Пожарные

Частная ПО

По сути Частная ПО является коммерческой организацией. Организовать деятельность Частной ПО может юридическое лицо, обладающее лицензией МЧС России на выполнении  услуг пожарной службы. Такие компании заключают договора на предоставление услуг по обеспечению противопожарной безопасности. Перечень услуг может быть следующим:

  1. Тушение пожара.
  2. Профилактика и контроль.

На первый взгляд функции те же, что и в других видах ПО, но здесь есть своя специфика. Частная ПО работает с определенными объектами на условиях заказчика. Нередко у заказчика возникает потребность в специалистах, личном составе, при этом автомобильный парк и средства пожаротушения собственные. Пожарные по договору должны привести технику в рабочее состояние, проводить техническое обслуживание. Они должны контролировать противопожарный режим и выполнять еще целый комплекс других обязанностей.

Почему на территории Российской Федерации наряду с другими видами охраны появилась Частная ПО? Ответ очевиден, это выгодно большим предприятиям. Содержание собственного штата вылетает в копеечку. Личный состав нужно обучать, снабжать полным социальным обеспечением, поощрять денежными премиями и т.д. А Частные ПО нередко выигрывают в споре за клиентов за счет демпинга (снижения стоимость услуг).

При этом нельзя сказать, что услуги выполняются некачественно. Скорее наоборот, договорные отношения позволяют жестко контролировать деятельность, выставлять претензии, начислять штрафы. Кроме того, специалисты в них высокой квалификации, так как нередко в такие организации идут работать пенсионеры государственной противопожарной службы, то есть вполне здоровые мужчины с большим опытом.

Частные ПО также взаимодействуют с федеральными службами, входят в состав пожарного гарнизона. Они выезжают на тушение пожаров в соответствии с планами привлечения сил и средств.

ПС субъектов Российской Федерации

В отличие от Федеральной ПС служба пожарной безопасности края, области, республики организуется органом исполнительной власти субъекта РФ. В их компетенции создание положения, структуры, штатного расписания, устава. Однако, разговор о полной самостоятельности не идет, в своей работе субъекты РФ пользуются рекомендации МЧС России, единый подход связывается с индивидуальными особенностями.

Как правило, дислокация и численность подразделений по тушению огня принимается из расчета времени прибытия спасателей: для городов – 10 минут, для сельской местности — 20 минут. Их основные функции и задачи направлены на:

  • тушение огня;
  • спасение людей, имущества, ценностей, культурного наследия;
  • профилактические меры.

Противопожарная пропаганда

По договоренности с федеральными структурами выполняются и другие важные функции:

  • анализ безопасности, прогнозирование возгораний;
  • ведение статистического учета;
  • участие в научной работе и создании новых нормативных актов (законов, положений, постановлений);
  • обеспечение противопожарной грамотности;
  • участие в региональных программах.

Кроме этого, ПС субъектов РФ сотрудничает с ведомственными, добровольными ПО.

Если ФПС существует за счет государственного обеспечения, то финансирование ПС краев, областей, республик происходит за счет:

  • бюджета субъекта РФ;
  • целевых средств, выделенных для проведения региональных программ;
  • денежных средств от оказания платных услуг;
  • пожертвований, взносов, не противоречащих законам России.

Символика МЧС России

Основным символом МЧС РФ является Белая Звезда Надежды и Спасения, на базе которой разработана эмблема МЧС России, представляющая собой вытянутый по вертикали восьмиугольник, в центре которого расположен международный отличительный знак гражданской обороны — голубой треугольник в круге оранжевого цвета.

Эмблема МЧС России учреждена Указом Президента РФ от 15 ноября 1997 г. № 1231 » О флаге и геральдическом знаке — эмблеме министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». По степени информативности эмблема разбита на три уровня: большая, средняя и малая. Большая эмблема представляет собой изображение двуглавого орла со щитом оранжевого цвета на груди. В центре щита расположена Белая Звезда Надежды и Спасения.

Эта эмблема используется на флаге, штандарте министра, ведомственных наградах, переходящих вымпелах и нарукавном знаке министра. Средняя эмблема представляет собой изображение двуглавого орла, на груди которого расположена Белая Звезда Надежды и Спасения. Она используется на знаменах, вымпелах, нарукавных знаках, ведомственных наградах, при оформлении территорий и помещений военных городков, а также на рекламной, сувенирной и печатной продукции. Малая эмблема представляет собой Белую Звезду Надежды. Она используется на нарукавных и нагрудных знаках, ведомственных наградах, для маркировки техники и имущества.

Эмблемы МЧС России:
а) большая; б) средняя; в) малая (Белая Звезда Надежды)

Организация пожарной охраны на предприятии

В любом учреждении, находящемся на территории нашей страны, должны выполняться правила пожарной безопасности.


Можно выделить 7 основных направлений контроля:

  • Общие требования:
    • соответствие конструкций зданий СНиП, а также содержание в надлежащем виде путей эвакуации и запасных выходов;
    • обеспечение всех площадей и помещений первичными средствами пожаротушения;
    • наличие знаков, указывающих направление движения при возгорании, а также места расположения противопожарного оборудования;
    • соблюдение требований по чистоте спецодежды;
    • организация хранения быстровоспламеняющихся горючих веществ на специально выделенных площадках.
  • Нормы для помещений:
    • оснащаются планами эвакуации;
    • оборудуются комнаты для курения;
    • транспортные средства хранятся только с выключенными двигателями;
    • недопустимо использование электронагревательных приборов с открытыми элементами;
    • запрещается применение огня вне специально отведенных мест.
  • Требования по электробезопасности:
    • работа допускается только на исправном оборудовании;
    • обязательны профилактические и планово-предупредительные ремонты;
    • правильный выбор проводов, кабелей, сменных деталей, особенно в условиях повышенной взрывопожароопасности производства;
    • организация системы обучения и инструктажа персонала по пожарной безопасности при эксплуатации электроустановок.
  • Вентиляция: находится в зоне ответственности главного энергетика, должна функционировать в соответствии с проектной документацией.
  • Состояние технологического оборудования:
    • необходима герметичность при использовании взрывопожароопасных смесей в трубопроводах;
    • горячие детали, способные привести к возгоранию других элементов, необходимо покрывать теплоизоляторами;
    • при опасности утечки веществ помещения оснащаются газоанализаторами;
    • расстановка оборудования и прокладка коммуникаций производятся в соответствии с документацией и не нарушает предел огнестойкости противопожарных ограждений и преград.
  • Оборудование для пожаротушения, оповещения, сигнализации, связи должно присутствовать на объекте в нормативных количествах, в проверенном, исправном состоянии.
  • Ответственные за пожарную безопасность, администрация предприятия должны знать порядок совместных действий с бригадами спасателей при возгорании и пути эвакуации и правила ее организации.

Характеристика государственной противопожарной службы мчс россии

В соответствии с положениями Федерального закона «О пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба (далее ГПС или Служба) является основой функционирования системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (рис. 5.3.3).

Систему Государственной противопожарной службы составляют:

Первое.Федеральный орган управления Государственной противопожарной службы – Главное управление ГПС МЧС России. Обладает полномочиями федерального надзора России, является государственным заказчиком пожарно-технической продукции, центральным органом сертификации.

Начальник ГУГПС по должности – Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору.

В его состав входит Специальное управление, предназначенное для обеспечения пожарной безопасности особо режимных объектов оборонного комплекса, высших органов государственной власти и закрытых административно-территориальных образований с вертикальной подчиненностью органов управления.

Второе. Территориальные и специальные органы управления и подразделения ГПС, включает в себя:

· управления, отделы ГПС МЧС России субъектов Российской Федерации;

· центры управления силами и службы пожаротушения;

· отряды ГПС;

· пожарные части;

· подразделения технической службы (производственно-технические центры, отряды и части);

· региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров;

· специализированные части по тушению крупных пожаров;

· базы обеспечения мобилизационной готовности;

· учебные центры и учебные пункты;

· испытательные пожарные лаборатории;

· полигоны;

· центры противопожарной пропаганды и общественных связей.

Третье.

Научно-исследовательские и образовательные заведения пожарно-технического профиля: Федеральное государственное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны» (ФГУ ВНИИПО), Академия ГПС МЧС России с двумя филиалами (в г. Иваново и г. Екатеринбурге), Санкт-Петербургском институт и факультет Восточно-Сибирском институте МВД России, пожарно-техническое училище в г. Воронеже.

Четвертое. Для реализации задач по тушению крупных пожаров и проведению связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в ГПС МЧС России по решению Правительства Российской Федерации создано семь региональных специализированных отрядов и 92 специализированных части, их общая численность составляет более 8 тыс. человек.

Общая численность Службы – 280727 тысяч единиц, которая содержится за счет: федерального бюджета – 40%; бюджетов субъектов – 34%; на договорной основе с охраняемыми предприятиями – 26%.

На вооружении подразделений ГПС состоит около 30 тысяч пожарных, специальных и оперативно-служебных автомобилей различного назначения, более 71 тысячи средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, свыше 72 тысяч средств связи. Имеется более 5 тысяч пожарных депо.

Рис. 5.3.4Источники финансирования ГПС МЧС России в 2002 г. (по состоянию на 31.12.02)

Источниками финансирования ГПС являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, средства охраняемых объектов и внебюджетные средства.

Основные задачи ГПС:

· организация и разработка государственных мер и нормативного регулирования в области пожарной безопасности;

· осуществление государственного пожарного надзора;

· организация и осуществление мер охраны населенных пунктов и предприятий от пожаров;

· тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;

· финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов управления и подразделений ГПРС;

· координация других видов пожарной охраны;

· разработка и организация осуществления единой научно-технической политики в области пожарной безопасности;

· подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для пожарной охраны.

Значительное место в решении задач занимает Государственный пожарный надзор, являющийся специальным видом государственной надзорной деятельности и осуществляемой в целях защиты личности, имущества, общества и государства от пожаров, а также создание единых технических правил и норм в области пожарной безопасности (рис. 5.3.5).

Правами инспекторов по пожарному надзору наделены 30 тысяч сотрудников ГПС. Соответственно на федеральном и территориальном уровне определены задачи и функции.

Младший начальствующий состав

Порядок присвоения званий в министерстве определяется правовой системой государства.

В МЧС данный порядок регулирует Федеральный закон N141-ФЗ от 23.05.2016 «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Курсант: должность или звание?

Курсант — это учащийся военного учебного заведения. Несмотря на то, что курсант имеет погоны сотрудника МЧС, курсант это не звание, а должность. Курсанта легко определить — на его погонах указана буква «К».

Рядовой

Рядовой — это начальное звание сотрудника, поступившего на службу. Это звание присваивается при назначении на должность рядового состава или поступившему в высшее образовательное учреждение по специальности пожарная безопасность в должности курсанта.

Назначать на должность уполномочен начальник подразделения, в котором проходит службу рядовой. Приказ о назначении подписывает министр МЧС.

Срок выслуги в соответствии с законодательством РФ в звании рядового внутренней службы составляет один календарный год.

Следующий после рядового младший сержант внутренней службы при назначении на должность младшего начальствующего состава.

Срок выслуги в звании младшего сержанта аналогично рядовому — 1 год.

Для звания сержанта срок выслуги составляет два года.

Срок выслуги в звании старшего сержанта внутренней службы составляет уже три года.

Звания младшего начальствующего состава присваиваются:

  • младшим и старшим инструкторам по противопожарной обороне,

  • мастерам,

  • пожарным,

  • водителям пожарных машин,

  • инструкторам.

А также тем, кто лично не принимает участие в тушении пожаров:

  • сотрудникам финансово-экономической части,

  • сотрудникам кадровой службы,

  • прочим подобным должностям личного состава МЧС.

Прапорщик

Звание прапорщика наряду с мичманом было упразднено военной реформой в России в 2007 году, но в 2013 году министр МЧС Шойгу С.К. вернул в список званий прапорщика и старшего прапорщика.

Срок выслуги в звании прапорщика составляет пять лет.

Для чего нужны звания в МЧС

МЧС России относится к государственным военизированным организациям, соответственно, в структуре этого ведомства официально введена система званий.

Звания призваны служить определителем положения, прав и обязанностей конкретного сотрудника, а также выделяет отличившихся за заслуги перед страной.

Также как и в других военных ведомствах, звания укрепляют дисциплину и позволяют наладить работу министерства по сферам ответственности. Еще одна немаловажная функция званий — это внутренняя субординация между служащими.

Звания позволяют определить кто из служащих в активе, а кто в запасе — в отставке.

Для отличия воинских званий предусмотрена форма сотрудника МЧС с погонами и знаками отличия.

В соответствии с Федеральным законом № 150 «Об оружии» сотрудники МЧС вправе носить с собой стрелковое и холодное оружие.

Нормативно-правовая база

Основным законом, определяющим понятие ГПС, является 69-ФЗ (21.12.1994 г.).

Статья 5 этого документа дает определение государственной противопожарной службе, перечисляет структурные подразделения, входящие в нее, и описывает круг основных задач и функциональных обязанностей.

Работа федеральной противопожарной службы регламентируется Положением, утвержденным правительственным постановлением №385 (25.04.2005 г.).

В документе определяются органы управления, организации и подразделения, которые относятся к этой структуре, функции, задачи, права и обязанности рядового и руководящего состава, военнослужащих и гражданских лиц, входящих в кадровый резерв.

Первые бригады

Согласно дошедшим до нас документам, до 1472 года все нормативные акты, касающиеся пожаротушения, сводились лишь к правилам обращения с огнем. Так, в той же «Русской правде» и далее в «Правде Ярославовичей», «Пространной правде», которые в то время считались основными законами, было указано лишь наказание за преднамеренный поджог. История развития пожарной охраны начинается во времена правления Василия II, который в 1434 году издал указ, регулирующий обращение с огнем в быту и ремеслах.

Первые попытки упорядочить борьбу с огнем принадлежат Ивану III. Именно он считается царем, с которым связано создание истории традиций пожарной охраны на Руси. Даты следуют одна за другой:

  • 1472 г. подписание правил режимного характера, которые регулировали использование печей, свечей и лучин;
  • 1493 г. во избежание крупных пожаров в Москве начинают рыть заградительные рвы и строится специальный разрыв от стен Кремля на 200 м, возводятся гидротехнические сооружения;
  • 1497 г. в Судебнике прописывается наказание в виде смертной казни за поджог;
  • 1504 г. была организована пожарно-сторожевая охрана.

При Иване III появились и первые подразделения. Создание бригад из числа военных стало вынужденной мерой после разрушительного московского пожара в 1504 году. На то время в столице проживало почти 40 тыс. человек, постройки были преимущественно деревянные, поэтому царь вынужден был приступить к реформированию службы. Сначала ввели правила для ремесленников, в которых был прописан запрет на плавильни и топки для кузнецов. Чтобы снизить риски пожаров, «промышленные» объекты было велено вывести за пределы жилых построек.

Пожарно-сторожевая охрана в то время представляла собой сформированные из числа военных бригады, которые дежурили на заставах. В помощь им с каждых 10 дворов выделялось по 1 горожанину. Заставы представляли собой запирающиеся на ночь решетки-рогатки, установленные по концам улиц. Суть работы заключалась в контроле закрепленных за бригадой улиц с целью предупреждения воровства и преднамеренных поджогов.

Основным методом борьбы с огнем был снос близлежащих построек. Горящие объекты накрывали войлочными или брезентовыми щитами и обильно поливали их водой. С этой целью в крупных городах развивали систему самотечных водопроводов, которая появилась на Руси еще в XI-XII веках. Технических средств подавления огня на то время не существовало: огнеборцы пользовались ведрами, топорами, ломами, бердышами, баграми, заступами, лестницами.

Новый виток в истории российской пожарной охраны связан с правлением Ивана IV (Грозного). В 1547 и 1582 годах он издает режимные правила для обращения с огнем в Москве, которые с 1583 года распространяются на все царство. Первым прогрессивным решением Ивана IV стало требование обустройства на крышах домов чанов с водой. Такой шаг считался предупредительным и помогал оперативно тушить пожар до массового возгорания. В 1550 году в Москве организуется служба пожарных стрельцов, которые в случае возгорания должны были оперативно подавать воду, копать рвы, создавать предупредительные разрывы путем сноса стоящих на пути пламени сооружений.

Начинания Ивана Грозного продолжил Борис Годунов. В 1603 году с целью «береженья от огня» в Москве создали 11 округов, возглавляемых боярами.

Это интересно: Экологический критерий

Государственная противопожарная служба МЧС России

Главная → Статьи → Доступно о пожарной безопасности

Немного истории

Обращаясь к истории государственной, противопожарной службы необходимо отметить множество фактов чрезвычайных ситуаций природного и человеческого фактора.

Со временем нарастала потребность в образовании специальной структуры, которой бы можно было бы передать функции по борьбе с серьезными происшествиями – и, в первую очередь, пожарами.

Таким образом, и была создана пожарная служба в конце 15 века по указу царя Ивана третьего.

Важно

Заслуживает внимания и 1504 год когда Петр первый ввел так называемую пожарную повинность и закрепил строгую ответственность к нарушителям. Большое внимание уделялось противопожарной обороне и последствиям ядерной атаке в СССР в 70 годах прошлого века. 1989 год стал также очень знаковым после подписания указа о создании министерства по чрезвычайным ситуациям. 1994 год поставил точку в определении аббревиатуры министерства и окончательно озвучил и закрепил его функции и обязанности

Этот федеральный закон действует и по настоящее время, не претерпевая серьёзных изменений и поправок

1994 год поставил точку в определении аббревиатуры министерства и окончательно озвучил и закрепил его функции и обязанности. Этот федеральный закон действует и по настоящее время, не претерпевая серьёзных изменений и поправок.

Структура противопожарной службы в РФ

Противопожарная служба в нашей стране – это достаточно крупная с серьезная система, в которую входят многочисленные профильные государственные структуры, призванные вместе стоять на страже безопасности государственных объектов и населения проживающего на нашей территории.

Каждое их государственных подразделений имеет свое внутренне устройство и определенные задачи, но приоритетная цель работы одна, как и подчинение федеральному министерству, расположенному в Москве.

Более наглядно и демонстративно разобраться с особенностями внутренней структурной пирамиды службы ответственной за пожарную безопасность, можно с помощью списка описанного ниже:

— главной службой считается федеральное противопожарное отделение;

— далее идет противопожарная структура, с полномочиями на уровне отдельного региона, в которую, в свою очередь, включены:

— руководящий орган, наделенный исполнительной властью и имеющий цель оперативно решать все возникающие вопросы в сфере пожарной безопасности подконтрольной территории;

— подразделения, наделенные исполнительной властью, ответственные за принятие решений по острым вопросам обеспечения пожарной безопасности. В эти подразделения входит региональный оперативный штаб по вопросам гражданской обороны;

— органы, осуществляемые государственную деятельность по пожарному надзору на прикреплённой территории. В орбиту интересов этого ведомства входят: объекты социального промышленного и административного направления;

— подразделения призванные развивать научную и практическую базу. Сюда же относятся все образовательные учреждения среднего и высшего уровня готовящие рабочих специалистов и руководящее звено соответственного профиля;

— мобильные подразделения, перед которыми поставлена цель строго соблюдать меры пожарной безопасности на прикреплённом подконтрольном объекте большой государственной значимости. Сюда следует отнести военизированные специализированные группы;

— так называемые «объектовые подразделения».

Функции противопожарной службы

Переходя к освещению функций, возложенных на плечи государственной, противопожарной службе Российской Федерации следует сослаться на принятый в 1994 году закон федерального значения, регламентирующий все вопросы пожарной безопасности в нашей стране. Документ носит название «О пожарной безопасности» под прикреплённым номером 69 –ф3. Этот документ прямо указывает на перечень функций для выполнения структурой ГПС МЧС Российской Федерации. Среди них;

— составление и строгое выполнении организационных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения пожаров;

— проведение спасательных мероприятий по отношению к населению проживающему на подконтрольной ответственности территории, а также и материального имущества в случае чрезвычайной ситуации;

— организационные мероприятия при непосредственном тушении пожаров с привлечением обученного людского ресурса и специализированной колёсной техники.

Остаётся только верить и надеяться, что в любой чрезвычайной ситуации противопожарная служба всегда придет нам на выручку, как это уже было бесчисленное количество раз в будние и праздничные дни! 

Статью прислал: R600

Государственная пожарная служба

Это правительственная структура, занимающаяся вопросами профилактики, ликвидации, изучения возгораний, разработкой средств и методов тушения огня, спасения людей и материальных ценностей.

История создания ведомств

Первая команда для борьбы с возгораниями была основана в 1649 году в Москве указом Алексея Михайловича, второго русского царя из династии Романовых. Спустя почти полвека во времена Петра I была организована пожарная служба в Санкт-Петербурге. И только в 1863 г. Александр II объединил разрозненные подразделения в первую профессиональную государственную противопожарную структуру.

До 1991 г. управление по борьбе с огнем входило в Министерство внутренних дел в качестве инспекции пожарного надзора. Впоследствии ее выделили в самостоятель-ную структуру противопожарных и аварийно-спасательных работ. В 1993 г. она получила название Государственная противопожарная служба МВД.

В 2001 г. ГПС всем составом была переведена под юрисдикцию МЧС.

Структура и подразделения


Служба пожарной безопасности состоит из двух частей.

Первая – федеральная.

Она является отрядом Министерства по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, в нее входят:

  • центральные органы управления;
  • руководящие аппараты субъектов федерации;
  • структуры Госпожнадзора;
  • исследовательские, научные институты, ведущие работы в области изучения и технического оснащения тушения возгораний;
  • службы снабжения и обеспечения функционирования;
  • подразделения, отвечающие за значимые объекты страны;
  • отряды, оказывающие услуги по договорам;
  • структурные образования на локальных территориях, округах;
  • воинские подразделения специального назначения.

Вторая часть ГПС – региональная. Курируется органами власти субъектов РФ. После административного разделения 2005 года территориальная служба пожарной охраны создавалась на основе имеющихся на местах команд.

Детальная информация видна на видео:

Основные функции

Различия есть и в деятельности двух структур ГПС.

Если главная задача региональной пожарной службы – ликвидация огня, спасение людей, то круг вопросов, решение которых возложено на федеральную противопожарную службу, гораздо шире:

  • подготовка нормативных документов и контроль за выполнением требований, установленных в них;
  • проведение исследований и разработка научно-технического обеспечения;
  • профилактическое обучение населения;
  • руководство тушением пожаров федерального уровня, межтерриториальных и на объектах государственного значения;
  • подготовка кадров для подразделений всех эшелонов, проведение мероприятий по повышению квалификации;
  • обучение сотрудников государственного аппарата в центре и на местах;
  • организация специализированных кафедр противопожарной безопасности в гражданских вузах и училищах;
  • веде́ние статистики возгораний;
  • сертификация технических приспособлений для тушения пожаров, испытания;
  • лицензирование учреждений, специалистов, аккредитация.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector