Егэ по истории 2022: обзор изменений
Содержание:
- Критерии оценивания
- СОЧИНЕНИЕ 1
- Какие типы заданий встречаются на ЕГЭ по истории?
- Подготовка к ЕГЭ по истории с экспертами
- Формулировка проблемы анализируемого текста (только одной!)
- Критерии оценивания
- Выход есть — Готовые шаблоны сочинений
- Разбор сочинения по истории
- СОЧИНЕНИЕ 5
- Клише для исторического сочинения
- Заключение (вывод)
Критерии оценивания
2 балла | |
Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель | 2 балла. |
Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель | 1 балл. |
События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно | 0 баллов. |
2 балла | |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) | 2 балла. |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) | 1 балл. |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов). ИЛИ Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно |
0 баллов. |
2 балла | |
(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2) | |
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) | 2 балла. |
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) | 1 балл. |
Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны | 0 баллов. |
1 балл | |
Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти | 1 балл. |
Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано |
0 баллов. |
1 балл | |
При изложении корректно использована историческая терминология | 1 балл. |
Все исторические термины, понятия использованы некорректно. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы |
0 баллов. |
3 балла | |
(1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов) | |
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки | 3 балла |
Допущена 1 фактическая ошибка | 2 балла. |
Допущены 2 фактические ошибки | 1 балл. |
Допущены 3 или более фактические ошибки | 0 баллов. |
1 балл | |
(1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов) | |
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) | 1 балл. |
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений | 0 баллов. |
Максимальный балл — 12
Решай по истории.
СОЧИНЕНИЕ 1
Тема сочинения март 1801 — май 1812
Период с марта 1801 – май 1812 гг. является первый периодом правления Александра I. Он характеризуется проведением либеральных реформ во всех сферах жизни общества, реформами в сфере образования и системе государственного управления, а также активной внешней политикой. К важным событиям данного периода можно отнести: создание министерств в 1802 г. и создание Царскосельского лицея 1810 г, а также другие реформы в сфере образования.
Александр I с самого начала своего правления понимал, что созданные, ещё во времена Павла I, коллегии, больше не могли решать важные проблемы общества, т.к. они не были до конца разработаны и не имели чёткой организованности. Государству нужен был высший орган, который лично был бы ответственным за принятие решений. Для этого в 1802 г. Александр I проводит Министерскую реформу, суть которой заключалась в том, что все министерства будут подчиняться одному человеку-министру. Особую роль в указанном событии сыграл Н.Н.Новосильцев, т.к. именно его проект лёг в основу реформы. Следствием данной реформы стало создание 8 министерств, которые смогли более чётко организовать систему государственного аппарата.
Немалое внимание Александр I уделял образованию в стране, т.к. сам был высокообразованным человеком, воспитанным в век Просвещения
В 1810 г. Александр издаёт указ об открытии Царскосельского лицея, также инициатором данного указа был М.М.Сперанский. По программе Сперанского Царскосельский лицей был направлен в первую очередь на подготовку государственных служащих. Помимо создания лицея Александр проводит и другие реформы в области образования. В 1802 году Александром был издан указ, по которому провозглашались новые принципы в системе образования: бессословность учебных заведений, бесплатность обучения на низших его ступенях, преемственность учебных программ. Следствием данных реформ, был выросший уровень образования в стране, а также формирование высококвалифицированных специалистов.
В целом период правления Александра I с марта 1801- май 1812 год во многом повлиял на дальнейшее развитие нашей страны. В стране повышается уровень образования, проводятся реформы государственного аппарата. Внешняя политика данного периода во многом стала причинами столкновения Российской Империи с Францией(например, нарушение континентальной блокады Англии, стало одной из причин Отечественной войны 1812г.) Несмотря на все реформы, они носили не законченный характер. Всё более остро в стране становился вопрос о решение крестьянского вопроса.
Комментарий эксперта:
К2 снижен так как в сочинении упомянуты исторические личности но об их роли в событиях указано недостаточно, засчитано только про Александра 1.
К3 снижен так как недостаточно прослежены ПСС открытия Лицея. Исключительно желание Александра 1 и его воспитание не могут быть единственными причинами, было бы выгоднее расширить это, например- стране требовалось все больше образованных людей, можно было бы подчеркнуть преемственность в вопросах организации системы образования, инча получается что все зависело только от Александра. К6 снижен из за наличиня фактических ошибок
К7 снижен из-за недостаточно связного изложения материала, сочинение в ряде случаев представляет собой набор рассуждений общего характера.
Рекомендации: Было бы выгоднее упоминать 1 событие из внешней политики 1 из внутренней. Более точно следует проследитьва ПСС, не бросать их на половине пути, формулировать до конца
К4 моджет быть в данной работе снижен до 0 баллов, так как ни одно из описанных событий и ПСС не указано достаточно полно, до конца, который позволил бы оценить уровень знания автором истории. Автору при описании событий было бы полезно руководствоваться четким планом написания, и уделять внимание проверке работы на предмет фактических ошибок
ИТОГО 6 баллов
Какие типы заданий встречаются на ЕГЭ по истории?
Исторические источники
Сдающим историю придется работать с оригинальными текстами разных эпох и идентифицировать их. Чем дальше от XXI века, тем тяжелее их читать: самые ранние (а могут повстречаться фрагменты и Х века) совсем зубодробительные. Зато поздние усложнены множеством малоизвестных деталей и понять, о чем идет речь тоже бывает непросто. Задания, в которых встречаются исторические источники — 6, 10, 12-13, 16.
Таблицы на сопоставление
Все таблицы появляются только в первой части: в заданиях 1, 3, 5, 7. Где-то требуется сопоставить события и даты, где-то людей и события, к которым они причастны, а где-то — исторические факты и процессы. Оценивают такие задания лояльно: в случае ошибки ученик теряет один балл из двух, а не все разом.
Новинкой 2022 года стало задание 4, которое проверяет знание региональной истории России. Восстание в Тамбове и формирование Второго народного ополчения в Нижнем Новгороде, как тебе такое, Илон Маск? В нашей истории множество поворотных событий проходили далеко от столичных городов, и, к сожалению, многие одиннадцатиклассники не в курсе этого.
Установление причинно-следственных связей
С 2022 года во второй части экзамена присутствует задание, которое отсылает нас к критерию К3 (причинно-следственные связи) из исторического сочинения. Даны исходные любого события, а выпускнику необходимо указать три причины или последствия данного события. Здесь уже важны аналитические способности, умение видеть историю как единый процесс, а не набор хаотичных фактов.
Задание на терминологию
С 2022 года исторические понятия и термины также поменяли свою дислокацию в экзамене, переехав во вторую часть. Теперь от выпускников требуется дать развёрнутый ответ: самостоятельно сформулировать определение для предложенного понятия. На этом сюрпризы не кончаются. К определению необходимо добавить связный факт, который бы конкретизировал (т.е. уточнял, помещал в контекст) данное понятие применительно к истории России. Для работы с терминами обязательно ведите исторический словарик при подготовке.
Задание на аргументацию
Задание 19 помимо своей сложной структуры отныне включает в себя элементы всеобщей истории.
Выглядит это жутковато: ученикам предлагают рассмотреть утверждение, к которому нужно придумать два аргумента в пользу него: один для истории России, а другой для зарубежной истории. Главная ошибка школьников в том, что они путают аргумент с простым историческим фактом и указывают последнее, за что теряют баллы.
Подготовка к ЕГЭ по истории с экспертами
Если чувствуете потребность в комплексной и глубокой проработке материала под руководством экспертов ЕГЭ, историков из ведущих вузов России и блестящих педагогов — вам подойдёт индивидуальная программа обучения в домашней онлайн-школе «Фоксфорда».
Есть несколько образовательных маршрутов. Хотите сдать ЕГЭ по истории на высокий балл? Выбирайте социально-гуманитарный маршрут, который дополняется нашими курсами подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Здесь есть всё для подготовки к ЕГЭ по истории, на курсах мы:
- прокачиваем всевозможные знания по истории и праву,
- знакомимся с форматом и спецификой экзаменационных задач,
- готовимся к ЕГЭ по истории с нуля,
- закрываем любые пробелы и страхи.
Многие наши ученики получают больше 80 баллов на экзаменах. Присоединяйтесь и вы!
Формулировка проблемы анализируемого текста (только одной!)
Задача: четко и однозначно сформулировать ту из проблем текста, к которой у вас есть аргументы, назвать автора, сообщить о прочтении текста.
Объем: 2-4 предложения.
К сожалению, не во всех предложенных текстах сразу удается понять, что хочет сказать автор. Есть несколько секретов, которые помогут облегчить задачу. Во-первых, проблема, как правило, сформулирована либо в начале, либо в конце текста. Это зависит от хода мыслей автора: он может сначала привести тезис, затем аргументацию, либо наоборот. Во-вторых, в любом тексте есть ключевая лексика, т.е. слова, которые несут в себе основную мысль текста. Эта лексика пригодится вам на следующем этапе – составлении комментария к исходной проблеме.
Способы формулирования проблемы:
- Вопросительные предложения. Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Этой проблеме посвящен текст (ФИО автора)
- Конструкция «Проблема + сущ. В Р. п. (чего?)». Автор поднимает проблему отцов и детей
Критерии оценивания
2 балла | |
Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель | 2 балла. |
Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель | 1 балл. |
События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно | 0 баллов. |
2 балла | |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) | 2 балла. |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) | 1 балл. |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов). ИЛИ Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно |
0 баллов. |
2 балла | |
(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2) | |
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) | 2 балла. |
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) | 1 балл. |
Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны | 0 баллов. |
1 балл | |
Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти | 1 балл. |
Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано |
0 баллов. |
1 балл | |
При изложении корректно использована историческая терминология | 1 балл. |
Все исторические термины, понятия использованы некорректно. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы |
0 баллов. |
3 балла | |
(1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов) | |
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки | 3 балла |
Допущена 1 фактическая ошибка | 2 балла. |
Допущены 2 фактические ошибки | 1 балл. |
Допущены 3 или более фактические ошибки | 0 баллов. |
1 балл | |
(1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов) | |
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) | 1 балл. |
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений | 0 баллов. |
Максимальный балл — 12
Решай по истории.
Выход есть — Готовые шаблоны сочинений
Короче, самый действенный способ, мной опробованный на моих ребятах с курсов подготовки — это написание сочинения по шаблону. Но не так, что я там даю какие-то клише, или какие-то схемы. Нет. Я даю готовый текст сочинения с пропусками. Вместо пропусков ученик должен вставить куски текста по смыслу.
Практика показала, что такой метод очень быстро дает хороший результат. На моих курсах уже после пятого шаблона ученики пишут внятные сочинения, потому что понимают, как его надо писать. А после написания сочинений по 10 шаблонам ученик полностью готов к написанию сочинения.
Вам же я предлагаю сборник из 16 шаблонов, который в последующем будет дополняться новыми темами. Особенность текстов в том, что они полностью отвечают требованиям КИМ ЕГЭ по истории. А кроме того в выводах почти всех текстов уже есть оценки историков из историографии.
Таким образом, ученик поймет не только структуру сочинения, как использовать термины, как показывать роль личности и ее деятельность, но и то, как должен быть написан качественный вывод.
Еще один огроменный плюс в том, что эти шаблоны можно использовать на реальном экзамене, ведь ученик сам вставляет пропущенные куски текста. Это означает, что сочинение будет уникальным. А вот готовые сочинения использовать точно не получится!
В настоящий момент шаблоны даны по следующим темам:
- Расширение древнерусского государства
- Христианизация Руси
- Ярослав Мудрый
- Начало раздробленности на Руси
- Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке
- Иван Калита
- Дмитрий Донской
- Феодальная война
- Иван Третий Великий
- Иван IV Грозный
- Опричнина
- Дворцовые перевороты
- Александр I
- Движение декабристов
- Экономическое развитие России в 1894–1914
- НЭП
Разбор сочинения по истории
Теперь рассмотрим конкретный пример сочинения, написанный по предложенному нами плану и разберем его.
Тема сочинения (исторический процесс): Политика индустриализации и коллективизации в СССР
Первый пункт нашего плана гласит: «Краткая характеристика исторического процесса». Выполняем:
В указанные годы укладывается период единоличного правления Иосифа Сталина до начала Великой Отечественной войны. Это были годы индустриализации, коллективизации, террора и подготовки к войне.
Второй пункт нашего плана: «Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела».
В 1929 г. в СССР началась политика индустриализации. Индустриализация — это модернизация промышленного производство, создание тяжелой промышленности в стране, новых, отвечающих требованиям времени, отраслей производства.
Причиной проведения индустриализации стала техническая отсталость СССР, а также необходимость обрести экономическую самостоятельность от стран Запада. Итоги индустриализации поражали воображение: за три первых пятилетки индустриализации в стране появилось огромное количество новых предприятий, дорог и отраслей, страна вышла на новый хозяйственный уровень.
Важное участие в событиях индустриализации принимал Анастас Иванович Микоян (годы жизни — 1895-1978). В этот период Микоян занимал посты комиссара снабжения и министра внешней торговли. Он занимался торговлей, пищевой промышленностью, снабжением
В пищевой промышленности Микоян внедрил несколько революционных вещей: 1) он положил начало «холодильной технике» (не «холодильники в каждый дом», это позже, а новый способ заготовки и хранения пищевых продуктов, 2) ввёл технологию консервного производства и 3) технологию конвейерного производства полуфабрикатов
Он занимался торговлей, пищевой промышленностью, снабжением. В пищевой промышленности Микоян внедрил несколько революционных вещей: 1) он положил начало «холодильной технике» (не «холодильники в каждый дом», это позже, а новый способ заготовки и хранения пищевых продуктов, 2) ввёл технологию консервного производства и 3) технологию конвейерного производства полуфабрикатов.
Третий пункт плана: «Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела».
Чтобы поддерживать высокие темпы индустриализации, правительство СССР прибегало к разного рода внеэкономическим способам принуждения. Это и организация стахановского движения, с одной стороны, и использования рабского труда заключённых ГУЛАГА, с другой.
Причинами сталинских массовых репрессий, развернувшихся как раз в 1930-е годы, были желание Сталина избавить страну от всех людей, которые так или иначе вызывали недоверие и подозревались в неодобрении принятого страной курса. Следствием репрессий стали загубленные жизни огромного числа ни в чем не повинных людей, а также формирование в обществе атмосферы страха и несвободы внутренней и внешней. Годом апогея репрессий называют 1937. Руководителем НКВД, а значит, руководителем проводимой политики репрессий был Николай Иванов Ежов.
Он занимался координацией и осуществлением репрессий против лиц, подозревавшихся в антисоветской деятельности. Начал Ежов с «чистки» самих органов госбезопасности, затем переключился на остальные категории граждан. При Ежове появились так называемые разнарядки с точным числом людей, которых требовалось репрессировать в той или иной части страны. В 1938 г. Ежова освободили от должности. В 1939 г. арестовали, обвинили в подготовке государственного переворота и приговорили к расстрелу.
Четвертый пункт плана: «Оценка значимости данного периода для истории страны».
Историки оценивают этот период как время укрепления в стране тоталитарного строя и личной власти Сталина. Созданная благодаря индустриализации тяжелая промышленность помогла СССР вести Великую Отечественную войну, однако репрессии обескровили страну, а также уничтожили командный состав армии, что послужило причиной будущего провала в войне на начальном её периоде. Коллективизация заложила основу будущего глобального кризиса в сфере сельского хозяйства. Жившее в то время люди, получили серьезную психологическую травму, оказавшую серьезное влияние на формирование народного менталитета.
СОЧИНЕНИЕ 5
Тема сочинения март 1801- май 1812
Период 1801-1812 охватывает первую половину правления императора Александра 1. В это время проводятся реформы, способствующие либерализации всех сфер жизни общества.
Безусловно, главной личностью этого периода является сам Александр Павлович. Уже в начале своего правления он объявил амнистию политическим заключённым, преобразовал Сенат в высший судебный орган, заменил коллегии министерствами, провёл реформу образования. В начале 19 века остро стоял крестьянский вопрос. Вследствие этого Александром был принят закон «О вольных хлебопашцах», разрешавший помещикам отпускать крестьян на волю с земельными наделами за выкуп. В итоге, к концу царствования Александра 1 стали свободными 47 тысяч крепостных. Эта реформа сдвинула с мёртвой точки крестьянский вопрос и дала почву для следующих реформ в этом направлении.
Другой важной личностью этого периода по праву считается государственный секретарь и реформатор Михаил Сперанский. Он разработал указы о придворных званиях и производстве в чины, план финансовых реформ и др
Сперанский считал, что необходимо модернизировать и подвести к европейскому стандарту государственное управление в России путём введения буржуазных норм и форм. Так им был разработан проект под названием «Введение к уложению государственных законов» по которому вся власть в империи должна была делиться на законодательную, исполнительную и судебную (абсолютная власть императора оставалась неприкосновенной). В итоге в 1810 году был создан Государственный совет и преобразования министерств.
Данный период является значимым для истории нашей страны. Было положено начало отмене крепостного права. Указ о вольных хлебопашцах дал толчок к последующим изменениям в крестьянском вопросе и помог смягчить последствия отмены крепостного права в 1861 году. Реформа образования помогла повысить грамотность населения за счёт введения бессословности учебных заведений и бесплатного обучения на низших ступенях. Очень значимым оказался проект реформы управления Сперанского. В будущем государство будет стремиться именно к конституционной форме правления в основе которой будут законодательная, судебная и исполнительная ветви власти. Это закрепит лишь м=созданная в 1993 году Конституция РФ, но предпосылки к этим изменениям созданы ещё во время правления Александра 1 (Государственный совет, министерства, автономия Финляндии).
Комментарий эксперта:
К2- см примечания в файле
К6 в реальном экзамене может быть снижен- см примечания в файле
Рекомендации: Автор очень хорошо формулирует те мысли, в которых уверен, но если у автора начинаются сомнения, формулировки начинают страдать, что может повлечь снижение общей оценки сочинения. Выгодным было бы указать также осбытие и из внешней политики, хотя при данном уровне сочинения это сокрее рекомендация. Следует более четко разграничивать роль и функции исторических личностей (см примечния), не бросать на половине ПСС. В целом работа оставляет благоприятное впчатление и в реальном экзамене может быть очень выского оценена.
ИТОГО: 10 баллов
Смотреть в PDF:
Для просмотра установите Adobe Reader и обязательно вернитесь для просмотра файла :).
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Добавить комментарий
Клише для исторического сочинения
При написании своего сочинения вы можете воспользоваться следующими клише:
Для вступления: |
|
Для основной части (первые три клише подходят под оба события): |
|
Для заключения: |
|
Используя приведённые клише, составьте для себя «скелет» сочинения, который будете использовать в дальнейшей работе с сочинением, и заучите его.
Заключение (вывод)
Большое заключение это большой минус, который говорит о том, что Вы не можете кратко изложить свои мысли. Вступление и заключение не должны быть более 25% всей работы. Т.е. примерно 2-3 предложения.
Лучше всего закончить аналогично вступлению: подвести итог о том, какое впечатление произвело на тебя это сочинение, заставило ли тебя задуматься о твоих взглядах на мир? Затем общий вывод: какую роль сыграло в литературе данное произведение, реакция на него мира или страны (если это глобальная проблема). Как вариант: во вступлении мы задаем вопросы, а в третьей даем ответы.
В заключительной части работы читающий (проверяющий) должен увидеть:
- завершенность работы;
- связь заключения с текстом, с его проблематикой.
Бонус — о структуре сочинения в 2019 году