Профессия технолог, кто такой технолог

Обязанности

Профессиональные обязанности биотехнологов могут сильно различаться в зависимости от того, где трудится данный специалист.

  • Если это связано с фармацевтикой, то он занимается разработкой лекарственных составов, их улучшением, изменением, если это потребуется. В его компетенции – внедрение новых технологий производства, усовершенствование прежних. Он также делает все необходимые отчеты по проведенным манипуляциям. Поскольку это очень ответственный процесс – создание препаратов, витаминов, пищевых добавок, биотехнолог не имеет права ошибиться. Нужно быть очень внимательным и ответственным в данной области.
  • При условии, что биотехнолог посвятил себя научно-исследовательской деятельности, он принимает участие в различных разработках и экспериментах, фиксирует это документально. В случае возникновения ошибок и просчетов работает над их устранением. Кроме того, он может заниматься методическими разработками в тех областях, с которыми связан.
  • Биотехнолог может быть связан с экологией. Тогда он следит за окружающей средой, контролирует утилизацию отходов, следит за качеством воздуха и воды, разрабатывает мероприятия, способные улучшить состояние экологии, и следит за их исполнением.
  • Биотехнолог может реализовать себя и в пищевой промышленности. И тогда в его обязанности входит строгий контроль за качеством сырья и продуктов, соблюдение всех санитарных норм, а также разработка новых рецептов и технологий, внедрение их в жизнь и контроль за прохождением всей цепочки.
  • И в сельском хозяйстве этот специалист может быть востребован. В этом случае он занимается селекцией, выводит новые гибриды, разрабатывает средства для борьбы с болезнями и вредителями, а также методы повышения урожайности.

Плюсы и минусы профессии

В каждой профессии существует ряд плюсов и минусов, с которыми специалистам приходится сталкиваться.

Преимущества:

  • Профессия очень востребована на рынке труда;
  • При работе на крупном развивающемся предприятии достойная оплата труда;
  • Возможность творческого самовыражения в выпускаемом продукте;
  • Карьерный рост;
  • Посещение различных конференций;
  • Работа в коллективе;
  • Официальное трудоустройство.

Недостатки:

  • Высокий уровень профессиональной и материальной ответственности;
  • Большое количество обязанностей;
  • Следует постоянно повышать свой профессионализм;
  • Высокие требования к знаниям и навыкам.

Обязанности

В соответствии с профстандартами, указанными в ЕКТС, должностная инструкция работника на позиции инженера-технолога включает в себя следующие задачи.

  • Составление и внедрение комплекса мер, направленных на рост конкурентоспособности выпускаемых товаров, уменьшение материальных расходов и трудовых затрат на всех этапах производственного цикла.
  • Создание и внедрение высокоэффективных технологических процессов, современного оборудования, способов и решений в части автоматизации и механизации.
  • Наладка рабочих режимов производственных циклов.
  • Нормирование всех процессов на производстве.
  • Расчет экономической эффективности производственного цикла.
  • Планирование расходования необходимых материалов, топлива, а также инструментов.
  • Составление схем размещения оборудования в производственных цехах, обеспечение рабочих мест, мониторинг загруженности оборудования и планирование использования производственных мощностей.
  • Определение последовательности выполнения основных работ, разработка пооперационного маршрута выпуска продукции.
  • Формирование техзадания на оснастку, приспособления, а также инструмент.
  • Внедрение нормативов сборки конструкций, используемых технологий, маршрутных карт, а также других документов, так или иначе связанных с выпуском товаров.
  • Внесение коррективов в техническую документацию производства в случае необходимости.
  • Участие в исследовательских и опытных изысканиях.
  • Согласование документации со смежными подразделениями компании.
  • Осуществление экспериментальных исследований по введению передовых технологий.
  • Выполнение функций по оформлению заявок на патенты и опытные образцы.
  • Разработка системы мероприятий, нацеленных на повышение производительности труда, внедрение передового отечественного и зарубежного опыта на производстве.
  • Формирование комплекса работ, направленных на более практичное и эффективное освоение действующих производственных мощностей и усовершенствование используемых технологий.
  • Активное участие в составлении программ управления производственным оборудованием.
  • Исследование основных причин появления брака и плохого качества выпускаемого продукта. Оперативная разработка мер по их дальнейшему устранению и предупреждению.
  • Контроль за точностью выполнения требований производственно-трудовой дисциплины и правильности использования оборудования.
  • Рассмотрение вносимых рационализаторских предложений с целью совершенствования действующих технологий производства, вынесение экспертной оценки о целесообразности или нецелесообразности их внедрения.

Общие сведения

Инженер (от латинского ingenium – «остроумная выдумка») – это первооткрыватель и рационализатор, который занимается исследованием способов усовершенствования жизни общества. Иначе, его можно назвать изобретателем.

Инженер-технолог – это инженер, отвечающий за разработку и организацию производственного процесса. Он подразделяется на три направления, которые тесно взаимосвязаны между собой:

  1. Научная и изобретательная работа;
  2. Конструкторская деятельность;
  3. Внедрение новых технологий в производственный процесс.

Главная задача, которая ставится перед таким специалистом, заключается в осуществлении обоснованного выбора способов производства, с учетом поставленных руководством требований.

Специальность инженера-технолога предполагает деление по категориям. Общепринятая классификация представлена ниже:

I категория. Выдвигаемые требования: высшее профессиональное образование, стаж работы инженером-технологом II категории от трех лет.

II категория. Выдвигаемые требования: высшее профессиональное образование, стаж работы инженером-технологом III категории или других инженерно-технических должностей от трех лет.

III категория. Выдвигаемые требования: высшее профессиональное образование, стаж работы по специальности, полученной в период обучения.

Инженер-технолог. Выдвигаемые требования: высшее профессиональное образование без стажа работы; среднее профессиональное образование, стаж работы техником-технологом I разряда от трех лет.

Любая профессия имеет свои положительные и отрицательные стороны. Будущие инженеры-технологи будут иметь следующие преимущества:

  • Востребованность профиля;
  • Большой выбор мест трудоустройства;
  • Высокая оплата труда при продвижении по карьерной лестнице;
  • Наличие карьерного роста;
  • Низкая конкуренция.

К недостаткам профессии можно отнести:

  • Высокую ответственность;
  • Наличие вредных производственных факторов;
  • Повышенный риск травматизма.

Следовательно, рассматриваемый профиль предполагает наличие глубоких знаний в области производственного процесса и смежных науках, непрерывного саморазвития, инициативности и желания к постоянному совершенствованию своих знаний и умений.

Обучение

Учиться по специальности технолога пищевой промышленности можно как в вузах, так и в средних учебных заведениях. Подготовку таких специалистов ведет технический университет Волгограда; можно будет обучиться еще в государственном университете Севастополя.

Кроме этих учебных заведений, вполне реально поступить в следующие:

  • ЮУрГУ;
  • ИТМО;
  • РУДН;
  • Российский аграрный университет имени Тимирязева;
  • Московскую академию ветеринарной медицины и биотехнологии.

За пределами столицы таких профессионалов готовят:

  • Кубанский аграрный университет имени Трубилина;
  • ОмГТУ;
  • Саратовский университет имени Вавилова;
  • политехнический университет Санкт-Петербурга;
  • Калмыцкий университет имени Городовикова;
  • Уфимский нефтяной университет;
  • аграрный университет Санкт-Петербурга;
  • Дальневосточный рыбохозяйственный университет;
  • СКФУ;
  • Казанский технологический университет.

Если высшие учебные заведения не устраивают, можно обратить внимание на следующие варианты:

  • университетский политехнический колледж при Санкт-Петербургском университете имени Петра I;
  • образовательный комплекс имени Талалихина (Москва);
  • колледж Санкт-Петербургского аграрного университета;
  • технологический колледж казанского КНИТУ;
  • факультет среднего профобразования КНИТУ;
  • колледж агробизнеса ОмГАУ;
  • финансово-технологический колледж Саратовского университета имени Вавилова;
  • техникум мясной и молочной промышленности (г. Омск);
  • колледжу отраслевых технологий (г. Уфа);
  • агропромышленный техникум (г. Пермь);
  • Красноярский технологический техникум пищевой промышленности.

Важно в любом случае знать, какие экзамены нужно сдавать на технолога пищевой промышленности. После 9 класса кроме 2 обязательных экзаменов ГИА необходимо сдавать любые 2 экзамена по выбору

Прием ведут по итогам конкурса аттестатов, и значение имеет лишь общая сумма баллов. После 11 класса можно поступить в высшее учебное заведение. Состав вступительных испытаний определяется программой конкретной учебной специализации. Он может меняться в каждом сезоне, потому необходимо искать актуальную информацию на сайте вуза.

В колледжах и техникумах обычно готовят технологов общественного питания по специализации «продукция общественного питания» либо «технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий». Учащиеся дополнительно к главной специализации получают также навыки кондитера, повара либо бармена. Они обычно осваивают технологию работы с мучными изделиями, с холодными и горячими десертами, с полуфабрикатами.

Внимания заслуживает Московский университет пищевых производств. Он имеет 3 соответствующие специальности. В процессе подготовки университету помогают крупные компании мясоперерабатывающей отрасли и других пищевых производств. Предусматриваются специальные семинары и мастер-классы с участием лидеров мирового производственного рынка. Это позволяет существенно расширить шансы на трудоустройство.

Неплохой идеей будет поступление и в Московский университет технологий и управления. Тут готовят профессионалов по всему кругу пищевых технологий. Руководство университета постоянно заботится о научно-исследовательской работе и о расширении патентной активности.

Внимание уделяется стажировкам в ведущих научно-исследовательских организациях отрасли. Стоит рассмотреть еще пищевой колледж № 33

Тут обучают технологии изготовления хлеба, кондитерских изделий. Есть также специализация собственно технолога общественного питания. При составлении учебного плана огромное внимание уделяется профессиональным модулям, овладению всеми аспектами работы. Значительное количество усилий прилагается для организации производственного обучения. Колледж сотрудничает с ведущими компаниями отрасли, его выпускники уже успели стать руководителями производства и директорами комбинатов питания.

Знания и навыки

Компетентный инженер-технолог должен в совершенстве знать:

  • особенности технологии изготовления основного продукта производственного предприятия;
  • точный состав используемого сырья и готового продукта, конструкционные особенности изделий;
  • основные способы и варианты проектирования существующих технико-технологических процессов;
  • законы, постановления, распоряжения, а также некоторые другие нормативные и методические документы, касаемые производственных процессов;
  • конструкцию и состав оборудования, требования к его обслуживанию, базовые механизмы их работы и допустимые режимы эксплуатации;
  • стандарт технико-технологических работ;
  • базовые нормативы по качеству применяемого сырья и выпускаемых товаров;
  • установленные ГОСТы, стандарты и нормы;
  • экономические показатели технологии производства;
  • допустимые показатели брака, методы его предупреждения и методы устранения;
  • принципы организации труда на производстве;
  • базовые средства рабочей коммуникации и особенности применения ИТ в производственной сфере;
  • утвержденные требования к оформлению технологических и отчетных документов;
  • основные постулаты экономики и эргономики;
  • знание ТК РФ;
  • существующие нормы ТБ и производственной санитарии, а также правила противопожарной защиты и законодательство в сфере охраны труда;
  • правила делового общения с подчинёнными, коллегами и партнерами;
  • знание компьютерных программ.

Инженер-технолог — это работник высокой квалификации, он должен хорошо разбираться в тонкостях производственного цикла.

Именно поэтому, кроме глубоких технических знаний, этот работник должен иметь хорошие навыки управленца, поскольку именно от организации эффективной работы всего трудового коллектива самым непосредственным образом зависит эффективность всего производства в целом.

Должность инженера-технолога предполагает не просто набор узкопрофессиональных специализированных умений и навыков, но ещё и определенный перечень личных качеств. В подчинении этого сотрудника бывает не менее десятка рабочих, поэтому его умения выстраивать общение и рационально распоряжаться трудовыми ресурсами во многом зависит КПД производства в целом.

Важными личными качествами для кандидата на должность инженера-технолога считаются:

  • организаторские способности;
  • высокий уровень самодисциплины;
  • внимательность к деталям;
  • скрупулезность при работе со схемами и чертежами;
  • усидчивость;
  • самоорганизованность;
  • упорство, настойчивость и целеустремленность;
  • аналитическое и абстрактное мышление;
  • высокая скорость обучаемости;
  • стремление к неустанному совершенствованию своих навыков и знаний;
  • способность запоминать большой массив данных;
  • уравновешенность и сдержанность;
  • коммуникабельность;
  • трудолюбие;
  • пунктуальность.

В целом этот список может варьироваться, это во многом зависит от отрасли деятельности компании, в которой будет трудиться инженер-технолог. Как правило, каждый руководитель предъявляет свои требования к личностным качествам сотрудника.

Разновидности технологов

Ранее мы перечислили, на каких предприятиях востребованы технологи. А теперь давайте разберём, какие разновидности таких специалистов существуют.

  1. Инженер-технолог
  • Занимается выбором оборудования для производственного предприятия;
  • В полном объеме ведёт техническую документацию;
  • Выполняет четкий контроль за качеством выпускаемой продукции;
  • Следит за техническим состоянием оборудования и снижением брака;
  • Организовывает своевременное обслуживание оборудования;
  • Проводит внедрение выпуска новой продукции, проводит экспериментальные работы;
  • Вводит в производство новые технологии, позволяющие продукту быть конкурентоспособным.
  1. Техник-технолог

Этот специалист ведёт разработку технологического процесса на каждом его этапе. В основном такие профессионалы востребованы в машиностроительном производстве.

Они проводят следующие действия:

  • Расчеты, позволяющие сделать конечный продукт максимально качественным с наименьшими затратами;
  • Ведёт подбор сырья для производства;
  • Следит за выполнением правил техники безопасности на всех участках производства продукции.
  1. Химик-технолог
  • Занимается как контролем за технологическими процессами, так и разрабатываем мероприятия по их усовершенствованию;
  • Сводит выпуск брака к минимуму;
  • Организовывает работы по внедрению новых технологий на предприятие;
  1. Технолог общественного питания

Люди, занятые в производстве общественного питания, имеют следующий круг обязанностей:

  • Разрабатывают рецептуру блюд и их эстетическую форму;
  • Занимаются разработкой новых технологий и вводом их в производство;
  • Подбирают технологическое оборудование;
  • Ведут всю документацию по процессам, за которые несут профессиональную ответственность;
  • Проводят отбор сырья для производства;
  • Контролируют выполнение всех санитарных норм и следят за соблюдением техники безопасности.

Так же стоит обратить внимание на то, что технолог пищевого производства должен соответствовать следующим требованиям:

  • Иметь хорошее здоровье;
  • Обладать отличным обонянием;
  • У него должны хорошо работать вкусовые рецепторы.

Помимо этого, технолог пищевого производства несёт большую ответственность за качество и безопасность выпускаемой продукции, так как от этого зависит здоровье и жизнь людей, употребляющих эту продукцию.

Кто такой технолог?

Технолог – специалист, занимающийся разработкой, организацией или контролем производственного процесса по изготовлению того или иного продукта/товара. Также данный специалист может разрабатывать какую-либо определенную технологию.

Чтобы сделать, например, второе колесо, древнему человеку нужно было, как минимум, запомнить последовательность изготовления первого. А затем с учетом ошибок выработать систему правил, которые облегчат последующую работу. Сейчас эти правила называются технологией, хотя древние люди, на пути к техническому прогрессу, об этом не подозревали. Так что, профессия технолога существует с тех пор, когда у человека возникла потребность в изготовлении первых предметов быта и обучении первым ремеслам младших соплеменников.

Сейчас тяжелый труд человека на производстве выполняет техника. Сложными расчетами и точными измерениями занимаются компьютеры. Профессия технолога стала автоматизированной. Но управление рабочим процессом и сложным оборудованием невозможно без применения специальных знаний специалиста в каждой сфере:

  • В нефтеперерабатывающей промышленности трудятся химики-технологи;
  • В машиностроении – техники, инженеры-технологи;
  • На промышленных предприятиях, занимающихся переработкой продуктов – технологи пищевого производства; их ближайшие коллеги – технологи общественного питания.

Из-за нарастающей значимости общественных изменений сегодня появилась новая область применения специальных инструментов и знаний – политическая технология. Из этого следует, что технологи занимаются не только производством вещей, но и руководят общественным сознанием с помощью интеллектуальных инструментов. То есть, профессия технолога находится в эволюционном развитии и постоянно видоизменяется, а ее актуальность не теряется.

В зависимости от выбранного направления работы перечень основных обязанностей, профессиональных умений и навыков специалиста варьируется. Но в любом случае, технолог разрабатывает поэтапный план производственного процесса с подробным описанием каждой операции, где учитывается:

  • наличие необходимого материала и инструментов,
  • количество привлеченных работников,
  • рентабельность выпускаемой продукции.

Он отслеживает выполнение каждой операции, а после изготовления участвует в проверке полученного продукта на соответствие техническим и другим требованиям.

Чем занимается технолог

Технологом называют специалиста, который организует, разрабатывает какой-либо производственный процесс. Это может быть комплекс методов и инструментов, чтобы достичь результата. Специалист, который это делает, должен иметь высшее техническое образование. В его задачу входит подбор необходимого оборудования для реализации технологического процесса, оптимальных режимов его функционирования.

Он должен определить методы качественного контроля и вести документацию, связанную с технологией производства. Все экспериментальные работы по внедрению новых процессов, организационные и технические мероприятия осуществляются с его участием.

В зависимости от специфики деятельности, технологи могут специализироваться на различных видах производства. Они, в частности, могут:

  1. Разрабатывать проект конкретного производства и меры по обеспечению технологического процесса.
  2. Описывать технологии сборки, механической, термической и иных видов обработки деталей и узлов изделий.
  3. Разрабатывать способы изготовления оптических деталей, их крепления в оптические приборы и пр.
  4. В пищевом производстве осуществлять контроль технологических режимов, контролировать качество продукции, разрабатывать ее новые виды.
  5. Руководить в химическом производстве режимом работы различных установок.
  6. Заниматься разработкой и выпуском лекарств в фармацевтическом производстве.
  7. В текстильном производстве, вырабатывать и контролировать способы производства нитей и тканей.
  8. В сфере нанотехнологий обеспечивать, например, производство сложнейших наногетероструктурных интегральных схем и пр.

Вариантов специализации технологов множество, их количество не уменьшается. По сути,  технолог практически организовывает производство, разрабатывает и внедряет меры по его совершенствованию.

Обучение на технолога-разработчика пищевых добавок

Специальность напрямую связана с химией, поэтому абитуриент, решивший посвятить свою жизнь созданию высококачественных пищевых добавок, доложен при поступлении сдавать следующие экзамены:

  • химия и русский язык;
  • математика.

Необходимо подавать документы в вузы, которые специализируются на подготовке химиков-технологов для пищевых предприятий. Конкурс на рассматриваемые специальности не слишком высокий, бюджетных мест очень много, а вакансий еще больше. Перед поступлением необходимо хорошо подготовится, начав посещать курсы по химии после окончания 8-9 класса.

Курсы Технолога-разработчика пищевых добавок

Курсы при институте химии СПбГУ

На обучение приглашаются ребята, которые желают подготовиться к поступлению в профильный вуз. Длительность обучения составляет 8 месяцев (110 ак. ч.), будущие абитуриенты смогут познакомиться не только с учебными дисциплинами, но и со спецификой профессии, вузом, работая с профессиональными педагогами.

Обязанности

Конструктор-технолог, как и любой другой работник, имеет свои обязанности, от правильного и своевременного выполнения которых зависит личностный успех или успех предприятия, на котором работает специалист. Также он буквально несет ответственность за настроение клиента после получения заказа, увеличение клиентской базы и продвижение по карьерной лестнице. Специалист в сфере швейного производства моделирует, конструирует, организовывает весь процесс пошива изделия.

Он выполняет следующую работу:

  • создает эскизы согласно пожеланиям заказчика;
  • подбирает основную ткань для пошива и подкладочный материал;
  • изготавливает технический рисунок;
  • конструирует изделие на манекене;
  • подготавливает и организовывает весь технический процесс;
  • организовывает работу и управляет ею.

Конструктор-технолог, работающий в сфере изготовления мебели, должен быть творческой личностью с техническим складом ума. Основная его задача – сделать мебель комфортной и удобной, подобрать материала так, чтобы все было «на своем месте» и отлично подходило под описание и пожелания клиента.

Итак, чем же конкретно занимается специалист?

В его обязанности входит:

  • визуализация мебели с учетом пожеланий заказчика;
  • изготовление чертежей мебели с учетом всех размеров;
  • расчет количества необходимого материала;
  • организация производства.

Конструктор работает непосредственно с дизайнером.

Лучшие ссузы для обучения

Несколько колледжей, в которых дают качественные знания по разным профилям:

  • Колледж автоматизации промышленного производства Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета. Здесь готовят специалистов по технологии деревообработки и комплексной переработки древесины. Есть варианты очного и заочного обучения за счет бюджета и на коммерческой основе. Выпускники смогут организовывать процессы изготовления пиломатериалов, шпал, мебели, спичек, столярных изделий для строительства и т. д.
  • Новосибирский колледж пищевой промышленности и переработки. Здесь предлагается получить профессию техника-технолога по хлебу, макаронным и кондитерским изделиям, молоку, мясу и продуктам из них. После 9 класса учиться 3 года и 10 месяцев. Студенты проходят практику на таких крупнейших предприятиях региона, как хлебобъединение «Восход», бисквитно-кондитерская фабрика «Сибирячка», ОАО «Доронинское», «Вимм-Билль-Данн».
  • Московский издательско-полиграфический колледж им. Ивана Федорова. В этом ссузе присваивается квалификация техник-технолог по профилям «Полиграфическое производство» и «Печатное дело», причем по первому направлению обучение более продолжительное, поскольку курс углубленный. Стратегические партнеры колледжа – издательство «Просвещение», ООО «Литературная галактика», АО «Красная звезда».
  • Уфимский топливно-энергетический колледж. Учебное заведение готовит специалистов по нескольким направлениям: «Технология воды, топлива, смазочных материалов на электростанциях», «Химическая технология органических веществ» и «Переработка нефти и газа». Поступить на эти специальности можно после 9 класса школы, длительность учебы – чуть меньше 4 лет (3 г. 10 мес.). Студенты принимают активное участие в конкурсах WorldSkillsRussia и имеют немало побед.
  • Владивостокский морской рыбопромышленный колледж Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета. Здесь готовят мастеров по обработке водных биоресурсов, которые контролируют изготовление пищевых и кондитерских изделий, кормов и технических продуктов из даров океана. Выпускники могут работать в цехах, лабораториях, рыбзаводах, на плавбазах.

История

Технологические процессы были известны еще задолго до появления письменности. Первобытные люди создавали орудия труда, разрабатывая механизм обработки камня, затем и металла.

В письменном виде впервые о технике и технологии упоминается в Древней Греции. На данном этапе исторического развития эти процессы ассоциировались с искусством. Но с течением времени они перешли на производство орудий труда и ремесленничество. При этом каждый процесс изготовления определенных предметов постепенно обретал свои строгие правила – технологии.

С течением времени они развивались, совершенствовались и их описывали. В наши дни производственные мощности достигли апогея. Большинство процессов автоматизировано. Так что профессия технолога как никогда актуальна. В связи с обширностью вариантов применения и особенностями каждой сферы, данную специальность делят на массу более узкоквалифицированных направлений.

Области деятельности

Инженер-технолог имеется в любой компании, где налажено какое-то производство продукции. Так, имеются технологи в сфере сельского хозяйства, в пищевой промышленности, в горнодобывающем деле, в текстильной отрасти, технологи-биохимики и многие другие.

Во всех отраслях производства технолог выполняет сходные функции, осуществляя контроль над выпуском продукции и проверку его качества. Наиболее распространенными являются инженеры-специалисты в сферах легкой промышленности и сельского хозяйства. Это области производства, которые всегда имели большое распространение и становятся еще более актуальными по мере увеличения роста населения на планете.

К чему стоит быть готовым

Стоит учитывать тот факт, что как любая профессия, технолог имеет свои требования, а также плюсы и минусы.

К положительной стороне стоит отнести высокую востребованность и отличную зарплату. Кроме того, чем выше квалификация, тем более востребованным будет специалист. Причем получить хорошую работу можно практически сразу после окончания ВУЗа.

Из минусов стоит назвать необходимость работать на вредных производствах, где можно причинить вред своему здоровью. Еще один минус – возможность частых командировок и ненормированный рабочий день, причем очень часто о выходных придется надолго забыть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector