Что надо знать к огэ по обществознанию?

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Кодификатор ОГЭ

Государственная итоговая аттестация в форме основного государственного экзамена (ОГЭ)

Обществознание. Кодификатор ОГЭ элементов содержания и требований
к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА по Обществознанию

Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы, ссылки на конспекты уроков.

Код элемента Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы ссылки
1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей Конспект
1.2 Взаимодействие общества и природы Конспект
1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь Конспект
1.4 Биологическое и социальное в человеке Конспект
1.5 Личность. Особенности подросткового возраста Конспект
1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение) Конспект 1,Конспект 2
1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение Конспект
1.8 Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение Конспект
2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности Конспект
2.2 Наука в жизни современного общества Конспект
2.3 Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Конспект
2.4 Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Конспект 1,
Конспект 2
2.5 Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность Конспект 1,
Конспект 2
3.1 Экономика, ее роль в жизни общества Конспект
3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов Конспект
3.3 Экономические системы и собственность Конспект
3.4 Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация Конспект
3.5 Обмен, торговля Конспект
3.6 Рынок и рыночный механизм Конспект
3.7 Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство Конспект
3.8 Деньги Конспект
3.9 Заработная плата и стимулирование труда Конспект
3.10 Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки Конспект
3.11 Налоги, уплачиваемые гражданами Конспект
3.12 Экономические цели и функции государства Конспект
4.1 Социальная структура общества Конспект
4.2 Семья как малая группа. Отношения между поколениями Конспект
4.3 Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте Конспект
4.4 Социальные ценности и нормы Конспект
4.5 Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни Конспект
4.6 Социальный конфликт и пути его решения Конспект
4.7 Межнациональные отношения Конспект
5.1 Власть. Роль политики в жизни общества Конспект
5.2 Понятие и признаки государства Конспект
5.3 Разделение властей Конспект
5.4 Формы государства Конспект
5.5 Политический режим. Демократия Конспект 1Конспект 2
5.6 Местное самоуправление Конспект
5.7 Участие граждан в политической жизни Конспект
5.8 Выборы, референдум Конспект
5.9 Политические партии и движения, их роль в общественной жизни Конспект
5.10 Гражданское общество и правовое государство Конспект
6.1 Право, его роль в жизни общества и государства Конспект
6.2 Норма права. Нормативный правовой акт Конспект
6.3 Понятие правоотношений Конспект
6.4 Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности Конспект
6.5 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации Конспект
6.6 Федеративное устройство Российской Федерации Конспект
6.7 Органы государственной власти Российской Федерации Конспект
6.8 Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан Конспект 1
Конспект 2
6.9 Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина Конспект
6.10 Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних Конспект
6.11 Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина Конспект
6.12 Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов Конспект
6.13 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей Конспект
6.14 Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей Конспект
6.15 Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних Конспект
6.16 Административные правоотношения, правонарушения и наказания Конспект
6.17 Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних Конспект

Обществознание. Кодификатор ОГЭ
элементов содержания

Проверить знания
  Подобрать репетитора

ОГЭ по обществознанию: что нового

В первую очередь изменения коснулись структуры экзамена. Так, сократилось количество заданий – теперь их 24, а не 31. На 17 из них нужно будет дать краткий ответ, а на 7 – развернутый.

Разделены задания теперь тоже по-другому. Раньше их объединяли по формату записи ответа, а сейчас – в соответствии с навыками, которые проверяются. Визуально это никак не обозначается, вопросы идут подряд.

Обществознание, как и ряд других дисциплин, в последние десять лет преподают в соответствии с обновленными образовательными стандартами

Основное внимание уделяется аналитике. Школьников учат рассуждать, объяснять, аргументировать, разбирать конкретные практические ситуации

Поэтому в ОГЭ-2020 присутствуют задания, предполагающие развернутый ответ:

  • на анализ статистических данных;
  • на проверку финансовой грамотности;
  • на знание ключевых обществоведческих терминов.

Педагоги говорят, что это самое сложное в экзамене. В то же время эти задания приближают его к ЕГЭ и послужат полезной тренировкой для тех, кто планирует продолжить обучение в школе.

Среди новшеств – работа с диаграммами, она стала более творческой. Теперь нужно не только написать, что прибавилось или убавилось, но и проанализировать возможные причины изменений.

Исключено из экзамена задание, в котором нужно было отличить факты от мнений (№25). Также сокращено с шести до четырех количество пунктов мини-теста по тексту.

Структура ОГЭ по обществознанию

ОГЭ по обществознанию длится 180 минут — три часа. Максимум за работу можно получить 35 первичных баллов. Их переводят в оценку по пятибалльной шкале. Минимальный порог для поступления в колледж или профильный класс — 30 тестовых баллов за обществознание.


Шкала перевода тестового балла ОГЭ по обществознанию в пятибалльную оценку

Экзамен для 9 класса состоит из 24 заданий, в которые входят вопросы из шести основных разделов дисциплины: 

  • человек и общество,
  • духовная культура,
  • сфера политики и социального управления,
  • социальная сфера,
  • экономика,
  • право.

Чтобы ознакомиться с составляющими экзамена, нужно внимательно изучить нормативные документы. Найти их можно на сайте ФИПИ

Обратите внимание на три важнейших документа: демоверсию, спецификацию и классификатор. Демоверсия — это образец варианта ОГЭ, который будет использоваться в текущем учебном году

Спецификация поясняет, сколько баллов за какое задание даётся. А кодификатор — это перечень тем, знание которых проверяется на ОГЭ.

<<Форма с консультацией>>

В 2020 году в структуру экзаменационной работы внесли изменения по сравнению с заданиями предыдущих лет, усилили аналитическую составляющую.


Структура ОГЭ-2020 по обществознанию

Подготовка к ОГЭ по обществознанию подразумевает, что школьник учится:

  • анализировать практические ситуации, 
  • рассуждать, 
  • объяснять, 
  • аргументировать, 
  • выражать своё мнение с опорой на факты социальной жизни, личный опыт и школьные знания. 

Дистанционная подготовка к ГИА

Наиболее эффективным методом подготовки к экзаменам по обществознанию, биологии или математике считаются занятия с репетиторами онлайн. Основное преимущество этого метода заключается в возможности обучения с лучшими педагогами различных ВУЗов России, не покидая пределы своего дома. Для родителей учеников это несомненный плюс, поскольку им не нужно давать ребенку деньги на проезд, при этом они могут контролировать процесс его обучения. Участнику курсов не нужно никуда ехать с целью задать преподавателю важный вопрос и прояснить для себя сложные и непонятные моменты – он может это сделать, сидя в кресле за своим компьютером.

На сайте есть возможность подобрать преподавателя по любому предмету нужного уровня квалификации, отвечающего всем необходимым требованиям. Это можно осуществить путем изучения анкет разных кандидатур и выбора среди них лучшей. При всех неоспоримых достоинствах такого вида обучения стоимость онлайн-курсов по обществознанию, математике, иностранному языку или биологии значительно ниже, чем подготовка к ГИА по обществознанию с репетитором, предусматривающая классический формат обучения.

Использование интерактивных методов преподавателями специализированных курсов – еще одно их важное преимущество, позволяющее повысить заинтересованность школьника к урокам и надежно закрепить в их голове всю необходимую информацию

Специализированные курсы Фоксфорд и Lancman school

Специализированными курсами для подготовки к ГИА по обществознанию, математике и другим предметам, способными дать максимально действенный результат считаются Фоксфорд и Lancman school.

Их основные преимущества заключаются в:

  • проведении занятия с преподавателями, имеющими огромный опыт подготовки учеников к успешной сдачи экзаменов;
  • использованию интерактивных учебников;
  • небольшом количестве учащихся в группе, что дает возможность педагогу уделять достаточно времени каждому ученику;
  • нацеленности в обучении на достижение высоких результатов;
  • постоянном закреплении пройденного материала путем выдачи заданий для подготовки после урока;
  • удобстве и комфорте проведения занятий (изучать предмет, находясь в уютной домашней обстановке, приятнее, чем сидя за жестким стулом школьной парты);
  • регулярном мониторинге знаний учеников, дающем возможность выявить и устранить пробелы в знаниях;
  • формирования расписания занятий, исходя из предпочтений участников курсов.

Используя интерактивные методы, репетитор пробудит в вашем ребенке неподдельный интерес к предмету «человек и общество», благодаря чему полученные знания надолго останутся в его голове. Еще одно преимущество такого метода обучения состоит в том, что у родителей есть возможность контролировать процесс подготовки ребенка к ГИА и помогать ему в правильном распределении своего времени.

Учащиеся могут не только приобрести отличные знания по предмету, которые дадут возможность сдать экзамены на высший бал, но и продолжить облучение с целью углубленного изучения биологии.

В случае отсутствия времени на подбор репетитора по биологии путем изучения всех анкет, напишите нам, и мы подберем вам педагога, соответствующего вашим требованиям.

Как работать с текстом

На экзамене вы получите небольшой текстовый фрагмент. Нужно его прочитать и выполнить шесть заданий. Они проверяют ваше умение понимать текст, разделять его на составляющие части, выделять главное, искать нужную информацию, анализировать её и приводить примеры, иллюстрирующие идеи текста.

Текст для заданий с развёрнутым ответом
Текст для заданий с развёрнутым ответом

1 — задание 26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

  • Выделите основные моменты, а потом озаглавьте их.
  • В плане должно быть не менее 4–5 пунктов.
  • План должен соотноситься с текстом и затрагивать все идеи, которые в нём освещены.
  • Идеи не всегда совпадают с абзацами.
  • План должен быть кратким и лаконичным. Не используйте длинных предложений.
  • Можно использовать вопросительные предложения.
  • Из плана должно сложиться целостное впечатление о тексте.
  • Составляя план, представьте, что вам нужно сделать доклад по тексту, а план — это ваша шпаргалка для выступления. Если, посмотрев на план, вы можете вспомнить все основные тезисы из текста, значит, он составлен правильно.
  • Красота формулировок оцениваться не будет, только их правильность. Но старайтесь выражаться чётко и ясно.

2 — задание 27. Какую взаимосвязь патриотизма и политики государства отмечает автор, цитируя В.В. Путина? Какие понятия тесно связаны с этим?

  • Не приступайте к ответу на второй вопрос задания, пока не ответите на первый.
  • Отвечая на вопросы, придерживайтесь чёткой структуры. Лучше всего начинать со слов, указанных в задании. «Цитируя слова Путина, автор отмечает, что политика государства должна опираться на патриотизм». «Автор говорит, что с этим связаны понятия политической и экономической стабильности».

3 — задание 28. Какие определения Родины отмечает автор? Укажите две черты, характеризующие патриотическое отношение к Родине, выделяемые автором.

  • Если в условии говорится об определениях, значит, их должно быть минимум два.
  • Перепишите определения, сокращая их своими словами.
  • Найдите в тексте указанные черты и выберите две из них.

4 — задание 29. Какое определение патриотизма ближе всего автору? Используя обществоведческие знания, приведите два примера проявления такого патриотизма.

  • Найдите в тексте нужные определения.
  • Определите, какое из них ближе всего автору.
  • Примеры должны быть не из текста, а из курса обществознания, книг, фильмов, интернета или собственного опыта.
  • В 2-3 предложениях аргументируйте, почему именно этот пример кажется вам подходящим.

5 — задание 30. Автор пишет, что патриотом может быть любой человек. Используя текст и обществоведческие знания, приведите два пояснения данной позиции.

Значит, один пример нужно взять из текста, один — из других источников.

6 — задание 31. Автор отмечает черты современной жизни, отличающие её от предыдущих эпох. Используя текст и обществоведческие знания, поясните две черты и приведите по одному примеру к каждой из них.

  • Найдите в тексте те черты, о которых говорится в условии.
  • Выберете две из них.
  • Выбирайте черты, которые вам больше нравятся и которые вам проще объяснить.
  • К каждой черте приведите пример не из текста.
  • Аргументируйте свою мысль в нескольких предложениях.

Можно ли пересдать ОГЭ

Если вы не набрали минимальное количество баллов по 1–2 дисциплинам, у вас есть право пересдать ОГЭ в один из резервных дней. Один и тот же предмет можно пересдавать до трёх раз. Если школьник не смог сдать экзамен с трёх попыток или не сдал больше двух предметов, вместо аттестата он получит справку об окончании 9 классов школы. В этом случае вы сможете попробовать снова на следующий год.

Также пересдача в резервные дни возможна (см. таблицу выше), если в день проведения экзамена случилась чрезвычайная ситуация, которую вы можете подтвердить документально.

Среди таких ситуаций:

  • болезнь или плановая операция;
  • внезапное ухудшение самочувствия на экзамене (в этом случае нужно сразу обратиться к врачу и получить справку);
  • автомобильная авария;
  • смерть близкого родственника;
  • чрезвычайное происшествие в пункте проведения экзамена — наводнение, пожар, ураган.

Изображения: Liz Serrano / Dribbble

Разбираем пример

Давайте посмотрим на реальное задание и вместе решим его.

Учёные опросили 20-летних юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «В деятельности какой общественной организации (объединения, инициативной группы и т.п.) Вы могли бы безвозмездно принимать участие?».

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Ответ:

1)  Сходство. И юноши, и девушки в наименьшей степени ответили, что они не стали бы безвозмездно принимать участие в деятельности общественной организации.

Предположение. Это можно объяснить тем, что и юноши, и девушки страны Z являются общественно активными гражданами.

2)  Различие. Юноши на 10% больше, чем девушки стали бы безвозмездно принимать участие в политических партиях и движениях.

Предположение. Это можер объяснить тем, что юноши страны Z видят для себя больше выгоды или пользы в безвозмездном участии в политических партиях и движениях, так как в дальнейших собираются строить карьеру в этой области чаще, чем девушки.

Итак, мы разобрались с основными сложностями 12 задания ОГЭ по обществознанию. Вы получили алгоритм работы с этим заданием, шаблон для записи ответа, а также три полезные рекомендации. Обязательно изучите наш гайд для ОГЭ по обществознанию, чтобы справиться с остальными заданиями и темами! И удачи!

Как готовится к тестам самостоятельно?

Учащиеся могут готовиться к тестам путем повторения материала из учебников либо с помощью специальных пособий, предназначенных для подготовки к экзаменам. Чтобы проверить уровень своих знаний на текущем этапе, выпускники могут пройти пробное тестирование по обществознанию на сайте онлайн. Их преимущество состоит в том, что они совершенно бесплатны, а для их прохождения не надо регистрироваться. На сайте постоянно появляются новые тесты, структура и сложность которых идентична реальным экзаменационным заданиям.

С помощью демонстрационных тестов учащиеся могут проводить периодический мониторинг своих знаний, выявлять существующие пробелы в обучении и намечать для себя направление дальнейшей подготовки. Преимущество таких сайтов состоит в предложении учащимся материалов для подготовки, наиболее актуальных за текущий год.

Кому подходит самостоятельная подготовка к экзамену

Тем, у кого нет средств на частных педагогов, но они прекрасно ориентируются в интернет-пространстве и умеют извлекать самое важное из информационных ресурсов.
Детям, которые испытывают дискомфорт в многолюдном социуме и лучше усваивают материал в спокойной, знакомой обстановке, не ограниченной по времени, не требующей постоянного контроля и оценки со стороны педагога.
Молодым людям, которые умеют правильно организовать свое время, могут самостоятельно осваивать большие объемы информации, усидчивы, терпеливы, дисциплинированны.
Ученикам, которые хорошо усвоили школьную программу, и она требует только повторения.
Школьникам, в чьих знаниях есть пробелы, требующие дополнительного погружения в отдельные темы, и им есть, кому в этом помочь.

Во время самостоятельной подготовки к экзаменам школьнику не следует полагаться исключительно на себя. При возникновении вопросов, трудных заданий и сложных для освоения и запоминания тем, стоит обращаться за разъяснениями к родителям, учителям, лучше подготовленным одноклассникам, подключаться к онлайн консультациям. Одним словом, искать любые возможности ликвидировать пробел в своих знаниях.

ОГЭ по обществознанию: самые сложные задания

Как показывает опыт прошлых лет, самый сложный раздел экзамена – право. Здесь допускают больше всего ошибок. Связано это с тем, что для ответа нужно не только понимать, о чем речь, но и твердо знать нормы права. Экономика и политика тоже часто вызывают трудности у школьников.

В первом задании выпускнику теперь нужно будет не просто выбрать правильный вариант ответа на вопрос, но и дать определение, например, таким понятиям, как «демократия» и «власть».

 В числе новшеств и задание нового типа (№6) – на проверку финансовой грамотности выпускника в соответствии с темами кодификатора. Раньше на ОГЭ подобных вопросов не было в принципе.

В кодификаторе в связи с этим введены новые пункты: 

Так, в шестом задании могут спросить, что делать, если с неизвестного номера пришло сообщение с просьбой прислать информацию о банковской карте

Подобная ситуация вполне может произойти и в реальной жизни, поэтому важно знать правильное решение

Сложности вызывает и задание №12, которое проверяет умение анализировать статистические данные, формулировать умозаключения на их основе и высказывать предположения. Раньше нужно было лишь отметить, что изменилось, на графике.

В ОГЭ появилось задание №20, в котором предстоит дополнить таблицу, чтобы назвать понятие. Например, нужно соотнести орган федеральной власти и его полномочия. Аналогичное задание есть в ЕГЭ. Его выполнение требует особой внимательности.

Готовимся с репетитором

Зачастую выпускнику при подготовке к экзамену тяжело систематизировать большой объем материала, выявить нужное и отсеять лишнее. К тому же большинству тяжело себя заставить помимо выполнения школьных домашних заданий еще заниматься дополнительно без какого-либо контроля со стороны.

Поэтому более эффективным вариантом может стать подготовка к ГИА (ОГЭ) по обществознанию с репетитором.

Подготовка к экзамену по обществознанию с преподавателем в группах

План подготовки к ГИА (ОГЭ) по обществознанию с преподавателем в группах делится на три этапа.

На первом этапе устраняются пробелы в знаниях теории обществознания, и подготавливается база для выполнения тестовых заданий первого уровня. С этой целью в первую неделю обучения ученики проходят тест, включающий в себя информацию, которую они получили в 5-9-м классе. Ученики ознакомлены с целью проведения этого мероприятия, что дает возможность правильного планирования работы на ближайшее время и выявления наиболее проблемных тем.

Тех, кто не смог пройти тесты на достаточно высоком уровне, приглашают на дополнительные занятия, предполагающие повторение теоретической базы и решения заданий с детальным разъяснением педагога. Также ученикам предлагается эффективный план для самостоятельной подготовки к ГИА (ОГЭ) в свободное от занятий с репетитором время.

Обучение начинается с выделения тем, входящих в структуру экзаменационных заданий. Далее подбираются материалы, дающие выпускникам возможность последовательного повторения курса обществознания. Подготовка к экзаменам не начинается сразу с прохождения тестовых заданий экзамена, поскольку материал в них не соответствует структуре и программе школьного курса. К этому учеников приводят после того, как они достаточно владеют теоретической базой.

  1. Однако прежде, чем начать непосредственную подготовку, репетитор детально знакомит учеников с условиями проведения ГИО, что дает им возможность понять, как организована экзаменационная работа и какие критерии ее оценки.
  2. На втором подготовительном этапе учащимся предлагается решить задания первого уровня, которые будут встречаться на экзамене. Ученикам выдаются индивидуальные тесты, составленные лично педагогом или с помощью специальной программы. После их выполнения педагог подробно разбирает и объясняет ошибки, которые учащиеся допустили в ответах.
  3. На третьем этапе осуществляется заключительная подготовка. После успешного закрепления материала, необходимого для прохождения первой части экзаменационной работы, проводится изучение информации для выполнения тестовых заданий 2-го и 3-го уровня.

Тематическая подготовка с репетитором индивидуально

Для подготовки с нуля лучше всего подойдут индивидуальные занятия с репетитором

Их преимущество состоит в возможности преподавателя направить все свое внимание на одного учащегося, выявить существующие у него пробелы в знаниях и разработать стратегию обучения с учетом его индивидуальных особенностей. Методика подготовки к ГИА с преподавателем на частных уроках предполагает решение заданий разного уровня сложности и глубокое погружение в тему

Заключение

Школьникам готовится к экзаменам самостоятельно по книгам тяжело. Большинству из них не хватает усидчивости и свободного времени. К тому же часто они не способны систематизировать обучение и контролировать свои результаты. Учащимся, решившим обойтись своими силами, рекомендуем регулярно проверять свои знания путем прохождения тестов на специальных сайтах.

Подготовка к ГИА по обществу, математике, иностранным языкам в профильном ВУЗе может не принести желаемых результатов, поскольку преподавателям, ведущих занятия, все равно, на какой бал учащиеся сдадут экзамены – для них главное отчитать положенный курс лекций и провести необходимые практические занятия. Более действенной будет подгото

Тем, кого интересует вопрос, как подготовится к ГИА максимально эффективно, рекомендуем записаться на специализированные курсы онлайн в формате дистанционного обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector