Специальное (дефектологическое) образование профиль «олигофренопедагогика и олигофренопсихология» с присвоением квалификации «олигофренопедагог» (620ч)
Содержание:
- Причины
- Примеры практических заданий
- Шифр 1-03 03 08
- Описание специальности
- Вузы, где есть эта специальность
- Направления обучения
- Жизнь с умственной отсталостью
- Где учиться на олигофренопедагога?
- Требования к дефектологу
- Синдромы, скомбинированные с разными степенями УО
- С кем и где работают дефектологи?
- Специфика работы дефектолога
- Понятие дефектологии, образование специалистов
Причины
Интеллектуальная инвалидность – результат генетических заболеваний и множества других факторов, вернее, их совокупности: поведенческих, биомедицинских, социальных, образовательных.
Причины |
Факторы |
|||
биомедицинские |
социальные |
поведенческие |
образовательные |
|
Внутриутробное развитие плода (пренатальные) |
-возраст родителей;-заболевания у матери;-хромосомные нарушения;-врожденные синдромы |
нищенское существование матери, она подвергалась насилию, плохо питалась, не имела доступ к медуслугам |
родители употребляли алкоголь, табак, наркотики |
родители не подготовлены к появлению ребенка, когнитивно недееспособны |
Рождение ребенка (перинатальные) |
-недоношенность; -родовые травмы |
плохой уход за малышом |
отказ от ребенка |
отсутствие медицинского наблюдения |
Дальнейшая жизнь (постнатальные) |
-плохое воспитание;-травмы мозга;-дегенеративные заболевания;-эпилепсия;-менингоэнцефалит |
-бедность;-плохие взаимоотношения в семье |
-домашнее насилие, жесткость к ребенку, егоизоляция;-несоблюдение мер безопасности;-плохое поведение |
-некачественное медобслуживание и поздняя диагностика заболеваний;-недостаток воспитания;-отсутствие поддержки со стороны других членов семьи |
Конкретных «виновников», даже несмотря на довольно скрупулезные исследования и раннюю диагностику, никто точно назвать не может. Но, если проанализировать таблицу, с наибольшей вероятностью поводом появления олигофрении могут быть:
- любые генетические сбои – мутации генов, их дисфункция, хромосомные аномалии;
- наследственные отклонения развития;
- недоедание;
- инфекционные болезни матери в период беременности – сифилис, краснуха, ВИЧ, герпес, токсоплазмоз и т.п.;
- преждевременные роды;
- проблемные роды – асфиксия, механические травмы, гипоксия, асфиксия плода;
- недостаточное воспитание ребенка с рождения, родители уделяли ему мало времени;
- токсическое воздействие на плод, ведущее к поражению головного мозга – употребление родителями сильных препаратов, наркотиков, спиртных напитков, табакокурение. Сюда же относится радиация;
- инфекционные заболевания ребенка;
- травма черепа;
- болезни, затрагивающие мозг – энцефалит, коклюш, менингит, ветряная оспа;
- утопление.
Примеры практических заданий
Работа № 3. Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). ч.1
Работа № 3. Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). ч.2
Работа №1. Психология детей с нарушением интеллекта, основы олигофренопедагогики. ч.1
Работа №1. Психология детей с нарушением интеллекта, основы олигофренопедагогики. ч.2
Работа №1. Психология детей с нарушением интеллекта, основы олигофренопедагогики. ч.3
Работа №2. Психология детей с нарушением интеллекта, основы олигофренопедагогики. ч.1
Работа №2. Психология детей с нарушением интеллекта, основы олигофренопедагогики. ч.2
Работа №2. Психология детей с нарушением интеллекта, основы олигофренопедагогики. ч.3
Шифр 1-03 03 08
Описание специальности
Олигофренопедагогика — это отрасль дефектологии, которая изучает проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей, а также пути коррекции недостатков их развития и аспекты социальной реабилитации.
Учитель-олигофренопедагог оказывает помощь детям, имеющим отклонения в развитии и трудности в обучении и воспитании.
Деятельность олигофренопедагога направлена на психолого-педагогическое обеспечение процесса обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в интеллектуальном развитии, а также психологическую реабилитацию взрослых.
Воспитание и обучение детей с нарушениями с нарушениями в интеллектуальном развитии осуществляется в специальных (коррекционных) учреждениях и направлено на максимальную коррекцию недостатков их интеллектуального развития, подготовку к трудовой деятельности, на их социальную реабилитацию. Это достигается специальной организацией игровой, учебной и трудовой деятельности детей.
Олигофренопедагог должен грамотно владеть методиками диагностики, обучения и развития детей с определенными отклонениями, уметь вступать в контакт со своими воспитанниками разного возраста, быть ответственным, целеустремленным и доброжелательным. Он должен иметь знания по педагогике и психологии, основам медицины, прекрасно понимать механизмы влияния тех или иных отклонений на общее развитие и видеть возможности для их компенсации.
Олигофренопедагог владеет:
- умением проводить психолого-педагогическое обследование с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам
- методами дифференциальной диагностики для определения типа нарушений
- методами консультирования детей и взрослых с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения
- методами психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье
- умениями и приемами обучения детей с нарушениями интеллекта учебным предметам в общеобразовательных специальных коррекционных учреждениях
- методами воспитания детей с нарушениями интеллекта
- знаниями о профилактике и методах коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, способах защиты от неблагоприятного влияния социальной среды
- способами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения
- навыками организации и проведения научно-исследовательской работы
Видами профессиональной деятельности специалиста являются:
- преподавательская
- диагностико-аналитическая
- консультативная
- воспитательная
- психопрофилактическая
- коррекционно-развивающая
- просветительская
- научно-исследовательская
Выпускники подготовлены для работы в коррекционно-образовательных учреждениях различных видов, школах развития, реабилитационных центрах, в психолого-медико-педагогических комиссиях (консультациях), в учреждениях социальной защиты, больницах, поликлиниках, санаториях, в средних и высших педагогических учебных заведениях, научно-исследовательских учреждениях.
Вузы, где есть эта специальность
- Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка (проходные баллы на , , , , )
- Витебский государственный университет имени П. М. Машерова (проходные баллы в , , , , )
- Гродненский государственный университет имени Янки Купалы (проходные баллы в , , , , )
Предыдущая статья
Специальность Оздоровительная и адаптивная физическая культура
Следующая статья
Специальность Оперативно-розыскная деятельность в органах пограничной службы
Оценить статью:
4.2
Тэги: педагогика
Направления обучения
Анонс программ (120)
Безопасность жизнедеятельности в социальной сфере (23)
Хит!
Бухгалтерский учет (31)
Государственная служба и юриспруденция (19)
Дефектология (59)
Хит!
Дизайн. Программы от партнеров (21)
Документоведение и делопроизводство (9)
Дошкольное образование (71)
Хит!
Индустрия красоты (4)
Хит!
Культура и искусство (16)
Хит!
Логопедия (46)
Хит!
Маркетинг и продажи (3)
Менеджмент и управленческие компетенции (31)
Начальное образование (21)
Охрана труда и жизнедеятельности (2)
Педагогика (24)
Педагогика дополнительного образования (41)
Педагогика профессионального образования (19)
Предметная подготовка учителей (63)
Психология (82)
Хит!
Сельское хозяйство (12)
Социальная работа (14)
Управление персоналом и кадровое делопроизводство (18)
Физическая культура и спорт (38)
Экономика и финансы (8)
Жизнь с умственной отсталостью
Люди с легкой степенью олигофрении медленно запоминают полученную информацию, быстро ее забывают. Для них не свойственно обобщение, они не владеют абстрактными понятиями. Нарушение понимания логической связи между событием и явлением приводит к тому, что индивид не в состоянии делать какие-либо выводы о происходящем.
Кристальная честность – отличительная черта такого человека
При этом важно понимать, что делает он это не из высоких моральных соображений, а лишь потому, что не в состоянии фантазировать. Сопутствующими признаками можно считать: однообразность речи, ее явные нарушения, безэмоциональность, низкий уровень словарного запаса, примитивизм при постройке предложений
Больные чувствуют себя максимально спокойно в привычной обстановке, обладают повышенной внушаемостью. Доверчивого олигофрена легко превратить в исполнительного «зомби», который будет полностью уверен в том, что все действия он совершает по собственному желанию.
Взрослых людей, которые имеют легкую форму умственной отсталости, сложно определить в современном обществе. Начальную стадию развития заболевания наиболее точно можно диагностировать в детском возрасте.
На сегодняшний день люди с особенностями развития психики имеют все шансы успешно интегрироваться в общество. Для этого создаются инклюзивные школы, классы, детские сады, профессиональные технические училища. Педагоги в таких учебных заведениях обладают специальными знаниями и навыками, которые определяют специфику работы с умственно отсталыми людьми.
Человек с таким отклонением крайне нуждается в поддержке родственников и окружающих. Данное обстоятельство оказывает кардинальное влияние на психологический комфорт, качество жизни, самореализацию больного. Умственно отсталые люди требуют от общественности максимального терпения и толерантности.
Удачная социализация олигофренов с легкой формой слабоумия делает из них верных супругов, послушных, неконфликтных личностей, которыми легко управлять.
Но следует понимать, что такие качества, как внушаемость и управляемость может сделать из человека с легкой степенью УО как адекватного члена общества, так и жестокого, мстительного, злобного индивида. Все зависит от того, в каком окружении он находится.
Наблюдение таких лиц у психотерапевта существенно повышают их шансы на адаптацию в окружающем мире.
Несмотря на то, что умственную отсталость относят к неизлечимым дефектам, люди, которые страдают этой патологией, могут быть максимально приспособлены к условиям жизни. И основополагающую роль в этом играет ранняя диагностика заболевания, его грамотная коррекция и толерантная окружающая среда.
Где учиться на олигофренопедагога?
Программ, на которых можно получить профессию олигофренопедагога, в российских вузах пока мало. На них можно поступить далеко не во всех городах. Чаще всего те, кто хотят работать с детьми с интеллектуальными нарушениями, сначала получают высшее образование по педагогическому, психологическому или дефектологическому профилю, а затем проходят профпереподготовку по специальности «Олигофренопедагогика». В АНО «Академия дополнительного профессионального образования» это можно сделать дистанционно* из любого города России и мира.
Наши эксперты-практики разработали две программы профессиональной переподготовки логопедов:
Специальное (дефектологическое) образование профиль «Олигофренопедагогика и олигофренопсихология»
620 часов (5.5 мес.)
Квалификация: Олигофренопедагог
Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные
Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов
23700 руб. 11783 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Первый блок курса подразумевает знакомство с общепрофессиональными дисциплинами: специальной педагогикой, невропатологией и психопатологией, психолого-педагогической коррекцией, понятиями интегрированного и инклюзивного образования. Затем Слушатели проходят дисциплины в области олигофренопедагогики. Они осваивают психологию детей с нарушениями интеллекта, особенности их обучения и воспитания, учатся применять на практике методики коррекционной педагогики, работать по адаптированным образовательным программам и разрабатывать индивидуальные программы развития для своих учеников, рассматривают ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью. Слушатели получают массу полезных материалов, которые пригодятся им в работе с детьми: схемы анализа, конспекты занятий, диагностические методики и т. д.
Олигофренопедагогика. Коррекционно-развивающее обучение детей с нарушениями интеллекта в условиях реализации ФГОС
340 часов (3 мес.)
Квалификация: Педагог по работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
17100 руб. 9130 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Это более короткая программа – в ней нет общепрофессиональных дисциплин. При этом подробно освещается специфика работы с детьми с умственной отсталостью: особенности поведения учеников, программы обучения и развития, образовательные методики и т. д.
Обе программы имеют практическую направленность. В первой – 30 занятий-практикумов, а во второй – 20. На них Слушатели учатся проводить диагностику нарушений интеллекта, разрабатывать конспекты занятий и учебные материалы, решать педагогические ситуации.
По итогам обучения на любой программе профессиональной переподготовки вы получите диплом с присвоением квалификации олигофренопедагога или педагога по работе с детьми с умственной отсталостью.
Требования к дефектологу
Источник фото prostooleh/freepik
Среди профессиональных требований к дефектологу можно выделить следующие:
-
наличие высшего профессионального образования;
-
опыт работы по специальности;
-
знания возрастной и специальной педагогики и психологии, анатомо-физиологической и клинической дефектологии;
-
знания методов и приемов предупреждения и исправления отклонений в развитии;
-
стремление к профессиональному росту и знакомство с новейшими открытиями в своей области (посещение курсов повышения квалификации, мастер-классов, семинаров, конференций, чтение профессиональной литературы и пр.).
Далеко не каждый способен работать дефектологом. При наличии диплома и профессиональных знаний специалисту требуется опыт работы и обладание определенными качествами характера.
Дефектолог – это специалист по работе с детьми, имеющими психологические или физические отклонения в развитии. Данная профессия является сложной, требующей от работника глубоких знаний и определенных личностных качеств. Для работы дефектологом требуется получить высшее образование. В должностные обязанности специалиста данного профиля входят осмотр детей, выявление недостатков, поиск причины появления недуга, помощь в адаптации к окружающему миру и т.д.
Синдромы, скомбинированные с разными степенями УО
Синдром Дауна – самая частая генетическая причина интеллектуального расстройства. Вызывается хромосомной аномалией – если в норме их 46, то в этом случае существует непарная 47 хромосома. Людей с таким синдромом можно определить по аномально укороченному черепу, плоскому лицу, коротким рукам и ногам, низкому росту, маленькому рту. Они плохо перерабатывают полученную информацию и запоминают ее, у них отсутствует понятие времени и пространства, речь скудная. При этом такие индивиды хорошо адаптируются в социуме.
Синдром Мартина-Белл (ломкой Х-хромосомы). Вторая по распространенности генетическая причина умственной отсталости. Распознается по таким внешним особенностям: повышенной подвижности суставов, лицо удлиненное, подбородок увеличен, лоб высокий, уши большие, оттопыренные. Говорить начинают поздно, но плохо, или вообще не разговаривают. Очень стеснительны, гиперакативны, невнимательны, постоянно двигают руками и кусают их. У мужчин такой категории когнитивных нарушений больше, чем у женщин.
Синдром Уильямса («лица эльфа»). Возникает вследствие наследственной хромосомной перестройки, потерей генов в одной из них. У больных весьма интересная внешность: лицо узкое и длинное, глаза голубые, нос плоский, губы крупные. Обычно страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. Словарный запас богатый, хорошая память, отличные музыкальные способности, имеют навыки социального взаимодействия. Но существуют проблемы с психомоторикой.
Синдром Ангельмана (счастливой куклы или Петрушки). Вызван изменением в 15 хромосоме. Очень светлые глаза с характерными пятнами на радужке и волосы, голова небольшая, подбородок выдвинут вперед, рот крупный, зубы редкие и длинные. Сильное отставание в психомоторном развитии, значительное нарушение речи, движения (плохо держит равновесие, ходит на негнущихся ногах). Часто улыбается и даже смеется без повода.
Синдром Прадера–Вилли. Характеризуется отсутствием отцовской копии хромосомы 15 и рядом других нарушений. Низкий рост, руки и ноги маленькие, страдает компульсивным перееданием, и, как следствие, ожирением. Проблемы с кратковременной памятью, речью, обработкой информации.
Синдром Лежёна (кошачьего крика или 5p синдром). Очень редкое и тяжелое заболевание, причиной которого является отсутствие короткого плеча 5 хромосомы. Голова маленькая, лицо круглое, нижняя челюсть недоразвита переносица широкая, потому глаза расположены далеко друг от друга. Ступни вывернуты, руки маленькие. Гортань недоразвита, имеются проблемы со зрением, в частности, косоглазие. Часто плачет, при этом издает звук, похожий на мяуканье котенка. Моторное развитие происходит с задержкой, способность к вниманию ограничено.
Кроме упомянутых синдромов, интеллектуальная инвалидность может сосуществовать с ДЦП, глухотой и слепотой, аутистическими расстройствами, эпилепсией и другими соматическими и психическими заболеваниями.
С кем и где работают дефектологи?
Эта профессия включает в себя несколько направлений:
Сурдопедагоги работают со слабослышащими, глухими и глухонемыми детьми. Они помогают развить остаточный слух, используют дактильный и жестовый язык при обучении устной речи. Также эти специалисты работают с пациентами на этапе восстановления после кохлеарной имплантации (установки медицинского прибора, который помогает компенсировать потерю слуха).
Тифлопедагоги помогают слабовидящим детям научиться пользоваться остаточным зрением, а слепым — опираться на другие органы чувств. Специалисты обучают пациентов чтению по Брайлю, определению форм и цветов объектов и пр. Главные задачи тифлопедагога — привить ребенку навыки самообслуживания и научить его основам безопасной жизни в социуме (в частности, перемещению по городу).
Олигофренопедагоги работают с детьми с задержками в психическом развитии, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, ДЦП и пр
Также они помогают детям, у которых нет отклонений в развитии интеллекта, но есть трудности в освоении школьной программы или другие проблемы — слабая память, моторная неловкость, неспособность удерживать внимание и пр.
Логопеды специализируются на работе с детьми, у которых есть сложности с речевым развитием. Это может быть как неспособность выговаривать некоторые звуки, так и тяжелая форма заикания и даже полное отсутствие речи
Часто логопеды работают вместе со специалистами других направлений дефектологии. Дело в том, что нарушения речи встречаются у многих детей с расстройствами аутистического спектра, нарушениями слуха, задержками в развитии интеллекта и пр.
Вне зависимости от направления, дефектологи работают по одним и тем же базовым принципам.
В первую очередь они проводят диагностику. Здесь действует принцип комплексного подхода: дефектолог не работает в одиночку, а прислушивается к мнению окулиста, невролога, отоларинголога, психолога и других специалистов. Результаты дефектологической диагностики обязательно сопоставляют с заключениями врачей и учителей или воспитателей.
Затем специалист выбирает направление коррекционной работы с ребенком и составляет индивидуальный план занятий, учитывая особенности возраста, характера, развития ребенка, состояние его здоровья и другие факторы
На этом этапе важно подобрать подходящие условия обучения и воспитания, сформулировать рекомендации для родителей
Только после этого педагоги-дефектологи приступают к занятиям. Чтобы обучение было эффективным, они регулярно оценивают прогресс и корректируют план. Действует принцип динамического наблюдения: он позволяет вовремя выяснять, какая мотивация больше подходит конкретному ребенку, на какие упражнения нужно сделать упор, а от каких отказаться, нужно ли искать обходной путь для освоения самых сложных тем.
Учителя-дефектологи работают в школах (как специализированных, так и обычных, если в них есть классы инклюзивного образования), детских садах и интернатах, медицинских учреждениях, благотворительных фондах, реабилитационных и психологических центрах. Также специалисты открывают частную практику и проводят индивидуальные занятия с детьми.
Специфика работы дефектолога
Педагог-дефектолог – это специалист, который работает с детьми, имеющими незначительные или тяжелые патологии, вызывающие нарушения речи. Он проводит занятия для больных аутизмом, детским церебральным параличом, глухотой, слепотой, тяжелым синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, даунизмом и другими патологиями. Педагог-дефектолог работает в школах коррекции, логопедических учебных, дошкольных заведениях, центрах помощи для детей с ограниченными возможностями. Он берет на занятия пациентов от 1-1,5-летнего возраста.
При наличии у пациента нарушения слуха педагог-дефектолог обучает языку жестов, чтению речи по губам. Больной учится произносить слова правильно, чтобы другие люди могли понимать ребенка, не используя языка жестов. При наличии у ребенка слепоты педагог-дефектолог помогает ему хорошо ориентироваться в пространстве (дома, на улице), правильно читать по книгам для слепых, обучаться четкому произношению.
Дефектолог занимается с дошкольниками и школьниками, имеющими ограниченные возможности, в специализированных центрах. Сюда ходят больные, страдающие детским церебральным параличом, болезнью Дауна, аутизмом и другими патологиями. Их учат речевым навыкам, исправляют имеющиеся нарушения произношения, повышают интеллектуальный уровень и умение адаптироваться в социуме, несмотря на наличие серьезного заболевания. Педагог-дефектолог помогает пациентам с психическими недостатками справиться с отклонениями, исправляет речевые дефекты, учит общению с окружающими.
Понятие дефектологии, образование специалистов
Дефектология – наука, изучающая процессы развития и обучения у детей, которые имеют свои особенности (болезни, незначительные отклонения). Эта отрасль позволяет исправить патологические нарушения. У дефектологии есть несколько отраслей, которые отличаются по сфере деятельности.
Отраслевые разновидности дефектологии:
- Логопедия – проводит исправление речевых дефектов.
- Олигофренопедагогика – устраняет интеллектуальные отклонения, необходима для пациентов с умственной отсталостью, задержкой психического, психоречевого развития.
- Тифлопедагогика – работа ведется с больными, имеющими патологию зрительного аппарата.
- Сурдопедагогика – занимается людьми, у которых есть заболевания слухового аппарата (отсутствие или снижение слуха).
В чем разница между дефектологом и логопедом? Образование педагогов может различаться. Если профессионал обучается на факультете дефектологии (коррекционной педагогики и психологии), он получает специальность: дефектолог, логопед-дефектолог, педагог-дефектолог. Педагоги факультета дефектологии способны работать как с больными, так и со здоровыми детьми, в отличие от логопедов.
В чем отличие логопеда-дефектолога от логопеда? Образование логопедов часто бывает педагогическим. Выделяют профессию педагог-логопед, которую получают на факультете педагогики или филологии. Специалисты этой области не могут быть дефектологами, так как они не обучены особенностям заболеваний, вызывающих речевые расстройства. Педагог-логопед способен корректировать речевую функцию только у здоровых детей или пациентов, имеющих очень незначительные отклонения (стертая дизартрия, дислалия).
Дефектолог-логопед является универсальным специалистом, который способен работать как логопедом, так и дефектологом. Такого профессионала обучают на факультете дефектологии или на курсах повышения квалификации. Педагоги-логопеды могут переквалифицироваться в логопеда-дефектолога при прохождении курсов.
После получения новой специализации дефектологу-логопеду можно работать с дошкольниками, имеющими более серьезные отклонения: заикание, алалия, другие нарушения. Но даже переквалифицированный логопед-педагог не может брать к себе на прием пациентов с очень тяжелыми нарушениями психики, аутистическими расстройствами, детским церебральным параличом. Это можно объяснить недостаточным (коротким) курсом обучения во время переквалификации.