Задания егэ по литературе 2022

Содержание:

Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемые заданиями КИМ

1 Знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;
  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
  • основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

2 Уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура; тематика; проблематика; нравственный пафос; система образов; особенности композиции, художественных времени и пространства; изобразительно-выразительные средства языка; художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать сочинения на литературные темы.

Язык художественного произведения (тропы и фигуры речи)

Синтаксические средства

Риторический вопрос Вопрос, не предполагающий ответа и усиливающий эмоциональность и выразительность высказывания; скрытое утверждение Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
(А.С. Пушкин «Медный всадник»)
Риторическое восклицание Эмоциональное утверждение, передающие эмоциональное состояние героя Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
(Н. Некрасов)
Риторическое обращение Условное обращение А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов…
(М. Лермонтов)
Повтор Повтор одинаковых слов для усиления смысла высказывания Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. Одного существования всегда было мало ему; он всегда хотел большего
(Ф.М. Достоевский)
Анафора Повтор начального слова в нескольких смежных строках Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих. (В. Высоцкий)
Эпифора Повтор слов в конце строк или смежных отрезков речи Фестончики, все фестончики: пелеринка
из фестончиков, на рукавах фестончики,
везде фестончики (Н.В. Гоголь)
Инверсия Нарушение привычного порядка слов в предложении И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Ещё неясно различал.
(А.С. Пушкин)
Градация Расположение слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости Барина холить, беречь, ублажать.
(Н. Некрасов)
Антитеза (контраст) Противопоставление Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой (А.С. Пушкин)
Параллелизм Одинаковое синтаксическое построение предложений Спит животное Собака,
Дремлет птица Воробей… (Н. Заболоцкий)
Умолчание Намеренный пропуск части предложения, имитация прерывистой речи И эту секунду
бенгальскую,
громкую
Я ни на что б не выменял, —
я ни на… (В. Маяковский «Облако в штанах»)

Фонетические приемы

Аллитерация Повтор согласных Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою (В. Жуковский)
Ассонанс Повтор гласных звуков Живи, да будет лик твой тих
И чист, как той весною ранней,
Среди оставшихся в живых
Воспоминаний
Поминаний;
Перед весной бывают дни такие,
И дома своего не узнаёшь (В. Соколов)

Изобразительно-выразительные средства (тропы)

Эпитет Образное определение Умный, робкий, наблюдательный, естественный взгляд. (Л.Н. Толстой)
Метафора Перенос свойств одного предмета или явления на другие по сходству или аналогии Наша пыль тебе глаза выест. (И.С. Тургенев)
Метонимия Перенос наименования по смежности Торговал только рынок. (И. Бунин)
Синекдоха Обозначение части вместо целого «Дожить до седых волос» вместо «дожить
до старости»
Олицетворение Одушевление неодушевлённых понятий Холодная дрожь прошла было по её телу. (Ф.М. Достоевский)
Сравнение Сопоставление двух предметов по общему признаку Порой в ущелии шакал
Кричал и плакал, как дитя. (М.Ю. Лермонтов)
Пухлые руки, как сахар, белы. (Н. Некрасов)
Гипербола Намеренное преувеличение предметов и явлений действительности для усиления художественного впечатления Дьявол был громаден, как утёс, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный. (И. Бунин)
Литота Намеренное преуменьшение Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка… (А.С. Грибоедов)
Перифраз Замена слова описательным выражением Твоё лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола. (А. Блок)
Оксюморон Соединение несовместимых понятий, противоречащих друг другу Грешно-скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной причёской. (И. Бунин)
Аллегория Изображение отвлечённой идеи через конкретный образ Царский листвень не шелохнулся в ответ. Чуть склонившись, он, казалось, строго и внимательно смотрел на нижний край острова, где стояли материнские леса. (В. Распутин)

Критерии оценивания

Критерии оценивания ЕГЭ по литературе совсем не сложные для понимания, даже если речь идет о гуманитариях. За полностью решенные 17 заданий можно получить 58 первичных баллов.

Отдельно за 8 и 15 задание можно получить аж целых 6 «первичек»! Оцениваются такие задания по следующим критериям:

  1. Соответствие условию.
  2. Аргументы взяты из литературных произведений.
  3. Логичность мысли, соответствие речевым нормам.

По каждому из критериев начисляет максимально 2 балла.

Задания 9 и 16 оцениваются чуть сложнее. К вышеперечисленным добавляются два новых критерия: сопоставление 1-го и 2-го произведения с предложенным текстом. Максимальный балл – 10. Баллы на ЕГЭ по литературе собрать не так уж сложно.

Самые сложные критерии и наибольшее количество первичных баллов, конечно же, отдано сочинению. Как же иначе? Оцениваются они следующим образом:

  1. Соответствие теме и ее раскрытие. (3б)
  2. Аргументация с помощью литературного произведения. (3б)
  3. Опора на теоретико-литературные понятия. (2б)
  4. Логичность и композиционная целостность. (3б)
  5. Соблюдение речевых норм. (3б)

Структура экзамена

Первая часть

Структура КИМа по литературе представляет собой условно разделённые три части. Часть первая – работа с произведением «большой формы»: романом, рассказом, пьесой, поэмой. Это семь заданий в виде теста и два мини-сочинения. Одно проверяет умение анализировать отрывок текста, второе – знание системных связей между произведениями. Для успешной подготовки к этому заданию надо знать, в каких произведениях из кодификатора (списка литературы, обязательного к прочтению) есть дуэли, сны, герои-бунтари и так далее.

Чтобы справиться с таким заданием, нужно системно подходить к изучению литературы и перечитывать произведения программы с седьмого по одиннадцатый класс. Понятно, что за год до экзамена это сделать трудно, поэтому лучше всего начать готовиться к ЕГЭ по литературе заранее, минимум с десятого класса. Если вы только в одиннадцатом классе осознали, что вам необходимо сдавать этот предмет, постарайтесь найти себе проводника по миру русской классики. Это может быть школьный учитель, репетитор или хорошее пособие для подготовки.

Третья часть

Третья часть экзамена представляет собой большое сочинение, которое должно содержать минимум 150 слов. Меньшее количество слов не подлежит проверке. Его просто оценивают нулем баллов, а выпускник теряет 14 первичных балов. С другой стороны, даже рекомендованный объём в 250 слов не гарантирует высшей оценки по критериям сочинения.

Кратко о критериях оценивания и особенностях подготовки

На сайте ФИПИ вы с лёгкостью найдёте документ под названием «Методические рекомендации для руководителей предметных комиссий по проверке заданий с развёрнутым ответом». Его можно досконально изучить, чтобы иметь точное представление о всех ловушках, которые надо учитывать при написании экзамена. Правда, это сложный и длинный документ, который хотя и находится в открытом доступе, но освоить его не так-то просто. Чтобы подготовка к ЕГЭ по литературе прошла максимальной эффективно, вы должны научиться:

  • Выстраивать связь между произведениями. Для этого нужно изучить произведения кодификатора и определить общие темы.
  • Анализировать текст сочинения на предмет верного содержания и структурного оформления. Один из самых важных критериев – К1, критерий, отвечающий за глубину раскрытия темы. Чтобы хорошо раскрыть тему, необходимо тщательно изучить критическую литературу, учебники и методические пособия. Аккуратно относитесь к выбору источников: их лучше заранее узнать у преподавателя или репетитора.
  • Выявлять значимые детали, эпизоды, подробности, которые необходимы для полноценного письменного ответа на задание. Тут требуется умение работать с текстом. Этот навык прокачивается с помощью сочинений и активной работы на уроке.

Как распределить время на экзамене

Самая распространённая проблема сдающих ЕГЭ по литературе – катастрофическая нехватка времени, ведь вам предстоит писать несколько сочинений. Есть несколько полезных советов по распределению времени на экзамене.

Начинайте с сочинений

Если всё делать согласно объёму заданий с развернутым ответом, то придется брать дополнительные бланки. Иногда выдача этих бланков происходит не сразу, а с пяти-десяти минутной задержкой. Такой бланк может понадобиться не один. Время экзамена при этом не продляется. Вместо того, чтобы нервничать, что бланки задерживают, спокойно решайте в этот промежуток тестовую часть.

Засекайте время на выполнение заданий при подготовке

Очень неплохо на экзамене по литературе работает следующий расчет: 30 минут на каждое мини-сочинение, от 20 до 40 минут на тестовую часть, включая перенос ответов в соответствующий бланк, все остальное время должно быть посвящено сочинению задания 17.

Тренируйте память

На экзамене вам не дадут текстов, всё должно быть в памяти. Учите стихотворения, пишите сочинения, ведите отдельную тетрадь с цитатами, составляйте планы произведений. Это поможет вам в нужный момент подобрать убедительные аргументы и подкрепить их примером.

Подготовка к ЕГЭ по литературе: какие есть варианты

Есть два пути подготовки. Первый – обратиться к репетитору, который даст обратную связь по сочинениям, поможет увидеть общие мотивы в произведениях и подскажет полезную литературу. Второй – готовиться самостоятельно. В таком случае от выпускника требуется много самодисциплины и организованности, а также сильная мотивация. Вы всегда можете получить бесплатную консультацию с преподавателем у нас на вводном занятии.

Литература – такой экзамен, который не сдать наудачу, поэтому готовиться к нему надо основательно и заранее. Желаю вам удачи!

Лирические произведения. Основные термины и понятия

Лирика – один из трёх родов литературы. Сделан акцент на внутренний мир человека, его душевные переживания. Лирические произведения имеют особую языковую организацию: рифму, ритм, размер.
А.С. Пушкин, М.Ю Лермонтов – романтизм;
Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, В.Н. Соколов – реализм;
И.А. Бродский, В.А. Солоухин, М.И. Цветаева, Б.А. Ахмадулина – модернизм.

Тематика — круг событий, отражённых в произведении и скреплённых авторским замыслом.

Основные тематические разновидности лирики

  • Пейзажная лирика (А.С. Пушкин «Зимнее утро»)
  • Любовная лирика (С. А. Есенин «Я спросил сегодня у менялы»)
  • Философская лирика — размышление над вечными вопросами о ходе времени и жизненном пути (О. Г. Чухонцева «Я был разбужен третьим петухом»)
  • Гражданская лирика (Н. Некрасов)
  • Поэт и поэзия (А.С. Пушкин «Поэт»)
  • Сатирическая поэзия (В.В. Маяковский «Нате»)

Лирические жанры

Ода Г. Р. Державин «Бог»
Лирическое стихотворение А.С. Пушкин «Деревня», М.Ю. Лермонтов «Родина»
Элегия А.А. Фет «Ласточки»
Послание (лирическое послание) С.А. Есенин «Письмо матери»
Авторская песня В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»

Лирический герой — герой, от лица которого ведётся повествование; выразитель авторской позиции.

Мотив — формально-содержательный элемент литературного текста; простейшая единица сюжетного развития (образ дороги в произведении «Кому на Руси жить хорошо»). В лирике повторяющийся комплекс психологических переживаний героя поэта (мотив одиночества)

Народность — эстетическая категория, показывающая отражение в художественном произведении облика и миросозерцания народа.

Чистое искусство — эстетического направления в искусстве, цель которого провозглашать вечные ценности, стремиться к совершенной красоте, а не зависеть от текущих событий.

Психологический параллелизм — приём уподобления событий человеческой жизни явлениям природы.

Реминисценция – отсылка к предшествующим культурно-историческим фактам, произведениям.

Историко-литературный процесс, роды и жанры литературы

Основные направления литературы

Классицизм
(конец XVII – нач. XIX вв.)
Правило «трех единств»: места, времени и действия (для драматических
произведений); утверждение в произведениях положительных ценностей и государственного идеала
Д.И. Фонвизин «Недоросль», Г. Державин «Памятник»
Сентиментализм (вторая половина XVIII в.)
Главенство чувства над разумом; интерес к внутреннему миру героев
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
Романтизм (конец XVIII — первая половина XIX вв.)
Противопоставление мечты и действительности; мотив одиночества; изображение исключительной личности в исключительных обстоятельствах.

В. Жуковский «Море», «Светлана»; ранние произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, поэмы «Мцыри», «Песня про купца Калашникова»; М. Горький «Старуха Изергиль»
Реализм (XIX век)
Изображение типической личности в типических обстоятельствах
А.С. Грибоедов «Горе от ума»; А.С. Пушкин «Медный всадник», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»; М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»; Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Шинель», «Ревизор»; А.Н. Островский «Гроза»; И.С. Тургенев «Отцы и дети»; Л.Н. Толстой «Война и мир»; Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»; А.П. Чехов рассказы, «Вишневый сад»; И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»; М. Горький «На дне»; М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»; А.И

Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»
Модернизм (XX век)
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Поиск нового стиля; внимание к форме
А.Блок, О. Мандельштам, А

Ахматова, В. Маяковский

Роды литературы

Эпос Объективное описание событий и характеров Н.В. Гоголь «Мертвые души», И.А. Гончаров «Обломов», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
Лирика Изображение внутреннего мира человека, мыслей, чувств; имеет особую языковую организацию (рифму, ритм, размер) М.Ю. Лермонтов «И скучно и грустно», С.А. Есенин «Письмо матери»
Драма Произведение предназначено для постановки на сцене; состоит из монологов, диалогов, авторских ремарок М.Ю. Лермонтов «И скучно и грустно», С.А. Есенин «Письмо матери»
Лиро-эпос (лиро-эпический) Произведение в стихотворной форме, в котором сочетаются эпическое и лирическое изображение жизни А.С. Пушкин «Медный всадник», М. Ю. Лермонтов «Мцыри»

Эпические жанры

Рассказ И. Бунин «Чистый понедельник»
Повесть Н.В. Гоголь «Шинель», В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
Роман М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Роман-эпопея Л.Н. Толстой «Война и мир»td>

Драматические жанры

Комедия Д.И. Фонвизин «Недоросль», А.П. Чехов «Вишневый сад»
Трагедия А. С. Пушкин «Борис Годунов»
Драма А. Н. Островский «Гроза»

Лиро-эпические жанры

Поэма Н.В. Гоголь «Мертвые души»
Роман в стихах А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Легенда Жанр несказочной прозы в фольклоре, непосредственное повествование о фактах реальной действительности, содержащих элементы героики и фантастики. («Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»)
Сказ Форма повествования, которая основана на имитации речевой манеры рассказчика, представляющего определённую общественно-историческую, сословную, профессиональную группу (Н.С. Лесков «Левша»)

Теория по кодификатору ЕГЭ

Знание теоретической составляющей ЕГЭ очень важно. Чтобы понимать вопросы составителей экзамена и правильно на них отвечать, необходимо изучить все темы, обозначенные в кодификаторе ЕГЭ по литературе

Тестовая часть экзамена включает в свою структуру чуть ли не все нижеперечисленные пункты: от вопросов по литературным направлениям до определения стихотворных размеров. Однако не стоит думать, что данный материал пригодится только для тестовой части! Это вовсе не так — представленные темы необходимы и для самостоятельного анализа художественных произведений, и для свободного использования теоретического материала в сочинениях. Не забывайте, что владение теорией оценивается проверяющими в 17 задании 2 баллами.

Блок, обозначенный выше, предназначен по большей части для ознакомления с историей художественного произведения. Данный раздел необходим для изучения как минимум в обзорном формате.

  • Художественная литература как искусство слова;
  • Фольклор; Жанры фольклора;

Художественный образ;

  • Художественные время и пространство;

Авторский замысел и его воплощение;

  • Художественный вымысел. Фантастика.

Неотъемлемые пункты для сдачи ЕГЭ по литературе. Помогут Вам не только познать многие аспекты литературного процесса, но и определить род и жанр произведений самостоятельно.

  • Историко-литературный процесс; Литературные направления;
  • Литературные течения; Символизм;
  • Акмеизм;
  • Имажинизм;
  • Футуризм;
  • Литературные объединения;

Литературные роды;

  • Жанры литературы.

Этот небольшой блок ознакомит Вас преимущественно со структурой эпического произведения и продемонстрирует различные возможности композиции. В формате ЕГЭ данный материал изучать обязательно.

  • Авторская позиция;
  • Тема, идея, проблематика;
  • Сюжет, фабула;
  • Композиция, эпиграф;
  • Стадии развития действия;
  • Лирическое отступление.

Куда же без конфликта? Залог успешной сдачи ЕГЭ по литературе кроется не только в заучивании, но и в обозначении ключевых моментов художественного произведения, из которых конфликт, тема — центральные.

  • Конфликт;
  • Автор-повествователь, образ автора, лирический герой;
  • Персонаж, характер, тип;
  • Система образов, «вечные темы»,«вечные образы»

Этот блок расскажет абитуриенту об отличительных особенностях персонажей эпических/лирических/драматических произведений. Будьте готовы к различию фабулы от сюжета!

  • Пейзаж;
  • Интерьер;
  • Портрет;
  • Речевая характеристика героя;
  • Говорящая фамилия;
  • Монолог, диалог;
  • Ремарка;
  • Пафос;

Любой ученик на каком-то этапе подготовки скажет: «Ну сколько еще этих авторских приемов?». Терпение, уважаемые!

Данный блок посвящен основным приемам художественного текста.

  • Деталь;
  • Символ;
  • Психологизм, подтекст
  • Народность, историзм;
  • Трагическое и комическое.

Назвать этот раздел важным — никак не назвать. Читайте, изучайте примеры, будьте внимательны в определении тропов, фигур речи и проходите наши тесты по 13 заданию (выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом …).

  • Язык художественного произведения; Стилистические фигуры речи: Инверсия;
  • Анафора;
  • Эпифора;
  • Антитеза;
  • Градация;
  • Оксюморон;
  • Риторический вопрос, восклицание, обращение;
  • Параллелизм;
  • Парцелляция;

Изобразительно-выразительные средства (тропы):

  • Повтор;

Гипербола;
Перифраз;
Литота;
Метафора;
Метонимия;
Синекдоха;
Эпитет;
Сравнение;
Олицетворение;
Аллегория;
Звукопись;
Стиль.

«Как определить стихотворный размер? Какая рифма женская, а какая мужская?» — Данный раздел ответит Вам не эти вопросы исчерпывающе. Помимо этого, он познакомит незнающих с системами стихосложения — издавна сложившимися и развивающимися.

Блок, достойный отдельного освещения. Любой абитуриент должен не только иметь свою точку зрения на отображаемый автором конфликт, но и умело использовать в своих сочинениях мнения литературных критиков. Помните, что любой изученный дополнительный материал развивает Вашу речь и прибавляет Вам знаний. Всегда есть к чему стремиться, не забывайте об этом.

Литературная критика.

Надеюсь, нам удалось систематизировать Ваши знания и подтолкнуть на обучение. Желаем удачи!

Стихотворения из кодификатора

Список стихотворений для ЕГЭ по литературе – вполне логичный финал для подготовки к экзамену

В последние дни нужно сконцентрировать свое внимание на стихотворных произведениях, которые легко забываются. Лучшим способом их «обработки» является усиленное изучение добротных анализов этих текстов

  1. В.А. Жуковский: «Море», Баллада «Светлана»
  2. А.С. Пушкин. Пушкинская лирика: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятельпустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…». Поэма «Медный всадник».
  3. М.Ю. Лермонтов: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…». Поэма «Песня про… купца Калашникова». Поэма «Мцыри».
  4. Н.А. Некрасов: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия»(«Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
  5. А.А. Фет: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
  6. А.А. Блок: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать»
  7. В.В. Маяковский: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах»
  8. С.А. Есенин: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
  9. М.И. Цветаева: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
  10. О.Э. Мандельштам: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
  11. А.А. Ахматова: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».
  12. Б.Л. Пастернак: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».
  13. Стихотворения не менее трех авторов по выбору: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский.

Проведение ЕГЭ в 2021 году

В связи с нововведениями от 25.12.20, мы можем наблюдать немного иную картину проведения такого экзамена, как ЕГЭ. В связи с прошлогодней и нынешней пандемией, соблюдается ряд актуальных правил:

— досрочная сдача теперь невозможна;

— запрещается сдавать экзамены по выбору тем, кто не поступает в ВУЗ;

— итоговое сочинение перенесено на весну 2021.

Многомудрый Литрекон очень бы хотел, чтобы все прошло быстро и легко, а такие незначительные изменения в ЕГЭ по литературе 2021 года не помешали выпускникам успешно завершить последний школьный год.

Изменение заданий на ЕГЭ подробное описано в следующем пункте.

Модернизм

К модернизму относятся многие течения: авангардизм, символизм, акмеизм, футуризм, импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм и сюрреализм. Некоторые из них проявились не только в литературе, но и в живописи. А некоторые, в частности Кубизм, наоборот, почти не нашли свое отражение в литературе.

Модернизм
Авангардизм Различные течения, оппозиционные по своему настроению традиционной культуре.
Символизм Посвящена отдельная страница
Акмеизм Посвящена отдельная страница
Футуризм Посвящена отдельная страница
Импрессионизм
Возник в 1860 г.
Активно развивался в 1870 — 1920 гг.
Течение, в основу которого положено изображение мгновенных впечатлений от реальности.
Экспрессионизм
Возник в 1910 г.
Развивался на протяжении XX века.
Ассоциативность, «эстетика морального шока», эмоциональная насыщенность.
Кубизм
Возник в 1907 г.
Развивался на протяжении XX века.
Аналитическое восприятие вещей и явлений, отсутствие органических образов.
Имажинизм
Возник в 1918 гг.
Активно развивался в 1910 — 1920 гг.
Посвящена отдельная страница
Сюрреализм
Возник в 1910-1920 гг.
Развивался на протяжении XX века.
Хаотичное отображение действительности, алогизм.

Структура ЕГЭ по литературе

И вновь отведено ровно 3 часа и 55 минут (235 минут) на написание. Контрольные измерительные материалы содержат 17 заданий, разделенных на две части по уровню сложности.

Первая включает в себя 16 заданий, где последние четыре ответа должны быть развернутыми. Можно разделить на условные 2 блока. Вторая же часть включает только развернутые ответы, их можно назвать мини-сочинениями. Литрекон хочет познакомиться с краткими описаниями заданий подробнее и познакомить вас!

Блок первый

  1. Задания 1-7 нуждаются в кратком ответе. Они проверяют знания учеников о том, какие могут быть жанры и направления произведений, особенности композиций, различные термины и знания о героях.
  2. Будьте предельно внимательны. Задание седьмое с этого года меняется. Его слегка подкорректировали. Теперь оно содержит два пропущенных места, куда необходимо вставить верные термины.
  3. 8 задание содержит вопрос, на который нужно отвечать несколькими предложениями. В идеале – до десяти. Пример такого вопроса: «Какое противоречие допускает автор…?»
  4. Задание 9 можно назвать сопоставлением. Оно предлагает вспомнить что-то из прочитанного и сравнить с уже вписанным в КИМ.

Блок второй

Вся вторая часть сосредоточена на поэзии. Здесь проверяется знание средств выразительности. Поэтому с 10 по 14 задание можно столкнуться с проверкой знаний на род, жанр и направления в стихотворении. Нужно также уметь определять размер, пригодится для 14-го.

В 15 задании требуется провести анализ лирического отрывка. После которого придется развернуто отвечать на вопрос.

Задание 16 можно соотнести с 9 из блока первого. Здесь тоже придется вспомнить и сопоставить. Темы самые разнообразные, поэтому, дорогие выпускники, читайте и узнавайте больше! Расширяйте свою базу.

Часть два

Перед вашими глазами оказываются четыре темы. Они настолько разные, что каждый сможет найти то, что покажется ему нетрудным. Здесь пишется объемное сочинение в 150-200 слов. Предполагается анализ литературного произведения, тему требуется раскрыть с трех сторон.

Хочется напомнить, что подготовка к итоговому сочинению или сочинению по русскому языку не помогут с 17 заданием. Здесь немного иная структура, есть свои особенности и принципы оценивания.

Разбор всех заданий на ЕГЭ по литературе (с планом и примером сочинения на ЕГЭ) Вы можете найти здесь.

Типы композиций

Композиция — построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора.

Линейная Естественная последовательность событий И. Гончаров «Обломов»
Инверсионная События происходят в обратном порядке И. Бунин «Легкое дыхание»
Кольцевая (опоясывающая) Произведение начинается и заканчивается одинаково Д. Самойлов «Сороковые», С.А. Есенин «Письмо матери»,
Концентрическая Повторение событий по ходу развития сюжета М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Зеркальная симметрия Повторение аналогичных действий персонажей по отношению друг к другу А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Список изменений

С 2022 года выпускники, сдающие ЕГЭ по литературе, должны будут продемонстрировать свои знания не только по отечественной, но и по зарубежной литературе. Помимо этого, одним из важнейших критериев оценивания сочинения в будущем году будет выступать аспект грамотности выпускника.

Рассмотрим, с какими еще изменениями столкнутся школьники в будущем учебном году.

  1. В КИМ ЕГЭ 2022 был расширен литературный материал. Разработчики контрольно-измерительных материалов более широко представили поэзию второй половины 19-20 веков. Помимо этого, разработчики обогатили список произведений отечественной литературы 21 века и добавили в него произведения зарубежной литературы. Вот полный список книг на ЕГЭ по литературе 2022 года.
  2. Произведения зарубежной лирики могут использоваться в качестве базового текста в целях формулирования заданий различных типов как с краткими, так и с развернутыми ответами. В некоторых случаях при выполнении 6 и 11 заданий допускается выбор примера для контекстного сопоставления из отечественной и зарубежной литературы. Кроме того, участнику ЕГЭ предоставили возможность обратиться к русским или зарубежным творениям писателей в некоторых формулировках тем сочинений второй части.
  3. В новой модели КИМ уменьшили число заданий с базовым уровнем сложности с 12 до 7. В связи с этим подверглась значительным изменениям нумерация заданий.
  4. Разработчики новой версии ЕГЭ добавили задания на выбор в первой части (5.1/5.2, 10.1/10.2). Во второй части была добавлена тема сочинения, связаннаяс «диалогом искусств». Изменения в ЕГЭ по литературе 2022 года существенно осложняют подготовку. Зато талантливые и читающие выпускники раскроют весь свой потенциал.
  5. Разработчики контрольно-измерительных материалов поменяли требования к решению номера 6 (ранее – 9) и 11 (ранее –16). Теперь выпускник должен будет подобрать только одно произведение (а не два, как было ранее), чтобы сопоставить с предоставленным отрывком. Также разработчики уточнили систему оценивания этих заданий.
  6. В КИМ ЕГЭ 2022 повысили запросы к минимальному порогу сочинения. Теперь выпускник должен будет написать сочинение с минимальным объёмом в 200 слов. Вот примеры сочинений по этим критериям.
  7. В соответствии с критерием номер3 «Опора на теоретико-литературные понятия» был увеличен максимальный балл оценки сочинения (12.1 – 12.5) с 2 до 3 баллов.
  8. Разработчики КИМ ЕГЭ 2022 ввели критерий оценки уровня грамотности выпускника.
  9. Изменениям был подвержен максимальный первичный балл за всю работу выпускника. В 2021 году он составлял 58 баллов, а в 2022 году составит – 55.

Таким образом, мы рассмотрели полный список изменений в ЕГЭ по литературе в 2022 году. Данный перечень опубликован на официальном портале ФИПИ.

Чтобы подготовиться к экзамену, не стоит бежать к репетиторам и тратить десятки тысяч сейчас, чтобы не платить их за обучение в вузе потом. Больше преимуществ имеет самостоятельная подготовка по плану

Обратите внимание на разбор заданий на ЕГЭ по литературе, кодификатор и решайте новые варианты каждый день. Это гораздо эффективнее, ведь в попытках разобраться во всем самостоятельно Вы получите много полезных навыков, которые пригодятся и в вузе, и на работе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector