Егэ по литературе 2022

2017 год

  • Допуск к ЕГЭ, Сочинение, Практикум для подготовки в 2016-2017 учебном году, Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н., 2017
  • ЕГЭ 2017, Литература, 11 класс, Демонстрационный вариант
  • ЕГЭ 2017, Литература, 11 класс, Кодификатор
  • ЕГЭ 2017, Литература, 11 класс, Спецификация
  • ЕГЭ 2017, Литература, 11 класс, Спецификация, Кодификатор
  • ЕГЭ 2017, Литература, Алгоритм написания сочинения, Михайлова Е.В., 2016
  • ЕГЭ 2017, Литература, Вариант 101
  • ЕГЭ 2017, Литература, Методические рекомендации, Зинин С.А., Новикова Л.В., Гороховская Л.Н.
  • ЕГЭ 2017, Литература, Методические рекомендации, Зинин С.А., Новикова Л.В., Гороховская Л.Н., 2016
  • ЕГЭ 2017, Литература, Практикум, Ерохина Е.Л.
  • ЕГЭ 2017, Литература, Сдаем без проблем, Михайлова Е.В., 2016
  • ЕГЭ 2017, Литература, Типовые тестовые задания, Ерохина Е.Л.
  • ЕГЭ 2017, Литература, Типовые тестовые задания, Ерохина Е.Л.
  • ЕГЭ, 50 сочинений на отлично, Допуск к ЕГЭ, 2017
  • ЕГЭ, Литература, Самостоятельная подготовка, Аристова М.А., 2017
  • Литература, Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ, Ладыгин М.Б., 2017
  • Литература, Подготовка к ЕГЭ, Диагностические работы, Зинин С.А., 2017
  • Я сдам ЕГЭ, литература, модульный курс, методика подготовки, ключи и ответы, Зинин С.А., Беляева Н.В., Гороховская Л.Н., 2017
  • Я сдам ЕГЭ, Литература, Модульный курс, Практикум и диагностика, Зинин С.А., Беляева Н.В., Гороховская Л.Н., 2017
  • Я сдам ЕГЭ, модульный курс, литература, практикум и диагностика, Зинин С.А., Беляева Н.В., Гороховская Л.Н., Новикова Л.В., Барабанова М.А., Попова Н.А., 2017

2012 год

  • Демонстрационный вариант ЕГЭ 2012 по литературе, 11 класс, Проект, 2011
  • ЕГЭ 2012, Литература, 11 класс, Демонстрационный вариант
  • ЕГЭ 2012, Литература, 11 класс, Диагностическая работа № 2
  • ЕГЭ 2012, Литература, 11 класс, Диагностическая работа, 2011
  • ЕГЭ 2012, Литература, 11 класс, Кодификатор
  • ЕГЭ 2012, Литература, 11 класс, Пробник СПб
  • ЕГЭ 2012, Литература, 11 класс, Спецификация
  • ЕГЭ 2012, Литература, 11 класс, Тренировочная работа № 3
  • ЕГЭ 2012, Литература, 11 класс, Тренировочная работа № 4
  • ЕГЭ 2012, Литература, 11 класс, Тренировочная работа №1, 2011
  • ЕГЭ 2012, Литература, 11 класс, Тренировочная работа №2
  • ЕГЭ 2012, Литература, Анализ
  • ЕГЭ 2012, Литература, Апробационный КИМ
  • ЕГЭ 2012, Литература, Оптимальный банк заданий, Ерохина
  • ЕГЭ 2012, Литература, Оптимальный банк заданий, Ерохина Е.Л.
  • ЕГЭ 2012, Литература, Практикум, Реальные тесты, Ерохина Е.Л.
  • ЕГЭ 2012, Литература, Сдаем без проблем, Михайлова
  • ЕГЭ 2012, Литература, Сдаем без проблем, Михайлова Е.В.
  • ЕГЭ 2012, Литература, Тематические тестовые задания, Ерохина Е.Л.
  • ЕГЭ 2012, Литература, Типовые тестовые задания, 10 вариантов, Ерохина Е.Л.
  • ЕГЭ 2012, Литература, Типовые экзаменационные варианты, 10 вариантов, Зинин С.А., 2011
  • ЕГЭ 2012. Литература. 11 класс. Демонстрационный вариант. 2011
  • ЕГЭ 2012. Литература. 11 класс. Спецификация. 2011
  • ЕГЭ 2012. Литература. Кодификатор элементов.
  • ЕГЭ 2012. Литература. Самое полное издание типовых вариантов ЕГЭ. Зинин С.А. 2011
  • ЕГЭ 2013, Литература, 11 класс, Диагностическая работа №1, 2012
  • ЕГЭ 2013, Литература, 11 класс, Тренировочная работа №1, 2012
  • ЕГЭ 2013, Литература, 11 класс, Тренировочная работа №1, Вариант 1-2, 2012
  • ЕГЭ 2013, Литература, Сборник заданий, Самойлова Е.А., 2012
  • ЕГЭ 2013, Литература, Сдаем без проблем, Михайлова Е.В., 2012
  • ЕГЭ 2013, Литература, Типовые экзаменационные варианты, 25 вариантов, Зинин С.А., 2012
  • ЕГЭ 2013, Литература, Типовые экзаменационные варианты, 25 вариантов, Зинин, 2012
  • ЕГЭ 2013, Литература, Тренировочные задания, Самойлова Е.А., 2012
  • ЕГЭ по Литературе, Кодификатор, 11 класс, 2012
  • ЕГЭ по Литературе, Спецификация, 11 класс, 2012
  • ЕГЭ по литературе, Тематические тестовые задания ФИПИ, Ерохина Е.Л., 2012
  • ЕГЭ, литература, выполнение задания С5, Ерохина Е.Л., Аристова М.А., Зуева Е.В., Крамчаткина Е.М., 2012
  • ЕГЭ, Литература, Зачеты и эталоны, Часть 3, 2012
  • ЕГЭ, Литература, Методические рекомендации, Часть 1, 2012
  • ЕГЭ, Литература, Практикум, Ерохина Е.Л., 2012
  • ЕГЭ, Литература, Самостоятельная подготовка к ЕГЭ, Аристова М.А., 2012
  • ЕГЭ, Литература, Самостоятельные работы, Часть 2, 2012
  • ЕГЭ, Литература, Типовые тестовые задания, Ерохина Е.Л., 2012
  • Литература, 11 класс, Краевая диагностическая работа, 2012
  • Литература, Диагностические работы в формате ЕГЭ 2012, Волков С.В.
  • Литература, Диагностические работы в формате ЕГЭ, Волков С.В., 2012
  • Литература, Справочные материалы и тесты, Подготовка к ЕГЭ 2013, Скрипка Т.В., Секачева Е.В., Логунова Н.В., 2012
  • Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ 2012, Литература, Зинин С.А., 2012

2 часть

Рубцов «памяти матери»

  1. Жанр лирики в котором написанно произведение.
  2. Вид рифмы (ABAB) .
  3. Как называется троп с обратным порядком слов.
  4. какое доминантой чувство испытывает Рубцов, с чем оно связанно.
  5. В каких произведениях русской литературы есть обращение к родным. И как их можно сопоставить с рубцовым.

17.1 Тема человека и природы в стихотворениях Пушкина.

17.2 Роль второстепенных персонажей в «Преступление и наказание»

17.4 Женский образ в Отечественной литературе в середине XX начале XXI века.

Смотреть в PDF:

Для просмотра установите Adobe Reader и обязательно вернитесь для просмотра файла :).

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Добавить комментарий

2019 год

  • Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2019 года по литературе
  • ЕГЭ 2019, Литература, 11 класс, Демонстрационный вариант
  • ЕГЭ 2019, Литература, 11 класс, Демонстрационный вариант, Проект
  • ЕГЭ 2019, Литература, 11 класс, Кодификатор
  • ЕГЭ 2019, Литература, 11 класс, Кодификатор, Проект
  • ЕГЭ 2019, Литература, 11 класс, Методические рекомендации, Зинин С.А., Барабанова М.А., Беляева Н.В., Гороховская Л.Н., Новикова Л.В., Попова Н.А.
  • ЕГЭ 2019, Литература, 11 класс, Спецификация
  • ЕГЭ 2019, Литература, 11 класс, Спецификация, Кодификатор, Проект
  • ЕГЭ 2019, Литература, 11 класс, Спецификация, Проект
  • ЕГЭ 2019, Литература, 14 вариантов, Попова Н.А., 2019
  • ЕГЭ 2019, Литература, 14 вариантов, Типовые тестовые задания, Попова Н.А., Марьина О.Б.
  • ЕГЭ 2019, Литература, 30 вариантов, Типовые тестовые задания, Попова Н.А., Марьина О.Б.
  • ЕГЭ 2019, Литература, Алгоритм написания сочинения, Михайлова Е.В., 2018
  • ЕГЭ 2019, Литература, Досрочный вариант
  • ЕГЭ 2019, Литература, Тренажёр, Ерохина Е.Л., 2019
  • ЕГЭ 2019, Литература, Тренировочный вариант
  • ЕГЭ 2019, Математика, 11 класс, Демонстрационный вариант, Базовый уровень, Проект
  • ЕГЭ 2020, Литература, Задания, Ответы, Комментарии, Михайлова Е.В., 2019
  • ЕГЭ 2020, Литература, Сборник заданий, 400 заданий с ответами, Самойлова Е.А., 2019
  • ЕГЭ, Литература, Готовимся к итоговой аттестации, Ерохина Е.Л., 2019
  • ЕГЭ, Литература, Пошаговая подготовка, Скубачевская Л.А., Титаренко Е.А., Хадыко Е.Ф., 2019
  • ЕГЭ, Литература, Универсальный справочник, Скубачевская Л.А., Надозирная Т.В., Слаутина Н.В., 2019
  • Литература, Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым ответом, Зинин С.А., Барабанова М.А., Беляева Н.В., Гороховская Л.Н., Новикова Л.В., Попова Н.А., 2019
  • Указания по оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ для эксперта, проверяющего ответы на задания с развернутым ответом 8,9,15,16,17.1-17.4 по литературе, 2019

Структура экзамена

Первая часть

Структура КИМа по литературе представляет собой условно разделённые три части. Часть первая – работа с произведением «большой формы»: романом, рассказом, пьесой, поэмой. Это семь заданий в виде теста и два мини-сочинения. Одно проверяет умение анализировать отрывок текста, второе – знание системных связей между произведениями. Для успешной подготовки к этому заданию надо знать, в каких произведениях из кодификатора (списка литературы, обязательного к прочтению) есть дуэли, сны, герои-бунтари и так далее.

Чтобы справиться с таким заданием, нужно системно подходить к изучению литературы и перечитывать произведения программы с седьмого по одиннадцатый класс. Понятно, что за год до экзамена это сделать трудно, поэтому лучше всего начать готовиться к ЕГЭ по литературе заранее, минимум с десятого класса. Если вы только в одиннадцатом классе осознали, что вам необходимо сдавать этот предмет, постарайтесь найти себе проводника по миру русской классики. Это может быть школьный учитель, репетитор или хорошее пособие для подготовки.

Третья часть

Третья часть экзамена представляет собой большое сочинение, которое должно содержать минимум 150 слов. Меньшее количество слов не подлежит проверке. Его просто оценивают нулем баллов, а выпускник теряет 14 первичных балов. С другой стороны, даже рекомендованный объём в 250 слов не гарантирует высшей оценки по критериям сочинения.

Кратко о критериях оценивания и особенностях подготовки

На сайте ФИПИ вы с лёгкостью найдёте документ под названием «Методические рекомендации для руководителей предметных комиссий по проверке заданий с развёрнутым ответом». Его можно досконально изучить, чтобы иметь точное представление о всех ловушках, которые надо учитывать при написании экзамена. Правда, это сложный и длинный документ, который хотя и находится в открытом доступе, но освоить его не так-то просто. Чтобы подготовка к ЕГЭ по литературе прошла максимальной эффективно, вы должны научиться:

  • Выстраивать связь между произведениями. Для этого нужно изучить произведения кодификатора и определить общие темы.
  • Анализировать текст сочинения на предмет верного содержания и структурного оформления. Один из самых важных критериев – К1, критерий, отвечающий за глубину раскрытия темы. Чтобы хорошо раскрыть тему, необходимо тщательно изучить критическую литературу, учебники и методические пособия. Аккуратно относитесь к выбору источников: их лучше заранее узнать у преподавателя или репетитора.
  • Выявлять значимые детали, эпизоды, подробности, которые необходимы для полноценного письменного ответа на задание. Тут требуется умение работать с текстом. Этот навык прокачивается с помощью сочинений и активной работы на уроке.

Как распределить время на экзамене

Самая распространённая проблема сдающих ЕГЭ по литературе – катастрофическая нехватка времени, ведь вам предстоит писать несколько сочинений. Есть несколько полезных советов по распределению времени на экзамене.

Начинайте с сочинений

Если всё делать согласно объёму заданий с развернутым ответом, то придется брать дополнительные бланки. Иногда выдача этих бланков происходит не сразу, а с пяти-десяти минутной задержкой. Такой бланк может понадобиться не один. Время экзамена при этом не продляется. Вместо того, чтобы нервничать, что бланки задерживают, спокойно решайте в этот промежуток тестовую часть.

Засекайте время на выполнение заданий при подготовке

Очень неплохо на экзамене по литературе работает следующий расчет: 30 минут на каждое мини-сочинение, от 20 до 40 минут на тестовую часть, включая перенос ответов в соответствующий бланк, все остальное время должно быть посвящено сочинению задания 17.

Тренируйте память

На экзамене вам не дадут текстов, всё должно быть в памяти. Учите стихотворения, пишите сочинения, ведите отдельную тетрадь с цитатами, составляйте планы произведений. Это поможет вам в нужный момент подобрать убедительные аргументы и подкрепить их примером.

Подготовка к ЕГЭ по литературе: какие есть варианты

Есть два пути подготовки. Первый – обратиться к репетитору, который даст обратную связь по сочинениям, поможет увидеть общие мотивы в произведениях и подскажет полезную литературу. Второй – готовиться самостоятельно. В таком случае от выпускника требуется много самодисциплины и организованности, а также сильная мотивация. Вы всегда можете получить бесплатную консультацию с преподавателем у нас на вводном занятии.

Литература – такой экзамен, который не сдать наудачу, поэтому готовиться к нему надо основательно и заранее. Желаю вам удачи!

Секреты подготовки

  • понимание основных требований ЕГЭ по предмету «литература»;
  • хорошее знание произведений из составленного ФИПИ списка литературы;
  • максимум практики для закрепления навыка грамотно и логично излагать мысли в сочинении.

С ключевыми моментами ЕГЭ 2020 года вы теперь знакомы, самое время переходить к проработке произведений, на текст которых можно опираться в аргументах к сочинению по литературе. Предлагаем ознакомиться с полным перечнем рекомендованной литературы, который приведен в тексте проекта кодификатора 2020 года:

Полезными на этапе подготовки к сочинению также будут:

  • карточки писателей;
  • картинки и схемы для облегчения запоминания;
  • шаблонные фразы;
  • заготовки аргументов по разным направлениям;
  • шаблоны готовых сочинений.

Не рассчитывайте получить высокий бал за сочинение, близкое к шаблонам из интернета. Эксперты, через руки которых проходит множество работ, уже с первых строк видят заученные варианты.
Проработав основные произведения, научившись собирать воедино блоки и заготовки, а также дополнять их своими размышлениями и аргументами с опорой на прочитанные произведения, вы без труда сможете написать сочинение на любую тему.

Важно! Темы сочинений по литературе, которые могут быть предложены экзаменуемым на Едином Государственном Экзамене в 2020 году, заранее не разглашают

Подробнее о том, как отвечать на задания ЕГЭ по литературе, в каком объеме должны быть даны ответы, а также на какие важные моменты обратить особое внимание во время подготовки к экзаменам в 2019-2020 учебном году, смотрите в серии видео уроков:

  • ЕГЭ по русскому языку в 2020 году
  • ЕГЭ по физике в 2020 году
  • Нововведения в ЕГЭ в 2020 году

Часть 1

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!

Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение
родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

Кабанов. Я, маменька…

Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А! как ты думаешь?

Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?

Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов (вздыхая в сторону). Ах ты, Господи! (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не даёт, со свету сживает. А, сохрани Господи, каким-нибудь словом
снохе не угодить, ну, и пошёл разговор, что свекровь заела совсем.

Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдёт, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори, что хочешь, про меня. Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Кабанов. Да отсохни язык…

Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

Кабанов. В чём же вы, маменька, это видите?

Кабанова. Да во всём, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у неё сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли,
отводит от меня, уж не знаю.

Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!..

(А.Н. Островский. «Гроза»)

1Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество А.Н. Островского и принципы которого отражены в пьесе «Гроза».

2Укажите авторское определение жанра пьесы А.Н. Островского «Гроза».

3В текст пьесы введены авторские пояснения к речи персонажей («Кабанов (вздыхая в сторону). Ах ты, Господи!»). Как они называются?

4Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  1. Кабаниха
  2. Катерина
  3. Варвара
  1. «Отчего люди не летают!»
  2. «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было».
  3. «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них!»
  4. «Что смеётесь! Не радуйтесь!.. Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле кипеть будете неутолимой!»

А

Б

В

5Назовите художественный приём, основанный на нарушении прямого порядка слов в предложении («Поверила бы я тебе, мой друг».).

6Как называется вопрос, в котором содержится скрытое утверждение («Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?»)?

7Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В поле ответов впишите без пробелов, запятых и других
дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

Приведённый фрагмент представляет собой напряжённый ______________ между персонажами, по-своему отражающий глубокий, непримиримый ______________ двух поколений.

СЕНТЯБРЬ

Слава тебе, поднебесный
Радостный краткий покой!
Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет рекой,
С рощей играет багряной,
С россыпью ягод в сенях,
Словно бы праздник нагрянул
На златогривых конях!
Радуюсь громкому лаю,
Листьям, корове, грачу,
И ничего не желаю,
И ничего не хочу!
И никому не известно
То, что, с зимой говоря,
В бездне таится небесной
Ветер и грусть октября…

(Н.М. Рубцов, 1970)

10Как называется персонаж стихотворения, выступающий в тексте от первого лица («Радуюсь громкому лаю, // Листьям, корове, грачу»)?

11Какой вид рифмовки (АВАВ) использует поэт?

12Назовите приём наделения предметов и явлений человеческими свойствами:

Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет рекой…

13Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных Н. М. Рубцовым в данном произведении.

  1. эпитет
  2. ирония
  3. гротеск
  4. анафора
  5. звукопись

14Определите размер, которым написано произведение Н.М. Рубцова «Сентябрь» (без указания количества стоп).

Ваше имя:
Проверка

Изменения в заданиях

Количество текстовых заданий значительно уменьшилось. Вместо 12 тестовых заданий, необходимо выполнить только 7 заданий. Задания оценивают умение соотносить информацию, знания терминов, тропов, стихотворного размера.

В прежней форме задание по определению терминов было только одно — под номером 7. Теперь же, помимо него появилось ещё два задания.

В заданиях 10.1 и 10.2 появилась возможность выбора. В старой версии, в заданиях под номерами 15 и 16, необходимо ответить на два вопроса. Новая версия позволяет выбрать подходящий вопрос и дать на него развернутый ответ. Это значительно упрощает работу участника экзамена. Потому что экзаменуемый имеет возможность лучше и качественнее описать тему, которая ближе по содержанию.

Теперь в 12 задание к написанию рекомендовано не менее 250 слов. На данный момент необходимо только 200 слов. Со следующего года при таком объёме задание будет аннулировано. Строго 250 слов и не меньше. Но и максимальный балл за сочинение повысили до 15 единиц.

Задания под номерами 6 и 11 упрощены. Теперь достаточно одного примера для сопоставления, но ссылаться только на другого автора. Другая работа это же автора не подойдёт. При выполнении задания по выбору расписать черты сходства и различия обоих произведений.

Обязательно указать фамилию автора и название произведения. Ответ предусматривает объём не менее 50 слово. В случае, если ответ будет состоять из 40 слова — задание аннулируют.

Напоминаем, что внедрение нововведений находится на обсуждении у общественности.

Экзамен 2020 года

Как и обещала Ольга Васильева, в 2020 году изменения не коснутся ЕГЭ по литературе, что позволит учащимся лучше подготовиться к испытаниям и продемонстрировать более высокие результаты.

Формат и регламент

В 2020 году для ЕГЭ по предмету «литература» останутся актуальными такие основные нормы:

  • время выполнения – 3 ч 55 мин.;
  • количество заданий – 17;
  • максимальный первичный балл работы – 58 (что эквивалентно 100 б.);
  • минимальный балл сертификата для документа об образовании – 32;
  • дополнительных материалов нет.

 Обратите внимание! На ЕГЭ по литературе, в отличие от итогового сочинения, не будет доступа к оригиналам произведений, критике или любым иным источникам информации

Структура КИМа

Всего в 2-х блоках КИМа ЕГЭ по литературе в 2020 году экзаменуемым будут предложены 17 заданий.

Вопросы 1-й части будут разделены на два комплекса:

  • комплекс №1 – работа с фрагментом эпического, лироэпического либо драматического произведения;
  • комплекс №2 – работа с фрагментом лирического произведения.

Комплекс

С кратким ответом

С развернутым ответом

№1

7

2

№2

5

2

Таким образом, в первом блоке будет 16 заданий (12 из них базового уровня и 4 –  повышенного), на выполнение которых эксперты рекомендуют выделить 2 часа из отведенного регламентом ЕГЭ времени.

В тестовой части выпускникам могут встретиться вопросы по всем 7 основным содержательным заделам курса «литература»:

  1. Древнерусская литература.
  2. Произведения XVIII века.
  3. Литература периода 1-й половины XIX века.
  4. Литература периода 2-й половины XIX века.
  5. Период конца XIX – начала XX веков.
  6. Литература 1-й половины XX века.
  7. Литература 2-й половины XX – начала XXI веков.

Вторая часть – это единственное задание высокого уровня сложности, включающее в себя полноформатное развернутое сочинение на одну из 4-х предложенных в билете тем. Предлагаем ознакомиться с формулировкой задания №17 из демонстрационного варианта 2020 года.

Оценивание

Всего на экзамене по литературе в грядущем 2020 году можно получить 58 баллов.

Градация начисления первичных баллов по литературе на ЕГЭ-2020 будет следующей:

Баллы

Задания

1

№ 1-7, 10-14

6

№ 8, 15

10

№ 9, 16

14

№17

При этом задания, за которых можно получить максимум 6 баллов будут оценены по трем критериям:

Задания № 9 и № 16, которые могут принести экзаменуемым максимум 10 баллов каждое, будут оценены по четырем критериям:

Первое, что проверяют эксперты в бланке ответов №2 – это количество слов в сочинении (включая служебные). Если объем текста мене 150 слов задание считается не выполненным и оценивается в 0 баллов.

Рекомендуемый объем сочинения – более 200 слов.

Далее сочинение оценивают по 5-ти критериям:

Также задание №17 будет считаться не выполненным, если «0» будет выставлен экспертом за первый критерий.

Текстовый балл аттестата ЕГЭ по литературе можно сопоставить со школьной оценкой, хотя официально такой перевод не осуществляется.

Предлагаем сделать несколько упражнений, отталкиваясь от того метода, который изложен в видеоуроке.

Упражнение 1: Ответьте на вопросы тестовой части, зная только имя автора и название произведения.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Задание 1.

В предисловии к «Герою нашего времени» автор называет своё произведение «книгой». Укажите жанр, к которому относится эта «книга».

Задание 2.

Говоря о читательской публике, автор замечает, что «она ещё не знает, что в порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места». Как называется данный приём, усиливающий смысл высказывания?

Задание 3.

Одна из фраз предисловия завершается вопросом: «…отчего же вы не веруете в действительность Печорина?» Как называются подобные вопросы, заключающие в себе скрытое утверждение?

Задание 4.

Установите соответствие между тремя персонажами «Героя нашего времени», имеющими определённое отношение к главному герою, и их действиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

Персонажи Действия
А) Максим Максимыч 1) заключит с Печориным необычное пари
Б) Грушницкий 2) выступит секундантом Печорина на дуэли
В) Вулич 3) организует заговор против Печорина
4) вынужденно примирится с похищением Бэлы

Задание 5.

В предисловии к «Герою нашего времени» позиция автора противопоставлена мнению читающей публики. Каким термином обозначаются подобные противопоставления?

Задание 6.

Данное предисловие является неотъемлемой частью «Героя нашего времени». Как называется общая структура произведения, расположение и взаимосвязь его частей?

Задание 7.

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов № 1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

Хронология событий, описанных в «Герое нашего времени», нарушена. Поэтому ___________ романа строится не по хронологическому принципу. Печорин — фигура неоднозначная, не принятая и не понятая в обществе. Таких героев, как Печорин, Онегин, Чацкий, называют «_________» людьми.

Ответы:

  1. роман
  2. повтор
  3. риторический
  4. 413
  5. антитеза (или контраст)
  6. сюжет
  7. сюжет, лишними

Упражнение 2: Ответьте на вопросы тестовой части, зная только имя автора и год создания стихотворения:

Анна Ахматова, 1917

Задание 10.

Назовите средство художественной выразительности, к которому неоднократно прибегает А. А. Ахматова в своём стихотворении («край глухой и грешный», «чёрный стыд» и т. п.).

Задание 11.

Каким термином обозначается одинаковое начало смежных строк в лирическом произведении (Оставь свой край глухой и грешный, / Оставь Россию навсегда)?

Задание 12.

Как называется стилистический приём, усиливающий звуковую выразительность стиха (Не осквернился скорбный дух)?

Задание 13.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в приведённом фрагменте стихотворения. Номера укажите в порядке возрастания.

  • 1) гипербола
  • 2) эпитет
  • 3) оксюморон
  • 4) метафора
  • 5) инверсия

Задание 14.

Каким размером написано стихотворение А. А. Ахматовой «…Мне голос был. Он звал утешно…»?

Первая строчка: «…Мне голос был. Он звал утешно»

Ответы:

  • 10. эпитет
  • 11. анафора
  • 12. аллитерация (или звукопись)
  • 13. 245
  • 14. ямб

Как видим, для выполнения тестовой части нет необходимости читать текст, зато, выполнив тест, уже заранее известно, на что обратить внимание при подробном чтении фрагмента/лирического произведения, чтобы написать сочинение-анализ, а не рассуждение или тем более не пересказ

С чего начать подготовку к ЕГЭ по литературе?

  1. Просмотрите кодификатор ФИПИ по данному предмету. Выделите прочитанные вами произведения и теоретические понятия, которыми вы полностью владеете.
  2. После этого, приступайте к изучению остального материала. Чтение будет продуктивным, если выбудете последовательно изучать творчество каждого автора. В этом случае вы сможете проследить изменения в произведениях, продиктованные историческими переменами.
  3. Также советуем завести литературный словарь и дневник чтения. В первый будете записывать определения и термины. Например, что такое рефрен, аллегория, олицетворение и т.д. В дневник фиксируйте сюжет, имена героев, основную идею книги. Эти записи пригодятся вам в будущем, когда до экзамена останется совсем мало времени.
  4. Хорошо усваивать материал помогают таблицы и схемы. В них можно отображать различие литературных жанров, разнообразие стихотворных размеров и другую учебную информацию.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector