Как стать педагогом?

Содержание:

Обязательно ли педагогическое образование для работы в школе?

Designed by pressfoto/Freepik

У многих возникает вопрос, как дело обстоит с юридической точки зрения? Можно ли претендовать на место школьного учителя без педагогического образования? По закону ограничений вроде бы нет. Профессиональная переподготовка по педагогике обязательно нужна только для работы с дошкольниками.

Министерство образования и науки обозначило в письме от 10.08.2015 N 08-1240, что для работы в школе необходимо обладать высшим, или средним специальным образованием по направлению «Образование и педагогика», или в области, соответствующей преподаваемому предмету. То есть, например, специалист с квалификацией историка, закончивший истфак, вполне может стать учителем истории в школе.

Минобрнауки также разъясняет, что «отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации». Решение принимать человека на работу в любом случае принимает руководство школы (директор) и аттестационная комиссия, оценивая его навыки и деловые качества.

В школе можно работать, не имея педагогического образования в соответствии со следующим профстандартом.

При этом, как показывает практика, в государственную школу без профобразования или переподготовки предпочитают никого не брать.

Однако в то же время в школах сейчас острая нехватка кадров. Поэтому хорошо знающего свой предмет специалиста могут принять на работу, как только он предоставит справку о том, что начал переучиваться на педагога. Особенно спокойно к отсутствию «корочки» относятся в частных школах, где первостепенным считается наличие знаний и умений ими делиться.

С высшим медицинским образованием можно преподавать химию или биологию, с гуманитарным – русский язык или обществознание, инженерное образование позволит преподавать физику или математику.

Подтянуть педагогические навыки помогут и старшие коллеги. Во многих школах сложилась практика помощи опытных учителей и психологов молодым педагогам.

Далеко не каждый учитель без педагогического образования – непрофессионал. Во время проверок в российских детсадах и школах выясняется, что даже на руководящих должностях много лет успешно работают люди, не имеющие профильного образования. Но поскольку у них большой трудовой стаж, им, как правило, идут навстречу и дают право продолжить трудиться после прохождения переподготовки.

Профессиональная переподготовка / Педагогика Педагогическое образование: учитель философии Академия современных технологий Дистанционная, Вся профессиональная переподготовка Подробнее Профессиональная переподготовка / Педагогика Педагогическое образование: учитель химии Академия современных технологий Дистанционная, Вся профессиональная переподготовка Подробнее Повышение квалификации / Педагогика Педагогическое образование: учитель математики в условиях реализации ФГОС Академия современных технологий Дистанционная, Все повышения квалификации Подробнее

Где работать преподавателю кроме учебного заведения

Предлагаем несколько способов подработки для педагогов.

Научно-исследовательские институты

Зарплаты в научных учреждениях выше, чем в вузах или школах, к тому же различные международные организации предлагают всевозможные гранты и денежные бонусы тем учёным, которые разрабатывают перспективные темы.

Минус этого варианта — необходимость много работать и в вузе, и в НИИ: обе эти сферы отнимают много времени и сил, требуют полной отдачи.

Репетиторские центры

Школьники и студенты, которые не справляются с учебной программой, часто нуждаются в репетиторе. Можно заниматься этой работой индивидуально или устроиться в специальную организацию. В этом случае вам не придётся самому искать клиентов и проверять их платёжеспособность — об этом позаботится менеджер.

В то же время, и заработком тоже придётся делиться: такие центры берут комиссию за каждого клиента, а иногда и за каждое занятие.

Частные организации

Многие фирмы и компании нуждаются в консультациях преподавателей конкретных дисциплин. Например, помощь педагогов-экономистов пригодится в банке, лингвисты востребованы в бюро переводов, филологи — в издательствах и пр. Это удобный вариант для тех, кто хочет продолжать работать преподом и попутно зарабатывать деньги в частных компаниях.

Проблема в том, что на эти вакансии обычно находится слишком много претендентов, поэтому устроиться на такую работу непросто.

Удалённая работа

Самый простой и выгодный вариант подработки для преподавателей — фриланс. В таком формате можно работать по гибкому графику, нет высокого конкурса на место, можно обойтись без комиссий посреднику. Расскажем подробнее, как учителю зарабатывать в интернете.

Кстати, эти варианты также подойдут в качестве работы для бывших преподавателей или выпускников педагогических вузов, которые ещё не решили проблему с трудоустройством.Педагогу стоит научиться совмещать основную работу и дополнительную

Плюсы и минусы профессии преподавателя

Плюсы:

  • Интересная творческая работа.
  • Возможность проводить исследования, заниматься «чистой» наукой.
  • Возможность путешествовать, например, участвовать в научных мероприятиях в стране и за рубежом.
  • Возможность получать научные гранты на исследования.
  • Уважение в обществе.

Минусы:

  • Большие эмоциональные нагрузки.
  • Часто ненормированный рабочий день.
  • Различный уровень оплаты в зависимости от места работы и города.

Навыки и знания для работы преподавателем

  • Глубокие познания в сфере своей деятельности.
  • Умение работать с информацией (выделять суть проблемы, анализировать, проводить исследования, сопоставлять факты и т.д.).
  • Знание основ психологии и педагогики.
  • Умение грамотно говорить и писать.
  • Плюсом будет знание иностранных языков.

Сколько зарабатывают преподаватели?

Уровень дохода преподавателя зависит от ученой степени, научной области, уровня учебной базы (университет, академия, техникум) и города, в котором он работает. Некоторые преподаватели работают сдельно и получают оплату в зависимости от количества лекционных часов, практических работ со студентами и научных исследований. Начинающий преподаватель может рассчитывать на доход 300$ в месяц. Преподаватели с большим опытом работ, с ученой степенью могут зарабатывать от 1 000$ и выше.

Также можно получать различные гранты на исследования, которые могут составлять значительные суммы. Зарабатывать на подготовке учебников и методических пособий.

Как стать преподавателем?

Чтобы стать преподавателем, необходимо получит высшее профессиональное образование по интересующему направлению.

Где искать работу преподавателю?

Найти работу преподавателем можно через сайты вакансий, или обратившись в научные исследовательские центры, институты, академии, техникумы. Данная профессия очень востребована, поскольку многие выпускники школ стремятся получать высшее образование.

Молодняк

На первый взгляд может показаться, что вчерашние выпускники ВУЗов – это находка, поскольку с молодым преподавателем можно будет легко найти общий язык. На деле же это оказывается совершенно не так.

Молодняк обладает следующими качествами:

  • Молодые педагоги желают наконец-то проверить свои гениальные идеи на практике. Они используют новые схемы обучения, которые чаще всего еще недоработаны и не совсем понятны студентам.
  • Поначалу такие педагоги сопереживают учащимся, стараются всем угодить и никого не обидеть, заводят панибратские отношения со многими учениками, делятся своими проблемами и с удовольствием дают советы по решению чужих трудностей.
  • Преподавателей такого типа очень просто раскрутить на «автомат» не только по зачету, но и экзамену, построив ему глазки или выпив чашку кофе в местном кафе.

  • улыбайтесь и смейтесь шуткам преподавателя;
  • делитесь «по секрету» своими проблемами;
  • выказывайте восхищение схемой обучения.

С молодым учителем всегда можно договориться, ведь он сам недавно был студентом.

Советы начинающим преподавателям

Важно не перегибать палку и в строгости, и в дружеском общении со студентами

Любой неопытный работник совершает ошибки. Ниже приведены несколько рекомендаций для того, чтобы неприятных ситуаций возникало меньше:

Отношение к работе. Ни в коем случае нельзя относиться к преподавательской деятельности только как к средству для заработка. Чтобы увидеть плоды своего труда, нужно эмоционально вкладываться в процесс работы.
Стиль общения с обучающимися

Здесь важно найти золотую середину. Не стоит общаться с учениками слишком жестко

Но важно не перегибать палку и в дружеском общении.
Бессмысленно ждать хорошего поведения ото всех учащихся. Такого не бывает. В любом классе или группе будут трудности с поведением некоторых учеников. Преодолеть их поможет знание психологии и понимание других людей.
Многие педагоги плохое поведение учеников принимают на свой счет. В большинстве случаев это ошибка. Чтобы понять это, достаточно вспомнить, что любой человек иногда совершает плохие поступки.
Честность. Преподаватель всегда должен подавать хороший пример своим подопечным. Быть честным – это обязанность любого педагога.
Естественность. Никогда не нужно стараться быть кем-то. С учениками следует всегда быть собой.
Нужно всегда помнить о том, что преподавание – это не только передача знаний. Не последнюю роль играет построение дисциплины, внеклассная работа, общение, атмосфера на занятиях.
Хорошее чувство юмора и оптимизм. Преподавателей, обладающих такими качествами, ученики ценят особо. После выпуска их вспоминают с теплотой и улыбкой. Плюс это проверенный способ найти подход к обучающимся.
Важно не забывать и про собственное развитие. Не стоит ограничивать себя одним преподаванием.
Нельзя навязывать студентам свое мнение по какому-либо вопросу. Их точка зрения может отличаться. Они имеют на это право.
Всегда нужно сохранять спокойствие. Учащиеся могут вывести из себя. Но преподавателю необходимо уметь управлять эмоциями.
Важно быть требовательным. Иначе студенты подумают, что можно не прилагать усилий к обучению.
Необходимо тщательно готовиться к каждому уроку.
У преподавателя должна быть вера в способности каждого ученика. Если кто-то не проявляет интереса к обучению, стоит поискать к ним другой подход.

Совсем не совершать ошибок, конечно, не получится. Но все придет с опытом.

Многие люди так и не рискуют пробовать себя в преподавательской деятельности из-за страхов, сомнений, неуверенности. Но стать преподавателем может любой, кто чувствует, что это его призвание.

В этом видео вы узнаете, как стать классным преподавателем:

Особенности профессии

Эта профессия отличается тем, что у нее нет конкретной специализации. Занять вакансию преподавателя университета можно по любому профильному предмету в зависимости от того факультета, на котором учился студент. Можно преподавать философию, начертательную графику, схемотехнику, психологию – это один из вариантов развития карьеры абсолютно в любой отрасли. Обязанности преподавателя университета обычно следующие:

  1. Подготовка учебного материала для лекций, семинаров и лабораторных занятий.
  2. Использование современных технологий при проведении занятий различного формата.
  3. Мотивация студентов к учебе, развитие у них навыков и умений для успешного освоения дисциплины.
  4. Прием практических, контрольных, курсовых работ, зачетов и экзаменов.
  5. Заполнение документации, формирование учебных планов.
  6. Курирование студентов во время прохождения ими производственной практики.
  7. Ведение научно-исследовательской деятельности.

Не во всех вузах есть достаточная материальная база для проведения масштабных исследований, поэтому последняя обязанность может быть представлена в них в разной степени.

Как стать преподавателем в университете или институте?

Для работы в вузе – университете, академии и институте однозначно потребуется диплом о высшем образовании, как минимум, магистра или специалиста.

О приеме на работу с дипломом бакалавра, фактически, не может быть и речи. Это будет, скорее, исключением из правил, при большом практическом опыте работы по специальности.

Наличие диплома ученой степени (аспирантура) значительно облегчает задачу стать преподавателем в высшем учебном заведении.

Мало того, с таким дипломом можно будет претендовать на должность старшего преподавателя, а также на вакансию доцента или профессора.

Как устроиться преподавателем в вуз?

При приеме на работу обратят внимание и на стаж работы преподавателем. Он начисляется при официальном трудоустройстве

Чтобы стать преподавателем в университете или институте из списка престижных вузов, придется набраться стажа работы – предпочтение отдадут специалисту с опытом, а не тому, который недавно получил диплом.

Немаловажным аспектом при рассмотрении кандидатуры на должность преподавателя являются личные и профессиональные качества соискателя, ведь профессия преподавателя подходит не всем.

Преподаватель не только высшего учебного заведения, но и в целом преподаватель, должен, в первую очередь, любить людей, студентов, которых обучает. Он должен вести себя уважительно к учащимся, быть эмоционально-уравновешенным человеком, который в любой ситуации сможет сохранять спокойствие.

Что нужно, чтобы работать преподавателем?

Что же касается профессиональных качеств, то чтобы стать преподавателем в вузе, кандидат должен отлично владеть знанием своего предмета, своей речью во избежание слов – паразитов и жаргона. Он должен заинтересовывать и мотивировать студентов к самостоятельному изучению необходимой  информации по предмету. Кроме того, преподаватель вуза должен хорошо ориентироваться в государственных образовательных стандартах.

Вот как стать преподавателем в вузе. Очевидно, что для этого нужно высшее образование, опыт работы и соответствие личных и профессиональных качеств занимаемой должности. При этом, с небольшим опытом трудоустройство будет затруднено, а если стажа достаточно, то вопросов обычно не возникает.

Финансирование

Если Вы когда либо слышали, что министерство и университеты финансируют научные разработки, то забудьте пока об этом, это не про Вас. Да, есть система грантов, премий, наград и призов. Но это всё постфактумом, то есть после того, как Вы изрядно финансово и материально вложились в свою разработку. И только после того, как Вы сделали что-то стоящее, Вы можете претендовать на хотя бы частично покрытие расходов. А расходы легко могут превысить Вашу зарплату преподавателя за год. И не факт, что такая компенсация произойдёт. В любом случае, это финансирование покрывает только расходы на оборудование, но ни в коей мере не идёт Вам на зарплату. (Хотя, из грантов вы можете брать деньги на зарплату, но только часть гранта. 3 июля 2020.)

Часть решения проблемы с финансированием — выход на спонсоров и меценатов. Обычно на такое соглашаются компании, заинтересованные в выпускниках Вашего вуза. Но такие компании зачастую найти непросто. В общем, тут я бы на Вашем месте не обольщался.

Стоит ли вкладывать личные средства в университетские разработки? Да, если Вы пишите диссертацию и собираетесь после её защиты продолжить работать в этом вузе. В противном случае — нет. Потому что никто Вас за Вашу самоотверженность никак не отблагодарит. Ни премией, ни даже грамотой.

Должности преподавателей ВУЗов

Самым первым уровнем педагогической иерархии в ВУЗах является преподаватель. На эту должность может претендовать человек с дипломом специалиста или магистра.

Может ли бакалавр стать преподавателем ВУЗа?

Как правило, нет, за исключением случаев временного замещения отсутствующего преподавателя на практических занятиях. Но это дает возможность начать преподавать в ВУЗе. Для продолжения работы преподавателем необходимо будет получить диплом магистра, а для дальнейшей карьеры в этой области надо иметь образование преподавателя, которое дает обучение в аспирантуре.

Ассистент

Ассистент — это уже профессиональная квалификация преподавателя университета/ВУЗа, которая предполагает не только наличие диплома специалиста или магистра, но и опыт преподавательской работы в течение одного года или после обучения в аспирантуре без предъявления требований к стажу работы. Ассистент проводит семинарские и практические занятия со студентами, проводит консультации и помогает доценту или профессору в приеме экзаменов.

Старший преподаватель

Между ассистентом и доцентом существует должность старшего преподавателя, которая, кроме уже перечисленных обязанностей ассистента, предполагает чтение лекций, подготовку методических материалов и пособий. Старший преподаватель должен иметь или ученую степень кандидата наук, или стаж педагогической работы не менее трех лет.

Доцент

Должность доцента охватывает все виды педагогической и образовательной деятельности в ВУЗе и обязательное ведение научной работы. Соискатели этой должности обязаны иметь ученую степень кандидата наук, научные труды и публикации, активно участвовать в конференциях и симпозиумах, руководить аспирантами и соискателями ученой степени. При наличии стажа работы доцентом в течение 5 лет, ему может быть присвоено ученое звание доцента.

Профессор

Завершает эту иерархию должностей и научных званий в ВУЗе профессор. Как правило, для занятия этой должности необходима ученая степень доктора наук, не менее 5 лет стажа научно-педагогической деятельности, подготовка к защите аспирантов и соискателей, публикация монографий, учебных пособий и научных статей в рецензируемых журналах, индексированных как в наших, так и зарубежных базах данных (цитирования).

Надо заметить, что при наличии ученого звания доцента или профессора стаж работы в образовательном учреждении уже не играет роли. Замещение должностей профессорско-преподавательского состава происходит на основе избрания по конкурсу. Конкурсы на замещение преподавательских должностей проводятся раз в пять лет.

Ученое звание и должность доцента позволяет ему быть выбранным и назначенным на должность заведующего кафедрой, а профессора — деканом факультета и ректором ВУЗа.

Как поменять преподавателя в вузе

Для замены преподавателя в вузе необходимо составить соответствующее заявление. Под ним должны стоять подписи не менее половины списка академической группы, чем больше подписей — тем больше шансов добиться успеха.

Как написать заявление на смену преподавателя

Заявление на замену преподавателя пишется в свободной форме, но имеет определённую структуру:

  • шапка, в которой указывается адресат (декан, директор, ректор) и адресанты (студенты конкретной группы);
  • название документа («заявление»);
  • его суть — «просим заменить преподавателя» (с указанием ФИО и должности);
  • аргументированные причины;
  • дата и подписи студентов.

Пример обоснования для заявления на смену преподавателя в вузе:

Желание заменить преподавателя связано с тем, что доцент Шведова Светлана Витальевна провела всего 2 лекции из запланированных учебных планом 10. Во время проведения лекций преподаватель не излагала информацию по теме, а приводила примеры из собственного опыта, которые имеют косвенное отношение к дисциплине.

В электронном письме старосте Светлана Витальевна указала, что из-за её загруженности на другой работе, она пропустит некоторые лекции и вышлет материал по ним, однако этого так и не было сделано.

Просим заменить преподавателя, чтобы получить возможность изучить предмет «Основы маркетинга».

Прикрепляем образец документа.

Заявление о смене преподавателя в школе пишется по тому же принципу, но его подписывают родители учащихся.

Как поменять преподавателя в вузе на экзамене

Если студент сомневается в объективности экзаменатора, он также вправе подать заявление. Этот документ составляется по той же логике, главное — привести аргументированное обоснование смены преподавателя.

Им может стать, например, вымогательство денег со стороны учителя. Но учтите, что это серьёзное обвинение и выдвигать его стоит, только если подобные факты действительно имеются и есть свидетели, готовые их подтвердить.

Если заведующий кафедрой или декан сочтут заявление обоснованным, студенту (или всей группе) заменят экзаменатора или соберут комиссию.

Теперь вы знаете, как поменять преподавателя в институте. А чтобы не испортить отношения с педагогом, вовремя выполняйте все заданные работы. Если возникнут трудности, справиться с ними поможет студенческий сервис: его эксперты сделают всё качественно и оперативно.

Что нужно, чтобы стать педагогом (преподавателем)?

Роль учителя сложно переоценить, ведь какую бы специальность не избрал человек, повзрослев, его образование и вторичная социализация начались в школе, где именно преподаватели направляли и поддерживали его от первого и до последнего звонка.

Что же необходимо для того, чтобы стать педагогом в школе, одним из тех людей, от которых зависит образование и воспитание целых поколений?

Кажется, что в первую очередь, нужно самое очевидное — образование. Но учитель – это не только «передатчик знаний», это еще и понимающий специалист, педагог. И пусть говорят, что чужих детей не бывает, но все-таки любовь не к своим детям, желание работать с ними, учить, понимать и совместно со знаниями, нести еще и заботу – это основа работы в профессии преподавателя.

И, конечно же, невозможно стать учителем в школе по русскому языку, не имея для этого знаний по русскому, нельзя стать преподавателем истории, не обладая для этого высокими знаниями истории России и мира. Поэтому потребуется еще и глубоко учиться тому, чему хочется учить.

Нужен будет диплом со специализацией по преподаваемому предмету. Учителю химии надо иметь свою специализацию, а преподавателю экономики будет нужно получить свою.

Как стать преподавателем ногтевого сервиса?

Даже любимое творческое дело может превратиться в рутину. Перемены могут быть радикальными, когда человек уходит в совершенно другую область деятельности, а могут быть связаны с повышением квалификации и применении накопленных знаний по своей специальности.

Если вы работаете мастером ногтевого сервиса, твердо освоились в профессии и желаете немного изменить свою жизнь — попробуйте стать преподавателем по маникюру и педикюру.

Вы сможете путешествовать и общаться с большим количеством людей, проводя семинары и мастер-классы. Нейл-индустрия постоянно развивается и спрос на услуги мастеров маникюра растет, так же как и спрос на хороших преподавателей.

Отдушина

Чтобы не сойти с ума, нам в трудных обстоятельствах нужна какая-то отдушина. К сожалению, довольно распространён вариант с употреблением преподавателями алкоголя. Не стоит здесь говорить о пагубности такого увлечения. Лично у меня увлечением на многие годы стало олимпиадное программирование. Я не только сам им занялся (в 33 года-то!), но и смог привлечь к нему некоторое количество студентов. Благодаря подготовке к участию в олимпиадах я ощутимо повысил свой профессиональный уровень (Кормен и Скиена способствуют), завёл друзей из числа студентов, многие из которых уже выпустились и работают по профессии. А благодаря поездкам на олимпиады я впервые побывал во многих городах России и не только. Правда в последние годы университет стал отказывать в финансировании командировок, и мы вынуждены были сократить программу поездок до минимума, при этом часть поездок оплачивали из своего кармана. Ещё в последние три года я занимался со студентами робототехникой, нам удалось даже достичь в этой области некоторого успеха, несмотря на то что мы не имели специальной подготовки. Но это увлечение оказалось чрезвычайно затратным, и от него пришлось отказаться. В любом случае было очень весело, это была настоящая отдушина. Пожалуй, это единственное приятное воспоминание от работы в вузе.

Но хочу предупредить Вас о следующем. Во-первых, не питайте иллюзий, что Ваше увлечение разделят с Вами многие. Нет, хорошо, если найдётся хотя бы несколько человек! Во-вторых, за Вашу деятельность со студентами Вам не оплатят и аудиторную и методическую нагрузку не снизят. Единственное на что можно попытаться рассчитывать, это, в случае успеха и интереса со стороны начальства, получить от них некоторую степень лояльности и снисхождения к Вашим немощам… Не забывайте также про невосполнимый и дорогой ресурс: про Ваше время.

Лекции

Вы помните себя на лекциях, когда Вы ещё были студентом? Бывало ли такое, что Вы на них засыпали, разговаривали с соседом по несчастью, не могли высидеть полтора часа, опаздывали на них или вообще забивали? Вот теперь Вы лектор, у которого студенты спят на лекциях, разговаривают одновременно с Вами и также громко, и если Вы один, то их много… И точно также как и Вы когда-то, не могут сосредоточиться на Вашем монологе, опаздывают или вообще не приходят. Ну как? Нравится? Сомневаюсь! Ну да, Вы и Ваш ректор, декан и другие начальники знают, что надо делать: нужно сделать лекцию интересной для студентов. И вот Вы вычитывает горы литературы, приобретённой за личные средства, новейшие статьи по запланированной теме, готовите слайды, пишите конспект. Как следствие у Вас красные глаза, болит голова, Вы спали только три часа. С утра пораньше пришли на прекрасную лекцию, радостно провозглашаете тему, начинаете здорово рассказывать, но что это? Ничего не изменилось! Всё также Вас почти никто не слушает, одновременно с Вами разговаривают в полный голос, спят и поворачиваются к Вам спиной.

В чём же дело? Ведь лекция такая интересная, Вы так старались, а Вашей аудитории просто наплевать! Всё достаточно просто, нужно только разобраться в том, что такое лекция. Лекция это способ донести информацию до слушателей. Изобретена лекция была в древнем мире, когда книги как источник информации были чрезвычайно дороги, и не вся полезная и новая информация в них записывалась. И тогда ничего не оставалось заинтересованным людям прийти на лекцию, внимательно её послушать, задать лектору вопросы, ведь другого шанса получить информацию нет. Но в современном мире информация стала легко доступной. Это и классические печатные книги, электронные книги, архивы научных статей. Практически на все вопросы можно получить ответ из Интернет. На сегодня для лекций осталась одна ниша: донесение новейшей, ещё не опубликованной информации из первых уст.

Таким образом всё становится на свои места: Вы не являетесь первоисточником информации; плюс заинтересованных лиц в аудитории, как Вы уже знаете, не так много, иногда вообще нет. Вот и превращается лекция в абсурдный монолог на фоне студенческой болтовни.

Так как лекции являются неотъемлемой частью учебного плана, а студенты должны на них ходить, то, к сожалению, Вы не можете их не читать, или разрешить студентам их не посещать. Рано или поздно к Вам на лекцию придут с проверкой из деканата или ректората, и горе Вам, если Вас не обнаружат в аудитории, или студентов по мнению проверяющих окажется мало. Здесь очень трудно что-то посоветовать. Очередной диссонанс: наличие требований и невозможность их реализовать. Можно пойти по пути выбора из двух зол меньшего: разрешите, кому не интересно и безразлично, не ходить на Ваши лекции, неофициально, на их страх и риск. Пообещайте не наказывать за пропуски лекций, но в журнал продолжайте заносить в том числе и в журнал старосты группы, обязательно (!). Это Ваша защита на случай нечистоплотных элементов, попытающихся Вас обвинить в том, что Вы плохо их научили. (Самый верный способ защитится от таких атак, это контролировать посещаемость. И если студент пропускал занятия, то он теряет право утверждать, что Вы плохо работаете.) Те, кто трясутся за свою посещаемость, скорее всего продолжат ходить, ну может через раз. Но часть незаинтересованной аудитории всё-таки отсеется. Далее, отрегулируйте качество подготовки к лекции в зависимости от аудитории. Если аудитория слабая, то зачастую достаточно информации из Википедии. Разбавьте лекцию большим количеством изображений, говорите меньше и медленней. Не пытайтесь перекричать говорунов. Обычно самые заинтересованные в лекции сидят на первых двух рядах, вот для них и говорите, и на них смотрите, а на остальных не обращайте никакого внимания. Тут есть один подмеченный психологический момент: заинтересованные студенты садятся на те места, куда смотрит лектор, а остальные аккумулируются подальше. Например, если лектор всегда смотрит на правую половину аудитории, то рано или поздно слушатели будут садится именно туда. Ещё хороший метод борьбы с болтовнёй — на время многозначительно умолкать, пока аудитория не притихнет. Правда это не надолго, но напоминать о себе, ради уважения к самому себе, нужно.

Ну и последнее: будьте терпеливы, не позволяйте себе срываться и кричать в раздражении на не слушающую Вас аудиторию, настройтесь благостно и относитесь к происходящему с юмором.

Разница в возрасте со студентами

Одна из первых серьёзных психологических трудностей молодого преподавателя это небольшая разница в возрасте со своими студентами. А в случае со студентами-заочниками или сначала отслужившими в армии  -эта разница ещё и отрицательная.
С одной стороны, со своей, Вы такой весь из себя умный и крутой, почти начальник. А с другой, со стороны студентов, Вы их сверстник, по какому-то недоразумению оказавшийся преподавателем. Такова наша культура, что преподаватель вуза воспринимается сквозь призму возрастного авторитета, а не профессионального. Например, большинство учителей много старше своих учеников, как правило годятся в родители. А тут… А тут Вы получаете неуправляемую аудиторию, часть из которой обращается к Вам на ты, и вообще, ведёт развязно как в своём дворе.
Здесь трудно что-то посоветовать, кроме как смириться с этим. И ждать пока Вы подрастёте…
Пройдёт некоторое количество времени, и Вы столкнётесь с другой возрастной проблемой: это когда Вы для Ваших студентов будете годиться в их родители, как у нас говорят. А вот должного почтения, как к родителям, Вы не будете получать. Что сказать, смиритесь, но себя продолжайте уважать. Не ведитесь на хамство.

Недостатки профессии преподаватель

Основной недостаток преподавательской деятельности – значительные психологические и эмоциональные нагрузки. Особенно сложной эта работа может быть для интровертов. Ведь преподаватель должен постоянно контактировать с большим количеством учащихся, и не каждый из них спокоен, вежлив и усидчив. Преподавателю также приходится регулярно сталкиваться с еще одним стрессовым фактором – высоким уровнем ответственности, который наиболее ощутим во время сессии.

Преподаватели частенько сталкиваются с ненормированным рабочим днем. При этом заработная плата у них не всегда высокая (во многом она зависит от того, насколько престижным является учебное заведение и в каком городе оно расположено). Хотя правительство уже не первый год декларирует повышение зарплаты (и, нужно отметить, кое-какие шаги в этом направлении все-таки делаются), в среднем уровень оплаты до сих пор оставляет желать лучшего – среднестатистический показатель колеблется в пределах 15-50 тысяч рублей в месяц.

Немного истории

Описание не будет полным без краткого исторического обзора. Корни этой профессии уходят в древние времена. Сначала её не выделяли отдельно. Просто старшее поколение передавало свои знания и навыки младшему. Благодаря такой преемственности первобытное общество развивалось.

Первые упоминания об учителях, как о представителях отдельной профессии, встречаются у Конфуция. Мудрец писал, что педагоги должны передавать новые знания. Большой рывок в развитии сферы происходит в Древней Греции. Здесь появляются первые общественные учебные заведения – школы и лицеи. Древнегреческие мудрецы часто выступают в роли преподавателей в своих учреждениях. В Средние века образование становится обязательным для правителей и монахов. Появляются университеты.

В эпоху Нового времени образование становится массовым. Учится практически вся знать. Образование могут получать и девушки. Для них создаются специальные закрытые институты, где изучаются иностранные языки, музыка, правила хорошего тона. Молодые люди получают военные специальности. В это же время становится популярным обучение на дому.

Позднее открываются общественные и воскресные школы. Теперь доступ к образованию получают и простолюдины. Охватывать абсолютно всё население учёба стала в советское время. Тогда открылись школы практически в каждой деревне. В этот же период профессия педагога стала одной из самых распространённых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector