Психологические тренинги для персонала: почему они важны и как переубедить тех, кто отказывается это признать

Схожие формы обучения

Не только тренинги направлены на получение практических навыков. Вот несколько максимально схожих с ними видов обучения:

  1. Курсы. Вы же ходили на курсы английского в подростковом периоде? Так вот, это тот же тренинг, только более растянутый по времени. Количество пройденного материала в обоих случаях будет одинаковым, но в курсах информация выдается порционно, а в тренинге — сразу. Например, курсы ораторского мастерства могут длиться в течение 15 занятий по 1 часу, в то время как аналогичный тренинг пройдет за 2 дня по 7,5 часов.
  2. Коучинг. Слово образовано от английского coaching, что переводится как тренировка. Коучинг предназначен для персонального обучения под руководством тренера (коуча), является наиболее эффективным видом получения знаний и навыков. Говоря простыми словами, это тренинг для одного или двух человек. Если учеников больше, коучинг превращается в тренинг.

Курсы чаще всего выбирают студенты, бизнесмены и предприниматели предпочитают тренинги, а руководители предприятий — коучинг.

Тренинг в стиле коучинг

Данный вид обучения выделю отдельно от остальных. Это более прогрессивная модель обучения, так она дает наиболее ощутимые результаты за счет того, что перед обучением проводится глубокий анализ текущей ситуации.

Разберем основные этапы коучинг-тренинга

Вводная сессия

На начальном этапе тренер помогает выявить достоинства и слабые места всех участников группы. Участники устанавливают общие приоритеты в обучении. Например, если проводить тренинг в стиле коучинг в продажах, то группа сама выделяет самые необходимые навыки для себя и работает над их усовершенствованием.

На данном этапе проделывается работа над исследованием текущей ситуации. Участники обучения должны дать ответ на вопрос: что происходит сейчас? Кроме этого выявляются мотивы и потребность в обучении. Если у группы нет истинной мотивации для обучения, то результаты тренинга будут не высокие.

Тренинговая сессия

На этом этапе проходит тренинг по классической формуле, которую мы рассмотрели чуть выше: теория — демонстрация — практика — обсуждение. Тренер подбирает упражнения и игры для достижения выявленных на первом этапе запросов.

В зависимости от того, как будет развиваться общая динамика группы, могут вноситься корректировки в план обучения. Например, если группа не очень активна, то добавляются упражнения для повышения интенсивности процесса обучения.

Завершающая сессия

Третий этап отведен для анализа полученных результатов. Проще говоря, достигнуты ли поставленные цели? Также в этой сессии выявляются препятствия и возможные проблемы, которые мешают обучению.

Кроме этого, составляется список того, что можно сделать в качестве дополнительной прокачки навыков и того, что будет обязательно к выполнению. Этот этап помогает задействовать внутренний потенциал участника через создание нового видения и возможностей.

Когда эффективен коучинг-тренинг

  1. Если нужно быстро изменить текущую ситуацию
  2. Когда отрыв от привычного ритма жизни и работы недопустим
  3. Если нужно согласованное решение поставленной перед командой задачи.
  4. В тех ситуациях, когда нужно повысить личную заинтересованность каждого участника обучения
  5. Уменьшить уровень сопротивления со стороны сотрудников к новым изменениям

Самое важное: коучинг-тренинг не позволяет тренеру работать “для галочки” по заготовленным шаблонам. Ведь нельзя заранее знать, какие цели поставит для себя обучающая группа

Это означает, что тренер должен иметь действительно высокую квалификацию.

И если вы спросите мое мнение, то коучинг-тренинг самый лучший вариант для прокачки своих способностей. Но о том, как нужно выбирать обучение, в следующем разделе.

Послесловие

Социально-психологический тренинг повышает социально-психологическую компетентность личности за счет развития конкретных (цель, задачи и тема тренинга) компетенций. Тренинг можно рассматривать и как метод группового консультирования, и как метод воздействия на личность (коллектив) с целью изменения коллектива, особенностей поведения и мышления личности.

Компетентность в общении и социальном взаимодействии – одна из самых важных. Потому социально-психологические тренинги используют при подготовке врачей, педагогов, психологов, руководителей, менеджеров и других специалистов, чья профессия связана с ежедневными социальными контактами. Тренинги помогают формировать «социальный иммунитет».

Что такое тренинги и для чего они нужны — 6 фактов простым языком

Если вы думаете, что данная тема вас не касается, то спешу разочаровать. Каждый современный человек обязан знать что такое тренинги и для чего они нужны. Почему, спросите вы?

Все просто: это очередной этап развития человечества в сфере информационных и образовательных услуг. Я уверен, что придет момент, когда каждый житель нашей планеты побывает хоть один раз на тренинге в своей жизни!

И если быть подготовленным к этому виду обучения, то результат будет намного выше чем даже тот, на который вы рассчитывали, когда записывались в участники мероприятия. Еще данная статья — некоего рода исповедь человека, который за последний год прошел 4 очень достойных интенсива по личностному развитию.

Вот еще одна мотивация, по которой этот материал должен появиться на страницах Yourselfbranding. Моя обязанность рассказать все, что я знаю о тренингах для простых людей доступным языком. Потому что за каждым незнакомым термином в сфере тренинг образования, скрываются очень даже знакомые слова для обычных людей. Я уверен, что если человек информирован — значит вооружен. Согласны?)

Кто я такой, чтобы мне верить? Здесь представлены несколько моих регалий, которые свидетельствуют о том, что у меня есть определенное право рассуждать на данную тему. А вот какие вопросы мы рассмотрим в данной статье:

И в конце статьи все самые главные выводы о тренингах, которые я прошел за последний год. Итак, тренинги — деньги на ветер или новая жизнь?

Как проходят тренинги?

Побывав на различных мероприятиях, пришел к выводу, что качественное обучение возможно только при ограниченном количестве участников. Поэтому меня сложно встретить на масштабных саммитах предпринимателей или выступлениях мировых гуру “успешного успеха” на 5000 человек.

Пусть даже с таким небольшим количеством участников тренер не может обойтись без помощников. Обычно ему помогают 2-3 человека. Чем  больше внимания для каждого ученика, тем лучше.

Структура проведения мероприятия у каждого тренера немного отличается, но в целом можно выделить три составляющие:

  1. Теория. Участников знакомят с новой информацией.
  2. Демонстрация. Тренер показывает на практике то, что было озвучено в теоретическом блоке
  3. Практика. Участники разбиваются на подгруппы и повторяют за тренером все действия.
  4. Обсуждение. После упражнения участники задают дополнительные вопросы, а также делятся своими впечатлениями: что было легко, что сложно.

Иногда малые группы соревнуются между собой кто лучше выполнит то или иное задание. Это еще больше вовлекает участников в процесс обучения. Главное в процессе тренинга — полное погружение в процесс. Без этого результат будет не самым лучшим.

Отдельно стоит сказать о развитии взаимоотношений внутри участников. Казалось бы, что все люди разные и каждый новый коллектив единомышленников формируется по разному сценарию. Но в целом групповая работа проходит несколько шагов на пути своего развития.

Знакомство

На данном этапе команда только формируется и активность участников может быть низкой. Люди начинают друг с другом знакомиться и занимать свои места. Возможно появление лидера внутри группы, к которому будут прислушиваться остальные участники.

Этот человек может задавать общий тон общения на этой стадии. Если лидер открыт и не скрывает свои чувства и недостатки, то группа охотно присоединится к нему и начнет движение вперед. Стоит отметить, что данный этап не очень продолжительный

Шторм

После того, как сообщество освоилось, наступает следующая стадия. В этот период каждый участник команды пытается утвердится в глазах окружающих. В бизнес тренингах эту стадию принято называть “определением ролей и функций”. На простом языке это можно назвать перетягиванием каната.

Это самая ценная стадия для лидера, так как его положение под угрозой. Хороший лидер убеждает каждого из участников взять на себя ответственность, принимает право каждого члена команды на самоутверждение, допускает любые возражения со стороны.

На любом тренинге главным лидером является тот, кто проводит обучение. На многодневных тренингах стадия шторма наступает на второй день. Профессиональные тренеры шутливо называют эту стадию днем убийства тренера.

Но хороший специалист “воскресает” уже на третий день

Важно помнить, что как в общей, так и в малых рабочих группах это неизбежная и необходимая стадия, к которой нужно быть готовым

В реальном мире большинство команд в бизнесе и спорте очень редко проходят данный этап, но если лидер знает как работает динамика группы, то совершить такой переход не сложно

Штиль

Развитие взаимоотношений в группе переходит в стадию сплоченности. Возражений почти нет, все участники группы со всем соглашаются, предлагают свои варианты, быстро преодолеваются любые разногласия. Каждый из участников старается помогать отстающим. Но есть одна опасность.

На этом этапе существует вероятность переоценки возможности группы. Вполне возможно, что стадия спокойного продвижения имеет вторичные выгоды для каждого из участников. Например, быстрее выполнить упражнение и пойти домой.

Обязанность хорошего лидера искусственно поддерживать некое психологическое напряжение внутри коллектива. Если все слишком хорошо, то это не совсем хорошо). Опытный тренер может использовать для повышение динамики работы такие инструменты как фрустрацию и троллинг).

Какой партнер по жизни мне подходит?

Та же ситуация и с выбором пары. Даже если вы, к примеру, можете сказать, что партнер по жизни вам нужен более спокойный, потому что вы сами — ураган страстей, этого слишком мало для выбора

Плюс все эти расхожие суждения о том, что противоположности притягиваются, но в то же время что важно иметь общее мышление, общие ценности и так далее. Так-то оно так, да что-то не сходится

А как быть с пугающими историями, «что вот когда выходила замуж, он был такой хороший, а потом…» или «она казалась такой хорошей, а потом разбила мне сердце». Есть ли где-то ответ, как не попасть в такую ситуацию? Почему вообще такое случается? Если вы уже один раз обожглись, как с этим справиться? Как осознанно и безошибочно подобрать себе партнера?

Вам нужен «целеустремленный, уверенный в себе, заботливый, верный мужчина»? Или «любящая, ласковая, понимающая, надежная жена»? Отлично! А где их искать?

Можно, конечно, найти какие-нибудь мужские или женские тренинги. Вдруг там откроют «все секреты» и дадут «все ключи» к «счастливым отношениям»? На практике это редко случается. Одно дело чувствовать себя желанными, сильными, уверенными, другое — называться, быть ими только на словах. Знание «секретов» не дает внутреннего ощущения, что это факт. Даже если с помощью различных психотехник мы научимся на время испытывать эти состояния, они все равно не становятся нашими. Это останется красивым рецептом без ингредиентов для приготовления.

Минусы и плюсы открытого тренинга

К плюсам открытых тренингов можно отнести то, что состав участников подбирается случайным образом. Велика вероятность того, что больше эти люди не встретятся, поэтому присутствующие могут не беспокоиться о том, что что-то было сказано не так. Они ведут себя более естественно, активнее участвуют в упражнениях и это приносит хорошие результаты:

  • Открытые тренинги хороши для руководящего персонала, так как это – отличная площадка для обмена опытом с коллегами и руководитель может вести себя более расковано, не боясь оценки и осуждения персонала.
  • Открытые тренинги больше подходят, если есть необходимость отработать навык, который нужен только одному сотруднику.
  • Специалистов творческих направлений лучше также направлять на открытые тренинги, так как там они смогут почерпнуть вдохновение от других участников.

Минусом открытого семинара является то, что обычно на нем говорится обо всем без конкретики и как любят говорить “льётся одна вода”. Просидев 8 часов на подобном мероприятии вас будут много раз уговаривать:

  • купить еще десяток платных курсов
  • записаться на личные консультации

Одним словом “втюхивать” любую ересь, кроме предоставления реально полезной информации, за которой вы пришли. Цель подобных мероприятий в бесплатном формате – это заманить, как можно больше людей и дальше “обработать” их на покупку курсов.

Какие бывают тренинги?

В соответствии с целью предполагаемых изменений тренинги делятся на профессионально ориентированные, психотерапевтические и тренинги личностного роста.

Профессионально ориентированный тренинг всегда имеет четкую цель, которая достигается в результате применения ряда методик, таких как ролевые игры, диалог, ситуационное моделирование, повышение личной и профессиональной эффективности

Участники обычно ставят перед собой задачи развития лидерских качеств, карьерных успехов, формирования какого-либо важного навыка, умения говорить и убеждать и т.д. Очень удобно проводить такие занятия в групповой форме, когда происходит активное общение и взаимодействие между участниками

Психотерапевтический тренинг предполагает использование максимально гибких методов, исключающих стрессовые реакции у участников. Его целью является плавная естественная трансформация личности, формирование необходимых индивидуальных особенностей и преодоление негативных психологических проявлений. На занятиях складывается непринужденная гармоничная атмосфера, эмоциональный комфорт, что позволяет объективно проанализировать опыт прошлого, понять свои ошибки.

Тренинг личностного роста позволяет добиться изменения жизненной позиции человека, его привычек и стереотипов, которые мешают обрести счастье и успех. От такого типа занятий стоит ожидать качественных позитивных изменений в психике человека, которые позволят ему перейти на новый этап развития.

Что могут дать тренинги

Интересно, что в настоящий момент обучение, тренинги и семинары
стали особенно актуальны. Рынок изменился, многие компании вступили в период так
называемого «кризиса роста», когда интуитивный менеджмент уже не срабатывает,
другие столкнулись с тем, что рынок, который раньше был готов потребить все, что
угодно, сейчас стал очень привередлив. И конечный потребитель теперь очень
избирателен, и промежуточное звено (сети дилеров, дистрибуторов, розница).
Теперь недостаточно быть просто обаятельным и уметь интуитивно влиять на людей —
теперь надо владеть технологиями — в сфере управления, маркетинга и продаж. Для
реального эффекта, отдачи необходимы реальные навыки.

Согласитесь, ни
один ВУЗ мира не дает необходимого уровня практических навыков, требуемого
жизнью.

А бизнес-тренинг дает сотрудникам возможность «пережить» ту или иную
часто возникающую в работе ситуацию на практике. При этом весь процесс
ненавязчиво контролирует тренер, помогая человеку зафиксировать «полезную»
модель поведения. Еще один плюс тренингов в том, что тренер рассматривает
проблему фирмы с позиции стороннего наблюдателя, а не члена коллектива. Кроме
того, тренинг — это очень сжатая по срокам форма обучения.

Формы группового тренинга

Прежде чем приступать к выбору формы тренинга для группы, следует узнать, что побудило руководителя заказать такое обучение: например, откорректировать поведение работников, снизить количество конфликтов, повысить продажи посредством применения новых способов общения с покупателем. Без учета специфики компании, настроя и мотивации коллектива занятия окажутся неэффективными, а поставленные цели, соответственно, недостигнутыми.

Когда предварительная информация о предприятии и коллективе собрана, можно определяться с формой, в которой будет проходить обучение.

Форма тренинга Суть Результаты
Дрессировка Применяя жестокие приемы манипулятивного характера и положительное подкрепление, тренер «программирует» желательные модели поведения. Используя отрицательное подкрепление, он «стирает» вредоносные паттерны. Приносит быстрый результат, однако он улетучивается с такой же скоростью. Участники, избавляясь от внутреннего балласта, в итоге теряют и себя, утрачивая доверие к себе. Количество моделей поведения в этой форме тренинга строго ограничено. Негативные побочные эффекты: гиперконтроль собственных действий, чрезмерная зажатость и хронический стресс.
Совершенствование умений и навыков эффективного поведения Отработка и доведение до автоматизма желаемых моделей поведения. Реальная жизнь порой бывает непредсказуемой. Участники таких тренингов, скорее всего, окажутся неподготовленными к нетипичным ситуациям, так как на занятиях они попросту «не проходили» их.
Активное обучение Тренер дает базис знаний по психологии. На основе теории участники оттачивают нужные им навыки и умения. Эти формы считаются самыми результативными. Правда, они требуют серьезной подготовки тренера. Эффективность таких занятий во многом зависит от того, учел ли он особенности сферы деятельности участников.
Создание благоприятных условий для самораскрытия каждого участника Члены коллектива обучаются самостоятельному поиску вариантов решения имеющихся проблем. Тренер лишь дает необходимые для этого знания, помогает проявить скрытые ресурсы участников, которые можно успешно применять в работе.

Тренер, выбравший неэффективную форму дрессировки, несет полную ответственность за те перемены и превращения, которые случаются с участниками. Вместе с тем он совершенно не учитывает их степень осознанности. Это порождает безответственное отношение участников ко всему происходящему в компании. Хороший тренер делит с ними ответственность поровну, подводя их к пониманию, что на исход практически любой ситуации как на тренинге, так и на фирме могут существенно влиять не только тренер или руководитель, но и каждый член коллектива.

Методы тренинга

Методы, приемы и техники тренинга достаточно разнообразны. К ним относятся:

Групповая дискуссия

— совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (её течение зависит от участников группового обсуждения).

«Игровые методы

— (деловые игры, ролевые игры, дидактические, творческие, имитационные, организационно-деятельностные).Развитие социальной перцепции — вербальные и невербальные методы.Телесная терапия .Медиативные техники «.

В числе специфических методов

, используемых в тренинге, рассматриваются следующие:

  • «Аквариум» — Мастерские;
  • «Алгоритм-лабиринт» — Метод заданий;
  • Брифинг-группы — Метод инцидентов;
  • «Папка с входящими документами» — Метод кейсов. Кейс — проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.;
  • Игры-симуляции
  • Мозговой штурм — один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путём применения специальных правил — сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.;
  • Дебаты — Программированные инструкции;
  • Демонстрация — Работа в малых группах;
  • Дискуссия — Разговор;
  • Игры — Решение узкоспециальных вопросов — Игры-разминки — инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания.
  • Кратковременные ротации — Ролевые игры;
  • Лекция — Семинар;
  • Стратегические креативные сессии.

Выбор оптимальных методических и практических, социально-психологических приёмов и методик в тренинге зависит от цели и содержания тренинга, особенности группы, ситуации, возможностей и специализации тренера. Существует огромное количество разнообразнейших видов обучения, и выбранный метод в значительной степени влияет на то, каким образом будут решаться задачи тренинга, и в течение какого периода времени эффекты тренинга будут сохраняться после его завершения.

Важно понимать, что в распоряжении тренера имеется множество способов подачи материала. Использование различных методов не только способствует сохранению внимания и работоспособности группы, но и отражает реальные жизненные ситуации, в которых может возникнуть необходимость одновременного использования нескольких моделей поведения

Эффективность выполнения тренинговых упражнений и игр зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию.

Тренинг принятия решений

Одной с важнейших функций руководителя является принятие решений по различным проблемам бизнеса и организационной жизни.

Тренинг принятия эффективных решений не ставит задачу научить принимать «правильные решения», потому что «правильность» определяется ситуацией и конкретными условиями.

Принятие решений — творческий процесс, следовательно, задачей тренинга становится развитие творческого
начала. Человек должен быть способен найти новое, неординарное решение, которое может открыть совсем другие горизонты. И, когда оно найдено, то кажется почти очевидным, что это самый лучший способ решения данной проблемы.

В процессе принятия решений нередко возникает психологическая проблема выбора. Часто
личность не может сделать выбор через неуверенность в себе или через какие-то психологические проблемы. Работа с ними также проходит во время тренинга принятия решений.

Тренинг эффективных переговоров

Цель тренинга переговоров — научить ведению деловых переговоров в сфере бизнеса, в управлении организациями и в других сферах, которые требуют принятия важных коммуникативных решений.

Умение убеждать, определять интересы оппонента и опираться на них в большой степени предопределяет результат переговоров.

Иногда на таких тренингах используют жесткие техники, подобные восточным единоборствам, а переговоры рассматривают как что-то похоже на
поединок без правил. Хотя такой подход становится популярным, отношение к нему явно неоднозначно: жесткие методы не всегда эффективны. Хотя в современном бизнесе в отдельных случаях они оправданы.

Инструменты тренингов

Фасилитация

— инструмент, позволяющий стимулировать обмен информацией внутри группы. Фасилитация позволяет ускорить процессы осознания, стимулировать групповую динамику. Тренер в ходе фасилитации помогает процессу группового обсуждения, направляет этот процесс в нужное русло.

Видео анализ

— инструмент, представляющий собой демонстрацию видеороликов, подготовленных тренером, или видеозаписей, на которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения. Видео анализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов поведения. Пример видео анимаций для анализа эффективности определенной системы физической подготовки представлен ниже.

Тренинг эффективных продаж

Тренинги эффективных продаж относятся к самым популярным бизнес-тренингам,
спрос на которые неуклонно растет. Умение продавать в условиях рыночных отношений является основой бизнеса. В широком понимании здесь имеется в виду не только профессиональная деятельность продавца. На различных уровнях бизнес-структуры коммерческая деятельность имеет свои особенности. Это и умение оформить выгодное соглашение, и рекламная политика, и знание психологии потребителя.

Поэтому в процессе тренинга
продаж используется все разнообразие методов — от простого тренажера продавца к игровому моделированию и отработке сложных профессиональных ситуаций, развитию творческого, нестандартного мышления.

Отдельно выделяют
тренинг телефонных продаж, как умение вести телефонные переговоры с потенциальным потребителем товаров или услуг.

Valeriy Sinelnikov Online School

Онлайн школа Валерия Синельникова – это сообщество людей, стремящихся к развитию, объединённых общей идеей: служению Истине, служению Богу и людям, желанием быть хозяином своей жизни, жить счастливо в любви и гармонии с собой и с окружающим миром. Миссия Школы — создание Пространства Любви, Света и Добра в себе, в своей жизни, в своём роду, на своей Родине, в стране, в которой ты живёшь, на планете Земля, во всей Вселенной.

Все обучающие программы в online Школе подготовлены таким образом, что каждый найдет именно ту тему, которая интересует его в данный момент.

На вебинарах глубоко прорабатываются такие актуальные вопросы как:

  • работа с подсознанием;
  • трансформация негативных эмоций;
  • здоровье, работа с болью и болезнями;
  • взаимоотношения в паре, в семье;
  • правильное воспитание детей, отношения; родителей и детей;
  • родовые программы;
  • финансовое благополучие;
  • и многие другие.

Проведите тренинг и подумайте о дальнейших перспективах

Если ваш тренинг будет соответствовать ожиданиям аудитории, приготовьтесь к тому, что большую часть материала вы не успеете изложить. Обязательно появятся дополнительные вопросы или нюансы, которые затянут обучение и ограничат составленную программу

На этот случай вы должны проранжировать все смысловые блоки по уровню важности: от приоритетных до второстепенных

Приоритетные блоки ставьте в начало и работайте с ними до тех пор, пока вся нужная информация не будет рассказана. Если останется время, можно подключить и второстепенные блоки. В конце обязательно дайте ссылки на свои ресурсы, где можно узнать больше информации, купить платный продукт или записаться на следующий тренинг. На этом все.

Мы понимаем, что в рамках одной статьи невозможно учесть все нюансы. Поэтому мы постарались рассказать о самом главном, и теперь ждем обратной связи. Напишите, как прошел ваш первый тренинг и какие из предложенных рекомендаций вам помогли? Желаем удачи!

Советуем также прочитать:

  • Тренинг Тони Роббинса. День 6. Управлять своим временем и своей жизнью
  • Андрагогика: принципы обучения взрослых людей
  • Вебинар: что это такое и как его проводить
  • Четыре элемента стратегической коммуникации
  • 5 советов для образовательного бизнеса от Николая Волосянкова
  • Модель оценки эффективности тренингов
  • Мастер-класс: что это такое и как его проводить
  • Новый тренинг по тайм-менеджменту
  • Как создать систему постоянного обучения
  • Модель ADDIE для обучения

Ключевые слова:1LLL

Польза тренинга

Что такое полезный тренинг, зачем люди вообще посещают такое мероприятие и чего от него ждут?

На хорошо организованных занятиях, которые ведут профессионалы своего дела, можно научиться многим вещам:

  1. получать полезную информацию и пользоваться ею;
  2. приобретать необходимые навыки поведения и общения;
  3. решать поставленные задачи;
  4. анализировать ошибки и извлекать из этого уроки;
  5. познавать себя за счет обратной связи в группе;
  6. выбирать приемлемую модель поведения;
  7. избавиться от привычек, мешающих в жизни;
  8. делиться своими страхами, переживаниями, проблемами;
  9. провести время интересно и полезно.

Виды тренингов

По типу групп выделяют следующие тренинги:

  • «Я-Я», которые направлены на внесение изменений на личностном уровне.
  • «Я-другие» – предполагает изменения в межличностных отношениях.
  • «Я-группа» – предполагает изменения личности каждого участника как члена социальной общности.

В широком смысле социально-психологическим называют все виды существующих тренингов: коммуникативные, личностного роста, бизнес-тренинг и другие. Рассмотрим подробнее некоторые.

Тренинг жизненных умений

Среди современных и особо востребованных вариантов социально-психологических тренингов можно назвать группы уверенности в себе, жизненных умений. Они учат людей бороться с трудными жизненными ситуациями, адекватно реагировать на них и находить выход, повышают самооценку личности, вселяют уверенность. Основа тренинга – терапия условных рефлексов. В ходе тренинга жизненных умений человека учат решать жизненные задачи через ролевое проигрывание ситуаций, изменение мышления (убеждений и установок) и обучение методам релаксации и саморегуляции.

Тренинг социальных перцепций

На этом виде тренинга учат понимать свое психическое состояние и состояние партнера по невербальным признакам (жесты, мимика, положение тела, особенности речи). Инструменты тренинга – сами люди (их чувства и внешние проявления) и картинки с изображенными эмоциями. Участнику предлагается провести внутренний диалог, придумать историю к картинке, прочувствовать всех ее участников. Также применяются игры по демонстрации самого себя или партнера.

Интерактивный тренинг

В процессе тренинга участники обучаются тонкостям постоянного взаимодействия людей (интеракции) и умению вести дискуссии. В процессе работы определяются различия в ценностях, убеждениях, целях и представлениях участников, находятся точки соприкосновения. Для решения цели и задач тренинга применяется метод мозгового штурма и проблемных задач, упражнения на развитие переключаемости внимания и сосредоточения на главном.

Семейный тренинг

Для коррекции семейных отношений и воспитания ребенка тоже подойдет социально-психологический тренинг. В ходе такого тренинга сглаживается недопонимание и устраняется дисгармония за счет просвещения семьи по основам и ценностям теории семейного института, ведется работа над восприятием у каждого члена семьи самого себя и других участников, меняются психологические установки личности, члены семьи обучаются саморегуляции и конструктивным способам решения конфликтов.

Тренинг артпсихологии

Существует направление арт-терапии, но не так давно выделили и новый тип тренинга – артпсихологический. Он раскрывает способности личности, корректирует эмоционально-волевую сферу и способствует реабилитации человека (особенно популярно для реабилитации детей). То есть это два в одном: коррекция и реабилитация. Программа тренинга предполагает обучение ораторскому искусству, дыхательным техникам, тонкостям речевого общения (как содержание, так и оформление речи). Для реабилитации применяются психологические этюды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector