Человек? мы его теряем! чем грозит профильное обучение

Что такое бакалавриат?

Это базовая ступень высшего образования. Следующий уровень – магистратура. Такая двухуровневая система была утверждена в 1999 году в ходе Болонского процесса, цель которого – создание единого образовательного пространства по всей Европе. Для присоединения стране-участнице нужно подписать декларацию, в которой расписаны общие стандарты обучения студентов.

Россия подписала Болонское соглашение только в 2003 году. После чего началось внедрение новой системы образования. Одними из первых ее приняли такие топовые вузы страны, как МГИМО, РУДН, МГТУ им. Н. Э. Баумана, НИУ ВШЭ. С каждым годом количество вузов возрастало. Но при этом в некоторых вузах осталась и классическая система – специалитет. В ближайшее время Россия планирует полностью перейти на двухуровневую систему. Специалитет оставят лишь на некоторых специальностях: медицинских, военных и инженерных.

Поступить в аспирантуру бакалавр сможет только после окончания магистратуры

Профили обучения

Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.

Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).

  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • .

Естественно-научный профиль

— ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и т.д. В данном профиле на углубленном уровне изучаются следующие учебные предметы:

  • математика и начала математического анализа;
  • геометрия;
  • химия;
  • биология.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

физика

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

  • основы медицины;
  • биофизика;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • химия и здоровье человека и пр.

Гуманитарный профиль

Профессии гуманитарного профиля — это специальности, связанные с человеком и его жизнедеятельностью. В их основе лежат гуманитарные науки, которые противопоставляют точным. Профиль ориентирован на такие сферы деятельности, как общественные отношения, юриспруденция, международные отношения, педагогика. Профильные предметы для углубленного изучения:

  • русский язык;
  • литература;
  • иностранный язык;
  • обществознание;
  • история;
  • право.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

второй иностранный язык.

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

  • формы художественного мышления в русской литературе 20 века;
  • деловой русский язык;
  • основы журналистики;
  • избранные страницы российской истории и т.д.

Социально-экономический профиль

ориентирован на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, а также с управлением, предпринимательством и др. Предметы, изучаемые на углубленном уровне:

  • математика и начала математического анализа;
  • экономика;
  • право;
  • география;
  • геометрия.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

  • обществознание;
  • география.

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

  1. введение в социологию;
  2. основы философии;
  3. основы финансовой грамотности;
  4. право и жизнь и т.д.

Технологический профиль

ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности. Профильные предметы:

  • алгебра и начала математического анализа;
  • геометрия;
  • физика;
  • информатика.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

  • химия;
  • черчение.

Выполнение индивидуального учебного проекта

Элективные курсы:

  • алгоритмизация и программирование;
  • мир кристаллов;
  • графический дизайн;
  • инженерная графика с элементами дизайна и т.д.

Универсальный профиль

— ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных профилей. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения предметов, что даст возможность получить необходимый уровень знаний по всем предметам.

Предметы для углубленного изучения:

отсутствуют.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

все предметы учебного плана.

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

по выбору обучающегося.

Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.

Профильное образование: вылавливаем подводные камни

В случае если профильныйкласс не набирается или ребенокрешил сменить направление,выходом из ситуацииможет стать обращениек репетитору 

С организацией обучения по профильной системе нередко возникают различные трудности, часть из которых мы рассмотрели выше. Хотите, чтобы ребенок оставался в любимой школе и не чувствовал дискомфорта? Не стоит отчаиваться, мы найдем решение проблем.

  • Профильный класс не набирается. Зачастую в школах, чтобы открыть один из профильных классов, требуется определенное количество учащихся, которые выберут это направление. К примеру, ваша дочь собирается стать фармацевтом, а другие дети из параллели собираются в технические и экономические ВУЗы. Как быть, если желающих учиться в классе с естевеннонаучным направлением слишком мало? Многие родители переводят детей в другие школы, где есть подходящий профиль, однако такой перевод может сопровождаться дополнительным стрессом. Лучшим вариантом станут индивидуальные занятия и введение элективных курсов для желающих.
  • Смежные специальности. Ваш сын собирается поступить на психолога, куда требуется углубленное знание биологии и обществознания. При этом больше биологию изучают те, кто выбирают естественнонаучный профиль, а обществознание – гуманитарный или социально-экономический. В этом случае стоит сделать выбор в пользу направления, которое сложнее дается, а тонкости другой дисциплины останутся для самообразования. Также при профильном образовании услуги репетитора не перестают быть актуальными.
  • Изменение курса. Нередко в последний год многие ученики выбирают не ту профессию, которую хотели получить вначале. К примеру, школьник учился в физико-математическом классе, собираясь в политех, но в последний год решил стать экономистом. При этом перевод в 11 классе практически невозможен. Решить проблему можно при помощи введения в школе дополнительных занятий для непрофильников. Например, уроки обществознания для классов с математическим и естественнонаучным уклонами.
  • Нехватка квалифицированных кадров. Если в школе не хватает учителей, которые смогут дать глубокие знания по профильным предметам, можно пригласить педагогов из ВУЗов. К примеру, в гуманитарном классе усиленно даются русский, иностранный и литература, а преподавание истории оставляет желать лучшего. Приглашенные педагоги или запись на специальные курсы помогут решить проблему.

Профильное образование – инновационная модель обучения, которая помогает во множестве вопросов. Она позволяет школьникам, получая необходимый объем общих знаний, сосредоточиться на дисциплинах, которые пригодятся ему в будущем. Она развивает самостоятельность и стимулирует желание учиться. Во всем мире и в России разделение на профили становится все более популярным и актуальным.


x

x

Институты

Если институт входит в состав университета или академии, то по большому счету его можно назвать укрупненным факультетом, ведь по определению факультет – это вузовское учебно-научное и административное подразделение, в котором преподают научные дисциплины какой-либо одной отрасли знаний. В структуре многих классических и многопрофильных университетов есть такие институты-факультеты. Несколько примеров:

  • Санкт-Петербургский государственный университет:
    • Институт химии;
    • Институт наук о Земле – крупное подразделение СПбГУ с 25 кафедрами, каждую из которых можно считать отдельным факультетом – картографии и геоинформатики; кристаллографии; геохимии; петрографии; климатологии; океанологии и т. д.;
    • Высшая школа журналистики;
    • Институт философии;
    • Институт педагогики;
    • Высшая школа менеджмента;
    • Институт истории.
  • МИСиС (с 2008 года – национальный исследовательский технологический университет) объединил несколько институтов:
    • Горный;
    • Новых материалов и нанотехнологий;
    • ИТ и компьютерных наук;
    • Экотехнологий и инжиниринга;
    • Экономики и управления промышленными предприятиями.

В самостоятельных институтах факультеты соответствуют специализации вуза. Например, в Институте бизнеса и дизайна B&D всего два факультета, и они полностью соответствуют профилю вуза:

  • факультет дизайна и моды;
  • факультет управления бизнесом.

Этих факультетов вузу достаточно, чтобы не распыляться на непрофильные направления, а подготовить для сферы моды и визуальных искусств квалифицированных специалистов-практиков – дизайнеров костюма, среды, графики; маркетологов, рекламщиков, бренд-менеджеров.

Словом, выбирая куда поступать, стоит задуматься не только о выборе факультета, на котором есть нужная специальность, но и вуза, в котором получать профессию. От статуса учебного заведения (университет – академия – институт) зависит, какую подготовку на выходе получит студент: фундаментальную теоретическую или прикладную.

Принципы профильного разделения

Деление на профили происходит соответственно особенностям дисциплин и направлению будущей профессиональной деятельности. Основная разница заключается в увеличении количества часов для профильных предметов, однако некоторые программы также предлагают изучение дополнительных дисциплин. Изначально выделяли четыре основных профиля:

  • Естевеннонаучный профиль;
  • Гуманитарный профиль;
  • Математический профиль;
  • Социально-экономический профиль.

К примеру, если вашему ребенку интересна информатика и математика, тогда он мог смело идти в класс с математическим уклоном, где будет много соответствующих уроков. А если иностранный язык и история, то с гуманитарным.

Сейчас же направлений стало в разы больше. Школьник хочет быть стоматологом? Добро пожаловать в класс с медицинским направлением. Или же переводчиком? Тогда лингвистический класс – это то, что нужно. А что, если дети пока не могут выбрать узкую специальность? И как помочь ребенку сделать правильный выбор?

Конечно, не каждый подросток уже точно знает, чем он будет заниматься спустя несколько лет. Немало школьников, которым сегодня интересен туризм, завтра – дизайн, а послезавтра – психология. За время учебы интересы могут измениться один, а то и несколько раз, что значительно усложняет выбор профильного класса.

Стоит учитывать,что для поступления в профильныйкласс требуется сдатьдостаточно сложные экзамены 

Другая проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – это сложность выбрать одно из двух интересующих направлений. Как поступить, если ребенок хочет углубленно изучать и биологию, и литературу? Или же ему интересна география и информатика? Такие разные, казалось бы, дисциплины не вписываются в рамки одного определенного профиля, а потому предпочтение приходится отдавать только одной из них.

Профильное обучение в «Домашней школе Фоксфорда»

Индивидуализация обучения — большой труд. Не каждый родитель может найти на это время и силы. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» вам помогут определить сильные стороны и интересы ребёнка, а также возьмут на себя организацию учебного процесса.  

При поддержке научно-педагогического сообщества методистов Федерального института развития образования в «Домашней школе Фоксфорда» создано шесть образовательных маршрутов:

  1. Математический. Включает в себя углублённые и олимпиадные курсы по математике, с восьмого класса — отдельно по алгебре и геометрии. Позволяет подготовиться к ОГЭ и профильному ЕГЭ. Тренирует для участия в ОММО, ПВГ, «Ломоносов» и других престижных математических олимпиадах. 
  2. Физико-математический. Углублённое изучение алгебры, геометрии и физики. Включает специализированные курсы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Позволяет тренироваться для участия в престижных олимпиадах по физике и математике: «Ломоносов», ОММО, ПВГ, «Физтех», «Росатом».
  3. Технологический. Знакомство с языком Python в шестом классе и последующее погружение в него до продвинутого уровня. Старшеклассникам доступен также курс по C++.  
  4. Естественно-научный. Включает в себя курс по естествознанию и углублённую математику. С восьмого класса начинается подготовка к олимпиадам, экзаменам по химии и биологии. Позволяет пробовать свои силы во Всероссийской олимпиаде школьников, Менделеевском конкурсе, различных биологических турнирах. 
  5. Гуманитарный. Включает в себя углублённые и олимпиадные курсы по русскому языку. Учит работать с различными литературными текстами, развивает функциональную грамотность. Позволяет подготовиться к изложению на ОГЭ, итоговому сочинению перед ЕГЭ, самому ЕГЭ по русскому языку. Для старшеклассников доступна также подготовка к ЕГЭ по истории. 
  6. Социально-гуманитарный. Направлен на глубокое изучение словесности и права. Позволяет подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и обществознанию, в том числе к творческим заданиям. Содержит олимпиадные курсы по праву. 

Определиться с маршрутом ученикам «Экстерната и домашней школы Фоксфорда» помогает профориентационное тестирование. При выборе индивидуальной программы профильного обучения результаты теста можно обсудить с психологом. Если ребёнок уже знает, кем хочет стать, можно определиться с индивидуальным образовательным маршрутом самостоятельно или составить собственный.

Профильное образование как путь к выбору профессии

Профильное образование – это система обучения, направленная на раскрытие потенциала каждого ученика. При таком подходе образовательный процесс максимально персонализируется и подстраивается под способности, темперамент, интересы, увлечения и особенности молодых людей.

Согласно концепции профильного образования, учебная программа должна быть гибкой и предлагать ученикам (помимо общеобразовательных дисциплин) освоение дополнительных предметов, соответствующих выбранной специализации. Так, например, если школьник тяготеет к филологии, в его расписание можно добавить историю языка, языкознание, основы семантики, лингвистику и т.д.

Кроме того, прекрасным подспорьем для глубокого освоения будущей профессии являются элективные курсы – вспомогательные занятия на выбор учащегося. Это могут быть как программы, связанные со специальностью, так и дисциплины общей направленности. Они реализованы преимущественно в форме персональных проектов, которые ученики выполняют под присмотром наставника в течении одного-двух лет.

Профильное образование: зачем это нужно?

Как правило, выбором дальнейшего направления учебы заняты старшеклассники. В большинстве школ деление происходит в десятом классе, иногда раньше – с восьмого. Принято считать, что к этому возрасту у ребенка уже проявится круг интересов и планы на дальнейшее будущее, а профильное образование поможет ему углубить знания и поступить в нужный университет.

Так профильная система обучения призвана решить несколько важных задач.

Профильная системаобучения призвана улучшатьсамостоятельность,самодисциплину, мотивациюи ответственность 

  • Глубокие знания по профильным дисциплинам. Когда знаний по предметам, необходимым для получения будущей профессии, школьникам бывает недостаточно, им приходиться прибегнуть к услугам репетиторов или записываться на соответствующие курсы. Обойтись такое удовольствие может недешево, да и гарантии наверстать курс даются не всегда. Здесь на помощь и приходит профильное обучение: благодаря увеличению количества часов, посвященных нужным дисциплинам, и углубленному изучению ребенок изучит весь необходимый материал.
  • Ориентация в мире профессий. Поступая в класс с определенным уклоном, школьник не только будет больше изучать профильные предметы, но также сможет узнать больше о своей будущей профессии и окончательно определиться с выбором. К примеру, если ваш сын выбрал изучать естественные науки, он сможет не только углубленно изучить химию и биологию, но и познакомиться с особенностями медицинских, аграрных и других направлений.
  • Самостоятельность и желание учиться. Школьник любит историю, а физику терпеть не может? Выбирая профиль, он выбирает те дисциплины, которые больше приходятся ему более по душе и пригодятся в дальнейшем. Посвящая больше времени изучению любимых предметов, его самостоятельность и желание учиться возрастет. Система профильного образования нацелена на то, чтобы каждый ученик смог найти что-то , за что он действительно будет болеть всей душой.
  • Легкое поступление в ВУЗ. Ваш ребенок видит себя будущим финансистом и собирается поступить на экономический факультет? Или же он хочет стать педиатром и идет в медицинский? Нередко хорошие ВУЗы требует высокого уровня подготовки для поступления, которую не может обеспечить обычная общеобразовательная программа. Профильная система образования, уделяющая много внимания необходимым предметам и улучшающая знания, значительно облегчает поступление в желанный ВУЗ.

Что дает высшее образование

Окончив вуз, вы получите:

  • Профессию. Прежде всего вы получите знания по специальности, что позволит работать в определенной сфере. Если вы выберете востребованную профессию на рынке труда, то никогда не останетесь без работы.
  • Преимущество при трудоустройстве. Большинство работодателей отдает предпочтение специалистам с высшим образованием. Ведь наличие диплома подтверждает, что вы обладаете как минимум базовыми знаниями и начальными навыками в профессии, имеете высокий интеллект и достаточный уровень культуры.
  • Перспективу карьерного роста. Особенно это касается государственных организаций. На более высокие должности можно рассчитывать только при наличии высшего образования.
  • Глубокие знания в определенной сфере. Даже если вы не будете работать по специальности, полученные знания могут пригодиться и в другой сфере. Например, окончив юридический факультет, вы сможете легко ориентироваться в законах. С экономическими специальностями, вы приобретаете финансовую грамотность, что пригодится в любой сфере жизни.
  • Возможность открыть свое дело. Да, чтобы стать предпринимателем, не обязательно иметь высшее образование. Но все же специальные знания могут открыть перед вами новые возможности. Например, если вы получили профессию стоматолога – сможете открыть свой частный кабинет. Став юристом, сможете оказывать индивидуальные консультации и т. д.

Кроме профессиональных возможностей, высшее образование позволяет получить много полезных навыков и качеств, которые пригодятся в повседневной жизни. В вузе вы научитесь:

  • Быстро находить и обрабатывать большое количество информации. Во время обучения вам придется изучить много профильных дисциплин, вы будете писать курсовые, рефераты, контрольные. Одних учебников здесь будет недостаточно. Вы научитесь быстро находить нужную информацию, что пригодится в любой сфере жизни.
  • Самостоятельно обучаться. Здесь не будут все «разжевывать», как в школе, а укажут лишь нужное направление. Способность к самообразованию нужна в любой профессии.
  • Общаться и договариваться с разными людьми. В вузе вы получите первые серьезные коммуникативные навыки. Вас ждет новое и непривычное для вас окружение. Вам придется научиться находить общий язык с преподавателями и однокурсниками, работать в команде.
  • Работать с компьютерными программами. C какими именно, все зависит от специальности, как минимум это – Word и Excel. В век компьютерных технологий этот навык особенно полезен.
  • Самостоятельности и ответственности. Вуз – это первый шаг во взрослую жизнь. Здесь никто больше не будет водить вас за ручку и решать ваши проблемы. Вы научитесь сами принимать решения, нести за них ответственность. Особенно хорошую школу выживания пройдете, если поступите в другой город. Здесь помимо учебы вас будут ждать бытовые проблемы.
  • Планировать и организовывать свое время. В вузе вас ждет жизнь по графику, близкому к рабочему. Чтобы все успевать, придется научиться правильно планировать свое время и распределять задачи по их приоритетности. Такой навык точно пригодится в повседневной жизни.

Все эти полезные навыки и возможности вы получите только в том случае, если пойдете в вуз за знаниями, а не «корочкой».

Между дисциплинами

Вариантов сочетания гуманитарной и точной составляющих во всем диапазоне профессий столько, что стоит, стремясь изучить их все, узнать о многих из них.

Междисциплинарные профессии междисциплинарны по-разному. Композитор – это одно, а специалист по международным отношениям – несколько другое. Кинооператор держит в голове принципы художественной композиции и химию, в антикризисном управлении закон о банкротстве дружит с основами аудита, в разведкепригодится знание иностранных языков и методов спецсвязи, а в архитектуре водят друг с другом хороводы история культуры и теоретическая механика.

Ингредиенты непохожие, не правда ли? Впрочем, и специальности разные. А если взять близкие – и сравнить их? Скажем, ту же архитектуру и дизайн интерьера. Разница обнаружится и тут. «Правильные» архитекторы всегда будут против сноса старых домов, но трудно себе представить перед входом в современную постройку колонны с ионическими капителями, украшавшими колонны зданий на протяжении многих веков. А в интерьере – пожалуйста, можно и ионическую капитель спроектировать: любые стили и эпохи способны мирно сосуществовать. Но что такое сама эта капитель – гуманитарный феномен или точно рассчитанный элемент? (В школе ее проходят по истории, а не по черчению!)

Междисциплинарными можно считать профессии, в идеале требующие энциклопедических знаний (товароведение и экспертиза товаров, туризм и другие). Ряд профессий – коммерция, маркетинг, менеджмент, журналистика и т. д. – позволяют вам выбирать между непохожими друг на друга предметными областями, определять, чем именно вы хотите заниматься, к какой сфере или теме примените полученные знания, умения и навыки; они заставляют вас спросить себя: что вы будете продавать? Какой рынок изучать? О чем писать? Кем и чем управлять? (Кстати, управленческие специальности от государственного управлениядо домоведения в идеале требуют гармоничной личности, которая будет этим заниматься.)

Иногда вам может быть непонятно, почему та или иная специальность считается междисциплинарной. Например, «Таможенное дело». Вот и прекрасно: есть что узнавать. Междисциплинарность во всей ее симфонической сложности дает возможность лучше понять изучаемую профессию. И одновременно это свойство профессии способно долго оставаться непознанным – до тех пор, пока университетские педагоги преподают каждый свою науку, приговаривая, что и она в числе прочих вам понадобится, но не объясняя, как же она связана с остальными дисциплинами.

Пригласить на тендер

Если у Вас идет тендер и нужны еще участники:

Выберите из списка инересующий вас вид работАудит промышленной безопасностиИдентификация и классификация ОПО, получение лицензии на эксплуатацию ОПОРазработка ПЛА, планов мероприятий, документации, связанной с готовностью предприятий к ГОЧС и пожарной безопасностиОбследование и экспертиза промышленной безопасности зданий и сооруженийРаботы на подъемных сооруженияхРаботы на объектах котлонадзора и энергетического оборудованияРаботы на объектах газового надзораРаботы на объектах химии и нефтехимииРаботы на объектах, связанных с транспортированием опасных веществРаботы на производствах по хранению и переработке растительного сырьяРаботы на металлургических литейных производствахРаботы на горнорудных производствахОценка соответствия лифтов, техническое освидетельствование лифтовРазработка обоснования безопасности опасного производственного объектаРазработка документации системы управления промышленной безопасностьюРазработка деклараций промышленной безопасностиРаботы на объектах Минобороны (ОПО воинских частей) и объектах ФСИН России (ОПО исправительных учреждений)ПроектированиеРемонтно-монтажные работыЭлектроремонтные и электроизмерительные работыРазработка и производство приборов безопасности для промышленных объектовРазработка и изготовление нестандартных металлоизделий и оборудованияНегосударственная экспертиза проектной документации (инженерных изысканий)Предаттестационная подготовка по правилам и нормам безопасностиПрофессиональное обучение (рабочие профессии)Обучение по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности, теплоэнергетикеСпециальная оценка условий труда (СОУТ) (до 2014г. аттестация рабочих мест)Аккредитация и аттестация в системе экспертизы промышленной безопасностиСертификация оборудования, декларирование соответствияЭнергоаудитРазработка схем теплоснабжения и водоснабженияДругие работыПовышение квалификации, профессиональная переподготовкаОсвидетельствование стеллажейСкопируйте в это поле ссылку на Ваш тендер, для этого перейдите в браузер, откройте Вашу площадку, выделите и скопируйте строку адреса, затем вставьте в это поле. Если не получится напишите просто номер тендера и название площадки.персональных данных

Какие предметы входят в естественно-научный профиль

Профильные естественно-научные классы, как правило, подразумевают углублённое изучение: 

  • химии, 
  • биологии, 
  • математики, 
  • иногда физики или информатики.

В текущих ФГОС на этот счёт нет строгих указаний, даны лишь рекомендации. Школы самостоятельно формируют учебные планы и перечни дисциплин. Например, поскольку физика необходима для поступления на химические факультеты, в некоторых образовательных организациях она включается в естественно-научный профиль.  

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» существует шесть образовательных маршрутов. Они позволяют изучать не только базовые школьные предметы, но и профильные, а также готовиться к олимпиадам и экзаменам.

В нашем естественно-научном маршруте упор делается на биологию, химию, физику и математику. Если в пятом классе в программу входит только биология, математика и физика, то уже с седьмого класса добавляется химия. А в старших классах — ещё и подготовка к Всероссу, вузовским олимпиадам, «Физтеху», «Росатому», «Ломоносову», «Покори Воробьёвы горы!» и другим топовым конкурсам. 

<<Перелинковка>>

Отраслевые (специализированные) университеты

Факультеты специализированных университетов соответствуют приоритетным для вуза профилям направлений подготовки студентов и научных исследований.

Педагогический

Примерный перечень факультетов педагогического университета:

  • дошкольной педагогики и психологии;
  • начального и специального образования;
  • биологии и химии;
  • исторический, филологический или историко-филологический;
  • математики и естественных наук – возможны варианты по отраслям: географический, физический, технологий и информационных систем и т. д;
  • иностранных языков;
  • физкультуры и спорта;
  • психологии.

В зависимости от специализации и научных интересов вуза могут добавляться и более узкопрофильные факультеты, например: инклюзивного образования, социальной психологии и т. д.

Медицинский

Факультеты медицинского университета большим разнообразием не отличаются – во всех вузах они соответствуют направлениям подготовки врачей (специальностям):

  • лечебный – для подготовки врачей общей практики (лечебников), а потом в ординатуре – узких специалистов;
  • педиатрический – это альма-матер будущих детских докторов;
  • медико-профилактический – выпускает санитарных врачей, эпидемиологов, гигиенистов;
  • стоматологический – готовит зубных врачей общей практики; узкую специализацию, например ортодонтов или хирургов, они получают в ординатуре;
  • фармацевтический – факультет для обучения провизоров, биоинженеров, биоинформатиков, биотехнологов, медицинских биохимиков и биофизиков.

В состав крупных ведущих медицинских университетов могут входить факультеты или отделения адаптивной физкультуры (АФК); спортивной медицины; клинической психологии (как вариант: психолого-социальной работы – ПСР); высшего сестринского образования (ВСО).

Политехнический

В этих университетах готовят специалистов по очень большому кругу технических (и не только) специальностей. Каждый политех специализируется на определенных отраслях, поэтому в структурах вузов могут быть совершенно разные факультеты – от теплоэнергетики и нанотехнологий до урбанистики и судебно-технической экспертизы.   

Например, в Московском политехническом университете 7 факультетов:

  • транспортный;
  • ИТ;
  • машиностроительный;
  • химической технологии и биотехнологий;
  • экономики и управления;
  • инженерная школа;
  • урбанистики и городского хозяйства.

Промышленный и графический дизайн, издательское дело студенты Московского политехнического университета изучают в Высшей школе печати и медиаиндустрии, в составе которой три института (фактически факультета):

  • графики и искусства книги;
  • принтмедиа и ИТ;
  • издательского дела и журналистики.

В Санкт-Петербургском Политехе Петра Великого совершенно другие факультеты, они называются высшими школами и входят в состав институтов:

  • Энергетики;
  • Машиностроения, материалов и транспорта;
  • Прикладной математики и механики;
  • Компьютерных наук и технологий;
  • Физики, нанотехнологий и телекоммуникаций;
  • Передовых производственных технологий;
  • Кибербезопасности и защиты информации;
  • Биомедицинских систем и биотехнологий;
  • Промышленного менеджмента, экономики и торговли;
  • Физкультуры, спорта и туризма;
  • Инженерно-строительного и Гуманитарного институтов.

Еще более узкоспециализированную профильную подготовку получают на факультетах академий и институтов, которые могут входить в структуру университетов или быть самостоятельными учебными заведениями.

Непосильный труд

Воспитание в условиях профильного обучения всё более сводится к профориентации, а фактически — к профадаптации. Причем «проф-» все более означает не профессию, а профиль обучения, т.е. приспособление ребенка к особенностям изучения соответствующих предметов. 

Среди педагогов такая ситуация приводит к кастовости. Статус педагога определяется уже не его мастерством, а преподаваемым предметом. Классный руководитель подбирается из числа специалистов по профильным предметам, чтобы понимал педагогов из своей «касты» и понуждал к пониманию других предметников. В результате создается атмосфера, в которой ребенок живет с постоянным комплексом «недоосвоения» профильных предметов. 

Большинство старшеклассников (да и учеников средних и даже младших классов) занимаются с репетиторами, причем именно по профильным предметам, по которым они (казалось бы) получают углубленную подготовку в школе, посещая кроме уроков дополнительные занятия (в последние годы даже появился термин «обязательные факультативы»). Такая система приводит к перегрузкам, стрессам, нервным срывам.

Где найти информацию о профилях и специальностях в учебном заведении?

Информацию нужно получать непосредственно в ВУЗе, например на день открытых дверей или на сайте

Список направлений и их профилей можно найти на всех официальных сайтах у любых ВУЗов. Но они могут и не опубликовать профессиональные программы по каждому направлению.

Учебные заведения с хорошей репутацией всегда указывают профили. Обычно их можно найти в разделе «Приемная комиссия».

Учащиеся получают информацию о направлениях и профилях обучения

ВУЗ может скрывать некоторые профили из-за следующих причин:

  • профили на данное время очень мало востребованы;
  • некрасиво «звучат» в отличие от более престижной специальности.
  • техническая ошибка.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector