Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики»

Содержание:

Практические задания

За каждый день просрочки после мягкого дедлайна снимается 1 балл. После жёсткого дедлайна работы не принимаются, но есть исключение. В течение семестра каждый студент может не более 2 раз сдать задание после жёсткого дедлайна — в этом случае за каждый день просрочки продолжает вычитаться по одному баллу (если не оговорено иное).

Задание 8. Метод опорных векторов и аппроксимация ядер

Мягкий дедлайн: 21.02.2021 01:59.

Жесткий дедлайн: 24.02.2021 01:59.

Задание 9. ЕМ-алгоритм

Мягкий дедлайн: 09.03.2021 01:59

Жесткий дедлайн: 13.03.2021 01:59

Задание 10. Обучение без учителя

Мягкий дедлайн: 28.03.2021 01:59

Жёсткий дедлайн: 01.04.2021 01:59

Задание 11. Обучение метрик

Мягкий дедлайн: 14.04.2021 00:59

Жесткий дедлайн: 18.04.2021 00:59

Задание 12. Несбалансированные задачи

Мягкий дедлайн: 10.05.2021 00:59

Жесткий дедлайн: 14.05.2021 00:59

Задание 13. Поиск ближайших соседей

Жесткий дедлайн: 19.05.2021 05:59

О курсе

Проводится с 2016 года.

Полезные ссылки

Почта для сдачи домашних заданий (на самом деле задания сдаются в AnyTask, но если он не работает, то присылайте на почту): hse.cs.ml+<номер группы>@gmail.com (например, hse.cs.ml+161@gmail.com)

Правила выставления оценок

В курсе предусмотрено несколько форм контроля знания:

  • Самостоятельные работы на семинарах, проверяющие знание основных фактов с лекций
  • Практические домашние работы на Python
  • Письменная контрольная работа
  • Письменный экзамен

Итоговая оценка вычисляется на основе оценки за работу в семестре и оценки за экзамен:

Итог = Округление(0.4 * ДЗ + 0.2 * К + 0.1 * ПР + 0.3 * Э)

ПР — средняя оценка за самостоятельные работы на семинарах

ДЗ — средняя оценка за практические домашние работы на Python

К — оценка за коллоквиум

Э — оценка за экзамен

Округление арифметическое.

Правила сдачи заданий

За каждый день просрочки после мягкого дедлайна снимается 1 балл. После жёсткого дедлайна работы не принимаются. Даже при опоздании на одну секунду. Сдавайте заранее. Есть исключения, о них написано ниже.

При обнаружении плагиата оценки за домашнее задание обнуляются всем задействованным в списывании студентам, а также подаётся докладная записка в деканат. Следует помнить, что при повторном списывании деканат имеет право отчислить студента.

При наличии уважительной причины пропущенную проверочную можно написать позднее, а дедлайн по домашнему заданию может быть перенесён. Дедлайн по домашнему заданию переносится на количество дней, равное продолжительности уважительной причины. Решение о том, является ли причина уважительной, принимает исключительно учебный офис.

использованная литература

  • Барановская Т. А., Успенская Е. А. (2009). «ГУ – ВШЭ на пути интеграции в европейское образовательное« пространство » (7). Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. С. 47–48.
  • Любимов Л. Л. (2006). «Высшая школа экономики — Государственный университет». п. 149.
  • Немировский В. Г. (2012). «Чему отечественная социология учит будущих управленцев, преподавателей, научных работников?» (2012). Социологические исследования. С. 48–57.
  • Радаев В. В. (2006). «Новые формы организации учебного процесса в ГУ – ВШЭ» (4). Университетское управление: практика и анализ. С. 10–24.
  • Якунин В. И., Сулакшин С. С., Вилисов М. В. (2009). Наука и власть. Проблема коммуникаций . Москва: Научный эксперт. п. 248. ISBN 978-5-91290-075-4.
  • Высшая школа экономики (2018). Тот самый университет 2018 . Москва: ИД НИУ ВШЭ. п. 80.
  • Андрей Колесников (2012). Идея университета. Несколько эпизодов из жизни Высшей школы экономики . Москва: Российская политическая энциклопедия. п. 311. ISBN. 978-5-8243-1727-5.
  • Ф. Дж. Альтбаха, Д. Салми (2011). Дорога к академическому совершенству: Становление исследовательских университетов мирового класса . Москва: Издательство «Весь Мир». п. 416. ISBN 978-5-7777-0530-3.
  • 25 нет НИУ ВШЭ: цифры и факты . НИУ ВШЭ. 2016. с. 73.

Преподаватели и ассистенты

Пилотный поток

Лекции: Владимир Подольский

Семинары:
Алексей Леонидович Таламбуца, Владимир Владимирович Подольский, Артем Максимович Максаев

Основной поток

Лекции: Михаил Николаевич Вялый

Семинары: Никита Сергеевич Лукьяненко, Илья Глебович Райко, Михаил Николаевич Вялый, Артем Максимович Максаев, Алина Эдуардовна Хузиева

Учебные ассистенты: Арсений Алексеевич Абрамов, Аъзам Бехруз Хусан угли, Станислав Сергеевич Динер, Анна Тиграновна Енгоян, Александр Александрович Соколихин, Юлия Александровна Василевская, Даниэль Рустамович Хабиров, Елизавета Игоревна Шатская, Фома Александрович Шипилов, Владимир Сахатович Якшимамедов, Александр Всеволодович Крупецков, Даниил Иванович Иваник, Даниил Юрьевич Трошин

Распределение по группам

Официальная система наименования с этого года имеет вид ДМ_Б2020_ПМИИ_<номер группы>#Г#Дискретная математика. В наших материалах мы будем придерживаться более простого наименования 20<номер группы>

Группа 201 202 204 203 205 206 (online) 207 208 209 2010 2011 2012
Лектор Владимир Владимирович Подольский Михаил Николаевич Вялый
Семинарист Алексей Леонидович Таламбуца Владимир Владимирович Подольский Артем Максимович Максаев Никита Сергеевич Лукьяненко Илья Глебович Райко Никита Сергеевич Лукьяненко Михаил Николаевич Вялый Илья Глебович Райко Артем Максимович Максаев Алина Эдуардовна Хузиева Алина Эдуардовна Хузиева Артем Максимович Максаев
Ассистент Даниил Иванович Иваник Павел Александрович Захаров Владимир Сахатович Якшимамедов Аъзам Бехруз Хусан угли Даниэль Рустамович Хабиров Александр Александрович Соколихин, Юлия Александровна Василевская Анна Тиграновна Енгоян Елизавета Игоревна Шатская Даниил Юрьевич Трошин Арсений Алексеевич Абрамов Фома Александрович Шипилов Станислав Сергеевич Динер

Кампусы

Нижний Новгород

Первый региональный кампус был открыт в Нижнем Новгороде в 1996 году. По состоянию на 2018 год в кампусе проживало 2700 студентов и 320 преподавателей. По качеству бюджетного приема он занимает первое место среди вузов Нижнего Новгорода и занимает 19 позицию в рейтингах России по качеству образования.

Санкт-Петербург

Кампус в Санкт-Петербурге был основан в 1997 году. По состоянию на 2018 год Санкт-Петербургский университет занимал третье место среди социально-экономических вузов России и второе место в городе по рейтингу среднего балла поступающих на ЕГЭ абитуриентов. По состоянию на 2019 год в кампусе проживает 5500 студентов и 485 преподавателей.

Пермь

Третий региональный кампус в Перми также был открыт в 1997 году. По состоянию на 2018 год в университете было около 2000 студентов и 120 преподавателей, и он занял 29-е место в рейтинге России по качеству приема. В 2017 году бакалаврская программа «Бизнес-информатика» заняла четвертую позицию в этом же рейтинге). Кампус сотрудничает с Университетом Эссекса и Университетом Эври Валь д’Эссонн, чтобы предложить совместные двойные степени с этими учреждениями.

Семинары групп 181, 182

Неделя 1. 1 сентября. Миникр «Вспомнить всё» и МНК

  • Домашнее задание:

ИП: 1.2, 1.3, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 2.1, 2.2, 2.3, будет миникр по мотивам: 1.2, 1.3, 2.2, 2.3

БП: 1.1, 1.2, 1.3, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, будет миникр по мотивам: 1.2, 1.3, 1.4, 1.7

Неделя 2. 7 сентября. Геометрия МНК

  • Домашнее задание:

ИП: 1.6, 1.15-1.18, 2.5, 3.1, будет миникр по мотивам 3.1, 3.3

БП: 1.5, 1.6, 1.15-1.18, 3.1, будет миникр по мотивам 3.1, 3.3

Неделя 3. 14 сентября. Матрица-шляпница и R^2

  • Миникр-3: Нарисуйте картинку МНК, отметить 4 прямых угла и выписать 4 теоремы Пифагора. Выпишите матрицы X, X’X, X’y для данной модели и данной выборки.
  • Домашнее задание: установите julia
  1. Запускаем первую клетку с помощью shift + Enter.
  2. Ждём пока на виртуальный комп гугла установится julia. Примерно 5 минут.
  3. Перезагружаем страничку (ctrl + r).
  4. Во второй клетке тестируем, например, находим exp(1).

Локальная установка julia

  1. Установите расширение Julia для VS Code:
    1. Запустите VS Code.
    2. Внутри VS Code переместитесь во вкладку Extensions (расширения) (ctrl + shift + x)
    3. Во вкладке Extensions (расширения) просто найдите Julia (можно вписать в строку поиска). Выберете расширение Julia 1.0.7 и нажмите кнопку install (установить). Вам возможно понадобится перезапустить VS Code после этого шага.
  2. Запустите VS Code, если он у вас не запущен, cоздайте файл test.jl со строкой exp(1), сохраните, нажмите ctrl + enter. Все хорошо, если вы увидели во вкладке Terminal 2.71828182… 🙂

Тонкости с локальной настройкой расширения Julia

Если вы установили Julia в стандартную папку на Mac или Windows, расширение Julia VS Code должно автоматически найти вашу установку Julia, и вам не нужно ничего настраивать.

Если расширение не находит вашу установку Julia автоматически, вы можете установить julia.executablePath для того чтобы указать VS Code на исполняемый файл языка Julia. Чтобы изменить параметры конфигурации, выполните команду Preferences: Open User Settings (вы также можете получить доступ к ней через меню File->Preferences->Settings), а затем убедитесь, что ваши пользовательские настройки включают julia.executablePath. Если нет, то необходимо вручную указать на расположение исполняемого файла Julia. Формат адресной строки должен соответствовать вашей операционной системе и имейте в виду, что \ является escape-символом в JSON, поэтому вам нужно использовать \\ в качестве символа разделителя пути в Windows.

Программирование и анализ данных на Python (часть 1)

Идентификатор конференции: 261 255 6227

Код доступа: 939738

Расписание

  • Лекция — 10:00 — 10:50
  • Индивидуальные беседы — 11:10 — 14:00

Курс посвящён изучению основ и методологии программирования на основе языка Python, который широко используется для разработки и реализации методов анализа данных. Рассматриваются основные алгоритмы и структуры данных, средства разработки и отладки программ.

Изучается возможность использования языка Python для создания web-приложений на микрофремворке Flask.

Изучаются основы работы с библиотекой поддержки больших многомерных массивов NumPy, пакетом анализа данных Pandas и пакетом машинного обучения Scikit-learn. Также в курсе излагаются базовые вопросы из теории вероятностей и математической статистики, необходимые для понимания алгоритмов машинного обучения.

Учебный ассистент Денис Семенов @ltybc138.

Занятия

03.12.2020

10.12.2020

Теория:

  • Проблема оценки сложности работы программ
  • Асимптотический анализ: Понятие O («О» большое)

17.12.2020

Теория:

Асимптотический анализ для полиномов.

24.12.2020

Теория:

Асимптотический анализ для a^n и log(n).

14.01.2021
Теория:

  • Бинарный поиск
  • Инвариант цикла
  • Поиск аргумента, при которой возрастающая функция принимает заданное значение.

21.01.2021

Теория:

  • Сортировка пузырьком, сортировка вставкой
  • Сложность сортировок, инвариант сортировок

28.01.2021

Теория:

Нижняя оценка сложности алгоритмов сортировки: n*log(n).

04.02.2021

Теория:

  • Сортировка слиянием.
  • Быстрая сортировка.
  • Оценка времени работы и использованной памяти.

11.02.2021

Теория:

Приоритетная очередь. Формулировка задачи. Построение на базе массивов.

18.02.2021

Теория:

  • Структура данных куча. Добавление, изменение значений, изъятие минимального элемента.
  • Сортировка массива при помощи кучи.

25.02.2021

Теория:

Связный список. Сравнение с массивом.

04.03.2021

Теория:

Хеш-таблица. Разрешение коллизий методом цепочек (списка)

Финальное эссе

Сроки: до 17 июня включительно

Формат: в виде .pdf документа с Times New Roman 12, 1,5 интервал на почту aibdcourse2018@gmail.com

Данное эссе посвящено теме будущего ИИ и Больших данных с точки зрения студентов.

Работы выполняются самостоятельно, в случае нахождения плагиата будет проставлено строго 0 баллов всем, у кого этот плагиат будет.

Это эссе должно быть предельно коротким и емким (не более 2-5 страниц в 12 Times New Roman с отступом 1,5).

Ожидаемое содержание эссе:

  1. Введение
    1. Расскажите о том, в какой области вам было бы интересно применять методы и механизмы искусственного интеллекта (и/или анализа больших данных). В этой секции желательно описать практические проблемы, которые можно решить с помощью методов ИИ и БД.
  2. Текущая практика
    1. В этой секции необходимо со ссылками на источники описать примеры применения ИИ и БД в указанной профессиональной отрасли или сфере. В случае, если такие примеры совершенно отсутствуют, это необходимо явно указать.
  3. Возможное будущее
    1. Данная секция является ключевой для эссе. Опишите, своими словами, какими методами ИИ и БД из изученных (или известных вам) можно улучшить тот или иной процесс, интерфейс или отрасль за счет использования искусственного интеллекта или анализа больших данных. Хорошим тоном так же будет сослаться на анализ отрасли c точки зрения технологических евангелистов и развить их идеи в своем рассуждении.

Критерии оценивания эссе

  1. Размерность — менее 1 страницы — 0 баллов, более 5 страниц — 1 балл, от 2 до 5 — 3 балла
  2. Практическая секция — менее одного примера текущего использования технологий — 1 балл, 1 и более — 2 балла
  3. Возможное будущее — корректное, обоснованное источниками (или логическими аргументами) описание возможностей применения ИИ в отрасли или процессе — 5 баллов. Полное отсутствие ссылок на любые источники — 4 балла. Отсутствие базовых логических аргументов — 2 балла.

Итого по данному эссе можно получить 10 баллов (они не будут шкалироваться к максимуму, как тесты и эссе по визуализации).

Новости

В Вышке стартует Конкурс научно-исследовательских работ студентов — 2021
Конкурс студенческих работ ежегодно позволяет молодым ученым попробовать себя в настоящем академическом состязании, где ведущие эксперты и специалисты Высшей школы экономики оценивают их исследовательские работы. В этом году принять участие в конкурсе можно с 1 сентября по 15 октября.

Наукастудентыисследования и аналитикаприглашение к участиюНИРС

1 сентября

Поздравляем наших выпускников!
Факультет математики по традиции поздравляет выпускников бакалавриата и магистратуры, уже зачисленных  и получивших приглашения из ведущих мировых университетов:
Факультет математики
20 августа

Практикум по теоретической физике для студентов факультета математики
Студенты 1, 2 и 3 курсов приглашаются на конкурс по решению задач. Победители  примут участие в исследовательском практикуме по теоретической физике в конце лета 2021 г. 

НаукастудентыФакультет математики

9 июля

Поздравляем победителей конкурса Siberian.Capital

НаукадостиженияФакультет математики

28 мая

«Математика – она для всех»
По случаю Дня женщин в математике вышло интервью с Владой Казанцевой, выпускницей первого набора матфака ВШЭ и учительницей математики в Новой школе.

Университетская жизньвыпускникиФакультет математики

17 мая

Матфак ВШЭ и «Мел» определили победителей конкурса на лучшую популяризаторскую статью о математике
«Мел» и математический факультет ВШЭ подвели итоги конкурса на лучшую популяризаторскую статью о математике.

ОбразованиевыпускникиФакультет математики

18 апреля

“Защита диссертации в Нидерландах совершенно не похожa на то, что происходит в остальных странах”
2 марта в Universiteit Leiden успешно защитил диссертацию по теории чисел «Global Fields and Their L-functions» и получил степень PhD наш выпускник Павел Соломатин (бакалавриат (2012) и магистратура (2014) матфака). В интервью он рассказал о том, как ему удалось дойти до защиты, совмещая получение PhD с работой в индустрии, с какими трудностями столкнулся после окончания аспирантуры, а также поделился списком книг по алгебраической теории чисел, которые могут быть интересны широкому кругу читателей.

НаукавыпускникиФакультет математики

23 марта

PhD в Австралии: интервью с выпускницей Лерой Старичковой (Матфак’2017)
В интервью факультету математики Лера рассказала о том, каково это заниматься математикой в Австралии, какие возможности не только в академической среде открываются после PhD, как не бояться ошибиться и выбирать свой путь к заветной цели.

НаукавыпускникиФакультет математики

11 марта

С 22 марта в Вышке стартует первая волна записи на майноры
В этом году все майноры будут доступны студентам четырех кампусов
Вышка для своих
5 марта

Студенты факультета смогут принять участие в первом прикладном проекте Матфака НИУ ВШЭ и Тинькофф
26 февраля в 18.00 состоится презентация проекта Матфака и Тинькоффа, в рамках которого будет создана первая в истории факультета проектная группа прикладной направленности

Университетская жизньстудентыФакультет математики

24 февраля

Общая информация о курсе Дискретная математика-1, ПМИ ФКН, 1 курс

Важные уточнения.

Итоговый письменный экзамен по курсу

Правила проведения итогового письменного экзамена

Итоговый экзамен назначен на 30 марта (вторник), начало 11:00. Длительность 1 час 30 мин. На экзамене разрешено пользоваться любыми печатными материалами и не разрешается использование электронных устройств (за исключением тех, кто пишет экзамен дистанционно: эти студенты могут взять вариант экзамена электронно и сдать написанную работу так же, как на зимнем экзамене, другое использование электронных устройств также не разрешается).

Для тех, кто сдает очно

Распределение (под-)групп по аудиториям.

R201: 201, 204-1

R207: 202, 204-2

R401: 205-1, 207-1, 2012

R404: 205-2, 208-2, 209-2, 2010-2

R405: 203-1, 209-1, 2011

R406: 203-2, 207-2, 208-1, 2010-1

Важное предупреждение Из-за ковидных ограничений в аудитории может находиться не более 50 студентов. Поэтому возможно, что ваc попросят перейти в другую, менее заполненную, аудиторию

Для тех, кто сдает дистанционно

Задание будет выдано в том же гуглклассе, что и на зимнем экзамене. Код класса fyw7fdi (основной поток)
Просьба зарегистрироваться под именем в формате (Фамилия Имя группа) по возможности кириллицей. Если вы уже зарегистрировались под другим именем просьба поменять его на это. Иначе вы рискуете не получить вовремя задание экзамена.

Результаты экзамена (основной поток)

Показ работ: 3 апреля, начало 14:00, аудитория R205

Программа и правила проведения коллоквиума в марте 2021 года

Коллоквиум будет проводиться дистанционно, по группам. Сроки: от 5 марта до 26 марта. Расписание будет объявлено дополнительно.

Важное замечание: в программу коллоквиума вошли не все темы, изучавшиеся в 3 модуле или которые будут изучаться параллельно с проведением коллоквиума. Нужно иметь в виду, что итоговый письменный экзамен в сессию третьего модуля будет содержать задачи по всем темам, изученным в 3 модуле.

Расписание коллоквиума в марте 2021 года

201 группа: 15.03 (понедельник), 14:40

202 группа: 15.03 (понедельник), 16:40

204 группа: 15.03 (понедельник), 15:40

203 группа: 05.03 (пятница); 06.03 (суббота); 09.03 (вторник)

205 группа: 18.03

206 группа: 15.03, 19.03, 20.03

207 группа: 11.03 (четверг), 16:30-21:00; 12.03 (пятница), 14:00-21:00; 13.03 (суббота), 13:30-18:00

208 группа: 12.03, 19.03

2010 группа: 13.03 (суббота)

2011 группа: 10.03 (среда)

Расписание коллоквиума в декабре 2020 года

201 группа: 9.12 (среда), 14:40-21:00; 10.12 (четверг), 16:20-21:00

202 группа: 9.12 (среда), 15:20-21:00; 10.12 (четверг), 18:10-21:00

204 группа: 9.12 (среда), 16:40-21:00; 10.12 (четверг), 16:20-21:00 (подгруппа 204-1 с 19:40)

203, 206 группы: 13.12 (воскресенье), 15:00-21:00; 17.12 (четверг), 17:00-20:00; 18.12 (пятница), 13:00-19:00

207 группа: 11.12 (пятница), 14:00-21:00; 12.12 (суббота), 10:00-14:00

209, 212 группы: 8.12 (вторник), 14:40-21:00; 11.12 (пятница), 15:00-21:00; 15.12 (вторник), 13:00-16:30

2010 группа: 07.12 (понедельник), 08.12 (вторник), 14.30-21.00

2011 группа: 12.12 (суббота), 14.30-21.00

Позиции в международных и российских рейтингах

Международный предметный рейтинг 

— 2021: ТОП-200 лучших университетов мира

— 2020: ТОП-200 лучших университетов мира

— 2019: ТОП-250 лучших университетов мира

— 2018: ТОП-300 лучших университетов мира

— 2017: ТОП-400 лучших университетов мира

— 2016: ТОП-500 лучших университетов мира

— 2021: ТОП-500 лучших университетов мира

— 2020: ТОП-400 лучших университетов мира

— 2019: ТОП-400 лучших университетов мира

— 2018: ТОП-400 лучших университетов мира

— 2021: 2-3 место

— 2020: 2-4 место

— 2019: 4 место

— 2018: 4 место

— 2017: 2-3 место

— 2016: 2 место

— 2021: 95 место

— 2020: ТОП-150 лучших университетов мира

— 2019: ТОП-150 лучших университетов мира

— 2018: ТОП-150 лучших университетов мира

— 2017: ТОП-200 лучших университетов мира

— 2016: ТОП-300 лучших университетов мира

— 2021: ТОП-600 лучших университетов мира

— 2020: ТОП-500 лучших университетов мира

— 2019: ТОП-500 лучших университетов мира

— 2018: ТОП-500 лучших университетов мира

— 2021: 1-2 место

— 2020: 1 место

— 2019: 2-3 место

— 2021: ТОП-500 лучших университетов мира

— 2020: ТОП-450 лучших университетов мира

— 2019: ТОП-500 лучших университетов мира

— 2018: ТОП-500 лучших университетов мира

— 2021: ТОП-1000 лучших университетов мира

— 2020: ТОП-800 лучших университетов мира

— 2019: ТОП-800 лучших университетов мира

— 2018: ТОП-800 лучших университетов мира

— 2021: 1 место

— 2020: 1 место

— 2019: 1 место

— 2018: 2 место

— 2017: 4 место

— 2016: 5 место

 

— 2020: ТОП-150 лучших университетов мира

— 2019: ТОП-100 лучших университетов мира

— 2018: ТОП-100 лучших университетов мира

— 2017: ТОП-150 лучших университетов мира

— 2020: 82 место

— 2019: 105 место

— 2018: 107 место

— 2017: 144 место

— 2016: 181 место

— 2021: 412 место (1 место среди российских университетов)

— 2020: 447 место (3 место среди российских университетов)

2-й модуль

Дата-время: 25 декабря, 10:00

Материалы для подготовки к экзамену:

II: список задач для подготовки к 1-й контрольной

III: приводимые ниже задачи (рассортированы по темам, номера с пометкой «П» даны по задачнику Проскурякова, номера с пометкой «К» — по задачнику Кострикина):

  • Комплексные числа: К 20.1, 20.2, 20.4, 20.11, 21.1, 21.2, 21.9, 22.7
  • Линейная зависимость в векторных пространствах: П 639–644, 646–650, 652–655, 1824–1828; К 34.2, 34.3
  • Линейные комбинации, линейные оболочки: П 665–669, 679–681 (база = максимальная линейно независимая подсистема)
  • Подпространства, базис, размерность: П 1297–1304, 1308, 1310–1313; К 34.14, 35.2, 35.3, 35.7(а,в,г), 35.8, 35.11, 35.16
  • Фундаментальная система решений однородной системы линейных уравнений: П 724–732, К 8.4
  • Ранг матрицы: П 612, 613, 619–622, 623–628; К 7.1–7.3, 7.5–7.7, 7.10, 7.12

Комментарий к I. Данный список продолжает список определений и формулировок для коллоквиума. В качестве одного из заданий экзаменационной работы может быть предложено дать какое-нибудь определение или сформулировать какую-нибудь теорему из списка, также могут быть задачи на применение теории (определений/формулировок) в конкретных примерах. Наконец, знание определений и формулировок может просто помочь при решении тех или иных задач экзаменационной работы.

Образование: больше, чем экономика

ВШЭ создавалась как экономический вуз, поэтому первые факультеты Вышки готовили, в основном, экономистов, менеджеров и социологов. Но современное социально-экономическое образование базируется на междисциплинарности. Не только образовательные, но и исследовательские открытия и прорывы происходят на пересечении различных дисциплин и наук. На взаимодействии экономических, инженерных и гуманитарных школ основаны модели таких всемирно известных университетов, как MIT и Caltech. По этому же пути пошла Вышка.

Юристы и философы появились в университете достаточно давно. Чуть позже ВШЭ открыла историческое направление подготовки. Студенты-историки получают широкое гуманитарное образование, которое позволяет им работать не только сугубо по специальности, но и в аналитических организациях, изучающих общественное развитие. В 2014 году в ВШЭ начинают преподавать еще и историю искусств. А востоковедов из Вышки (университет готовит китаистов, японистов, арабистов и корееведов) можно одновременно считать и историками, и культурологами, и философами, и политологами.

После присоединения к ВШЭ Московского института электроники и математики в Вышку стали поступать будущие специалисты по электронной технике, телекоммуникациям, компьютерной безопасности и космическим технологиям. При участии компании «Яндекс» в университете открыт факультет компьютерных наук. Его студенты изучают программную инженерию, анализ данных и проблемы искусственного интеллекта, а также решают принципиально новые исследовательские задачи — в области big data и информационного поиска.

На стыке математики и гуманитарной науки создано направление «Фундаментальная и прикладная лингвистика». Вместе с тем в университете преподают и классическую филологию. Знания компьютерных технологий пригодятся будущим журналистам — в Вышке их обучат всем тонкостям производства и функционирования цифровых медиа. А весь учебный процесс у графических, интерьерных, веб- и других дизайнеров Вышки «завязан» на проектной деятельности под руководством «звезд» российской дизайнерской индустрии.

Преподаватели

Лекции ведут:

Бурова Маргарита Борисовна

  • telegram: @burritas

Курмуков Анвар Илдарович

  • email: kurmukovai@gmail.com
  • telegram: @anvarki

Семинары ведут:

Группа Семинарист Ассистент
K1, K2 Степанов Артём Алексеевич, @arstep, stepartm@gmail.com Турсунходжаев Агзамходжа Махсудхужаевич, @agzamg, amtursunkhodzhaev@edu.hse.ru
К3, К4, К5 Волосникова Марина Сергеевна, @marinamarina123, mvolosnikova@gmail.com Черных Татьяна Олеговна, @tanicher, tochernykh@edu.hse.ru
Я1, Я2 Кириллов Алексей Павлович, @KirillovAP, KirillovAl@yandex.ru Орлов Александр Викторович, @TheLordOfSiberia, alexander.orlov98@gmail.com
Р2, А2 Саломатин Юрий Владимирович, @Drizir, yuvsalomatin@edu.hse.ru
Р1, А1 Вельдяйкин Николай Олегович, @NickVeld, noveldyaykin@edu.hse.ru , nickveldhw@gmail.com
Я3, Я4 Кротова Елена Борисовна, @Lena_Kr, kroelebor@gmail.com

Бюджет и недвижимость

В 2018 году доход вуза составил 17,76 млрд рублей (на январь 2020 года это примерно 259 405 579 евро). Основными источниками финансирования являются государственные средства, услуги частного образования, фундаментальные и прикладные исследования, гранты, пожертвования и другие виды поддержки.

Прикладные исследования по заказу государственных органов, частных компаний или международных организаций составляют до 40% дохода университета. Среди постоянных клиентов Минобрнауки, Департамент информационных технологий Москвы   , Минэкономразвития , Роснефть , Аэрофлот , Газпром , РЖД . За один учебный год вуз выполняет в среднем около 300 проектов. Другие источники поддержки — это государственные субсидии и научные гранты, в том числе международные программы. Например, только на Российский проект академического совершенства государство выделило 950 миллионов рублей (по состоянию на январь 2020 года это составляет примерно 13 874 037 евро).

В 2007 году соучредители НИУ ВШЭ учредили финансовый эндаумент НИУ ВШЭ — некоммерческую организацию, которая принимает пожертвования от имени университета и инвестирует полученные средства. Прибыль идет на развитие университетских проектов. По состоянию на декабрь 2018 года размер эндаумент-фонда составлял 742,5 млн рублей (на январь 2020 года это примерно 10 845 942 евро).

Всего в Москве университету принадлежит более пятидесяти зданий, расположенных на Мясницкой улице, Покровском бульваре, Шаболовке, Старой Басманной улице и других местах. В Санкт-Петербурге университетские городки расположены на канале Грибоедова , на улице Союза Печатников, на улице Кантемировской. В Перми у ВШЭ шесть корпусов, а в Нижнем Новгороде всего четыре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector