Эффект моцарта: как музыка влияет на мозг и помогает ли она развивать интеллект

Музыка для улучшения работы мозга

Ежеминутно человеческому мозгу приходится воспринимать и обрабатывать огромные информационные блоки. Это сильно истощает и утомляет весь организм. Чтобы упорядочить свои мысли, существуют идеально подходящие мелодии. Нередко из-за больших объемов информации в памяти образуются пробелы.

Главной отличительной чертой подобной музыки является то, что мелодии должны быть размеренными и спокойными. Особенным плюсом будут повторяющиеся мотивы то с нарастающим, то с затихающим звуком. Такое умиротворенное звучание создает условия для возобновления нервных клеток

Немаловажно будет перед прослушиванием хорошо проветрить помещение для поступления достаточного количества кислорода

Удивительные свойства музыки Моцарта. Интересные факты

Музыка Моцарта усиливает мозговую активность и повышает интеллектуальный уровень – выяснили ученые США и Болгарии независимо друг от друга. Стандартные “IQ-тесты” фиксируют реальное повышение интеллекта у людей после прослушивания именно музыки Моцарта. Исследования американских ученых показали, что всего лишь 10-минутное прослушивание фортепианной музыки Моцарта повышает IQ (“коэффициент интеллекта”) людей в среднем на 8-10 единиц.

Музыка именно Моцарта повышает умственные способности у всех без исключения людей, которые ее слушают (причем и у тех, кому она нравится, и у тех, кто ее не любит) – доказали европейские ученые. Даже после 5-минутного музыкального сеанса у слушателей заметно увеличивается концентрация внимания (сосредоточенность).

Люди, страдающие болезнью Альцгеймера, улучшают свои навыки при регулярном прослушивании сонаты для двух фортепиано до-мажор Моцарта.

Музыка Моцарта, как никакая другая, оказывает огромное влияние на лечение целого ряда серьезных болезней, среди которых есть и эпилепсия. Ученые экспериментальным путем определили, что звуки сонат Моцарта (особенно соната К 448) способны купировать эпилептические припадки (уменьшить количество эпилептических атак).

В одном из экспериментов, проводимых профессором Джоном Дженкинсом (США), больным, страдавшим серьезными неврологическими заболеваниями, в индивидуальном порядке дали прослушать всего лишь 10-минутный фрагмент одного из музыкальных произведений Моцарта, после чего практически у всех этих людей на какой-то период времени заметно улучшалась способность выполнять тонкие движения рук.

В клиниках Швеции роженицам дают слушать музыку Моцарта, т.к. шведские ученые и медики убеждены, что именно она помогла им резко снизить в своей стране раннюю детскую смертность.

По утверждениям авторитетных специалистов мирового уровня, музыка Моцарта помогает избавиться от любых душевных проблем, улучшает речь и слух.Если во время еды ежедневно слушать спокойную музыку Моцарта – исчезнут многие проблемы с пищеварением.

Как отмечают ведущие сурдологи (специалисты по дефектам слуха) и логопеды мира, наличие в музыке Моцарта обилия звуков высокой частоты делают ее наиболее целебной среди всей классической музыки. Во-первых, высокочастотные гармонизированные звуки укрепляют микроскопические мышцы среднего уха. Во-вторых, звуки частотой от 3 000 до 8 000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга, что способствует улучшению памяти и мышления.

В числе больших поклонников творчества Моцарта – знаменитый врач-отоларинголог Альфред Томатис (г. Париж, Франция). Одним из его пациентов был юный Жерар Депардье – будущий прославленный французский киноактер. В ту пору – в середине 60-х гг. ХХ в. – молодой и пока никому не известный артист приехал покорять Париж, и у него были бы для этого все шансы, если бы не серьезные проблемы с его речью (сильнейшее заикание) и памятью. А. Томатис в ходе первого же медицинского осмотра Жерара определил, что у него серьезные проблемы с правым ухом, и посоветовал ему в ближайшие месяцы ежедневно по 2 часа в день слушать музыку Моцарта. Результат этих самостоятельных сеансов музыкотерапии был просто потрясающим! Жерар Депардье полностью и навсегда избавился и от дефектов правого уха, и, от заикания, и от проблем с памятью, что позволило ему стать в будущем великим киноактером мирового уровня. Сам Ж. Депардье спустя годы после своего чудесного выздоровления сказал следующее: “До встречи с Томатисом я не мог произнести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления”.

Всему миру известен хрестоматийный случай, когда музыка Моцарта в буквальном смысле “подарила” человеку жизнь. 78-летний тяжелобольной маршал Ришилье Луи Франсуа де Виньро, будучи уже на смертном одре, за несколько минут до своей очевидной и неизбежной кончины попросил исполнить свое последнее желание в этой жизни – чтобы при нем сыграли его любимый концерт Моцарта. Вскоре после того, как музыка отзвучала, с маршалом произошло настоящее чудо! Смерть отступила, и он буквально на глазах окружающих пошел на поправку. В этого человека каким-то неведомым образом быстро вернулись жизненные силы, и в итоге он прожил в полном здравии еще 14 полноценных лет, дожив до 92-летнего возраста.

В Канаде струнные квартеты из специально нанятых музыкантов играют на городских площадях музыкальные произведения Моцарта, чтобы, как считают авторы этой идеи, упорядочить уличное движение и тем самым снизить количество аварий.

Играй как можешь: как занятия музыкой помогают развиваться

Значит ли это, что волна интереса к «эффекту Моцарта» не принесла ничего хорошего? Вовсе нет. Дискуссии вокруг этой проблемы помогли тем, кто считали классику скучной или чересчур сложной, заинтересоваться ею и по-новому услышать давно знакомые мелодии. Но, что еще важнее, благодаря разговорам о пользе классики многие родители задумались о том, чтобы дать своим детям хотя бы начатки музыкального образования. Уроки музыки обязательны далеко не везде, а зря: в их эффективности наука не сомневается.

Многие ученые считают, что занятия музыкой (сюда входят и пение, и игра на инструментах, и другие формы обучения) помогают также развивать множество навыков, непосредственно не нужных для извлечения звуков. Например, исследователи из Гарвардской медицинской школы заметили связь между образованием и успешным выполнением заданий.

В их эксперименте поучаствовали 59 десятилетних детей, из них две трети учились играть на клавишных или струнных инструментах не менее трех лет. Как и ожидалось, те, кто учился музыке, лучше проходили тесты на мелкую моторику и распознавание разницы в высоте звуков. Но вдобавок они обошли немузыкальных ровесников и в других заданиях.

Интеллект и образование

Существуют задокументированные свидетельства того, что в среднем люди, которые учились музыке, имеют более высокий уровень образования и IQ. Но чем вызвана эта связь? Может ли один общий скрытый фактор (например, социально-экономическое положение родителей) объяснить оба явления — или есть прямая связь между интеллектом и музыкальностью, не зависящая от других факторов? Ответов на эти вопросы по-прежнему нет.

Канадский психолог профессор Э. Гленн Шелленберг в нескольких исследованиях пытался сделать поправку на социально-экономическое положение родителей. Он обнаружил положительную корреляцию между обучением музыке и IQ у детей 6‒11 лет, а также связь между обучением музыке в детстве, IQ и академическими успехами молодых людей. Был проведен целый ряд длительных исследований, во время которых детей наблюдали в течение долгого времени. Эти исследования показали те же результаты. По всей видимости, обучение музыке все-таки оказывает положительный эффект на общий уровень IQ, а также на академические успехи. Большинство исследователей полагает, что обучение музыке напрямую влияет на исполнительные функции

Этому есть разумное объяснение: обучение музыке предъявляет серьезные требования к ребенку и развивает координацию рук, а также способность концентрироваться на чем-то в течение долгого времени, внимание и рабочую память. Благодаря этому в организме ребенка происходят изменения, поддающиеся измерениям, например, увеличивается размер мозолистого тела, что улучшает связь между полушариями

Кроме того, вероятно, раннее обучение музыке дает ребенку опыт того, что интеллектуальный труд, требующий концентрации, выдержки и постоянной практики, приносит радость и положительные результаты. Этот опыт повышает вероятность того, что ребенок будет упорнее трудиться в школе и в будущем решит уделить как можно больше внимания обучению.

Эффект от игры на музыкальном инструменте в детстве и юности сохраняется на долгое время. В исследовании Ханны-Плэдди и Маккей приняли участие люди в возрасте от 60 до 83 лет. Оказалось, что у тех, кто в детстве и юности более 10 лет играл в оркестре, в среднем лучше память, кроме того, они также зрительно лучше воспринимают пространство — по сравнению с людьми, у которых не было такого опыта. Музыканты не теряют своих способностей. Но начать учиться музыке никогда не поздно — даже если в детстве вы ей не занимались. Исследование людей в возрасте от 65 до 80 лет, которые только в этом возрасте начали учиться играть на фортепиано, показало, что через шесть месяцев у них значительно улучшилась рабочая память, моторные навыки и темп восприятия. Их результаты сравнивали с результатами группы тех, кто занимался другими видами деятельности (например, физическими упражнениями и рисованием). В 2014 году группа шведских ученых под руководством Бальбага исследовала 157 возрастных пар близнецов. Оказалось, что у тех, кто играл на музыкальном инструменте всю жизнь, вероятность развития деменции в старости была намного ниже, чем у их братьев и сестер, никогда не занимавшихся музыкой.

Экономика образования

Багаж знаний: как уровень образования влияет на развитие деменции

Возраст мозга можно определить с помощью МРТ. Ученые исследовали МРТ мозга пациентов, хранившиеся в базе данных, выведя некие средние показатели, характерные для разных возрастов. А потом сравнили эти показатели с хронологическим возрастом испытуемых. Это слегка напоминает калькулятор возраста: необходимо ввести пульс в состоянии покоя, рост, вес, объем талии и так далее, и вы получите свой биологический возраст, который может сильно отличаться от хронологического. В 2018 году группа исследователей под руководством Рогенмосера сравнила мозг профессиональных музыкантов, музыкантов-любителей и тех, кто никогда не занимался музыкой. Выяснилось, что в среднем мозг музыкантов был моложе (то есть выглядел моложе на МРТ-снимках) настоящего возраста испытуемого. Однако по результатам исследования вовсе не была выявлена зависимость вида молодости мозга от количества занятий музыкой. Оказалось, что моложе всего именно мозг музыкантов-любителей. У профессиональных музыкантов мозг в среднем был моложе — но в меньшей степени. Результаты вызвали дискуссию: может, профессиональный музыкант испытывает такой сильный стресс, что он снижает положительный эффект от занятий музыкой? И приносит ли музыканту-любителю пользу наличие других интеллектуальных задач, возникающих в течение рабочего дня? Исследование показало, что для стимуляции работы мозга разнообразие видов деятельности полезнее, чем однообразие. И к музыке это тоже относится.

Воздействие музыки Моцарта на детей

Моцарт – “самый подходящий» композитор для малышей. Огромное количество научных исследований, проводившихся во многих странах мира, свидетельствуют о том, что гармоничная, светлая и изысканно простая музыка Моцарта оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, интеллекта и творческого начала.

Возможно, Моцарт, будучи музыкальным Гением от Природы, стал композитором уже в возрасте 4 лет, и привнесло в его музыку чистое детское восприятие, которое подсознательно чувствуют все “почитатели» его творчества – в т.ч. и самые маленькие слушатели.

Как показали многочисленные эксперименты, улучшения в работе головного мозга под воздействием музыки Моцарта (впрочем, как и любой другой) у взрослых людей, как правило, носят временный характер, поскольку в головном мозге взрослого человека нейронные связи – т.н. синапсы – уже сформировались.

На этом основании некоторые исследователи высказывают предположение, что, возможно, у детей, с их только формирующимися нейронными связями (“цепями»), прослушивание музыки Моцарта может вызвать не только кратковременное, но и длительное, устойчивое улучшение мыслительной деятельности.

На основании данного факта Ф. Раушер выдвинула “революционную» гипотезу о том, что музыка может оказывать СТРУКТУРНОЕ влияние на образование нейронных цепей в детском мозге.

Из этого предположения (если оно верно) следуют выводы о том, что грамотное музыкальное воздействие именно на детей может, во-первых, в терапевтическом плане быть более эффективным (во всех отношениях), чем на взрослых, во-вторых, — значительно быстрее, чем у взрослых, развить в них мощный интеллектуальный потенциал, который (при наличии благоприятных условий) будет активно работать на них на протяжении всей дальнейшей жизни, а в-третьих (как следствие первых двух выводов), – стать альтернативой применению традиционных психотропных химиопрепаратов.

Профессор, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института психологии РАН Владимир Морозов был участником следующего эксперимента, недавно проведенного российскими психологами.

Ученые попросили маленьких детей – воспитанников одного из детских дошкольных учреждений Москвы – во время прослушивания различных музыкальных произведений нарисовать несуществующее (вымышленное, фантастическое) животное, а сами по характеру этих рисунков определяли, какое настроение вызвала та или иная музыка у каждого конкретного ребенка.

Оказалось, что когда звучала музыка Моцарта, то животные на детских рисунках были миленькими, ласковыми и безобидными (наподобие Чебурашки). Когда же включали рок-музыку, дети рисовали страшных и уродливых животных с раскрытой пастью, огромными клыками и острыми когтями.

Музыка для развития детского мозга

В зависимости от того, какой музыкальный стиль чаще слышит ребенок, формируются его вкусовые предпочтения и даже частично характер. Для того чтобы научиться складывать числа или улучшить чтение, ребятишкам лучше всего отдать предпочтение классике. Именно такие мелодии помогают развивающемуся мозгу и организму в целом.

Увеличение ассортимента классических мелодий только поможет облегчить всестороннее развитие ребенка. Однако кроме классики следует слушать и другие композиции

Крайне важно, чтобы они не содержали агрессивных и чрезмерно ускоренных мотивов

Не только музыка положительно влияет на мозг: научное сообщество уже доказало, что мозг можно развивать через специальные когнитивные тренировки. Викиум собрал научные исследования современных нейрофизиологов и на основе их создал увлекательные игровые тренажеры. Попробуйте прямо сейчас!

Классический стиль музыки

Для развития умиротворенности разума отлично подходит Моцарт. Он и вдохновляет на новые мысли и идеи. Еще давно классический музыкальный стиль считался прерогативой интеллектуальных людей. В наше время ситуация, конечно же, поменялась из-за обилия самой разной музыки, но в целом умные люди и сегодня нередко слушают классику. Кроме этого, Моцарт оказывает позитивное влияние на развивающихся детей.

Мелодии, написанные Моцартом, заслуженно считают целебными, потому что в ней содержится огромное количество различных музыкальных комбинаций. Они помогают пробудить мозговую активность. Но следует отметить, что далеко не вся классика оказывает столь положительное воздействие. Например, музыка Баха к таковым не относится.

Музыка помогающая сосредоточиться

Занимаясь каким-то сложным делом, мы далеко не всегда можем полностью сконцентрировать на нем свое внимание. Музыка отлично поможет сбалансировать нервную систему

Таким образом, заострять долгое внимание на одном деле будет гораздо легче. Интеллект — сложная штука, и чтобы заставить его полноценно действовать, иногда нужно отвлекаться на творчество. Мелодии способны восстановить стимуляцию всего организма.

Во время звучания музыки, человеческий слух тут же ловит определенные звуковые вибрации, которые оказывают благотворное действие. Поэтому такую музыку нередко называют лечебной. Постепенно сменяющиеся ноты вдохновляют и позволяют придумывать гениальные идеи.

Достаточно побыть в таком спокойном состоянии полчаса, и вы обновите вашу способность заострять внимание на работе или другой важной деятельности. Слушать приятные музыкальные мотивы можно в неограниченном количестве, лишь бы хватало времени. Совсем скоро вы точно заметите, как улучшилась ваша память

Так что повышать количество прослушиваний только приветствуется

Совсем скоро вы точно заметите, как улучшилась ваша память. Так что повышать количество прослушиваний только приветствуется.

Моцарт для детей слушать онлайн разные композиции

Мы считаем, что слушать удобно, когда музыка длится долго. Чтобы не пришлось самим «кликать», или думать что там дальше нужно. Потому наше предпочтение – долгие сборники композиций. Под хорошую и долго играющую музыку, дети лучше успокаиваются и засыпают. Понятно дело, что ни кто так их специально не писал, каждую часть сборников можно найти как самостоятельно произведение.

https://youtube.com/watch?v=7t5O-bpiwx8

Чтобы прослушивать следующие произведения, точно надо авторизоваться на mail.ru. Ниже приведены тоже длинные сборники.

Чтобы прослушивать следующие произведения, возможно надо будет авторизоваться на vk.com. Или зайти на нашу группу. Там мы планируем со временем создать плейлисты детской  музыки. Ниже приведены короткие произведения. Это те самые из которых собраны длинные сборники. Конечно, здесь не весь Моцарт для детей. Мы взяли специально разные произведения и их исполнения, чтобы было из чего выбирать.

Колокольчики. Для любого случая.

Для сладкого сна.

Для беременных

Мы решили показать наиболее популярные произведения, которые подойдут на разные случаи жизни. Попытка разграничения Моцарт для детей – «для сна», «для беременных», «успокаивающая», «развивающая», «колыбельная» – весьма условна. Также как и разграничение любой другой классической музыки для детей. Каждый должен выбирать то, что ему подходит. Остается только найти, что вам наиболее понравится и наслаждаться прекрасной музыкой великого композитора.

Перед тем, как давать малышу слушать онлайн Моцарта для детей, надо самостоятельно ознакомиться с композицией. Вдруг именно ЭТО — НЕ ТО?!

Моцарт для развития мозга детей

Музыка Моцарта потрясающим образом воздействует на головной мозг ребёнка. Она способна изменить его структуру. Музыка Моцарта для взрослого человека имеет временный эффект, так как нейронные связи уже сформировались.

Что касается головного мозга малыша, то при регулярном прослушивании волшебной мелодии начинают формироваться новые нейронные связи. Это благоприятно сказывается на мыслительной деятельности, таким образом можно сказать, что музыка Моцарта помогает родителям растить гения. За счёт увеличения мозговой активности, у малыша развивается интеллект

Это очень важно в первые три года его жизни, так как именно в этот период и определяется будущий IQ ребёнка

Учеными были проведены исследования, в результате которого выяснилось, что музыка активирует слуховой центр. Некоторые мелодии воздействуют на эмоциональные разделы головного мозга. Но только при прослушивании музыки Моцарта активизировались почти все отделы мозга. По словам ученых кора головного мозга в тот момент вся «светилась».

Активация мозга способствует стимуляции мыслительных процессов и улучшает память. Помимо этого, музыка Моцарта отлично развивает так называемое пространственное мышление — визуальное представление, которое необходимо в определенных творческих профессиях (дизайнер, конструктор, декоратор).

Было проведено исследование среди детей, которое длилось 5 лет. Те дети, которые занимались музыкой на протяжении двух лет, развили своё пространственное мышление гораздо лучше.

Моцарт для детей – чем хорош великий композитор

Выше мы уже упоминали, что музыка Моцарта для детей отлично развивает интеллект ребенка. Это конкретно выражается в следующих моментах:

  • Успокаивающая музыка. Успокаивает нервную систему, повышает настроение.
  • Развивающая музыка. Улучшение памяти, развитие мыслительных способностей или по-другому «развитие мозга детей»

В этой музыке отражено именно детское восприятие реальности, поэтому дети очень любят слушать Моцарта и быстро запоминают мелодии. Кроме того, у него можно подобрать музыку практически на любой случай жизни: для сна и успокоения, для игр, для развития. Поэтому Моцарта для детей можно ставить при различных видах деятельности малыша.

Моцарт для детей перед сном

У Моцарта есть очень много лирических, спокойных тем. Если их поставить перед сном, то даже разбушевавшийся малыш успокоится намного быстрее, чем обычно. Часто такие мелодии можно услышать на мобиле. Звучат они там коряво, поэтому не надо использовать такие гудки для успокоения ребенка.

Лучше музыку Моцарта для детей перед сном слушать онлайн в нормальном виде и посредством хороших динамиков.  Слушать надо негромко, чтобы ребенок не боялся сильных звуков.

Моцарт для детей успокаивающая музыка

Не обязательно ставить слушать спокойную музыку Моцарта для детей только для того, чтобы усыпить ребенка, т.е. для сна или перед сном. Можно использовать успокаивающий момент музыки.

Допустим, ребенка надо успокоить, и не надо укладывать спать. Тогда можно поставить ту же самую успокаивающую музыку Моцарта для детей, что и перед сном. Дать время малышу, чтобы успокоиться. Потом включить что-то повеселее, или вообще выключить, чтобы ребенок не начал опять возбуждаться.

Получается Моцарта можно использовать для детей, как для сна, так и просто для их успокоения.

Моцарт для детей для игр

Замечательно слушать любую хорошую музыку во время бодрствования. В это время у Моцарта для детей особенно хороши быстрые части сонат и концертов, танцевальная музыка. В общем композиции, которые позволяют малышу активно познавать мир. Считается, что маленькие дети узнают мир во время игр, поэтому веселые бодрые композиции, прослушанные ими в это время, будут только в помощь.

Моцарт для детей развивающая музыка

Под Моцарта можно не только сладко засыпать и расслабляться, но и использовать его музыку в практических целях — развития мозга детей. Было неоднократно замечено, что те, кто часто и долго слушал Моцарта, имеют отличный слух. То есть музыка композитора позволяет его очень хорошо развить не только ребенку, но и взрослому человеку.

Дети, которые часто слушают Моцарта, становятся более внимательными, у них открываются творческие таланты, стабилизируется психика. А также развивается отличный музыкальный вкус.

Именно поэтому Моцарта для детей рекомендуют слушать уже во время беременности.

«Эффект Моцарта»

В следующем пятидневном исследовании повышения умственной деятельности с помощью музыки были задействованы 79 студентов. Стимуляция производилась в трёх группах:

  • первая слушала музыку Моцарта,
  • вторая – смешанная – разнообразные музыкальные подборки (в том числе классический репертуар),
  • третья – проходила тест в тишине.

Самый высокий процент, улучшающий первоначальную статистику, был продемонстрирован в первой группе: +62%. Самый низкий – во второй: +11%. Среди студентов, проходивших тест в тишине, улучшение результатов продемонстрировали 14% тестируемых.

Исследовали предположили, что композиции Моцарта стали своеобразным ключом к раскрытию «более высоких мозговых функций», повышающих активность мозга. Однако «эффект Моцарта» был отмечен и в ходе наблюдений за животными, растениями и микробами:

  • 700 коров, которым испанский фермер в 2007 году регулярно включал концерт для флейты с арфой, давали на 25% больше молока, чем «контрольная группа» коров. При этом первенство в экспериментах с повышением удоев принадлежит французским монахам из Бретани, которые включали животным различную музыкальную классику и обнаружили, что коровы предпочитают Моцарта.
  • В 1973 году в лаборатории биотронного контроля студентка Дороти Реталлак провела эксперимент с растениями, давая им слушать различные музыкальные направления по 3 часа в день. От рока растения «отворачивались», многие погибли. При звучании музыки Моцарта, Баха, джаза и особенно индийских мелодий со звуками ситара (многострунный инструмент), растения оживали, «разворачиваясь» в сторону динамика. Равнодушными их оставили композиции в стиле кантри.
  • В 2010 году на берлинском заводе сточных вод бактериям, поедающим биомассу, включали отрывки из «Волшебной флейты». Опера передавалась с помощью специальной системы от компании «Мундус», которая точно воспроизводила звуки концертного зала. Спустя год, когда эксперимент считался почти проваленным, выяснилось, что активность «слушавших» Моцарта бактерий была выше на 17%, что сэкономило заводу 10 тыс. евро на утилизации отходов.

О том, что Моцарт – это музыка для улучшения памяти и интеллектуальных способностей, снова заговорили после эксперимента с крысами в лабиринте, проведённом в университете Висконсина. Там эмбрионам животных давали слушать мелодии сначала в утробе, а затем – и в течение 2 месяцев после рождения. Все подопытные после этого проходили лабиринт быстрее собратьев, содержащихся в тишине или под музыку Ф. Гласса (композитора-минималиста). Причём, чем больше крысы слушали Моцарта, тем меньше ошибались в решении задач и ярче демонстрировали повышеннный интеллектуальный уровень.

Воздействие музыки Моцарта на детей

Моцарт – “самый подходящий” композитор для малышей. Огромное количество научных исследований, проводившихся во многих странах мира, свидетельствуют о том, что гармоничная, светлая и изысканно простая музыка Моцарта оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, интеллекта и творческого начала. Возможно, Моцарт, будучи музыкальным Гением от Природы, стал композитором уже в возрасте 4-х лет, и привнесло в его музыку чистое детское восприятие, которое подсознательно чувствуют все “почитатели” его творчества – в т.ч. и самые маленькие слушатели.

Как показали многочисленные эксперименты, улучшения в работе головного мозга под воздействием музыки Моцарта (впрочем, как и любой другой) у взрослых людей, как правило, носят временный характер, поскольку в головном мозге взрослого человека нейронные связи – т.н. синапсы – уже сформировались. На этом основании некоторые исследователи высказывают предположение, что, возможно, у детей, с их только формирующимися нейронными связями (“цепями”), прослушивание музыки Моцарта может вызвать не только кратковременное, но и длительное, устойчивое улучшение мыслительной деятельности. У детей, получавших уроки музыки в течение 2 лет подряд, значительно улучшились способности к пространственному мышлению, причем этот эффект не исчезал со временем. На основании данного факта Ф. Раушер выдвинула “революционную” гипотезу о том, что музыка может оказывать СТРУКТУРНОЕ влияние на образование нейронных цепей в детском мозге. Из этого предположения (если оно верно) следуют выводы о том, что грамотное музыкальное воздействие именно на детей может, во-первых, в терапевтическом плане быть более эффективным (во всех отношениях), чем на взрослых, во-вторых, — значительно быстрее, чем у взрослых, развить в них мощный интеллектуальный потенциал, который (при наличии благоприятных условий) будет активно работать на них на протяжении всей дальнейшей жизни, а в-третьих (как следствие первых двух выводов), – стать альтернативой применению традиционных психотропных химиопрепаратов.

Профессор, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института психологии РАН Владимир Морозов был участником следующего эксперимента, недавно проведенного российскими психологами. Ученые попросили маленьких детей – воспитанников одного из детских дошкольных учреждений г. Москвы – во время прослушивания различных музыкальных произведений нарисовать несуществующее (вымышленное, фантастическое) животное, а сами по характеру этих рисунков определяли, какое настроение вызвала та или иная музыка у каждого конкретного ребенка. Оказалось, что когда звучала музыка Моцарта, то животные на детских рисунках были миленькими, ласковыми и безобидными (наподобие Чебурашки). Когда же включали рок-музыку, дети рисовали страшных и уродливых животных с раскрытой пастью, огромными клыками и острыми когтями.

Слушай и умней: работает ли «эффект Моцарта»?

Представления о том, что прослушивание музыки, особенно классической, благотворно влияет на интеллект, широко распространены. Многие спорят о деталях, например, что полезнее — фортепианные концерты Моцарта или его произведения для скрипки, но в целом способность классики делать нас умнее оспаривают редко.

Понятие «эффект Моцарта» появилось в начале 1990-х. В 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне рассказали о результатах своего эксперимента: добровольцы, которым включали произведения великого композитора, лучше справлялись с тестами на пространственное мышление. Сами авторы работы не давали этому явлению громких названий. Об «эффекте Моцарта» заговорили, когда новая гипотеза стала популярной за пределами научного сообщества и породила множество обобщений.

Например, СМИ нередко писали, что классика положительно влияет на интеллект в целом, особенно у детей. Считалось, что шедевры золотого века музыки не только улучшают определенные навыки (то же пространственное мышление), но и повышают IQ. В 1998 году губернатор Джорджии даже предложил выделить более 100 тысяч долларов из бюджета штата, чтобы обеспечить записями классической музыки каждую семью, где появился новорожденный. Свое выступление политик сопроводил «Одой к радости» Бетховена — впрочем, это не помогло ему убедить аудиторию.

Постепенно вокруг предполагаемого эффекта выросла целая индустрия. Само словосочетание Mozart effect зарегистрировано как торговая марка, под ней продается множество музыкальных сборников. По словам их создателей, эти подборки решают целый ряд проблем: помогают сконцентрироваться, улучшают память, а у детей развивают речь, пространственное мышление и эмоциональный интеллект. Звучит заманчиво, но можно ли доверять этим обещаниям?

Виктория Уильямсон, психолог из Шеффилдского университета в Великобритании, , что прослушивание классики — далеко не суперсредство для развития мозга

Она обращает внимание на то, о чем говорили и сами авторы оригинального исследования: интеллектуальный подъем после прослушивания классики длится не дольше 15 минут — но когда представление об «эффекте Моцарта» ушло в массы, об этом стали вспоминать все реже. Позже похожие результаты и другие ученые

Музыка и правда улучшала определенные навыки, но лишь ненадолго.

Допустим, надолго повысить IQ с помощью фортепианных концертов не выйдет. Но как объяснить то, что в первые минуты после прослушивания человек показывает лучший результат? Авторы первой статьи предполагали, что дело в композиторском даре Моцарта и сложности его музыки: возможно, замысловатые переплетения мелодических линий каким-то образом стимулируют мышление и делают нас креативнее. Но современные исследователи, в том числе Виктория Уильямсон, считают, что все намного проще.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector