Высшее образование в казахстане — прямой путь к успеху!

Содержание:

Что могут дать российские и белорусские вузы казахстанцу?

    1. Высокое качество. Удаленные программы российских вузов эквиваленты очным:

      — студенты осваивают 100 процентов материала специальности (разработанного, с учетом потребностей занятого человека);

      — к знаниям учащихся по онлайн программам предъявляются такие же требования на сессиях, государственных экзаменах и защитах, как к очникам;

      — программы имеют государственную аккредитацию в соответствии с Болонским процессом.

      Postupi.kz представляет вузы с опытом в дистанционном обучении, которые давно запустили электронные университеты (некоторые 30 лет назад), постоянно развивают и совершенствуют удаленные программы. Компания Postupi.kz работает шесть лет и к этому моменту выпустила 1465 востребованных специалистов.

      Университеты имеют собственные функциональные и постоянно развивающиеся платформы электронных вузов: instudy, «Росдистант», собственные разработки на основе moodle.

    2. В российские и белорусские университеты на удаленное обучение можно поступать даже после 11 класса. В высших учебных заведениях Казахстана дистанционка доступна только после ссуза на идентичную или смежную специальность, или на второе высшее.
    3. Postupi.kz предлагает 63 программы ИТ, инженерного, экономического, управленческого, педагогического, юридического, психологического направлений подготовки. В РК по словам вице-министра образования и науки Асхата Аймагамбетова, по дистанционным технологиям подавляющее большинство специальностей недоступно.
    4. В Россию и Беларусь можно поступать без государственных тестирований ЕНТ и КТА и местных вариантов централизованных тестов: ЦТ, ЕГЭ.
    5. Postupi.kz гарантирует поступление с первого раза на желаемую специальность. Все наши абитуриенты легко поступили, куда хотели.

Дипломы РФ и РБ признаются в Казахстане. Сертификат DiplomaSupplement делает диплом действительным в странах ЕС. ММУ и ММА дают возможность получить два диплома за один период обучения – вуза и учебного заведения партнера

Система образования Казахстана

Срок обязательного образования в Казахстане составляет 11 лет. Дети идут в школу в 6-7 лет. Ранее они посещают дошкольные учреждения. Среднее образование длится в среднем до 17 лет. По окончанию ученики проходят Единое национальное тестирование (ЕНТ) — вступительный экзамен в университеты и выпускной экзамен со школы.

Среднее образование обязательно. К нему относят не только школьное обучение, а и начальное профессиональное и среднее профессиональное образования. Среднее образование делится на начальную (1-4 классы), основную (5-9 классы) и старшую (10-11 классы) ступени.

Начальное профессиональное и среднее профессиональное образования получают на базе основного образования, после завершения 9 классов. Начальное профессиональное образование получают в специальных лицеях и школах за 2-3 года. Среднее профессиональное получают в колледжах и училищах за 3-4 года.

Высшее образование

Высшее образование предоставляется только после получения среднего. Для поступления абитуриенты сдают экзамены (ЕНТ или КТА). В конце институтского образования выпускнику присуждается степень бакалавра (4 года), специалиста (5 лет), магистра (6 лет).

Второе и дальнейшие высшие образования в Республике Казахстан получают на коммерческой основе и в ускоренном режиме за 2-3 года.

Языки образования

Как правило, обучение проходит на казахском или русском языках. Учащиеся национальных школ могут выбрать язык сдачи экзаменов между русским и казахским.

Без знания государственного языка нельзя претендовать на гранты, карьеру в муниципальных учреждениях и правоохранительной сфере.

Половина выпускников школ поступает в вузы

Статистика по выпускникам школ в 2018 году выглядела так:

  • в вузы поступило чуть больше 50% выпускников 11 классов;
  • в колледжи – чуть больше 14%;
  • на работу сразу после школы устроились почти 8%;
  • уехали за пределы страны – чуть больше 5% (в основном для поступления в зарубежные вузы);
  • неустроенными оказались почти 20% выпускников.

Большая разница между выпускниками обычных школ и выпускниками НИШ. Последние всем составом поступают в престижные вузы Казахстана и зарубежья. Большинство из них обучается на гранте.

«Благодаря эффективной образовательной модели выпускники НИШ востребованы такими зарубежными институтами как Принстонский, Стэнфордский, Колумбийский, Массачусетский технологический, Гонконгский политехнический, Пусанский национальный университеты, Российский национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», – подчеркнули авторы доклада.

Система дошкольного обучения

Правительство страны серьезно отнеслось к вопросу получения дошкольного образования. Частные и государственные инвестиции привели к быстрому росту количества учреждений для дошкольного обучения. Существенные изменения претерпели и подходы к воспитанию детей. Люди осознали, что детский возраст — это не только подготовка к жизни в школе, но и отдельный важный этап в формировании личности человека. Основным стало развитие у ребенка самостоятельности и самодостаточности.

Процесс обучения для дошколят стал строиться на основе игры с постепенным усложнением задачи и перерастанием из развлечения в творчество. Такой подход позволяет сохранить заинтересованность ребенка в получении новых знаний и сформировать модель человеческих отношений.

Рейтинги лучших университетов Казахстана

Всемирный рейтинг Британской компании «Quacquarelli Symonds (QS)» взял во внимание работу более чем 350 ВУЗов! И целых 24 университета Республики Кахастан вошли в этот всемирный рейтинг, заняв такие места: 

  • 18-е место — университет КазНУ им. аль-Фараби;
  • 51-е место — Евразийский национальный университет им. Л. Гумилева (ЕНУ);
  • 73-я позиция — Казахский национальный исследовательский технический университет имени К. И. Сатпаева (сейчас Satbayev University);
  • 94-е место — Казахстанско-Британский технический университет (КБТУ);
  • 97-я позиция – Казахский национальный аграрный университет (КазНАУ).

Еще представляем вам ТОП-10 университетов, которые имеют высокий процент трудоустройства студентов: 

Номер в рейтинге

Название университета

1

Казахстанско-немецкий университет

2

Алматинский Университет Энергетики и Связи

3

Международный университет информационных технологий

4

КазНУ им. Аль-Фараби

5

КазЭУ им. Т. Рыскулова

6

КазНТУ им. Сатпаева

7

Международная академия бизнеса

8

КазНПУ им. Абая

9

Туран

10

Университет Международного бизнеса

Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева

Является государственным высшим учебным заведением. Корпус расположен в городе Астане. Вуз Казахстана был основан в 1996 году. Университет имеет собственное студенческое общежитие. В числе студентов более трех процентов являются иностранными гражданами. Всего же в стенах вуза обучается примерно 15 000 студентов. В преподавательский состав входит более трех тысяч человек. В число факультетов вуза входят:

  • социальных наук;
  • филологический;
  • информационных технологий;
  • экономический;
  • транспортно-энергетический;
  • исторический;
  • юридический и другие.

На базе архитектурно-строительного факультета функционируют следующие кафедры:

  • геодезии и картографии;
  • дизайн и инженерная графика;
  • архитектура и другие.

Почему получить обучение за границей выгодно?

Казалось бы, чем отечественная система хуже западной? Почему в Алматы не может быть достойного уровня? Образование за границей отличается более высоким уровне в связи с тем, что в него дольше времени и больше денег вкладывается. Можно сказать, что там система образования стала меняться намного раньше отечественной, что само по себе не могло не повлиять на весь процесс. Сегодня учеба в привычных школах и институтах для казахстанцев заканчивается на заучивании чаще всего. За границей программы обучения регулярно пересматриваются и обновляются.
Также одной из отличительных особенностей является то, что образование в Европе или США финансируется больше, чем в Казахстане.

Костанайский пединститут

Костанайский государственный педагогический институт был создан в 1939 году. Всего в стенах вуза обучается свыше пяти тысяч человек. Главный корпус Костанайского государственного педагогического института расположен в городе Костанай. На территории вуза располагаются учебные корпуса, спортивные сооружения. На базе института работают следующие факультеты:

  • социально-гуманитарный;
  • естественно-математический;
  • доп. и дистанционного образования;
  • физ. культуры, спорта и туризма;
  • филологический;
  • психолого-педагогический и другие.

В число учебных программ бакалавриата входят следующие:

  • педагогика и психология;
  • музыкальное образование;
  • дефектология;
  • математика;
  • информатика;
  • основы права и экономики;
  • национальный язык и литература;
  • туризм;
  • профессиональное обучение и другие.

Как поступить на дистанционное обучение в вуз России и Беларуси с Postupi.kz?

Компания Postupi.kz получила сертифицированное представительство престижных вузов, подобрала качественные программы подготовки, разработала алгоритм быстрого зачисления. Для абитуриента процесс поступления максимально упрощается. Нужно:

    1. Выбрать вуз и специальность. Заполнить форму на сайте. Специалист приемной комиссии позвонит, ответит на любые вопросы, зарегистрирует заявку.
    2. Выслать документы: копию диплома/аттестата, копию паспорта, 4 фотографии 3X4.
    3. Пройти вступительные испытания: онлайн-тест/письменный экзамен/собеседование.
    4. Оплатить семестр или год. Подписать договор.

Postupi.kz – не посредник, а часть вузов, поэтому наша работа не влияет на стоимость обучения 

После этого вы становитесь студентом дистанционной формы обучения. Вы будете получать образование в электронном вузе в удобном режиме. Учеба проходит с помощью видеолекций, видеоуроков, вебинаров, онлайн практик, лабораторных, симуляций, электронных учебников с адаптированными материалами и инфографикой, тестов, контрольных, форумов, мессенджеров, приложений. Внутри учебной платформы вы будете сдавать сессии и защищать диплом. Выпускники получают государственный диплом, где не написано, что вы учились удаленно.

«postupi.kz», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Низкая культура чтения среди учеников начальных классов

Казахстан входит в относительно небольшую группу стран с низким уровнем чтения среди учеников начальных классов. Только в 20 странах имеется такой же результат.

«Казахстанские дети получают недостаточный опыт чтения литературных текстов. Иными словами литература, как предмет, играющий наиболее важную роль в интеллектуальном и нравственно-духовном развитии учащихся, имеет проблемы в реализации своих функций», – сделали вывод авторы исследования.

Авторы исследования считают, что казахстанской системе образования необходим сбалансированный подход к приобщению детей к чтению.

«Имеющийся перекос в сторону информационного чтения чреват потерей воспитывающе-формирующих функций литературы. При этом очевидно, что абсолютизировать значение только литературного чтения в современных условиях было бы неверным. Необходимо понимать, что развитие индустрии развлечений и распространение интернета «сдвигают» традиционную культуру чтения», – резюмировали докладчики.

У нового поколения литература всё больше играет роль не источника мудрости и духовного наслаждения, а средства информации. При этом первоначальное знакомство с художественным произведением происходит через его отрывки в печати, кино, музыке и ТВ.

Можно ли поступить в университет без ЕНТ?

Если речь идет о вузах Казахстана, то сдавать национальное тестирование придется всем без исключения. Даже отличникам и призерам международных олимпиад. Однако поступить можно и без ЕНТ:

  • на дистанционное обучение в российский вуз;

  • после 1-го курса обучения в российском вузе можно перевестись в любой из казахстанских вузов; 

  • поступить в зарубежный вуз.

Сегодня подать документы в высшие учебные заведения России для иностранцев можно в электронном виде. Вступительные испытания также можно пройти онлайн. Студенты из Казахстана могут претендовать на обучение за счет бюджетных средств. Для этого нужно принять участие и победить в одной из олимпиад, проводимых вузами РФ, сдать ЕГЭ или вступительные экзамены, пройти конкурс на государственную квоту. 

Зарубежное образование привлекает казахстанских абитуриентов высшим качеством и возможностью реализоваться за границей. Во многих европейских вузах зависимо от специальностей иностранцу не нужно сдавать вступительные экзамены, а только собрать необходимый пакет документов. Образование также может быть бесплатным. Например, иностранцы в Чехии, которые обучаются на чешском языке, не платят за обучение. 

Так что поступить в университет без ЕНТ и других вступительных испытаний вполне возможно. 

Школьное образование

Среднее образование в Казахстане подразумевает одиннадцатилетнюю систему обучения в школе. Она разделяется на несколько этапов:

  • начальное (1−4 класс);
  • основное (5−9 класс);
  • старшее (10−11 класс).

Для грамотного распределения нагрузки на детей и повышения эффективности среднего образования в стране запланирован постепенный переход на 12-летнюю систему обучения, которая принята уже во многих высокоразвитых странах. Намечено и внедрение двенадцатибальной шкалы выставления оценок. Основной трудностью перехода к новой системе обучения является недостаточное финансирование учебных заведений и неподготовленность педагогического состава к нововведениям. Однако некоторые направления все-таки удалось обновить.

Суть обновлений кратко:

  • Новые требования подразумевают необходимость развития критического мышления и умения анализировать ситуацию.
  • Введение критериального оценивания для определения успеваемости учащихся. Данная система помогает поставить оценку за личные достижения каждого ученика и определить его сильные стороны, выявив сферы, которые необходимо проработать дополнительно.
  • Эффективность понимания ребенком учебных материалов определяется с помощью проведения контрольного теста после изучения каждой новой темы. Результат выражается в процентном соотношении и показывает, как школьник справился с заданием.
  • Оценка за четверть формируется на основе всех контрольных работ.
  • Данные о том, как учится ребенок, заносятся в электронный дневник, доступный для онлайн -просмотра родителями.
  • Постепенно снижаются учебные нагрузки и уменьшается количество времени, затрачиваемого на выполнение домашних заданий. В школах вводится пятидневная учебная неделя и снижается количество учебных часов.
  • На физкультуре дети получают возможность заниматься хореографией или играть в спортивные игры.
  • Для старших классов внедряется система изучения математики и естествознания на английском языке.
  • Школы, в которых большая часть предметов преподается на русском языке, увеличивают количество уроков на казахском.
  • Осуществляется переход на электронные учебники и внедрение новых предметов.

Нововведения затронут и педагогический состав образовательных учреждений. Теперь учителя будут получать оплату за каждый вид выполняемой работы. Существенно будет снижено количество бумажной писанины: педагоги будут заниматься ведением только учебно-методической документации. Государственное финансирование школ будет зависеть от количества обучающихся, благодаря чему каждое учреждение будет заинтересовано в повышении качества обучения и привлечения новых учеников.

Можно ли отменить сельские квоты и ввести ваучеры?

Ректоры полагают, что предоставляя сельскую квоту, государство делает медвежью услугу абитуриентам. По их мнению, в первые семестры студенты из сельской местности набирают «неуды» и после этого не могут соответствовать уровню своего вуза. Причина кроется в низком качестве образования в школах на селе. Помогать стоит только талантливой молодёжи, уверены руководители вузов.

Ректор Narxoz Эндрю Вахтель / Фото Виктории Ли

«Допустим, государство выдаёт грант, который стоит примерно 600 тысяч тенге, тогда можно предложить студенту получить этот грант, но пойти с ним в частный вуз, доплатив разницу. По типу ваучера: софинансирование со стороны самого студента. Ведь в получении знаний, а не просто диплома, заинтересован сам обучающийся. Вуз со своей стороны тоже будет поддерживать талантливую молодёжь: перспективных студентов стимулируют, в том числе, финансово», – говорит Эндрю Вахтель.

По мнению экспертов, объявленная Министерством образования и науки академическая свобода в некотором смысле действительно даёт свободу действий. Но передовые вузы Казахстана, для того чтобы держать планку и давать качественные знания, работали по тем же принципам и без объявления автономии.

Другое дело, что объявленной свободы ректорам вышеназванных учебных заведений мало. Сфера образования и рынок труда настолько непредсказуемы, что требуют постоянной корректировки.

Цены на обучение в университетах Казахстана

Еще один важный фактор — это цена. И абитуриент, и его родители, должны отчетливо понимать, потянут они финансовую сторону обучения или нет. В некоторых случаях именно цена обучения становится решающим фактором, которые влияет на выбор университета. Предлагаем вам ознакомиться с ценой на обучение в популярных университетах Казахстана: 

Название университета

Цена обучения за один год 

КазНУ имени аль-Фараби (КазГУ)

980 000 — 1 500 000 тенге

Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева (ЕНУ)

944 000 — 968 000 тенге

Satbayev University (Казахский национальный технический университет имени К. И. Сатпаева)

635 000 тенге в среднем на всех факультетах

Казахский национальный медицинский университет имени С. Д. Асфендиярова (КазНМУ)

635 000 — 1 200 000 тенге

Казахский национальный аграрный университет (КазНАУ)

635 000 тенге 

Назарбаев Университет 

16 000 — 23 000 долларов

Университет имени Сулеймана Демиреля

600 000 — 1 200 00 тенге

Карагандинский государственный университет имени Е. Букетова (КарГУ)

350 000 тенге

Таразский государственный университет имени М. Х. Дулати (ТарГУ)

308 000 — 318 000 тенге

Жетысуский государственный университет имени И. Жансугурова (ЖГУ)

410 00 — 463 00 тенге

Как видите, в Казахстане есть обучение на разный кошелек. Можно выбрать более доступные университеты, а можно получить элитное образование, оплачивать которое придется в долларах. В любом случае, выбор за вами! И помните, что цена — это не всегда качество. Поэтому, если видите цену ниже, то не думайте, что обучение в этом ВУЗе будет некачественным, а диплом не востребованным. 

Не стоит забывать и про существование образовательных грантов в Казахстане. Ознакомьтесь со списком государственного заказа

Выбор университета — это целый этап в жизни каждого школьника. Желательно начинать поиски пораньше, чтобы ибметь возможность найти больше информации, посетить Дни открытых дверей, узнать всю подробную информацию о цене. И помните, что выбор специальности, сделанный сейчас, повлияет на вашу дальнейшую судьбу! 

Как происходит поступление в университет после колледжа в Казахстане?

Казахстан имеет некоторые отличия в сдаче экзаменов для тех абитуриентов, которые только окончили школу, и тех, кто закончил колледж. Вторая категория сдает вместо ЕНТ экзамен КТА – комплексное тестирование абитуриента. КТА отличается тем, что в тесте учитывается не школьная программа, а программа, которую изучал абитуриент в колледже. 

Если выпускник колледжа планирует продолжать образование в вузе по родственным направлениям подготовки, для него предусмотрены сокращенные сроки обучения. КТ состоит из 2-х предметов: общеобразовательной дисциплины и специальной дисциплины. Тестирование длится 2 часа. Абитуриент может претендовать на максимальное количество баллов, которое равно 70. А пороговый балл для зачисления на бюджет составляет 25, причем по каждой дисциплине нужно набрать не менее 5 баллов. При поступлении на творческие специальности, нужно сдавать специальную дисциплину и творческий экзамен.

Если поступающий не планирует обучаться в вузе по родственному направлению, а выбирает другую группу образовательных программ, то он сдает ЕНТ на общих основаниях. То есть 3 обязательных и 2 профильных предмета из общей школьной программы. 

Участники тестирования могут претендовать и на получение государственных грантов, если сдают КТА во время основной сессии – с 15 апреля по 30 июня. Те, кто сдают комплексное тестирование в августе, могут поступить только на платное обучение. Сдача КТА является платной и стоит 2242 тенге. 

Процедура подачи документов в высшие учебные заведения такая же, как и для сдававших ЕНТ. Только к перечню добавляется подлинник документа о полученном среднем специальном образовании. 

Кто должен преподавать в вузах Казахстана?

Академическая свобода даёт право выбирать предметы, необходимые для обучения. Немного иначе обстоят дела с формированием преподавательского состава. По словам руководителей вузов, министерство выдвинуло такие требования к учителям, что подобрать подходящих очень сложно.

«С одной стороны, МОН нам даёт автономию, с другой, тут же спускают требования: профессорско-преподавательский состав на кафедре на 50% должен состоять из учителей с учёной степенью. О чём? Для чего? У меня на IT-факультете степень вообще не нужна. И нам приходится выкручиваться из таких ситуаций. Со стороны Министерства образования и науки это половинчатость решений. С одной стороны, казалось бы, стало лучше, но с другой – хуже», – не согласен декан факультета информационных технологий КБТУ Фуад Гаджиев.

Участники встречи Expert Update сошлись во мнении, что в Алматы и Нур-Султане проблема дефицита кадров большая, но в регионах кадров не хватает ещё больше. Молодые магистранты и докторанты не едут в области. Во-первых, не видят перспективы для роста, во-вторых, из-за мизерных зарплат.

«У нас два выхода: врать (по документам – преподают пенсионеры с учёной степенью, на самом деле – молодые специалисты) или делать по-своему (нанимать полезных для студентов преподавателей, пусть и без регалий). Самые крутые учителя, за которыми охотятся вузы, это те, что имеют образование, международный опыт. Они согласны преподавать в вузах, они хотят передавать свои знания, но по закону имеют право преподавать только 20% учебного времени. На самом деле они работают на полную ставку (50-70%). Мы выбираем честный путь, чтобы студенты получили качественное образование», – признается Эндрю Вахтель.

В казахстанских вузах дефицит кадров / Фото с сайта hse.ru

В вузах областных центров, объясняет Канат Кожахмет, в профессорско-преподавательском составе люди преклонного возраста, которые имеют необходимые степени, но дают уже неактуальные знания.

Он также добавил, что даже если бы такие специалисты и были, то они не согласились бы работать за те зарплаты, которые предлагают в регионах.

Выбор профессии в Казахстане: какие специальности сейчас востребованы?

Рынок труда сейчас динамичный в связи с активной диджитализацией всех сфер жизни. Кроме того, что меняются старые профессии, появляются еще и новые. 

Поэтому важно следить за тенденциями, думать о перспективах трудоустройства. Полезным ресурсом для тех, кто серьезно подходит к выбору профессии, станет электронная биржа труда РК

На сайте можно ознакомиться с регулярными отчетами по рынку труда, а так же

Важно также помнить, что будущая карьера не зависит только от выбора специальности.  . Приводим вам пример самых востребованных профессий на момент 2019-го года со средней заработной платой и местами, где можно работать: 

Приводим вам пример самых востребованных профессий на момент 2019-го года со средней заработной платой и местами, где можно работать: 

  • менеджер по продажам: заработная плата 50 000 — 1 000 000 тенге. Места работы: предприятия, которые производят продукцию для продажи в Казахстане и на экспорт, торговые марки, магазины, торговые сети;
  • бухгалтер: заработная плата в среднем 80 000 тенге. Места работы: предприятия, магазины, рестораны и т.п.; 
  • торговый представитель: заработная плата 50 000 — 250 000 тенге. Места работы: торговые марки;
  • маркетолог: заработная плата от 50 000 до 400 000 тенге. Места работы: бренды (одежда, продукты), промышленные предприятия, торговые марки;
  • администратор: заработная плата от 50 000 до 150 000 тенге. Места работы: гостиницы, рестораны, кинотеатры, бутики;
  • переводчик: заработная плата в среднем 200 000 тенге. Места работы: предприятия, фирмы, курсы по преподаванию иностранных языков;
  • инженер: заработная плата от 70 000 до 350 000 тенге. Места работы: предприятия и фирмы;
  • банковский работник: заработная плата от 30 000 до 200 000 тенге. Места работы: банки;
  • дизайнеры;
  • рекламщики;
  • журналисты;
  • риелторы;
  • специалисты информационных технологий. 

Казахский национальный технический университет имени К. И. Сатпаева

В список высших учебных заведений Казахстана входит и национальный технический университет. Расположен в городе Караганде. Стоимость обучения на программах бакалавриата и магистратуры для иностранных студентов составляет свыше 7000 $ в год. В число структурных подразделений вуза входят следующие институты:

  • информационных и телекоммуникационных технологий;
  • архитектуры, строительства и энергетики;
  • горно-металлургический;
  • химических и биологических технологий;
  • управления проектами;
  • военного дела;
  • дистанционного образования и другие.

Институт геологии и нефтегазового дела был создан в 1934 году. На базе института функционируют семь кафедр, среди которых:

  • Технология и техника бурения скважин.
  • Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.
  • Гидрогеология и инженерная геология.
  • Транспортировка и хранение нефти и газа.
  • Геология нефти и газа и другие.

Дистанционное образование для казахстанцев в вузах России и Беларуси

Российские и белорусские дипломы действительны в Казахстане еще с 1998 года. Сначала было подписано соглашение о нострификации между Казахстаном, Россией, Беларусью, Киргизией. Обновленный договор о Евразийском экономическом союзе вступил в силу 1 января 2015 года, в союз вступила еще Армения. По договору любой документ об образовании признается (статья 97, пункт 3) в каждой из стран без подтверждения. Но дипломы педагога, юриста, медика, фармацевта нужно нострифицировать из-за разницы в законодательствах стран.

Казахстан, Россия и Беларусь входят в Болонский процесс, поэтому образовательные нормы и стандарты для этих стран одинаковые. Структура высшего и послевузовского образования (бакалавриат, магистратура, докторантура) тоже одна. Болонский процесс диктует общеевропейские академические принципы и ценности, которым стремится соответствовать каждая из трех стран.

Удаленное обучение — более удобный способ получать высшее образование для всех, не только для выпускников школы

Зарплата выпускников вузов чуть выше 100 тысяч тенге

У выпускников университетов уровень трудоустройства ниже – он составил 67%. Менее 50% трудоустроенных выпускников у 68 вузов страны. Минимальный показатель – по специальности «Таможенное дело». Не по специальности чаще всего работают те, кто учился в области:

  • сельхознаук;
  • права;
  • услуг;
  • технических наук и технологий;
  • социальных наук и бизнеса.

Средняя зарплата выпускников вузов в 2018 году составляла чуть больше 100 тысяч тенге, что ниже среднемесячной зарплаты по стране.

Больше всего зарабатывали выпускники технических специальностей – 149 963 тенге. Меньше всего – выпускники сельскохозяйственных специальностей – 77 045 тенге.

Национальный проект «Серпін» тоже пока не оправдывает надежд. По его условиям молодёжь из регионов с избытком трудовых ресурсов обучается и направляется туда, где есть дефицит специалистов. Но только четверть выпускников программы закрепляется в регионе обучения. В 2018 году из 1635 обучавшихся только 256 человек остались там, где учились. Такая статистика говорит о низкой эффективности «Серпін». Авторы исследования рекомендуют изучить причины, почему участники программы возвращаются домой и каковы перспективы у тех, кто остался.

Инфографика информационно-аналитического центра

К чему будут готовы выпускники при академической свободе?

Одна из задач академической свободы – подготовка востребованных на рынке труда специалистов. Вполне логично, если спрос и предложения будут изучать вузы.

«Основной работодатель на рынке в Казахстане – это государство. Более 60% трудоспособного населения косвенно или прямо работает на государство. Соответственно, для него большинство госвузов выпускают специалистов, а частные вузы – для бизнеса. Нам поступают заказы, например, подготовить IT-специалистов. Мы обучаем молодых людей, к нам из компании-заказчика приходят сотрудники, которые преподают. Во время учёбы в вузе студент уже практикуется в бизнес-сфере. В итоге, получая диплом, он имеет два года стажа и потенциального работодателя», – говорит ректор Университета имени Сулеймана Демиреля (СДУ) Канат Кожахмет.

Ректор СДУ Канат Кожахмет / Фото Виктории Ли

Специалистов, готовящихся к работе в госсекторе, в несколько раз больше. Как следствие, выше конкуренция, поэтому многие, заканчивая высшее учебное заведение, работают не по специальности. К этому нужно быть готовыми, предупреждают ректоры.

«У нас есть факультет «Международные отношения». Если посмотреть на его учебную программу, становится понятно, что это дипломатия. Но мы прекрасно понимаем, что для того, чтобы работать дипломатом в МИД, нужно не профессию выбрать, а родителей. Если у молодого человека родители не работают в МИД, то мало шансов попасть туда. Именно по этой причине мы готовим дипломатов, но тех, кто может найти работу в других, соседствующих областях, чтобы человек не потерялся в жизни», – считает Эндрю Вахтель ректор университета Narxoz.

Похожего мнения придерживается и декан факультета информационных технологий Казахстанско-британского технического университета (КБТУ) Фуад Гаджиев:

«Дипломатия – это не специальность. Это два часа говорить ни о чём и обо всём. Как можно учить дипломатии 18-летнего молодого человека, который ещё не созрел психологически к жизни? Он формирует свои взгляды и накапливает опыт в стенах вуза. Поэтому вузы думают за него: какие знания дать, чтобы после получения диплома он не пополнил ряды безработных», – говорит Фуад Гаджиев.

Декан факультета в КБТУ Фуад Гаджиев / Фото Виктории Ли

Эксперты сошлись во мнении, что зависеть от рынка труда нельзя – слишком он непостоянен. Предугадать, какие профессии станут востребованными в будущем, никто точно сказать не может. 10-15 лет назад самых востребованных в настоящее время профессий не было вовсе. По мнению Эндрю Вахтеля, ненужными в будущем окажутся те специалисты, работу которых может заменить компьютер, запрограммированное оборудование или другая техника.

Напротив, самыми востребованными специальностями называют дизайн, экологию, психологию и социологию. Те сферы, в которых нужен анализ и обработка огромного количества информации, а также творческий подход, где машина не заменит живого человека.

Задача вузов – подготовить такого человека, который сможет в любое время и при любых обстоятельствах использовать те знания, которые он получил. Профессия – это грамотность и навыки, которыми вооружится молодой человек в стенах учебного заведения. От того, как он ими сможет воспользоваться в жизни, зависит его востребованность и успех, говорят ректоры. Академическая свобода, как понимают ректоры, даст возможность сделать из 18-летних юношей и девушек готовых к новым вызовам специалистов.

Центр дистанционного обучения Postupi.kz

Postupi.kz – лицензированный представитель вузов и региональная приемная комиссия. Мы стремимся сделать дистанционное образование в лучших высших учебных заведениях доступным, интересным, простым для любого, кто хочет учиться.

Список вузов дистанционного обучения Postupi.kz:

  • Московский международный университет
  • Тульский государственный университет
  • Московский институт психоанализа
  • Тольяттинский государственный университет
  • Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
  • Московская международная академия
  • Белорусский национальный технический университет

Нехватка мест в детсадах

10 из 12 аварийных детских садов в 2018 году приходилось на Кызылординскую область. Во всех остальных регионах эту проблему устранили. Но в сёлах ситуация плачевная.

«Число сельских дошкольных организаций с индивидуальным отоплением практически в три раза превышает городские, а с привозной водой – в четыре раза. Наибольшие трудности в благоустройстве дошкольных организаций на селе составляет обеспечение канализацией и горячей водой. Без горячей воды сельских детских садов и мини-центров почти в семь раз больше, чем городских, а без канализации – в 9 раз больше», – отметили авторы исследования.

Самая сложная ситуация в Туркестанской области: в 2018 году там было больше всего детских садов без канализации и горячей воды.

Инфографика информационно-аналитического центра

В городах республиканского значения из-за внутренней миграции встал остро вопрос обеспечения детей местами в дошкольных организациях. Поэтому в городах-миллионниках (Алматы, Нур-Султан и Шымкент) самые низкие показатели охвата детей 3-6 лет дошкольным образованием.

В 2018 году в очереди в детские сады в Казахстане стояло более полумиллиона детей до шести лет. Темпы строительства не успевают за ростом рождаемости. Особенно в городах, где потребность в детсадах в четыре раза больше, чем на селе (доля городских детей в очереди составляет 80%).

Для решения проблемы в Казахстане внедрили автоматизированную систему выдачи направлений в детсады. Сначала в пилотном режиме её ввели в Нур-Султане и Шымкенте, с 2018 года начали распространять в остальных регионах.

Также государство смягчило требования к строительству и эксплуатации детсадов. Теперь допускается совмещение в одном помещении игровой и спальни из расчёта – не менее 3 м2 на одного ребёнка. Это позволило увеличить число и доступность частных садов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector