте, то следите за разнообразием контента. Нельзя постить одно и то же не разных площадках. Лучше делать перелинковку, то есть ссылаться в своих же записях на свои же посты. Например: «Если хотите узнать об этом еще больше, то переходите на мой сайт». Такой подход расширит вашу аудиторию и избавит от рисков попасть в бан за дубли статей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector