Все о прикладной информатике

«Прикладная информатика: что это за специальность?

Прикладная информатика считается научным направлением, которое исследует законы, методы и способы получения, хранения, передачи и обработки информации в различных сферах жизни. В процессе такого изучения задействованы средства вычислительной техники и телекоммуникационные системы. Проще говоря, «прикладной информатик» решает актуальные для конкретной предметной области проблемы. Например, он может придумать, как автоматизировать приём и выдачу книг в библиотеке. Думаем, ты видел такую в Национальной библиотеке, когда специалист пробивает издание по штрихкоду, и книга автоматически записывается на номер твоего читательского билета? Есть определенная логика процессов, которую необходимо изучить, прежде чем приступать к улучшениям. И цель специалиста — понять, как можно адаптировать технические знания для решения конкретных задач.

Студенты «Прикладной информатики» изучают дискретную математику и математическую логику, прикладное программирование, введение в биоинформатику; операционные системы, архитектуры компьютеров, анализ биомедицинских изображений и другие дисциплины. Они учатся проектировать и оценивать алгоритмы и прикладные программные интерфейсы, разрабатывать и анализировать процессы в информационных средах, определять новые области применения компьютерных систем и проектировать для них ПО и так далее

Требования к работникам

Кто может работать по профессии? Из-за растущей роли современных технологий прикладная информатика — одно из самых перспективных направлений обучения и работы. Естественно, требуется знание информатики. Из других дисциплин обязательно нужны:

  • математика — на этой науке основано все,
  • английский язык — на нем написаны инструкции, громадное количество терминов и пр.

Для выбора профессии в области прикладной информатики необходимы качества:

  • способность оценивать время на выполнение той или иной работы,
  • умение объяснять, иногда — додумывать за других, если требования — нечеткие и нет возможности прояснить ситуацию (некомпетентность и пр.),
  • способность постоянно и продуктивно учиться, так как объем нужной информации очень велик (дизайн, менеджмент и др.) и она неизбежно меняется.

Отдельного упоминания стоит коммуникативность. Специалист в области прикладной информатики — это тот, кто должен объединять усилия людей из абсолютно разных областей. «Технарям» придется рассказывать, например, об отличиях дебета и кредита, тонкости дизайна и др. Когда этот этап будет пройден, необходимо пояснить «гуманитариям», какие нужно нажимать кнопки. В обоих случаях, скорее всего, придется столкнуться с непониманием, иногда возможны конфликты

Поэтому важно находить общий язык с людьми, профессионалами в своей сфере и дилетантами — в чужой

Возможность работать за границей

Для получения должности в Европе необходимо участвовать во всевозможных олимпиадах и конкурсах по программированию. Конференции и доклады от европейских компаний расширяют спектр возможностей. В Европе жесткая конкурентоспособность. Для официального устройства на работу требуется приглашение от работодателя и грин-карта.

Программист может заключить частный договор с зарубежной компанией. Китай старается не привлекать зарубежных программистов, а вот Белоруссия или Чехия открыты для молодых студентов и выпускников.  Международные университеты выделяют гранты, которые дают возможность официально работать по профилю прикладной информатики иностранным гражданам.

Для обучения смежной профессии при средней загруженности у студента не остается времени. Имея свободный график работы или правильно распределив время можно получить смежное образование на заочной основе. Известные университеты Москвы и Санкт-Петербурга предлагают второе образование по профилю дистанционным образом.

В каких сферах и кем можно работать?

В пределах рассматриваемого профиля существует масса востребованных ныне профессий, а потому вероятность найти хорошую работу высока.

Грамотный выпускник может пойти работать:

  • аналитиком – специалистом по сбору и обработке информации;
  • программистом – разрабатывать программы;
  • 1С-специалистом по настройке и сопровождению программы «1С Предприятие»;
  • IT-управленцем – специалистом по стратегическому планированию, технологическому совершенствованию, управлению командой;
  • инженером по тестированию – проверка правильности исполнения программ, выявление ошибок в работе;
  • оператором баз данных — обслуживание БД;
  • системным администратором – специалистом по обслуживанию локальных сетей – установке и обновлению ПО (прикладного и системного), ремонту компьютерной техники, обучению сотрудников правильной эксплуатации техники;
  • экспертом по информационной безопасности;
  • веб-программистом – разработка онлайн ресурсов, веб-сайтов, порталов (обязан владеть и клиентской, и серверной частью веб-программирования);
  • графическим дизайнером – специалистом по созданию гармоничной визуально-коммуникативной среды;
  • предпринимателем.

Рассмотрим на примере тему прикладной информатики в экономике, открывающую не только проблематику экономической теории и практики, но и возможности моделирования многих процессов. Главными объектами деятельности тут являются профессионально-ориентированные информсистемы. Речь идёт о сферах: банковской, таможенного или страхового регулирования, административного управления, информационных экономических процессов (разработке ПО в новейших направлениях экономики, подготовке комплексов спецпрограмм).

Не остаётся в стороне и осуществление детального анализа собираемой информации, на базе которой выносятся экспертные заключения, служащие основой при выработке конкретных управленческих решений. Имеется в виду информатик-экономист, располагающий фундаментальными теоретическими знаниями и практическими навыками, полученными в стенах вуза. Речь идёт о следующих сферах:

  • базах данных,
  • основах бизнеса;
  • высокоуровневых методах программирования и информатики;
  • вычислительных системах,
  • телекоммуникациях и сетях;
  • проектировании общих и интеллектуальных информационных систем;
  • менеджменте, экономическом анализе, бухучете и аудите.

В каких белорусских вузах есть специальность «Прикладная информатика»?

Только два белорусских вуза готовят по этому направлению. БГУ предлагает больше возможностей: «Прикладная информатика (Веб-программирование и компьютерный дизайн)», «Прикладная информатика (Программное обеспечение компьютерных систем)», «Прикладная информатика (Информационные технологии телекоммуникационных систем, биоинформатика)». Проходные баллы (дневное, бюджет) на эти программы достаточно высокие: 320−364. Год обучения стоит 3670 BYN.

Информатиков, специалистов по разработке программного обеспечения готовит факультет математики и информационных технологий ВГУ имени П. М. Машерова. Проходной балл на бюджет в прошлом году составил 288. Год обучения на платном стоил 2898 BYN.

В каком ВУЗе учат профессии

Прикладная информатика – полностью технический профиль обучения, поэтому гуманитарные институты исключаются. Ответвление из области программирования имеется в техникумах, коммерческих институтах или государственных университетах с математико-физическим уклоном. К примеру, СПбГУ, МГУ, МГТУ имени Баумана, МИФИ или ТГУ. Университеты ежегодно выпускают десятки квалифицированных студентов с гарантированным трудоустройством.

Качество полученных знаний зависит от стремления студента обучиться профессии. Преподаватели играют ознакомительную роль, дают наводки и направления в изучении специальности. По итогу студент занимается самообразованием и самостоятельно корректирует время, уделенное для предметов. На курсе изучают:

  • высшую и дискретную математику;
  • упрощенный курс физики;
  • программирование, ООП;
  • прикладную информатику;
  • функциональный анализ;
  • базы данных, иностранный язык – английский;
  • отдельные курсы языков программирования;
  • историю РФ, экологию, философию и физическую культуру.

Первый год обучения будет похож на школьное повторение с усложненным видом задач. В результате студент научится быстро, креативно и логически мыслить, решать прикладные задачи. Минус университетского обучение в малом предоставлении практики, которой достаточно в колледжах. Предметы техникума ничем не отличаются. Срок обучения – 4 года в университете и 3 года в колледже после 11 классов. Бюджетные места выделяются ежегодно, стоимость обучения зависит от региона – чем ближе к столице, тем дороже.

Есть возможность поступить и учиться на бюджете

За рубежом обучение предоставляется на основе грантов, стипендий и платных мест. Есть смысл обучаться в Европе, если присутствует возможность и желание обучаться. Для поступления нужен пакет документов и подтверждение знания иностранного языка. Для российского студента европейская система обучения открывает широкомасштабные перспективы. Практики за рубежом достаточно – студенты начинают работать еще во время начала обучения. Знания преподаются в свободном формате, также можно посещать занятия

Дистанционно или заочно прикладной информатике обучаться нет смысла. Конечно, это предоставляет уйму свободного времени и пространства, комфортную обстановку для обучения. Однако сторонние факторы будут мешать обучению, хотя при желании можно выучиться самостоятельно. Работать можно как удаленно, так и на рабочем месте имея соответствующие сертификаты.

Возможность работать за границей

Для получения должности в Европе необходимо участвовать во всевозможных олимпиадах и конкурсах по программированию. Конференции и доклады от европейских компаний расширяют спектр возможностей. В Европе жесткая конкурентоспособность. Для официального устройства на работу требуется приглашение от работодателя и грин-карта.

Очень полезно участвовать в конкурсах и олимпиадах

Программист может заключить частный договор с зарубежной компанией. Китай старается не привлекать зарубежных программистов, а вот Белоруссия или Чехия открыты для молодых студентов и выпускников.  Международные университеты выделяют гранты, которые дают возможность официально работать по профилю прикладной информатики иностранным гражданам.

Для обучения смежной профессии при средней загруженности у студента не остается времени. Имея свободный график работы или правильно распределив время можно получить смежное образование на заочной основе. Известные университеты Москвы и Санкт-Петербурга предлагают второе образование по профилю дистанционным образом.

Кем можно работать со специальностью прикладная информатика?

Прикладная информатика является одной из самых перспективных специальностей двадцать первого века. Фактически, прикладная информатика сочетает в себе два направления: экономику и информатику.

Поступать на факультет прикладной информатики следует тем, кто интересуется компьютерами и математикой и считает, что будущее – за автоматизацией процессов и развитием технологий.

Перед специалистами данного профиля ставится конкретная задача: адаптировать технические знания к конкретной области применения.

Кроме того, у будущего специалиста должно быть развито абстрактное мышление

Значит, при подготовке к поступлению в высшее учебное заведение стоит обратить внимание на такие предметы, как физика, геометрия, алгебра, информатика, а также шахматы (для развития логического мышления)

Самые распространенные вступительные экзамены по данной специальности включают в себя экзамены по математике, физике, информатик и русскому языку, в редких случаях – английскому языку.

Программа бакалавриата включает в себя такие основные дисциплины, как информатика, дискретная математика, статистика, эконометрика, экономика и многие другие.

При получении этой специальности студенту присваивается квалификация «информатик-экономист». Нетрудно догадаться, что основная отрасль работы такого выпускника будет связана с внедрением информационных систем в экономике.

Обучаемые специалисты получают знания, касающиеся экономической теории, самой информатики и математических методов.

Возможные сферы работы выпускников факультета прикладной информатики – это государственные учреждения, отдельные предприятия, управленческие органы, коммерческие структуры, аналитические центры, консалтинговые фирмы.

По сути, автоматизация нужна в любой сфере нашей жизни, начиная от торговли в магазине,  кончая заводами, медицинскими клиниками, бухгалтерскими фирмами.

В помощь молодому специалисту будут такие электронные системы как лингво и промпт. Это облегчит работу специалиста и поможет ему лучше понимать требования к информационным системам. В данном случае под иностранным языком понимается именно английский язык.

Среди конкретных вакансий для выпускника можно назвать аналитика, программиста и разработчика компьютерных программ, менеджера проектов, специалиста по обслуживанию информационных систем, оператора базы данных, системного инженера.

Кроме того, специалист может создать свою собственную фирму для работы в сфере информационных технологий, и она будет востребована.

Аналитик собирает и сортирует сведения, проводит их тщательный анализ.

Программист работает напрямую с созданием информационных программ.

Тестер или тестировщик (инженер по тестированию) проверяет качество работы программы, пытаясь выявить всевозможные сбои в ее работе.

Менеджер проекта совмещает в своей работе несколько функций, он полностью ведет проект, является главой команды.

Специалист по обслуживанию информационных систем создает и проверяет работу информационных систем, занимающихся автоматизацией работы коммерческих предприятий.

Оператор базы данных заносит в базу имеющуюся информацию, предварительно сортируя ее.

Системный инженер занимается обслуживанием внутренней компьютерной сети (установка антивирусов, обновление программного обеспечения, ремонт ПК, контроль работы компьютерных программ), обучает сотрудников по вопросам правильного использования программного обеспечения.

Специалист факультета прикладной информатики учится всегда, постоянно расширяя и совершенствуя свои знания.

Кем работать с профессией прикладная информатика

Автоматизация набирает обороты, а обработка данных нужна повсеместно: от подсчета голосов на выборах до космических исследований. Значит, можно с уверенностью говорить, что прикладная информатика — это профессия будущего. Не случайно многие связанные с ней специальности входят в атлас инновационных профессий от института «Сколково».

Программисты, логисты, аналитики, исследователи — ПИ нужна везде. Приведем наиболее популярные области, где могут работать выпускники этого учебного направления. 

Аналитик

В прикладных задачах этот специалист выполняет роль посредника (а часто и переводчика) между заказчиком и разработчиками. Он изучает задачу, собирает исходные данные и формирует техническое задание. То есть, отвечает на вопросы: что дано и что надо получить?

Разработчик (программист)

Использует данные от аналитика (если задача небольшая, то непосредственно от заказчика) и создает продукт. Главный вопрос его деятельности: как получить результат?

Тестировщик

Иногда эту профессию прикладной математики ошибочно называют «тестер». Запомнить просто: тестер — это прибор, человек — это тестировщик. От него во многом зависит качество продукта. Задача специалиста — максимально выявить слабые места и вероятности сбоев, чтобы исправить недочеты до передачи продукта заказчику. Вопрос специальности: где работает неидеально?

Project-manager

Это, можно сказать, администратор всего проекта. Задача Project-manager — проконтролировать все этапы и участки работы: от постановки ТЗ до конечной реализации. Если проект небольшой, с этой функцией справляются аналитики. Но при решении объемных задач большими командами без этого специалиста не обойтись. Его вопросы — все, которые только могут возникнуть.

Кем можно работать?

Специальность «Прикладная математика и информатика» дает возможность выпускнику выбирать для себя разные профессии. Наиболее перспективными и востребованными являются следующие направления.

  • Бизнес-аналитик. Изучение большого объема разрозненных данных, их оценка, прогнозирование – все это востребовано в сфере бизнеса и финансов. Для выполнения такой работы необходимо уметь пользоваться программными продуктами или создавать такие продукты под существующие задачи. Рыночная аналитика востребована во всех сферах промышленного, финансового, банковского и других секторов экономики.
  • Web-программирование. Специалисты создают новые сайты и поддерживают работоспособность уже готовых интернет-площадок, улучшая и совершенствуя их возможности. Работа по созданию программ не ограничивается только программированием, необходимо внедрение готового продукта в систему Интернет.
  • Руководитель IT-проектов. Подразумевается руководство коллективом программистов в процессе работы над программным продуктом или проектом. Специалисты такого уровня руководят рабочим процессом, являются связующим звеном между заказчиком и коллективом исполнителей, контролируют этапы и сроки выполнения задачи, отвечают за качество готового продукта.
  • Разработчик программного обеспечения. В функции этого специалиста входит написание программ, которые будут использованы для выполнения той или иной задачи. Программа может быть создана с нуля или дополнять уже существующее программное обеспечение. Это может быть приложение для службы доставки, бухгалтерская программа, создание противопожарной системы или сигнализации охраны – применение ПО имеет огромный спектр востребованности.
  • Специалист информационной безопасности. Главной задачей такого работника является обеспечение сохранности данных и защита программных продуктов от внешних угроз. Для выполнения своих обязанностей специалисту необходимо владеть навыками аудита, аналитики, а также уметь создавать нормативно-технический регламент для всех подразделений компании, в которой осуществляется его деятельность. Специалисты востребованы как в частных компаниях, так и в госструктурах.
  • Аналитик-маркетолог. Изучает емкость рынка, его особенности, конкурентную среду, преимущества и недостатки торгового продукта, сильные и слабые стороны компании и так далее. Сбор и анализ большого количества данных осуществляется с помощью применения современных программных продуктов, которыми аналитик-маркетолог должен уметь пользоваться, а кроме того, иметь базовые знания по маркетингу и менеджменту.
  • Информатик-экономист. Эта специальность объединяет в себе 2 направления – информатику и экономику. Суть работы заключается в анализе экономических процессов и создании для облегчения работы экономистов специальных программных продуктов, которые бы позволяли управлять процессами производственного и финансового сектора. Востребована такая специальность как в частных организациях, так и в госсекторе.

Область применения

Прикладная информатика позволяет готовить IT-специалистов широкого профиля. Эта наука включает, объединяет знания многих других и находится на их границе. Информационные технологии, знания используются в самых различных областях для получения инновационных продуктов и решений. Область применения настолько велика, что любой человек, интересующийся IT, сможет подобрать одно из узких направлений на свой вкус.

Прикладная информатика необходима в самых различных отраслях:

  • в экономике — работа с базами данных, учет операций и пр.,
  • прикладная информатика в менеджменте — разработка маркетинговых стратегий, упорядочение информации для эффективного контроля и др.,
  • в дизайне — создание, усовершенствование, работа с редакторами, графическими программами и т. д.

Направления в специальности – где и кем работать?

Разберёмся в деталях, для начала. У специальности может быть несколько направлений:

  1. Информатика.
  2. Математика.
  3. Экономика.

Выпускники последней специальности, получают специфическое образование. Оно помогает им найти места финансовых аналитиков и консультантов в крупных компаниях. Но работа практически не связана с ЭВМ, программированием и компьютерными сетями. Пусть скромная приписка «в экономике» в названии специальности не вводит вас в заблуждение. Те, кто выберут своим профилем математику, смогут выполнять задачи по моделированию, созданию программного и математического обеспечения.

Им гарантирована должность инженера или разработчика на любом профильном предприятии.

История дисциплины

Возникновение этой дисциплины в качестве науки произошло сравнительно недавно. Причиной её появления и прогрессирования была математике, которая и стала отправной точкой для этого направления в науке в ХХ столетии.

Издавна на математике основывались все точные науки. Она помогает в изучении таких научных направлений, как физика, информатика, астрология, география, а также иных точных наук.

Даже биологии, химии и прочих подобных научных направлений могло не появиться, если б не точные математические вычисления.

Изначально целью информатики был сбор, анализирование, суммирование и передача всевозможных сведений, полученных во время работы компьютера. В дальнейшем эта информация использовалась для всевозможных направлений в социальной жизни и внедрения новшеств.

С развитием технологий началось формирование параллельных специализаций и наук. Одна из коих и есть прикладная информатика. Что такое прикладная информатика, людям известно лишь ориентировочно.

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки информатика (с квалификацией в области)

6.1.1.
Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную
образовательную программу Вуза для подготовки информатика (с квалификацией в области)
на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины
по выбору студента являются обязательными для изучения студентом, а
факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного
заведения, не являются обязательными.

Курсовые
работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и
выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По
всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного
заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо,
удовлетворительно, неудовлетворительно, либо — зачтено, незачтено).

Специализации
являются частями специальности, и предполагают получение более углубленных
профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях применения по
профилю данной специальности.

На изучение области применения выделяется до 4108 часов. Специфика
подготов­ки специалистов для конкретной области должна учитываться в дисциплинах:

Þобласти применения в циклах
ОПД и СД, в сумме до 1680 часов (федеральный компонент);

Þспециализации по циклу СД,
объемом 1200 часов;

Þнационально-региональных
(вузовских) компонент, в сумме 614 часа;

Þпо выбору студента,
устанавливаемых Вузом, в сумме 614 часа.

6.1.2.
При формировании основной образовательной программы Вуз (факультет)имеет право

Þизменять объем часов, отводимых на освоение учебного мате­риала для циклов
дисциплин,в пределах 5%;

Þформировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен
включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном
стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: «Иностранный язык»
(в объеме не менее 340 часов), «Физическая культура» (в объеме не менее 408
часов), «Отечественная история», «Философия». Остальные базовыедисциплины могут реализовываться по
усмотрению Вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при
сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплина является частью
общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и
социально-экономических направлений подготовки(специальностей), выделенные на ее изучение часы могут
перераспределяться в рамках цикла.

Занятия по дисциплине
«Физическая культура» при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и
экстернате могутпредусмат­риваться
с учетом пожелания студентов.

Высшее учебное заведение имеет право:

Þформировать самостоятельно перечень (наименования) учебных дисциплин и их основные
разделы в виде национально-региональных (вузовских) компонент, по выбору студента,
устанавливаемых Вузом, специализаций (по циклу СД) и факультативов — в сумме 2878 часов, что составляет 35 % от
общего числа часов, отводимых на теоретическое обучение;

Þосуществлять преподавание гуманитарных и социально-эконо­мических дисциплин в форме
авторских лекционных курсов и разнооб­разных видов коллективных и индивидуальных
практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
Вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональ­ную
специфику, а также научно-исследовательские предпочтения пре­подавателей,
обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

Þустанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих
в циклы гуманитарных и социаль­но-экономических, математических и естественнонаучных
дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин специализации;

Þустанавливать наименование специализаций по специальностям высшего профессионального
образования, наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание, сверх
установленного насто­ящим государственным образовательным стандартом, а также
форму контроля за их освоением студентами;

Þреализовывать основную образовательную программу подготовки информатика в сокращенные
сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное
образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование.
Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов,
полученных на предыдущем этапе профессиональ­ного образования. При этом продолжительность обучения должна сос­тавлять не менее трех лет. Обучениев сокращенные сроки допуска­ется также для лиц, уровень
образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector