Профессия пилот

Образование

Для желающих стать вертолетчиками стоит выбор между обучением в специальных и высших образовательных заведениях. С самого начала надо определиться, будет ли карьера двигаться по гражданской или по военной траектории. Это настолько разные сферы, что перестроиться крайне тяжело

Максимальное внимание при подготовке уделяется:

  • навигации;
  • прокладке маршрутов;
  • устройству воздушных судов;
  • способам управления ими;
  • организации радиообмена;
  • действиям в нештатной ситуации;
  • организации воздушного движения.

В официальных учебных заведениях курс подготовки составляет 3-5 лет. Позднее, уже во время работы, потребуется периодически повышать квалификацию. Частные летные школы готовы подготовить пилотов сверхлегких вертолетов, но это уже скорее развлечение, а не полноценная работа. Поступать можно в:

  • технический университет гражданской авиации (Москва);
  • университет гражданской авиации (Санкт-Петербург);
  • высшее авиационное училище (Ульяновск);
  • высшее военное училище летчиков (Сызрань);
  • высшее военное училище штурманов (Челябинск).

Очевидные достоинства и издержки профессии

Конечно же, профессия летчика в нашей стране представляет собой сегодня воплощение особого престижа и гордости

Причем этот фактор очень гармонично сочетается с достойной оплатой труда, что также немаловажно. Достоверно известно, что многие пилоты получают настоящее удовольствие, связанное с выбросом адреналина при управлении самолетом

Кроме того, многие летчики получают в качестве бонуса возможность увидеть многие страны мира. Естественно, это относится в первую очередь к пилотам гражданской авиации, которые работают в крупных авиакомпаниях.

Но есть и, как говорится, «обратная сторона медали», связанная с существенным риском для жизни и здоровья.

Как стать пилотом гражданской авиации в России

Стать летчиком гражданской авиации невозможно в один шаг. Эта процедура требует последовательного обучения, получения теоретических и практических знаний. Чтобы научиться летать, нужно пройти серьезную подготовку.

Сначала потребуется обучение в вузе или академии. Там студенту предоставляются теоретические знания.

Будущие летчики узнают об устройстве самолета, о правилах его эксплуатации, об авиационной медицине.

После окончания обучения студент получает свидетельство о категории коммерческого пилота. Эта категория позволяет совершать коммерческие полеты.

Чтобы расти дальше, потребуется практика. Для повышения квалификации придется налетать определенное количество часов. Практика позволит начинающему специалисту выйти на новый уровень.

Таким образом, чтобы стать летчиком гражданской авиации, нужно:

  1. Выучиться в академии или вузе.
  2. Успешно сдать теоретический и практический экзамены.
  3. Пройти медицинскую комиссию. Нужно обладать идеальным здоровьем.
  4. Налетать определенное количество часов.

Первое время можно будет работать только вторым пилотом. Но с наработкой опыта возможности будут увеличиваться.

Стоит отметить: получить удостоверение летчика можно и на курсах. Но этого будет недостаточно для получения прав управления серьезными видами воздушных судов.

Сколько зарабатывает пилот?

сколько зарабатывает курьер

  • Фактический налет. Пилоту начисляют зарплату от запуска до остановки двигателей. Чем больше времени он проведет в воздухе, тем больше получит;
  • Размеры компании. Небольшие региональные перевозчики не могут платить своим сотрудникам столько же, сколько зарабатывают пилоты Аэрофлота;
  • Тип самолета. Пилотировать Boeing 747 явно сложнее, чем небольшой Ан-24. Потому и оклады летчиков на таких трансконтинентальных гигантах намного выше;
  • Регион. Аэропорт приписки сильно влияет на зарплату. В отдаленных районах доходы специалистов намного меньше того, сколько зарабатывают пилоты в Москве;
  • Рабочий график. За полеты в сложных погодных условиях, в ночное время или зимой в снегопад летчикам увеличивают почасовую ставку;
  • Тип рейсов. Даже при равных часах налета зарплаты летчиков на внутренних рейсах не сравнятся с тем, сколько зарабатывает международный пилот;
  • Должность. Из-за огромной ответственности командиру воздушного судна платят гораздо больше, чем второму пилоту или бортмеханику.

В зависимости от специфики работы, ставки авиаторов в России составляют 900–6500 рублей в час. Если учесть установленный нормативом максимум 90 часов налета в месяц, можно примерно представить, сколько зарабатывают гражданские пилоты:

Зарплата пилота, тыс. рублей

Специализация
Коммерческий
Линейный
Вертолетчик
Москва 200–350 350–650 150–220
Санкт-Петербург 200–300 260–400 140–180
Екатеринбург 180–200 200–350 120–150
Красноярск 100–160 180–240 120–150
Челябинск 150–200 160–250 100–140
Волгоград 140–180 160–200 100–130
Новосибирск 130–180 160–220 100–180
Рязань 100–160 180–240 120–150
Оренбург 100–150 160–200 100–150
Калининград 130–180 160–220 100–180

Сертификаты пилотов

Военная авиационная подготовка на самолете Royal Air Force Nimrod

Пилоты должны пройти многочасовую летную подготовку и теоретические занятия, которые различаются в зависимости от страны. Первым шагом является получение лицензии частного пилота (PPL) или сертификата частного пилота. В Соединенных Штатах Америки это включает как минимум 35-40 часов летной подготовки, большая часть из которых проводится с сертифицированным летным инструктором .

В США лицензию LSA ( Light Sport Aircraft ) можно получить как минимум за 20 часов полета.

Следующим шагом в продвижении пилота является подтверждение рейтинга приборов (IR) или рейтинга нескольких двигателей (MEP).

Если требуется профессиональная карьера или навыки профессионального уровня, также потребуется лицензия коммерческого пилота (CPL). Чтобы стать капитаном авиалайнера, необходимо получить лицензию пилота воздушного транспорта (ATPL). После 1 августа 2013 года, даже если вы являетесь первым помощником капитана (FO), требуется ATPL. Некоторые страны / перевозчики требуют / используют координацию с несколькими экипажами (MCC).

Пилот профессия

Пилотами традиционно называют представителей гражданской авиации (ГА). Отдельно в этой области стоят экспериментальный и военный летчик. Первый занимается заводским облетом серийно выпускаемых воздушных судов, а также испытанием новых моделей. Последний — это военный авиатор, который летает на специально разработанных воздушных аппаратах.

Профессия пилота гражданской авиации

Пилот гражданской авиации — это обобщающее определение. Так называют представителей сразу нескольких позиций: командир судна, его помощник, штурман, бортинженер. У каждого из них свои обязанности и функции на борту самолета. Работая в команде, они отвечают за подъем, пилотирование и посадку аппарата, наблюдение за показаниями приборов. В перечень дополнительных действий входит заполнение сопроводительной документации, своевременное принятие решений при внештатных ситуациях, обеспечение безопасности пассажиров.

Мнение эксперта
Екатерина Колоколова
Профориентатор. Дипломированный специалист по проблемам вовлеченности детей в учебу. Имеет более 10-и лет опыта ведения семинаров, тренингов и лекций с аудиторией самого разного возраста.

Главная особенность профессии — высокий уровень ответственности. Управляя самолетом, пилот отвечает за себя, за пассажиров, а также людей, находящихся на земле. Современные летательные средства по большей части управляются автоматикой. Это облегчает труд пилотов, но при этом приводит к тому, что они расслабляются и не успевают реагировать на изменение ситуации. Некоторые настолько надеются на работу машины, что даже не знают, как реагировать в экстренной ситуации.

Профессия пилота авиации подразумевает управление различными категориями летательных аппаратов. Они управляют военными и гражданскими самолетами, вертолетами и другими летательными аппаратам.

Опасная профессия летчика-испытателя

Пилот-испытатель – довольно редкая профессия. В число избранных попадают лишь те, кто проявил себя как настоящий специалист своего дела, как превосходный ас в небе. Чаще всего летчиками-испытателями становятся бывшие военные пилоты, отслужившие более пяти лет на благо родины. Но бывают и исключения.

Главная задача этих мастеров – испытание новых типов самолетов, вертолетов, систем управления, наведения и так далее. При этом пилот должен не только определять, насколько хорошо работает новая машина, но и уметь замечать недоработки и возможные недочеты конструкторов.

Проблема в том, что иногда новые самолеты могут давать сбои во время полета. Это приводит к возникновению опасных ситуаций. И если летчик не сумеет быстро найти выход из них, то он рискует поплатиться за это жизнью.

Обучение на пилота в США

Обучение пилотов на территории Соединенных штатов Америки дешевле, чем такое же в регионах России. Получение PPL за океаном обойдется приблизительно в 10 000 долларов, что на данный момент равняется 650 000 рублей. Российские курсы выйдут в сумму около 1 миллиона рублей. Срок обучения в РФ – 6-8 месяцев, а в США можно уложиться в 2. Также существенную роль играет климат. При прохождении обучения во Флориде или Техасе можно летать практически каждый день, поскольку плохие погодные условия встречаются в несколько раз реже, чем в средней части России.

Законы Америки не ограничивают обучение пилотов для иностранцев, и единственным критерием является получение TSA – Transport Security Administration. Также можно обойтись стандартной туристической визой при менее, чем 18 часов обучения в неделю. Количество выше этого обязывает получать студенческую визу и строго соблюдать условия договора с летной школой, которая помогла ее получить. При пропуске 2 недель занятий училище имеет право расторгнуть контракт с вами и аннулировать текущую визу.

Американская лицензия FAA – самая универсальная во всем мире, ее достаточно просто конвертировать в лицензию той страны, в которой пилот планирует работать. Также без получения локальной лицензии можно летать на самолетах иностранных, которые зарегистрированы в США, таким образом десятки пилотов с американским образованием работают в Европе и Азии.

Беспилотный пассажирский самолет

В компании Airbus с этим не совсем согласны — инженеры успешно испытали системы автономного взлета, посадки и руления. Речь идет о полностью беспилотном управлении самолетом. Система в своей работе задействует навигационное оборудование и «компьютерное зрение», то есть она способна распознавать посторонние объекты на полосе. Испытательный экипаж, состоящий из двух пилотов, двух инженеров по летным испытаниям и инженера-испытателя, взлетел 18 декабря в 10:15 и осуществил в общей сложности 8 взлетов в течение четырех с половиной часов.

Пилоты только контролировали автоматику и не принимали участие в управлении

Любопытно, что данный автоматический взлет был обеспечен инструментом распознавания объектов, установленным непосредственно на самолет. Авиалайнер не полагался на систему посадки по приборам (ILS), существующую технологию помощи при посадке, которая в настоящее время используется пассажирскими воздушными судами, находящимися в эксплуатации, в аэропортах по всему миру.

Хотя в Airbus утверждают, что не собираются заменять пилотов автоматическими системами, никто не гарантирует, что при достижении нужного технологического уровня самолеты не будут осуществлять взлет и посадку самостоятельно. Почему бы нет? Армия использует беспилотные летательные аппараты размером с небольшие самолеты для ведения боевых действий, где те управляются дистанционно или летят по заранее обозначенному маршруту. Даже вертолеты могут быть беспилотными, вроде K-MAX, который большой как обычный вертолет и способен обеспечивать доставку груза с высокой точностью в опасные места.

Но будем ли мы чувствовать себя проще в полете, если не увидим двух (или хотя бы одного) пилотов у штурвала? Вряд ли. Люди считают, что находясь в транспортном средстве, им проще управлять, нежели издалека. Большинство людей управляли машинками или самолетами с пульта, и им это показалось сложным. Расскажите, что думаете об этом в нашем Telegram-чате. С другой стороны, мы же не боимся зайти в лифт, хотя лифтер уже как несколько десятков лет не управляет его работой? То же самое происходит сейчас с беспилотными поездами и самоуправляемыми автомобилями. Общество в настоящее время переживает психический сдвиг на тему автономного транспорта, и к тому времени, когда самолеты смогут летать полностью самостоятельно, этот переход может завершиться.

Первый в мире пассажирский беспилотник Ehang 184

Зарплата пилота гражданской авиации

Зарплата летчика гражданской авиации зависит от:

  • Количества часов налета за месяц (стаж). Необходимый минимум – 65. За превышение полагается выплата дополнительной премии.
  • Оклада.
  • Самолета, на котором производятся рейсы. Больше всего зарабатывают пилоты аэробусов.
  • Авиакомпании, в которой работают пилоты.
  • Звания пилота.

При этом, иностранные авиакомпании готовы платить за работу в разы больше. На западе пилоты пассажирских самолетов получают до 36 тысяч долларов в месяц. В Китае компаниям из-за острой нехватки кадров требуются западные и российские пилоты. Они готовы платить вплоть до 29 тысяч долларов.

Годовой социальный пакет пилота ГА в России составляет порядка 300 000 рублей.

Требования к пилотам

Что нужно, чтобы стать пилотом гражданской авиации:

  • Кандидат должен иметь диплом об окончании средней общеобразовательной школы или среднего специального учебного заведения;
  • Рекомендованный возраст кандидата должен быть в диапазоне 18–55 лет. В пилоты авиалиний принимают только специалистов возрастом 23–48 лет;
  • Приемлемым считается рост в границах 160–190 см. Слишком высокие летчики не поместятся в кабине, а слишком низкие — не дотянутся до всех приборов;
  • Претендент не должен страдать дистрофией или ожирением, так как стать пилотом в России разрешается только с весом в пределах 50–110 килограммов.

Летчику нужно ежегодно проходить врачебно-лётную комиссию, а по достижении возраста 40 лет — каждые полгода. Препятствиями для полетов являются:

  • Патологии и дефекты ушей и носоглотки;
  • Логопедические проблемы, ухудшающие разборчивость речи;
  • Заболевания сердца и кровеносной системы;
  • Патологии и болезни органов пищеварения;
  • Эпилепсии, неврологические и психические расстройства;
  • Воспаления глаз, астигматизм, дальнозоркость;
  • Любые инфекционные болезни.

Дополнительные требования к пилотам:

  • Идеальное зрение нужно только курсантам училища. Пилот может работать в очках или линзах при снижении его остроты до 3 диоптрий;
  • Соискатель должен владеть английским языком на профессиональном уровне с уклоном в сторону авиационных терминов;
  • Не имеют права работать в авиации граждане, имеющие судимость за умышленные преступления или за связь с оборотом наркотиков;
  • Кандидату понадобятся актуальный международный паспорт, а также виза либо международное авиационное удостоверение.

Средне-специальные учреждения

Чтобы стать лётчиком, необязательно поступать в высшие учебные заведения. Еще есть много авиационных училищ, расположенных в различных городах России, где абитуриентов набирают после 9 и 11 класса.

Заведения находятся в этих городах:

  • Бугуруслан.
  • Омск.
  • Сасово.
  • Красный Кут.

Если студент поступает в учебное заведение после 9 класса, то ему потребуется учиться 3 года и 4 месяца. На это могут рассчитывать студенты Омского колледжа. Там ведется ежегодный набор на профессии:

  • Пилот вертолёта и самолёта.
  • Авиамеханик.
  • Бортмеханик.
  • Инженер по навигационной связи и радиооборудованию.

В колледже обучается примерно 1 тыс. человек, и каждый студент имеет право получить заочное или очное образование. Необходимо учитывать, что отбор в учреждение довольно строгий: поступить получается только половине абитуриентов, подавших документы.

Поступившие на обучение курсанты будут тренироваться на вертолётах и самолётах. Чтобы успешно освоить программу и навыки пилотирования, на территории училища имеются специальные склады, ангары, вертолётные площадки и аэродромы. А также студенты имеют доступ к мастерским и лабораториям, где получают теоретические и практические навыки.

Если гражданин Российской Федерации закончил 11 классов в школе, то он может расширить варианты поступления. В Омский и Бугурусланский лётный колледж можно поступить и после 11 класса. Кроме него, имеется училище Красного Кута, где обучают гражданской авиации. Если человек окончил 11 классов, то обучение в учреждении составит 2 года и 10 месяцев.

Студент изучает пилотирование 5 разных видов самолётов и будет проходить тренировки на специальных тренажёрах. В Красном Куте ежегодно обучение проходят примерно 300 человек. Каждому курсанту предоставляют форму, питание и общежитие. Если молодой человек не поступил на бюджет, то он может подать заявление на платную основу, которая будет составлять свыше 100 тыс. рублей.

В Бугуруслане обучаются коммерческие пилоты. Ежегодно училище принимает 320 человек, большая часть которых обучается бесплатно. В колледже есть большой парк самолётов и специальных тренажёров, необходимых для современного обучения. Платное обучение составляет более 2 млн рублей за весь срок.

После 11 класса абитуриенты могут поступить и в Сасовское лётное училище гражданской авиации. Прежде учреждение считалось особо престижным, поскольку располагается близко к столице. Но и сегодня оно не теряет лидирующих позиций: в училище имеется большое количество самолётов для обучения студентов. Есть возможность получить бесплатное или платное образование.

В академиях гражданской авиации России курсант имеет право получить дополнительно платные услуги. Это могут быть специальные курсы, переподготовка. В каждом училище есть столовая и пищеблок. За питание платить не придётся. В учреждениях оборудованы актовые залы, оснащены спортивные комплексы для занятий силовой подготовкой.

Студент должен учитывать, что ему придётся придерживаться строгих правил распорядка. Если на обучение поступили сироты или социально незащищённые граждане, они получают материальную поддержку и социальную стипендию.

Нюансы подачи документов

Для зачисления в летные училища после школы необходимо пройти обычные мероприятия. Для начала предоставить аттестат о завершении школы

Преподаватели особое внимание уделяют оценкам по физике, математике, иностранным языкам и русскому. Если возникает спорная ситуация, то оценки будут решающим фактором для поступления абитуриента

Также каждый абитуриент должен успешно пройти медицинское освидетельствование и комиссию с участием профессионального психолога. Сроки прохождения следует уточнить заранее, поскольку окончание приёма справок может отличаться.

Справки и врачи

Прохождение медицинской экспертизы — важный шаг при поступлении. В летчики берут только тех людей, которые полностью здоровы не только физически, но и психологически. Абитуриент должен пройти осмотр у следующих врачей:

  • стоматолог;
  • нарколог;
  • психолог;
  • лор;
  • венеролог;
  • хирург;
  • терапевт.

А также понадобится сдать анализы кала, мочи, крови, пройти ЭКГ. Это обязательные процедуры.

Помимо предоставления справки о здоровье, необходимо:

  • Правильно составить заявление абитуриента.
  • Представить документы, удостоверяющие личность.
  • Отправить баллы по ЕГЭ со школьным аттестатом.
  • Принести сведения из страхового учреждения, медицинский полис и военный билет.

У каждой авиашколы есть соответствующая лицензия, подтверждающая полномочия обучать студентов ответственному ремеслу. Преподаватели — не любители, а профессиональные лётчики. У некоторых даже есть опыт работы на истребителях.

Минусы

  • Данная профессия мешает созданию полноценной личной, да, впрочем, и семейной, жизни – у пилотов на это просто не хватает времени.
  • Профессия «пилот» является очень рискованной, что связано с постоянными самолетокрушениями, вызванными терактами и технической неисправностью воздушных судов. Несмотря на то, что по идее авиатранспорт во всем мире принято считать самым надежным, события последних десятилетий на психологическом уровне опровергают эту самую безопасность.
  • Если человек решит покинуть авиоиндустрию, ему очень трудно будет найти себя в какой-либо смежной профессии, также станет крайне затруднительной смена профессии, так как человек, отработавший даже некоторое время пилотом кроме как «летать» больше практически ничего не умеет делать.

Карьерный рост

Кто-то считает, что профессия летчик в будущем не будет востребована. Что технический прогресс в виде роботизированной техники полностью вытеснит людей из кабины пилота. Но это не так. В современном мире ничто не сможет заменить человеческую сноровку и решительность внутри самолета. Тем более, что инженеры-конструкторы каждый год разрабатывают новые модели воздушных судов с максимально комфортной кабиной для пилота. А значит, у молодых дарований весьма хорошие перспективы.

Специальность летчик гарантируется каждому абитуриенту, окончившему высшее учебное заведение. Но сразу получить работу в должности пилота молодой специалист не сможет. Время его налетов минимальное, и каждый выход в открытое небо проходил под присмотром опытного инструктора. Наработать хотя бы небольшой опыт получится в малоизвестных компаниях, в лице стажера на коммерческом судне и в малой авиации. А уже спустя 2 года можно претендовать на звание командира. А дальше открывается проход вверх по карьерной лестнице. Постепенно двигаясь вперед, удастся стать руководителем одного из подразделений авиакомпании.

Что касается оплаты труда, летчикам могут позавидовать многие специалисты технических профессий. Например, пилоты американской авиакомпании Delta Air Lines зарабатывают по 212$ за один летный час, но лишь при условии налета более 65 часов. В России оплата несколько ниже, но если судить по прожиточному минимуму, то пилоты зарабатывают весьма прилично. Например, летчики известной компании «Аэрофлот» при 85 часах налета получают 290 тыс. руб. Если пилот выполняет работу сверх нормы, то и платят ему гораздо больше. Исходя из представленных расчетов, становится понятно, что средняя заработная плата российского пилота составляет 250 тыс. руб.

Навыки и знания

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что эта профессия требует от человека владеть большим объемом знаний. Но и этого будет недостаточно, если он не сможет применить их в общении с другими специалистами или на практике. Летчик-испытатель во время своей работы взаимодействует, общается и работает с целой командой специалистов из разных сфер. Это ученые, конструкторы, инженеры, штурманы, даже менеджеры и руководящий состав. Он должен уметь доказывать свои мысли, оперировать своими знаниями и применять их во время испытаний.

Во время его службы могут быть командировки за границу, поэтому знание как минимум одного иностранного языка (английского) обязательно. К тому же сейчас часто проводят совместные военные учения или выставки авиационной техники. На таких мероприятиях необходимо не просто говорить на иностранном языке, но и достойно представлять и рассказывать о последних достижениях в авиации. Что касается личных качеств и физической формы, испытатель должен всегда придерживаться правильного распорядка дня и выполнять физические нагрузки. Эмоциональные переживания, отсутствие лидерских качеств или, наоборот, резкий характер недопустимы в его поведении. Ведь его психологическое и физическое состояние напрямую влияет на успешность испытаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector