Как стать разработчиком мобильных приложений: рассказывает эксперт

Базовые требования к профессионалу

Стек мобильной разработки активно меняется, поэтому, выбирая мобильную разработку, вы должны быть готовы поглощать новую информацию, изучать мануалы в огромных количествах и постоянно перестраиваться. Основные мобильные платформы постоянно обновляют стек и развивают его. По объёму изучаемой литературы для мобильного разработчика эту профессию можно сравнить, например, с профессией терапевта. Проще говоря, без постоянного чтения и освоения новых принципов работы с кодом вы будете говнокодером.

Конкретные требования по стеку определяются задачами компании, тем, что она использовала ранее и даже средним возрастом разработчиков команды. Но в целом можно обозначить несколько ключевых требований, которые скорее всего будут в желаемой вакансии.

  • Android: знание Android SDK, Java, Kotlin, Scala (в меньшей степени), Rest/SOAP, различные API, SQLite и т.д.
  • iOS: Objective-C, С#, Swift, знание Apple Development Guidelines

Для обеих платформ:

  • знание структур и алгоритмов
  • знание принципов ООП (к которому и относится Java, Objective-C, Swift)
  • понимание принципов дизайна и проектирования мобильных приложений
  • знание сетевых протоколов
  • знание SQL
  • навыки работы с App Store и Google Play
  • навыки работы с многопоточностью (всё чаще)
  • Flutter (бешено растёт популярность)

Кроме этого, в мобильной разработке много стандартов и вам нужно их знать или хотя бы знать, где их найти и как ими пользоваться в реальной практической работе.

Стажёр (Intern) Младший (Junior) Средний (Middle) Старший (Senior) Ведущий (Lead)
  1. Разработка под Android
  2. C#
  3. Java
  1. Разработка под Android
  2. Kotlin
  3. Java
  4. Swift
  5. Разработка под iOS
  1. Разработка под Android
  2. Swift
  3. Kotlin
  4. Разработка под iOS
  5. Java
  1. Swift
  2. Kotlin
  3. Разработка под iOS
  4. Разработка под Android
  5. Java
  1. Разработка под Android
  2. Kotlin
  3. Разработка под iOS
  4. Swift
  5. Objective-С

Топ-5 востребованных технологий у специалистов по данным «Хабр Карьеры», 2 полугодие 2019 года

Кроме технических знаний, необходимо понимать основы той сферы, в которой вы собираетесь работать — так программисту будет проще понять потребности и проблемы пользователей мобильного приложения. Как минимум, это может быть базовый учебник по профилю компании, как максимум — тесное общение с коммерческой командой и тестированием и постоянное исследование профиля клиента.

Как создать свое первое приложение

Есть несколько способов:

  1. Самостоятельно.
  2. Заказать у профессиональных разработчиков.
  3. С помощью команды.

Теперь подробнее.

Самостоятельная разработка

Данный вариант также делится на два способа:

  1. С использованием специальных сервисов-конструкторов.
  2. Написание кода вручную с нуля.

Рассмотрим вариант с конструкторами.

Есть специальные сервисы, позволяющие самостоятельно создать приложение даже тем, кто до мозга костей гуманитарий и далек от программирования. Они похожи на конструкторы, интуитивно понятны и удобны в использовании.

Работа проходит в браузере, в личном кабинете сервиса. Экран, как правило, делится на две части: в одной пользователь видит, как будет выглядеть приложение на смартфоне, в другой – инструменты (иконки, шрифты, кнопки и т.п.).

Такие конструкторы позволяют сделать простое мобильное приложение, не отягощенное сложными задачами вроде синхронизации с другими программами, банками, облачными хранилищами, динамикой, сюжетом и т.д.

Вот самые популярные сервисы-конструкторы для создания мобильных приложений. Стоит иметь ввиду, что большинство из них платные, либо условно бесплатные, возможности которых ограничены:

Написание кода вручную.

Это более трудоемкий процесс создания приложения, который подойдет тем, кто хотя бы минимально разбирается в языках программирования.

Не стоит отчаиваться, если у Вас нет навыков в IT. Сегодня каждому доступны широкие возможности для обучения. Есть множество бесплатных статей, учебников, видео-уроков, которые пошагово помогают освоить программирование.

Также в конце я дам перечень платных курсов специально для разработчиков мобильных приложений.

Заказ у профессиональных разработчиков

Чтобы стать автором нового мобильного приложения, вовсе необязательно создавать его самому. Можно обратиться на биржу фриланса и заказать его у специалистов.

Единожды заплатив за разработку, в дальнейшем можно долгие годы получать свои «дивиденды».

Вот самые крупные фриланс-площадки:

  • Weblancer.
  • Kwork.
  • Work-zilla.

Стоит понимать: никто не даст гарантию того, что вложенные средства окупятся. К данному варианту стоит прибегать, если у Вас есть интересная уникальная идея, и Вы сможете четко изложить концепцию будущего продукта исполнителю.

С помощью команды

Данный вариант является сплавом двух вышеописанных способов и может стать, пожалуй, наиболее эффективным. Вы собираете единомышленников, владеющих разными навыками и создаете совместный продукт.

К примеру, один из Вас умеет создавать дизайн, другой знает программирование, третий отлично генерирует новые идеи, четвертый разбирается в продвижении и т.д.

Такой подход имеет множество преимуществ:

  • Одному крайне сложно справиться со всеми задачами. Редко кто владеет всеми навыками одновременно, либо это займет кучу времени и сил.
  • В одиночку очень легко «слиться» из-за лени или нехватки мотивации. В группе люди всегда более ответственны.

Основные стадии разработки мобильного приложения

Любой проект важно начинать с детального планирования, изучения собственного бизнеса, аудитории и конкурентов. Чем качественнее будут исследования, тем меньше проблем и доработок будет в дальнейшем

Аналитика

Во время исследования определите цели бизнеса, изучите аудиторию и каналы коммуникации, проанализируйте конкурентов — это поможет определиться с правильным позиционированием. Аналитика обычно включает в себя интервью с руководителями и клиентами, фокус-группы и экспертную оценку.

Такая подготовка поможет собрать все требования и упаковать их в понятные визуальные модели: схемы бизнес-процессов, майнд мэп, пути пользователей, чтобы определить основы для разработки и перейти к прототипу.

Варианты монетизации

Приложение — еще один способ увеличить прибыль, так что еще на берегу продумайте схему монетизации, чтобы учесть ее при создании интерфейса.

Определиться с монетизацией помогут наводящие вопросы:

  • Какую проблему решает сервис?
  • За какие возможности люди готовы будут заплатить?
  • Сколько у вас есть времени для монетизации? Можно ли подождать, чтобы набрать базу клиентов?

Какие способы монетизации бывают:

  • Аудитория бесплатно использует продукт, но взамен вы показываете им объявления от рекламодателей. 
  • Платные функции. Помимо основных функций приложения, реализованы дополнительные возможности, которые доступны только после оплаты. Например, доступ к новой локации в игре или скрыть анкету и рекламу в дейтинг-сервисе.
  • Платное скачивание. В этом случае оплата поступает при первом контакте, но для начала создается высокий спрос: ваше предложение должно быть уникальным и полезным. Такой вариант часто используют создатели корпоративных платформ и программ для обработки фото и видео.
  • Покупки. Люди платят за реальные и виртуальные товары — одежду и технику для себя или игровых персонажей, валюту внутри игры или другие возможности.
  • Подписка. После знакомства с бесплатным контентом возможна подписка на дополнительный, чтобы получать больше информации. Такой подход используют платформы с подкастами, медиа и узкопрофильными материалами.
  • Вознаграждение за действия. Человек получает бонусы за определенную активность: просмотр видео, следование правилам или прохождение опроса. В итоге выигрывают все стороны: рекламодатель рассказывает о своем бренде, разработчики получают премию, пользователи — вознаграждения.

Мифы профессии

  • Мобильные разработчики говнокодеры создают плохой код, не оптимизируют приложения и вообще дилетанты. Здесь речь идёт примерно о такой же ситуации, как с PHP: язык огребает горы хейта из-за того, что в него легко войти и горе-вебмастера написали на нём ну очень много плохих приложений. В мобильной разработке действительно много дилетантов и любителей, что немного портит общую картину. Но распространять выводы на каждого программиста точно не стоит. 
  • Мобильные разработчики мало зарабатывают. Всё зависит от вашего опыта, квалификации и способности решать задачи вашей компании.
  • Мобильная разработка — это недопрограммирование, не труъ. С каких это пор Java, Swift, Kotlin и т.д. — это не труъ?! А если серьёзно, корни этого мифа уходят к готовым конструкторам и универсальным крутым средствам типа Flutter, которые здорово облегчают и ускоряют работу и портируемость приложения. Это так не работает: хорошее приложение без кода и глубокой разработки не получится.
  • В мобильной разработке часто возникают конфликты между разработчиком и заказчиком. Чистая правда, так оно и есть. Решается с помощью сбора требований, чётко прописанного технического задания и поэтапной разработки с тестированием и согласованием в конце каждого спринта.

Как продвигать приложение

Без продвижения Ваш продукт мало кто заметит. Если у приложения нет скачиваний, оценок и отзывов, оно будет располагаться слишком низко в перечне магазина.

Раскрутка может быть платной и бесплатной. В категорию бесплатных можно отнести:

  • Красивую оригинальную иконку, которая будет выделяться среди аналогичных приложений конкурентов.
  • Поощрения пользователей: к примеру, бонусы в виде игровых монеток, премиум-доступа и т.п.
  • Применение ненавязчивой рекламы, которая не будет прерывать работу приложения.
  • Отсутствие ошибок и своевременное реагирование на неполадки и недоработки.

Для раскрутки и накрутки можно прибегнуть к платным сервисам-буксам. Вы размещаете задание и Ваше приложение скачивают люди за вознаграждение.

К подобным сервисам можно отнести:

  • SeoSprint.
  • SeoFast.
  • AdvertApp.
  • AppBonus и др.

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ МОБИЛЬНЫЙ РАЗРАБОТЧИК?

Ниша мобильной разработки постоянно растёт, развивается и меняется. Поэтому, будьте готовы учиться, поглощать новые и новые знания. В данной специальности, необходимо постоянно повышать свою квалификацию.

Для того, чтобы стать настоящим программистом смарт-девайсов, вам необходимо изучить:

  • Языки программирования Java и Kotlin, на которых написано большинство приложений;
  • IDE Android Studio. В ней настраивают интерфейс продукта и программируют его логику;
  • Общие принципы разработки: оформление кода, как правильно именовать функции и переменные, как разделять код на файлы и многое другое. Не обойтись и без основ ООП;
  • Языки HTML, CSS, язык разметки XML;
  • Базовые принципы дизайн-концепций и дизайн-систему Google — Material Design;
  • Операционную систему Android (это проект с открытым исходным кодом). Нужно знать её файловую структуру, функции и принципы работы;
  • Популярные фреймворки и библиотеки для мобильных приложений;
  • Распределённую систему управления версиями Git и GitHub (сервис для проектов, использующих Git) — для совместной работы с членами команды и публикации портфолио;
  • Unit- и UI-тестирование ПО, чтобы определять качество работы, тестировать гипотезы и отдельные фишки приложения;
  • Основы алгоритмизации (это поможет не остаться кодером — стать программистом);
  • Английский на уровне, достаточном для чтения учебных материалов (в частности документации).

Это не весь перечень и весь вам не найти. Мобильная разработка требует постоянного изучения новых стандартов и обновления информации. Под разные цели необходимы разные инструменты. Научитесь правильно искать нужную информацию.

Где нужен?

Сегодня мобильные разработчики востребованы везде: корпоративные приложения имеют мобильные версии, СМИ имеют мобильные приложения, бизнес активно переводит свои программы лояльности в приложения (у кого из нас нет приложений разного ритейла — от Ленты и Ашана до РивГош и Л’Этуаль) и т.д. Мобильное приложение — гарантия того, что ты будешь оставаться в руках своего клиента, и почти все компании это понимают. Поэтому мобильные разработчики нужны абсолютно везде. Перечислю наиболее перспективные отрасли, на которые можно ориентироваться сегодняшним студентам, желающим выйти в мир мобильной разработки (и вообще всем).

  • Мобильные игры и развлекательные приложения — огромная интересная индустрия, готовая принять разработчиков любого уровня. Мир погряз в играх, поэтому есть спрос на разработку приложений для любого возраста: от самых крошечных детей до взрослых дядек, гоняющих любимые игры на мобильнике.
  • Развлекательно-образовательные приложения, такие как приложения для изучения языков, книг, музыки, путешествий (они скоро вернутся в новом качестве и это будет захватывающе интересно), тренировок и т.д.
  • Банковские приложения — те мобильные банки, которыми мы пользуемся, это сложнейшие нагруженные системы с особой архитектурой, и они нуждаются в грамотных разработчиках. Да, стажёром в такую продуктовую команду попасть почти нереально, но для миддлов и сеньоров открываются классные перспективы.
  • Приложения электронной коммерции — почти все магазины доступны в виде приложений, и это колоссальная инфраструктура с высокой ёмкостью рынка труда. Думаю, что эта сфера будет развиваться ещё глубже.
  • Научные и исследовательские приложения. На одном из гугловских DevFest ребята из компании Mera рассказывали о научном проекте по изучению кораллов, в основе которого лежит узел с планшетом на андроиде. Так вот, такие проекты — совершенно особенный тип мобильной разработки для тех, кто хочет быть ближе к научному миру.

Вообще, думается, что пандемия COVID-19 изменит мир и сформируется новый долгосрочный спрос на приложения для удалённого всего на свете, доставок для каждого ресторана и кафе, обучения, спорта и проч. Это повлечёт рост спроса на мобильную разработку и на мобильных разработчиков. Так что, кроме объективной динамики рынка, вмешался форс-мажор, который для мобильной разработки принесёт определённые бонусы.

Стоит ли идти в мобильную разработку

Владимир, скажите: Почему все пошли в мобильную разработку?

Как и любая технология, мобильная разработка сначала не была массовой, но сейчас смартфоны становятся дешевле, и их количество растет.

Если сравнить стоимость мобильного телефона 7 лет назад и сегодня, то сегодня он стоит… скажем, как 15–20 кг мяса. Это не такие большие деньги — отсюда массовость.

Больше мобильных устройств — нужны приложения, отсюда спрос.

Действительно ли спрос такой большой или нас в этом пытаются убедить создатели курсов?

Спрос на мобильную разработку не раздутый, наоборот — неудовлетворенный.

Люди все больше пользуются мобильными телефонами, планшетами, умными часами, играют в игры, сидят в соцсетях. Кому-то все эти программы нужно писать. Поэтому спрос тут — реальный.

Почему выбирают именно мобильную разработку, в чем ее преимущество перед другими IT-специальностями?

Главное преимущество мобильной разработки — она находится в золотой середине по скорости изменений и сложности кода.

Для сравнения, в Web-разработку легко войти, задачи сравнительно несложные, но изменения происходят примерно каждые 2–3 месяца. Не изучили вовремя новые технологии — ваши знания устарели.

Если брать программирование на языках вроде Java и C# — нужно много думать, все логично, структурировано. Но стать таким специалистом непросто.

К тому же, технологии тут не меняются годами, а разработчик часто не видит конечного результата своей работы. Это может демотивировать разработчика, сделать работу скучной для него.

Мобильная разработка находится посредине.

Она сложнее Web-разработки, но не настолько, как C++, чистая Java, C#. При этом проекты не такие большие, чтобы устаревать. Мы находимся на пике технологий но они меняются не раз в 2 месяца, а, например, раз в год.

И вы сразу видите результаты своей работы — приложение на экране своего смартфона.

Что выбрать: Android или iOS?

Я бы не стал говорить, что одно лучше, другое — хуже.

Преимущество Android в том, что его используют в 70% устройств, значит, больше спрос.

Плюс, в iOS есть сложности на старте. Для разработки нужна техника Apple. Чтобы создать и поддерживать аккаунт разработчика, нужно платить примерно $100 в год.

Я бы рекомендовал начать с Android, а позже — доучиться разработке на iOS или кросс-платформенной разработке.

Главный совет

Не идите в мобильную разработку за модой или весёлыми рабочими буднями. Это довольно тяжёлый труд, связанный с непрерывным самообразованием и необходимостью делать регулярные обновления. Да, в мобильной разработке интереснее, потому что один разработчик занимается не просто каким-то фрагментом, а большим блоком, модулем или даже почти всем приложением. Интересно бодаться со сторами и попадать под санкции, когда твоё приложение удаляют, интересно работать с конечным пользователем. Выбирайте эту специальность только в том случае, если вы готовы к труду и профессиональной работе. Некачественных мобильных приложений и так хватает

Сегодня для всех будничных дел мы используем смартфоны

Мне понравилась мобильная разработка. Во-первых, я никогда не хотел заниматься сайтами. Во-вторых, с детства любил мобильную технику. В-третьих, сегодня для всех будничных дел мы используем смартфоны, трафик с компьютеров уходит все больше и больше. Поэтому я вижу в этом большую перспективу. Логическое продолжение мобильной разработки — интернет вещей. Как только люди поймут, как применять эти технологии в жизни, сегодняшний бум разработки покажется мелочью. Понадобится гораздо больше специалистов, чтобы покрыть все новые задачи.

Как стать мобильным разработчиком

Если вам 16 лет и у вас есть возможность получить базу в виде высшего образования, то я рекомендую поступить в университет.

Если вы уже гораздо старше и не готовы тратить время на получение высшего образования, можно пройти любые онлайн-курсы и получить базовые знания. После завершения таких курсов вы поймете, чем занимаются мобильные разработчики, получите вход в профессию. А дальше нужно развиваться самостоятельно. Все будет зависеть от того, сколько времени и сил вы будете вкладывать в развитие и обучение.

Еще один вариант — научиться мобильной разработке самостоятельно. Сегодня в интернете есть огромное количество бесплатных курсов и статей на habr.com или medum.com. У меня есть YouTube-канал Mobile Developer, где можно бесплатно посмотреть кучу видео по разработке мобильных приложений. Это может стать началом карьерного пути.

Отрасль мобильной разработки молодая, в ней нет устоявшихся критериев отбора. Вам могут отказать на десяти собеседованиях и взять на одиннадцатом. Но, если у вас есть необходимые для работы навыки и вы готовы учиться, скорее всего, сложностей с трудоустройством не будет. Возможно, первое время вам будут платить небольшую зарплату, но зато у вас будет время на развитие.

Обязанности и навыки

В задачи разработчика входит писать код и реализовывать фичи — добавлять определенный функционал в приложение. Есть несколько этапов работы:

1. Сначала разработчик получает техническое задание от заказчика. Часто это бывает сложно, так как не все заказчики умеют ставить понятные для разработчиков цели. Например, если ты хочешь, чтобы экран открывался быстро, надо сказать, за какое конкретное время он должен открываться. Обычно переводом задачи от заказчика к разработчику занимается бизнес-аналитик.

2. После того как разработчик получает техническое задание, он пишет код и проверяет его работу.


3. Следующий этап — pull request.
На этом этапе к работе подключаются другие разработчики. Они рассматривают твою работу, дают комментарии, а после исправления ошибок одобряют процесс добавления вашей ветки кода к общей кодовой базе. Дальше подключаются дизайнеры, тестировщики, продуктологи, которые тоже дают свои комментарии. И вы, в зависимости от их пожеланий, вносите новые правки и снова отправляете продукт на pull request. Этот цикл повторяется, пока фича не будет готова.

4. Когда таких фичей накапливается определенное количество, команда готовит еще раз, проверяет работу приложения и выпускает релиз. Обновленное приложение попадает в AppStore или Google Play.

Разработчик участвует в процессе на стадии написания, pull request и заливки. Иногда нужно заниматься документацией, фиксировать проделанные шаги. В зависимости от того, насколько хорошая и крупная твоя компания, ты будешь либо только программировать и заниматься своими непосредственными обязанностями, либо будешь заниматься кучей дополнительных задач. Например, выполнять функции дизайнера или бизнес-аналитика.

Сложности

Самая частая сложность — разрыв между техническими требованиями и их реализацией. Все приложения разные, и каждая задача разработчика — это как научный проект. Чем ты опытнее, тем более точно можешь спрогнозировать результат и время работы. Но в любом случае не сможешь сказать наверняка. Бывает, что ты планируешь сделать задачу за четыре часа, а в итоге на нее уходит несколько дней.

Еще одна классическая проблема — «У меня работает, у вас нет». Иногда, чтобы найти проблему в системе, нужно проработать множество условий и ситуаций.

Технологии в мобильной разработке меняются раз в два-три года.
Поэтому нужно быть готовым к тому, чтобы постоянно развиваться.

Конкуренция и заработная плата

На рынке труда до сих пор недостаточно разработчиков, даже сейчас, когда все хотят войти в IT. Ценятся люди, которые могут быстро и качественно создавать системы в больших масштабах. В компаниях хотят заполучить готовых специалистов — людей, которые будут приносить результат.

Кто первый в мире?

Веб-корпорации начинают осознавать, что приложения способны преобразовывать целые отрасли, и, пользуясь тем, что интернет не имеет границ, обращаются к новым рынкам. В связи с этим «экономика приложений» сегодня демонстрирует рекордные темпы роста. Особую роль в повышении количества скачиваний в 2016 году играют Бразилия, Россия, Индия и Китай (БРИК). Как и в 2015 году четыре страны в сумме принесли ~30% роста от общего количества загрузок на iOS и Google Play. Согласно Store Intelligence, такой рост в странах БРИК будет продолжаться и дальше. Ожидается, что авангард роста мирового рынка мобильных приложений в 2016 году увеличит количество загрузок минимум на 25%.

Компания App Annie провела исследование перспектив рынка мобильных приложений. В 2016 году мировой рынок приложений вырастет на 24% ($51 млрд.), а к 2020 году достигнет отметки в $101 млрд. Вот ещё несколько интересных фактов:

  • Лидером среди магазинов мобильных приложений останется iOS App Store и к 2020 году удвоит доход до $44.8 млрд;
  • Самые высокие темы роста покажут Google Play и сторонние магазины приложений Android: совокупный показатель дохода вырастет с $18.3 млрд. до $55.7 млрд. к 2020 году;
  • В сегменте «Игры» доход вырастет с $41.5 млрд. до $74.6 млрд. к 2020 году за счёт новых способов монетизации приложений и её повсеместного внедрения;
  • Google Play — главная движущая сила глобального роста: количество загрузок с 2016 по 2020 год вырастет втрое;
  • Количество скачиваний из сторонних Android-маркетов увеличится на 158% главным образом за счёт Китая;

Вывод:

Смартфоны продаются и продажи только растут. Компании всё больше вкладывают в развитие мобильных технологий, благодаря чему потребители из просто пользователей плавно превращаются в тех, кто использует мобильные устройства везде и всегда: на работе, дома, на отдыхе. Что приводит к важным последствиям для компаний-разработчиков приложений: спрос на Mobile-программистов, способных выполнять множество профессиональных задач, растёт также высокими темпами. А подходящих специалистов на рынке сейчас появляется крайне мало.

Факторы от которых зависит итоговая стоимость создания приложения

Итоговая стоимость зависит от разных факторов. Учитывают пожелания заказчиков, функциональность и тип приложения, команда разработчиков, стоимость их услуг и многое другое. На самом деле можно составить значительный список вещей из которых складывается цена на разработку приложения:

  1. Сложность проекта — функциональность. Функциональность оказывает наибольшее влияние на общую стоимость: обычно от 60 до 80% от общей стоимости разработки, в зависимости от проекта. Одними из самых сложных и дорогостоящих являются реализации, которые предполагают дополнительные и высокотехнологичные новые инструменты.
  2. Тип и число платформ. При желании сделать приложение на несколько оперативных систем, не при недостатке денег на разработку кастомного приложения, можно рассмотреть возможность кросс-платформенных приложений. Если вы хотите разработать более конкурентноспособное и высококачественно приложение, то стоит остановиться на нативном приложении.
  3. Внутренняя инфраструктура (backend) и API. Введение стороннего сервиса способно повысить итоговую цену.
  4. Защита. Приложение создается с возможностью отслеживания подозрительных действий, несанкционированной активности, поиск уязвимости и других защитных функций. Добавление данных функций влияет на цены и значительно ее увеличивает.
  5. Тестирование и исправление ошибок. Этап тестирования необходим на всех этапах разработки. Он необходим для достижения идеальной работы программы.
  6. Количество экспертов, участвующих в проекте. Имеет огромное воздействие на итоговую цену.

Если вы не хотите создавать игру или какое-то уникальное по своим функциям приложение, то легко можете воспользоваться специальными конструкторами мобильных приложений онлайн. Для создания можно найти тысячи подобных сайтов, которые не требуют от пользователя никаких навыков программирования. Результат может быть полностью использован для работы с клиентами и даже опубликован в app store или других магазинах. С помощью конструктора можно создать простое мобильное приложение дешево или даже бесплатно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector