Военный психолог

Содержание:

Задачи науки: область работы исследователей и практических психологов

Выделяют следующие основные задачи армейской психологии:

  1. Изучение индивидуальных психических характеристик солдат для эффективного комплектования подразделений.
  2. Участие в разработке преподавательской программы, учет психологических особенностей военнослужащих для оптимизации процесса обучения.
  3. Психологическое сопровождение военнослужащих.
  4. Использование психологических методов для укрепления межличностных взаимоотношений солдат.
  5. Обеспечение нормальной адаптации новобранцев к специфике армейской дисциплины.

Военные психологи работают совместно с армейским руководством, повышая общий уровень мотивации служащих, разрабатывая новые методики психологической адаптации, обеспечивая поддержку нормального психологического состояния.

Плюсы и минусы профессии военный психолог

Плюсы

  1. Сегодня профессия доступна для женщин (некоторые военные вузы охотно принимают на обучение девушек).
  2. Стабильный рост заработной платы по мере приобретения опыта, более высоких воинских званий.
  3. Государственная защита и поддержка, а также различные бонусы, социальные льготы.
  4. Обучение ведется в вузах, профессию могут освоить и военные, и гражданские лица. В последние годы наблюдается высокий процент бюджетных мест.
  5. Достаточное количество вакансий. Многих психологов, выбравших военное направление, распределяют на места работы сразу после окончания вуза.

Минусы

  1. Высокая ответственность и психоэмоциональная нагрузка.
  2. Взаимодействие с разными людьми, за жизнь и здоровье которых психолог несет ответственность.
  3. Деятельность может быть связана с частыми командировками, нередко приходится работать в горячих точках.
  4. Специалисты контролируют, ведут и консультируют огромные группы. Существенная нагрузка приводит к утомляемости, проблемам во время организации рабочих процессов, эмоциональному выгоранию.

Психика военнослужащих в условиях боевых действий: типичные изменения

Нахождение в условиях угрозы жизни и здоровью, повышенные нагрузки, смерть товарищей по оружию, необходимость участвовать в насильственных действиях — комплекс факторов, негативно влияющих на психику солдат. Исследования, проведенные американскими психологами, показывают, что 90% солдат испытывают страх во время боя. Из них 25% страдают от бесконтрольных приступов страха, выраженных физическими симптомами: обмороком, мочеиспусканием, рвотой.

Только четверть солдат на поле боя проявляют инициативу: перемещаются по полю боя, открывают огонь, могут пойти в атаку без дополнительного указания. Остальные военнослужащие участвуют в атаке только если рядом находится командир. Оставшись без его присмотра, солдаты часто теряются. Они бросают оружие, разбегаются, прячутся, имитируют получение ранения.

Адаптация солдата к боевым действиям занимает до 25 суток. Находясь на фронте более 30 суток подряд, военнослужащий начинает терять дееспособность

Его физические реакции замедляются, психика подвергается значительным изменениям. Чтобы избежать нервного истощения солдата, после 45 суток пребывания необходимо предоставить ему отпуск.

Солдаты, непрерывно находящиеся на поле боя, страдают от психических расстройств. Особенно опасно нахождение на фронте без возможности ротации для солдат с нестабильной нервной системой.

Зарплата военных психологов

До передачи функций военного психолога гражданскому персоналу зарплата служащего зависела от воинского звания, должности, выслуги лет и других факторов, связанных со службой в армии. После этого зарплаты заметно снизились. В некоторых случаях они составляли около 10 тыс. рублей в месяц. Например, среди вакансий есть предложения от 11-12 тыс. руб. в Калининградской, Омской, Самарской, Кировской, Челябинской областях и от 15-17 тыс. руб. – в Хабаровском и Приморском крае, в Вологодской, Новосибирской областях. От 25-30 тыс. рублей вакансии на эту должность практически не открываются.

Какие есть военные профессии?

Существуют различные профессии, подразумевающие занятость в многих сферах деятельности в армии. Выбор специальности зависит от личных предпочтений и соответствия профессиональным требованиям. При государственной службе имеются следующие виды военной деятельности:

  • профессии специального назначения;
  • военно-технические профессии;
  • водительские военные профессии;
  • научно-исследовательские специальности, ориентированные на военное дело.

Профессии специального назначения требуют отличной физической подготовки. К ним относятся воздушно-десантные войска, авиационная армия, спецназ, сухопутные войска, военно-морской флот, ФСБ, командир воинской части и т.д.

Обязанностями техника являются обеспечение исправной работы боевых машин и прочего оборудования, оружия. Они требуются в авиации, сфере связей и пр.

Военный водитель, пилот или др. управляет боевой техникой (машиной, самолетом, подводной лодкой и т.д.).

Гражданские профессии для людей, желающих поступить на государственную службу: переводчик, преподаватель, врач, водитель и пр. Воинские формирования требуют наличия обслуживающего персонала: буфетчиц, парикмахеров, поваров, дворников и пр.

Технические профессии для девушек: веб-программист, инженер, оператор, энергетик и пр.

Водительские специальности военных

Наличие водительской специальности подразумевает умение управлять одним из видов боевой техники. К профессиям этого рода относятся:

  • водитель боевой машины;
  • механик-водитель танка;
  • летчик и пр.

Чтобы получить данную специальность, требуется окончить военное учебное заведение.

Специальности особого назначения

Чтобы получить специальность особого назначения, требуется иметь отличное здоровье, развитые физические навыки, уметь действовать в напряженных и экстремальных ситуациях. Люди данных профессий ответственны, решительны, отважны, готовы к физическим и психологическим сверхнагрузкам. К специальностям особого назначения относятся:

  • спецназ;
  • разведчик;
  • сапер;
  • военно-морская пехота
  • авиационная школа и т.д.

Без должной физической подготовки военнослужащий не сможет построить отличную карьеру.

Технологические специальности

Технологические специальности являются востребованными на государственной службе. Люди, занятые в этой сфере, поддерживают боевую технику и вооружение в полной готовности, выполняют ремонтные работы и т.д.

Операторские специальности

Оператор – это одна из популярных специальностей. Только хорошо подготовленный специалист сможет умело обращаться с современной техникой, осуществлять прием и обработку данных, оценивать ситуацию и принимать правильные решения. Основные качества оператора: точность, хорошие слух и зрение, память, умение быстро реагировать на различные ситуации.

Обучение на военного психолога

Подготовка абитуриентов осуществляется по направлению «Психология служебной деятельности» (код: 37.05.02). При поступлении необходимо сдать ЕГЭ по биологии, русскому языку, а также математике, обществу и иностранному языку. Последние 3 экзамена на выбор вуза. Условия поступления зависят от выбранного учебного учреждения, наличия/отсутствия первого образования (среднее общее, вуз) и личного дела абитуриента. В некоторых случаях необходимо проходить государственную проверку и медкомиссию, сдавать нормативы и внутренний экзамен.

Вузы

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Психология служебной деятельности (Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова)

Оренбургский государственный университет

Психология служебной деятельности (Факультет гуманитарных и социальных наук)

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Морально — психологическое обеспечение служебной деятельности (Институ гуманитарного образования МГТУим. Г.И. Носова)

Российский государственный гуманитарный университет

Психология служебной деятельности (Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ)

Российский государственный социальный университет

Психология служебной деятельности (Факультет психологии РГСУ)

Какими качествами должен обладать военный психолог

Работать военным психологом очень сложно и не подвластно каждому. Чтобы стать настоящим профессионалом своего дела, нужно обладать массой характерных качеств. Психолог должен быть наблюдательным, интуитивным, уравновешенным, обладать достойными педагогическими и организаторскими способностями. Кроме этого, данный специалист должен хорошо владеть военными знаниями, уметь пользоваться современными технологиями, грамотно писать и формулировать рапорты вышестоящим должностным лицам в понятной и доступной форме. Чтобы не допускать возможных ошибок при работе, потребуется хорошая концентрация внимания.

Военный психолог при необходимости проводит тематические тренинги, анкетирование и тестирование личного состава. На основании полученных результатов, выясняет имеющиеся проблемы и ищет способы для их качественного решения. Иногда ему приходится устраивать лекции перед сержантами, офицерами и прапорщиками, в целях психологической разгрузки.

Для получения должности военного психолога, необходимо пройти серьезный отбор, иметь крепкое здоровье и соответствующее образование, которое предоставляется в высших учебных заведениях военного дела.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

До реорганизации института военных психологов специалист при приёме на работу должен был получить образование по специальности ВУС-390200, закончив высшие военные учебные заведения, и пройти 3-месячную стажировку. Кроме того, студенты гражданских вузов, пройдя обучение на военных кафедрах, также могли рассчитывать на эту должность. С принятием изменений и использованием на должности гражданского персонала для последующего трудоустройства достаточно отучиться по специальностям «психология», «психология социальной работы», «психология служебной деятельности».

Помимо многочисленных гражданских учебных заведений, армейских специалистов-психологов учат в Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД, в МосУ МВД России им. В. Кикотя в Москве и в Военном университете Министерства обороны Российской Федерации.

В частности, в Военном университете Минобороны РФ можно выучиться на психолога на нескольких факультетах:

  1. Военно-психологический факультет. Был создан в 1994 году, но военных психологов начал готовить с 1996 года. С 1998 года началась подготовка кадров из числа гражданской молодёжи. С 2007 года на военно-психологический факультет был открыт приём для девушек-курсантов, причём конкурс составил порядка 10 человек на место, в результате чего университет стали относить к числу так называемых «ВУЗов для девушек». На факультете производится обучение по специальностям «психология» и «психология социальной работы». После окончания присваивается квалификация «психолог» и «преподаватель психологии».
  2. Внебюджетный факультет. Обучение по специальности «психология» проводится как в очной (5 лет), так и заочной (6 лет) формах. Второе высшее профессиональное образование занимает 3,5 года.
  3. Специальный факультет. Занятия проходят в форме очной и заочной адъюнктуры, докторантуры и др. Помимо специальности «психология», на факультете проводится обучение по специальности «Организация морально-психологического обеспечения войск».

Среди региональных ВУЗов с военной кафедрой известностью у абитуриентов пользуется Уральский федеральный университет им. Б. Ельцина.

Появление армейской психологии: становление самостоятельной отрасли, первые исследования

Военная психология, как отдельная отрасль, сформировалась в начале 20 века. До этого она не имела выделенной методики, в основном занимаясь поддержкой боевого духа солдат, развитием чувства воинского долга. У армейской психологии выделили 3 направления развития:

  • психологические особенности командира, как лидера подразделения;
  • взаимодействие военнослужащих;
  • работа военных психологов в областях, сопутствующих подготовке к боевым действиям.

Первые масштабные исследования по изучению психологии солдат проводились в Америке. Представитель первой волны исследователей психологии военных Р. Йеркс с помощью первичных тестов разработал специализированные тесты, направленные на выявление степени готовности мужчин участвовать в боевых действиях, склонность к лидерству, уровень развития интеллекта.

Спустя 20 лет у психологов уже была обширная база практических исследований. Участившиеся локальные конфликты стали основной причиной появления новой, самостоятельной профессии — военный психолог. Поскольку эта специальность требует углубленного понимания особенностей военной деятельности, им требуется специализированная подготовка. Поэтому проще подготовить армейского психолога из бывшего служащего, обеспечив ему возможность для переквалификации.

Как стать военным

Другим вариантом, позволяющим стать военным юристом, может стать окончание военно-юридической школы.

Преимуществом выбора изначально такой школы, является углубленное изучение военного дела, и получение нужной квалификации.

Наивысшей достижимой точкой в военной юриспруденции является военная прокуратура. Чтоб занять подобную должность необходимо:

Закончить обучение в Военном университете министерства обороны РФ, прокурорско-следственный факультет. Иметь возраст от 18 до 23 лет. Получить одобрение медкомиссии. Заключение психолога. Сдать нормативы физ.подготовки.

Летчики, это сильные духом смелые, физически и психологически зрелые мужчины.

Подготовку военных летчиков проводят: военные авиаучилища; летные училища; аэрокосмические университеты; университеты гражданской авиации.

Какие экзамены сдавать в Академию МВД?

В настоящий момент на территории страны функционирует несколько академий, имеющих статус образовательных учреждений МВД. Академии МВД России находятся в Москве, Волгограде, Нижнем Новгороде, Омске.

Московское подразделение осуществляет подготовку руководящего состава ОВД и педагогических кадров по программам магистратуры. А вот стать полицейским в Академиях МВД других регионов может попробовать любой выпускник 11 классов.

Что нужно сдавать в Академию МВД при поступлении? Это зависит от того, какая специальность будет интересна абитуриенту. Если исключительно юридическая, от абитуриента ждут результатов ЕГЭ по русскому, обществознанию и истории. Это основные предметы, которые нужно сдавать в Академии МВД при поступлении.

Юридические направления, по которым ведется прием:

  • Правовое обеспечение национальной безопасности (Волгоград, Нижний Новгород Омск);
  • Правоохранительная деятельность (Волгоград, Нижний Новгород, Омск);
  • Судебная экспертиза (Волгоград);
  • Юриспруденция (Волгоград, Нижний Новгород, Омск)

По вышеуказанным специальностям, помимо результатов ЕГЭ, в Академиях МВД на полицейского сотрудника также нужно сдавать нормативы по физической подготовке и проходить медицинское обследование.

Какие экзамены сдают в институтах МВД?

В России около 20 вузов имеют статус института МВД. Требования к кандидатам, поступающим в институты МВД аналогичны тем, что предъявляются к абитуриентам академий. Это относится как к физическим испытаниям, так и предметам, которые нужно сдавать на полицейского сотрудника.

Что сдавать в университетах МВД?

В стране функционирует 3 университета МВД, каждый из которых представлен не только в своем регионе, но и филиалами за его пределами.

  • Московский университет МВД России работает в Москве, а его филиалы в Московской области, Рязани и Твери;
  • Краснодарский университет МВД России функционирует в Краснодаре и представлен филиалами в Симферополе, Новороссийске и Ставрополи;
  • Санкт-Петербургский университет МВД России осуществляет основное обучение в Санкт-Петербурге, но у вуза также есть филиал в Калининграде.

По программам высшего образования по юридическим специальностям, чтобы поступить в МВД, надо сдавать русский язык, историю и обществознание. В ряде учебных заведений возможно очное и заочное обучение. По указанным выше направлениям учиться могут как парни, так и девушки, поступив на бюджетное, а иногда и контрактное обучение. Стоит помнить, что от абитуриента, который после 11 или 9 класса решил сдавать экзамены на полицейского, ждут и сдачи нормативов по физической подготовке и прохождения медицинского обследования.

Как условия боевых действий влияют на физическое и психическое здоровье солдата?

Нарушение жизненного ритма (невозможность соблюдать режим сна и приема пищи, потребность учитывать смену погодных условий) оказывает на организм дополнительную нагрузку. Испытывая сильную перегрузку, солдаты часто оказываются на пределе физических возможностей. Это быстро истощает организм: иммунная система не справляется с инфекциями, а дополнительная антисанитария делает даже незначительные ранения смертельными.

Причиной психологической дезадаптации может стать смерть близкого товарища или собственное ранение. Вторая мировая война показала, что треть военнослужащих, попав на поле боя, спустя 20–25 дней начинают проявлять признаки психических расстройств.

Чем занимаются специалисты по психологии служебной деятельности

Те, кто выбрал и освоил специальность Психология служебной деятельности, в дальнейшем трудится в учреждениях различного профиля. Выпускник будет знаком с методами психологического обеспечения кадров правоохранительной, армейской систем, диагностики, профилактики и коррекции. Сфера применения навыков это также реабилитация после психических травм, помощь семьям военнослужащих. При изучении студентами дисциплин преподаватели делают упор на исследовании поведенческих факторов в критических обстоятельствах. Либо при ситуациях, предполагающих стресс.

Профессионалы, специализирующиеся на деятельности людей в учреждениях, осуществляют следующее:

  • проводят консультации для тех, кто служит в силовых структурах,
  • осуществляют реабилитационные мероприятия,
  • оценивают персонал и участвуют в его подборе,
  • корректируют общий психологический настрой в коллективах.

В ходе обучения студенты осваивают гуманитарные и естественные науки, управленческие дисциплины. Акцент делается на специальные предметы. Учебный план включает свыше десятка предметов по психологии, таких как:

  • реабилитация, корректирующие мероприятия,
  • конфликты,
  • контакты, переговоры,
  • массовые беспорядки в психологическом аспекте,
  • менеджмент относительно кадров,
  • психологическое обеспечение служб,
  • безопасность,
  • стресс и устойчивость к нему,
  • другие направления.

Психолог-консультант весьма востребован в государственных либо частных организациях медицинского, образовательного и воспитательного профиля. В нем нуждаются центры по подбору персонала и оказанию психологической помощи. Можно привести ряд примеров реализации в коммерческой сфере.

  1. Термин хед-хантер в переводе с английского дословно означает охотник за головами. Этот человек ищет высококвалифицированные кадры для своего предприятия. Как правило, он переманивает их по заказу компании из других организаций. Отыскав ценного сотрудника, подобный специалист убеждает уйти от конкурентов, хотя тот не был ранее заинтересован в перемене места работы.
  2. Другой подобный профессионал своего дела именуется рекрутером. Он занимается выбором кандидатов из множества соискателей. Оба указанных типа специалистов действуют, принося пользу своему предприятию. Их услуги основаны на знании психологии людей, умении анализировать, принимать верные решения. Хотя западные компании берут на такую должность людей с любым образованием, исходя из набора нужных качеств, навыки психолога делают его идеальным для данной роли.
  3. Еще один тип деятельности, пришедший к нам под американским термином, коучинг (coaching). Это способ проведения тренинга, при котором знаток психологии людей помогает обучающемуся лицу достичь целей в жизни или профессии. Подобные тренеры (коучи) тоже зачастую весьма хорошо оплачиваются и востребованы. Обычно подобная деятельность, как и бизнес-тренинг проводятся в рамках частной практики. Но и государственные организации также нуждаются в высококвалифицированных специалистах данной сферы.

Задачи науки: область работы исследователей и практических психологов

Выделяют следующие основные задачи армейской психологии:

  1. Изучение индивидуальных психических характеристик солдат для эффективного  комплектования подразделений.
  2. Участие в разработке преподавательской программы, учет психологических особенностей военнослужащих для оптимизации процесса обучения.
  3. Психологическое сопровождение военнослужащих.
  4. Использование психологических методов для укрепления межличностных взаимоотношений солдат.
  5. Обеспечение нормальной адаптации новобранцев к специфике армейской дисциплины.

Военные психологи работают совместно с армейским руководством, повышая общий уровень мотивации служащих, разрабатывая новые методики психологической адаптации, обеспечивая поддержку нормального психологического состояния.

Особенности профессии

Военный психолог является ответственным и сдержанным человеком, который умеет анализировать и хранить информацию. У него много обязанностей, ведь необходимо изо дня в день решать важные и сложные задачи:

  • профессионально-психологический отбор людей, желающих поступить на военную службу;
  • разработка комплекса мероприятий, направленных на укрепление дисциплины, патриотичности и боевой готовности личного состава;
  • психологическая подготовка, адаптация и реабилитация людей, отправляющихся или возвращающихся из зоны боевых действий;
  • противодействие негативному социальному, информационному и психологическому воздействию, которому могут быть подвержены военные в период несения службы;
  • психологическое консультирование военных и членов их семей;
  • групповые занятия, направленные на развитие психогигиены, психопрофилактики;
  • психологическое сопротивление и другие.

Военный психолог проводит экспертизу психологической пригодности, оценивает готовность военного к выполнению той или иной операции, анализирует ситуацию в полку или подразделении, выявляя и корректируя проблемы.

Профессиональные обязанности

Работа психолога в армии направлена на повышение эффективности военнослужащих и поддержания у них устойчивого морально-психологического состояния. Нормативные документы определяют следующие служебные обязанности:

  • анализ происходящих в полку и подразделениях социально-психологических процессов,
  • изучение психологических качеств личного состава,
  • разработку предложений, направленных на укрепление дисциплины и профилактику правонарушений,
  • оказание психологической помощи тем солдатам и офицерам, которые имеют признаки нервно-психической неустойчивости,
  • помощь военнослужащим и членам их семей в психологической адаптации к условиям военной службы,
  • проведение работы по поддержанию боевой готовности,
  • психологический отбор личного состава,
  • взаимодействие с медицинской службой,
  • методическую работу для обеспечения психолого-педагогической подготовки военнослужащих,
  • создание условий для противодействия негативному психологическому влиянию на личный состав,
  • информирование о проделанной работе и проведённых мероприятиях вышестоящих должностных лиц.

В идеале для решения всех этих многообразных задач психолог должен собрать и обработать информацию об индивидуально-личностных качествах и психологическом состоянии каждого военнослужащего. Это знание, помимо прочего, позволяет ещё и оценить профессиональные возможности военнослужащего, что даёт возможность уточнить для него наиболее продуктивный вид воинской специализации. О своих наблюдениях психолог докладывает начальству, однако распространение информации не должны быть использовано в ущерб военнослужащим и членам их семей.

Существующие специальности в МВД для девушек

В структуре МВД существуют должности, которые относятся к полиции, но, в тоже время, в них нет риска и ежедневной опасности. Такие вакансии наилучшим образом подходят для службы женщинам.

В первую очередь, представительницы прекрасного пола могут работать в «мирных» профессиях, которые также присутствуют в полиции: бухгалтер, специалист отдела кадров, секретарь.

Во-вторых, есть целый ряд специальностей, в которых количество женщин значительно превышает количество мужчин. Именно они считаются самыми женскими в полиции.

Стандартные профессии

Список специальностей крайне широк и не ограничивается указанным ниже перечислением. Наиболее востребованные и популярные должности в структуре МВД среди женщин:

Криминалист. Профессия не связана с риском или опасностью для жизни и здоровья. Работа, в большей части, проходит в лаборатории, изредка возможны выезды на места преступлений. Эксперт-криминалист исследует вещественные доказательства, работает с отпечатками пальцев, собирает улики и ведет другую аналитическую работу

Для работы на этой специальности потребуется аккуратность, точность, умение обращать внимание на детали, аналитический склада ума. Для поступления на службу обязательно наличие высшего образования.
Полицейский

Чаще всего, женщины работают участковыми или сотрудниками патрульно-постовой службы. Эти должности предполагают большое количество общения и взаимодействия с самыми разными людьми. Сотрудникам полагается табельное оружие и наличие навыков обращения с ним. К минусам можно отнести ненормированный рабочий день, большое количество отчетов и документов (в случае участкового), напряженный график несения службы. Отдельных требований к образованию для замещения этих вакансий не предусмотрено.
Следователь. Поступить на службу следователем могут только девушки, имеющие высшее юридическое образование. Кроме того, потребуется аналитический склад ума, умение оперировать фактами и делать логические заключения, наличие высокой самодисциплины и целеустремленности.
Эксперт по информационной безопасности. Одна из новых профессий в полиции. Предпочтение отдается соискательницам, имеющим соответствующее высшее образование, обладающим навыками программирования и опытом работы в области высоких технологий. Специальность чем-то схожа с работой системного администратора в любой другой организации.
Кинолог. Работа полностью связана с собаками, их дрессировкой, содержанием и сопровождением. Поэтому, необходима любовь к животным и навыки работы с ними. Предполагается, что контактировать с четвероногим помощником придется не только на тренировочной площадке, но и на выездных мероприятиях: поиск наркотических веществ и взрывчатки, розыск людей.
Инспектор по работе с несовершеннолетними. Одна из «самых женских» профессий в полиции. При поступлении, предпочтение отдается девушкам, имеющим педагогическое или психологическое образование. Работать придется с «трудными» детьми, выявлять беспризорников, проводить воспитательные беседы. Потребуются качества, присущие именно женщинам, – чуткость, отзывчивость, умение находить общий язык с детьми.
Конвоир. Речь идет о сотрудницах, работающих в женских исправительных колониях. Осматривать женщин-заключенных могут только лица одно с ними пола. Поэтому, на эту должность могут претендовать исключительно женщины. От соискательниц потребуется хорошая физическая подготовка, навыки обращения с огнестрельным оружием, высокая моральная устойчивость.

Отсроченное влияние участия в войне: адаптация ветеранов к условиям мирной жизни

Особенности боевой обстановки требуют значительной перестройки психики. Возвращаясь к мирной обстановке, военный оказывается не способным нормально существовать в обществе. Его мировоззрение разительно отличается от взглядов людей, никогда не принимавших участия в боевых действиях.

Ветераны войны страдают от посттравматического синдрома — ПТСР. Он проявляется рядом симптомов:

  • повторяющиеся кошмары;
  • повышенный уровень агрессии;
  • навязчивые идеи;
  • депрессия, безразличие к окружающему миру;
  • стремление вернуться в привычную армейскую обстановку.

Без психологической помощи ПТСР может сохраняться в течение всей жизни. Особенно подвержены риску развития психосоматических расстройств ветераны, получившие ранения, повлекшие за собой инвалидность.

Программа реабилитации ветеранов включает:

  • уважение их личного вклада в ведение боевых действий;
  • массовые чествования вернувшихся с фронта ветеранов;
  • понимание изменений взглядов солдата, специфики психических реакций;
  • уважение принципов солдатского братства, поддержание сохранения фронтовой дружбы;
  • вовлечение ветеранов в активную социальную жизнь, организация массовых мероприятий с их участием;
  • психологическая поддержка адаптации ветерана к семейной жизни, поддержание благоприятной атмосферы в семье;
  • выявление и профилактика межличностных конфликтов военных и гражданских лиц;
  • работа с последствиями психологической травмы ветерана, постепенное уменьшение соотнесения себя с отдельной социальной группой, вхождение в общество.

Психологическая поддержка ветеранов — одна из ключевых задач армейских психологов

Своевременное получение адаптационной помощи обеспечивает нормальное вхождение военного в мирное общество, снижает риск социальных и бытовых преступлений с участием ветеранов.

Описание и характеристика профессии

Всех психологов принято разделять на три условных группы: исследователи, практики, преподаватели. В рамках этого разделения военный психолог в большей степени относится ко второй группе, для представителей которой характерно применение полученных знаний и профессиональных умений на практике в рамках определённой специализации. Деятельность в армейской среде предполагает изучение ситуаций служебной и бытовой жизни военнослужащих, поведения солдат и офицеров в стрессовые моменты, результатов собеседования, тестирования и анкетирования личного состава.

Собранная информация анализируется, и на основе результатов военный психолог устанавливает наличие проблемы и способы её решения. В рамках запланированных мероприятий психолог проводит профессиональный психологический отбор личного состава. В круг его полномочий входит устройство центров психологической разгрузки. Особой формой деятельности считается выступление с лекциями перед личным составом, а также проведение мини-тренингов. О проделанной работе психолог составляет отчёты и рапорты начальству.

В работе психолога в полку возможна частая смена объектов деятельности. Несмотря на высокий темп работы, возникает постоянный дефицит времени, часть которого отнимает заполнение многочисленной документации. В реальности работать приходится не с 8.30 до 17.30, а гораздо дольше. Поэтому психолог должен уметь волевым усилием регулировать и собственное эмоциональное состояние, особенно когда необходимо разрешать конфликтные ситуации.

Полковой психолог действует на всей территории расположения полка и подчиняется заместителю командира по воспитательной работе. Своих подчинённых специалист на этой должности не имеет. Решения о необходимых мероприятиях психолог принимает самостоятельно, но согласовывает их с вышестоящими лицами, поскольку в армии режим военной организации не должен этими мероприятиями нарушаться.

Многочисленные отзывы действующих представителей профессии о своей работе выявляют ряд типичных трудностей с организацией профессиональной деятельности. Так, например, выясняется, что военных психологов регулярно привлекают к деятельности, не связанной напрямую с их обязанностями, в результате чего дефицит времени постоянно накапливается. Под контролем одного специалиста находится порядка 700-1000 человек одновременно, что снижает качество работы с личным составом и не оставляет самим психологам времени на отдых и личную жизнь.

Фактически новые работники сами часто оказываются психологически не готовы к нагрузкам. После реорганизации института военных психологов пришедшие на должность гражданские лица не всегда могут принять армейские порядки и справиться с эмоциональной нагрузкой. В результате этого с учётом не слишком высоких зарплат, особенно у молодых выпускников учебных заведений, происходят постоянные кадровые замены и перестановки.

Психология военнослужащего: основные навыки и рабочие обязанности психолога полка

Поскольку в психологии военного человека есть ряд специфических принципов, военный психолог должен не только иметь глубокие профессиональные знания, но и соответствовать требованиям занимаемой должности. Обязанности психолога полка включают:

  • понимание особенностей психологии военнослужащих;
  • наблюдение за социально-психологическими процессами внутри подразделения;
  • способствование укреплению воинской дисциплины, профилактическая работа по устранению правонарушений;
  • организация психологических мероприятий, повышающих мобилизационную готовность служащих;
  • оказание помощи в адаптации новобранцев к условиям несения службы;
  • оказание помощи членам семей военнослужащих;
  • своевременное информирование вышестоящих должностных лиц о проведении психологических мероприятий для личного состава;
  • проведение профилактических и педагогических мероприятий;
  • помощь и методическое обеспечение занятий, развитие материально-технической базы.

Многообразие задач требует от армейского психолога постоянной вовлеченности в служебную деятельность солдат: психолог собирает и обрабатывает информацию, определяет особенности личности военнослужащего. Эти данные необходимы для профилактики внутриличностных и межличностных конфликтов, уточнения воинской специализации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector